Полная версия
Война в принципах стратегии и тактики управления войсками с древнейших времен до наших дней
Глубокое разочарование итогами войны и послевоенной социальной реальностью толкало бывших фронтовиков к насильственным действиям. В Италии глашатаем их интересов стал бывший лидер левого крыла социалистической партии Б. Муссолини, за которым уже тогда закрепился титул «дуче» (вождь). В простой и доступной форме он сумел выразить чаяния фронтовиков и начал с марта 1919 (сначала в Милане) объединять их в «фаши», члены которых стали называть себя фашистами, а движение – фашизмом.
Программа итал. фашистов была обращена ко всем социальным группам: крестьянам обещана земля, рабочим – участие в техническом руководстве предприятиями, мелкой буржуазии – дешёвый кредит, женщинам – право голоса на выборах, трудящимся итальянцам – конфискация 85% военных прибылей крупных корпораций и прогрессивный налог на капитал.
Буквами «ц» с числовым индексом мы будем обозначать цели движения, «п» – признаки движения, «м» – методы достижения им своих целей.
Эти лозунги сопровождались обещанием покончить с хаосом и немощью либеральных правительств и парламента, установить сильную власть (ц1) и вернуть Италии былое величие (ц2). Муссолини утверждал, что старый либеральный строй не обеспечивает порядок (ц3) и социальную справедливость (ц4) и должен быть заменён новым, который уже готов дать итальянцам фашизм.
Фашистское движение распространилось по всей Италии. В него потянулись представители мелкой буржуазии города и деревни, деклассированные элементы, часть рабочих, чиновничества и интеллигенции. Сложилась пёстрая массовая база фашизма, основу которой составляли средние слои населения, объединённые националистической идеологией и лозунгом установления сильной власти. Фашисты поддерживались крупными финансовыми структурами и промышленными группами (п1), не опасавшимися антикапиталистической демагогии фашистов (п2), увидевшими в фашизме действенную силу, способную противостоять революционному движению (ц4). В борьбе за власть Б. Муссолини делал ставку как на насилие (м1), так и на использование демократических механизмов (м2).
Сначала фашисты сформировали боевые отряды (сквадры), которые при попустительстве власти (п3) развернули в стране массовый террор против рабочих и демократических организаций и их лидеров (м3).
В 1921 фашисты сумели прорваться в парламент и создали свою партию (п4). В октябре 1922 вооруженные фашисты четырьмя колоннами двинулись в «поход на Рим». Однако до прямых столкновений с войсками дело не дошло, поскольку король Виктор Эммануил III отказался подписать декрет об осадном положении и назначил Муссолини премьер-министром (м.3.1).
В этом решении проявился консенсус, в целом сложившийся в правящей элите Италии в отношении фашизма (п5): его легально допустили к власти (п6) как силу, способную преодолеть политический хаос и предотвратить возможность повторения революционного подъёма (ц3,ц4). Успех «фашистской революции» был обусловлен слабостью либерального государства (п7) и враждой рабочих партий – социалистов и коммунистов (п8).
После прихода Б. Муссолини к власти в Италии началась трансформация фашизма в одну из форм тоталитарного режима (п9, ц5). Под руководством дуче были созданы Большой фашистский совет (БФС), ставший фактически средоточием законодательной власти (п10), и Добровольная милиция национальной безопасности, сформированная на основе фашистских сквадр (п11).
Трансформация государства ускорилась после преодоления фашизмом острого политического кризиса («кризис Маттеотти») и принятия в 1926 «чрезвычайных законов» (п12).
В Италии были упразднены демократические права граждан (п,м13), разогнаны нефашистские организации и партии (п,м 14), запрещены стачки (п15), ликвидирована свобода печати (п,м 16), установлен жёсткий полицейский контроль над гражданским обществом (п,м 17), создана государственная система подавления оппозиционных настроений и деятельности (п,м 18).
Были учреждены Особый трибунал для суда над антифашистами и тайная политическая полиция (п,м 19).
Основным направлением реформы государственного устройства стала фашизация институтов власти (м4). Госаппарат в обязательном порядке формировался из членов фашистской партии (м4.1), правительство во главе с Муссолини отчитывалось перед королём, а не перед парламентом, который также был реформирован: список кандидатов в депутаты утверждался БФС, право их выдвижения получили лишь фашистские организации (м4.2).
В 1939 выборность парламента была ликвидирована (п19). Взамен создана т. н. палата фаши и корпораций, состоявшая из назначаемых членов Национального совета фашистской партии и Национального совета корпораций.
Государство, по замыслу фашистов, должно было стать корпоративным (ц6), т. е. таким, в котором классовое противостояние сменяется гармонией интересов всех производителей, объединённых по отраслям производства в корпорации, члены которых (от рабочих до собственников) трудятся во имя «общих нац. интересов».
Корпоративизм явился способом энергичного вмешательства государства в рыночную экономику и социальные отношения и позволил установить над ними контроль без покушения на принципы частной собственности (м5). Создание государством института промышленной реконструкции, организация общественных работ, активная тарифная политика, финансовая помощь национальным монополиям, образование смешанных частно-государственных предприятий и другие меры были нацелены на преодоление последствий мирового экономического кризиса (ц7), больно ударившего и по Италии. На основе этих мер сложилась тоталитарная модель регулирования экономики и социальных отношений.
В одобренной БФС «Хартии труда» (1927) содержалось определение нации как «морального, политического и экономического единства» (п20) итальянцев, реализованного в фашистском государстве, якобы выражавшем совокупную волю нации и каждого индивида. В Италии именно государство стало главным инструментом в руках фашистов в достижении основной цели – тотальной фашизации общества и индивида (м6). Курс на полное подчинение общества выражался ёмкой формулой: «Всё – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства» (ц8).
Вопреки устоявшемуся в Новое время либеральному идеалу свободы и равенства «доктрина фашизма» утверждала некую «свободу» через её отрицание (ц9), ибо её гарантом выступало само тоталитарное государство.
Его характерными чертами стали (ц10):
• унитарная идеология – фашистская, корпоративная;
• культ дуче – харизматического вождя, обожествление которого достигает пика в середине 1930-х гг.;
• система массовых организаций, целью которых было обеспечение устойчивого фундамента и исторической преемственности режима (фашистская партия, профсоюзы, идеологизированные женские, детские, молодёжные организации, структуры монополизации досуга);
• милитаризация экономики и гражданской жизни.
В отличие от авторитарных режимов, фашизм стремился к формированию массовой базы, состоящей из убеждённых адептов власти («новый человек эпохи Муссолини») (ц11).
На это была нацелена многопрофильная система фашистского воспитания в стране, включавшая присягу на верность преподавателей высшей школы и обязательное членство в партии школьных учителей, насаждение «фашистской культуры» и новых правил поведения («фашистские субботы», «фашистские свадьбы», разные «битвы», фашистский стиль, атрибутика Древнего Рима), массовая военно-спортивная подготовка и милитаризация быта (м6).
Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы (1938), ущемлявшие права (м7) еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии (м8, м7.1) не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри (п21).
Осенью 1943 в стране возникли комитеты национального освобождения, в которые, наряду с коммунистами и социалистами, вошли представители демохристианской организации «Справедливость и свобода» и других оппозиционных политических групп. Итальянское Движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом (п22) и отважившегося на внешнеполитические авантюры (п23). После окончания 2-й мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция (1947), запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии»33.
Мы видим, что на этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, декларируя доступные социально-бытовые обещания, а также получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов. При этом средства и способы достижения целей и плата за это – лишение личной свободы и жесточайший контроль и личное подавление – тщательно скрываются, во всяком случае, никто так не превозносит «свободу», которую хочет отобрать, как фашист. И, получив власть, почти тут же отбирает её, руководствуясь «высшими целями» большинства, соображениями всеобщей «безопасности», всеобщего «процветания» и т.д. Но, по сути, все эти мотивы – это инспирированный обман. Без угроз и корреспондирующего им террора в отношении народа, без сверхконтроля фашизм существовать не может, так как он «убивает», порабощает и изничтожает свободную творческую волю человека.
Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению. Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества (Б. Кроче), «правоконсервативный революционаризм» (А. А. Галкин), «палингенетическую форму популистского ультранационализма» (Р. Гриффин), «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала (Г. Димитров), «форму тоталитаризма» (Х. Арендт, З. Бжезинский) и др.
23 марта 1995 года вышел указ № 310 президента Б. Н. Ельцина «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», в пункте 5 которого было предложено Российской академии наук в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия «фашизм» и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
РАН дала следующее определение34:
«Фашизм – это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».
Это определение фрагментарное и политизированное. Дело в том, что национализм не является тем признаком, который надо ставить в описании фашизма на первое место, и вот почему:
В классической фашистской Италии Б.Муссолини, несмотря на его агрессивную риторику о величии итальянской нации, применял массовый государственный террор и подавление именно и в первую очередь к представителям своей, итальянской нации. Запугивание и подчинение своего народа – главная особенность фашизма.
Его же успехи на международной арене были весьма ограниченными, это касается и эфиопской кампании, и откровенно подчинённого положения Италии к Германии на военных театрах Второй мировой войны.
Рассказы про «величие» нации – это форма массового обмана, необходимого для прихода к власти. Также и А. Гитлер и его НСДАП первоначально массово применяла террор в отношении немцев, затем – австрийцев. Террор на новых захваченных территориях Польши, Украины отличался от террора в отношении немцев только масштабами, но не принципами. Эти страны рассматривались как новое жизненное пространство. В странах Западной Европы планировался к созданию многонациональный фашистский Евросоюз, в котором германский рейх хотел стать ведущей силой. Но союз строился не по национальному принципу.
Обобщённо, фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный «консенсус», опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству35.
Фашизм основан на массовом принуждении населения к повиновению и принятию фашистского государства.
В военно-политическом смысле современный фашизм – это диктатура крупного капитала, который представлен, как правило, крупными государственными и частными конгломератами и даже транснациональными корпорациями. Прибыль таких корпораций обеспечивается за счет трех экономических составляющих:
• больших масштабов производства (в сферах «на нужды общества»: от инфраструктуры, бытовых товаров, до нужд обороны – танков, ракет и т.д.);
• больших масштабов сбыта за счет государственного заказа, который обеспечивает гарантированный сбыт;
• гарантий прибыльности (безубыточности) крупного бизнеса, которые обеспечиваются использованием массового дешевого труда, низкими издержками и т.д. При отсутствии конкуренции на рынке труда он становится фактически рабским, безальтернативным.
Так как интересы работников, направленные на рост оплаты труда, противоречат интересам крупного капитала, который хочет минимизировать оплату и увеличить прибыль, возмущение работников подавляется фашистскими террористическими организациями и центральной властью. Прибыль обеспечивается не широким рынком товаров, а государственным заказом. Важнейшим сектором такого заказа является военная сфера.
Объективно фашизм – это противник развития системы образования и всей социальной сферы, однако ему требуются образованные люди для сферы производства. Поэтому в условиях фашизма может происходить расцвет технических областей, гуманитарные же угнетаются, вводится цензура. В почёте инженеры («физики»), а не «лирики». Политические дискуссии низводятся к расхваливанию собственного образа жизни в фашистском обществе, подчеркиванием недостатков жизни в других странах, выпячиванием собственных достоинств.
В 2020–2022 годах мир столкнулся с проявлениями глобального фашизма, авангардом которого стала так называемая «биг фарма» (Big Pharma) – крупнейшие международные корпорации в области производства фармацевтических препаратов, которые стали лидерами в продвижении на международный рынок миллиардов порций экспериментальных «вакцин» от COVID–19.
Этот глобальный эксперимент над человечеством был навязан населению почти в каждой стране глобального мира. Обратите внимание, инструменты фашизма остались те же: прибыль обеспечивается за счет огромных масштабов производства вакцин для «безопасности» населения, при этом «продукт» закупался по принципу государственного заказа, а затем от имени государства навязывался населению под угрозой применения нефизического (а иногда и физического) насилия. Инакомыслие подавлялось.
На этом фоне предположение о рукотворном характере COVID–19 представляется не лишенным оснований.
И сейчас, после раздутой «пандемии» 2020–2022, задача которой, с военно-политической точки зрения, была лишь истощить экономики стран мира и утомить их население, следует очередной решительный шаг к установлению тотального мирового контроля. Но как это сделать в условиях существования ядерных держав, самостоятельных и не входящих в состав «западного мира»? Ответ один – только и исключительно – через мировую войну.
Каждой державе предложена своя наживка, России – Украина, Китаю – Тайвань. Провокация военного конфликта приводит к обвинению России, несмотря на агрессивное движение НАТО на Восток, в «агрессии» против Украины, и к ответной консолидации НАТО, то есть фактически западного мира. Цель – поражение России в гибридной войне на Украине, политический кризис в нашей стране, смена власти и, главное, ядерное разоружение. Ядерное разоружение России является главной целью (или наш ядерный потенциал хотят поставить под контроль Запада) с тем, чтобы наша страна и её народ перестали фигурировать как самостоятельный, независимый центр силы в глобальном мире.
Китай является следующим кандидатом, но с тем же прицелом.
И причина всего этого – глобальный фашизм. Военное поражение России и Китая в любых спровоцированных военных конфликтах должны стать финалом триумфального шествия глобального фашизма на нашей планете.
Некоторые стратегические военные концепции современности и принципы войны
Одним из главных выводов, к которым пришла военная наука к началу XXI века, заключается в том, что не существует универсальной теории войны и универсальных знаний о войне, кроме как возможности выделить основные принципы войны. Эти принципы являются общими закономерностями, но не правилами, так как в разное время наблюдается их разное сочетание, и со временем могут возникать новые факторы вооруженного противостояния, такие, которых не наблюдалось в прошлом.
Выдающийся военный практик Наполеон I писал: «A la guerre on doit entreprendre tout ce que l’on peut faire de plus conforme aux principes et la fortune fait le reste” (Napoléon) – «На войне следует действовать как можно сообразнее с принципами, а всё остальное – предоставить случаю»36.
Он же утверждал, что военное предприятие хорошо (достаточно) рассчитано, если 2/3 шансов подчинены расчету, а 1/3 – случаю. Другими словами, Наполеон дал нам соотношение ожидаемых (прогнозируемых и запланированных факторов) и факторов случайных, которое должно гарантировать успех. Когда операция хуже просчитана или допущены ошибки, изменяющие пропорцию в сторону ухудшения, военачальник вручает своё будущее и будущее своей армии судьбе.
Из русских военных теоретиков об этом писали в разное время полковник царской армии Ф. И. Горемыкин37, генерал-лейтенант царской армии А. Н. Петров38, генерал от инфантерии Г. А. Леер39, генерал от инфантерии Н. П. Михневич40(сторонник «скифской войны»), генерал-майор А. А. Незнамов41 (автор труда «План войны»).
Общие выводы из трудов царских русских военных теоретиков XIX – начала XX века:
• В ходе войны армиями и политическим руководством осуществляются действия, имеющие стратегическое значение («генеральное сражения», разгром армии противника и т.д.), а также частное значение (операции), преследующие общую цель – победы в войне.
• Принципы военного искусства не являются незыблемыми, они подлежат пересмотру в ходе эволюции методов и способов вооруженной борьбы, совершенствования техники.
• К войне надо готовиться заранее, имея её план – план войны, при этом успех зависит как от готовности страны к войне, так и от успешных мобилизационных действий и действий по развертыванию армии в начальный период.
• О необходимости военных союзов и коалиций, так как в войне всегда существуют государства, имеющие общие интересы как на стороне нападения, так и обороны.
• О необходимости создания иерархических систем военного управления с делением театра военных действий на фронты и участки при сохранении общего принципа военного единоначалия.
Их последователи советские военные теоретики М. В. Фрунзе, А. А. Свечин, В. К. Триандафиллов, Б. М. Шапошников, В. Д. Соколовский, М. А. Гареев и др. придерживались в целом такой же точки зрения, видя стремительное развитие всех отраслей знаний, науки и техники, в авангарде которых всегда находилось военное дело или, по крайней мере, технологии войны. Даже пресловутым Интернетом мы обязаны военным.
Цель настоящей книги как раз состоит в том, чтобы описать эти принципы военного искусства (стратегии и тактики), которые мы считаем актуальными до сих пор, хотя они и прошли сквозь века, но также и обозначить те, которые появились и были выдвинуты относительно недавно.
Ознакомление с трудами многих известных полководцев позволило подметить у них всех одно и то же замечание: наибольших успехов армия достигает тогда, когда командиры этой армии действуют согласно единым принципам и представлениям о войне. Это чем-то похоже на язык. Назначение и применение общего языка, которое и объединяет, и организует людей между собой. Если в стремлении познания этого языка мы погрузимся в детали и частности, мы просто утонем в миллионах подробностей и частностей, мы станем «мелочными», потеряем понимание картины в целом, поэтому надо выделить главные принципы, главные понятия и именно в отношении их объединить наши знания на общем основании.
Глубокий анализ военно-исторических источников позволяет выделить следующие основные концепции, или стратегии, войны в современных условиях:
• «Непрямых действий»
• Наступательные и Оборонительные
• «Длинной руки»
• «Бесконтактной» войны
• Центрально-сетевой военной операции (сетецентрической войны)
• «Гибридной войны»
• «Религиозной войны»
• Специальной военной операции
Возраст некоторых из них насчитывает уже тысячелетия, в то время как другие появились только во второй половине прошлого века, тем не менее все они в той или иной степени и в разных комбинациях применяются по настоящее время.
Главной и наиболее эффективной концепцией и стратегией войны является стратегия «непрямых действий», так как она предполагает в конечном счете экономию сил и подталкивание противоборствующих сторон к миру, её главная цель – добиться мира на новых условиях без войны.
Цель справедливой войны – это не победить, а переубедить. Ведь победа и поражение как таковые существуют главным образом в головах противоборствующих сторон, в самосознании их народов.
Поверженный, но не переубеждённый противник рано или поздно может развязать новую войну. Примеров тому много: Версальский Мирный договор 1919 года, завершивший Первую мировую войну, который был подписан проигравшей Германией, с одной стороны, и главными державами-победительницами, Великобританией, Францией, США, Италией и Японией – с другой, на унизительных для проигравшей Германии и её народа условиях, предопределил приход Гитлера к власти и гитлеровский реванш 1938–1939 гг.
Цель любой войны – это установление мира на иных основах после окончания войны. Поэтому стратег должен всегда оценивать последствия тех или иных действий, с этой точки зрения.
Так, оценивая цели войны в целом, а также действия союзников в ходе Второй Мировой Войны, прежде всего авиации США и Великобритании и их бомбардировки промышленных и жилых центров Германии, английский военный теоретик сэр Б. Л. Гарт писал42:
«Цель войны – добиться лучшего, хотя бы только с вашей точки зрения, состояния мира после войны. Следовательно, ведя войну, важно постоянно помнить, какой мир вам нужен. Это относится в одинаковой степени как к агрессивным странам, домогающимся расширения своей территории, так и к миролюбивым, которые борются за самосохранение, хотя взгляды агрессивных и миролюбивых стран на то, что такое «лучшее состояние мира», весьма различны….
При детальном изучении этапов войны становится также ясным, что результаты действий стратегической авиации против промышленных центров всегда оказывались значительно ниже тех, на которые рассчитывало командование стратегических ВВС.
Еще виднее исключительно вредное влияние бомбардировок промышленных центров на послевоенную обстановку. Кроме колоссальных разрушений, которые трудно восстановить, бомбардировки оставляют внешне менее заметные, но сохраняющиеся в течение более продолжительного времени социальные и моральные последствия. Такого рода действия авиации неизбежно создают серьезную угрозу сравнительно непрочным основам цивилизованной жизни. Эта общая опасность в настоящее время значительно возросла в связи с появлением атомной бомбы.