Полная версия
Путеводитель по буддийскому учению: теория и практика
И мы сами ходим к докторам, когда болеем. Чтобы вылечиться, мы следуем их предписаниям, принимаем таблетки, соблюдаем режим. Если не доверять врачам, то без них, конечно же, нам будет крайне сложно разбираться в методах лечения. Врачи знают, как действуют те или иные препараты, какой у них эффект. Если мы не доверяем их опыту и знаниям, придётся самим долго учиться, чтобы понять воздействие всех этих таблеток на физиологические процессы в организме. Поэтому без помощи врачей самостоятельно разобраться в этиологии болезни и способах исцеления весьма непросто. Если лечащий врач – знающий своё дело специалист, к тому же порядочный и добросовестный человек, тогда все его советы и рекомендации пойдут на пользу.
Мы способны постичь очевидные взаимосвязи между причиной и следствием, например понимаем, что дым возникает вследствие огня. Однако что касается тончайших хитросплетений кармы, то здесь вряд ли представляется возможным соотнести следствия с породившими их причинами. Мы можем лишь предполагать некоторые вещи постфактум. Как в том примере: некто умирает в Индии и вдруг рождается в России. Мы понимаем, что это произошло не вдруг, а по причине кармических связей с определёнными людьми, которые стали его новыми родителями.
Постичь прямо тонкости закона кармы мы пока не способны. Нам остаётся доверять надёжным источникам, поскольку сейчас наш ум не располагает достаточно сильными инструментами познания. Не будь этих тончайших переплетений кармических «нитей», не было бы и грубых причинно-следственных отношений. И как можно было бы объяснить рождение в другой стране человека, который умер в Индии? Ничем иным, кроме как кармой, это невозможно объяснить.
Большинство не верит ни в загробную жизнь, ни в прошлые воплощения. Но почему тогда в разных уголках планеты встречаются люди, которые помнят свои прошлые жизни? Ныне покойный учёный-психиатр из Канады посвятил много лет изучению феномена перерождения[26]. Путешествуя по странам Азии, Европы, Африки и Америки, он лично собрал около трёх тысяч случаев, указывающих на память прошлых воплощений. Чуть больше половины приведённых свидетельств документально подтверждаемы. Многие из них объясняются только теорией реинкарнации. Ведь не будь прошлых жизней, не было бы и памяти о них.
На существование прошлых жизней указывают не только врождённые безусловные рефлексы, но и некоторые индивидуальные наклонности, проявляющиеся в детстве. Зачастую одним только влиянием внешней среды сложно объяснить то или иное поведение у детей. Ведь бывает так, что ребёнок совсем не похож на своих родителей в том, как он себя ведёт, какой у него характер и манеры. Такое может произойти и с близнецами. Казалось бы, близнецы наследуют одни и те же гены от своих родителей, растут в одной и той же среде, но могут стать совершенно непохожими друг на друга личностями с совершенно разными предпочтениями, склонностями и талантами. Все эти особенности свидетельствуют о схожей модели поведения каждого из них в прошлых жизнях. Это своего рода багаж привычек и умений, который люди тащат с собой в очередное рождение.
– Почему некоторые помнят свои прошлые рождения, а другие нет?
– В течение жизни люди обрабатывают огромный массив самой разной информации, из которой какая-то часть забывается, а какая-то остаётся в памяти. Так же и здесь: одни люди помнят прошлые воплощения, а другие нет. Как я полагаю, способность человека к «запредельным» воспоминаниям зависит от силы кармических отпечатков. Например, если нечто произвело неизгладимое впечатление, это событие врезается в память и не забывается до конца жизни, а иногда, как выясняется, напоминает о себе даже в последующем рождении.
Таких историй, на самом деле, немало. Известен случай о лётчике, который погиб во времена Второй мировой войны и родился потом, кажется в Америке, в христианской семье, которая определённо не разделяла взгляды о реинкарнации. Однако их малолетний сын приводил настолько пугающие подробности о военной службе, которую он якобы нёс в прошлой жизни, что они не могли это списать на игру воображения. И выяснилось, что рассказы мальчика совпадали с многочисленными свидетельствами и хрониками военных событий тех лет. Видимо, последние трагические мгновения предыдущей жизни настолько сильно врезались в его сознание[27].
Его Святейшество Далай-лама часто говорит о том, что, если учёные докажут ложность каких-нибудь буддийских утверждений, он изменит свои воззрения. Всё так. Его Святейшество действительно держит своё обещание. Кое-что уже опровергнуто наукой, поэтому Его Святейшество более не признаёт существование горы Меру[28]. Учёные нигде не обнаружили её. А согласно космологии индуизма, буддизма и прочих религиозно-философских систем Древней Индии, гора Меру считается центром мироздания. Все эти религиозные традиции, существуя веками, а то и целыми тысячелетиями, могут подвергаться влиянию местных культур, поэтому не исключено, что буддизм вобрал в себя что-то из индуистской культуры, соседствуя с ней на одной территории. Это моё личное мнение о причинах появления горы Меру в буддийских текстах.
Главное в буддизме – это, конечно же, «внутренняя» наука об уме, помогающая преобразить сознание и освободиться от страданий. Вот что главное. Вот в чём суть Учения Будды. А что касается космологии и устройства внешнего мира, то буддийские описания могут быть смешаны с бытовавшими в те времена представлениями. Если они изжили себя, стоит от них отказаться. К сожалению, не все буддисты так поступают.
Реальность – вот что мы должны понять. Для установления окончательного способа существования внешних и внутренних явлений следует положиться на безошибочный метод и постараться раскрыть свои способности к познанию. Наша манера восприятия такова, что, когда мы, например, смотрим на лист бумаги, мы можем многое на нём увидеть, но вместе с тем немало остаётся сокрытым от нашего взора. Подобным образом нелогично утверждать об отсутствии чего-то только потому, что мы этого не видим. Ведь органу зрения может попросту не хватить сенсорных способностей. Поэтому для проникновения в суть вещей следует использовать такие инструменты познания, которые будут соразмерны сложности задачи.
Невооружённым глазом невозможно увидеть микроорганизмы. Тут на помощь приходят современные технологии. Микроскоп придаёт дополнительную остроту зрению. Но есть объекты, которые нельзя обнаружить и под микроскопом, – такие как, например, элементарные частицы. Чтобы исследовать их строение, учёные используют другой инструмент познания – математические вычисления. Достаточно ли математических вычислений, чтобы постичь всю сферу познаваемого? Разумеется, нет. Даёт ли наука исчерпывающее объяснение картины мира? К сожалению, тоже пока нет. Если бы научный метод с его абстрактным математическим мышлением открывал полную картину мира, учёные никогда не совершали бы ошибок. Как сейчас выясняется, некоторые медицинские препараты, широко применявшиеся в прошлом, оказывали больше вреда, нежели пользы, а иные и вовсе, вместо того чтобы лечить, убивали. Почему такое случается? Потому что на данный момент нет методов, позволяющих просчитывать все возможные побочные эффекты, в том числе приводящие к летальному исходу. Человечество познало лишь небольшую часть окружающего мира. Остальное нам неизвестно.
Очевидно, что для понимания всей реальности недостаточно одних только вычислений и приборов. Остаются объекты, находящиеся за пределами возможностей доступных инструментов познания. Существуют явления материальные, имеющие форму и цвет. Существуют явления нематериальные, относящиеся к области сознания. При помощи математики и микроскопа можно познать внешний мир с его многообразием физических явлений, но что касается внутреннего мира, с его многообразием явлений психики, здесь они не помогут. Для понимания того, как работает ум, нужны принципиально иные методы.
Несмотря на перевес в сторону материализма, я искренне уважаю учёных. К некоторым вещам они пока не питают интереса. Однако настоящий исследователь всегда понимает, что любая гипотеза до тех пор, пока не доказана её ложность или истинность, имеет право на существование, и такая объективность, несомненно, заслуживает всяческих похвал.
Расшифровка:Алексей Менкенов, Нижний ТагилКраткие наставления
• Значительная благая карма позволяет родиться человеком. Поэтому знайте, что в прошлом каждый из вас проявлял свои лучшие качества и совершал бессчётное количество добрых дел… Но недостаточно просто осознавать это, необходимо придать смысл и осознанность нашему существованию, используя метод и мудрость.
• Из-за иллюзии постоянства жизнь проходит мимо в череде нескончаемых ежедневных хлопот. Поэтому Будда дал понять, что вещи на деле не таковы, как нам кажутся… Для установления окончательного способа существования внешних и внутренних явлений нужно положиться на безошибочный метод и постараться раскрыть свои способности к познанию.
• Карма расшифровывается как один из уровней причинно-следственной обусловленности. Закон кармы непогрешим и действует одинаково для всех. Суть его проста: добрые поступки всегда приводят к счастью, а злодеяния – к страданиям.
Вопросы для самопроверки
a) Почему так важно помнить о непостоянстве своей жизни?
б) Как бы вы объяснили ребёнку смысл изречения: «Метод без мудрости сковывает путами, а исполненный мудрости метод – освобождает»?
Литература
• Гампопа Сёнам Ринчен. Драгоценное украшение Освобождения. СПб.: Уддияна, 2018. – Глава 2. Основание: высочайше драгоценное человеческое тело.
• Далай-лама, Катлер Г. Искусство быть счастливым. Руководство для жизни. М.: Эксмо, 2017.
• Лама Сопа Ринпоче. Храброе сердце. Московские лекции. М.: Ганден Тендар Линг, 2019. – Лекция 1.
• Островская Е. П., Рудой В. И. Космос и карма. Введение в буддийскую культуру. СПб.: СПбКО, 2009.
• Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Пробуждения: в 2 т. СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2020. – Том I. Этап духовного развития низшей личности.
• Bronkhorst J. Did the Buddha Believe in Karma and Rebirth? // Journal der International Association of Buddhist Studies, 21 (1), 1998. – P. 1–20.
• Берзин А. Что такое реинкарнация? URL: htpt://studybuddhism. com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/karma-i-pererozhdenie/ chto-takoe-reinkarnatsiya (дата обращения: 01.04.2021)
Глава 2
Опора на духовного наставника
Овверении учителю в буддийских источниках говорится как о корне всего духовного пути. Для практики Дхармы необходимы два условия, внешнее и внутреннее. Внешним условием является духовный наставник, а внутренним – наша собственная драгоценная человеческая жизнь с её свободами и благами[29].
В «Кратком Ламриме» Чже Ринпоче сказано, что вверение себя духовному наставнику есть причина накопления добродетели и очищения от всего неблагого. Учитель знает методы достижения как временного, так и высшего счастья, ему ведомы условия внутренних преобразований на пути к Пробуждению, а также способы очищения от неблагой кармы и омрачений. Следуя за таким человеком, мы обретаем огромное благо.
Благодаря святым наставникам драгоценное Учение Будды, дарованное им два с половиной тысячелетия тому назад, дошло до наших дней в целостном виде. Не будь духовных учителей, нам не выпало бы счастье встретиться сейчас с Дхармой – линия преемственности попросту не сохранилась бы. И хотя в рамках разных традиций можно говорить о самых разных наставниках, в «Лам-риме» объясняется, каким должен быть благой друг[30], иначе говоря – духовный учитель, выступающий проводником по путям трёх личностей[31].
Достоинства духовного наставника
Прежде чем стать чьим-либо учеником, важно выяснить, какими качествами должен обладать подлинный наставник в буддизме. В сочинении Майтреи[32] «Украшение сутр» указаны десять таких качеств. Раскрывая их смысл в «Ламриме», Чже Ринпоче начинает с положения о том, что невозможно усмирить других, вначале не усмирив себя, и потому главная отличающая черта духовного наставника – это усмирение самого себя.
Что имеется в виду под усмирением себя? Вовсе не какие-то плоды отдельных практик вроде осуществления шаматхи[33], – речь идёт о полном освоении общего пути Дхармы. Иными словами, учитель в буддизме – это тот, кто обрёл реализации трёх высших тренировок: нравственной дисциплины, сосредоточения и мудрости, – благодаря чему его ум становится укрощённым, или усмирённым.
Таким образом, в первую очередь духовного наставника характеризует 1) самообуздание, или подчинение своего ума посредством нравственной дисциплины. Следующие качества: 2) спокойствие, под которым подразумевается освоение высшей тренировки сосредоточения, и 3) умиротворённость, что означает овладение высшей тренировкой мудрости.
Достаточно ли освоения трёх высших тренировок, чтобы учить Дхарме? Нет, недостаточно. Помимо достоинств опыта, связанных с практическим осуществлением трёх тренировок, необходимы также 4) достоинства знания, то есть значительная учёность в Слове Будды и толкованиях к нему. Учитель должен изучить множество исходных писаний и комментариев. Как говорит Лама Цонкапа, он должен быть знатоком Трипитаки. Что такое Трипитака? Это так называемые Три Корзины – собрания текстов буддийского учения: раздел нравственных наставлений, раздел поучений из сутр и раздел метафизических представлений буддизма[34]. Наставник должен быть сведущим во всех этих областях. Ещё одно качество, характеризующее собственные достижения учителя, – это 5) постижение таковости[35] явлений.
Однако даже достоинств опыта и знания недостаточно. Нужны 6) превосходящие качества. Что это значит? У наставника должно быть больше достоинств и знаний, чем у его ученика. Перечисленное относится к собственным достижениям духовного наставника.
Остальные качества выражают его заботу о других. Из них первое – это 7) красноречие, затем 8) любовь. Такой учитель искренне любит своих учеников и ни в коем случае не делится знаниями, подспудно преследуя цель разбогатеть или прославиться. Подобных намерений, естественно, у него не должно быть, его желание помочь ученикам должно быть неподдельным.
Кроме того, благой друг должен быть 9) усердным, то есть тем, кто неизменно сохраняет радостное устремление, принося благо другим. Наконец, последнее качество – это 10) неутомимость в разъяснениях Дхармы и проповедовании. Сколько бы часов ни длилось учение, он никогда не должен уставать от этого и думать: «Я разъясняю людям Учение, а никакого толку нет, всё тщетно». Или же: «Наставления не помогают им, я не вижу результатов. Пожалуй, брошу эту затею». Подлинного учителя никогда не должны обременять подобные сомнения.
Таковы шесть качеств собственных достижений и четыре качества заботы о других. Первые три соотносятся с опытом практического осуществления трёх тренировок: нравственности, сосредоточения и развития мудрости. Если идти по порядку, четвёртое качество – это освоение Трипитаки, то есть обладание обширными познаниями в буддийских писаниях. Пятое – постижение таковости. Перечисленными достоинствами могут обладать и сами ученики, поэтому шестое качество заключается в том, что учитель должен превосходить их своими опытом и знанием. Эти шесть качеств относятся к собственным достижениям мастера.
Далее следуют четыре качества заботы о других. Седьмое – это красноречие. Восьмое – любовь к ученикам. Девятое – усердие, или, другими словами, энтузиазм. И наконец, десятое – неутомимость и готовность претерпевать трудности при даровании учений.
Чже Цонкапа составил «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» ещё в конце XIV века. Уже тогда он сетовал, что наставники со всеми необходимыми качествами встречаются крайне редко. Что уж говорить нам, людям двадцать первого века… Чже Ринпоче ссылался на кадампинского геше Потобу[36]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Чже Цонкапа. Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний Ламрим) / пер. с тиб. А. Кугявичуса; ред. А. Терентьев. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. С. 36. – Здесь и далее прим. ред., если не указано иное.
2
Геше-лхарамба (тиб. dge bshes lha rams pa) – высочайшая учёная степень в школе гелук, присуждаемая после прохождения философских диспутов, которые проводили в Лхасе во время молитвенного фестиваля Монлам Ченмо. Видный тибетский учёный Цетен Шаптунг (тиб. tshe tan zhabs drung, 1910–1985) в своей работе «Заметки о Ламриме Чже Ринпоче» (тиб. rje’i lam rim gyi zin bris) пишет, что основоположником традиции присуждения звания лхарамбы является первый Панчен-лама Чоки Гьялцен (1567–1662).
3
Гьюме (тиб. rgyud smad) – тантрический монастырь, основанный Шерабом Сенге (тиб. shes rab seng ge, 1383–1445), одним из ближайших учеников достопочтенного Цонкапы.
4
Чже Ринпоче (тиб. rje rin po che, 1357–1419) – распространённое у тибетцев почтительное обращение к Ламе Цонкапе, основателю школы гелук.
5
Представления о карме не являются уникальными для буддизма. Задолго до рождения Будды в Древней Индии уже существовали различные религиозно-философские направления, которые признавали идею кармического воздаяния в рамках тех или иных теистических воззрений. Своими корнями понятие «карма» восходит ещё к ранним Упанишадам. Однако Будда, как и Махавира – основоположник джайнизма, излагал кармический принцип в совершенно иной парадигме нетеистического толка.
6
Нгаванг Лобсан Гьяцо (тиб. ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617–1682) – Великий Пятый Далай-лама, который, основав тибетское правительство Ганден Подранг, объединил духовную и светскую власть при помощи хошутского правителя Гуши-хана.
7
Кадам (тиб. bka’ gdams, букв. «слово-наставление») – основанная индийским наставником Атишей (982–1054) буддийская школа, где большое значение придавалось практикам лоджонг, преобразования ума. Великие учители этой традиции: Дромтонпа Гьялве Джунгне (тиб. ‘brom ston pa rgyal ba’i ‘byung gnas, 1004–1064), Потоба Ринчен Сел (тиб. po to ba rin chen gsal, 1031–1105), Чекава Йеше Дордже (тиб. ‘chad kha ba ye shes rdo rje, 1102–1176).
8
Шантидэва (тиб. zhi ba lha, жил прибл. в VIII в.) – выдающийся буддийский подвижник и мыслитель, родившийся в царской семье в Бенгалии (Восточная Индия). Отрёкся от престола, чтобы посвятить жизнь духовным исканиям. Прославился своим произведением «Бодхичарья-аватара», посвящённым бодхичитте и шести парамитам.
9
Перевод Ю. Жиронкиной. Шантидева. Путь бодхисаттвы, 2-е изд. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2012. С. 139.
10
Тиб. ha go dus yang / ha log tshar ba red – букв.: «осознал тогда, когда уже понёс потери».
11
Четыре печати (тиб. lta ba bkar btags kyi phyag rgya bzhi – четыре печати, привязывающие воззрение к Слову [Будды]; также тиб. chos kyi sdom bzhi – «четыре свода Дхармы») – основополагающие принципы, которые отражают фундаментальные для буддизма взгляды: 1) всё составное непостоянно, 2) всё загрязнённое суть страдания, 3) все явления пусты и бессамостны, 4) нирвана есть покой. Данные утверждения принимают все буддийские философские школы.
12
Шантидева. Путь бодхисаттвы. С. 139.
13
Перефразированный отрывок, который многократно повторяется в «Уданаварге».
14
Сутра «Поучения Вималакирти» (dri ma med par grags pas bstan pa’i mdo, Н 177, vol. 60, mdo sde, pha, 313A): thabs kyis ma zin pa’i shes rab ni bcings pa’o / thabs kyis zin pa’i shes rab ni grol ba’o / shes rab kyis ma zin pa’i thabs ni bcings pa’o / shes rab kyis zin pa’i thabs ni grol ba’o.
15
Под аспектами метода и мудрости (тиб. thabs shes gnyis) имеются в виду практики, связанные с взращиванием бодхичитты и постижения пустоты всех явлений, или, иначе, с накоплением собраний заслуг и мудрости.
16
Перевод с санскр. Е. П. Островской и В. И. Рудого. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: разделы III и IV. М.: Ладомир, 2001. С. 625.
17
Немного изменённое четверостишие из «Поэмы о преобразовании ума» (snyan ngag sgra rgyan): bsam pa bzang na sa dang lam yang bzang / bsam pa ngan na sa dang lam yang ngan / thams cad bsam pa dag la rag las pas / rtag par bsam pa bzang la ‘bad par bya. См. Полное собрание сочинений Чже Цонкапы. Пекин: krung go’i bod rig pa dpe skrun khаng, 2012. Т. 15. С. 635–636.
18
Отсылка к 10-му стиху 1-й главы «Пути бодхисаттв». См. Шантидева. Путь бодхисаттвы. С. 42.
19
Архатство (тиб. dgra bcom pa’i go ‘phang) – состояние, которое достигается вследствие устранения всех омрачений ума.
20
См. главу 9 «Двенадцать звеньев зависимого возникновения».
21
Санкхья (санскр. saṁkniā, тиб. grangs can pa, букв. «перечисляющий») – древнеиндийская философская школа, основанная святым Капилой. Своё название получила благодаря тому, что её последователи рассматривали всё сущее посредством перечня из 25 явлений, в которых пракрити (праматерия) и пуруша (личность) составляли две вечные сущности. Джайнизм (санскр. nirgrantha, тиб. gcer bu pa, букв. «нагие») – древнеиндийская религия, основанная Махавирой предположительно в VI в. до н. э. Сторонники этого учения большое значение придавали нравственной дисциплине. Примечательно, что последователи джайнизма, как и буддисты, отвергают идею Бога-Творца.
22
Тиб. rtag gcig rang dbang can gyi bdag.
23
Пять совокупностей, или скандх (санскр. skandha, тиб. phung po): 1) материальное (тиб. gzugs kyi phung po), 2) ощущения (тиб. tshor ba’i phung po), 3) различения (тиб. ‘du shes kyi phung po), 4) формирующие факторы (тиб. ‘du byed kyi phung po) и 5) сознание (тиб. rnam shes kyi phung po). Отражают принятую в буддизме классификацию обусловленных причинами и условиями явлений, а также выступают основой обозначения для любого живого существа или отдельной личности. Существа мира без форм (тиб. gzugs med khams) обладают только четырьмя последними скандхами.
24
Согласно буддийским представлениям процесс зачатия происходит только в том случае, когда сознание существа, блуждающего в бардо (состояние между рождениями), входит в оплодотворённую яйцеклетку.
25
Чувственное познание – тиб. dbang shes; рациональное познание – тиб. rjes dpag.
26
Имеется в виду Ян Претимэн Стивенсон (1918–2007) – канадско-американский биохимик и психиатр. См. Стивенсон Я. Реинкарнация. Исследование европейских случаев, указывающих на перевоплощение. М.: Ганга, 2018.
27
Имеется в виду нашумевшая в начале 2000-х история о Джеймсе Лейнингере. В 2004 году о нём был выпущен документальный фильм. Известный американский историк Майкл Брэнт Шермер, занимающийся расследованием псевдонаучных утверждений, попытался дать объективную оценку произошедшему в своей книге «Небеса на земле: Научный взгляд на загробную жизнь, бессмертие и утопии». М.: Альпина нон-фикшн, 2019.
28
Разумеется, та абхидхармистская картина мироздания, которая в течение многих столетий принималась буддистами в качестве основной, требует сейчас кардинального переосмысления в свете новейших научных открытий, особенно в области космологии и астрономии. Подробнее об этом см. Далай-лама. Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на службе миру. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018. С. 111–112.
29
О восьми свободах и десяти благах драгоценного человеческого рождения см. Часть IV, «Драгоценная человеческая жизнь».