bannerbanner
Таро: 78 ступеней мудрости на пути к самопознанию
Таро: 78 ступеней мудрости на пути к самопознанию

Полная версия

Таро: 78 ступеней мудрости на пути к самопознанию

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3
ЕДИНСТВО И ДВОЙСТВЕННОСТЬ

На протяжении своей долгой истории Старшие арканы толковали бесчисленное количество раз. Сегодня мы склонны рассматривать триумфы как описание психологического процесса, демонстрирующего переход через разные состояния к полному познанию, к единению с миром вокруг или избавлению от слабости, замешательства и страхов. Все арканы вместе детально описывают этот процесс, но для его понимания в целом достаточно рассмотреть всего четыре карты, четыре базовых архетипа – графическое изображение процесса эволюции и познания.

Если у вас есть под рукой колода Таро Райдера – Уэйта[1], вытащите из нее Шута, Мага, Верховную Жрицу и Мир и выложите их ромбом, как показано ниже. Посмотрите на них. Обратите внимание, что Шут и Мир изображают радостные танцующие фигуры, тогда как Маг и Верховная Жрица кажутся неподвижными. Если вы взглянете на остальные Старшие арканы, то заметите: на всех, кроме карт 0 и 21, фигуры изображены в статичных позах, словно для фотографии, а не так, будто это случайный кадр из фильма.

Тем не менее между двумя танцующими фигурами есть различие. Шут в богатых одеждах рвется вперед; фигура на карте Мир обнажена. Кажется, что Шут вот-вот одним прыжком спустится в нижний мир из каких-то высших сфер. Героиня карты Мир парадоксальным образом находится будто бы вне материальной Вселенной, а фигура словно заключена в магический венок победителя.



Обратите также внимание на числа карт. Строго говоря, ноль представляет скорее отсутствие числа, а значит, можно сказать, что он содержит в себе все числа. Все оказывается возможным, поскольку еще ничто не определено. 1 и 2 – первые настоящие числа, первый пласт реальности, фиксированное состояние. Они формируют архетипы «четный» и «нечетный», воплощая все противоположности: мужское и женское, свет и тьма, пассивное и активное и так далее. Но в числе 21 совмещаются обе эти цифры.

Посмотрите на позы. Маг поднимает волшебную палочку к небесам. Помимо идей духовности и единства, палочка – фаллический символ – обозначает мужское начало. Верховная Жрица восседает между двух столпов, символизирующих женский половой орган и одновременно двойственность. Эти столпы появляются на Старших арканах снова и снова: на таких очевидных изображениях, как храм Иерофанта, и менее заметно – в виде двух Влюбленных на шестой карте и двух сфинксов, впряженных в Колесницу. А теперь взгляните на Мир. У танцовщицы (хотя в некоторых колодах изображен андрогин) две волшебные палочки – по одной в каждой руке. Мужское и женское начала объединились, даже более того – их отдельные качества уступили место высшей свободе, и в том, как легко танцовщица держит эти могущественные символы, видна незамутненная радость.

Теперь очевидно, что если по горизонтали мы видим двойственность противоположностей в Маге и Верховной Жрице (1 и 2), то по вертикали (0 и 21) мы видим их единство: Шут находится в некоем идеальном состоянии, пока двойственности еще нет, а Мир намекает на пьянящее ощущение свободы, возникающее только тогда, когда психике человека удается объединить противоположности.

Карты Таро, подобно многим другим философским системам и мифам, символизируют двойственность как разделение на мужское и женское. Каббалисты считали, что Адам изначально был андрогином и Ева отделилась от него лишь затем, чтобы они могли видеть друг друга как отдельных созданий. В большинстве культур мужчины и женщины воспринимают друг друга как сильно отличающиеся, практически независимые сообщества. Сегодня многие полагают, что каждый человек имеет как мужские, так и женские качества – идея, которая в прошлом упоминалась исключительно в эзотерических учениях о единении.

Если мы рассматриваем двойственность как кардинальное противопоставление мужского и женского, черного и белого, то в обычной жизни ощущаем более тонкие различия, особенно между тем, что нам кажется возможным, и тем, чего удается достичь в реальности. Очень часто наши действия не оправдывают надежд: свадьба не приносит абсолютного счастья, работа или карьера разочаровывает, а не вдохновляет. Многие художники говорят, что на холсте картины никогда не выглядят так, как у них в голове: им не удается по-настоящему выразить то, что они хотели. Почему-то реальность всегда меньше, чем ее потенциал. Многие понимают это и потому мучительно размышляют над каждым решением, даже самым незначительным, ведь стоит начать действовать в одном направлении, как остальные потенциальные возможности станут недоступны. Люди не могут принять ограничения реального мира.

Разница между потенциальным и реальным иногда воспринимается как разница между телом и разумом. Мы чувствуем, что наши мысли и эмоции – нечто отличное от нашего физического воплощения в мире. Разум безграничен, он может отправиться куда угодно во Вселенной, в прошлое и в будущее. Тело слабо и подвержено голоду, усталости, болезням. Пытаясь преодолеть это разделение, люди впадали в философские крайности. Бихевиористы заявляли, что разума не существует, реальны только тело и его привычки. В противоположность им многие мистики воспринимали тело как иллюзию, созданную нашим ограниченным пониманием. В христианской традиции бессмертным истинным «я» является душа, существовавшая до физического воплощения в теле и продолжающая существовать после. Во многих религиях и сектах, например у гностиков и некоторых каббалистов, тело считается тюрьмой, созданной за грехи и ошибки наших предков.

В основе всех этих двойственных различий лежит ощущение, что мы не познали сами себя. Глубоко внутри мы чувствуем, что наша истинная природа есть либо нечто более сильное, свободное, мудрое и могущественное, либо же это источник животных страстей и диких, необузданных желаний. В любом случае мы точно знаем, что наше истинное «я» скрыто где-то глубоко внутри привычной личности, скованной социальными ограничениями. Как до него достучаться? Если мы верим, что это «я» – сущность невероятной красоты и силы, то как ее освободить?

В основе всех наук, которые мы называем оккультными, лежит четкое понимание этих ограничений и различий. Однако потом они переходят к другой идее: есть некий ключ или план, как свести все воедино, объединить наши жизни и надежды, раскрыть нашу скрытую силу и мудрость. Люди часто не понимают, в чем смысл духовных наук. Многие считают, что Таро нужны для гадания, алхимики хотели разбогатеть, превращая свинец в золото, а каббалисты колдуют, произнося тайные слова. На самом деле эти науки стремятся к духовному единению. «Основной металл», который алхимик пытается превратить в золото, – это он сам. Принимая идею, что человек перешел из некоего идеального состояния в ограниченное, оккультист вовсе не считает, что надо бессильно ждать искупления, будто бы наблюдая за всем со стороны. Наоборот, оккультисты полагают, что поиск ключа к единению и приведет к этому искуплению.

Карты Таро описывают одну из версий такого «ключа», хоть он и не единственный, и это отнюдь не тайное учение. Таро – это процесс, который в том числе объясняет, почему ошибочно полагать, что единение достижимо с помощью простой формулы. Единение приходит через рост и познание, по мере того как мы шаг за шагом проходим через все двадцать два Старших аркана.

Шут воплощает истинную невинность, что-то вроде абсолютной радости и свободы, чувство вечного единения с жизнью и ее духом, то бессмертное «я», которое, как нам кажется, загнано в ловушку компромиссов и неразбериху обычного мира. Может, такое лучезарное «я» никогда не существовало, но мы почему-то интуитивно воспринимаем его как нечто потерянное. Практически в каждой культуре можно найти миф об изгнании из первобытного рая.

Слово «невинность» часто понимают неправильно. Оно означает вовсе не отсутствие вины, невиновность, а скорее свободу, открытое восприятие жизни, полное отсутствие страха, свойственное слепой вере в жизнь и собственное интуитивное «я». Невинность не означает асексуальность, как некоторые думают, скорее, открытую сексуальность без страха, вины, потакания или лицемерия. Это сексуальность, выраженная свободно и спонтанно, как проявление любви и радости жизни.

Шут идет под номером ноль потому, что для человека, который всегда готов двигаться в любом направлении, возможно все. У него нет конкретного дома, его состояние не фиксировано, как у других карт. Невинность превращает его в человека без прошлого, а значит – с бесконечным будущим. Каждый момент для него – новое начало. Арабская цифра 0 по форме напоминает яйцо, словно указывая, что все происходит из нее. Изначально ноль обозначался точкой; в герметической и каббалистической традиции считается, что Вселенная появилась из одной искры света. Бог в каббале часто описывается как ничто, ведь описать Бога как предмет – значит ограничить его, придать ему некую конечную форму. Исследователи Таро, которые считают, что Шут должен стоять до, после или между определенных карт, упускают его смысл: Шут – это движение, перемена, бесконечный прыжок длиною в жизнь.

Для Шута не существует разницы между реальностью и возможностью. Ноль означает пустоту, полное отсутствие надежд и страхов. Шут ничего не ждет и ничего не планирует. Он мгновенно реагирует на каждую ситуацию.

Другие лишь принимают эту абсолютную спонтанность. Никаких расчетов, никаких тайн. Шут делает это не специально, как, например, в случае сознательного решения быть кристально честным с другом или возлюбленным. Делиться откровенностью и любовью – это природа Шута, он дарит их всем, даже не задумываясь.

Мы называем Шута «он», а Мир – «она» только из-за того, как они изображены на картах, но оба могут быть как мужчиной, так и женщиной, и ничего не изменится. Шут не испытывает разъединения с материальным миром, а значит, он или она не видит разницы с «противоположным полом». Физически Шут и танцовщица – андрогинные существа, выражение человеческой сущности по своей природе.

А теперь снова взгляните на четыре карты. Посмотрите, как Шут разделяется на Мага и Верховную Жрицу, которым нужно слиться снова, чтобы образовать Мир. Эти две карты воплощают расщепление невинности Шута на иллюзию противоположности. В Мире мы видим заново обретенное единство, но более высокое и глубокое, достигнутое с помощью роста, прослеживаемого в остальных восемнадцати картах. Шут есть невинность, а Мир – мудрость.

НЕВИННОСТЬ И СВОБОДА

Шут учит нас, что жизнь – всего лишь непрерывный танец постижения. Но только немногим удается хоть на краткий миг удержать состояние такой спонтанности и свободы. Из-за страхов, условностей, да и просто самых обычных повседневных проблем нашему эго приходится ограждать нас от переживаний. Тем не менее где-то в душе мы смутно чувствуем возможность свободы – отсюда смутное чувство потери, «изгнания из рая». Однако, потеряв невинность, мы уже не можем просто вернуться на уровень Шута. Вместо этого нам нужно бороться и учиться, взрослеть, раскрывать свой потенциал и постигать себя, пока мы не достигнем высшей свободы Мира.

Маг воплощает действие, Верховная Жрица – пассивность, Маг – мужское начало, Верховная Жрица – женское, Маг – сознательное, Верховная Жрица – бессознательное.

Под «сознательным» понимается не высокое осознание Мира, а мощное, но ограниченное сознание-эго, выстраивающее вокруг себя мир границ и четких форм. Это описание ни в коем случае не принижает и не унижает созидательную силу Мага. Есть ли более великое творение, чем порядок из хаоса переживаний? Именно Маг придает жизни значение и смысл. Целители, художники и оккультисты считают Мага своей картой-покровителем. И все-таки его сила существует отдельно от свободы Шута или мудрости Мира.

Точно так же Верховная Жрица в своей бессознательности указывает на глубокое состояние интуитивного познания. Однако это интуитивное знание далеко от той сияющей точки в центре небытия, которая дарует Шуту такую свободу.

Верховная Жрица воплощает архетип скрытой истины, сути, но, поскольку эта истина не бессознательна и невыразима, сохранять ее можно только за счет полной пассивности. В жизни это может проявляться огромным количеством способов. Все мы смутно осознаём, кто мы на самом деле, каково наше истинное «я», которое мы никогда не показываем другим и которое не поддается объяснению. Но мужчины и женщины, без оглядки бросившиеся строить карьеру, бороться с конкурентами и исполнять обязанности, нередко в какой-то момент обнаруживают, что больше не понимают, кто они и чего хотят от жизни. А их полная противоположность, буддистские монахи, полностью удаляются от мира, ведь малейшее вмешательство в земные дела может отвлечь их от медитаций.

И Маг, и Верховная Жрица содержат чистый архетип. В некотором смысле они не утратили энергию Шута, а просто разделили ее на свет и тьму. В традиционном разделении религий на восточные и западные Маг воплощает Запад и фокусируется на действиях и спасении народов, а Верховная Жрица – Восток, существование вне мира и времени. Однако те, кто глубоко изучил обе стороны, умеют совмещать эти элементы.

Верховная Жрица сидит между светлым и темным столпами. Хоть она и воплощает темное, пассивное начало, благодаря интуиции ей удается найти баланс между двумя противоположностями. Звучит парадоксально, но на самом деле это не так. Если нам кажется, что наша жизнь полна неразрешимых дилемм, есть два способа действовать: метаться от одного края к другому или не делать абсолютно ничего. Сесть посередине, не склоняться ни к какому выбору и позволять противоположностям просто быть. Конечно, это тоже выбор, и в конце концов мы утратим баланс и интуитивное знание просто потому, что жизнь вокруг продолжается.

В каббалистической системе образов Верховная Жрица воплощает Столп Равновесия – силу, которая объединяет противостоящие Столп Милосердия и Столп Суда. Именно поэтому она и сидит между двух храмовых столпов. Но без сочетания с активной действующей силой Мага равновесие Верховной Жрицы тает.

Как и Шут, Маг и Верховная Жрица – это архетипы, они не встречаются в обычной жизни в чистом виде. Мы неизбежно смешиваем их (но не всегда сочетаем) и потому обычно воспринимаем в более мягкой форме, как неосознанные действия, неуверенность или безволие с чувством вины. Другими словами, чистота этих двух полярных архетипов теряется, потому что жизнь перемешивает их в кашу.

У Старших арканов двойное назначение. Во-первых, выделяя из нашей жизни отдельные архетипы, мы можем видеть их в чистом виде как аспекты психологической истины. Во-вторых, они помогают окончательно решить конфликт между этими противоречиями и постепенно, шаг за шагом, пройти через разные этапы жизни, чтобы в итоге прийти к единству. Возможно, символизируемая Шутом невинность никогда не существовала в реальности, но почему-то мы ощущаем ее отсутствие как потерю. Старшие арканы подсказывают, как ее вернуть.

Общий обзор

КАРТЫ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Большинство толкователей Старших арканов придерживаются одного из двух подходов: изучают карты либо по отдельности, либо в последовательности. При первом подходе считается, что каждая карта представляет собой набор разных качеств или ситуаций, важных для духовного развития человека: Императрица воплощает величие души в единстве с природой, Император – самоконтроль и так далее. В такой системе числа на картах считаются частью их символического языка. Магу присвоена цифра 1 не потому, что он идет первым в колоде, а из-за того, какие идеи воплощает – единство и силу воли, как ему и подобает.

При втором подходе арканы рассматриваются как прогрессия. Маг первый, потому что его качества служат отправной точкой в системе роста, показанной в остальных картах. В таком случае, скажем, тринадцатая карта находится именно там, где должна, – между Повешенным и Умеренностью, а не где-то еще. Каждый новый аркан вырастает из предыдущего и подводит к следующему.

В целом я придерживалась второго метода. Нельзя полностью пренебрегать символикой чисел, но также важно видеть место каждой карты в общей структуре. Сравнения с другими позволяют заметить как достоинства, так и недостатки. Например, седьмая карта, Колесница, часто описывается как победа. Но какая победа? Глобальное освобождение мира или победа в более узком смысле, хотя и огромное достижение? Позиция карты в раскладе поможет ответить на оба вопроса.

Толкователи, выбравшие этот подход, обычно ищут какую-нибудь точку, где можно разделить триумфы. Чаще всего это Колесо Фортуны: число десять символизирует завершение одного цикла и начало нового. К тому же если поместить Шута в начало, то арканы можно разделить на две аккуратные группы по одиннадцать. Но главное, идея вращающегося колеса означает перелом во взглядах: переход от внешнего (успеха и романтических отношений) к внутреннему, что отражено в таких картах, как Смерть и Звезда.

У разделения Старших арканов на две половины есть свои плюсы, но я считаю, что более естественно разделить их на три части. Если мы рассматриваем Шута как отдельную карту, самого по себе (а если так сделать, то станет ясно, что Шут отлично вписывается везде), то у нас останется двадцать один триумф – трижды по семь.

Семерка имеет богатую историю в символизме: семь планет в классической астрологии, семь как сумма трех и четырех (которые сами по себе числа-архетипы), семь столпов мудрости, семь нижних сфир Древа жизни, семь отверстий для органов чувств, семь чакр и, конечно, семь дней недели. Семерка стала настолько символичной в том числе потому, что до изобретения телескопа невооруженным взглядом можно было увидеть семь движущихся объектов: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. И хотя сама идея семидневной недели пришла от израильтян, которые, возможно, позаимствовали ее из Вавилона, европейские названия дней недели происходят от планет, воплощений древнеримских или скандинавских божеств.

Есть у числа семь и особый смысл, который имеет отношение непосредственно к Таро. Греческая буква пи (π) обозначает отношение длины окружности к ее диаметру. Неважно, какого размера круг, соотношение всегда будет одинаковым, 22/7. С Шутом получится 22 Старших аркана, а без Шута – 21, что кратно семи. Помимо этого, двадцать два умножить на семь равно 154 (сумма цифр в числе 154 равна десяти, что отсылает нас к Колесу Фортуны), а 154 разделить на два (Старшие и Младшие арканы) равно семьдесят семь – ровно столько карт в колоде без Шута.

В каббале Бог – это точка небытия, но из нее происходит весь круг земной. Число Шута, ноль, обозначается как точкой, так и окружностью.

Однако основная причина, почему Старшие арканы можно разделить на три группы, заложена в самих арканах. Прежде всего, обратите внимание на символику изображений. Посмотрите на первую карту в каждом ряду. Маг и Сила определенно обозначают власть, как и Дьявол. Над головой у Мага и Силы изображен знак бесконечности, у Дьявола – перевернутая пентаграмма. Посмотрите на позу Дьявола – одна рука поднята, другая опущена. В каком-то смысле он пародирует Мага, только его факел направлен вниз, а не вверх, как волшебная палочка. В некоторых колодах пятнадцатая карта так и называется – Черный Маг (а еще во многих колодах восьмой идет Справедливость, а не Сила. Фигура Справедливости тоже очень похожа на Мага и Дьявола). Схожие вертикальные соответствия можно проследить во всех трех рядах.

ТРИ СФЕРЫ ОПЫТА

Благодаря делению на три можно заметить, что Старшие арканы символизируют три разные сферы опыта. Вкратце их можно охарактеризовать так: сознание (внешние проявления жизни в обществе), подсознание (внутренний поиск своего настоящего «я») и сверхсознание (развитие духовного самопознания и высвобождение архетипической энергии). Эти три сферы – отнюдь не искусственные категории. Они вытекают из самих карт.

Первый ряд фокусируется на таких идеях, как любовь, социальный авторитет, образование, и описывает основные заботы общества. Зачастую мир, показанный в книгах, фильмах и школах, можно описать первыми семью картами Старших арканов. Человек может жить, умереть и получить оценку окружающих, так никогда и не поднявшись выше Колесницы. Правда, большинство и такого уровня не достигают.

Современная психология бессознательного занимается тем, что описывает второй ряд карт с символами отшельничества, ухода в глубь себя в поисках познания с символической Смертью и возрождением в конце. Ангел Умеренности обозначает ту часть нашего «я», которая оказывается самой реальной после того, как отмирают иллюзии, построенные нашим эго, защитные механизмы и жесткие рамки привычек.

И наконец, о чем же последний ряд? Что лежит за пределами познания нашего истинного «я»? Простыми словами, эти семь карт символизируют столкновение и последующее единство с великими силами самой жизни. Все остальные карты, раньше казавшиеся важными, становятся лишь подготовительным этапом перед спуском во мрак, освобождением с помощью света и возвращением к этому свету – в яркий мир сознания.

Думаю, большинству читателей последние строчки покажутся чересчур размытыми и напыщенными. Можно назвать эту сферу религиозной или мифической, но значение этих слов тоже не так просто понять.

Возможно, «размытость» нашего разума больше говорит о нас самих, чем о теме обсуждения. Любое сообщество автоматически – просто с помощью языка, которым оно пользуется, – дает своим членам определенные представления о мире. Например, в нашей культуре есть представления о ценности и уникальности личности, важности любви, потребности в свободе и социальной справедливости – или более сложный, но столь же крепкий концепт, что каждый человек существует отдельно от другого. «Мы рождаемся в одиночестве и умираем в одиночестве». Наше общество, построенное на материалистических ценностях XVIII и XIX веков, не просто отвергает понятия «сверхсознание» или «силы Вселенной» – оно даже не знает, что это значит.

Когда дело доходит до последнего ряда Старших арканов, мы вступаем на территорию, для многих неудобную. Оттого понять эти карты сложнее, но и награда, возможно, будет более ценной. Изучая древние изображения, мы можем получить знания, которые в нашей культуре обычно игнорируют.

Открывающие триумфы: символы и архетипы


Рис. 1


ШУТ (ДУРАК)

Мы уже рассмотрели один аспект Шута – образ абсолютно свободного духа. Но можно взглянуть на него под другим углом, совершив прыжок в мир архетипов Старших арканов.

Представьте, что вы оказались в странном мире: кругом маги, люди висят вниз головой или танцуют в сияющем воздухе. Войти в этот мир можно, либо прыгнув с высоты, либо через темную пещеру или лабиринт, либо спустившись в нору в погоне за викторианским кроликом с карманными часами. Какой бы способ вы ни выбрали, останетесь в дураках. Зачем заглядывать в темный мир разума, если можно спокойно жить в повседневности, с работой, семьей, друзьями? В «Моби Дике» Герман Мелвилл предупреждает читателей ни на шаг не отклоняться от обычного пути, диктуемого обществом. А то можно не вернуться обратно.

И все же те, кто рискнет совершить этот прыжок, могут найти счастье и приключения, а тех, кто продолжит путешествие по этой стране чудес даже тогда, когда она будет казаться скорее страшной, чем радостной, ждет награда за храбрость – знания, покой и освобождение. Стоит отметить, что Шут чаще встречается в мифологии, чем в религиях с четкой структурой. Четкие рамки института церкви едва ли способствуют выходу за их пределы. Вместо этого церковь предлагает людям надежное укрытие от ужасов жизни. Мифы же ведут в самое сердце этих ужасов, и в каждой культуре встречается персонаж-трикстер – подговаривающий, подзуживающий, подталкивающий героев и королей, если те отворачиваются от истинной сути вещей.

В легендах о короле Артуре Мерлин выступает не только как мудрец и волшебник, но и как трикстер. Он постоянно появляется перед Артуром в чужом облике: то дитя, то нищий, то старый крестьянин. Молодой король уже очарован пафосом своего высокого положения и никогда не узнаёт Мерлина, пока кто-нибудь из его спутников не замечает, что Артура снова обвели вокруг пальца. Способность распознавать иллюзии оказывается важнее военной стратегии. Известно, что даосы тоже любили подшучивать над своими учениками.

Архетип насмешника представлен и в обществе – в роли реального придворного шута. Все помнят этот образ из «Короля Лира» – шут единственный осмеливался говорить королю правду. Можно сказать, что сегодня той же привилегией наделены комики и сатирики.

Во многих странах дикие инстинкты, обычно подавляемые весь год, проявляются на ежегодных карнавалах. Можно свободнее заниматься сексом, нарушать некоторые законы и притворяться кем-нибудь другим. Правит карнавалом избранный король дураков. Сегодня в Европе и Северной Америке первого апреля отмечается День дурака, когда можно свободно подшучивать над окружающими.

На страницу:
2 из 3