Полная версия
Письма узелковые: между любовью и литературой
Татьяна Краюшкина, ВВК
Письма узелковые: между любовью и литературой
Посвящается
ВВК с любовью истинного оттенка
Выражаю благодарность
ВВК – за вдохновение и поддержку при написании этой книги,
за чуткое прочтение всех вошедших в нее стихов
Предисловие
Иногда буквы и цифры путаются, искажая свой изначальный смысл. Хотя нет, не так. Иногда буквы и цифры путаются, являя истинное значение. Как мы в детстве говорили? Из-под пятницы суббота? Так вот, из-под второй книжки стихов – «Автопортрет с крылами из осоки» – внезапно выпала третья – «Письма узелковые», которую Вы и держите в руках. Эта книга стихов – вторая по очередности издания, но по написанию – третья. Она появилась неожиданно, когда Музе и Поэту стало понятно, что вторая книга – «Автопортрет с крылами из осоки» – не в состоянии вместить все стихи тематически.
Книга состоит из двух блокнотов. «Синий блокнот» и «Цветочный блокнот» – это все о Любви. И да, они на самом деле существуют, написанные мною от руки для того, от кого, благодаря кому и возникли все эти стихи. И в их названиях вовсе нет скрытых смыслов. Все просто: они названы по обложкам. Один из них спрятан меж двух листов глубокого синего цвета, второй – в белую, усыпанную весенними цветами, картонку.
Первый стих для этой книги я написала 17 июня 2019 г. А за синим блокнотом летала из Владивостока в Москву в начале 2014 г., чтобы увезти домой стопку сшитых металлической спиралью листков, которой через пять с лишним лет предстояло превратиться в ценность, вылупиться стихами из скорлупы бумажной белизны. Но тогда, в 2014-м, мне казалось, что основной целью была поездка на III Конгресс фольклористов. Муза тогда уже переехал из Владивостока в Москву и ничего не знал о моем существовании. Как и я не подозревала о том, что существует тот, кто способен вернуть мне почти утраченную способность выстраивать искренность строк.
Иногда буквы и цифры путаются. Иногда перемешиваются кусочки жизней. Хотя нет, не так. Иногда кусочки жизней выстраиваются в истинный порядок. И Муза вернулся во Владивосток. Мы встретились.
Ах, да. Второй блокнот. За вторым блокнотом я отправилась в ближайший книжный магазин, когда первый был исписан. Был выбор: блокнот с надписью «philosophy of life» или блокнот, подписанный «des fleurs». Муза выбрал «des fleurs». Зачем нам вся эта философия жизни с ее пустыми страницами, если цветы (= стихи), которым предстояло произрасти из листков цветочного блокнота, важнее?
Вы будете часто натыкаться в этих блокнотах на посвящение – ВВК. Пояснением к названию книги – между любовью и литературой. Поэтому мы, реально существующие Поэт и Муза, в книге превращаемся в литературных героев. И какое из существований истинное – в жизни или в литературе – Бог весть. Где мы настоящие? Это известно только нам, Поэту и Музе. Вы будете видеть лишь наши отражения в стихах, отблески наших чувств. Но никогда не узнаете нас настоящих. Именно так чувствовать, догадываться, смаковать – и есть Поэзия.
Поэт и Муза решили, что и Муза обязательно напишет что-то для этой книги. Мой первый читатель всех стихов этой книги, пестовавший их во мне много месяцев. Послесловие к книге вышло из-под пера моей Музы. Да, бывает, что и Музы берутся за перо, когда их просят Поэты. И тогда стихи становятся многомерными. Поэту так важно слышать свою Музу. Поэт и Муза не существуют друг без друга. Как и Мужчина с Женщиной. Можно упрямо верить в существующее сегодня, чертить графики и добиваться целей, но когда встречаются Поэт и Муза, звезды начинают говорить, сбываются пророчества, а жизнь наполняется еще одним – теперь уже истинным – смыслом.
Что обязательно нужно прочитать в этой книге? Вот те, что наиболее дóроги, вот те, что для меня – дорóги, даже магистрали, претендующие стать магистрами. Начните с них:
Цикл «Эмпатия»
Человеки и Серафимы
Рецепт
Словакия
Тоскана
«Свернусь в твоих ладонях гусеницей…»
«Бабочки бредят поисками южной земли…»
«Я тебя люблю, как пересохшая земля – дождевую воду…»
«Идут корабли тропами вод…»
Пряничный домик
«Пчелы держат истово путь на клевер…»
«В наличии – праведность. Ей нет числа и смысла…»
Солнце
Тебя я давно читаю
А остальное – на Ваше усмотрение. Можно пустить, как песок сквозь пальцы, как слезы сквозь ресницы, приложить куском льда к израненной душе или согреть застывающее сердце, смаковать или пить взахлеб.
Искренне,
Татьяна Краюшкина
ИЗ СИНЕГО БЛОКНОТА
Молитва к твоему ангелу-хранителю
ВВК
Храни его утром, израненным месяцем острым,
Храни его ночью, ослепшей от звезд и щемящей прохлады,
Храни его летом, ошпаренным солнцем, и осенью пестрой.
О чем-то другом не прошу. Мне другого – не надо.
Храни его путь из селения в дальние страны
И стежку, что к Дому однажды его приведет.
Храни и в секущих снегах, и в немых океанах,
Когда под ногой скользкий камень и призрачный лед.
Храни его, слышишь, от пули, сквозь время летящей,
Пусть ржавью кипят все ножи, что нацелены в спину,
Напрасны усилия ведьм, над отравой корпящих,
И злоба, к нему что стремится, навеки пусть сгинет.
Храни его сердце от боли, тоскливо щемящей,
И душу храни от сырого унынья и скверны,
И мысли храни от печали, как небо, на плечи давящей,
И честь навсегда сохрани от погибели верной.
Храни его жизнь, этот светоч, дарованный Богом,
И в призрачном сне, и в реальности, Словом объятых.
И эта молитва пусть станет тропой и прологом.
Храни его вечно. Услышь, мне другого – не надо.
10 августа 2019 г.
Цикл «Эмпатия»
ВВК
Визуальные образы июня, нанизанные на
I и II строфы «Колыбельной Трескового мыса» И. Бродского
I
Пространство
Онемевшей гармошкой, испанским дырявым веером,
Нецелованными запястьями голубых танцовщиц
Сложило время.
И отныне не ногу – в стремя,
А наоборот.
Перекошен рот.
Вернее, перечеркнут зигзагом слова подбородок.
Глаза – отдельно.
И вдоль левой части лица
Начинается
Улица,
Которую взглядом не перейти,
Нюхом не переплыть,
Только волком
Вынуть степенно
Степное солнце Куинджи, Луну из кармана,
Расстегнуть циферблат
И скованно выть.
Выпь
Где-то в болотах
Акварельно
Рисует шаг
Циркулем, растущим из пуза.
Медуза
Пыжится подражать зонтику,
Смятому коврику, юбке, надутой ветром.
Побуду немного уткой.
Украшать гнезда так глупо.
Но хочешь – землю со дна достану
Или сама землею стану,
Землей сто первого километра,
Песком твоего Туркестана,
Где зноем лениво размазан запах шафрана.
17 июня 2019 г.
II
Над головой пиала голубая,
В ней медленно солнце горит, притяженьем влекомо:
Так манго падает в море,
Эмпатия бьется о горы в горе.
Затухает вечер под Шуберта в ля миноре.
Затихает волны вспененной бег,
Аритмия изранивших чувств – тише.
Так – ток и всё ток – каштаны по крыше
Трамвая1,
Так – ток и всё ток – к небу и выше
Стремится твоя душа.
У лестниц прогнили ступени,
Надломлен и стебель бобовый.
Эмпатия смахивает со лба
Пот рудокопов и прах рудниковый.
Родник всё чище.
Сошью тебе крылья.
Слышишь,
Трепещут уже?
Сошью тебе крылья из облака, стали, малиновой пенки.
Приклею их, как подорожник к израненной в детстве коленке.
17 июня 2019 г.
III
И пагубно увечье пустоты,
Рождающей фонтаны и фастфуды.
На каждой улице, на каждом блюде –
Ты,
Как рыба, бьющая о лед плавник.
Простуде
Дай дорогу. И фагот
Немедленно концертом не умрет.
Источник слова ищешь,
Как утеху.
Побуду для тебя – библиотекарь.
Следуй за белым кроликом ковылем Юга,
мхами
Севера
Страусом, в землю ввинченным.
Пусть все восторги и покаяния
Вымучены
На полотнах Да Винчи
В ночь со среды на пятницу.
Сквозь прощения и прямиком в рай
Меня пока отлихорадит стихами.
Ты полетай на крылышках, полетай.
Для тебя сегодня заштопаю матрицу.
17 июня 2019 г.
Я поняла, что можно быть живой
Я поняла, что можно быть живой:
Стремиться к небу, как стремятся травы,
Быть птичьей трелью, памятью отавы,
Желанной жаждой, что на водопой
Ведет волков и малого ягненка,
Прикосновеньем серого крыла
Зигзицы к водным покрывалам.
Пусть кто-то думает: «Другой была».
А я поправлю: «Не была, но стала».
Теперь жива! Быть силою смогу,
Той, первозданной, что приоткрывает
Ладони-лепестки навстречу ветерку,
Кривую шейку стебелька равняет
И полусферу рифмой надевает
На тонкий перст судьбы или опенка.
Теперь жива! И верю: стать смогу
Мерцающей любовью колыбельной,
Спокойной дремой спящего ребенка,
Лучом закатным, акварельно
Дарующим покой воде и очагу,
Над очагом – привычно-пряным дымом,
Как пледом, затихающим пейзажно.
Теперь смогу весь этот мир любимый
Нанизывать на грифель карандашный.
6.07.2019 г.
Человеки и Серафимы
ВВК под «Пилигримы» Бродского
Стрелы пронзают Небо.
Вода в пересохшую сушу льет.
Беда в пересохшую душу льет.
Новый Всемирный потоп.
Башня кривится,
Небо стремится
Проткнуть, словно бубен шаман неуклюжею палкой.
Как уязвленное эхо,
Захлебывается сознание человека:
Изъедено пыткой постичь,
Только нечем.
Прикоснуться к беде человечьей –
Будто грязные ногти старухе подстричь
Или седую траву на газоне.
В бело-зеленом вазоне
То ли прах, то ли дрожжи сухие
Для нового белого хлеба.
Так намазывать шаг на кривую струю бытия,
Так стремиться вживаться в чужую, как боль, безысходность.
Что трава, что вода. Помутнение смысла в словах,
Вскользь озвученных, произнесенных, пронзенных.
Между пальцев катать пластилиновый шарик,
Вязать и никогда не довязать тебе шарфик,
Составить и никогда не выполнить график.
Сказку не, песенку не. Слушай
Всполох сгоревших комет.
Это лучше,
Лучшее, что создам для
Дождавшегося своей очереди дня
За похлебкой, покоем, фиалками.
Ввергнуться в душу
чужую, своей отраженье.
Завернуться, как в плед.
Мы были. Мы будем любимы.
Аллюзией Бродского,
Тропами скотскими,
Да сквозь проулочек,
Над огнями и дымом,
Терзаньями плотскими
Бредут по земле Серафимы
Нас выковыривать из бед,
Словно изюм из булочек.
15 июля 2019 г.
Пальцы запутались в волосах
Под «Вальс дождя» Никитина
в ожидании Бетховена и Моцарта
Пальцы запутались в волосах,
Заплутали. Чувства поставь на паузу.
Как медуза вздутая – вот он страх,
По Ефрону и по Брокгаузу.
Заверчу
Цигаркой твое сознание
Поздним вечером.
Всё подкину монеткой в небо и всё прощу
Так доверчиво.
Словно женщина,
У которой – всё впереди,
Нет ни боли, ни расставания.
У любимого на груди
Спать – естественное желание.
Господи, как хочу
Соколом приникнуть к плечу
Святого Трифона!
Но рытвинами путь выстелен,
Морское дно – рифами
И сознание уже бурлит рифмами.
Выпустить их, как рыбе кишки,
Как на улицу – кошку –
Все терзания,
Вырастить в горшке кишмиш
Из горошины,
Из тюльпановой луковицы.
Впустить в себя ритм,
Чувствуя, как медовый профиль
Заменяется на анфас,
Как мир по полу деревянному катится
Оторвавшейся пуговицей.
Потом, как часики, и меня починят.
И единственное – без сомненья сейчас:
Отдаться музыке, как мужчине.
Жеманный взгляд,
Желанное послевкусье.
Жалейка стелется,
Как в Приэльбрусьи
По сочным травам, куда упала бы.
Теперь иначе все: под нами – палуба,
Над нами – серое,
Седое облако.
В твоих объятиях я точно сдохла бы.
Но жизнь отмерила
Иное качество:
Кому – затмение,
Кому – чудачество,
А нам – болезненна первопричина.
На лист альбомный налью штрихи,
На лист кленовый – тугие жилы
Навью.
Метелью музыка заворожила.
Преобразовывать всю музыку в стихи.
Отдаться музыке под мужчину.
И с наилучшими пожеланиями,
Пожалованиями, пожиманиями
Плечами, взгляд, как в бруствер:
Наименьшее неискусство,
Как лакрица – больным – на палочке дирижёра,
Как пшеница – голодным – в неурожайный год.
Как лошадке несущейся – шпоры, шоры.
И почувствовать, и прочувствовать Турандот,
Что влечется к принцу, сжимая губы,
В спину – ногти, по спине – кровавые ручейки.
Что стремится к принцу – как в руки бубен
И к запястьям наручники.
И по полу катятся, как арбузики,
Бусинки, бусики.
Отдаться мужчине, как музыке.
17–19 июля 2019 г.
Господь – мне
СВП, ушедшему прошлому
Всё, милая, ты наигралась
В эту любовь, затянувшуюся на годы,
Как сеть рыбацкая тянет траву морскую,
Как пряха серую нить – из комка льняного,
Выдалбливает дятел
Из жучков суету пустую.
Вы разные, вы другой породы
Друг другу. Покоя
Прими, как валерьяновых капель.
Устрицею вжималась
В его ладони,
Горячие,
Будто слезы декаданса.
Поэтому агония
В ритме сальсы.
Загостившаяся приживалка, падчерица
В собственной любви.
Покоя, говорю тебе, прими.
Он разрушает тебя, не понимаешь?
Жизнь вытекает березовым соком.
Он вылакал тебя всю,
Как мед, распятый на сотах,
Он выплакал тебя всю –
Этакий сюр –
Сплясал не на костях – на душе твоей, электричеством играющей, – в резиновых ботах.
В обратную сторону чужой попутчик.
В самое яблочко – лучник,
Без промаха маузер,
Солнечный лучик,
Превращающийся в лазерный.
Хвататься за отношения
Нет больше сил:
Не красная нить – линия магистральная.
Да, он хороший, он самый лучший,
Который почти убил.
Завершена сю-
ита.
Идея банальная:
Любовь, словно чашка, разбита.
Я изгоню его из твоей жизни,
Как жужжание мухи,
Затаившейся в августе – в избе – под глиняной крынкой,
Тополиный пух, труху – последствие саранчи –
Не путать с корой дубовой! –
Как бешеную корову,
Как пасквиль,
Ядерный удар по соседнему государству.
Не кисни.
Возьми и устрой по ушедшей любви поминки
С размахом.
Ты сама себе пряха?
Ты сама себе нить сучишь?
Не смеши.
Вселюдская игра
В царей и цариц природы…
А годы,
Как деревянные пароходы
По Волге
На кофейно-белых выцветших фотографиях,
Щепки в ручье, текущем из детства в марте,
Не существующая страна на карте,
Пульсирующая в глóтке ратафия,
В глоткé – эпитафия.
Пространство искрится в полозьях дугокопыльных нарт,
Складывается в дрожащей руке, как веер для первого бала.
Где-то по горам Кавказским гарцуют нарты,
Смешивая прелюдию и азарт.
Какой смысл в лампочке без накала?
Отдайся Промыслу Моему
Я в руки бережно,
Как дитя новорожденное,
Тебя приму.
Видишь, Промысел Мой мягок,
Сахарной ватой сладок,
Земля под стопой тверда.
Он был – на тебе живой – мраморный памятник,
Он был – по тебе живой – Орда,
Что насилует, жилы тянет и жжет,
Уходя, вспарывает живот
И лжет, теплохладно лжет.
Он был тебе горшок пустой,
Врач в шестой,
Прививал не чувство вкуса –
Чувство вины,
Разводил в печи не огни –
Турусы.
Набылась Авелем,
Циклом Кальвина,
Стриженой Мальвиной,
Стрижами и Марианской впадиной,
Несостоявшейся Марининой Тарусой,
Ядовитой гадюкой и просто гадиной,
Гербарием нехранимым.
Было единственное мнение – его,
А твое – всегда неправильное.
И потребность – что пальто,
Молью изъеденное –
Пора избыть,
И вину – навязанную – забыть:
Не способна стать любимой
Не умеющему любить.
Ты уже навходилась в эту Реку, наплавалась, нахлебалась всласть,
До сытости, до икоты.
Вся твоя рыболовная снасть
Поделена на заботы
Раскатанной до поднебесья губой.
Лепила из глины себе человека,
Слепила – свистульку,
Козульку,
Незаполненную люльку.
Твой дом пуст.
Забудь навсегда эту Реку
С застывшей, гнилой водой.
Вот и завершилась затянувшаяся расплавленным сыром история.
А теперь… Ты слышишь?
Со всех чувств
Беги к своему Морю.
23 июля 2019 г.
Знаешь, как его вымаливала?
Знаешь, как его вымаливала?
Мышку из норки выманивала,
Музыку из клавиш выдавливала,
Тесто пельменное выдалбливала
О столешницу.
Тельца на аркане
Волокла,
Гоблина в пустом чулане
Кормила.
Домик строила из битого стекла,
Небо крыльями брила,
Пересмешница.
Небо – брызжущая звездами твердь, –
Как мне успеть
Воспеть
Ту любовь, что гложет,
Тащит на ложе,
Наложницу,
Режет тупыми ножницами?
Оживляет почти умершую
Не царицу Савскую –
Простую женщину
Вне возраста и вне пути.
Как, как мне его найти?
Дай уверенности душе,
Как молока парного,
Парящего сокола,
Семена пшеничные – земле парящей.
Однажды загорятся звезды –
Чу! загораются уже –
В луже грязной и над высотками,
Над моим убогим пристанищем,
Над твоим покинутым ристалищем,
Наживулят путь лучиками к моему порогу,
Выплаченному оброку,
Выплаканному,
Вытканному, как алмаз.
Все произойдет в самый нужный и единственно верный час.
Не торопи Бога!
23 июля 2019 г.
Люди
Есть люди-барханы, есть люди-пустыни.
Песком пересохшим –
Что хлопнут в ладоши –
Глаза запорошат, тебя запорошат.
Душа высыхает от них до песка:
Днем перегреется, ночью – остынет.
Такая трагедия, такая тоска.
В жизни встречаются люди-болота,
Нутро их – всего лишь грязная жижа,
Которым ты будешь испачкан, унижен,
Сознание – в щепки, как в волнах гашиша.
Болота затянут, ты в них захлебнешься.
Станут чужими чистые воды,
Бризы морские, зеленые рощи.
Случаются люди – бесплодные пашни.
Как будто готова принять та землица,
Как будто бы с плугом готова дружиться.
В них сеешь и сеешь, не всходит пшеница.
Душой, как о скалы, о них разобьешься.
Прошлым живут, словно днем настоящим.
Ты с ними в сегодня никак не сойдешься.
Являются миру люди-алмазы.
Одних нарезают в котлету баранью,
Других защищают каждою гранью,
Третьих одарят спонтанным мерцаньем.
Жизнь с ними – праздник или закланье.
С чем ты столкнешься – узнаешь не сразу:
Непредсказуемо существованье.
Есть люди невзрачные – пакли комочки.
Тепло в твоем доме они сберегают,
Рану кровящую всю закрывают,
Пламени время они продлевают.
Их не заметить – усилья не надо:
В яркой картине – мелкие точки.
А отыскать их – это награда.
25 июля 2019 г.
Рецепт
То, что доктор написал
ВВК
Сейчас – безусловно жить,
Веровать в точность каждого дня,
Заточенного под меня,
Заточенного под тебя.
Сейчас – беззаветно плыть
Щепкой в потоке дней.
С каждой минутой сильней
Становится твой каркас.
Крепче становится плот
От омывающих вод,
Яростней и ясней
Станет и суть вещей.
Душу покинет гнёт,
Сердце покинет мрак.
Те, что на небесах,
Выведут твой баркас.
Сковывающий лёд
Будет разрушен в прах.
Остойчив, морской орёл,
Выйдет твой ледокол.
Вверх подними твой взор:
Выверен Млечный путь.
Те, кто ткали узор,
Нас не дадут согнуть.
Те, кто нам пряли нить,
Нас не дадут сломить.
Станем только сильней
С переплетеньем путей.
26 июля 2019 г.
Ощущение
ВВК
Ощущение, будто мы снова едем в одном купе,
И каждый раз – идентичные входы и выходы на вокзал.
Вот только мысли по-новому стеблями хризантемовыми сломлены:
Никто из нас этого не ожидал.
Вот только мысли по-новому сложены
(Майки для пионерского лагеря, оригами, пресные канапе),
Которые когда-то недосказал.
А теперь незачем – да и нет тех,
Которые не простят, не прощены, просрочены,
Словно вафельки или обезжиренный кефир.
И головы задурманены – затуманены – заморочены,
И из старых событий новый созидается мир.
Выворачивается дальневосточной устрицей,
Становится гусем, непраздно ждущим перед праздником гусятницу,
Ноем, почти пережившим тот великий Потоп.
И мы бредем по ночным, туманом вымазанным улицам
Этого города, похожего на распластанный сыр.
Не выдумывай, всё это – вовсе не матрица.
Это чей-то огромный дурацкий калейдоскоп.
Мы – набор стеклышек в странной вертящейся трубочке,
В зеркалах искажаются остатки самоценности и прочих наивных чудес.
Мы с тобою катимся горошинами к Крысолову, играющему на дудочке,
Чтобы когда-то однажды превратиться в безликий словесный всплеск.
28 июля 2019 г.
Странные люди
Живут в этом мире странные люди:
Они жарят пышки и ближних не судят.
С медом, вареньем иль без затей
Едят они пышки, а не людей.
Кормят не страхи, а кошек и птиц.
Свет теплый исходит от их ясных лиц.
Они о любви громко не говорят.
Стоят себе тихо, молитву творят:
За счастье в душе и за мир во всем мире,
За сыр на столе и за дырочки в сыре,
За дождик на землю, цветение трав,
О том, чтоб одумался тот, кто не прав.
За злобных соседей, бесплодные семьи,
Господь их молитвам тихонечко внемлет.
Ты их не узнаешь в безликой толпе:
Они неизвестны ни мне, ни тебе.
Быть может, они моют пол в средней школе
Или стремятся зажечь на танцполе,
Может, ночами ведут электричку
Иль охраняют в клубе певичку,
Заводом иль фабрикой руководят.
Верь, злобу мира они победят.
30 июля 2019 г.
Словакия
ВВК
Теперь не слова дирижируют мною,
А я – словами.
Грезится все также по ночам Словакия.
Небо, переполненное, как вдох и выдох, лишь Вами,
И по строчкам струится
Уже не кровь, а победоносно – ракия.
Отстраненно все чувства становятся в строй
И живы,
Я жива, вместе с ними – к птицам.
Вместе – к пчелам – в рой.
Нет, какая иллюзия!
Слова все также диктуют мне то, что сбудется.
Я завишу от них, как собака, бегущая за мячиком улицей,
Петушок, рисующий клювиком в небе, –
От основания флюгера,
Как слепец – от ведущего его зрячего,
Между мной и словами царит не покой –
Диффузия.
Не разъять их на звуки, меня – на атомы.
Я и слова навеки запаяны, запечены, залатаны,
Как металлические детали, шиллинг на счастье в хлебе
Для бюргера,
Как одежда клоунов цирка бродячего.
Вот, смотрите, уже наступает время,
Когда все слова написанные – невнятны,
Мысли – непривычно обескровлены и ранимы,
Самый вечерний чай перестает быть мятным,
Конфета к нему – в фантике затаенной,
Словакия сбрасывает с себя европейскую сдержанность
И становится пульсирующей Бразилией,
Близким – сценарий еще не сыгранной пантомимы,
То ли раздвоенной каким-то внешним усилием,
То ли тем же самым усилием – запланированно соединенной