Полная версия
Пионерская организация: история феномена
В чем же еще состояла тайна пионеров Советского Союза? Принимали в «ряды борцов» в третьем или четвертом классе – в 8 – 10 лет. Сначала – к революционным праздникам – нескольких лучших учеников класса, не столько по успеваемости, сколько по общественной активности. Нередко этот вопрос решался демократически – голосованием в классе. «Кто из нас достоин первым стать пионером?» Шли споры, классный руководитель подводил итоги «выборов». Ребята воспринимали прием в пионеры как этап взросления – и, конечно, изо всех сил стремились в организацию, которая стала по-настоящему всесоюзной. Пионерское движение воспринималось как нечто естественное, совершенно органичное. Оно вошло в плоть и кровь нашей бытовой культуры. И это – одно из важнейших достижений советской школы.
Леонид Александрович Голиков (1926–1943) – пионер-герой, тимуровец, участник Великой Отечественной войны, партизан, Герой Советского Союза (посмертно)
Марат Иванович Казей (1929–1944) – советский пионер-герой, юный красный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно)
Валентин Александрович Котик (1930–1944) – советский пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза – на момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно
Зинаида Мартыновна Портнова (1926–1944) – пионер-герой, советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Герой Советского Союза
Александр Павлович Чекалин (1925–1941) – юный партизан-разведчик во время Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно)
Борис Андреевич Цариков (1925–1943) – пионер-герой, разведчик 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Младший сержант. Герой Советского Союза
Что касается выборов, особенно рьяно взялись за демократизацию, конечно, в годы Перестройки. В то время в каждом классе непременно проводились альтернативные выборы на все «пионерские должности». Когда Михаил и Раиса Горбачевы посетили одну из московских школ, пионеры продемонстрировали им самодеятельности – исполнили сатирические куплеты:
Всё у нас идёт, как надо,Есть у нас Совет отряда,Но в отряде, как ни странно,Всё решает Марь-Иванна.А были должны решать сами пионеры!В послевоенные годы в пионерах состояли практически все советские школьники с 9 до 14 лет – за редчайшим исключением. Иногда в пионеры не принимали отпетых хулиганов, иногда родители (как правило – по религиозным убеждениям) не пускали своих чад в отряды «юных ленинцев».
Пионерские лагеря, походы – это всегда приключение. И – новый поток фольклора. Вожатые рассказывали ребятам истории, читали с ними интересные книги – у Гайдара именно так рождалась сказка «О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
Но, кроме этого, существовало и неподконтрольное творчество пионеров – рассказы, которыми они потчевали друг друга перед ночным отдыхом. Главный жанр этих посиделок – страшные истории, без которых доблестные пионеры не желали засыпать. Помните эти коротенькие детские триллеры – про красную руку, холодильник на колесиках, черную простыню и монстра с зелеными пальцами?..
…Почти вся страна принадлежала пионерам. Каждый класс представлял из себя пионерский отряд, каждая школа – дружину, у которой имелось собственное знамя. В домах пионеров действовали многочисленные кружки, а пионерлагеря обеспечивали летний отдых школьников. При этом, идеологическая составляющая в организации не ослабевала вплоть до конца 1980-х. Только после 1990 года пионерская «монополия» распалась. В наше время существует целый ряд детских патриотических организаций, которые отчасти используют и пионерский опыт. Но это, как говорили в старину, «не тот нарзан». Нет «единой и неделимой» детской организации – и чего-то не хватает. То ли школьников в красных галстуках, то ли утренней пионерской зорьки по радио.
Надежда Крупская
Пионердвижение как педагогическая проблема
Мы не раз говорили о том, что школа и пионердвижение стремятся к одной и той же цели – воспитать из ребенка борца и строителя нового строя. Но, в то время как в школе центр тяжести кладется на учебу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но все же это две разные проблемы. В пконердвижении главная задача – задача воспитания. Цель пионердвижения – воспитать новую молодежь, которая довела бы дело строительства социализма, коммунизма до конца. Строить социализм не значит только подымать производительность труда, подымать хозяйство, Высокоразвитое общественное хозяйство лишь база, лишь основа, обеспечивающая возможность общего благосостояния. Суть же строительства социализма заключается в новой организации всей общественной ткани, в новом общественном укладе, в новых отношениях между людьми. Мы хотим строить не только сытую жизнь, но и жизнь светлую.
Если взрослое население надо перевоспитать в духе социализма, то молодое поколение тем более надо воспитывать в этом духе. Что же это за воспитание в духе социализма? Владимир Ильич расшифровывал этот новый дух в очень простых словах. Он говорил на беспартийной конференции рабочих и красноармейцев: «Раньше говорили: «Каждый за себя, а бог за всех», – и сколько зла от этого вышло. Теперь мы говорим: «Один за всех, все за одного».
В этих словах, хотя они говорились и не в связи с вопросами воспитания, по-моему, уже дается ясная установка всей воспитательной проблемы нашего времени. Надо из ребят воспитывать коллективистов. Как это сделать? Тут встает серьезная педагогическая проблема.
Буржуазия воспитывает по-разному детей трудящихся и детей помещиков и капиталистов. Из первых она старается воспитать послушных рабов, из вторых – вожаков. Имея дело с детьми трудящихся, она старается затереть индивидуальность, не дать развиться личности ребенка, все методы воспитания направлены на то, чтобы обезличить ребят, сделать их пассивными, а ребят, по отношению к которым это не удается, выдвинуть, противопоставить другим, превратить их в верных слуг буржуазии. По отношению к детям господствующих классов применяются другие методы воспитания. Из них буржуазия старается выработать индивидуалистов, противополагающих себя массе, коллективу, умеющих властвовать над массой.
Советское воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность. Поэтому методы воспитания у нас иные, чем методы воспитания в буржуазной народной школе. Но наши методы воспитания в корне отличаются и от методов воспитания детей буржуазии. Буржуазия стремится воспитать из своих ребят индивидуалистов, котарые свое «я» ставят превыше всего, которые противопоставляют себя массе. Мы стараемся воспитать из наших ребят всесторонне развитых, сильных телом и сознанием людей, но не индивидуалистов, а коллективистов, не противополагающих себя коллективу, а составляющих его силу, поднимающих значение коллектива на новую ступень. Коммунистическое воспитание пользуется другими методами. Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание.
Пнонердвижение может много внести в этом отношении. По какому пути надо идти ему в деле воспитательной работы? Прежде всего надо дать пионеру-школьнику возможность совместных переживаний. Ребенок, который живет один в семье, которого заботливая мать тщательно оберегает от «вредных влияний» других ребят, не станет коллективистом.
Внимание пионеротрядов должно быть прежде всего обращено на то, чтобы участие пионера в работе отряда давало ему ряд совместных переживаний с другими ребятами. Это не значит, что ребят надо «развлекать», устраивать для них пионерские спектакли и утренники. Дело не в праздниках, а в том, чтобы вся повседневная жизнь пионерского отряда была достаточно ярка и эмоциональна. А то бывает, собирается собрание, долго не приходит вожатый, болтаются без дела, на отряде разбирают всем наскучившие вопросы о курении, о дисциплине, учат пионерскую политграмоту… Такой отряд неизбежно распадается.
Уметь наладить получше совместное пение, игры, покрасочнее и поглубже по содержанию наладить совместное интересное чтение и пр. имеет большое значение – все это сближает ребят, сплачивает их, а совместно пережитая какая-нибудь большая радость или горе еще больше делает их близкими друг другу. Тут важно поменьше формальностей, побольше содержания. Важен вопрос о том, какие игры будут проводиться, ибо игра игре рознь – есть игры, как раз мешающие развитию коллективистических инстинктов, не сплачивающие, а разъединяющие ребят; важно, какие книги будут читать ребята – индивидуалистический хлам или действительно ценные вещи.
Пионеры на отдыхе в палаточном лагере в с. Винновка (Ульяновская область). Вожатые и актив лагеря. 1925 год
Второй элемент сплачивания – это близкое знакомство друг с другом, с домашней и школьной обстановкой товарищей, помощь им. Более знающий должен помочь готовить уроки менее знающему, сытый должен поделиться с голодным, загруженному домашней работой товарищу должны прийти на помощь товарищи, разделив его труд, – широко поставленная товарищеская взаимопомощь внутри звена, внутри отряда.
Третье – интересная совместная учеба, совместное чтение, экскурсии, стенгазеты, совместно издаваемые сборники, дневники и т. д. и т. д. Тут особо важно, чтобы не было разделения на актив, который все делает, страшно перегружен, и на пассив, который ни к чему не допускают. Проблема совместной работы, правильного разделения труда, равномерной нагрузки, сочетание индивидуального интереса ребят с общими целями, которые ставит себе рабочий коллектив, – все это надо разрешить.
Четвертое – та же проблема в отношении труда, сочетание умелого индивидуального труда с коллективным трудом, выработка навыков индивидуального и коллективного труда, правильная координация труда, учет сделанного, взаимный контроль; кооперирование – сотрудничество во всех областях хозяйственной жизни.
Пятое – внутренняя, добровольная дисциплина. «Великий почин» – статья Ленина о коммунистических субботниках, где он противопоставляет принудительной дисциплине капиталистического строя добровольную, сознательную социалистическую дисциплину, дает ответ на вопрос о том, как подходить к вопросу о дисциплине и наказаниях в школе и пионеротряде.
Ульяновский окружной слет пионеров. Август 1929 года. Колонна пионеров и вожатых на улице К. Маркса (Гончарова)
И наконец последнее – общественная работа, применение приобретенных знаний и навыков в коллективной работе на общую пользу. Вопрос о выборе общественной работы. Добровольность и Сознательность этого выбора, коллективное решение, коллективное планирование, учет возможностей и сил. Большая часть речи Владимира Ильича на III съезде комсомола посвящена вопросу об общественной работе, о коллективном общественно полезном труде.
К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о помощи в деле коллективного воспитания и самовоспитания ребят со стороны взрослых рабочих и работниц; сюда же примыкает и вопрос о взаимоотношениях школы и пионердвижения.
В намеченных выше вопросах кроется ряд проблем чрезвычайной важности. Над ними надо поработать и непосредственно руководителям пионердвижения и педагогам.
1927 годЕвгений Долматовский
О главной пионерской песне
Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.
В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».
«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).
«Мы – кузнецы, и дух наш молод».
«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне – остановка».
«Мы – молодая гвардия».
«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).
«Мы – красная кавалерия».
«Смело мы в бой пойдем».
Конечно же, «Интернационал» – «Мы наш, мы новый мир построим» – был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.
И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.
Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же самой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация, – «Взвейтесь кострами, синие ночи».
Автор этой песни – комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.
Александр Алексеевич Жаров (1904–1984) – советский поэт, редактор. Автор гимна пионерии «Взвейтесь кострами, синие ночи»
Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.
Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где существовали отряды бойскаутов, буржуазной детской организации для мальчиков, созданной на английский манер. Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название – Юные пионеры.
Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.
Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта. Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.
Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».
К тому времени уже было придумано не только название организации – «Пионерская», – но и пионерская заповедь «Пионер – всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».
Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.
Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли не только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.
Не отсюда ли такие строчки:
Грянем мы дружноПеснь удалую…Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».
Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» – это еще не то, что нужно для пионерской песни. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.
Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.
Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ – красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!
А текст пионерского гимна таков:
Взвейтесь кострами,Синие ночи!Мы, пионеры,—Дети рабочих.Близится эраСветлых годов.Клич пионера:Всегда будь готов!Радостным шагом,С песней веселойМы выступаемЗа комсомолом…Близится эраСветлых годов.Клич пионера:Всегда будь готов!Мы поднимаемАлое знамя.Дети рабочих,Смело – за нами!Близится эраСветлых годов.Клич пионера:Всегда будь готов!Грянем мы дружноПеснь удалуюЗа пионеров —Семью боевую!Близится эраСветлых годов.Клич пионера:Всегда будь готов!Владимир Маяковский
Песня-молния
За море синеволное, за сто земель и водразлейся, песня-молния, про пионерский слет.Идите, слов не тратя, на красный наш костер!Сюда, миллионы братьев!Сюда, миллион сестер!Китайские акулы, умерьте вашу прыть, —мы с китайчонком-кули пойдем акулу крыть.Веди светло и прямо к работе и к боям,моя большая мама — республика моя.Растем от года к году мы, смотри, земля-старик, —садами и заводами сменили пустыри.Везде родные наши, куда ни бросишь глаз.У нас большой папаша — стальной рабочий класс.Иди учиться рядышком, безграмотная старь.Пора, товарищ бабушка, садиться за букварь.Вперед, отряды сжатые, по ленинской тропе!У нас один вожатый — товарищ ВКП.Это стихотворение Маяковский написал для участников первого всесоюзного пионерского слета 25 августа 1929 года. Слет проходил в августе в Москве.
Поэт прочитал его детям на закрытии слета, с трибуны стадиона «Динамо», и назвал его «Песней-молнией». За день до этого события Маяковский посетил лагерь участников слета и видел, как Красному воздушному флоту передавали авиэтку (легкий самолет) названную в честь газеты «Пионерская правда».
Владимир Маяковский
Чешский пионер
Когда я ехал за границу, знакомые пионеры наказали мне:
– Езжай-то ты езжай, товарищ Маяковский, но когда приедешь, все про ихних пионеров расскажи.
Поехал я сначала в Чехословакию. Приехал в столицу, в Прагу, и сейчас же у товарищей спрашиваю:
– Покажите мне, где у вас тут пионеры.
Товарищи отвечают:
– Их и искать не надо, они сами вечером на вашу лекцию придут.
Вечером я читал в народном доме лекцию и свои стихи. Народу пришло много – больше тысячи. Между взрослыми – и детей пионерского возраста достаточное количество.
Читаю я стихи и все время зал оглядываю: дети есть, а пионеров не видно. Ни единого красного галстучка. После лекции подходит товарищ с двумя ребятишками, я на него накидываюсь:
– Где же твои пионеры?
Двое ребят ответило разом:
– Мы и есть пионеры…
– А галстуки где ж?
Один порылся и достал из кармана скомканный красный галстук.
– Вот он. Дома надеваем. А как выйдем из дому – в карман. А то полиция отбирает, – и нам и галстуку достается. Один раз пошли мы с братом в рабочий театр. Брат у меня в «Синей блузе» играет. Ставили пьесу «Плач Крамаржа». Крамарж этот раньше русским буржуем был. Большевики у него в Крыму дачи отобрали и на дачах санатории да дома отдыха устроили. Крамарж обиделся, уехал в Прагу, свою партию фашистов собрал – ругает теперь советскую республику на чем свет стоит, агитирует здесь, чтобы большевиков не признавали, да о потерянных дачах с женой по вечерам плачет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.