bannerbanner
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

Полная версия

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 12

Важнейшая задача воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Для создания и функционирования подлинно гуманного общества необходимо все задачи воспитания решать с высоконравственных и этических позиций формирования социализированной личности. При этом результат решения каждой задачи будет принципиально иным. Однако именно это позволит достичь новой цели – формирование высоконравственной социализированной личности соответствующей принципам равноправного общества «естественной» модели. В то же время формирование высоконравственной личности не снимает противоречия между приоритетами социальных (общественных) интересов и интересов личности. Эту проблему необходимо корректно сформулировать. Нельзя противопоставлять общественные и личные интересы, необходимо их совмещение. Безусловно, приоритет общественных интересов всегда выше личных, но это не значит, что личные интересы должны ущемляться. Таким образом, верховенство общественных интересов должно в то же время обеспечивать возможность реализовать в полном объеме личные интересы при условии, что они не противоречат общественным и не направлены на разрушение общества.

В настоящее время, учитывая складывающуюся тенденцию к самоуничтожению человечества и экосистемы планеты Земля в результате деятельности человека, существующие подобные концепции – ни прагматическая, ни гуманистическая – непригодны для реализации по нескольким обстоятельствам. Прежде всего, обе концепции являются сугубо декларативными, не соответствующими реальным условиям организации жизнедеятельности. Прагматическая концепция, по сути своей, является вообще разрушительной, т. к. в результате ее реализации основная парадигма существования сводится к бессмысленной антисоциальной и антигуманной индивидуальной потребительской идеологии накопительства и наживы, неизбежно направленной на деградацию человечества и уничтожение экосистемы. Гуманистическая концепция практически не может быть реализована в условиях подобного неравноправного общественного устройства и экономики, построенной на частной собственности и власти денег, и потому точно так же является разрушительной. Необходима такая концепция воспитания, которая позволяла бы сформировать популяцию разумных людей с позиций высоконравственной социализированной, подлинно гуманистической разумной личности, ориентированной на сохранение всех государств и экосистемы на планете Земля. В связи с тем, что основой воспитания является реальный социальный опыт, поэтому подобная концепция может быть сформулирована и реализована только при условии кардинального изменения общественного устройства государств на принципах равноправия и социально ориентированной мировой экономики общества ноосферы.

В соответствии с этой концепцией могут быть определены основные направления воспитания, структура, последовательность и продолжительность. Помимо стратегической цели формирования высоконравственной социализированной, подлинно гуманистической личности система воспитания должна решить еще целый ряд задач. В связи с тем, что основой жизни человека должно стать потребление духовной продукции, необходимо воспитать в человеке неуемную жажду, желание человека к познанию прекрасного. Этого можно добиться, если в процессе обучения всегда на самом интересном месте оставлять что-то недосказанным, загадочным, путем или простого обозначения этого или легким намеком. Дело в том, что во всех видах творческой деятельности науки или искусства нет ничего истинного и завершенного, там постоянно происходят изменения. Классическое искусство не только постоянно опровергается различного вида новшествами, но и само изменяется в зависимости от той или иной точки рассмотрения и реально складывающейся ситуации. Происходит так называемое иное толкование и попытки осовременивания классического искусства. Точно также в науке и технике: некогда ранее считавшиеся высочайшие открытия пара, угля, нефти, электрической и ядерной энергии утрачивают параметры своей эффективности и свой ореол в связи с открытием других видов квантовой, солнечной, космической волновой энергии. В соответствии с этим необходимо воспитать в человеке творческое воображение, творческий взгляд и творческий подход ко всем явлениям окружающего мира и жизнедеятельности общества в социуме, а затем уже с помощью образования осуществлять освоение творческой деятельности. Переход от примитивной операциональной функциональной нечеловеческой деятельности материального производства к творчеству в духовной сфере совершенно по-иному наполнит содержание жизни человека. В настоящее время, к сожалению, отсутствуют даже понятия, теория, язык и методология творческой деятельности, и все попытки предложить методы творческого мышления не выходят за рамки конструирования технических средств на основе сборки и разборки элементов путем простого случайного перебора возможных вариантов[40]. Это обусловлено отсутствием понятия «система», языка и методологии системного исследования. В то же время, тем не менее, творческое воображение человека можно развивать с помощью соответствующей системы воспитания, а решение проблемы развития творческой деятельности оставить в системе образования на основе развития языка образной эстетики и переориентации жизни человека в духовную сферу, прежде всего культуры.

Результаты воспитания в определяющей степени зависят от применяемых методов и средств воспитания. В качестве средств воспитания наиболее эффективны конкретные естественные природные объекты (лес, горы, вода, трава, деревья, животные, цветы, реки, моря и т. д.), природные явления (облака, ветер, солнце, луна, свет, запахи, водопады, приливы и отливы и т. д.), искусственные объекты, которые окружают человека (мебель, посуда, предметы, вещи, дома, машины и т. д.), окружающие люди, деятельность людей, произведения искусства (живопись, театр, литература, архитектура, скульптура, музыка и т. п.), т. е. весь окружающий мир: природная, антропогенная и техногенная среда, культура и все, что сделано трудом человеком. Социальная среда, в которой существуют люди, коллективы, группы, окружающая действительность всегда выступают в качестве мощного фактора, оказывающего воздействие на результаты воспитания каждого члена общества. При этом коллектив, или группа, в свою очередь также являются объектом воспитания со стороны преподавателей и воспитателей. Особое значение в системе воспитания имеет семья, в которой растет ребенок. Родители должны в полной мере осознавать, что грамотное и правильное семейное нравственно-эстетическое воспитание является залогом не только успешного дошкольного и школьного воспитания, но и всей дальнейшей жизнедеятельности ребенка. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – педагоги» – утверждал А. С. Макаренко[41].

Понятия методов и средств воспитания в педагогике тесно связаны между собой. Средства выбирают для реализации целей воспитания в зависимости от применяемых методов воспитания. Основой всех методов воспитания является речевое общение и взаимодействие в различных формах совместной деятельности: обучающих, развивающих, развлекающих, спортивных, состязательных (конкурсах), ролевых играх, спорах, беседах, разговорах, обсуждениях, объяснениях, рассуждениях, убеждениях, лекциях, упражнениях, занятиях, семинарах, дискуссиях, конференциях, семинарах, собраниях, заседаниях, советах, наказаниях, поощрениях и т. д. Демонстрация, как пример для подражания, также относится к основным специфическим методам общения. В ходе воспитательного процесса обычно используется бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы.

Наше мышление, в силу своей ограниченности и примитивности, строится в основном, исходя из диад: «да – нет», «приятно – неприятно», «хорошо – плохо», «свет – тьма», «добро – зло», «покой – движение» и т. д. Причем каждый, относительно себя самого, выстраивает свою систему дихотомичных шкал качеств с определенной модальностью и интенсивностью, полюса которых – крайности. Более того, человек не умеет мыслить в многомерном пространстве, работать во вне временной неопределенности и бесконечности[42]. Поэтому эмоционально-чувственное восприятие упрощенно осуществляется в форме целостных гармоничных образов. Именно за целостностью и гармоничностью образов, лишенных содержательности, описываемой словами – понятиями в вербальной форме, человек скрывает свое ограниченное понимание. Именно поэтому воспитание высоконравственного мировоззрения и характера человека является основой интеллектуального и всестороннего личностного развития в системе образования.

Роль воспитания оценивается по-разному – от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет воспитание и обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический склад личности, в ее убеждения, установки, поведение, т. е. процесс социализации. Таким образом, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Целью воспитания на перспективу является формирование такого социального сознания личности, для которой все позитивные (созидающие, творческие) нормы общественной жизни являются не навязанными из вне, не привнесенными со стороны, а внутренними, естественными нормами, убеждениями самого человека. И наоборот, все нормы антисоциального и антигуманного разрушительного характера, вообще не воспринимаются и отвергаются как неприемлемые, чуждые внутренним убеждениям человека. С этой точки зрения воспитание предполагает целенаправленный процесс социализации, который требует совершенно иных методов, чем те, которые существуют в настоящее время. Таким образом, воспитание это совершенно самостоятельный процесс, который незримо осуществляется одновременно с обучением и образованием, но реализуется на совершенно других принципах и требует принципиально иных методов реализации. При этом в условиях построения общества на принципах «естественной» модели, задача усложняется тем, что социализация должна осуществляться только для тех норм, которые являются позитивными, созидающими, творческими, направленными на развитие личности и общее благополучие и активное неприятие норм разрушительных, независимо от того являются они институциональными или нет. Соответственно этому должны быть и сформулированы цели воспитания на перспективу.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы. Воспитание человека, предназначенного для осуществления жизнедеятельности в разумном обществе ноосферы – это процесс социализации, когда происходит формирование мировоззрения и характера человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической основе, которые позволяют сохранить Человечество и экосистему планеты Земля. Таким образом результатом воспитания и обучения является формирование мировоззрения и характера человека. Именно такой процесс можно обозначить как «образование».

Воспитание человека происходит всю его сознательную жизнь и в процессе воспитания можно выделить два принципиально различных этапа. Первый этап осуществляется с момента рождения и до начала трудовой деятельности, а второй этап – с начала трудовой деятельности до конца жизни. Особенностью первого этапа является процесс целенаправленного искусственного воспитания совместно с обучением и образованием, когда «самостоятельность» формирования мировоззрения и характера ребенка осуществляется под непосредственным активным влиянием родителей, воспитателей и педагогов детского сада, средней и высшей школы. Причем процесс получения профессионального образования в высшей школе должен быть выстроен так, чтобы профессиональные знания обязательно носили нравственный отпечаток, а профессорско-преподавательский состав подтверждал это примерами собственного поведения. Для этого этапа воспитания характерно непосредственное активное целенаправленное и преднамеренное воздействие родителей и общественной системы воспитания и образования в соответствии с целями и задачами этой системы. Характерной особенностью второго этапа, когда молодой человек активно вынужденно включается в реальную социальную действительность, и, прежде всего, в производственную деятельность, воспитание мировоззрения и характера человека происходит уже полностью самостоятельно в результате различных случайных жизненных ситуаций. Эффективность влияния реального негативного социального опыта в значительной степени зависит от качества нравственного воспитания, полученного прежде. При этом именно уровень нравственно-эстетического воспитания через чувство прекрасного является определяющим фактором.

Высокий уровень нравственно-эстетического воспитания может быть обеспечен только при условии смещения акцентов с естественно-научного и технического профессионального обучение на получение знаний в области социальной организации жизни и духовной культуры – искусства, живописи, литературы и музыки, подкрепляемых практическими занятиями. Тем более, что на этапе обучения в школе подобное обучение не связано тесным образом с социальным опытом и не обусловлено социальной практикой.

Обучение как процесс передачи и усвоения знаний в школе принципиально отличается от профессионального обучения в профессионально-технических училищах и в университетах. В отличие от профессиональных знаний, непосредственно служащих для использования в практической деятельности, социальные знания об общественном устройстве, государственной власти, социальных институциональных нормах и правилах, теоретические знания о различных видах культуры, искусства, технике живописи и музыки и т. п., полученные в школе, не предназначаются для применения в практике будущей деятельности, а представляют собой лишь расширение образных представлений о мире, социуме и жизни в обществе, которые закладываются в мировоззрение и характер школьника. С этих позиций воспитание совместно с процесс обучения в школе в области нужно рассматривать не как приобретение профессиональных идейно-политических, правовых, экономических, трудовых, политехнических и экологических знаний, а как просвещение, т. е. расширение образных представлений о мире.

Ориентация воспитания на нравственно-эстетическое, этическое и физическое совершенствование ребенка оказывает непосредственное влияние на умственное развитие, успешность усвоения любых знаний и позволяет эффективнее развивать понятийное мышление, фантазию и творческих подход к решению любых задач, потому что не ограничено жесткими закономерностями науки, опирающейся на «фактологические» знания.

В основе нравственно-эстетического воспитания предлагается использовать чувство прекрасного, которое может распространяться абсолютно на все сферы взаимоотношений в обществе, включая производственную деятельность и бытовую сферу. Более того нравственно-эстетическое воспитание является не только основой высокого уровня духовной культуры человека, но и создает возможность формирования любознательности, интереса к познанию нового, неизведанного. При этом, самое главное заключается в том, что в результате научно-технического прогресса и объективной примитивизации деятельности во всех сферах духовного и материального производства и неизбежной дебилизации человека, воспитание позволяет переориентировать жизненные интересы человека на занятия в сфере духовной культуры, которая имеет неограниченные возможности для этого.

Ну и наконец, основное: без формирования мировоззрения и характера человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической основе невозможен переход к обществу ноосферы, которое является основой сохранения жизни на планете Земля.

В заключение раздела необходимо остановиться на влиянии на процесс воспитания, доведенной до совершенства, манипуляции общественным сознанием. В настоящее время разработаны технологии манипулирования общественным сознанием (манипуляция как закрытое знание, учение о гегемонии, психологическая доктрина, социодинамика культуры и др.), разработаны разнообразные методы манипуляции (манипулятивная семантика и риторика, использование авторитетов, размывание и подмена понятий, «свобода» информации, подмена имени и предмета, манипуляция числом и мерой, разрушение символов, ложные метафоры, мифы общественного сознания и стереотипы, прямая ложь и умолчание, ложная мудрость и т. д.). В качестве объектов манипуляции используются все составляющие психики человека: ум (языки слов и образов, знаковые системы), мышление (логическое и ассоциативное мышление, метафоры и стереотипы), чувства (страхи холодной войны, терроризма, страхи культуры), воображение, внимание и память. Для повышения эффективности манипуляции привлекаются общественные институты (школа, наука, театр, кино), средства массовой коммуникации (телевидение, радио, социальные сети). В результате происходит аутизация и дебилизация населения, отключение исторической памяти, разрушение ядра нравственности, формирование психологии толпы и формирование парадигмы индивидуального потребительства и наживы[43]. Самым страшным в этой ситуации является то, что манипуляция общественным сознанием осуществляется в соответствии с теорией гегемонии органами государственной власти США и мировой олигархической верхушкой.

Чтобы изменить эту тенденцию, необходимо устранить негативное влияние манипуляции общественным сознанием, разрушив ее основу[44]. Причем именно не противодействовать манипуляции, а разрушить ее. Для этого, прежде всего, необходимо ликвидировать основу неравноправия в обществе, отменив частную собственность и создать общественное устройство на основе принципов равноправия граждан. При оценке результатов совместного труда замена стоимостной денежной системы на трудовую в форме условной нормативной трудоемкости позволит сделать бессмысленной существующую парадигму накопления богатств в форме фантомного денежного капитала и вообще отмена денег автоматически устранит стратификацию населения по размеру богатства, в результате чего исчезнет разделение на бедных и богатых. Одновременно с этим автоматически исчезнут все отрасли квазидеятельности, включая азартные игры, основанные на мошенничестве, обмане, спекуляции и ростовщичестве. Любая реклама институционально должна быть запрещена, поэтому автоматически исчезнет бесчисленное число каналов телевидения, содержащихся за счет рекламы. Оставшиеся телевизионные каналы могут быть только государственными, и потому содержание их программ будет регулироваться социальной необходимостью. Безграничная свобода слова, собраний, общественных организаций должна соответствовать установленным социальным нормам. В связи с отсутствием стоимостной денежной системы вместо налоговой системы может быть использована система специализированных социальных фондов, формирование которых осуществляется за счет трудовой оценки продуктов личного и индивидуально-социального потребления. Это позволит обоснованно формировать стратегию социально-экономического развития общества, исходя не из частнособственнических, а общественных, интересов. При этом автоматически в формировании этих фондов равноправно участвуют все граждане страны. Переориентация системы обучения с технократического направления на культурное развитие человека позволит не только при воспитании обеспечить формирование подлинно гуманистического миропонимания, мировоззрения и характера человека на нравственно-эстетической основе, но и создать основу для свободного индивидуального развития духовной культуры каждого человека. Все вместе взятое позволит практически перейти к обществу ноосферы.

Ликбез 5. 2. Понятие «образование»

В российском законодательстве образование определяется одновременно как «целенаправленный процесс и как достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями[45].

В настоящее время образование определяется как целенаправленная познавательная деятельность людей по получению считающихся надежно установленных, истинных научных знаний, или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества, а также умений, навыков и приемов различных видов деятельности посредством обучения. В «Российской педагогической энциклопедии» образование рассматривается как «процесс социализации, педагогически организованный и осуществляемый в личностных и общественных интересах»[46].

Образование как процесс получения знаний, навыков и умений представляет собой, по сути, процессы воспитания и обучения. Однако, если образование понимается как процессы воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то очевидно, что в понятии «образование» присутствуют два взаимосвязанных процесса: «воспитание» и «обучение», однако ни сами результаты процессов воспитания и обучения, ни само понятие «образование», как таковые, отсутствует. Если термин «образование» рассматривать как «процесс получения знаний» в определенной области деятельности, то его нельзя использовать как итог, как результат этого процесса. Понятие «образование», по существу, представляет собой процесс «обучения». Поэтому использовать понятия начальное (?), среднее (?), общее (?), среднетехническое (?) и высшее (?) профессиональное образование в качестве категорий (уровней) полученных знаний бессмысленно и безграмотно. Наиболее корректным и осмысленным (разумным) является замена обозначения процесса «образование» понятием «обучение», тем более, что собственно процессом образования является именно процесс обучения[47]. Таким образом, наиболее корректным и научно обоснованным является использование вместо термина «образование» терминов «профессионально-техническое обучение» для подготовки рабочих профессий и профессиональное университетское обучение для подготовки специалистов различных профессий. Школьное обучение, как уже указывалось ранее, представляет собой процесс просвещения. Итогом любого процесса должен быть какой-либо полученный результат, поэтому результатом процесса профессионального обучения является профессия и специальность, определенной квалификации[48]. Результатом процесса просвещения является нравственно-эстетическое мировоззрение и характер человека.

Необходимо отметить, что результатом школьного обучения получение какой-либо профессии и специальности как будущей деятельности школьника не предусматривается в связи с тем, что полученные в школе знания в области культуры и социальных знаний норм и правил поведения и взаимоотношений в обществе не предназначены непосредственно для производственной деятельности, а являются только основой формирования нравственно-эстетического мировоззрения и характера (поведения) человека.

Процесс обучения необходимо рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, обучение отдельным навыкам и приемам хозяйственной обыденной деятельности происходит при семейном и домашнем воспитании[49] в виде передачи практического опыта старшего поколения младшему и выполняет функции просвещения, и производственного обучения в профессионально-технических училищах непосредственно на рабочем месте в порядке наставничества в форме демонстрации приемов исполнительской производственной деятельности[50]. С другой стороны, обучение и в школе и в профессионально-технических училищах и в университетах выступает в то же время как активная фаза воспитания, формирующая эмоционально-чувственное отношение к сознательному восприятию окружающего мира и всего, что в нем происходит, включая и деятельность.

На страницу:
4 из 12