Полная версия
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Луки. Канонический перевод с рифмой впервые в мире и в геноцид одним стариком
Русское священное писание как поэма. Евангелие от Луки
Канонический перевод с рифмой впервые в мире и в геноцид одним стариком
Василий Александрович Пробатов
Редактор Вадим Викторович Быков
Корректор Лариса Александровна Быкова
Иллюстратор Сергей Борисович Жильцов
© Василий Александрович Пробатов, 2022
© Сергей Борисович Жильцов, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0056-8411-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1 ГЛАВА
Многие стали сказанья о том составлять,
Что с достоверностью нам довелось несомненной
От очевидцев самих в свое время узнать,
Бывших слугами Христа во все дни неизменно.
А потому досточтимый Феофил и я,
Все разсмотрев от начала со строгостью точной,
Книгу решил написать, дабы вера твоя
В ней получила оплот себе твердый и прочный.
Один священник той порой
Во Иудее проживал,
Когда над этою страной
Царь Ирод власть свою держал.
Ему Захарья имя было,
Принадлежал к чреде он той,
Что имя Авии носила.
Жил со своею он женой,
Что род вела от Аарона —
Елизавета имя ей.
Веленья Божия закона
И всех пророческих речей
Они хранили безупречно,
Остерегаясь зла страстей,
Но только не дал Царь превечный
Чете той праведной детей.
Елизавету мысль людская
Уже безплодной нарекла,
И на обоих старость злая
Своим уж бременем легла.
Но как-то раз с чредой своею
Во храме службы он свершал,
Тогда Господню иерею
Войти внутрь храма жребий пал,
Чтоб во святилище кажденье
Перед Всевышним совершить.
Народ же вне стоял, моленье
Стараясь Богу возносить.
Захарьи ж вдруг посол явился
Небес Великаго Царя,
Сияя славой, находился
Он одесную алтаря.
И страх немалый, и смятенье
Тот ощутил в душе своей,
Но ангел молвил в ободренье:
«Не бойся, Божий иерей!
Услышал Бог твое моленье,
Судил тебе Он сына дать,
И Иоанном дал веленье
Тебе Господь его назвать.
Тебе и многим утешенье
Его рожденье принесет,
Велик он будет, Царь творенья
Его почтит и вознесет.
Ни вин, ни прочаго хмельного —
Не будет пить он ничего,
Бог Духа даст ему святого
От чрева матери его.
Сынов Израиля он много
Успеет к Богу обратить,
И будет с ревностью он строгой,
Как Илия, Ему служить.
И обратит он силой слова
Сердца отцов к потомкам их,
Чтоб Богу люд представить новый,
Отгнавши тьму пороков злых».
«Чем мне, – сказал тот, отвечая, —
В твоих увериться словах?
Меня гнетет уж старость злая,
Да и жена моя в летах».
Но за неверье укоряя,
«Я – Гавриил, – посол сказал, —
Стою пред Господом всегда я,
И Он меня с небес послал
Тебе дать это благовестье.
И вот ты будешь, как немой,
Лишишься речи за нечестье,
Пока не сбудется глас мой».
А в это время иерея,
Молитву кончив, ждал народ,
Дивился он, недоумея,
Что долго так он не идет.
Но, выйдя, слов благословенья
Тот произнесть никак не мог,
Народ тут понял, что виденье
Ему в святилище дал Бог.
Посредством знаков объяснялся
Служитель Божий, как немой,
И лишь чреды конца дождался,
К себе отправился домой.
И зачала Елизавета,
В теченье месяцев пяти.
Она скрывала счастье это,
Так Провидения пути
Хваля в себе: «Господь творенья
Воззрел на скорбь души моей,
Дабы снять бремя поношенья
С меня теперь среди людей».
А во дни месяца шестого
Тот же архангел Гавриил
Волей Господа святого
В Галилею послан был,
В край безвестный Назарета,
К Деве, жившей скромно там,
А святая Дева эта
Называлась Мариам.
Был по воле Провиденья
С ней Иосиф обручен,
Вел свое происхожденье
От царя Давида он.
Красотой небес сияя,
Деве ангел тот предстал
И, веленье исполняя,
Ей такой привет сказал:
«Мир тебе благословенной,
Благодать небес с тобой!
Всех ты женщин во вселенной
Выше чистой красотой!»
И весьма была Мария
Этой речью смущена,
Объяснить себе такия
Не могла слова она.
«Отложи свое смущенье, —
Возвестил ей Гавриил, —
Обрела благоволенье
Перед Господом ты сил,
И так Царь судил творенья:
«Сына в чреве ты зачнешь,
И Младенца по рожденьи
Иисусом назовешь.
Высоко Он вознесется,
Будет славен и велик,
Сыном Божьим наречется,
Будет выше всех владык.
Царь миров, Властитель вечный
Даст Ему Давидов трон,
И владыкой безконечно
Над народом будет Он».
Но послу Господню смело
Дева молвила в ответ:
«Как такое будет дело,
У меня ведь мужа нет?»
Разрешил недоуменье
Так Марии чистой тот:
«Волей Божья Провиденья
Дух святой в тебя сойдет,
Сила Вышняго вселится
Внутрь тебя с святых вершин,
Потому-то Кто родится —
Будет также Божий Сын.
Все Царю возможно света:
Вот ведь сродницу твою —
Имя ей Елизавета —
Все признали в том краю
Уж безплодной, как известно,
Но на старости своей
Зачала она чудесно,
И шестой уж месяц ей».
«Я – раба небес, – смиренно
Дева молвила ему, —
Да творит Благословенный
Все по слову твоему».
И, исполнив повеленье,
От Марии отошел
Ангел снова в те селенья,
Где Всевышняго престол.
Дева ж спешно в Иудею
Тут направила путь свой,
В град нагорный, где с своею
Жил Захария женой.
Слово молвила привета,
В дом она к нему войдя.
Услыхав, Елизавета
Ощутила, что дитя
В ложеснах ея взыграло.
Духа Божья став полна,
Громким голосом сказала
Деве так тогда она:
«Всех ты женщин выше, Дева,
Ты им слава в род и род,
Твоего святого чрева
Вечно славен будет плод!
И за что мне честь такая, —
Благодать и торжество,
Что пришла ко мне святая
Матерь Бога моего?
Ибо лишь я услыхала
Твоего привета глас,
Как дитя мое взыграло
Во мне радостно в тот час.
И блаженна ты, Мария,
Что все с верой приняла:
Бог все речи те святыя
Обратит тебе в дела».
Дева ж пред Господом песнь излила:
«Господа всей величаю душой,
Радостью в Нем веселюся святой,
С неба призрел на мое Он смиренье,
Будут отныне меня поколенья
Все ублажать до скончанья веков.
Дал мне величье Владыка миров,
Слава Его Провиденью святому!
Благ неизменно Он к сердцу простому,
Что с Его верных не сходит путей.
Силу явил Он десницы Своей,
Всех гордецов низложил он надменных,
Славой почтил и возвысил смиренных,
Алчущим благ изобилие дал,
А богачам ничего не послал.
Вспомнил завет с Авраамом Владыка,
Что по любви заключил с ним великой,
И Свой избранный народ восприял,
Как отцам нашим всегда обещал.
До трех месяцев Мария
В доме сродницы жила,
А потом в края родные,
В Назарет, опять ушла.
А тогда Елизавете
Разрешиться срок настал,
И Господь в минуты эти
Дал ей сына, как сказал.
Веселились вместе с нею
Люди, близкие при том,
На восьмой день к иерею
Все они явились в дом
Для обрезанья обряда,
И чтоб имя сыну дать.
И решили все, что надо,
Как отца, его назвать,
Но им с твердостью нежданной
Возразила на то мать:
«Только имя Иоанна
Я ему желаю дать».
Говорить тогда ей стали:
«Но в родстве ведь так твоем
Никого не называли».
И Захарии при том
Гости знаки подавали,
Как бы сына он назвал,
А потом дощечку дали,
Чтоб он имя написал.
«Иоанном называться
Должно сыну моему», —
Написал он, удивляться
Тут все начали тому.
И язык вдруг разрешился
У немого в этот миг,
Славил Бога и молился
Он тогда в речах своих.
И на всех, кто окрест жили,
Пал тогда немалый страх,
Да об этом говорили
И повсюду в тех краях.
И все к сердцу принимали
Происшествья этих дней
И, дивяся, вопрошали:
«Что-то будет отрок сей?»
А он промыслом святым
Был все дни свои храним.
И, исполнившись Духа, родитель его,
Прорицая, так славил Творца своего:
«Тебя славлю, Израиля Бог и Владыка,
Что призрел на народ Ты любовью великой,
Рог спасенья нам в доме Давида воздвиг,
Как устами сказал Ты пророков своих.
От руки нам врагов даровал избавленье,
Оказал отцам нашим любви утешенье,
Вспомянул с Авраамом завет свой святой,
Клятву, коей поклялся былою порой:
«Дам от всех ненавистников вам Я спасенье,
Чтоб Меня свято чтить во все дни без стесненья.
Ты ж, младенец, ты будешь пророком Творца,
Перед светом Его ты предыдешь лица,
Чтоб пути для Его приготовить явленья,
Проповедать народу грехов отпущенье,
Что нам Бог милосердьем своим даровал
И нас, словно восходом зари, осиял,
Чтоб во мраке смертельном нас зла не оставить,
Но на путь нас добра и блаженства направить».
А младенец святой возрастал и крепился,
Духа мощь с самых ранних являя времен,
И в пустыню потом от людей удалился
До тех дней, как явился Израилю он.
2 ГЛАВА
Вышло из Рима в те дни повеленье:
Перепись сделать всего населенья.
Перепись та началася впервые,
Как стал Квириний Владыкой Сирии.
Но по указе уж шли из пределов чужих,
Чтобы в местах записаться родных.
Также Иосиф из стран Галилеи
Путь свой направил в края Иудеи,
И в Вифлеем, град Давидов, пришел,
Ибо свой род от царя того вел.
Он с обрученной ему был женою,
Что была тою непраздна порою.
Здесь разрешиться пора ей пришла,
Первенца сына она родила.
В яслях Его спеленав, положила,
Места семья их в домах не добыла.
Пастыри были там в поле тогда,
Ночью свои охраняя стада.
Вдруг им явился посланник небесный,
Славой своей осиял их чудесной.
Страх на сердца их великий напал,
Но, ободряя их, ангел сказал:
«Что вы страшитеся? Я возвращаю
Радость великую грешному краю:
В граде Давида родился для вас
Царь Избавитель Мессия сейчас,
В яслях лежит Он, обвит пеленами».
Как он учил их такими словами,
Множество с ним появилося вдруг
Господа Бога небеснаго слуг,
Так говоривших тем пастырям вслух:
«Слави на небе Владыке святому,
Мир Он и радость дал миру земному,
К людям Свое милосердье явил».
Как от них скрылся хор Божиих сил,
То в Вифлеем поспешили отсюда
Эти свидетели дивнаго чуда.
В яслях младенца нашли они там,
Также Иосифа и Мариам,
И, увидав, обо всем разсказали,
Что о Христе им знать ангелы дали.
Все удивлялись сказаниям их,
Матерь же отрока в мыслях своих
Все это крепко блюла, обсуждая.
Пастыри ж, Бога за то восхваляя,
Что дал увидеть и слышать Он им,
Снова к стадам возвратились своим.
В день же осьмой чередою законной
Отрок обрезан был новорожденный,
По благовестью архангела он
Был Иисусом в тот день наречен.
Как для Марии очищенья
Дни по закону истекли,
Младенца в храм для посвященья
Иосиф с Девой понесли:
«При совершении обряда, —
Писал при этом Моисей,
Принесть двух горлиц в жертву надо
Иль молодых двух голубей».
В пределах древняго Сиона
В то время муж великий жил,
Носил он имя Симеона,
Благочестив и свят он был.
Утехи чаял терпеливо,
Что Бог народу обещал,
И Бог душе его правдивой
Святого Духа ниспослал
И удостоил откровенья,
Что не умрет до тех он пор,
Пока Христа, Царя спасенья,
Его очей не узрит взор.
И вот по Божию внушенью
Пришел тот муж в Господень храм,
Как по законному веленью,
Иосиф с Девой были там.
Христа от них он в руки взял
И, славя Господа, сказал:
«Ныне по слову Ты мне Своему
Даруешь с миром скончаться, Владыка:
Дал Ты увидеть рабу Твоему
Дело Своей благостыни великой.
Всем устрояешь спасение Ты,
Свет для заблудших племен открываешь,
Верным же людям с Своей высоты
Славы великой венец посылаешь».
Иосиф так же, как Мария,
Дивились искренно в тот миг,
Когда коснулися такия
Благодаренья слуха их.
А Симеон, благословляя
Обоих, Матери изрек:
«Внимай словам моим, Святая:
Младенец твой настанет срок
Предметом будет тяжких споров,
В спасенье будет Он одним
Во время этих злых раздоров
И для погибели другим.
Сердец тогда обнаруженье
И тайных дум произойдет,
Тебе же в сердце яд мученья,
Как острый меч, в те дни войдет».
Была в Сионе теми днями
И прозорливая жена,
В посте, в молениях при храме
Жила для Господа она,
И днем, и ночью постоянно
Ему служение несла.
Звалась жена святая Анной
И от Асира род вела.
Отец у ней когда-то был,
Он назывался Фануил.
Она давно была вдовою,
Прожив с супругом лишь семь лет.
Лет девяносто той порою
Уже насчитывал ей свет.
Она, явившись в те мгновенья,
Всем прорицала о Христе,
Кто чаял Божья избавленья
В Ерусалиме во дни те.
Исполнив все, что Моисею
Угодно было предписать,
С семьей Иосиф в Галилею,
В свой Назарет, пошел опять.
А отрок рос и, возрастая,
И духом Он преуспевал,
Душою в Боге пребывая,
Великий разум проявлял.
Ежегодно отправлялась
Мать Его в Ерусалим,
В дни, как Пасха совершалась
Там с веселием святым.
И Иосиф в дни моленья
Мать Христа сопровождал.
А как Сыну от рожденья
Год двенадцатый настал,
И Его с собою взяли
Для молитвы в Божий град.
Совершивши праздник, стали
Уходить они назад.
Но в пределах оставался
Он столицы пребывать,
Но о том не догадался
Ни отец Его, ни мать.
Он и Дева полагали,
Что идет среди Он всех,
Смело путь свой продолжали.
Но, пришедши на ночлег,
Сына здесь найти святого.
В богомольцах не могли
И поспешно в город снова
В сердце с скорбию пошли.
В третий день они лишь в храме
Отыскали Сына там,
Он сидел с учителями,
Слушал их, порой же Сам
К ним с вопросом обращался,
И кто речь Его слыхал,
Тот немало удивлялся,
Что в Нем светлый ум блистал.
И Иосиф, и Мария
Изумилися тому,
Но, упреки все ж жалея,
Матерь молвила Ему:
«Что Ты, Чадо, сделал с нами?
Ведь Тебя Отец и Я
Ищем скорбными сердцами
Вот почти уже три дня».
«Что вы так Меня искали? —
Чудный отрок молвил им, —
Неужели вы не знали,
Что Мне быть с Отцом Моим
Суждено». Но не понятно
Это слово было им.
И пошел тогда обратно
С ними Он к местам родным,
В край далекий Назарета,
И их слушался во всем.
А Мария кротко это
Все блюла в уме своем.
Иисус же, возрастая,
Рос и мудростью своей,
Благодать приобретая
У Творца и у людей.
3 ГЛАВА
При Тиверии, кесаре Римском,
Как пятнадцатый год был правленья его,
Когда правил Пилат Иудеей,
Ирод власть в Галилеи тетрарха имел.
А Филипп, его брат, в Итурее
И в земле Траханитской тетрархом служил,
Как такою же властью Лисаней
Над Авилой с окрестной страной обладал.
Когда архиереями были
Кайафа и Анна, – в пустыне тогда
Иоанну святому глагол был небесный,
Чтоб он шел к Иордану и край весь окрестный
Покаянью пред Богом учил
И, грехи отпуская, крестил.
Да исполнится слово Исайи пророка,
Из пустыни глас Божий несется далеко:
«Приготовьте Владыке пути,
Чтоб Ему к вам прямее пройти.
Да наполнятся дебрей и долов низины,
Да понизятся гор крутизны и вершины,
Все исправьте путей кривизны
И неровности сгладьте страны.
И тогда все увидят Господне спасенье».
Иоанн же идущим к нему для крещенья
Говорил: «Вы ехидны лютой порожденье!
Кто ж мыслью благой
Осенил вас от Божья бежать наказанья?
Принесите ж святые плоды покаянья
И не льститесь надеждой пустой:
«Наш отец Авраам ведь святой».
И без вас у него всегда могут быть дети,
Бог в сынов обратит ему камни вот эти.
У корней уж деревьев топор,
И в них то, что плодов до сих пор
Не дало, безпощадной рукою срубают
И, бросая в огонь, без стыда истребляют».
«Что ж нам делать?» – народ вопрошал.
Иоанн, отвечая, сказал:
«Тот, кто пару одежд у себя иметь будет,
Пусть одну ничего не имущему ссудит.
Так же пусть поступает и тот,
Кому Бог пищи лишней пошлет».
Мытари приходили к нему для крещенья,
Говоря: «Что нам делать душе во спасенье?»
«Не искать барышей, – сказал он, —
Где того не позволил закон».
И военные люди просили совета,
Как им жить, а пророк отвечал им на это:
«И обман, и насилье забыть,
Своей платой довольными быть».
Но когда о пророке возникло мечтанье —
Не Мессия ли он, Искупитель созданья,
Поучал он всех речью такой:
«Я крестить вас явился водой,
Но вот явится Тот, Кто сильнее меня,
У сапог не достоин Ему и ремня
Развязать я рукою своей.
Не водой крестить будет людей
Он, но Духом святым и огнем очищенья,
И лопата в руке у Владыки творенья.
И свое Он очистит гумно,
Соберет, куда надо, зерно,
А мякину сожжет в огне вечном нещадно».
Поучал Иоанн своей речью отрадной,
Кроме этого, многим вещам,
Пока срок не настал тяжким дням,
Когда Ирод тетрарх, обличаем пророком
За все зло, что творил, одержим он пороком,
И за брак с женой брата его,
Не прибавил к грехам и того,
Что великаго мужа поверг в заключенье.
Когда ж приняли все от пророка крещенье,
Иисус его также приял
И молитву, крестясь, совершал,
И вот небо разверзлося в эти мгновения,
И Дух Божий сошел на Владыку творенья,
В виде голубя он был в тот час.
А с небес вдруг послышался глас:
«Ты, возлюбленный Сын Мой, Своею
Я любовию вечно к Тебе пламенею».
Иисус же, Свое начиная служенье,
Той порою лет тридцать имел от рожденья,
И, как думали люди, Он был
Сын Иосифа…
4 ГЛАВА
Господнего Духа исполнен Он весь
В пустыню от вод Иордана уходит,
И, быв искушаем диаволом здесь,
Без пищи Он сорок дней целых проводит.
Но голод Спаситель в Себе ощутил,
Когда наступила дням этим кончина.
Тогда искуситель Ему предложил:
«Ты силу имеешь ведь Божия сына —
Скажи ж тому камню, чтоб хлебом он стал».
Но слово сказал сатане Он такое:
«Пророк Вседержителя так написал:
«Не хлебом лишь живо ты, племя людское,
Но словом могучим Владыки миров».
Возвел Иисуса диавол высоко
На гору, с ней славу он всех городов
И царств показал во мгновение ока,
При этом так молвил Христу сатана:
«В Твою я десницу все это вручаю,
Над царствами мира ведь власть мне дана,
Ее отдаю я кому пожелаю.
И лишь сотворишь предо мной Ты поклон,
Так будешь владеть Ты всей этою славой».
Но молвил Спаситель душой возмущен:
«Уйди от Меня, искуситель лукавый,
В писании так говорится святом:
«Творцу одному воздавай поклоненье».
Повел Иисуса диавол потом
В град Божий, поставил Владыку творенья
На кровле он храма и молвил Ему:
«Раз Сын Ты любимый Творца мирозданья,
Так бросься отсюда, ведь Он Своему
Все сделает Сыну, как учит писанье:
«Господь всегда будет Тебя охранять
И лику Он ангелов даст повеленье,
И будут Тебя они на руки брать,
Дабы не случилось с Тобой преткновенья».
Но Господу было угодно сказать:
«Писание также дает наставленье:
«Творца своего не дерзай искушать».
И, кончив, диавол тогда искушенье
Оставил Христа до удобной поры.
Вернувшись Господь в Галилею,
Учить в синагогах там стал,
И силой духовной Своею
Немало умы удивлял.
Повсюду пошло о Нем слово,
В почете великом Он был,
Но вот Назарета родного
Однажды Он край посетил.
Когда же суббота святая
Настала, тогда пожелал,
Обычай Он свой соблюдая,
Войти в синагогу, и встал
Читать, выражая желанье.
Исаию дали Ему,
И книгу раскрыв Он писанья,
Прочел вслух народу всему:
«Бог Духа излил Мне святого,
Люд бедный послал утешать,
Умерить скорбь сердца больного,
Свободу всем пленникам дать,
Ослепшим дать радость прозренья,
На волю всех тех отпустить,
Кто муки несут угнетенья,
Всем Божью любовь возвестить».
И стал, прочитав Он писанье
Святого пророка того,
И были все очи в собранье
Направлены лишь на Него.
«Пророка сбылось предреченье
Пред вами», – Господь заявил.
И Это Его заявленье
Невольно народ подтвердил,
Красой он и силой ученья
Христа был весьма удивлен
И так говорил в изумленье:
«Вы скажете Мне изреченье:
«Что мощными сделал руками
Ты в Капернауме чужом,
То ж ныне яви и пред нами
В Своем Назарете родном».
Но чтили ль, скажите, пророка
Отчизны родные края?
Пример же тому недалеко —
Великий пророк Илия.
Во дни его было немало
Вдовых во Израили жен,
Как небо дождей не давало,
И гладом был край поражен.
Не к этим однако вдовицам
Идти ему Бог приказал,
Но к чуждым Сидона границам,
В Сарепту к вдове той послал.
И в дни Елисея пророка
Проказой страдал не один,
Но спасся от язвы жестокой
Сирии неверной лишь сын».
Но это услышавши слово,
В собраньи все в ярость пришли,
И Господа взявши святого,
Из города вон повлекли,
Чтоб с края низвергнуть горы той,
На коей их город лежал,
Но строй их оставив сердитый,
Он далее путь продолжал.
В Капернаум придя, ученье
Он в дни суббот там предлагал,
И всех объяло изумленье,
Со властью Он их наставлял.
Раз в синагоге был несчастный,
Что одержим злым духом был,
И перед всеми громогласно
Христу вдруг так он возопил:
«Оставь же нас! Какое дело
Тебе до нас, Назарянин?
Ты погубить пришел нас смело
С своих божественных вершин».
«Молчи и выйди из больного, —
Сказал ему Господь святой.
И в тот же миг Господне слово
Исполнил демон тот лютой:
Оставил тело он больное,
Его повергнув без вреда.
Увидев знаменье такое,
Все ужаснулися тогда.
«Какое дивное явленье, —
Так говорили в этот миг. —
Дает Он властно повеленья,
И бесы слушаются их».
И вот по всей земле окрестной
Об Иисусе слух пошел.
Из синагоги Царь небесный
В жилище Симона пришел.
А теща Симона палящей
Горячкой мучилась в тот раз.
По просьбе всех, придя к болящей,
Изгнал недуг Он в тот же час,
И вставши женщина с постели,
Служить им стала за столом.
А в вечер тот все, кто имели
Больных, вели к Петру их в дом.
И возложивши на них руки,
Всех Иисус их исцелил,
И бесноватых от злой муки
Немало Он освободил.
И с криком бесы выходили:
«Мессия – Ты, Сын Божий Сам», —
Они при этом говорили,
Но запрещал Он то бесам.
А утром ранней Он порою
В места пустынныя ушел,
Но стал искать, сойдясь толпою, Его народ.
Когда ж нашел,
То стал упрашивать, чтоб града