bannerbanner
Сбережение русского народа
Сбережение русского народа

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Он знал толк не только в сохранении энергии. Этапным стал для Ломоносова трактат «О сохранении и размножении российского народа», при жизни учёного известный узкому кругу людей и прежде всего – его адресату, Ивану Ивановичу Шувалову, который во многом разделял ломоносовскую идеологию. Он послал ему, своему меценату, этот трактат ко дню рождения. Ломоносов планировал написать большую работу об экономике, о сбережении народа, о будущем России. Увы, этот план остался неосуществлённым. Но и начальный трактат заслуживает нашего внимания.

О чём же это замечательное сочинение? Ломоносов бичует невежество и нравы, «суеверие и грубое упрямство», приводящие к высокой смертности, выделяя особо младенческую смертность. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а в живых ни единаго не осталось?» Осуждает и ведущие к высокой смертности «невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости». Высмеивает непросвященное врачевание: «безграмотныя мужики и бабы лечат на угад, соединяя часто натуральныя способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти». Трудно было справиться с этими пороками в XVIII веке, но именно они тянули Россию на дно.

Появляется у Ломоносова и уточняющий, но очень важный термин – сбережение народа, который так часто повторяют в наше время. Он первым из учёных не отделял демографию от государственной политики, считал, что власть обязана заниматься такими вопросами. Современники Ломоносова смотрели на вопросы народонаселения через призму философии, создавая, как, например, Леонард Эйлер, «общие исследования о смертности и об умножении человеческого рода».

Трактат, написанный в ноябре 1761 года, впервые опубликовали – да и то частично – только в 1819 году, а полностью – в 1873-м. До этого цензура жёстко преследовала эту работу учёного. Но как она актуальна! Удивительно, насколько круг вопросов, затронутых в старинном трактате, совпадает с кругом вопросов, занимающих российских демографов, да и политиков, сегодня, 261 год спустя после его написания. Неудивительно. Ведь Ломоносов не боялся критиковать церковь. «Монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатной ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45-ти лет», – писал он. Вероятно, многие вельможи (и в том числе Шувалов) разделяли такое отношение учёного к монахам, к консервативной части священства. Но писать и говорить об этом открыто побаивались.

Какие пороки Ломоносов считал помехой для сохранения российского народа? Это, в первую очередь, пьянство, браки без любви, нежелание обращаться за медицинской помощью, «бедственное младенческое начало жизни» из-за темных суеверий родителей. Он считал, что для борьбы с этим мракобесием необходимы кардинальные меры, сравнимые с петровскими реформами и верил в успех: «Исправлению сего недостатка ужасные обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матросов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов, и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российской народ гибок!» Замечательные слова, проникнутые верой в свой народ.

Ломоносов не был бы самим собой, если бы только критиковал сложившееся положение дел. Он предлагал выход из положения. Просвещение, развитие медицины – вот ключи к сбережению народа. Много внимания Ломоносов уделял профилактике болезней. Он вообще нередко качался вопросов врачевания. Например, в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741) Ломоносов предлагал различные меры для облегчения тяжёлых условий труда в шахтах. Так, он считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить детский труд, в то время чрезвычайно распространённый. Как известно, у истоков медицинского образования в России стояли иноземные лекари. Ломоносов понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. Россия того времени испытывала острую нужду во врачах. Ломоносов считал, что нужно расширить все практиковавшиеся способы подготовки медиков: и учёбу в иностранных университетах, и прикрепление русских юношей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая». «Медицинской канцелярии, – писал Ломоносов, – подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». Но и этого было недостаточно. Нужно было учить врачей в России в специальных учебных заведениях. Поэтому Ломоносов настойчиво добивался создания университета с сильным медицинским факультетом.

Отмечу некоторые факты. Во времена Ломоносова Россия уступала по населению Франции и ненамного обгоняла Польшу. В 1900 году нас уже было 126 миллионов: в 2–3 раза больше, чем французов и англичан. Если бы мы сохранили союзное государство, сегодня нас стало бы 320–330 миллионов. Больше, чем проживает в современный Соединённых Штатах Америки. Но в результате разрушения страны и вымирания наших народов нас осталось, в лучшем случае, 140 миллионов, причем русские области вымирают в 2–3 раза быстрее, чем все остальные. Всё это говорит о главном: Ломоносов коснулся болевой точки российского общества. Он не просто классик в при пудреном парике, Михайло Васильевич остаётся остро злободневным мыслителем.

Первым из русских мыслителей он заговорил о героизме труда. Пётр Великий у Ломоносова пророчески оценивает и богатство Русского Севера, озвучивая мысли самого Ломоносова – великого северянина: «Ты можешь мне произвести, Россия, / Целебны влажности и жилы золотые./ Но ныне для твоей бессмертной похвалы / Спешу против врагов чрез горы и валы; / Железо мне пролей, разжженной токи меди…».

Только Ломоносов мог с такой точностью предвидеть будущее России – ведь это про нашу индустриализацию, про славный, победный ХХ век. Широко известен оправдавшийся прогноз великого Ломоносова: «Богатство России Сибирью произрастать будет». Сегодня это никем не оспаривается, в те времена выглядело как удивительная фантазия. А сколько трудов он посвятил географии? Как мечтал, чтобы Россия досконально познала саму себя, от тундры до пустынь. Как верил в то, что Северный Ледовитый океан должен стать судоходным. Михаил Ломоносов составил обширную «Примерную инструкцию», в которой ставил задачу широкого географического исследования морей и получения разнообразных сведений, которые «не только для истолкования натуры учёному свету надобны, но и в самом сём мореплавании служить впредь могут». Моряки должны были производить метеорологические и астрономические наблюдения, измерять глубины, брать пробы воды для последующего анализа в Петербурге, записывать склонения компаса, изучать животный мир, собирать образцы минералов и вести этнографические наблюдения. Академик рекомендовал офицерам вести корабельные журналы и астрономические наблюдения, даже когда все три судна пойдут вместе, чтобы затем можно было, сверив их, установить правильность счисления. Это касалось и измерения глубин. Ломоносов дал подробные инструкции на этот счёт. Ломоносов хлопотал о том, чтобы каждый корабль получил необходимые физические и астрономические приборы и чтобы штурманы умели обращаться с ними. Многие мореходные инструменты он сам изготовил в мастерских Академии наук. благодаря стараниям Ломоносова экспедиция Василия Чичагова в научном отношении была обеспечена так, как ни одна из прежде бывших русских и иностранных экспедиций. Впервые русские корабли могли во время плавания определять долготу места не только по счислению, но и инструментально по недавно перед этим разработанному способу лунных расстояний.

Ломоносов глубоко изучал историю путешествий, географических открытий. И, будучи уроженцем русского Севера, сам имел некоторый опыт хождений по северным морям. Это сказалось в его Описании путешествий по северным морям и в других статьях, посвящённых мореплаванию. Он выступает и как теоретик, и как практик.

Михайло Васильевич мечтал: «Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава». В результате Чичагов достиг Кольского полуострова, остался там на зимовку. Но пройти из Архангельска на Дальний Восток он не сумел: льды стали непреодолимой преградой для кораблей. Но это был первый шаг освоения будущего Северного морского пути. Ломоносов ушёл из жизни 4 (15) апреля 1765 года, так и не дождавшись результатов миссии Чичагова.

Мы поместили в этот сборник и «Лифляндскую экономику», вольный ломоносовский перевод с немецкого на русский книги пастора Натаурско-Мальпильского прихода Соломона Губертуса «Экономическая стратагема, или изучающим земледелие, в изложении для необходимого изучения молодых неопытных земледельцев в Лифляндии, посредством многолетних наблюдений и с приведением мнений знатных философов». В этом сочинении сказался крестьянский опыт великого учёного, его понимание земледельческого образа жизни, актуальных вопросов крестьянской хозяйственной жизни.

Читая Ломоносова, мы получаем уроки просвещённого патриотизма. Это не демагогия, а продуманная позиция учёного.

Очень важно, что в советской традиции Ломоносова высоко почитали – и как учёного, и как идеолога просвещения, и как поэта. В СССР ценили демократичное происхождение гения – он действительно родился пусть не в бедной, но в простонародной семье. К тому же, в стране царил культ науки, и Ломоносов стал её символом. Вполне заслуженная участь.

Особенно важной считалась его деятельность, направленная на внедрение в России массового образования, независимо от сословных предрассудков. Это задачу удалось выполнить именно в советские времена. Помните медальоны с его барельефным портретом, которые устанавливались на школьных фасадах? Спектакли, кинофильмы, книги – научные и популярные – посвящённые жизни и творчеству великого учёного. Вся страна знала Ломоносова в лицо, помнила некоторые его афоризмы. Выходило академическое собрание сочинений Ломоносова. Но, увы, работы, которые мы представляем в этой книге, даже в те годы были прочитаны невнимательно. А в наше время – и подавно. Поэтому так важно в наше время перечитывать Ломоносова.

«Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесёт славу твою в будущие столетия. Слово твоё, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновлённое, перелетит в устах народных за необозримый горизонт столетий», – писал о Ломоносове мыслитель, подведший итоги «безумного и мудрого» XVIII века, Александр Николаевич Радищев. Пытливый ум был свойствен русскому характеру. Его постарались усыпить, втоптать в землю. Без веры в Просвещение в России сложилась гибельная система ценностей, в которой на вершине иерархии – пачка ассигнаций, а не ломоносовский полёт ума и творческого воображения… А целью своей он считал «приращение общей пользы». Как и подобает сыну века Просвещения. Постичь логику Ломоносова – что может быть важнее и увлекательнее? Именно это предстоит читателям нашей книги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2