Полная версия
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Матфея. Рифмованный перевод впервые мире одним стариком в геноцид
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Матфея
Рифмованный перевод впервые мире одним стариком в геноцид
Василий Александрович Пробатов
Редактор Вадим Викторович Быков
Корректор Лариса Александровна Быкова
Иллюстратор Сергей Борисович Жильцов
© Василий Александрович Пробатов, 2022
© Сергей Борисович Жильцов, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0056-8423-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ В переводе с греческого с рифмой протоиерея Василия Пробатова
1 ГЛАВА
Так случилось святое рожденье Христово:
Когда Матерь Господня Мария была
Обручена с Иосифом, Духа Святого
Она силой во чреве тогда зачала.
До соития их еще это случилось,
Храня свято законы, Иосиф хотел
С ней расторгнуть союз, но ему разсудилось
В тайне то совершить, он Марию жалел,
На позор выставлять не желал это дело,
Но, явившись во сне, ему ангел сказал:
«Сын Давидов! Марию прими к себе смело,
Дух Господень плод чрева чудесно ей дал,
Она Сына родит, как придет свое время,
И ты должен назвать Иисусом Его,
Он спасет народ Свой, гнетущее бремя
Беззаконий по благости снимет с него».
Так исполнилось то, что пророк предрекает:
«В чреве Дева зачнет, сын родится у ней,
Еммануил (что «с нами Господь» означает) —
Будет так наречен этот сын у людей».
Пробудившись, Иосиф привел в исполненье
Все, что ангел Господень ему приказал:
Взяв Марию к себе, не вступал с ней в сношенье,
А ей первенца сына Господь даровал,
И Иосиф Его Иисусом назвал.
2 ГЛАВА
Когда ж родился в Вифлееме
Господь в дни Ирода царя,
Пришли с востока днями теми
Страны той маги, говоря:
«Недавно Царь, как мы узнали,
Родился вашей здесь земли,
Звезду Его мы увидали
И честь воздать Ему пришли.
В каком находится Он месте,
Мы знать поэтому хотим».
Смутился царь при этой вести,
А с ним и весь Ерусалим.
И Ирод, люд созвав ученый,
Его собранье вопрошал:
«Где должен Царь родиться оный?»
И вот в ответ что услыхал:
«Из Вифлеема, без сомненья,
Произойдет тот Царь святой,
Через пророка Царь творенья
Так возвестил былой порой:
«Ты, Вифлеем, не самый скудный
Из иудейских городов:
Вождь из тебя изыдет чудный,
Что упасет Моих рабов».
И тайно магов царь порочный
К себе в дворец позвал тогда
И разузнал то время точно,
Когда явилася звезда,
И в Вифлеем их отсылая,
Так говорил он им при том:
«Прошу вас, точность наблюдая,
Все о Царе узнайте том;
Когда ж найдя почтите сами
Вы то Дитя, то дайте весть
И мне о Нем, чтоб вслед за вами
И я Младенцу воздал честь».
Они пошли, и вот звезда та
Опять очам явилась их,
И было сердце их объято
Великой радостью в тот миг;
И перед ними шло светило,
Став на виду у них потом
Над местом, где Дитя то было.
Тогда они вошли в тот дом
И здесь младенца увидали
С Марией, матерью Его,
Пред Ним они на землю пали,
И от усердья своего
В дар благовонное куренье
И смирну с златом принесли,
И, получивши откровенье
Во сне от Бога, не пошли
К царю они в Ерусалим,
Путем отправившись другим
В края востока их родного.
Во сне Иосифу сказал
Тогда посол Творца Святого,
Чтоб он Младенца тотчас взял,
И с Ним, и с Матерью в далекий
Египта край скорей бежал.
«Дитя намерен царь жестокий
Убить», – при этом он сказал.
И дал ему он повеленье
До тех пор жить в краю чужом,
Пока он вновь распоряженья
Не даст от Господа о том.
Когда веление такое
С небес Иосиф получил,
То, взяв семейство он святое,
В Египет ночью поспешил.
До смерти он тирана злого
В его пределах обитал,
Дабы исполнилось то слово,
Что чрез пророка Бог сказал:
«Из стран Египта, Сын родной,
Ты вызван был моей рукой».
А царь, обманутый волхвами,
В безумной ярости своей
Распорядился теми днями
Убить свирепо всех детей,
Что в Вифлееме в дни те жили
И всей стране окрестной той
И возрастом не свыше были
Двух лет; от магов Ирод злой
Такой узнал предельный срок,
И вот сбылося, что пророк
Сказал от Господа в дни оны:
«Раздался в Риме скорби глас,
Рыданья, вопли, плач и стоны,
Их безутешно в горький час
Рахиль о чадах льет своих,
На век она лишилась их».
По смерти деспота лютого
Сказал Иосифу во сне
Посол небес такое слово:
«Довольно жить в чужой стране,
Иди опять в страну родную,
Уж умер враг Младенца злой».
Тогда он взял семью святую
И в край отправился родной.
Но в Иудее не решился
Он оставаться той порой,
Там Архелай уж воцарился —
Того тирана сын родной.
Но тут опять с небес внушенье
Он в сновиденье получил
И в галилейския селенья
Тогда направиться решил.
И в Назарете поселился
В пределах местности он той,
Дабы глагол тот совершился,
Что чрез пророков лик святой
Был в дни былые возвращен,
Что в назареях будет Он.
3 ГЛАВА
В пустыне тогда иудейской явился
Святой Иоанн; покаяние тщился
Он людям внушить, проповедуя там:
«Уж близко небесное царствие к вам».
О нем предрекал нам Исаия чудный:
«Вот голос раздался в пустыне безлюдной:
«Владыке небес приготовьте пути,
Чтоб было Ему к вам прямее пройти».
В верблюжий был плащ Иоанн облечен,
И кожаный пояс носил на нем он,
И был он воздержник и постник великий,
Акрид лишь вкушал, да мед еще дикий.
И шел к Иоанну от всюду народ,
Из стран иудеи, с сионских высот,
А также из ближней страны Иордана,
Крещение в нем от руки Иоанна
Народ принимал, во грехах своих каясь.
Молвил тогда Иоанн, обращаясь
К толпе фарисеев и злых саддукеев,
Что шли по примеру других иудеев:
«Ехидн порожденья! Кто помысл благой
Внушил вам спасаться от муки лютой,
Что грешным грозит от Владыки созданья.
Так дайте ж святые плоды покаянья,
Оставьте надежды пустыя, что вам
Заступник святой ваш отец Авраам,
Из этого может воздвигнуть каменья
Детей Аврааму Создатель творенья;
У корня деревьев топор уж лежит,
И дерево то, что безплодным стоит,
Срубая, сжигают нещадной рукою.
Крещу в покаянье народ я водою,
Но явится Тот, Кто сильнее меня,
Сапог недостоин понесть Ему я,
Он Духом святым и огнем даст крещенье;
Лопата в руках у Него, очищенье
Он ею гумна своего совершит,
Зерно от мякины пустой отделит,
И в житницу чистое семя положит,
А всякую нечисть огнем уничтожит».
Пришел и Господь на реку Иордан
Из стран галилейских, дабы Иоанн
Над Ним совершил как над всеми крещенье,
И молвил Креститель Владыке творенья:
«Я должен крещен быть Твоею рукой,
А Ты ко мне с просьбой явился такой».
Ответил Спаситель, его убеждая:
«То верно, но ныне исполнить тебя Я
Прошу Мою просьбу, желает того
Верховная правда»; Креститель Его
Тогда допускает к обряду крещенья.
Как вышел из вод Он, то в эти мгновенья
Небесные своды разверзлись над Ним,
И оком увидел Креститель своим,
Что дух к нему Божий нисходит чудесно,
Как голубь; и глас он услышал небесный:
«Вот Сын мой любимый, к Нему неизменно
Я весь пламенею любовью нетленной».
4 ГЛАВА
Божиим Духом тотчас по крещенье
В край был пустынный Господь возведен
От сатаны претерпеть искушенье;
Сорок постился в то время там Он
Дней и ночей, напоследок взалкавши,
И вот явился тогда сатана,
Господу слово такое сказавши:
«Власть Тебе, Божия Сына, дана,
Так повели же, что б эти каменья
Хлебами стали»; ответил Господь:
«Вот что написано всем в наставленье:
«Знай, что не хлебом лишь смертная плоть
Будет жива, но и волей верховной».
В город святой тогда дух Его взял
И там, поставив на кровле церковной,
Так говорить Искупителю стал:
«Сын ведь Ты Божий, так бросься отсюда,
Ибо писание так говорит:
«Бог для сынов Своих сделает чудо,
Слугам небесным своим повелит
Всюду хранить их Создатель творенья,
Будут они на руках их носить,
Чтобы спасти от беды преткновенья».
Но Господь так восхотел возразить:
«Сказано также и это в писанье:
«Господа Бога не смей искушать».
Взявши на гору Царя мирозданья,
С ней сатана Ему дал увидать
Царства земныя со всею их славой;
«Все под твоей это будет рукой, —
Молвил при том искуситель лукавый, —
Если поклон сотворишь предо мной».
«Прочь уходи от Меня, искуситель, —
Молвил сурово Спаситель ему, —
Так поучает в писанье Зиждитель:
«Господу Богу служи одному,
Только Ему воздавай поклоненье».
И сатана перестал искушать,
И вот, представши Христу в те мгновенья,
Ангелов стала служить Ему рать.
О том узнавши, что Креститель
Уже под стражу властью взят,
В край галилейский Искупитель
Тогда уйти решил назад;
Из Назарета удалился
В Капернаум при этом Он,
И так глагол тот совершился,
Что был пророком возвещен:
«Земля глухая Завулона
И Неффалимова страна,
Неверным людом населена,
За Иордан удалена!
Свет возсиял теперь над вами,
И тот народ он озарил
Своими яркими лучами,
Что погружен во мраке был».
Так, к покаянью призывая,
Учить с тех пор Спаситель стал:
«Пора приблизилась святая,
Срок царству Божию настал».
Близ галилейских вод в дни эти
Раз, проходя, Он увидал:
Два рыболова мечут сети,
И, обратясь, Он им сказал:
«За Мной идите, Я ловцами
Людей намерен сделать вас,
И вот они, простясь с сетями,
Пошли за Господом тотчас;
Родные братья рыболовы
Те были – Симон и Андрей.
Узрили очи здесь Христовы
Потом других двух рыбарей,
Иаков с братом Иоанном
То были; здесь с своим отцом
В ладье над неводом раздранным
Они трудились, чтобы в нем
Исправить все; но приглашенье
Из уст услышали Христа,
Пошли за Ним без промедленья,
Отца оставив, их чета.
И в синагогах поучая,
По Галилее Он ходил,
Свет царства Божья возвещая,
Людей от недугов целил.
И слух о нем по всей Сирии
Распространился той порой,
И устремились немощные,
Тогда к целителю гурьбой;
Несли к нему и параличных,
И одержимых силой злой,
И словом всех, кто был в различных
Припадках немощи людской
И исцелял всех щедро Он;
И был народом окружен
Всегда в дни эти Царь созданья,
Он шел из стран Заиорданья,
Десятиградья, Галилеи,
Ерусалима, Иудеи.
5 ГЛАВА
Толпы раз увидев своими очами,
Взошел Он на гору и, ставши на ней,
Такими учить стал в то время словами
Как учеников, так и прочих людей:
«Блаженны стяжавшие духа смиренье,
Дает царство Господь им за их униженье;
Блажен, кто печалью святою томится,
Утешит такого Господня десница;
Блаженны, кто кротки, беззлобны душою,
Владеть они некогда будут землею;
Блаженны, кто алчут и жаждут святыни,
Насытит их сердце Господь благостыни;
Блаженны, чьи души полны состраданья,
Помилует их Повелитель созданья;
Блаженны, кто сердцем чисты, нелукавы,
Увидят такие свет Божией славы;
Блаженны, чьи мирны и добры стремленья,
Как чад, их Творец в свои примет селенья;
Блажен, кого гонят за правду безчестно,
Даст царство ему Повелитель небесный;
Блажен, кто хулы, поношенья, изгнанье
За имя Христово несет без роптанья,
Великая будет дана ему мзда,
Так пусть его сердце ликует всегда,
Ведь так и пророков, в те годы былые
Преследуя, люди хулили слепые.
Вы солью должны быть для мира земного,
Дабы от гниенья его сохранять,
Но помните твердо, что нет никакого
Уж средства соленую сделать опять
Ту соль, что соленость свою потеряет,
И пользы тогда уж не будет от ней.
Наружу, как сор, ее всякий бросает
Чтоб там попиралась ногами людей.
Я светом вас сделал для мира земного,
Как город, стоя на высоких горах,
Не может укрыться от взора людского,
Так вам быть придется у всех на глазах.
И разве светильник за тем зажигают,
Чтоб в тайне его под сосудом держать?
Его на подсвечник тогда поставляют,
Чтоб мог он лучи свои всем подавать;
Так пусть же и ваш свет пред всеми сияет,
И, блеск ваших доблестей видя, народ
За них Отца вашего пусть прославляет,
Что там на небесных высотах живет.
Не думайте, что Я в пределы земные
Закон иль пророков пришел отменить,
Нет! Послан сюда Я все эти святые
Ученья пополнить и вновь подтвердить;
Поверьте Мне, рушатся неба высоты,
Земля с своих сдвинется мощных основ,
В законе ж кавычки одной или йоты
Не даст отменить Повелитель веков.
Итак, кто малейшую заповедь Бога
Нарушит, тому ж научая людей,
Тому и Всевышний даст чести немного,
Когда воцарится Он в славе своей.
Но будет велик пред Господом тот,
Кто верность и в малом Ему соблюдет.
И знайте, что лучшие надобно нравы
Иметь вам, чем те, что внушает вам стан
Законников и фарисеев лукавый,
Иначе свет царства не будет вам дан.
Вы слышали древнюю заповедь эту:
«Собратьев своих не дерзай убивать,
За кровь их ты будешь подвергнут ответу».
А Я теперь должен вам вот что сказать:
Кто тайную злобу на брата питает,
И тот уже карам суда подлежит,
А кто его словом «рака» запятнает,
Суд синедриона тому уж грозит,
А тот, кто безумным его назовет,
Геенский огонь на себя навлечет.
Поэтому если во храме предстанешь,
Чтоб жертвою Господа Бога почтить,
И пред возношением дара вспомянешь,
Что брата ты тяжко дерзнул оскорбить,
Оставь тогда в храме свое приношенье
И к брату скорее отправься тому,
И только устроивши с ним примиренье,
Воздай приношенье Творцу своему.
Старайся с соперником кончить все счеты,
Пока он на суд тебя только влечет.
Туда передаст он все дело, и вот ты
Судьей палачу будешь выдан, а тот
В темницу повергнет тебя на мученье,
И будешь жестоко томиться ты в ней,
Пока своего не истратишь именья
Всего до последней полушки своей.
«Не прелюбодействуй», – такое веление
Дано в старину, кто не слышал о нем?
А Я говорю, что уж взор вожделенья
Прелюбодеяние есть пред Творцом.
Так если хоть правый твой глаз в прегрешенье
Начнет вводить душу, лукаво губя,
Без всякого вырви его сожаленья
И прочь, как заразу, отбрось от себя;
Ведь лучше, Я думаю, для человека
В дни эти один лишь свой член потерять,
Чем всем своим телом в дни онаго века
В геенском огне непрестанно страдать.
И правой руки ты не бойся лишиться,
Коль будет она ко греху соблазнять,
Ведь хуже всем телом в геенне томиться,
Чем член теперь только один потерять.
Написано также: «Коль будет угодно
Тебе развестися с женою своей,
Ты должен вручить ей лишь свиток разводный,
И будешь свободен вполне ты от ней».
А Я говорю: кто жену отпускает,
Хоть верность ему сохранила она,
К прелюбодеяньям ее тот склоняет,
На нем ея гибели ляжет вина,
И кто с разведенною вступит в сношенья,
Тот также творит преступленье.
Вы слышали также, что было когда-то
Так сказано: «Клятвы не смей нарушать,
Но все, в чем поклялся, ты должен то свято
Пред Господом Богом всегда исполнять».
А Я говорю вам, что вовсе не надо
Вам клясться: ни высью небес, ни землей
Ни благом иль славой священнаго града,
Ни собственной даже своей головой;
Ведь небо престол есть величия Божья,
Иерусалим есть жилище Его,
Юдоль же земная Его есть подножье,
Глава твоя также в руках у Него,
Ведь сам ты и волоса сделать на ней
Не можешь белей иль, напротив, черней.
Так если тебе подтвердить надо слово,
То «да» или «нет» ты тогда лишь скажи,
А прочее все происходит от злого —
Нечестья, неправды, коварства и лжи.
Так сказано было вам: «Оком за око
И зубом за зуб от врага получай».
А Я говорю теперь: мести жестокой
Своим ненавистникам злым избегай
И им не противься со злобой упорной,
Ударит тебя по щеке кто одной,
А ты по другой дай ударить покорно,
И если судиться начнет кто с тобой,
Хитон твой лукаво оттягивать будет,
То ты и плащом с ним своим поделись;
Идти одну милю с собой он принудит,
А ты и другую пройти потрудись;
Просящим их просьбы исполнить старайся,
И кто занять хочет, от тех не скрывайся.
Встарь сказано было: «Любовью платите
Друзьям и враждой лиходеям своим»;
А Я говорю вам на это: стяжите
Любовь и к врагам, и противникам злым,
Платите хулителям благословеньем,
Злодеям творите добро вместо зла,
Гонителям к Богу сердечным моленьем
На их отвечайте дурные дела,
Отца чтоб небесного стать вам сынами,
Что солнцем сияет на добрых и злых,
И благословляет своими дождями
И пажити грешных, как нивы святых.
А если б вы любящих только любили,
Какую б награду вам дали тогда?
Подобны вы мытарям только б ведь были,
Что тоже их любящих любят всегда.
И если почет вы и слово привета
Одним посылаете только родным,
То что в том особаго? Делают это
И грешники даже собратьям своим,
А вы совершенства достигнуть старайтесь,
Отцу совершенному уподобляйтесь.
6 ГЛАВА
Смотрите дел благотворенья
Не совершайте напоказ,
Не то лишит благословенья
За них Отец всевышний вас;
Не привлекай к себе вниманья,
Когда ты будешь делать их,
Как лицемеры то в собранье
Или средь улиц городских
Творят, людской ища лишь славы;
Они искомое найдут,
Но от Господней уж державы
Пусть ничего себе не ждут;
Итак, почета избегая,
Рукой все скромной делай ты,
Чтоб и рука твоя другая
Твоей не знала доброты.
И Тот, чей разум несравненный
Все тайны в мире ясно зрит,
За подвиг сердца сокровенный
Тебя открыто наградит.
И если ты молитву веры
Отцу возносишь своему,
Не поступай как лицемеры:
Они, мольбы творя Ему,
Стремятся стать на видном месте
Средь синагог иль площадей,
И не от Бога ищут чести,
Но похвалы лишь у людей,
Они найдут, чего желают,
Но мзды с небес уж пусть не чают;
Так удались в уединенье
И, заперевши дверь, молись
Отцу и Господу творенья,
Дух устремив к Нему лишь в высь.
И твой Отец благословенный,
Пред Кем весь мир Его открыт,
Увидев подвиг сокровенный,
Тебя открыто наградит.
При этом Господу творений
Не как язычники молись,
Пустых не делай повторений
И многословья берегись,
Еще до вашего прошенья
Бог знает ведь, что нужно вам,
И вот какия вы моленья
Ему несите к небесам:
Создатель наш, Отец небесный,
Бог милосердья и любви!
Дай чтить Тебя нам свято, честно,
В Твое нас царство призови;
Да покорится, как и небо,
Тебе земли отпадший край;
Благослови наш труд, и хлеба
Нам в меру нужды ныне дай;
Прости нам наши прегрешенья,
Как зло обид прощаем мы,
И, удаляя искушенья,
Спасай нас впредь от власти тьмы.
Когда собратьям прегрешенья
От всей души отпустишь ты,
То и Отец твой даст прощенье
Тебе с небесной высоты;
А если с злобой безсердечной
Ты помнишь горечь их обид,
Тогда и Твой Отец первичный
Тебе проступков не простит.
Когда же будешь ты поститься
И страсти плоти усмирять,
Не подражай тому, кто тщится
Себе унылый вид придать
И показаться всем желает,
Чтоб похвалил его народ,
Он мзду свою уж получает,
От Бога пусть ея не ждет;
Итак, в одежде будь приличной,
Свой пост от глаз людских сокрой,
Помажься маслом, как обычно,
И, как всегда, лицо умой.
И Бог за подвиг сокровенный
Награду явную пошлет,
Все видит Он благословенный
С Своих таинственных высот.
Не собирай сокровищ тленных,
Металла, хлеба иль одежд,
На этих деспотов презренных
Не возлагай своих надежд;
Их моль и ржавчина изгложет
И превратит в негодный сор,
Рукой безжалостною может
Всегда похитить жадный вор.
Бог вас создал для лучшей доли,
Туда зовет вас Царь миров,
Где нет ни ржавчины, ни моли,
Корысти жадной и воров.
Так в небесах себе богатство
Заблаговременно готовь,
Где вечный мир, свобода, братство,
Святыня, правда и любовь;
Вот блага вечные, живые,
Коль будешь ими дорожить,
Как прах, сокровища земные
Тогда ты сможешь отложить.
Имей в виду, что наше око
Есть телу свет: чисто оно,
Не занедужится жестоко,
И тело все освящено;
Но заболит оно опасно,
То весь во мраке будешь ты,
А коль сам свет померк твой ясный,
Чего же ждать от темноты?
Двум господам одновременно
Не в состоянье раб служить,
Ведь вот что будет непременно
Тогда с рабом происходить:
Он, одному служа прилежно,
Пренебрегать другим начнет,
И об одном заботясь нежно,
Того лишит своих забот;
Так человеку невозможно
Себя на части разделить:
Мамоне кланяться ничтожной
И Бога истинного чтить.
Так не заботься о питанье
И об одежде всякий миг,
На то направь свое вниманье,
Что жизнь твоя дороже их,
И твой Отец, пославший с неба
Тебе отраду бытия,
Ужель лишит тебя Он хлеба,
Иль одеянья, иль питья.
Взгляни на птиц хотя бы этих:
Они не сеют и не жнут,
В обширных житницах и клетях
Себе запасов не блюдут,
А всемогущий Царь творенья
Им пищу шлет с высот своих,
Но в том быть может ли сомненье,
Что вы гораздо лучше их?
И неужель тебе заботы
Прибавят жизни хоть на пядь?
В свое ведь время все равно ты
Пойдешь могильный сон вкушать.
Иль вот краса пред вами лилий,
Они не ткут и не прядут,
Не знают тягостных усилий,
И как однако же цветут!
Такого, верно, облаченья
И Соломон сам не носил,
А коль ничтожное растенье
Бог ризой пышною почтил,
То неужели, род неверный,
Он вам одежды не пошлет,
Когда вы лучше их безмерно,
Вы, Бога благостного род?
Так перестаньте же без меры
Себе благ чувственных искать,
Лишь тем то свойственно, в ком веры
Совсем угасла благодать;
У вас же есть Отец Небесный,
Все видит Он с высот своих,
И, без сомнения, известны
Ему все нужды чад родных.
Ищите прежде правды вечной,
Что в царстве Божием живет,
Тогда и в жизни скоротечной
Господь достаток вам пошлет.
О дне грядущем тяжкой думой
Души напрасно не тревожь,
И на текущий день угрюмой
Заботы вдоволь ты найдешь;
На каждый день, для каждой ночи
Своя имеется печаль,
Что ж устремлять тревожно очи
Свои в неведомую даль?
7 ГЛАВА
Собратьев за их прегрешенья
Злорадной душой не суди,
Иначе и ты осужденья
Себя за грехи свои жди,
Какою ведь мерою сами
Вы будете мерить людей,
Такою и вам небесами
Воздастся с течением дней.
И что о сучке ты толкуешь,
Что видишь в глазах у других,
В то время как вовсе не чуешь
Ты даже бревна во своих?
Как брату сказать ты посмеешь:
«Дай вынуть занозу мне ту», —
Когда в своем глазе имеешь
Ты эту бревна тяготу?
Бревно у себя, лицемерный,
Сначала попробуй изъять,
И способ откроешь ты верный
Сучки у других извлекать.