Полная версия
История государства и права России. Учебное пособие
В отличие от Русской Правды Судебник рассматривал холопа как субъекта преступления. Изменились цели и система наказаний. Наказание стало рассматриваться не как доходная статья казны, а как устрашение и самого преступника, и других людей.
Судебник 1497 года устанавливал наказание за дачу суду ложных показаний. Лжесвидетель обязан был возместить потерпевшему весь понесенный им ущерб и убытки, связанные с ведением дела.
Процессуальное право. Появилась новая форма судопроизводства – розыск, который применялся при разборе наиболее серьезных уголовных дел и государственных преступлений. Розыск отличался от состязательного процесса тем, что если раньше инициатором судебного процесса выступал истец, то при розыске суд возбуждал уголовное дело по собственной инициативе. Для отыскания «лихих» людей назначались повальные обыски, расспросы и пытки.
Появился штат судебных работников, помогавших суду разыскивать и доставлять в суд обвиняемых. Эти лица назывались недельщиками, или ездоками. За исполнение своих обязанностей недельщик получал вознаграждение от заинтересованной стороны. Подсудимый стал не субъектом, а объектом судебного процесса.
Изменилась также система доказательств. Бесспорным доказательством считалось собственное признание, и, если обвиняемый признавал выдвинутое обвинение, других доказательств уже не требовалось. Другим видом доказательств были свидетельские показания. В качестве свидетелей теперь привлекались и холопы. Неоспоримым доказательством считались разного рода документы: договорные акты, официальные грамоты. Важным доказательством считалась присяга. Продолжали применять пытки для выяснения истины, а также судебный поединок. Победивший в бою считался правым. Проигравший или сбежавший с поединка признавался виноватым. Предусматривалась замена поединка присягой. Различалась присяга подтвердительная или очистительная. Вопрос о том, кому приносить присягу – истцу или ответчику – решался жребием.
В Судебнике 1497 года впервые введена исковая давность по земельным спорам: для тяжб великого князя с боярами и монастырями – шесть лет, для тяжб между остальными феодалами и черными (свободными) крестьянами – три года.
Крепостное право. Судебник 1497 года установил определенный день перехода крестьян от одного помещика к другому – Юрьев день (26 ноября). Крестьяне имели право переходить из села в село за неделю до и после Юрьева дня. При выходе устанавливалась плата с каждого двора в размере 1 рубля, а на неплодородных землях – в размере полтины. Полная стоимость пожилого налога выплачивалась лишь после четырехлетнего проживания на одном месте. Прожившие меньше четырех лет выплачивали по 1/4 рубля за каждый год проживания. Крестьяне могли обращаться в суд с жалобами на помещика по земельным делам. Судебник 1497 года сохранил отдельные формы холопства – при поступлении в сельские тиуны и ключники.
4.7. Государство и церковь
В рассматриваемый период на Руси сложилась национально-замкнутая религиозная идеология. В 1448 году впервые митрополитом был избран русский епископ Иона. Иван III добился права назначения митрополита без согласия Византии. Церковь представляла собой большую силу, которая могла соперничать с государством. Даже в условиях монголо-татарского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Ордынские ханы предпочитали через церковь управлять Русью, поэтому православные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Однако это не помешало руководителям церкви и рядовым монахам встать в ряды борцов за освобождение Руси от монголо-татарского ига.
В Московском государстве церковь в обмен на неприкосновенность ее земельных угодий выдвинула идею о божественном происхождении великокняжеской власти на Руси. Дело в том, что в среде русского духовенства образовались два течения, условно именуемые нестяжателями и иосифлянами, различие между которыми происходило на основе их отношения к экономике. Первые были против превращения церкви в богатейшее экономическое учреждение, вторые считали, что учреждения церкви должны быть экономически состоятельными и политически весомыми. Иван III стремился подчинить церковь своей власти и даже подготовил проект о секуляризации церковных земель и переводе иерархов церкви на государево жалование. Его смерть в 1505 году помешала осуществлению этого проекта. При Василии III церковь сохранила свои богатства, превратившись в большую экономическую и политическую силу. Союз с церковью помог верховной власти в борьбе с феодально-боярской оппозицией, а церковь, укрепив свое положение, начала борьбу с разными ересями. На Руси запылали костры, на которых сжигали еретиков.
Темы для семинарских занятий1. Судебник 1497 года как источник права.
2. Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 года.
3. Судоустройство и судопроизводство (органы, осуществляющие правосудие: форма процесса, доказательства) в Русском централизованном государстве.
4. Преступление и наказание по Судебнику 1497 года.
5. Гражданское право по Судебнику 1497 года.
Темы для написания докладов и рефератов1. Образование единого Русского государства.
2. Характеристика положения разных групп населения Руси изучаемого периода. Сравнительная характеристика социальной структуры Руси XIV–XV веков и предшествующей эпохи. Причины различий.
3. Сравнительная характеристика Судебника 1497 года и Русской Правды (с самостоятельным выделением критериев для сравнения).
4. Значение деятельности Сергия Радонежского для русской истории.
5. Атрибуты новой государственности: титул, геральдика, венчание на царство.
Вопросы для самоконтроля1. Каковы предпосылки образования централизованного Русского государства?
2. Какие выводы о характере общественных отношений можно сделать на основании содержания Судебника 1497 года?
3. Какова роль Ивана Калиты в усилении Московского княжества?
4. Как можно охарактеризовать концепцию Руси как «третьего Рима»?
5. Какова государственная идеология Русского централизованного государства?
Список литературы1. Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. – М.: Мысль, 1992.
2. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 5. Московское царство. Пер. с англ. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 2012.
3. Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий (очерки социально-политической истории). – М.: Мысль, 1982.
4. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. – М.: Наука, 1988.
5. Мавродин В. Образование единого Русского государства: монография / под ред. Д. С. Лихачева. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1951.
6. Штамм С. И. Судебник 1497 г. – М.: Госюриздат, 1955.
Глава 5
Сословно-представительная монархия в Русском государстве (середина XVI – середина XVII в.)
После изучения главы 5 бакалавр должен:
– знать: государственный строй сословно-представительной монархии;
– уметь: сопоставлять и оценивать государственно-правовые доктрины прошлых лет;
– владеть: навыками объяснения общих черт и особенностей памятников русского права.
Тема главы 5 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– формирование сословно-представительной монархии в России;
– правовое положение сословий в Русском государстве середины XVI – середины XVII вв.;
– центральные и местные органы управления в Русском государстве середины XVI – середины XVII вв.
5.1. Государственный строй
В середине XVI века Россия вступила в новый период своего развития. Московское государство стало одним из самых крупных государств Европы. В состав России вошли Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 году началось покорение Сибири.
XVI век – век экономического подъема. Этот век в истории России отмечен расцветом торговли, ростом городских центров, ремесел. Усилилась специализация районов: центр – земледелие, Север – ремесла, Поволжье – скотоводство. В это время происходил рост ремесленного производства, развивались местные рынки, между ними устанавливались прочные связи за счет захвата новых земель, продолжался процесс закрепощения крестьян и, как следствие этого, – крестьянские и городские восстания. Обострение классовой борьбы требовало укрепления централизованного государства, царской власти и принятия ряда мер против старой феодальной знати.
Эти конкретно-исторические условия потребовали от Ивана IV перехода к новой форме правления – сословно-представительной монархии, при которой власть монарха сочетается с функционированием сословно-представительных собраний, центральных и местных. Формы сословно-представительных собраний в каждом государстве были разными: в Англии – парламент, в Польше – сейм, в России – Земские соборы. Сословные собрания в разных странах обладали разной силой. Земские соборы в России имели только совещательные функции.
В 1547 году Иван IV венчался на царство. Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило русского царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. Царский титул позволил выделить Ивана IV из среды князей и бояр, определял самодержавный характер власти в стране, указывал на преемственность власти русского царя от византийских императоров.
Проведенные в середине XVI века Иваном IV государственные реформы уменьшили влияние Боярской думы и усилили влияние дворян.
В 1549 году была учреждена «Избранная рада», или «Ближняя дума», из приближенных к царю людей. В нее вошли Алексей Адашев (возглавил Челобитную избу), Сильвестр (протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя), Иван Висковатый (дьяк Посольского приказа), митрополит Макарий, князья Андрей Курбский, Михаил Воротынский и Дмитрий Курлятев.
«Избранная рада» была органом, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказной аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: царь, феодальная аристократия и служилое дворянство. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широко продуманным планом внутренних преобразований. «Избранная рада» просуществовала около 10 лет, до 1560 года. За время ее существования в стране произошли важные преобразования.
В 1565 году Иван IV ввел особый порядок управления – опричнину. Слово «опричнина» употреблялось еще 100 лет назад до Ивана IV. Произошло оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти воина пожалованная ему за службу земля забиралась в казну, кроме (опричь) небольшого участка земли, который отдавали вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричнина». Таким образом, инсценируя в 1564 году бегство в Александровскую слободу из Москвы, Иван Грозный назвал опричниной небольшой удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна – земщина – оставалась согласно его уверениям в управлении Боярской думы. Сопровождавшие царя в его удел стали называться опричниками. Вся территория страны делилась на опричнину и земщину. Опричнина управлялась непосредственно опричным двором, а земщина оставалась в ведении земских органов управления во главе с Боярской думой. Бояре и дворяне, не попавшие в опричнину, переселялись в земщину, получали новые земли, а их земли передавались опричным служилым людям. Опальные бояре и дворяне лишались таким образом даже своих родовых вотчин.
Введение опричнины сопровождалось расправами с неугодными царю лицами. Для этого был создан особый воинский корпус из тысячи человек, однако вскоре опричное войско достигло 5 тысяч человек. Опричникам предписывалась особая форма одежды: грубые нищенские или монашеские верхние одеяния на овечьем меху, нижние – из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху. Всадники должны были привязывать собачьи головы на шее у лошади и шерсть – на кнутовище. Верхушка опричников образовала своеобразное братство, наподобие рыцарского ордена. Они называли друг друга братьями, а царь играл роль игумена. В Александровской слободе шли бесконечные службы, на которых царь и опричники стояли в мантиях с капюшонами, с заостренными посохами и длинными ножами под одеждой. Монашеское смирение сочеталось с дикими оргиями и казнями.
Опричнина преследовала цель сломить сопротивление противников централизованной власти. Она нанесла сокрушительный удар по боярству и остаткам феодальной раздробленности. Террор имел также целью запугать народ, подавить сопротивление во всех его формах, предотвратить антифеодальные выступления.
Опричнина стала своеобразным государством в государстве или, точнее, государством над государством. В опричнине царь освобождался от традиционной опеки со стороны Боярской думы и церкви. По сути, опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления.
Общий результат опричнины В. О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовила действительную».
Вместе с тем опричнина способствовала становлению новой формы феодального государства – сословно-представительной монархии, которая опиралась в России на сословно-представительные учреждения – Земские соборы.
5.2. Земские соборы
Образование сословно-представительных монархий – закономерный процесс в развитии феодальных государств. В России этот процесс выразился прежде всего в созыве Земских соборов. Земские соборы фактически заменили княжеские съезды. Они, если можно так сказать, пришли на смену вече, но с ограничением функций вече, поскольку не представляли все население, а состояли лишь из представителей привилегированных сословий. Право созыва Земского собора принадлежало царю или главе Русской православной церкви, а в периоды междуцарствования – Боярской думе.
История Земских соборов – это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начался процесс формирования данного общественного института. Первоначально он не был четко структурирован, его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования и состав Земских соборов долгое время не были регламентированы. В. О. Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства» [2]. С. Ф. Платонов считал, что Земский собор – это «совет всей земли», состоящий из трех необходимых частей: «Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе, Боярской думы, земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства» [3].
Первым считается Земский собор 1549 года, который вошел в историю как «Собор примирения». Царь собрал на совещание Боярскую думу, Освященный собор и высших представителей боярства и дворянства. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. На Соборе объявили о намеченных реформах и подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.
На Земском соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права. Соборы, созываемые в этот период царской властью, продолжались до 1584 года. Считается, что в XVI–XVII веках было созвано около 60 Земских соборов, на которых решались вопросы государственного устройства, принимались административные и земельные реформы, избирались на престол новые цари. Так, в 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, а в 1613 году – Михаила Романова. Последний Земский собор в полном составе собирался в 1653 году по вопросу о принятии Украины в состав Московского государства.
Земские соборы способствовали преодолению феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане, ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, поскольку у разных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах. Земские соборы XVI–XVII веков не породили устойчивого сословного представительства в России, однако они сыграли немаловажную роль в преодолении кризисов развития русского общества. В процессе формирования централизованной системы управления во главе с монархом необходим был орган сословного представительства для поддержки политико-правовой деятельности государственной власти и формирования общественного сознания. В то же время созыв Земских соборов как бы снимал часть ответственности с власти монарха, т. е. делил ее с сословно-представительным органом господствующих классов. Сословно-представительная монархия просуществовала до второй половины XVII века.
5.3. Правовое положение сословий
В январе 1547 года Великий князь Иван IV венчался на царствование. Изменение титула способствовало укреплению власти монарха, поскольку титул царя передавался по наследству. Таким образом, притязания на престол удельных князей были ликвидированы. При Иване IV Грозном Московское государство расширило свои границы за счет присоединения Казанского и Астраханского ханств, Западной и Восточной Сибири, Башкирии. Население Московского государства в конце XVI века насчитывало 9 миллионов человек. Основная его часть была сосредоточена в Новгороде и Москве.
Феодалы. Класс феодалов в этот исторический период делился на бояр и дворян. Бояре – верхушка феодальной знати, к которой принадлежали бывшие удельные князья и выходцы из старшей дружины Великого князя, владевшие наследственными землями – вотчинами. Это был самый богатый и влиятельный класс феодалов. Правящей верхушкой класса феодалов были «думцы» – бояре, ведавшие различными отраслями централизованного управления в государстве. Придворные чины разделялись на думных, т. е. входивших в состав Боярской думы, и недумных. С XV века в Боярской думе участвовали и пожалованные Великим князем так называемые бояре введенные, дети боярские, которые затем получили название думных дворян и думных дьяков.
Недумными были менее важные придворные чины: стольники, чашники, спальники и стряпчие.
Дворяне – военные и гражданские служилые люди, которым выделялась земля за службу у царя.
Характерным для этого периода является развитие поместного землевладения, которое вначале было личным, а затем и потомственным. Отсюда происходило и название «помещик». В середине XVI века было разрешено обменять поместья на вотчину, было установлено право наследования и передачи в приданое поместий. С расширением земельных прав возросла и политическая роль дворянства, которое успешно теснило бояр в государственном аппарате.
Служилые люди обладали рядом прав и привилегий. Они освобождались от податей, а за долги не выдавались в кабалу кредитору – присуждались к правежу, т. е. битью палками по икрам ног в течение месяца. В число служилых людей входили дети бояр, дворян, а также казаки. Перевод служилого лица в высшие чины совершался только по указу царя.
Духовенство. Церковь по-прежнему являлась крупнейшим землевладельцем. В начале XVI века, при Иване III, была сделана попытка секуляризации церковных земель, которая встретила решительное сопротивление духовенства. На Стоглавом соборе 1551 года было принято решение о частичной конфискации монастырских земель и об ограничении передачи вотчин монастырям по завещанию на «помин души». С 1589 года в Русском государстве установилось патриаршество. До этого русский первосвятитель носил титул митрополита, а его назначение согласовывалось с Византийским патриархом. Первым русским патриархом стал митрополит Иова. Русская церковь усилила свое влияние на государственную власть.
Крестьяне. Крестьяне, страдники и кабальные люди составляли основную массу феодально зависимого населения. Они делились на государственных и владельческих. Владельческие крестьяне в свою очередь подразделялись на старожил и новоприходцев. Старожилы вели свое хозяйство, несли повинности в пользу феодала. Новоприходцы, как вновь прибывшие, пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. Судебник 1550 года закрепил за владельческими крестьянами право перехода от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня, т. е. 26 ноября по старому стилю, когда завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Уходившие крестьяне должны были полностью рассчитаться с прежним владельцем, оставить ему двор и озимые посевы. С собой они могли взять только движимое имущество.
В период хозяйственного разорения из-за Ливонской войны и опричнины началось массовое бегство крестьян на Волгу и Дон. В 1581 году Иван IV отменил право перехода крестьян к другому помещику. В целях закрепления крестьян за землевладельцами с 1581 по 1592 год была проведена перепись населения. В 1597 году был издан указ, установивший «урочные лета», т. е. пятилетний срок, в течение которого помещики могли вернуть в свои владения беглых крестьян. Крупные и влиятельные феодалы укрывали в своих владениях чужих крестьян, и, пока их владельцы предъявляли иски о возврате беглых крестьян, истекал пятилетний срок «урочных лет». К царю поступали челобитные с просьбой отменить сроки розыска беглых крестьян. Уложением 9 марта 1607 года срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет, а Соборное уложение 1649 года вовсе отменило «урочные лета», установило бессрочность розыска и тем самым окончательно закрепостило крестьян, лишив их общественно-политических и имущественных прав. Крестьяне стали полностью подчинены суду своих владельцев и несли имущественную ответственность за их долги.
В то же время произошло сокращение холопства. Судебник 1550 года запретил холопам-родителям «холопить» своих детей, рожденных на свободе. Было отменено наказание холопством за уголовные преступления. Выделилась особая категория «докладных» холопов, т. е. боярских и царских слуг, которые получили статус свободных людей, а в период опричнины некоторые из них были посажены на земли опальных бояр, за что получили название «новые худородные господа».
Городское население. Городское население получило название «посадские люди». Оно разделялось на купечество, черных людей – ремесленников и мелких торговцев. В связи с ростом ремесленной и мануфактурной промышленности изменилось и их положение. Эти изменения характеризовались резким обособлением богатой части торгово-промышленного населения. Самая крупная часть купечества – «гости» – обладала рядом привилегий. Они освобождались от податей, повинностей и торговых пошлин, им предоставлялось право владеть землей, вотчинами и поместьями. Они были подсудны только царскому суду.
Другую группу купечества составляли купцы «гостиной сотни», третью – «купцы суконной сотни». Эти две группы купечества имели несколько ограниченные по сравнению с купцами первой гильдии права и привилегии. Деление купечества по сотням, или гильдиям, регламентировалось царским правительством.
Остальное посадское население входило в состав «черных сотен» и слобод. Оно несло основную повинность – посадское тягло. Была еще одна группа городского населения – «беломестцы», которых феодалы селили на захваченные посадские земли. «Беломестцы» занимались ремеслом и строительством, но городской подати не платили, поскольку платили подать своим феодалам. Посадская община несла все повинности по круговой поруке, поэтому уменьшение числа посадских дворов приводило к росту тягла с посадской сохи.
В 1619 году был учрежден Сыскной приказ, который должен был вести борьбу с закладничеством. Посадским людям запрещалось закладывать себя за долги и становиться чьим-либо крестьянином. Они должны были возвращаться в свои слободы и нести повинности.
Единицей обложения, как уже говорилось выше, являлась соха, а затем двор. Были установлены прямые и косвенные налоги. К прямым относились дань, оброк, ямские и полоняничные деньги, которые взимались по переписным книгам. К косвенным налогам относились налоги, получаемые с питейных заведений, таможен, от веса, меры и мыта. Сбором налогов занимались таможенные и кабацкие головы, а также целовальники – выборные должностные лица, дававшие присягу и целовавшие крест.
В середине XVI века Иван Грозный провел ряд государственных реформ, направленных на уменьшение влияния Боярской думы и усиление влияния дворян [1]. Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана Грозного на заседании Боярской думы 27 февраля 1549 г., имевшая программный характер. В ней излагались основные принципы политики правительства.