Полная версия
Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами
Анна Трещалина
Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
Рецензенты:
Кошаев Владимир Борисович
доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, член Союза художников России.
Бурлука Оксана Семеновна исполнительный директор фонда поддержки науки и искусства «Дом Якоби», издатель, член Союза журналистов Москвы.
Трещалина А.В. Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами. – М.: Изд-во «БОС», 2022. – 104 с., ил.
Treschalina А. V. The development of Karelia and the Belomorye by Christian missionaries. – Moscow: Publisher BOS, 2022.104 p., il.
The native Russian lands of the North of Russia attract researchers with a desire to know how their development took place, what is the role of the founders of such strategically important monasteries for the protection of the central regions of Russia as Kirillo-Belozersky, Ferapontovo-Belozersky, Muromsky on Lake Onega, Valaam and Konevetsky on Ladoga, Solovetsky on the White Sea. And here it is impossible not to pay tribute to the pioneers, St. Sergius and Herman of Valaam, Cyril and Ferapont of Belozersk, Savvati and Herman of Solovetsky, Arseny Konevsky.
But who are they and where are they from? Why and how did they come to the northern lands? How did people live and what faith did they profess in the North before the advent of Christian missionaries?
In the proposed book, an attempt is made to focus readers' attention on the so-called places of power and underground structures on the way of St. Andrew the First-Called through the territory of Ancient Russia, to understand the personality and trace the wanderings of St. Savvati and his life in the Belozersk monastery, on Valaam and Bolshoy Solovetsky Island, to assess the real possibilities of the Solovetsky monks of building the foundations of stone structures in the bay Well-being, to analyze the campaign of the Monk Arseny to the island of Konevets.
© A.B. Трещалина, текст, илл. 2022
© Издательство «БОС» (дизайн, редактирование, печать), 2022
От автора
Предваряя эту книгу, следует остановиться на самой идее ее написания.
При анализе исторических фактов и мифов возникает двоякое мнение о явлениях, происходивших на нашей планете и, в частности, на севере современной России: с одной стороны – сказки, легенды и фантазии, а с другой – древние философские трактаты, уникальные находки археологических экспедиций, всесторонние научные исследования. Причем каждый, кто касался той или иной тематики, вносил свое, субъективное, мнение относительно событий, произошедших многие сотни и тысячи лет назад.
Исконно русские земли севера России притягивают исследователей не только своей суровой красотой и природными богатствами, но и желанием познать, как происходило их освоение, какова роль основателей таких стратегически важных для защиты центральных областей Руси крепостей (монастырей), как Кирилло-Белозерская и Ферапонтово-Белозерская (современный Вологодский регион), Муромская (Онежское озеро), Валаамская (Ладожское озеро), Соловецкая (запад Белого моря).
Фактически была создана система укреплений северо-западных рубежей Московии как единого Русского государства, сформировавшегося в XV веке при царе Иоанне Васильевиче.
Надо полагать, что на севере России господствовало язычество вплоть до середины XV века, пока преподобный Зосима[1] не основал монастырь на бывших капищах Большого Соловецкого острова, да и всего архипелага. Это было окончательной победой Новгородской и впоследствии Московской епархий, да и в целом христианства, на еще не полностью освоенных беломорских просторах.
Историю делают люди. Конкретные личности. И здесь нельзя не отдать должное первопроходцам, преподобным Сергию[2] и Герману[3] Валаамским, Кириллу[4]и Ферапонту[5] Белозерским, Савватию[6] и Герману[7] Соловецким.
Но кто они и откуда? Для чего и как они пришли на северные земли? Как жили люди и какую веру исповедовали на Севере до появления первых христианских миссионеров?
Если святой Апостол Андрей Первозванный[8] прибыл на Валаам в шестидесятые годы первого столетия н. э., то что происходило на этом острове в течение как минимум двухсот лет после его визита?
Даже если и есть документальная база, отражающая истинные целенаправленные стратегические действия главенствующего управляющего органа христианской конфессии на Евроазиатском континенте, то до нее добраться невозможно. Приходится довольствоваться теми историческими материалами и результатами археологических исследований, которые есть в открытой печати, и пользоваться информацией, иногда противоречивой, официально предоставленной Русской Православной церковью.
В этой книге сделана попытка акцентировать внимание читателей на так называемых местах силы и подземных сооружениях на пути следования Андрея Первозванного по территории Древней Руси, понять личность и проследить передвижничество преподобного Савватия и его жизнедеятельность в Белозерской обители, на Валааме и Большом Соловецком острове, оценить реальные возможности Соловецких монахов относительно строительства именно ими основ каменных сооружений в бухте Благополучия, проанализировать поход преподобного Арсения на остров Коневец.
Введение
…Соловецкий монастырь был очень похож на все другие монастыри русские. Разница была только в том, что стена его пестрела огромными камнями, неотесанными, беспорядочно вбитыми в стену словно нечеловеческими руками и силою.
С.В. Максимов. Год на севереКак развивались события на планете Земля много сотен и тысяч лет назад, доподлинно известно только тем, кто жил в те времена. Разумеется, происходила миграция населения. Стремление овладеть плодородными долинами, природными сырьевыми ресурсами, лесами, побережьями рек и морей, изобилующими зверем, дичью и рыбой, приводили к военным сражениям. Изменялись границы племен, общин и государств, иными становились промышленность, культура и религия.
Однако критерием богатства, силы и могущества было и остается золото. Причем не только для государей – императоров всех стран, но и для священнослужителей различных конфессий, в том числе и христианства. Возможно, не так важно было миссионерам изменить вероисповедование аборигенов, населяющих открытые европейцами новые земли, сколь требовались средства на создание храмов и, как следствие, усиление влияния Церкви на политику и экономику того или иного региона. Немаловажным фактором являлось использование «мест силы» древних цивилизаций для возможности взаимодействия с всеобщим энерго-информационным полем.
Одним из многочисленных исторических примеров искоренения язычества на севере нашей страны стало освоение сотни лет назад православными монахами Валаамского (Ладожское озеро) и Соловецкого (Белое море) архипелагов, имеющих сходное географическое расположение по отношению к материку. Это достаточно большие, но обособленные территории, находящиеся в зоне досягаемости парусных маломерных судов, имеющихся у населения, проживающего на побережье и проводившего в давние времена на островах свои обрядовые ритуалы.
Соловки – классический пример преемственности язычества и христианства на севере Европы. Лабиринтообразные выкладки, знаковые символы, изображения времен неолита еще остались в местах расположения христианских храмов. Строения, аналогичные Соловецким святилищам, существуют на северо-востоке Скандинавии и Кольском полуострове. Но если в Финляндии, Швеции и Норвегии в период христианизации северных народов эти сооружения уничтожались, то на Соловецких островах они каким-то чудом были сохранены [1].
Соловецкий архипелаг образовался в результате последнего оледенения около 9000 лет назад и расположен в западной части Белого моря. Отсюда можно контролировать вход в реку Онегу, по которой, используя довольно короткий волок, можно пройти в Онежское озеро, из него на запад, в Ладожское озеро и далее в Балтийское море, а на восток – в Белое озеро, реки Шексну и Волгу Таким образом, Соловецкий монастырь занимал важное стратегическое место по отношению к центральным областям России.
В середине XIX века монастырь претерпел осаду и обстрел кораблями английской эскадры. Надо отметить, серьезный ущерб бомбардировка не нанесла. Это и немудрено. Пробить стены, воздвигнутые из многотонных камней, ядрами с дистанции в сотни метров нереально.
Но кто и как изначально построил стены, подняв валуны на семь и более метров? Плюс сооружение башен (рисунок 1), каменная часть которых в высоту достигает примерно 15 м! Экскурсоводы говорят, что в состав раствора, скрепляющего кладку, входили куриные яйца. Сколько же надо куриц и петухов для изготовления такого связующего вещества при создании только стены длиной в «одну Соловецкую версту» (1,25 км) и толщиной 6 м?
Если следовать мнению С.В. Максимова, изложенному в книге «Год на севере», что огромные неотесанные камни словно нечеловеческими руками и силою беспорядочно вбиты в стену, то логично предположить участие в строительстве великанов, потомков гиперборейцев, способных перемещать предметы, имеющие значительную массу и объем.
Рисунок 1 – Башни Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
Кроме того, некоторые стыки блоков, например на набережной, выполнены в технике полигональной кладки, когда камни плотно укладываются друг к другу, образуя взаимозацепление «в замок», обеспечивающее прочность конструкции, характерное для древнейших сооружений Египта, Мексики, Перу [2]. Огромные валуны, положенные в основание стен и башен Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове, покрыты накипными лишайниками. Судя по размерам отдельных особей лишайников и высокому проективному покрытию[9], этим строениям более двух-трех тысяч лет [1,3].
Археологические исследования, проводимые на Соловках, убедительно доказывают обитаемость островов задолго до нашей эры. Стоянки на Большой Муксалме (остров в восточной стороне архипелага) датируются II–I тысячелетиями до н. э. Радиоуглеродный анализ найденных артефактов показал, что возраст угля из очага древней стоянки составляет 6785 ± 80 лет до настоящего времени, а остаткам керамических изделий – 5900 ±50 лет (аналогичные элементы керамики обнаружены на острове Анзер) [4]. Святилище, лабиринты, каменные гряды и выкладки, следы кварцевой индустрии на острове Анзер археологи также относят к периоду ХХ-Х веков до н. э. Лабиринты Большого Заяцкого острова предположительно были созданы в III–I тысячелетиях до н. э. К этому же периоду относятся валунные насыпи, сложенные протосаамами над останками умерших соплеменников.
В Средние века Соловки превратились в место совершения языческих обрядов. Здесь были курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших камней [5].
Соловецкий архипелаг в период навигации (середина июня – конец сентября) посещали рыбаки как с Южного (Онежский полуостров), так и с Западного побережья (Сорока, Кемь) Белого моря. Впоследствии Соловецкий игумен Досифей, наблюдая просторы, открывающиеся с горы Голгофа на острове Анзер (рисунок 2), писал: «При ясной погоде представляются взорам прекрасные виды: неотъемлемое для глаза пространство морских вод, на коих часто при благоприятном ветре носятся с распущенными парусами суда, и на самом острове… многие озера, различные по величине с разных мест и даже при подошве самой горы [Секирной. – Прим. авт.) находящиеся, представляют величественную картину» [6].
Рисунок 2 – Вид с горы Голгофа (остров Анзер)
Однако «…Острова Соловецкие на всю осень, на всю зиму, на всю весну запирает: на них тогда ни входу, ни выезду не бывает во все это время. Сначала мутят море бури такие, что и смелый и умелый не суется…С октября месяца у берегов припаи ледяные делаются… верст на пять бывают от берега» [8].
Не только на Соловках, но и в Карельских «местах силы», где были капища язычников, впоследствии построены православные храмы. Здесь в первую очередь следует отметить Валаамский архипелаг в Ладожском озере, ставший духовным центром Приладожских земель [9]. Церковное и монастырское писание утверждает, что древность обители (рисунок 3 [10]) восходит к временам распространения христианства на Руси.
Рисунок 3 – Валаамский монастырь
Существует версия, что слово «Валаам» происходит от финских слов varama — высокая земля и valo — свет, клятва. Таким образом, «Валаам» – это «Земля света». Возможно, первоначальное название Valami было переделано по созвучию с библейским именем древнего бога, известного как Ваал.
Почти все свидетельства ранней истории этого архипелага утрачены. Однако исследователи полагают, что в дохристианскую эпоху острова были местом языческого культа. Считается, что в те годы на Валааме располагалось главное капище Велеса (или Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие в окрестностях шаманы. Этимологический анализ финского названия «Валамо» подтверждает вероятность предания: «Вал», «Ваал», «Волос» или «Велес» – однокоренные слова, а «Мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо можно трактовать как «Земля Велеса».
Раздел 1
Святой апостол Андрей Первозванный на Руси и подземные коммуникации христианских обителей
В контексте освоения северных земель христианскими миссионерами в первую очередь следует упомянуть о появлении Андрея Первозванного на Руси и, в частности, на Валааме.
Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного. Эта страна занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Черное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостров, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации. В «Слове о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившегося в составе Повести временных лет, говорится, что Андрей Первозванный, прибывший из Синопа в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхоте поити в Римъ». Поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева (рисунок 4).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Зосима Соловецкий (скончался 17 апреля 1478 г.) – преподобный Русской церкви, один из основателей Соловецкого монастыря (вместе с преподобным Германом). В 1547 г. преподобные Савватий и Зосима канонизированы Церковным Собором.
2
Сергий Валаамский – православный монах, которому приписывают роль просветителя карельских языческих племен и утвердителя христианства в Северном Приладожье. По монастырскому преданию, является вместе с Германом Валаамским основателем Валаамского монастыря.
3
Герман Валаамский – православный монах, основатель (вместе с преподобным Сергием) Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
4
Кирилл Белозерский (1337–1427 гг.) – преподобный Русской церкви, основатель Кирилло-Белозерского монастыря.
5
Ферапонт Белозерский (1337–1426 гг.) – святой Русской Православной церкви, почитается как чудотворец. Основатель Белозерского Ферапонтова и Лужецкого Ферапонтова монастырей.
6
Савватий Соловецкий (скончался 27 сентября 1435 г.) – преподобный Русской церкви, основатель Соловецкой обители (вместе с преподобным Германом).
7
Герман Соловецкий (скончался в 1479 г.) – преподобный Русской церкви, один из основателей Соловецкого монастыря (вместе с преподобным Зосимой). С 2016 г. мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Свято-Троицком соборе монастыря.
8
Апостол Андрей Первозванный (по преданию, был распят в Патрах около 67 г.) – один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. Святой русской Православной церкви и Католической церкви.
9
Проективное покрытие – показатель в геоботанике, определяющий относительную площадь проекции отдельных видов или их групп, ярусов и т. д. фитоценоза на поверхность [7].