bannerbannerbanner
Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики
Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Ранние обвинения

Теперь мы можем приступить непосредственно к изучению исторического развития шабаша ведьм, и начать стоит с рассмотрения не самой очевидной темы – обвинений, выдвинутых римскими язычниками против ранних христиан. В I веке и позже, когда христианство только начинало распространяться и расти, римляне относились к его практикам с большим подозрением. Подозрения трансформировались в быстро распространяющиеся в обществе слухи и сплетни. Например, христиане регулярно собирались вместе по ночам, чтобы принять участие в трех непростительных и отвратительных актах: детоубийстве, каннибализме и кровосмесительных оргиях. Среди всех возможных преступлений эти упоминались чаще всего, потому что представляли чудовищную противоположность как цивилизованному обществу, так и самой природе. Есть основания предположить, что эти ужасающие стереотипы широко распространились уже к 112 году нашей эры: Плиний Младший писал, что христиане защищаются от неизвестно откуда распространившихся слухов об их религиозных встречах[6]. Самые детализированные сведения о ранних обвинениях против христиан можно почерпнуть в «Октавии» авторства Марка Минуция Феликса, апологии где-то конца II века.

Этот текст написан в форме диалога между язычником по имени Цецилий Наталис и христианином по имени Октавий Януарий. В девятой главе Цецилий приводит контраргументы против христианства, цитируя несколько слухов, распространившиеся о последователях этой религии. Он рассказывает, что христиане якобы поклоняются отрубленной голове осла, который считается одним из самых жалких животных. Кроме того, Цецилий упоминает, что, согласно слухам, христиане также поклоняются гениталиям своих священников. Оба упомянутых акта – часть тайных религиозных обрядов, проходящих под покровом ночи и включающих церемонию инициации, сопровождающуюся убийством и поеданием младенца. От новообращенного христианина требовалось несколько раз ударить ножом тесто, в котором другие участники обряда спрятали ребенка. Предполагалось, что после этого собравшиеся будут пировать, используя тельце убитого как основную закуску. Наконец, Цецилий подробно описывает, как единственным источником света на этом диком собрании является лампа с привязанной к ней собакой. Под конец встречи перед животным бросают кусок еды, чтобы оно не могло до него достать. Собака, соответственно, в попытке ухватить кусочек роняет лампу, комната погружается в полнейший мрак, и тут начинается беспорядочная сексуальная активность, в том числе инцест[7].

Обвинения и стереотипы, подобные упоминаемым в «Октавии», продолжали раздувать пламя гонений на ранних христиан вплоть до IV века – потом христианство взяло верх и стало официальной религией Римской империи. Как оказалось, растущая христианская империя вдохновилась римскими и греческими язычниками и выдвинула ответные обвинения против своих врагов: так, язычники во время встреч занимались убийством младенцев, каннибализмом и инцестом. Образ этих тайных собраний можно счесть за раннего предшественника шабаша ведьм, в описаниях которого потом встретятся упоминания всех трех актов. Однако в этой цепочке не хватает еще нескольких звеньев: двух групп, навлекших на себя гнев Римской католической церкви в начале XII века. Именно гонения на них положили начало развитию мифа о ведьминских шабашах.


Заговор прокаженных

Филипп V, король Франции, 21 июня 1321 года издал указ, разрешающий заключать в тюрьму больных проказой и в последствии уничтожать их. Для Франции 1300-х годов проказа – инфекционная болезнь, повреждающая нервы и вызывающая появление уродливых язв на коже, – была серьезной проблемой. Люди панически боялись заразиться, истерия охватила все социальные слои. Прямо перед принятием указа короля распространились слухи, что прокаженные в тайне планировали заразить здоровых христиан через местные колодцы, фонтаны и реки ядовитыми веществами. Человек по имени Гийом Агасс 4 июня 1321 года признался, что стал соучастником этого заговора после посещения большой ассамблеи прокаженных. Лидер ассамблеи несколько раз обращался к присутствующим со следующим призывом: «Вы все видите и слышите, как здоровые христиане относятся к нам с презрением и неуважением, как изгоняют со своих встреч и собраний, насмехаются, осуждают нас». Так образовался заговор, чтобы отомстить христианам, отравив их и заразив проказой. Интересно, что Агасс упоминает о требовании ко всем присутствующим на собрании отречься от христианской веры. Кроме того, лидер ассамблеи сообщил всем, что на следующей встрече им предстоит надругаться над христианским символом и растоптать крест ногами. В дальнейшем этот вероотступнический акт станет одним из основных элементов мифологии шабаша ведьм[8].

В некоторых регионах считалось, что прокаженные действовали сами по себе, в других же предполагали, что им помогали другие силы. Например, в одном протоколе указали, что обвиненный был нанят евреем, который дал ему яд для отравления местного источника воды. Приводилось множество рецептов этой отравы, причем в одном из них упоминались человеческая кровь, моча, три вида трав и освященная облатка – все высушивалось и измельчалось в порошок, который потом четко отмеренными порциями рассыпали по мешочкам. Согласно другим источникам, заговор был делом рук мусульманского правителя Гранады, который предложил евреям значительную сумму денег, чтобы они за него расправились с христианами. Евреи же обратились к прокаженным, чтобы избежать подозрений[9].

В результате повсеместной истерии, теорий заговора и, наконец, эдикта короля Филиппа прокаженных, в том числе детей, стали заключать в тюрьмы. В соответствии с указаниями Филиппа их допрашивали, и тех, кто признавался в соучастии в заговоре, позже сжигали на костре. Исключением стали только беременные женщины и дети младше четырнадцати лет. Первых сжигали после родов, а вторых – когда те достигали более зрелого возраста. Всех, кто отказывался признаться в соучастии в заговоре, подвергали разнообразным пыткам, пока заключенные не признавали свою вину. Не желавших сознаваться даже под пытками оставляли в тюрьме[10]. В указе короля ничего не говорилось о евреях, однако все равно последовали зверские массовые убийства: например, в Шинтоне сто шестьдесят человек сожгли живьем в одной гигантской яме[11]. На протяжении следующего десятилетия боязнь прокаженных и теории заговора постепенно угасла. Папа Бенедикт XII 31 октября 1338 года издал буллу с объявлением, что суд признал прокаженных невиновными во вменяемых им преступлениях за предыдущие годы[12]. Однако ущерб был нанесен: хоть прокаженные получили прощение, евреев это не касалось. К несчастью, преследование их и других групп, которые христиане считали еретическими, только начиналось.


Еретические секты

До XII века на ересь – любые вероисповедания и практики, которые отклонялись или отличались от системы верований Римской католической церкви, – почти не обращали внимания. До этого периода под осуждение попадали не обширные секты, а в основном отдельные личности или небольшие группы. Положение дел изменилось в 1100-х годах, так как вероотступнические группировки стали более организованными и популярными среди народа. С подачи папы Луция III к 1184 году начала набирать обороты первая волна средневековой инквизиции, также известная как епископская инквизиция. Ее главной целью было искоренение еретиков, в данном конкретном случае – катаров. В 1231 году папа Григорий IX начал другую инквизицию, ставшую известной как папская инквизиция, и в этот раз на костер попала секта вальденсов. Среди всех известных еретических групп вальденсам чаще всего приписывалась связь с колдовством; возможно, демонизация этой конкретной группы внесла весомый вклад в развитие мифа о шабаше ведьм.

Движение вальденсов зародилось в конце 1770-х годов во французском городе Лионе. Его основателем считается богатый купец Пьер Вальдус, который был так тронут историей святого Алексия, что раздал все свое состояние и начал проповедовать бедность в качестве способа достижения духовного идеала. Он быстро собрал множество сторонников, которые в народе стали известны под названиями «бедняки Христа» и «лионские бедняки». Как и основатель движения, вальденсы в стремлении достичь религиозной чистоты отказывались от всей своей материальной собственности и выживали исключительно за счет подаяний. Кроме того, в основу движения заложили глубокое несогласие с тем, как управлялась Римская католическая церковь: вальденсы отвергали многие захватнические тенденции, в том числе существующую жесткую иерархию. Проповедником мог стать любой участник движения, даже женщины, тогда как в католичестве для этого требовался специальный обряд рукоположения, которого удостаивался не каждый. Помимо этого, вальденсы отвергли все замысловатые церковные обряды и вместо ортодоксии[13] сосредоточились на ортопраксии[14], количество ритуалов сократилось, а оставшиеся значительно упростили. К основным обрядам относились только три таинства: крещение, исповедь и евхаристия, причем последнее практиковалось только раз в год. Вальденсы не только значительно отличались от официальной Церкви своим мировоззрением и ритуалами, но еще и угрожали ее авторитету, а также исключительному праву читать Библию: вальденские проповедники перевели ее с латыни и распространили в народе. Неудивительно, что к 1184 году вальденсов объявили еретиками и немного позже начали преследовать[15].

Гонения на еретические секты, в том числе вальденсов, подстегивались теми же слухами, которые когда-то преследовали ранних христиан, прокаженных и евреев. Папа Григорий IX лишь укрепил растущее беспокойство, когда в 1233 году издал буллу Vox in Rama, не только порицавшую ересь, но еще и призывавшую крестовые походы на нее. Что еще важнее, в булле содержались яркие описания предполагаемых верований и обрядов еретических сект: ночные встречи с актами вероотступничества, почитания Дьявола и кровосмесительных оргий[16]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В оригинале “Thout, tout a tout, tout, throughout and about”. – Примеч. ред.

2

Emma Wilby, Invoking the Akelarre: Voices of the Accused in the Basque Witch-Craze, 1609–1614 (Chicago: Sussex Academic Press, 2019), 182–183.

3

Online Etymology Dictionary, “Sabbath (n.)”. URL: https://www.etymonline.com/word/Sabbath#etymonline_v_22557 (дата обращения: 05.02.2021).

4

Martine Ostorero, “The Concept of the Witches’ Sabbath in the Alpine Region (1430–1440): Text and Context,” in Witchcraft Mythologies and Persecutions, vol. 3 of Demons, Spirits, Witches, eds. Gábor Klaniczay and Éva Pócs (New York: Central European University Press, 2008), 28.

5

Jean Bodin, On the Demon-Mania of Witches, trans. Randy A. Scott (Toronto: Centre for Reformation and Renaissance Studies, 1995), 150–151.

6

Younger Pliny, The Letters of the Younger Pliny, trans. John B. Firth, 2nd series (London: Walter Scott, 1900), 270–272.

7

Marcus Minucius Felix, Octavius, trans. Robert Ernest Wallis, in Ante-Nicene Fathers, vol. 4, Tertullian, ed. Alexander Roberts and James Donaldson (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1995), 177–178.

8

Malcolm Barber, “Lepers, Jews and Moslems: The Plot to Overthrow Christendom in 1321,” History 66, no. 216 (1981): 7–8.

9

Carlo Ginzburg, Ecstasies: Deciphering the Witches’ Sabbath, trans. Raymond Rosenthal (New York: Pantheon Books, 1991), 35.

10

Barber, “Lepers, Jews and Moslems,” 3.

11

Jeffrey Richards, Sex, Dissidence and Damnation (New York: Routledge, 1994), 163.

12

Ginzburg, Ecstasies, 53.

13

Ортодоксия – тип религиозного мышления, в котором центральная важность придается вероучению, четкому соблюдению традиций и господству одной идеологии. – Здесь и далее примеч. пер.

14

Ортопраксия – тип религиозного мышления, в котором во главу угла ставятся поведение и поступки человека, а не вера.

15

Richards, Sex, Dissidence and Damnation, 46–47.

16

Pope Gregory IX, “Vox in Rama,” in Witchcraft in Europe: 400-1700, ed. Alan Charles Kors and Edward Peters (Philadelphia: University of Pennsylvania, 2001), 114–116.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2