bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Гарри Гудини

Творцы чудес и их методы

Об авторе

Гарри Гудини (Harry Houdini), настоящее имя Эрик Вайс, родился 24 марта 1874 г. в Будапеште, бывшем тогда частью Австро-Венгрии и умер 31 октября 1926 г. в Детройте, США. При жизни был известнейшим иллюзионистом, прославившимся на весь мир своими сложными трюками с побегами и освобождениями из самых невероятных оков. Кроме того, Гудини был филантропом и меценатом, известным разоблачителем шарлатанов, а также актером, сценаристом, режиссером и продюсером.

Имя Гарри Гудини овеяно не только великой славой, но и окружено множеством тайн и загадок. Первой из них является загадка рождения иллюзиониста. Доподлинно не известно, какого именно числа и где родился Гудини. По собственному утверждению Гарри, его родиной является штат Висконсин, США. Однако, по имеющимся документальным свидетельствам, родился он в Австро-Венгрии, в городе Будапешт, а в Висконсин его семья перебралась в 1878 г, когда маленькому тогда еще Эрику было 4 года.

Впервые перед публикой Эрик Вайс предстал в возрасте десяти лет. Он помогал своей бедной семье, зарабатывая показом карточных фокусов в увеселительных заведениях. Кумиром мальчишки был французский фокусник Робер Гуден, и свой творческий псевдоним Эрик позаимствовал именно у него, взяв английскую транскрипцию французской фамилии. Так миру и явился тогда ещё никому не известный Эрик, но уже Гудини. Имя Гарри появилось чуть позже. По одним свидетельствам, молодой артист взял его в честь Гарри Келлара, а по воспоминаниям близких, Эрика с детства друзья называли Ehrie или Harry (Гарри).

Членство в масонской ложе придало Гудини дополнительный ореол тайны. Он прошел масонское посвящение 17 июля 1923 года в нью-йоркской ложе. И уже менее чем через две недели, (31 июля 1923 года) был посвящён в степень подмастерья, а еще через три недели, 21 августа того же года стал мастером-масоном. Невероятная скорость продвижения!

Впрочем, к этому времени иллюзионист уже давно пребывал на пике своей славы и обладал огромным финансовым состоянием. Среди его знакомых были как выдающиеся политики, так и известные артисты и писатели. Ему также приписывали связи с американскими и английскими спецслужбами.



Но слава не затмила глаза Гудини. Помня о бедности своей семьи, он тратил огромные деньги на подаяния нищим и спонсорскую помощь нуждающимся. Это добавило к его имени образ филантропа и мецената.

Будучи разоблачителем шарлатанов и активным исследователем чужих творческих секретов, Гудини написал несколько книг, посвященных выдающимся фокусникам, пожирателям огня, шпагоглотателям и прочим иллюзионистам. Один из трудов он посвятил своему детскому кумиру Роберу Гудину, книга «Разоблачение Робера Гудина». Другая не менее интересная книга «Торговцы чудесами и их методы» охватывает истории и загадки сразу десятков артистов, выступавших в Европе и Америке начиная с XVII по начало XX века.

Несмотря на страсть к разоблачению, большинство своих секретов Гудини унёс с собой в могилу. Существовал слух о неком завещании Гудини, по которому тайны его трюков должны были опубликовать в год его столетнего юбилея. Но в 1974 году это так и не состоялось. Ни одна нотариальная контора и ни один нотариус так и не заявил о наличии такого рода завещания великого артиста. Вскоре этот поступок в шутку начали называть «последним фокусом Гудини».

Гарри не только выступал на сценах, наверное, всех уголков мира, но и успел отметиться в кино. Он даже заслужил звезду славы на голливудской аллее. Начав в 1910 году сниматься как актер, вскоре он отметился и как сценарист, режиссер и продюсер. Среди его фильмов можно отметить такие картины, как:

– «Повелитель тайны», 1918 г.;

– «Мрачная игра», 1919 г.;

– «Остров страха», 1920 г;

– «Человек извне», 1922 г.;

– «Холдэйн из секретной службы», 1923 г.

Как известно, наверное, всем, свою популярность Гарри Гудини обрёл особыми способностями к освобождению из любых оков. Его не могли сдержать ни цепи, ни наручники, ни веревки, ни замки сундуков, ни угрозы захлебнуться под водой или разбиться при падении с огромной высоты. Не останавливали его и надежные двери настоящих тюремных камер. Свое искусство артист демонстрировал даже в казематах Бутырской тюрьмы и Петропавловской крепости, когда гастролировал по России в 1908 году. Среди номеров Гарри имелись и иллюзионистские фокусы. Например, во время тура по Европе, состоявшегося в 1900 году, он поразил лондонскую публику исчезновением живого слона. Позже артист повторил этот трюк в Нью-Йорке.

Но не только жизнь Гудини полна интригующих загадок. Тайной окутана и его смерть. Артист умер в день Хэллоуина, 31 октября 1926 г. Официальная версия гласит, что причиной его смерти стал перитонит, развившийся в результате разрыва аппендикса. Но позже один из его родственников даже требовал эксгумировать тело артиста, заверяя, что тот был отравлен завистниками и конкурентами по сцене. Так это или нет – неизвестно, потому что эксгумация не состоялась.

Доподлинно можно утверждать только одно – Гарри Гудини – это один из величайших фокусников и иллюзионистов всех времен и народов, чья слава ничуть не преувеличена. Его многогранная личность проявляла истинное мастерство во всём, за что брался этот удивительный человек. По сей день таланты Гудини вызывают зависть у артистов и искреннее восхищение у многочисленных поклонников по всему миру.


Творцы чудес и их методы

***

Miracle Mongers and Their Methods by Harry Houdini

Полное разоблачение псевдо-чудес:

– действия пожирателей огня, жара;

– сопротивляющиеся воздействиям, ядоеды, ядовитые;

– бросающие вызов рептилиям;

– глотающие мечи и лезвия;

– Люди-страусы, супер-силачи и так далее.

Нежно преданный

помощнице моей жизни,

которая голодала и путешествовала вместе со мной,

все те годы, что мы провели

среди "торговцев чудесами"

моей Жене


Предисловие

"Все удивительное, – сказал Сэмюэл Джонсон, – это влияние новизны на невежество". И все же мы так устроены, что без чего-то, чему можно было бы удивляться, нам вряд ли стоило бы жить. Этот факт не делает невежество блаженством и не делает "глупостью быть мудрым". Ибо самый мудрый человек никогда не выходит за пределы досягаемости новизны и никогда не может похвастаться тем, что нет ничего, чего бы он не знал; напротив, чем мудрее он становится, тем яснее он видит, как много есть такого, о чем он остается в неведении. Чем больше он узнаёт, тем больше ему будет чему удивляться.

Моя профессиональная жизнь была постоянной историей разочарований, и многие вещи, которые большинству людей кажутся прекрасными, являются повседневной обыденностью моего бизнеса. Но я никогда не обходился без какого-нибудь кажущегося чуда, которое возбуждало бы мое любопытство и бросало вызов моему расследованию. В этой книге я изложил некоторые истории о странных людях и необычных исполнителях, которые я собрал за многие годы своих исследований.

Много было написано о деяниях чудотворцев, и немало о том, как их объяснить. Чосер был отнюдь не первым, кто обратил проницательный взгляд на чудотворцев и показал народу глиняные ноги этих популярных идолов. И со времен его правления бесчисленные чудеса, считавшиеся сверхъестественными, были разоблачены, а секреты удивительных выступлений стали достоянием общественности. И все же сегодня, если мистификатору не хватает изобретательности, чтобы придумать какой-нибудь новый и сногсшибательный трюк, он смело может прибегнуть к приему, который во все века был излюбленным средством фокусников во всем мире. Он может в подражание индийскому факиру, подбросив веревку высоко в воздух, заставить мальчика карабкаться по ней, пока тот не скроется из виду. Он даже может сфотографировать этот подвиг. Камера щёлкнет; на проявленной пленке ничего не появится; и это, как бойко объяснит исполнитель, "доказывает", что вся компания зрителей была загипнотизирована! И он даже может быть уверен в том, что множество поклонников и даже последователей будут защищать и рекламировать его, хотя секрет такого выступления давно и хорошо известен.

Поэтому я не чувствую своей вины за то, что добавил еще один том к полкам работ, посвященных чудесам чудотворцев. Мой бизнес дал мне глубокое знание сценических иллюзий, а в работе также помог многолетний опыт работы с артистами шоу-бизнеса всех типов. Мое знакомство с первым и то, что я узнал о психологии второго, дало мне определенное преимущество в раскрытии естественного объяснения чудес, которые для невежд казались сверхъестественными. И даже если какие-то из моих читателей слишком хорошо информированы, чтобы интересоваться моими описаниями методов различных исполнителей, которые показались мне достойными внимания, я надеюсь, что они найдут хотя бы развлечение в том, чтобы проследить за судьбами и несчастьями странных людей, чьи выступления когда-то приводили в замешательство мудрецов, живших в их время. Если я смогу развлечь читателя описанными историями, то буду чувствовать себя щедро вознагражденным за свой труд.

Гудини


Глава первая

Поклонение огню. – Поедание огня и устойчивость к жаре. – Чудотворчество в Средние века. – Среди индейцев навахо. – Ходящие по огню в Японии. – Огненное испытание на Фиджи.

Огонь всегда был и, похоже, всегда останется самой страшной из стихий. Для древних племен это, должно быть, также было самым таинственным; ибо в то время как земля, воздух и вода всегда были на виду, огонь появлялся и исчезал таким загадочным образом, который, должно быть, был совершенно необъясним для человека. Отсюда, по всей видимости, обычай обожествлять все вещи, которые первобытный разум был не в состоянии постичь, прямым путем привел человека более поздних времен к поклонению огню.

То, что огонь можно добывать трением, в конце концов стало известно человеку, но первые попытки освоить эту методику требовали большого труда. Следовательно, наши любящие покой предки искали способ "поддерживать огонь в очаге". Они придумали хитрый план. В каждой общине начали назначать человека, который всегда должен был носить с собой горящие угли. Однако у этого устройства было много недостатков, и через некоторое время оно было заменено способом постоянного поддержания огня в здании, построенном для этой цели.

Греки поклонялись огню у специального алтаря, который они называли именем богини Гестии, а римляне называли алтарем Весты. Сам священный огонь был известен как Веста, и его горение считалось доказательством присутствия богини. У персов аналогичное здание было в каждом городе и деревне, а у египтян священный огонь горел в каждом храме, в то время как мексиканцы, индейцы, перуанцы и майя поддерживали свои "национальные огни" на великих пирамидах. Со временем поддержание таких огней стало священным обрядом, и "Вечные светильники", которые продолжали гореть в синагогах, а также в византийских и католических церквях, возможно, являются пережитком этих обычаев.

Существует теория, что вся архитектура, общественная и частная, священная и мирская, началась с возведения навесов для защиты священного огня. Это, естественно, побудило мужчин строить шалаши, а затем и дома для собственной защиты от непогоды. Таким образом, и возникло понятие семейного очага.

Другая теория гласит, что хранители священных огней были первыми государственными служащими, и что из этого небольшого начала возникла сложная государственная вертикаль власти с её обширными органами управления.

Поклонение огню само по себе было наследием самых ранних племен; но розенкрейцерам и философам огня XVI века под руководством Парацельса оставалось установить конкретную религиозную веру на этой основе, найдя в Священных Писаниях то, что казалось им достаточным доказательством того, что огонь был символом фактического присутствия Бога, как и во всех случаях, когда Он, как говорят, посещал эту землю. Он являлся либо в пламени огня, либо окруженный славой, что, по их мнению, означало одно и то же.

Например: когда Бог явился на горе Синай (Исход. XIX, 18), "Господь сошел на нее в огне". Моисей, повторяя эту историю, сказал: "Господь говорил с вами из среды огня" (Втор. IV, 12). Опять же, когда ангел Господень явился Моисею из пылающего куста, "куст горел огнем, и куст не сгорел" (Исх. III, 3). Огонь от Господа поглотил всесожжение Аарона (Лев. IX, 24), жертву Гедеона (Суд. VI, 21), всесожжение Давида (1 Пар. XXXI, 26), и что при освящении храма царя Соломона (Хрон. VII, 1). И когда Илия принес свою жертву, чтобы доказать, что Ваал не был Богом, "сошел огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и пыль, и воду, которая была во рву". (1 Царств, XVIII, 38.)

Поскольку жертвоприношение с древнейших времен рассматривалось как пища, приносимая богам, было вполне логично утверждать, что, когда огонь с Небес падал на приношение, сам Бог присутствовал и принимал Его. Таким образом, парацельсисты и другие верующие в огонь, искали и, как они полагали, нашли достаточно серьёзное основание для продолжения части поклонения огню ранних племен.

Теософы, согласно Харгрейву Дженнингсу в "Розенкрейцерах", называли душу огнем, взятым из вечного океана света, и вместе с другими Философами Огня верили, что все познаваемые вещи, как души, так и тела, развились из огня и, в конце концов, растворились в нем; и этот огонь был последним и единственным известным Богом.

Попутно я мог бы обратить внимание на тот факт, что дьявол, как предполагается, обитает в той же стихии.

Некоторые из секретов термостойкости, практикуемых дешевыми театрами и артистами шоу-бизнеса нашего времени, такие секреты объединяют общим названием "Поедание огня", должно быть, были известны в очень ранние времена. Цитата из "Книги дней" Чемберса: "В древней истории мы находим несколько примеров людей, которые владели искусством прикасаться к огню, не обжигаясь. Жрицы Дианы в Кастабале, в Каппадокии, вызывали всеобщее почитание, проходя по раскаленному железу. Герпи, народ Этрурии, ходили среди тлеющих углей на ежегодном празднике, проводимом на горе Соракте, и таким образом доказали свою священность, получив от римского сената определенные привилегии, среди прочего, освобождение от военной службы. В "Зенд-Авесте" рассказывается одна из самых поразительных историй древности о том, что Зороастр, чтобы опровергнуть своих клеветников, позволил облить себя жидким свинцом, не получив при этом никаких повреждений.

Для меня "поразительная" часть этой истории заключается не в самом подвиге, поскольку его чрезвычайно легко совершить, а в том факте, что этот секрет был известен в столь ранний период, который авторитеты относят к 500-1000 годам до нашей эры.

Говорят, что самый ранний зафиксированный в нашей эре случай испытания огнем относится к IV веку. Симплиций, епископ Отенский, который был женат до своего рукоположения, продолжал жить со своей женой и, чтобы продемонстрировать платоническую чистоту их общения, положил горящие угли на их плоть, не причинив вреда.

Вероятно, средневековое духовенство, заставлявшее обвиняемых ходить с завязанными глазами среди раскаленных орал или держать в руках накаленные утюги, владело секретом этого трюка. Об этом свидетельствует тот факт, что после отмены практики подобных судебных разбирательств, секрет их методов был опубликован Альбертом, графом Болльштадтским, которого обычно называли Альбертом Магнусом, а иногда Альбертом Тевтонским, человеком, отличавшимся широтой своих исследований и стремлением к распространению знаний. Эти секреты будут объяснены мною в разделе книги, посвященном Тайнам Пожирателей Огня (Глава VI). А пока я беру следующее из New York Clipper-Annual за 1885 год:

«Знаменитый танец огня индейцев навахо, часто описываемый так, как будто он связан с какой-то настоящей некромантией, объясняется обычным зрителем. Это правда, говорит он, что обнаженные фанатики прыгают вокруг большого костра со связками пылающего хвороста в руках и бросают пламя на свои собственные тела и тела своих собратьев, и всё это самым живописным и маниакальным образом; но сначала кожу участников так густо покрывают глиняной краской, что их становится трудно обжечь».

Иллюстрированная статья У. К. Джеймсона Рида, озаглавленная "Ритуалы японских фанатиков, ходящих по огню", в чикагской воскресной газете "Интер-Оушен" от 27 сентября 1903 года, являет собой великолепный пример легковерия хорошо информированных людей, когда самый обычный трюк искусно преподносится и окружается атмосферой оккультизма. В связи с этим я вынужден представить моим читателям несколько поучительных выдержек из рассказа мистера Рида. Этот человек, по всей видимости, пожалел бы потратить десять центов, чтобы стать свидетелем выступления пожирателя огня в цирковом представлении; но, объехав полмира, он платит доллар и проводит час, наблюдая за фанатичными заклинаниями торжественных маленьких японских священников ради того, чтобы увидеть "Хай-Ваттараи" – это просто трюк с хождением по раскаленным углям – и затем он записывает его как "восьмое чудо света". Но если бы он взял на себя труд провести хотя бы самое поверхностное расследование, он мог бы обнаружить, что секрет этого трюка был обнародован столетия назад и никаким чудом не является.

Г-н Рид является авторитетом в утверждении, что обряд хождения по огню синтоистских священников "долгое время был одной из таинственных загадок научного мира", и добавляет: "Если вы когда-нибудь будете в Токио и сможете выкроить несколько свободных минут, ни в коем случае не пренебрегайте возможность посмотреть хотя бы одно представление "Хай-Ваттараи" (хождения по огню, и это действительно происходит), ибо, если вы из тех недоверчивых людей, которые с презрением смеются над так называемым восточным мистицизмом, вы уйдете, как и многие посетители до вас, с впечатлением достаточным, чтобы сохранить его на всю оставшуюся жизнь". Далее он говорит: "Если вы не уйдете с убеждением, что были свидетелем зрелища, которое заставляет вас не верить свидетельству ваших собственных глаз и вашему самому прозаичному суждению, тогда вы каменный человек". Все это доказывает не что иное, как то, что мистер Рид был склонен делать позитивные заявления о предметах, о которых он мало что или вообще ничего не знал.

Далее он сообщает нам, что раньше этот обряд совершался только весной и осенью, когда, помимо подарков от иностранцев, местные верующие приносили "дары вина, большие подносы с рыбой, фруктами, рисовыми лепешками, хлебами, овощами и конфетами". Очевидно, сочетание кассовых сборов с вечеринками по сбору пожертвований оказалось чрезвычайно заманчивым для бережливых священников, поскольку теперь они дают то, что можно было бы назвать "непрерывным представлением".

Те, кто прочитал предыдущие страницы, горячо поддержат торжественное заверение г-на Рейда, сделанное на основании авторитета Jinrikisha boys1, что "за несколько дней до этого священники, связанные с храмом, посвящают себя посту и молитве, чтобы подготовиться к испытанию. Само представление обычно происходит ближе к вечеру в сумерках во дворе храма, а предшествующие три часа священники проводят в заключительных молитвах перед открытым алтарем во внутреннем святилище маленького храма, покрытого циновками, и во время этих молитв посетителям не разрешается входить в священные пределы."

Описание мистером Ридом самого процесса хождения по огню может быть неуместным; оно покажет, что японцы не могли предложить ничего нового, кроме ритуальных церемоний, с помощью которых они маскировали фокус-покус представления, которое является просто пережитком испытания огнем более ранних религий.

"Незадолго до 5 часов священники прошли от алтаря во внутренние помещения, где они должны были сменить свои красивые одеяния на более грубую одежду, которую носили во время хождения по огню. Тем временем во дворе местные кули принялись за работу, чтобы разжечь большой слой древесного угля, который уже был разложен. Размеры этого горящего матраца были примерно двенадцать футов на четыре и, возможно, фут глубиной. На вершине было много соломы и дров для растопки, которые были зажжены и вскоре вспыхнули ревущим пламенем. Уголь разгорался все сильнее и сильнее, пока вся масса не засветилась в неясном сумраке, как некий гигантский и демонический глаз современного Прометея. Как только масса древесного угля была полностью подожжена сверху донизу, маленький гонг в храме возвестил о том, что чудесное зрелище "Хай-Ваттараи" вот-вот начнется.

Вскоре вышли двое священников, прочитали почти бесконечные молитвы в крошечном святилище в углу ограды и обратили свое внимание на огонь. Взяв у кули длинные шесты и веера, они раздували и разгоняли пламя, пока не стало ясно видно, что уголь разгорелся повсюду. Весь матрац представлял собой раскаленную массу, и жар, исходивший от него, был настолько сильным, что нам было неудобно сидеть в пятнадцати футах от него, не прикрывая лица веерами. Затем они начали более основательно колотить его по середине; насколько это было возможно, неровности на его поверхности были сбиты, а выступающие угли отброшены в сторону."

Далее следует длинное и подробное описание дальнейших церемоний, получения подарков и т.д. Эти описания, как мне кажется, здесь нет необходимости повторять. Теперь о самом трюке.

"Один из священников держал горсть белого порошка на маленькой деревянной подставке. Говорили, что это соль, которой в Японии приписывают большие очищающие свойства, но, насколько можно было установить при поверхностном осмотре, это была смесь квасцов и соли. Он встал у края очага и поднял деревянный поднос над головой, а затем высыпал пригоршню на землю перед тлеющим слоем углей. В то же время другой священник, стоявший рядом с ним, пел странный речитатив заклинания и высекал искры из кремня и стали, которые он держал в руках. Тот же процесс повторили оба священника на другом конце, с двух сторон и по углам.

"Десять минут или около того было потрачено на различные движения и заклинания вокруг слоя углей. По истечении этого времени достали два небольших куска влажной маты и положили их с обоих концов, а на них нанесли некоторое количество белой смеси. По сигналу главного жреца, который выступал в качестве церемониймейстера во время любопытной последующей церемонии, аскеты, которым предстояло совершить первое хождение по огню, собрались на одном конце слоя углей, превратившихся к этому времени в яростную и пылающую печь.

Подняв обе руки и простершись ниц, чтобы возблагодарить бога, который забрал "душу" огня, священник, которому предстояло пройти испытание, встал на мокрую циновку, слегка вытер ноги белой смесью, и пока мы затаили дыхание, а наши глаза почти выпрыгнули из глазниц в благоговейном изумлении, он прошел по пылающей массе так беззаботно, как будто ступал по ковру в гостиной; при каждом шаге его ноги соприкасались с раскаленными добела углями. Он не спешил и не делал больших шагов, но шел с почти невероятным хладнокровием, и, прежде чем он достиг противоположной стороны, он развернулся и так же небрежно побрел обратно к мокрой циновке, с которой начал свой путь."

Далее в рассказе описывается, как это представление повторили другие священники, а затем и многие местные зрители; но никто из европейцев не попробовал его, хотя их и приглашали это сделать. Заключительное заявление мистера Рида выражается в том, что "разгадку тайны невозможно получить даже с помощью высоких научных авторитетов, которые были свидетелями и внимательно изучали физические особенности этих замечательных синтоистских ритуалов хождения по огню". Многие, кто сталкивается с чем-то, что они не могут объяснить, находят убежище в утверждении, что это озадачивает и ученых. На самом деле в то время г-н Рид писал: "Те ученые, которые серьезно изучали этот предмет, были довольно хорошо осведомлены о применяемых методах.

Статья Мориса Делькассе под названием "Огненное испытание Фиджи" появилась в журнале "Уайд Уорлд" за май 1898 года. Из рассказа г-на Делькассе следует, что фиджийское испытание практически такое же, как и у японцев, описанное г-ном Ридом, за исключением того, что вокруг него очень мало церемоний. Жители Фиджи до сравнительно недавнего времени были каннибалами; но их острова теперь являются британскими владениями, большинство местных жителей – христиане, и большинство их древних обычаев устарели, из чего я делаю вывод, что обряды хождения по огню, описанные в этой статье, должно быть, совершались местными жителями, которые сохранили свои старые религиозные верования.

На страницу:
1 из 3