Полная версия
Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация
10. *. Такие нейронные структуры образуют материальную основу, соответствующую той стороне сознания, которою могут быть востребованы сведения структур мозга, хранящих информацию с содержанием входных воздействий. Для этих нейронных структур эта информация может стать наглядным представлением о внешних объектах, явившихся основой для создания образов, паттернов в нейронной среде мозга. Это наглядное представление для указанной стороны сознания есть конкретное знание, очевидное и самое явное, и одновременно поверхностное, не имеющее фактически никакого отношения к знанию, как абстрактному представлению о мыслящем предмете или объекте. Наличие таких наглядных представлений, выражаемых состояниями соответствующих нейронных структур, является условием возникновения представлений о них. И это отношение нового представления о наглядном представлении, содержащем конкретное знание о смысле входного воздействия, воспринятого сознанием очевидным образом, и будет тем понятием, которое переводит конкретное, интуитивное знание на уровень абстрактного знания. Пока знание конкретно об одном из многообразных бесчисленных объектах внешнего мира, образы которых создаются и сохраняются в биологической ткани мозга, оно является представлением для той части сознания, которая именуется рассудком (излишняя дань прежнему знанию философов, 12-04-2022). Это знание интуитивно по своей природе возникновения, оно имеет смысл только для такого сознания, которое способно к наблюдению, созерцанию действительного мира. И такая интуитивность, предчувственность смысла информации, хранящейся в памяти, имеет своей причиной и создается только при непосредственном взаимодействии живого организма с объектами внешнего мира. Любое чувственное восприятие живым организмом внешнего мира является причиной, вызывающей соответствующее формирование в структурах мозга образов действующих на органы чувств объектов. Представление о них и есть непосредственное знание о них. Причем увеличение информации о воспринимаемых объектах за счет остальных органов чувств еще не создает нового отношения сознания к этой информации, которое может впоследствии явиться понятием о действующих на органы чувств объектах. Все это разнообразие очевидного знания для сознания, находящегося в состоянии рассудка (см. чуть раньше замечание), объясняется многообразием внешней среды и способностью этого сознания познавать мир в своей непосредственной очевидности. Под очевидностью здесь понимается любое непосредственное восприятие любым из органов чувств изменяющегося состояния, воздействующего на живое существо, следовательно, и на его сознание, объекта. Такое знание способно только к его расширению, но не к углублению, требующего нахождения отношения сознания к создающемуся в структурах мозга знанию. Эта очевидность оказывается не чем иным, как заполненным конкретной материей пространством, находящимся в постоянном изменении своих последовательных состояний (проявляющихся в чувствующем знании, 12-04-2022).
11. Человек видит яблоко, имеющее определенную форму, размер, цвет. Это одно знание, непосредственно воспринимаемое рассудком (сознанием) человека, и сохраняющееся в памяти. Он вдыхает его запах – в его мозге возникает и записывается новое знание об этом яблоке. Это знание конкретно. Оно может стать не полностью определенным, несколько интуитивным, если это знание подвергнется коррекции сознанием, имеющим в своей памяти сведения о запахе ранее встречающихся и узнанных яблоках, который имеет некоторые отличия от аромата этого конкретного яблока. Конкретность знания об этом яблоке дополняется знанием о гладкости или шероховатости кожуры яблока, – это новая сторона знания о яблоке. Твердость яблочной плоти – новая сторона знания о яблоке. Так мы можем перечислять и перечислять всевозможные представления об этом фрукте, но все они будут оказываться непосредственной очевидностью для способности человека, называемого или имеющего форму рассудка. И конечно, вкус яблока должен стоять на первом месте в восприятии этого плода, как яблока. По существу – это знание и имеет смысл для человека, для которого яблоко – не предмет натюрморта, удовлетворяющего эстетическую потребность человека в чувстве прекрасного, а обычный продукт питания, очень сладкий и полезный для человека.
12. Вот вся такая совокупность очевидно воспринимаемых свойств яблока и делает осознаваемым знанием записанную в мозге человека информацию. И как мы можем видеть, здесь речь должна идти не об одной информационно-нейронной цепочке, имеющей способность чувствовать только один вид воздействия внешней среды в виде одного из признаков этого яблока. Реальное число таких структур не поддается фиксированию, хотя мы располагаем только пятью чувственными способностями восприятия внешних воздействий. Способность же познания, дополнительно включающая в себя способность формировать в структурах мозга образы внешней среды, позволяющая сознанию получить непосредственное знание о воспринимаемых предметах, явлениях, процессах внешнего мира, и ограничивающаяся конкретным знанием об этих объектах, приобретает форму рассудка человеческого сознания. В своем единстве обе эти последовательные способности познания, а именно чувственная способность познания внешнего объекта при ее многообразии (обусловленная пятью органами чувств), реализуемая информационно-нейронными цепочками, и способность создания в структурах мозга в виде образов, выражаемых состояниями нейронов этих структур, картин действительного мира, как часть способности познания, образующей смысл информации, размещаемой в таких структурах, образуют сторону сознания, имеющую дело с непосредственным знанием в форме представлений. Эта часть сознания, реализующая способность познания, и понимаемая как рассудок, представляет собой реализацию познания, имеющую результатом этого познания непосредственное знание, лишенное какой-либо абстракции. Это знание конкретно, и несмотря на свою неограниченную множественность по причине беспредельности свойств объектов внешнего мира, относится к отдельным объектам.
13. И то обстоятельство, что сознание, как рассудок, реализующий способности познания, опирается в процессе познания на способности чувствования, с последующим проявлением способности установления смысла формируемых в мозге образов, выражающих картины внешнего мира, свидетельствует о том, что рассудок выступает как рассудочное познание. Это рассудочное познание есть познание причины – взаимодействия живого образования с внешним миром, из действия – получения осмысленного знания о конкретных объектах этого внешнего мира. Непосредственное представление, заключающееся в сохраняющейся в памяти мозга информации о явлениях внешнего мира, – и есть то конкретное знание, которое есть результат действия в процессе познания сознания, принимающего вид рассудка.
14. *. Нужно найти более определенное основание связи сознания с вещественным, с мозгом; составляющих сознания – способностей, с материальной формой их реализации. (Это позволит сделать Информационная концепция сознания, развиваемая в последующем, 12-04-2022).
15. Поражает очень быстрое влияние изменения обстоятельств взаимодействия живого существа с внешней средой на морфологические и анатомические характеристики такого живого существа. Отстрел в Мозамбике, во время войны, слонов с бивнями явился причиной увеличения %%-го отношения слонов без бивней. С 2—3% до 60%. Потребовалось, вернее, потребуется несколько поколений слонов, чтобы восстановилось такое соотношение в соответствии с их генетикой (2—3% безбивневых слонов). А зависимость начала эякуляции слонов-самок от количества корма? А зависимость рождения детенышей крокодила определенного пола от температуры окружающей среды. Таких примеров из животного мира – сколько угодно.
16. Следовательно, под рассудком мы понимаем ту часть сознания, которая в процессе познания создает непосредственное конкретное знание о явлениях и предметах внешнего мира. Это знание запечатлевается в нейронных структурах мозга живого существа. Сама же рассудочная способность познания, а только такая способность рассудка и имеет какой-либо смысл, требует для своей материализации, то есть реализации способности действовать в материальной среде, соответствующих информационно-нейронных структур, которые могли появиться в биологической ткани возникающего мозга в процессе реализации способностей не просто познания, а просто в ходе элементарного выживания живых образований в самый начальный период их возникновения. Биологическая клетка живого организма может считаться чрезвычайно развитым живым образованием, располагающим молекулами ДНК и РНК, чтобы считать ее началом жизни.
17. В предшествующий появлению такого живого образования, как биологическая клетка, период живая ткань живого образования подвергалась чрезвычайно разнообразным воздействиям со стороны объектов окружающей среды. Неблагоприятные для живого образования контакты с внешней средой являлись нормой их взаимоотношений. Именно они являлись причиной формирования внутри такого живого образования биологических структур и механизмов, которые получали функции реагировать должным образом на эти опасные воздействия внешнего мира. Эти структуры и механизмы формировались под воздействием способностей живого существа, возникающих как следствие взаимодействия этого существа с внешней средой. Это взаимодействие было причиной появления в живом организме всех видов способностей. Начиная со способностей удовлетворения насущных потребностей живого образования: получения энергии, перемещения в пространстве, роста, обеспечения своей безопасности и защиты своего существа от уничтожения, размножения, как способа продления своей жизни не столько индивидуума, сколько популяции своего вида, – и завершая способностями целеполагания, и появлением отдельных способностей познания, как основной способности развитого живого организма, обладающего разумом.
18. Таким образом, взаимодействие живого существа с внешней средой – условие и источник причинно-следственных связей как среди объектов внешнего мира, преимущественно неодушевленной материи, так и внутри самого живого организма. И живое существо, и непосредственно примыкающая к поверхности живого образования внешняя среда, имеют соседями части одного и того же пространства, изменяющегося в одном и том же направлении, принимающими одни и те же последовательные состояния. В этом состоит единство живого образования и внешнего мира. Внешняя среда, будучи неживой, но обязательно движущейся материей, в своих изменениях подчиняется закону основания, предполагающего причинно-следственные связи всякого движения, без которых не может быть никакой материи. Рождаясь из неживых органических элементов, полимерных молекул, становящихся живыми, проявляющими способности жизни, живые образования сохраняют свою тождественность с пространством и изменением его состояний, временем, только что предшествующих возникновению жизни состояниям пространства и времени. Закон основания, действующий в среде без какого-либо присутствия живого существа, которое не могло бы быть в единичном экземпляре, сохраняет свое действие и при возникновении живого образования.
19. Возникновение новых способностей, обусловивших появление жизни, трансформировало этот закон основания применительно к среде живых сущностей. Необходимость выживания породила способность живого существа к действиям, обусловившим реализацию живыми существами способности целеполагания – выживать и жить как можно дольше, насколько позволяют взаимодействия с внешним миром. Будет живому организму возможность получать необходимое количество энергии, будет у него и возможность жить. Прекратится поступление к этому живому существу энергии – жизнь прекратится. В этом простая суть закона основания применительно к возникновению, существованию и продолжению жизни, полагая основной причиной всякого движения, а значит и жизни, энергию, как потенциальную способность возникновения движущейся материи.
20. Непосредственно с возникновением живого существа, представимого в невообразимо больших количествах, к взаимодействию отдельного живого образования с косной средой, добавилось взаимодействие между собой живых образований. Сразу возникла необходимость в способности общения между живыми существами. Каждое живое образование, имея однотипную физическую структуру, обладало и всей совокупностью способностей, образуя их объединением сознание самого начального простейшего уровня. Такое сознание простейшего уровня воспринимало мир посредством представлений, возникающих в нервных структурах из взаимодействия объектов около пространственной среды и самих нервных структур этих живых существ. Познание одной формы пространства, занимаемого живым образованием, объектов другой формы пространства, соседствующего с этим живым образованием, происходило при условии тождественности форм этих пространств и их изменяемых состояний.
21. Превращение неживой движущейся материи в живую материю сопровождалось появлением способностей, вызывающих изменения содержания пространства, занимаемого живым образованием. Возникающие нервные структуры, центры, стали материальной реализацией способностей живого образования, состояния которых образовывали в своем единстве одну из первых граней сознания на его начальном уровне. Эти материальные структуры обеспечивали выполнение функций движения живого существа в направлении его перемещения, позволяющего обеспечить ему свою сохранность. Этим самым достигалась реализация способности целеполагания, в основе которой лежал принцип самосохранения жизни живым существом. Способность целеполагания означала возможность формирования живым существом представлений, смысл которых состоял в управлении движущимися элементами живого существа при появлении неблагоприятных воздействий внешней среды на его органы чувств. Целью управления становилось обеспечение безопасного существования живого образования в неблагоприятной среде. Для живого образования постановка такой цели означала появления в нем, в его нервных центрах информации, смысл которой состоял в реализации способности такого живого образования обеспечить себе безопасное местоположение. Эта способность живого существа представляет собой обыкновенное желание или намерение занимать такое безопасное состояние в окружающей среде. Препятствие внешней обстановки в реализации такого намерения, превращающегося в действие живого существа, могло вызвать в его нервной системе усиление такого движения. На современном языке это означало реализацию способности повторного или нового желания в достижении неудовлетворенного желания, то есть появления волевого начала. В целом это создавало условия для преодоления живым существом любых препятствий, создаваемых внешним миром. Какое или которое живое существо могло обеспечить преодоление таких препятствий посредством своих волевых установок, и приводящих ими в движение этого живого существа, то и выживало в окружающей его среде. Слабые существа в такой борьбе за существование просто погибали, лишались жизни.
18-02-2017 Информационная концепция сознания Д. И. Дубровского
1. Из Википедии. Приводится весь текст об информационной концепции сознания Д. И. Дубровского, в кавычках. И далее, по отдельным смысловым высказываниям автора, дается развернутый, насколько позволяет ситуация, комментарий. Текст из Википедии – полторы страницы. Рассмотрение позиции Дубровского – на пяти страницах, его высказывания — курсивом. Итого, примерно семь страниц текста.
2. «Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Философское решение этой проблемы представлено в трех вариантах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи.
3. Наука, в силу особенностей этого типа знания, тяготеет к материалистической форме мировоззрения. Однако абстрактное философское положение о первичности материи и вторичности сознания не может удовлетворить науку, стремящуюся выявить механизмы взаимосвязей материи и сознания, наполнить конкретным смыслом представление об особой специфике процессов сознания и подтвердить невозможность их существования вне материи.
4. Формулируя суть общенаучной проблемы «сознание – мозг», Давид Израилевич Дубровский сводит ее к двум вопросам:
• каким образом явление субъективной реальности связано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характеристик, а мозговые процессы ими обладают?
• как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т.е. каким образом сознание управляет физическими действиями человека?
5. Д. И. Дубровский предлагает информационную модель для интерпретации проблемы «сознание – мозг». Сознание – особый тип информации, поэтому отношение между материальным и психическим следует рассматривать как отношение между носителем информации и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания выступают мозговые нейродинамические процессы: сознание – образ, а мозговой процесс – код для этого образа. Между любой информацией и ее материальным носителем устанавливается нефизическая связь. Управляющая функция сознания объяснима его информационной природой. Как и любая информация, сознание имеет содержательную и ценностную характеристики и становится фактором управления.
6. Особенностью сознания является то, что оно есть информация о предмете, но не о коде – нейрофизиологическом процессе в мозге – носителе этой информации. Сам нейродинамический процесс остается скрытым от сознания. Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов. Это обстоятельство подтверждается научными и медицинскими данными. Если у человека повреждается какая-то часть мозга, другие сферы берут на себя выполнение ее функций: правое полушарие может частично выполнять функции левого, и наоборот.
7. В информационной концепции сознания приемлемым с точки зрения современных научных данных образом конкретизируется философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического, а также объясняются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Именно поэтому информационную модель соотношения сознания и мозга с успехом используют не только философы, но и представители конкретно-научных дисциплин».
8. Рассмотрение суждений Д. И. Дубровского.
9. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам.
10. Материя и сознание – не являются одновременно субстанциями. Если материя – это субстанция, то сознание – это способность движения этой материи. Если мозг – это органическая, живая материя, то движение этой материи и есть способность мыслить. Но это движение – не просто перемещение нейронов в мозге и их частей, аксонов и дендритов, не обеспечение их живого состояния посредством подвода энергии и питательных веществ к нейронам и их структурам, это даже не постоянное поддержание нейронов в состоянии динамического изменения их свойств и параметров, и даже – не изменение состояния образованных из нейронов нейронных структур и сетей мозга. Движение материи мозга состоит в создании информационного поля, содержанием которого и является сознание, оперирующее информационными сообщениями с приданным содержащейся в сообщениях информации сознанием смыслом.
11. Мозг и сознание находятся в постоянном взаимопроникновении друг в друга, в постоянном единстве своего бытия и функционирования. И если мозг – субстанция, то сознание – состояние этой субстанции. Не находясь в состоянии сознания (исключая сон и прочие аномальные состояния мозга), мозг представляет собой кучу хлама. Сознание без мозга также не представимо, а правильнее сказать, не просто непредставимо, а вообще невозможно, как живая разумная сущность, мозг – без сознания. И взаимодействие мозга и сознания определяется не только и не столько их различными, собственными для них, законами, сколько взаимодействием живого разумного существа, человека с окружающим его миром.
12. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции.
13. «Духовная субстанция – такой же оксюморон, словесная несовместимость, как сознание камня. Если идет разговор о духовном, как просто об идеальном, нематериальном и не физическом, хотя бы как о способности вообще, то можно признать это идеальное, способность вообще, началом чего-то. Но чего? Всего мира, вселенной, природы, человека? Но тогда надо обосновать переход от этого идеального к материальному. Но и в данном случае материальное не будет вещественным, а если материальное – вещественное, тогда материальное, не являясь материей, будет частным случаем этой материи. Идеальное и материальное, как свойства, две стороны реального, действительного мира – это понятия общие. Из них выводимы конкретные, частные формы и идеального, например, сознания, и материального, например, формы существования радиации в виде электромагнитного излучения или космической радиации.
14. Идеальное, возводимое в Абсолют в форме мирового духа сознание отдельного человека, или существующее само по себе без всякой связи с материей, находящее себя в проявлении, например, общественным сознанием, может иметь место при условии одновременности его существования с другим началом, с материей, которая имеет не меньший приоритет в первенстве, чем идеальное.
15. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи.
16. Та же беда, что и относительно идеализма. В том-то и состоит вопрос, каким образом сознание вмешивается в материальные процессы? Материализм – учение, то есть – идеальное, один из результатов познания. Но нигде в материализме его адептами не показывается, как сознание сводится хотя бы к одному материальному процессу (Или это где-то есть? Но тогда, где?). Здесь и зарыта собака. По нашему утверждению, сознание не сводится и не сводимо ни к одному материальному процессу, процессу, имеющему дело с вещественными, материальными объектами. Оно сопряжено с процессами и явлениями реальной среды, действительного мира, но и только. Сознание не может являться функцией конкретных материальных структур, а функции таких структур создаются способностями сознания и реализуются под непосредственным наблюдением и при непосредственном участии сознания.
17. Вопрос о первоначале: идеальное или материальное – просто надуман, и затуманивал мозги ограниченных в знании людей прошедших эпох. Сегодня все большему числу людей становится ясной картина единства мозга и сознания, их проникновения друг в друга и взаимодействия между собой, взаимодействия человека с внешним миром, как природным, так и человеческим. Все большее число людей научного знания склоняются в сторону истинности теории происхождения вселенной большим взрывом. Так что вопрос об одновременности существования идеального и материального решается в пользу натуралистического дуализма.
18. И проблема заключается не в том, что первично: материя или идея, а в том, как они соотносятся между собой? Особенно ввиду того, что и то, и другое – все это суждения нашего ума в его высшей стадии развития, разума. Материя реальна, так же, как и идея. Но это – понятия общие. А материальное и идеальное – конкретные представления нашего мира: мозг и знание о мозге, треугольник и знание о треугольнике, человек и знание о человеке. Решить вопрос о соотношении материального и идеального помогает действительное знание о мозге, органах чувств, о причине появления человека и достижения им настоящего уровня развития, состоящего во взаимодействии живого существа с внешней средой. Оставляя в стороне вопрос о сущности человека, как продукта развития общества, мы не можем не назвать первопричиной возникновения вселенной посредством большого взрыва движение энергии, или той первичной сущности, пра-энергии, обладающей способностью движения, которая превратилась в движущуюся материю.
19. Как нельзя представить или помыслить себе отдельное движение того, чего нет (материи в прежнем, материалистическом понимании), так же не может быть материи без движения. В этом состоит суть натуралистического дуализма. Природа определяет и обусловливает двойственный характер нашего мира. И по-прежнему, остается открытым вопрос: как энергия, являясь нашим общим представлением, возникшим из бесчисленного числа случаев конкретных форм энергии, соотносится с физической сутью отдельного вида энергии. И если энергия вообще всего лишь наше представление о чем-то, то что является сутью этого чего-то? Не может же просто наша мысль о чем-то просто породить это что-то. Но пока наша позиция об этом предполагает, что такое возможно. По крайней мере, сознание, несомненно, строит мозг, создает его в том виде, который и заполняет голову мыслящего человека.