Полная версия
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Иоанна. Канонический перевод: впервые в мире стариком в геноцид
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Иоанна
Канонический перевод: впервые в мире стариком в геноцид
Василий Александрович Пробатов
Редактор Вадим Викторович Быков
Корректор Наталья Александровна Гришина
Вёрстка Сергей Борисович Жильцов
Корректор Лариса Александровна Быкова
© Василий Александрович Пробатов, 2022
ISBN 978-5-0056-8442-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1 ГЛАВА
Было от вечности Божие Слово,
В лоне Оно почивало святом
Бога Великаго, Вечно Живого,
Было Оно, как и Он, Божеством.
В Боге Оно искони находилось
И даровало всем свет бытия,
Все лишь по воле Его появилось,
В мир ничего не вошло без нея.
Жизни Оно есть источник нетленный,
Все существа оживляет Собой,
Также и людям Оно неизменно
Свет от Себя изливало живой,
И не погрязли совсем их умы
В скверне греха, заблужденья и тьмы.
Бог к ним послал Иоанна святого,
Чтоб он о свете святом возвестил,
Чтобы он силою мощного слова
Веру в Него в их сердцах пробудил.
Не был он светом, но волей небесной
Послан был только о Нем возвещать,
Истинный свет был, что с силой чудесной
Истины всем подает благодать.
Все сотворил Он десницей нетленной,
В мире Он жил, но не признанный им,
В дом Свой явился Он с вестью блаженной,
Но был и домом отвергнут Своим.
Тех же, кто вняли той благостной вести,
Кто ее силою веры постиг,
Тех удостоил великой Он чести,
Сделал Он чадами Божьими их,
Что не от похоти в мир появились,
Но от Господняго духа родились.
И воплотилось превечное Слово,
С нами жить грешными стало Оно,
Но не имело греха никакого,
Правды и благости было полно, —
Славу Его всеблагого Отца
В нем ощущали все наши сердца.
Сам Иоанн восклицал дерзновенно:
«Это Тот Самый, О Ком я учил:
После меня Он приходит в мир тленный,
Но предо мной, как Превечный, Он был».
И изобилье даров мы имеем
От полноты Его жизни и сил,
Иго закона дано Моисеем,
Он же нас светом любви озарил.
Бог недоступен очам человека,
Единородный же Сын Божества,
В лоне Отца почивавший от века,
Тайны открыл нам Его естества.
И вот что Креститель властям иудеев
Решительно, знаю, ответил в те дни,
Когда из столицы к нему иереев
С левитами вместе послали они.
Не стал он пред этим посольством лукавить,
Но прямо ему заявил на вопрос,
Что велено было властями поставить,
Открыто сказал он: «Нет, я – не Христос».
«Так ты не Илья ли?» – послы вопрошали,
«Нет», – молвил на это Господень пророк.
«Быть может, пророк ты? – они Иоанну сказали, —
Нам должно ответ непременно тем дать,
Кто нас к тебе в эту пустыню послали,
Что можешь ты сам о себе нам сказать?»
Ответил Креститель посольству на это:
«Я – голос, зовущий в пустыне людей:
«Пути приготовьте Властителю света», —
Как пишет Исаия в книге своей».
А были послы из числа фарисеев,
И ими предложен такой был вопрос:
«Так как же крестить ты дерзаешь евреев,
Коль ты не пророк, не Илья, не Христос?»
«Крещу вас, – сказал он, – я только водою,
Стоит же средь вас Незнакомец Один,
Идет, как сказал Я, Он следом за мною,
Но был предо мной, как всего Властелин,
Ему не достоин я быть и слугою,
Что обувь снимает с ноги у господ».
Все это сказал Иоанн той порою,
Когда в Вафаваре крестил он народ.
Когда на другой день Христос Искупитель
К нему приближался, то речью такой
О Нем отозвался в то время Креститель:
«Вот Агнец, что грех истребляет людской.
И это Тот Самый, о Коем я твердо
И ясно народу всегда говорил:
«За мной Он в мир этот является гордый,
Но прежде меня, как Превечный, Он был.
Не ведал я воли о Нем Провиденья,
Но чтоб весь Израиль Его мог узнать,
Для этого только водою крещенье
Пришел я над вами сюда совершать,
И Духа Господня над Ним я видал,
Как голубь, сойдя, Он на Нем пребывал.
Он был мне не ведом, но Кто мне крещенье
Водой над людьми совершать приказал,
Тот также такое мне дал наставленье,
Чтоб я за крещенными мной наблюдал.
«Тот Духа, – сказал Он, – пошлет вам Святого,
Над кем своим оком ты узришь Его»,
И знаю теперь я, что Бога живого
Он Сын и Спаситель творенья всего».
Стоял Иоанн на другой день, и двое
Из учеников были здесь с ним,
Лицо Иисуса увидев святое,
«Вот Агнец Господень!» – заметил он им.
Из уст его слово услышавши это,
Пошли за Христом они оба в тот миг,
И вот обернулся Учитель к ним света,
«Что надобно вам здесь?» – спросил Он у них.
Они отвечали: «Где дом Твой, Учитель?»
Тогда Он в жилище Свое их повел,
Они посетили Христову обитель,
До вечера день их в беседе прошел.
В чете той Андреем один назывался,
И Симону братом по плоти он был,
Найти его тотчас же он постарался,
И первый ему о Христе возвестил.
Пришел ко Христу он по слову Андрея,
И Он, посмотрев на него, объявил:
«Ты Симон Ионин, но знай, что тебе я
Наречь имя Кифы отныне решил».
Идти на другой день собрался Спаситель
К себе в Галилею. Филиппа тогда
Нашедши, ему повелел Искупитель:
«Быть должен теперь ты со Мною всегда».
Он жил в Вифсаите, где также Андрей
И Симон с семьей обитали своей.
Находит Филипп Нафанаила скоро,
«О Ком Моисей нам в законе писал,
Кто сонму пророков был также опорой,
Собой их умы и сердца наполнял, —
Нашли Иисуса мы из Назарета», —
Так мужа того стал Филипп убеждать.
Но тот лишь с презреньем ответил на это:
«Ужель Назарет твой добра может дать?»
«Пойди, и увидишь», – Филипп убежденно
На гордыя эти слова возразил.
Когда же сомнением тот отягченный
К Христу по совету его подходил,
Сказал Он: «Вот муж, что лукавства не зная,
Старается прямо всегда поступать».
Ему Нафанаил сказал, отвечая:
«Откуда мог сердце мое Ты узнать?»
Но, зная души все его помышленья,
Господь сердцевидец ему отвечал:
«Еще до Филиппова Я приглашенья
Тебя под смоковницей тою видал».
И тот убежденной воскликнул душой:
«Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь наш святой!»
Сказал Искупитель, его поучая:
«Уверовал ты по Моим лишь словам,
Что там под смоковницей видел тебя Я,
Но Я покажу и не то еще вам.
Поверьте Мне: двери небесныя дивно
Уже повелел Вседержитель открыть,
И ангелы будут Его непрерывно
Теперь надо Мною всходить и сходить».
2 ГЛАВА
Чрез два дня брак в краях был Каны,
Ученики на торжество
И Сам Учитель были званы,
Была и Матерь там Его.
Вина на браке не достало,
Бедою этой смущена,
Она Спасителю сказала:
«Нет для гостей у них вина».
Ответил ей Господь небесный:
«Зачем торопишь ты Меня?
Как срок настанет мне известный,
Так все для них устрою Я».
И с верой полной Мать Христова
Сказала в те часы слугам:
«Прошу вас то исполнить слово,
Какое Сын мой скажет вам».
Из камня сделанныя были
Большия чаши в доме том,
При омовениях служили
Оне, шесть было их числом,
Метрета по два, по три даже
Они могли в себе вместить,
И приказал Господь тогда же
Водой их до верха налить.
Отнесть воды велел Спаситель
К распорядителю потом,
Вкусил ея распорядитель,
Она уж сделалась вином.
Тогда еще происхожденья
Вина он этого не знал,
И вот, исполнен удивленья,
Он жениха к себе позвал.
«Вина получше, как ведется,
Гостям вначале подают,
А опьянение начнется,
Тогда сорт худший достают.
А ты зачем же безразсудно, —
Так жениха он упрекал, —
Подать такой напиток чудный
К концу уж пира приказал?»
Так начал свет Свой чудотворный
Являть в той Кане Царь веков,
И стала чтить Его покорно
Тогда семья учеников.
В Капернаум переселились
Потом и Он, и вся семья,
Ученики Его решились
Уйти с Ним также в те края.
Но дней не много оставался
В пределах местности Он той,
Уж праздник Пасхи приближался,
И в город Он пошел святой.
Но что нашел там в Божьем храме
К великой скорби Он своей?
Торговцы были там с волами,
С овцами, с тьмами голубей.
И много также здесь менял
Он со столами увидал.
И всей душою возмущенный,
Бич из веревок сделал Он
И этот рынок беззаконный,
Из храма Божья выгнал вон.
Меновщиков потом изринул
Он из оград его святых,
Столы при этом опрокинул,
Разсыпал наземь деньги с них.
Сказал Спаситель также строго
И продававшим голубей:
«Из стены Господняго чертога
Возьмите свой товар скорей:
Храм Моего Отца почто вы
В дом обращаете торговый?»
При этой ревности Христовой
Пришло сторонникам Его
На ум пророческое слово:
«О храме Бога Моего
Снедает ревность сердце мне».
А власти Господу сказали:
«Чем можешь Ты нам доказать,
Что небеса Тебе власть дали
Так в нашем храме поступать?»
Ответил им Господь небесный:
«Вы разорите этот храм,
Но я десницею чудесной
Чрез три дня вновь его создам».
Они ж с презрением сказали:
«С полустолетие храм наш
С трудом немалым воздвигали,
А Ты в три дня его создашь?»
Господь же в этом изреченье
О теле собственном сказал.
Когда же свет Он воскресенья
Народам мира показал,
Учеников Его собранье
Об этим вспомнило словах,
И их, а также то писанье
Сложило с верою в сердцах.
Как был Господь в Ерусалиме,
В теченье тех пасхальных дней,
То чудесами там Своими
Уверил многих Он людей.
Но, зная все, не доверялся
Он суете сердец людских.
Он совершенно не нуждался
В чужих свидетельствах о них,
Прекрасно знать и без того
Мог человека Он всего.
3 ГЛАВА
Был начальник в стране иудейской,
Никодима носил имя он,
В секте числился он фарисейской.
Чудесами Христа изумлен,
Придя ночью, он с речью такою
Обратился к Нему в этот раз:
«Знаем мы, что Ты волей святою
Неба послан учить сюда нас,
Творить можно лишь силой ведь Бога
Те дела, что Ты нам показал».
Но Господь Иисус ему строго,
Зная мысли его, отвечал:
«Тот лишь царство увидит Христово,
Кто родится душой своей снова».
Но, исполненный весь удивленья,
Никодим Иисусу сказал:
«Как возможно такое рожденье,
Когда стар человек уже стал?
Как нельзя человеку вторично
В материнское лоно войти,
Так душе, что к пороку привычна,
Можно ль новую жизнь повести?»
Но Господь подтвердил ему снова:
«В царстве Божьем тому не бывать,
Кто рожденья от Духа Святого
И воды не способен приять.
Кто родился от плоти греховной,
Тот греху всегда будет служить,
Кто ж от Духа рожден, тот духовной
Начнет жизнию в Господе жить.
Для тебя Мое дивно ученье,
Что родиться вам должно опять,
Но как ветра свободно движенье
И повсюду он может дышать,
И всяк звук его ясно внимает,
Но не знает, отколь и куда
Направляет он ток, так бывает
И с рожденным от Духа всегда».
Но, как прежде, все также дивился
Тот начальник Христовым словам,
И сказать наконец он решился:
«Как возможно таким быть делам?»
«Ты – учитель Израиля видный, —
Так на это Господь отвечал, —
И ужель для тебя не постыдно,
Что таких ты вещей не познал?
Я о том лишь тебе сообщаю,
Что Я видел у Господа Сам
И что Я непосредственно знаю,
И Моим ты не веришь словам.
Если Я о земном вам толкую,
И речам ты не веришь Моим,
Что же будет, как в область иную,
К небесам перейду Я святым?
Ведь никто еще в эти вершины
Из людей никогда не всходил,
Человеческий Сын лишь единый
Там от века с Отцом Своим был.
Он сошел в края ныне земные,
Чтоб умы просветить немощные.
Но как в годы былые в пустыне
Моисей того змия воздвиг,
Так и Он вознесен будет ныне,
Чтоб спасти сынов верных Своих.
Чтоб они, в Него веря сердечно,
Наслаждалися жизнию вечной.
Всего мира Творец и Владыка
Не покинул Творений Своих,
Но с любовию отдал великой
Он единаго Сына за них,
Чтоб они Его верою чтили
И в Нем жизнию вечною жили.
Не карающим Бог судиею
Его к людям в мир этот послал,
Но чтоб грешным Он кроткой рукою
Свет спасенья и мир даровал.
Быть не может тому осужденья,
Кто живой в Него верой рожден,
Кто ж питает к Нему отвращенье,
Тот тем самым уже осужден,
Ибо дерзко Того отвергает,
Кто всегда со Отцом пребывает.
Суд же в мире идет сам собою,
Ибо в нем свет явился живой,
Но мир, света порочной душою
Не взлюбив, увлекается тьмой.
Кто погрязнул во тьме развращенья,
Тому свет ненавистен святой,
Не идет он к нему, обличенья
Своей жизни боится дурной.
А кто правду творит неизменно,
Тот ко свету охотно идет,
Чтобы дел его добрых нетленный
Наконец обнаружился плод».
Затем с учениками Своими
Иисус в Иудею ушел
И, крестя там народ, вместе с ними
Дней довольно в то время провел.
Еще не был тогда в заключенье
Иоанн, во Еноне он жил,
Близ Салим, совершая крещенье,
Вод источник обильный там был,
И креститься там люди любили.
Тогда с учениками его
Иудеи в спор жаркий вступили
О крещенье, а после того
Эти ученики Иоанна
К нему с речью явились такой:
«Кто с тобой был у вод Иордана
И о ком ты учил той порой, —
Ныне Сам Он крестит, и народ
Уж к Нему отовсюду идет».
Он сказал им: «Лишь волей небесной
Человек может званье принять,
И вам всем хорошо то известно,
Что не раз мне пришлось возвещать,
Что не я искупитель вселенной,
Что я – вестник пред Ним лишь смиренный.
Обрученный с невестой младою
Есть жених, а Его верный друг,
Горя радостью в сердце живою,
Для Него не жалеет услуг.
Эта радость достигла предела,
Ей пора уж на убыль идти,
Умаляться мне время приспело,
А Ему возрастать и цвести.
Кто – земной, тот, конечно, и слово
Лишь земное всегда говорит.
Кто же с неба явился святого,
Тот глаголы небес возвестит.
Кто с небесных явился вершин,
Тот всех выше и всем властелин.
Что Он видел и слышал у Бога,
Только то возвещает Он вам,
Но как добрых людей тех немного,
Что святым Его внемлют словам.
Тот, кто примет Его наставленья,
Этой верой своей подтвердит,
Что не лжив Повелитель Творенья,
Чьею силою Он говорит.
Дал Он духа ему изобильно,
Любит Сына Господь Своего,
И десницей Он отдал всесильной
Все творения в руки Его.
Кто уверует в Сына покорно,
Вечной жизни сподобится тот,
Кто ж Его отвергает упорно,
Божий гнев на себя навлечет».
4 ГЛАВА
Но вот фарисеи узнали,
Что выше Крестителя стали
Христа чтить, что больше народ
К Нему для крещенья идет.
Хотя и заметить то надо,
Что собственноручно обряда
Крещения Он не творил, —
Апостолам то поручил.
От зависти все ж фарисейской,
Оставив Он край иудейский,
Опять в Галилею пошел.
Направиться Он предпочел
Туда чрез края Самарии,
И вот по дороге Мессии
Здесь встретился город Сихарь
Близ поля, которое встарь
Иосифу отдал родитель.
Колодезь был тут, и Спаситель
Присел у него отдохнуть, —
Весьма истомил Его путь,
И час был тогда полуденный.
Когда ж Он сидел утомленный,
Приходит к источнику вод
Одна самарянка, и вот
Он просит у ней вдруг напиться.
Она не могла надивиться:
«Воды из посуды моей
Как хочешь Ты пить иудей?
Брезгливы вы ведь к самарянам,
Считаете людом поганым».
Сказал ей Создатель веков:
«Не знаешь ты, Кто Я таков,
Когда бы ты это узнала,
Сама бы просить Меня стала,
И Я изобильно живой
Тебя напоил бы водой».
На это она заявленье
Ему говорит в удивленье:
«Как можешь воды Ты живой
Достать мне, когда под рукой,
Чем черпать ее, не имеешь?
Колодезь глубок, не сумеешь
Ея без того Ты добыть,
Должна я Тебе сообщить:
Вода здесь встречается редко,
Не больше ж Ты нашего предка
Иакова, кладязь он нам
Дал этот, и пил воду сам,
А также и дети, и стадо».
«А Мне объяснить тебе надо:
Не может земная вода
Людей напоить навсегда,
Но Я им дам воду иную:
Кто примет ту воду святую,
Тот жажды не будет уж знать,
Струей постоянной бежать
Вода Моя будет в нем вечно
И сердце питать безконечно», —
Господь так жене той сказал.
Она ж Ему: «Чтоб даровал
И мне Ты воды Твоей чудной
И спас от работы бы трудной —
Ходить за водою сюда».
Сказал ей Спаситель тогда:
«Зови ко Мне мужа сначала».
На это она отвечала:
«Нет мужа теперь у меня».
«Да, речь справедлива твоя,
Мужей пятерых ты имела,
А тот, кого нынче сумела
Увлечь ты, не муж ведь он твой».
«Я вижу пророк Ты святой,
На этой горе мы моленье
Царю возносили творенья,
А вы говорите, Что Он
Избрал для того лишь Сион».
«Хоть истинно наше служенье,
А ваше есть тьма заблужденья,
Но вот наступает пора,
Сион, как и эта гора,
Придет навсегда в запустенье,
И будете духом моленье
Тогда вы Отцу возносить,
Он дух есть, и духом вам чтить
Отца надлежит мирозданья,
Такого Он ждет почитанья».
«Придет к нам Мессия святой,
Он все объяснит той порой».
«Я есмь тот Мессия великий», —
Сказал самарянке Владыка.
При этом вернулись назад
Апостолы, коих в тот град
Купить посылал Он съестного.
Они удивились, что слово
Он с женщиной этой имел,
Однако никто не посмел
Спросить у Него, за какою
Он к ней обратился нуждою.
Кувшин свой поставивши, та
Поспешно ушла от Христа
И, в город пришедши кричала:
«Я мужа сейчас повстречала,
Он дивную мудрость явил
И все мои тайны открыл.
Не Он ли великий Мессия?»
Услышавши речи такия,
Пошел к Иисусу народ.
Апостолы пищи в час тот
Учителю есть предложили,
Но вот что в ответ получили:
«Я снедью питаюсь другой,
Ваш ум не поймет немощной
Той пищи». Они ж разсуждали:
«Другия, знать, есть Ему дали».
Сказал Он: «Души Моей снедь —
Любовью к Отцу пламенеть,
Служить для Него непорочно
И дело свершить Его точно.
Вот вы говорите: «Придет
На пятый лишь месяц срок тот,
Когда земледелец счастливый
Жнецов своих вышлет на нивы».
Но вот Моя нива бела,
И жатвы пора уж пришла,
И жнец свою мзду получает,
Плод в вечную жизнь собирает,
И радость объемлет сердца
Как сеявших, так и жнеца.
Мир это зовет преступленьем
Что выразил он изреченьем:
«Кто снял, тот должен и жать».
Но здесь не так может бывать,
Я вас посылаю туда,
Где не было вас никогда,
Другие там были в работе,
А вы их посевы пожнете».
Из города все прибывало
Народа между тем немало,
Жена его та привлекла,
Что прежде с Христом здесь была.
Христа попросил он смиренно
В их город зайти непременно.
И пробыл два дня Он у них,
И силой глаголов Своих
Народа число Он большое
Привлек в Свое стадо святое.
«Уж не по Твоим лишь словам
Мы веруем ныне, Он Сам
Уверил нас силою слова,
Что Он есть Царь мира земного,
Что род спасти должен людской», —
Так в городе женщине той
Потом о Христе говорили.
На третий день решил оставить
Господь радушный город тот
И в Галилею путь направить,
Где перед тем Его народ
Отвергнул грубо и жестоко,
Причем Христос сказал тогда:
«Не чтут Господняго пророка
В родных пределах никогда».
Теперь же Он и в Галилее
Народом с честью принят был,
Он видел все, что в Иудее
Господь на праздник совершил.
Пришел в ту Кану Чудотворец,
Где воду сделал Он вином.
В Капернауме царедворец
В то время жил. Узнав о том,
Что из столицы возвратился
Господь в края родные, он
К нему поспешно обратился,
Болезнью сына удручен.
Пришел к Нему отец несчастный
И настоятельно просил,
Чтоб Он, придя, недуг опасный
Своей рукою исцелил.
Но дал Господь ответ суровый:
«Чудес вам надобно, без них
Не может ум ваш нездоровый
Принять ученье уст Моих».
«Приди, – тот молвил, – к нам скорее,
Пока еще не умер он».
И Он сказал, его жалея:
«Ступай домой, твой сын спасен».
И слову вняв Его святому,
Пошел он веры полный весь.
Когда он близок был уж к дому,
То был слугами встречен здесь.
Они сказали господину:
«Оставил сына злой недуг».
«Когда же легче стало сыну?» —
Спросил отец у этих слуг.
«Вчера в седьмом часу», – сказали
Они ему. То был тот час,
Когда слова те прозвучали:
«Иди домой, его Я спас».
И царедворец стал сильнее
Христа со всей семьею чтить,
Второе чудо в Галилее
Так восхотел Господь явить.
5 ГЛАВА
Наступил еще праздник еврейский,
И в столице страны иудейской
Искупитель явился опять.
Был там пруд, и он, нужно сказать,
Издавна как целительный чтился,
Он близ Овчих ворот находился.
Было пять колоннад у пруда,
Назывались они «Вифезда».
В них болящих имелось немало,
Калек разных довольно лежало,
И движенья воды всякий ждал,
Ангел воду порой возмущал,
И кто первый тогда погружался,
Тот от всяких болезней спасался.
Посетил Иисус этот пруд
И увидел болящего тут,
Что, лежа здесь, в постели томился,
Лет уж с сорок недуг его длился.
Зная это, Спаситель сказал:
«Быть здоровым ты б очень желал?»
Отвечал Иисусу калека:
«Да, конечно, но нет человека,
Что донес бы меня до пруда,
Когда в нем возмутится вода,
Пока ж сам я пытаюсь добраться,
Уж другой в него сходит купаться».
Но Господь повелел ему встать,
Одр болезни томительной взять
И идти с этой ношей отсюда.
И вот вдруг совершилося чудо:
Встал больной в тот же миг и, взяв одр,
Пошел, телом здоров, духом бодр.
Но суббота была, день покоя,
Когда дело случилось такое,
Потому иудейский народ,
Увидав, что постель он несет,
Укорять его принялся строго:
«Нарушаешь ты заповедь Бога».
Он сказал: «Тот нести мне велел,
Кто здоровье мне дать восхотел».
«Кто же Он?» – его люди спросили,
Но ответить им был он не в силе:
В толпе скрылся Целитель в тот час,
Как его чудодейственно спас.
Потом встретил Господь его в храме,
Вразумивши такими словами:
«Себя лучше отныне веди,
Не то худшей беды себе жди».
И властям сообщил он суровым:
«Иисус меня сделал здоровым».
А они Христа начали гнать,
За то смерти хотели предать,
Что дела совершать Он такия
Позволял в дни субботы святые.
Но сказал им дел этих Творец:
«Как доселе творит Мой Отец,
Так и Я». Но тогда иудеи
Стали гнать Иисуса сильнее:
Не субботу Он лишь нарушал,
Но и Бога отцом называл,
Себя равным Ему почитая.
Он сказал им, на то отвечая:
«Сын не может творить ничего,
Дел не видя Отца Своего,
Те лишь Он совершает деянья,
Что творит и Отец мирозданья,
И Он к Сыну любовью горит,
Дел Своих от Него не таит
И свершить даст дела не такия,
Удивятся умы им людские.
Как Отец мертвецам жизнь дарит,
Так и Сын, кого хочет, живит,