bannerbanner
Евангелие от Марка. Перевод с рифмой. Канонический перевод: впервые в мире старика в геноцид
Евангелие от Марка. Перевод с рифмой. Канонический перевод: впервые в мире старика в геноцид

Полная версия

Евангелие от Марка. Перевод с рифмой. Канонический перевод: впервые в мире старика в геноцид

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Евангелие от Марка. Перевод с рифмой

Канонический перевод: впервые в мире старика в геноцид


Василий Александрович Пробатов

Редактор Вадим Викторович Быков

Корректор Сергей Борисович Жильцов


© Василий Александрович Пробатов, 2022


ISBN 978-5-0056-8474-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Евангелие от МаркаВ переводе с греческого с рифмой протоиереяВасилия Пробатова

1 ГЛАВА

Началось благовестье Христово,

Как писали пророки о том:

Вот какое читается слово,

Как известно, в Писании святом:

«Пошлю вестника Я пред Тобою,

Дабы путь для Тебя был готов»,

Раздался над пустынной страною

Проповедника мощного зов:

«Приготовьте Владыке пути,

Чтоб Ему к вам удобней пройти».

Иоанн пред Владыкой созданья

Крестить начал в пустыне людей,

Проповедуя им покаянье

В очищение скверны страстей.

Приходить на призыв Иоанна

Иудейский народ к нему стал,

Всех крестил он в водах Иордана,

Кто грехи перед ним открывал.

В плащ верблюжий пророк одевался,

Ремнем чресла свои облекал,

Пищей самою скудной питался,

Дикий мед и акриды вкушал.

И сказал он, ко всем обратившись:

«Идет Тот, Кто сильнее меня,

Не достоин Ему я, склонившись,

Развязать у сандалий ремня.

Я крестил вас лишь влагою вод,

Он же Духа Святого пошлет».

Из пределов тогда Назарета

К Иоанну Господь поспешил,

И пророк Повелителя Света

Во струях Иордана крестил.

Свод небесный над Ним вдруг открылся,

Когда Он из воды выходил,

И Дух Божий оттуда явился,

И как голубь к Нему нисходил.

И послышался тою порою

Такой голос с небесных вершин:

«Всей Моей расположен душою

Я к Тебе, Мой возлюбленный Сын».

Силой Духа в тот час побуждаем,

Иисус в край пустынный ушел,

Сорок дней сатаной искушаем

Он в пустыне той дикой провел,

Окружен был зверями там Он,

Но служил Ему ангелов сонм.

А когда Иоанн в заключенье

Ввержен был, в галилейских краях

Стал Свое возвещать Он ученье,

Покаяние сея в сердцах:

«Пришло время оставить нечестье,

Царству Божью настала пора,

Зло отбросьте греха, благовестье

Приняв правды, любви и добра».

Галилейских раз вод берегами

Проходил Иисус теми днями,

Там Андрея и Симона вскоре

Он увидел двух братьев родных,

Рыбаки они были и в море

Свои сети метали в тот миг.

Молвил Он: «Это бросьте занятье —

Ловить души вам надо людей».

И пошли за Христом эти братья,

От своих отказавшись сетей.

Берега пройдя дальше Он эти,

Зеведея нашел сыновей,

Иоанна с Иаковом, сети

Они в лодке чинили своей.

И позвал их небесный Владыка,

Как услышала голос Христа,

Так с готовностью тотчас великой

Вслед за Ним пошла эта чета,

Отреклися они от всего,

Сдав отцу и наймитам его

Снасти все ремесла своего.

В Капернаум пришел Он с ними,

И как субботний день настал,

Устами мудрыми Своими

Он в синагоге поучал.

Учил со властью Царь творенья,

И весь народ дивиться стал,

Не то услышал он ученье,

Что книжный люд им предлагал.

Муж в синагоге находился,

Что злым был духом одержим,

И вдруг к Христу он обратился,

Так завопивши перед Ним:

«Оставь, Исусе, нас в покое,

Пришел с небесной высоты

Ты погубить все племя злое,

Прекрасно знаю я, кто Ты».

Но строго молвил Царь творенья:

«Молчи и выйди из него»,

И вскрикнув, вышел он в мгновенье,

Больного скорчивши всего.

И, ужаснувшись все в собранье,

Друг друга стали вопрошать:

«Уж не судил ли Царь созданья

Пророка нового нам дать?

Лишь силой властного Он слова

Духов смиряет тьмы и зла».

И слава имени Христова

Тот час по всей стране пошла.

Из синагоги Царь небесный,

Взяв Зеведея сыновей,

Приходит в дом, тогда совместно

В нем жили Симон и Андрей.

А теща Симона страдала

Тогда горячкою лютой,

В постели бедная лежала,

Христу сказали о больной.

И взявши Он ее за руку,

Поднял с одра болезни вмиг,

И начала, забывши муку,

Тотчас она служить для них.

Когда же солнце заходило,

К Нему больных всех принесли,

И одержимых злою силой

Тогда ж довольно привели.

Все городское населенье

Почти сошлось здесь у дверей,

И исцелил Господь творенья

Больных от разных немощей.

Изгнал и демонов немало,

И говорить им запрещал,

Что сила темная их знала,

Кто Он и Кто Его послал.

А утром рано удалился

Господь в пустынныя места,

И там Создателю молился,

Но Симон стал искать Христа.

Когда ж с своими он друзьями

Его нашел, то молвил здесь:

«Ужель Ты быть не хочешь с нами?

Тебя там город ищет весь».

«Пойдем в селениях окрестных

Учить, – сказал Господь тогда, —

Ведь для того с высот небесных

Я и явился к вам сюда».

И синагоги Царь творенья

По Галилее посещал,

И, возвещая в них ученье,

Духов нечистых изгонял.

Раз муж, проказою страдавший,

К Христу в то время приступил,

И на колена пред Ним павши,

С великой верою молил:

«Одно Твое лишь пожеланье

Мне исцеленье может дать».

Умилосердясь, Царь созданья

Благоволил на то сказать:

«Подать желаю избавленье

Тебе от язвы Я твоей».

И прикоснулся в то мгновенье

К нему рукою Он Своей,

И вмиг недуг его оставил,

Чиста его вся стала плоть,

И от Себя уйти заставил

Его немедленно Господь.

«Смотри, храни о всем молчанье, —

Дал строгий Он ему наказ, —

И, соблюдая предписанья,

Явись священнику сейчас

И соверши то приношенье,

Какого требует закон,

Дабы в том не было сомненья,

Что ты от язвы исцелен».

Но не пришлось однако чуду

Остаться в тайне, весть о нем

Тот человек разнес повсюду,

Так что не мог Господь потом

Открыто в городе являться,

И оказалася нужда

Ему в пустынях укрываться,

И все шли к Господу туда.

2 ГЛАВА

Но по прошествии времени снова

В Капернаум Он явиться решил,

В доме Он стал проповедовать слово

И, услыхавши, народ поспешил

К этому дому толпами такими,

Что теснота была и у дверей,

И принесен был сюда четверыми

Муж параличный с постелью своей.

Но ко Христу эти люди пробраться

Через народ не могли с немощным,

И разсудили на кровлю подняться,

И, разобравши ее, перед Ним

Мужа с одром опустили больного,

И Христос веру увидевши их,

Молвил такое недужному слово:

«Чадо! Грехов отпущенье твоих

Ныне дается тебе». Услыхали

Книжники эти слова той порой,

И в себе так рассуждать они стали:

«Что оскверняет Он слух наш хулой?

Может прощать нас один Вседержитель».

Но то узнав прозорливой душой,

Так этим книжникам молвил Спаситель:

«Что вы питаете помысл такой?

Что из двух легче? Сказать человеку:

«Я тебя властью прощаю своей», —

Или сказать, исцеляя калеку,

«Встань, возьми одр и ногами владей».

Знайте ж, что Сын человеческий право

Людям имеет грехи отпускать».

И тут Он мужу сказал величаво:

«Я велю тотчас с одра тебе встать

И с ним отсюда домой отправляться».

И вмиг все это исполнил больной.

Зрители ж начали все ужасаться,

Бога хвалить изумленной душой

И говорить: «Его воля дала

Нам небывалыя видеть дела».

На берега удалясь Он морские,

Там приходивший народ поучал

И, проходя, увидел Он Левия,

Сына Алфеева, что собирал

Пошлины в лавке своей в те мгновенья.

Молвил Господь ему: «Следуй за мной».

И, исполняя Его приглашенье,

Встал и пошел тот послушной стопой.

Как возлежал Иисус у Левия

С учениками своими, то тут

Мытари были, а также другие,

Коих за грешный считали все люд.

И фарисеи, когда увидали

Их со Христом за трапезой одной,

Ученикам Его резко сказали:

«Как ваш Учитель в компаньи такой

Пищу вкушает?» Но судьям суровым

Вот что ответил Учитель их Сам:

«Надобна помощь врачей не здоровым,

Но лишь больным, как ведомо вам.

Я пришел грешных призвать к покаянью,

А не святых поучать воздержанью».

Ученики Иоанна творили

Часто пощенья в тогдашние дни,

И фарисейские то же хранили,

И Христу молвили люди одни:

«Ученики Иоанна постятся,

И фарисейские делают то ж,

А твои быть на пирах не стыдятся».

Но Искупитель ответил им: «Кто ж

Тех людей может заставить поститься,

Что в жениховых друзьях состоят,

Надобно им с женихом веселиться,

Если с ним вместе они быть хотят.

В дни лишь, когда он от них удалится,

Будет возможно тем людям поститься.

И кто заплату из ткани суровой

К ветхой одежде бы стал пришивать,

Будет лишь больше лоскут тот здоровый

Ризу худую тогда раздирать.

Или кто вздумает неосторожно

Влить в старый мех молодое вино?

Мех разрывает оно ненадежный,

И погибает и мех, и оно.

Новая влага младого вина

Только в мех новый вливаться должна».

Зрелыми Господу как-то полями

В праздник субботы случилось идти,

Ученики же Христовы руками

Рвали колосья во время пути.

«Как позволяешь в субботу Ты это?» —

Молвил Ему фарисеев собор,

Но удостоил такого ответа

Их Искупитель на этот укор:

«Иль вы о том не читали в писанье,

Как царь Давид в те часы поступил,

В кои нуждался с друзьями в питанье

И утолить с ними голод спешил?

С Авиафарова он позволенья

В скинию Божью войдя той порой,

Хлебы священные ел предложенья,

Дав и друзьям своим пищи святой,

Что лишь священникам можно вкушать».

Благоволил им Спаситель сказать,

Кроме того, наставленье такое:

«Для человека Творец учредил

Отдыха дни и святого покоя,

А не его Он для них сотворил,

А потому Человеческий Сын

Есть и субботняго дня Господин».

3 ГЛАВА

Вошел в синагогу Он сноваВ субботу, а тою поройВ ней был человек нездоровый,Рукой не владел он одной.Противники Господа ждали,Что вот спасет мужа Христос,Улик они жадно искали,Чтоб сделать начальству донос.Но вызвал Спаситель больногоИ стать посреди приказал,Врагов же лукавых суровоИ грозно вдруг спрашивать стал:«Что в праздники должно святые,По вашему мненью, творить?Деянья благия иль злыя?Собратьев спасать иль губить?»Хранили враги те молчанье,И с гневом Господь посмотрелНа злобное это собранье,И вместе душой воскорбелО пагубном их развращенье,И тотчас больному сказал:«Простри свою руку». В мгновеньеПростер он ту руку, и сталВладеть ей вполне, как другою.Враги же оставили домИ с иродианской толпоюПошли совещаться о том,Как Господа им погубить.Он с учениками СвоимиНа берег уходит морской,Народ устремился за нимиТуда же громадной толпой.Одни из краев ГалилеиИ из Иудеи пришли,Другие – из стран ИдумеиИ заиорданской земли.Из Тира сюда и СидонаНарода толпа собралась,И в этот уж край отдаленныйО Господе весть донеслась.И отдал Господь повеленьеСудно наготове держать,Дабы избежать угнетенья,Что стали толпы причинять:Дал многим Господь исцеленье,Недужный народ потомуСтремился, ища облегченья,Чтоб лишь прикоснуться к Нему.И бесы пред Ним упадали,Едва увидав Его лик,«Сын Божий – Ты!» – духи кричалиПри этом, но демонов крикЗловредным Господь почиталИ строго его запрещалВзойдя на одну Он вершину,Избрал, кого Сам пожелал,Избранников этих дружинуК Себе Он на гору позвал.Двенадцать их было, с СобоюСпаситель им быть приказал,На проповедь только пороюОн их от Себя посылал,Дав власть им бесов изгонятьИ всякий недуг исцелять.В числе тех двенадцати СимонВо-первых был, имя ПетраЕму дал Учитель небесный.Сыны Зеведея потом,Иаков – один назывался,Другой – Иоанном, ХристосИм Воанергес дал прозванье,А значит то – «Грома сыны».Причислил Господь к ним Андрея,Филиппа, Матфея, Фому,Фаддея и Варфоломея,Иакова, сына АлфеяИ Симона, что КананитаНосил у народа прозванье,И Искариота Иуду,Что Господа предал потом.Был с ними Он в доме, и сноваНарод собираться к ним стал,Покоя нигде никакогоОн им во дни те не давал,И некогда было им дажеНередко и пищу вкушать.Родные Христовы тогда жеПришли, чтоб с собой Его взять,Им об Иисусе сказали,Что в разуме Он поврежден,А книжники распространяли,Что князя бесовского ОнИмеет, и силою злоюСмиряет нечистую рать.Призвавши врагов тех, такоюОн речью их стал поучать:«Как может нечистая силаСебя самое изгонять?Своих она раз невзлюбила,Как царству ея устоять?Коль царство в себе разделится,К концу оно близко тогда,И скоро тот дом разорится,Где злая начнется вражда.И всякий, кто вещи захочетУ сильного мужа отнять,Сначала о том пусть хлопочет,Чтоб этого мужа связать,Тогда лишь к нему он войдетИ вещи его все возьмет.Все людям простятся хуленья,Кто ж Духа Святого хулит —Не будет тому отпущенья,Он вечной каре подлежит».Спаситель сказал это словоНа речь нечестивую их,Что духа имеет Он злого.И вот ко Христу в этот мигИ матерь, и братья прибыли,Снаружи стоя у дверей,Они чрез других попросили,Чтоб вышел Господь к ним скорей.А те Иисусу сказали:«Стоят там родные твои».Но вот, что в ответ услыхали:«Кто Матерь и братья мои?»Обвел тут народ Он очами,Что тою порой поучал,Потом на вопрос Свой словамиТакими пред ним отвечал:«Вот кто Мои люди родные:Кто будет всегда соблюдатьМои наставленья святыя,Тот брат, и сестра Мне, и мать».

4 ГЛАВА

На берег моря удалиться

Опять Спаситель восхотел,

Народ, собравшись, стал тесниться

К нему, тогда Он в лодку сел.

Толпы осталися на суше,

А Он из лодки их учил,

И пробуждая эти души,

И много в притчах говорил:

«Вот вышел сеятель в то время,

Когда он сеял, то одно

Его в дорогу пало семя,

И стало снедью птиц оно.

На каменистый грунт, где мало

Порой имеется земли,

Семян достаточно упало,

И тотчас все они взошли,

Но начал солнца жар жестоко

Палить те всходы, и как был

В земле их корень неглубоко,

То скоро он их изсушил.

Упало в тернии иное

Зерно хозяйское тогда,

Их заглушило тернье злое,

Они остались без плода.

На почву добрую упали

Иные зерна, в тридцать крат

Они плоды впоследствьи дали

И даже в сто иль в шестьдесят».

«Кто уши чуткия имеет, —

Господь при этом возгласил, —

Речь уст моих да разумеет».

Когда ж один Спаситель был,

Двенадцать с прочими спросили

Его о смысле притчи той,

И вот в ответ что получили:

«Вам дал Создатель всеблагой

Знать тайны царствия Христова,

Народу ж притчи Я даю,

И вот, хотя он слышит слово

И оком славу зрит Мою,

Но смысла Божия ученья

Не в состоянии понять,

Чтоб мог Всевышний оставленье

Им прегрешений даровать.

Но неужель вы не найдете

Разгадки притчи столь простой?

Так как же прочее поймете?» —

Сказал Учитель им святой.

Потом такое объясненье

Он притчи им Своей дает:

«Зерно – есть Божие ученье,

На путь же павшее – есть тот,

Кто Слову Божию внимает,

Но вот приходит сатана

И вмиг из сердца похищает

У них святыя семена.

Грунт каменистый означает

Того, кто слова Моего

Глас с увлеченьем принимает,

Но нет корней в душе его,

Непостоянством он страдает,

И слову истины Моей

Легко и скоро изменяет

Во дни напастей и скорбей.

Тех грунт тернистый означает,

Кто слышат слово, но у них

Его богатство заглушает,

А также ряд забот земных.

А кто слова услышит Божьи

И их, храня плоды, творят,

На почву добрую похожи,

Что плод дает и во сто крат.

Кто, – молвил тут Господь, – скрывает

Свои лампады под кровать?

Он на виду их помещает,

Чтоб людям свет могли давать.

И тайны нет такой на свете,

Что не открылась бы в свой час,

Узнаем мы о том предмете,

Что скрыт теперь от всяких глаз.

Кто уши чуткия имеет,

Смысл слов Моих да разумеет».

Сказал потом Господь созданья,

Уча своих учеников:

«Так прилагайте все старанье,

Чтоб в смысл Моих проникнуть слов.

Какою мерою ведь сами

Вы мерить будете, такой

Дано вам будет небесами

И даже щедрою рукой

Пошлет вам больше Царь творенья,

К имущим сами ведь текут

Струей обильною именья,

А неимущий, бедный люд

Добро последнее теряет,

Каким еще он обладает»

Такое приточное слово

Им Иисус сказал затем:

«Святое царствие Христово

Сравнить еще могу Я с тем,

Когда кто в землю бросит семя,

Спокоен он, себя ведет

Он, как обычно в это время, —

Спит по ночам, в свой срок встает,

И как то семя прозябает,

Он ничего о том не знает,

Сама собой ведь вырастает

Сначала зелень, а потом

В ней колос скоро созревает,

И зерна полныя на нем.

Когда ж хозяин тот узнает,

Что плод семян совсем созрел,

То серп немедля посылает:

Час жатвы радостный приспел».

Сказал еще Господь творенья:

«С чем царство Божье Мне сравнить?

Какое вам употребленье

Его могло бы уяснить?

С зерном его горчичным можно

Сравнить вполне, ведь то зерно

Едва заметно и ничтожно

И меньше всех семян оно,

Но как однако возрастает,

Когда на землю упадет!

Всех злаков больше уж бывает

Оно в то время и дает

Такия ветви, что гнездиться

На них с удобством может птица».

Вот притчами тогда какими

Толпы Спаситель поучал,

И говорить без притчей с ними

Он в это время не желал.

И этих притчей объясненье

Он лишь апостолам давал,

Как где-нибудь в уединенье,

Случалось, с ними пребывал.

А вечером в день тот Учитель святой

Отплыть пожелал вдруг на берег другой.

Апостолы тотчас народ отпустили

И в лодке, где был Он, с Ним вместе отплыли,

А также и лодки другия отбыли.

Вдруг страшная буря завыла тогда,

И лодку наполнить грозила вода,

Но спал на возглавии в эти мгновенья

Сном мирным великий Создатель творенья.

И ученики Его стали будить,

С тревогой смертельною так говорить:

«Что Ты к нам относишься так безучастно,

Мы скоро погибнем от бури ужасной».

И ветру Он, встав, перестать приказал,

А морю «уймися, утихни» сказал.

И вмиг все умолкло, и тишь вдруг настала,

Как будто волнения вод не бывало.

«Что так у вас робки и слабы сердца

И как у вас веры нет в промысл Творца?» —

Апостолам молвил Спаситель с упреком,

Они ж в изумленье были глубоком,

Друг другу они говорили тогда:

«Кто ж это, что воздух Ему и вода

Покорны, и вмиг Его волю творят?»

5 ГЛАВА

Но вот по утихшим приплыли водам

Они Гадаринской земли к берегам.

Едва лишь в стране той Господь показался,

Как муж бесноватый Ему повстречался,

Гробницы жилищем служили ему,

И не удалось укротить никому

Свирепость и дикость его: кандалами

Пытались его удержать и цепями,

Но он кандалы те всегда разбивал

И с силою узы цепей разрывал.

И вот он на горы в гроба удалился

И с криком о камни все время там бился.

Христа издалека больной увидал,

К нему подбежал он и в ноги упал,

И громко такое сказал Ему слово:

«Что трогать Тебе нас, Сын Бога живого?

Тебя заклинаю Создателем я,

Оставь, Иисусе, не мучи меня!»

А бес потому так вопил громогласно,

Что выйти Спаситель велел ему властно.

«А как тебе имя?» – спросил его Он,

Ответил злой демон Ему: «Легион,

Нас в этой душе поселилось немало».

И скопище злое Христа умоляло,

Дабы Он не гнал их из этой земли.

Свиней на горе здесь в то время пасли

И стали молить Его жители ада:

«Позволь нам вселиться в свиное хоть стадо».

Позволил Спаситель, и тотчас в него

Они удалились из мужа того.

Свиней же в том стаде с две тысячи было,

Когда в них вселилась нечистая сила,

То вдруг они ринулись в море тогда,

И всех до одной потопила вода.

Пасущие в город в тот миг убежали,

И в нем, и в селеньях о всем рассказали,

Пришли сюда жители этой земли

И здесь Иисуса с тем мужем нашли.

Как здравым Его увидала толпа та,

То страхом тотчас же была вся объята.

Когда ж очевидцы поведали ей

О чуде с больным и со стадом свиней,

То с просьбой народ тот к Христу обратился,

Чтоб Он из пределов его удалился.

В тот миг, когда в лодку Спаситель входил,

Его исцеленный усердно просил,

Чтоб взял исцелитель с собой его вместе,

Но этой его не сподобил Он чести,

В родной приказал идти ему дом,

Чтоб там он своим сообщил обо всем,

Что сделал ему Повелитель небесной.

И в Десятиградьи о силе чудесной

Христа, удалившись, он всем возвещал

И повестью чудной людей удивлял.

Спаситель же к прежним прибыл берегам,

И много народа пришло к Нему там.

Когда Он у моря еще находился,

То вот Иаир к Нему некто явился,

Архисинагогам муж этот служил.

К стопам Иисуса он, павши, просил:

«Уж дочь моя к смертной приблизилась муке,

Приди возложи на нее Свои руки,

Жива чтоб она и здорова была».

Пошел Искупитель, с Ним вместе пошла

Толпа и безмерно Его утесняла.

О Господе женщина много слыхала,

Что кровотечения немощь несла

Двенадцать уж лет, у врачей не могла

Она никакого найти облегченья,

Но все свои средства отдав на леченье,

Лишь больше недуг усилила свой.

И вот она сзади к Христу в толпе той

Приблизилась, Его чуть коснулась одежды,

Сиял в ней луч веры живой и надежды,

Что это подаст исцеление ей,

И точно спаслася от муки своей,

Она ощутила по прикосновенью,

Что в ней прекратилосья кровотечение.

Но силу исшедшую тут ощутил

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу