bannerbanner
Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве
Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве

Полная версия

Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Как мы уже отмечали, учение о пастырстве Иоанна Златоуста сосредоточено в его работе «Шесть слов о священстве». Появление данной работы было ответом на упреки его друга Василия, с которым он с детства дружил и они планировали вместе служить на благо Церкви, однако, когда в Антиохии собрались епископы для рукоположения Василия и Иоанна, Иоанн уклонился, не предупредив об этом Василия, которого рукоположили.

В связи с таким «обманом» со стороны Иоанна Василий и просил объяснений от него. Иоанн стал объяснять другу свое поведение осознанием своей немощи и неготовности для пастырского служения. При этом свт. Иоанн Златоуст подробно описал тот идеал пастыря, к которому должен стремиться каждый священнослужитель, черпая этот образ со страниц Священного Писания и, в большей степени, книг Нового Завета. Как мы отмечали ранее, сложно точно назвать дату написания «Шести слов о священстве», это период после 374 года, но в любом случае не позднее 386 года, когда свт. Иоанн стал пресвитером.

Определения «пастырству» и «учению о пастырском служении» мы дали во Введении к настоящему исследованию, и теперь, для более полного уяснения учения Иоанна Златоуста о пастырском служении, а равно и других рассматриваемых нами святителей, нам необходимо также определиться с понятием «пастырь», под которым, в первую очередь надлежит понимать епископа, но, поскольку во времена формирования канона Нового Завета названия епископ и пресвитер часто были еще общие20, следовательно и предъявляемые в Священном Писании требования к пастырям также надлежит относить и к пресвитерам.

Начиная свои рассуждения о пастырском служении, свт. Иоанн указывает на высоту такого служения, в связи с чем лишь немногие могут и должны на это поприще вступать, а именно те, кто «много превосходят всех и столько превышают прочих душевною добродетелью, сколько Саул (превосходил) весь народ еврейский высотою тела (см. 1 Цар. 10, 23), или еще гораздо более… сколько одаренные разумом люди отличаются от бессловесных, такое же должно быть различие между пастырем и пасомым…»21.

В качестве доказательства такого рассуждения Иоанн приводит слова самого Христа, Который, после ответа апостола Петра на вопрос о том, любит ли он Христа более, нежели другие апостолы, призывал Петра пасти овец Своих. Господь мог бы сказать Петру подвязываться в посте, непрестанно бодрствовать, выступать в защиту притесняемых, окружать сирот отеческой любовью и заботой; «но теперь, оставив все это, что говорит Он? Паси овец Моих»22. Говоря о высоте этого служения, святитель поясняет, от каких врагов пастырь призван защищать стадо Христово, описывая два рода этих врагов словами апостола Павла: во-первых, эта «брань… против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12)23 и, во-вторых, против «дел плоти, [которые] суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси (Гал. 5:19—20; ср. 2 Кор. 12:20) и другие многочисленнейшие»24. Таким образом, по мысли святителя, пастырь в первую очередь должен быть духовным воином.

Подтверждая высоту пастырского служения свт. Иоанн указывает и на ограниченность и сложность методов, которыми пастырь воздействует на болезни человеческие. Пастух бессловесных с полной властью может заставить пасомых принять врачевство, даже применив силу, удержание, связывание и пр., да и болезни у скота чаще бывают явны. Но не так в отношении стада Христова, здесь нельзя насилием исправлять грешащих, пастырь должен приложить много усилий и искусства, чтобы убедить грешника принять врачевание от священника25. Для раскрытия сути пастырства Святитель Иоанн использует также образ врача, поскольку пастырю необходимо поступать мудро, с рассуждением, дабы подбирать наиболее подходящее (а иногда единственно возможное) врачевство, при этом, если потребуется, то проявить и «хитрость благовременную и делающуюся с добрым намерением… [ибо] многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше»26.

Пастырю надлежит быть и мужественным и долготерпеливым, чтоб не ослабевать и не отчаиваться на поприще множества трудов и усилий, встречая бесчисленные препятствия, чтоб вновь собирать отделившихся и присоединять к стаду, делать это с любовью и радением. Важно, чтоб священник относился к пастве как к малолетним детям относится их отец: «как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда они смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательны,… при этом плотский отец рождает детей для настоящей жизни, а пастырь – для будущей»27.

Пастырю вверяется власть над стадом Христовым, и она «столько выше всякой власти на земле, сколько дух превосходнее плоти, при этом священнослужение совершается по чиноположению небесному, хоть и реализуется на земле, ибо сам Утешитель учредил это чинопоследование и людей, еще облаченных плотию, сделал представителями ангельского служения… какой чести удостоила священников благодать Духа»28.

Свт. Иоанн решительно указывает на невозможность без священников и церковных таинств (особенно Евхаристии) кому-либо «получить спасения и обетованных благ… [поскольку] никто не может войти в царствие небесное, „аще не родится водой и Духом“ (Ин. 3:5), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крови Его лишается вечной жизни (ср. Ин 6:53), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т.е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня или получить уготованные венцы?»29.

Для столь высокого и ответственного служения священник, по мысли свт. Иоанна, должен обладать незаурядными качествами, иметь великое благоразумие, быть безукоризненного нрава, проводить жизнь чистую и добродетельную и, конечно же, стяжать благодать Божию.

Для совершенствования этих качеств в себе пастырь должен быть постоянно «бодрствующим и осмотрительным,.. как живущий не для себя одного, а для множества людей,… [быть бдительным над своей жизнью, ибо если пастырь] недосмотрит чего-нибудь малого,… то прочие добрые дела его нисколько не помогут ему заградить уста обвинителей;.. поскольку все начинают судить о нем не как о существе, облеченном плотью,.. но как об ангеле, не причастном никаким слабостям»30.

Если же кто и осудит пастыря, то не должно ему оскорбляться и даже считать это оскорблением, пусть и пришлось бы испытывать огорчение множество раз31. И это тем более необходимо, «поскольку душу священника обуревают такие житейские волны, которые много больше бывающих от возмущающих море ветров… [имеется в виду страсти и грехи: ] «гнев, уныние, зависть, вражда, клеветы, осуждение, обман, лицемерие, козни, негодование на людей невинных, удовольствие при неблагополучии служащих, печаль при их благосостоянии, желание похвал, пристрастие к почестям (оно более всего вредит душе человеческой), учение с угождением, неблагодарное ласкательство, низкое человекоугодие, презрение бедных, услужливость богатым, предпочтения неразумные и вредные… страх рабский, приличный только презреннейшим невольникам, недостаток дерзновения, степенный вид смиренномудрия, но без истинного смирения, уклончивые обличения и наказания или, лучше сказать, пред незначительными людьми – чрезмерные, а пред сильными – безмолвные»32.

Возможно ли, чтобы священство само по себе было причиной этих зол? Разумеется, что нет. Поддаются этому недостойно принимающие на себя столь великое служение по своему собственному нерадению, «не узнав наперед собственных душ»33. Поэтому важно будущему священнику это осознавать, бодрствовать над своей жизнью, хранить себя чистым от страстей и, что особенно важно – не поддаваться гневливости, поскольку «ничто так не помрачает чистоту души и ясность мысли, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою»34.

Святитель также отмечает, что пастырь есть учитель, поэтому ему надлежит непрестанно вразумлять и наставлять свою паству, уча делом и словом, что есть «совершеннейший способ учения, когда и делами и словами приводят поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос; ибо одних дел недостаточно для научения. Это не мои слова, а Самого Спасителя: иже, говорит Он, сотворит и научит, сей велий наречется (Матф. 5:19)»35, при этом священнику надлежит «сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере, непрерывностью своей могло укрепиться в слушающих… [и] знать все житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах»36, быть досконально сведущ в Слове Божьем, дабы и паству на верный путь наставлять и уметь хорошо отражать любые лжеучения37.

Таким образом, в работе «Шесть слов о священстве» свт. Иоанн рассуждает о высоте пастырского служения, о том, что никакое человеческое дело не сравнится с ним по душеспасительности для пасомых, а также о сопряженной с этим служением ответственности для пастыря и предупреждает об опасностях, таящихся на столь сложном пути. Но при этом дает и наставления о том, каким должен быть пастырь, чтоб ограждаться от опасностей и искушений, а также достойно нести свое служение и преодолевать всевозможные трудности: для этого священнослужитель должен быть целомудрен, знать христианское вероучение и уметь его изъяснять, дабы вести пасомых единственно верным, указанным Церковью, путем ко спасению.

Для лучшего раскрытия сути пастырства святитель Иоанн также как и святитель Григорий (о чем мы увидим далее) использует целый ряд образов: врач, учитель, воин. Применение таких образов, а также осознание пастырства как богом установленного необходимого служения, к которому годны лишь избранные, действительно разумные, рассудительные и добродетельные, роднит учения святителей Григория и Иоанна. Но, в отличие от Григория Богослова, Иоанн Златоуст добавляет к описанию пастыря также ряд дополнительных образов: образ пастуха, который должен блюсти и заботиться о пастве Христовой, образ отца, воспитывающего малых детей: как семейный муж не оскорбляется и не тщеславится от действий детей, так и духовный отец не должен надмеваться, но во всем искать блага для духовных чад. Используя образ воина для пастыря, Златоуст выделяет два рода предстоящей ему брани: во-первых, против духов злобы, бесовских сил, и, во-вторых, против «дел плоти» – прелюбодеяний, блуда, воровства, зависти, ересей и пр. Златоуст особо подчеркивает евхаристическое служение пастыря, поскольку без оного, по мысли свт. Иоанна, все непременно окажутся в геенне огненной. Отдельно Златоуст выделяет и те пороки, которые особенно возмущают пастыря (тщеславие, гнев, уныние, человекоугодничество и пр.), а посему ему надлежит быть мужественным и долготерпеливым, врачуя недуги в себе, прежде чем приступать лечить других.

1.2. Значение и важность пастырского служения в трудах

свт. Григория Богослова

Следующим святителем, чье учение о пастырстве мы рассмотрим – это святитель Григорий Богослов, Великий каппадокиец, святой Православной и Католической церквей, архиепископ Константинопольский. Он родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (близ города Назианза), приблизительно около 330 года. Интересным является тот факт, что свт. Григорий происходил из семьи святых, все члены которой после своей кончины были канонизированы: отец – Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония.

Его отец в свое время он принадлежал к секте «ипсистариев», исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Но по молитвам супруги Нонны, глубоко верующей, ревностной и истинной христианки, ставшей «наставницей в благочестии» для мужа, последний полностью перешел в христианство и вскоре был рукоположен во священника, а затем и возведен на епископскую кафедру в Назианзе38.

Получив первоначальное образование, в том числе основ православия, в родительском доме, Григорий младший продолжил обучение в лучших в то время школах Кесарий Каппадокийской и Палестинской, Александрии, а также в Афинах. В Кесарии Каппадокийской Григорий знакомится с будущим святителем Василием Великим и с тех пор это знакомство переросло в крепкую дружбу на всю их жизнь.

Завершив свое обучение и возвратившись домой приблизительно в 358 году, Григорий крестился, причем в довольно зрелом возрасте (около 28 лет), после чего проводил жизнь в аскетических подвигах (пребывании в постах и молитве). В 361 году Григорий, несмотря на свои возражения, был рукоположен отцом во священника. Расстроившись таким ходом событий, будущий святитель отправился в Понтийскую пустыню к своему другу Василию. Однако, уже к Пасхе 362 года, по настоянию отца, а также по увещаниям друга Василия, Григорий возвращается в Назианз для помощи своему отцу в его архиерейском служении и начинает свою пастырскую деятельность знаменитым обращением, известным как «Слово третье, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ»39. Видится две причины написания этого Слова: во-первых, Григорий чувствовал свою вину, что он без объяснения причин уехал сразу по рукоположении во священника, когда и епископ отец и паства столько надежд на его помощь и пастырское служение возлагали, и ему необходимо было оправдаться и, во-вторых, для предоставления достаточных оснований его промедления с вступлением в новую должность, важно было сформулировать и донести до других тяжесть креста пастырского служения, огромную ответственность пастыря перед людьми и Богом, вследствие чего, или вернее сказать – для чего пастырю просто необходимо обладать многими качествами и добродетелями, и в наличии которых у себя Григорий все еще сомневался, когда его рукоположили. Таким образом, именно в этом Слове и содержится квинтэссенция учения данного святителя о пастырском служении, его мы и рассмотрим в настоящей работе.

В 370 году в Кесарии Каппадокийкой в сан архиепископа возводят его друга Василия Великого, который, для борьбы с арианством и управления своей паствой, начал открывать новые кафедры, на которые старался ставить ревностных, религиозно-образованных священнослужителей. И в 372 году, на одну из таких вновь образованных кафедр в небольшом городке Сасимы, святитель Василий назначает епископом Григория. И хотя Григорий Богослов и понимал необходимость этого шага с позиции Василия, но, как и в случае со своим рукоположением во священника, подчинился этому неохотно и довольно быстро удалился оттуда в безлюдное и пустынное место, где вновь предался своему излюбленному занятию – аскезе и созерцательной молитве. Через некоторое время его отец вновь уговаривает сына вернуться в Назианз и Григорий возвращается, но с условием, что не будет преемником отца на епископской кафедре. В 374 году умирает отец Григория, а вскоре и мать, после чего Григорий Богослов тяжело заболел и удалился для уединённого жительства в Селевкию Исаврийскую. В 379 году умирает его друг Василий Великий, не дожив до своего пятидесятилетия. В этом же году православные Константинополя обратились к святителю Григорию за помощью в борьбе с арианством. Григорий незамедлительно оставил свое уединение и поспешил в столицу, но увиденное его очень расстроило: практически все храмы были захвачены арианами, отсутствовало единство внутри православной паствы («не паства, а малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов»40), а нравы столичных жителей отличались развращенностью и распущенностью. Святитель Григорий начал проповедовать в частном доме, в последующем обращенным им в храм Анастасии. Постоянные проповеди Григория, его истинная преданность Православию, вкупе с образованностью и красноречием, снискали ему славу ревностного защитника веры, на его службы стекались не только жители столицы, но также паства из отдаленных селений. Но, к сожалению, еретики не были довольны такими обстоятельствами и постоянно пытались строить интриги против святителя, даже предпринимались попытки его убийства.

В 380 году новый визаинтийский император Феодосий I выступил в защиту православия, изъял у ариан захваченные ими храмы и передал их православным. Для разрешения догматических споров ариан с православными император созвал в 381 году Собор, получивший статус Второго Вселенского. Святителя Григория тяготила жизнь в столице, но он понимал важность своего личного присутствия на Соборе, в связи с чем согласился еще на некоторое время остаться в Константинополе, где был избран на столичную патриаршую кафедру, а после смерти председателя Собора Мелетия Антиохийского – занял также его председательственное место. Недолго пришлось на этих постах пробыть святителю, поскольку вследствие интриг и формального предлога (нарушение канонического правила Никейского Собора о запрете перехода епископа с одной кафедры на другую) Григорий вынужден был отказаться от поста предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Григорий Богослов вернулся в Назианз и руководил там местной паствой вплоть до 383 года (до момента избрания нового епископа Евлавия), затем святитель переселился на свою родину в город Арианз, где в период до своей мирной кончины в 389 году предался своему любимому деланию: молитвенному созерцанию, богомыслию и писательству. Этого удивительного святого за пламенную веру, стойкость в истине, праведность жизни, яркое и четкое изложение в своих работах учения о Пресвятой Троице и ее Втором Лице, православная Церковь отметила именем Богослов. Всего три святых в истории Церкви удостоены такого имени: помимо свт. Григория, это апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов. Свт. Григорий оставил после себя значительное литературное наследие, состоящее из 45 «Слов», 245 писем и 507 стихотворений. В настоящей работе мы подробнее остановимся на уже ранее упоминавшемся Третьем Слове, в котором свт. Григорий излагает свое пастырское учение.

Григорий отмечает высоту пастырского служения, говоря, что пастырь – это «начальство,.. которое основывается на Божием законе и возводит к Богу»41 пасомых. Но в этой высоте кроется и опасность даже для имеющих рассуждение, поскольку и малейшие пороки пастыря подчиненные имеют обыкновение перенимать, причем это производится гораздо охотнее, нежели уподобление в добродетелях. И как страшно осознавать, что распространяющийся во многих людях порок значительнее такового, остановившегося в одном человеке. В аскетической литературе указывается на удобопреклонность человека ко греху, как отмечает святитель «всякий скорее принимает в себя в большей мере малый порок, нежели высокую добродетель в малой мере… [и] охотно поблажаем во всем нечестию, – столько мы великодушны к пороку»42

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Путин, В. В. Встреча с лауреатами конкурса «Семья года». – Москва: официальный сайт Президента РФ. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56229 (дата обращения: 10.01.2022).

2

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора. – Москва: официальный сайт Московского Патриархата. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5052002.html (дата обращения: 10.01.2022).

3

Статистика браков и разводов по данным Росстат. – Москва: интернет-портал «Статистика и показатели. Региональные и Федеральные». – URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/#i (дата обращения: 10.01.2022).

4

Кречетов, Валериан, прот. Подвиг добродетельной жизни. – Москва: интернет-журнал «Покров». – URL: http://pokrov.pro/podvig-dobrodetelnoj-zhizni/ (дата обращения: 11.01.2022).

5

Ефрем Сирин, преп. Творения. Слово о священстве. – Москва: интернет-портал «Азбука веры». – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/56 (дата обращения: 22.04.2022).

6

Иоанн Златоуст, свт. Священное Писание в толкованиях Иоанна Златоуста в 9-ти томах. Т. 9. Беседа XX. – Москва, 2006. – С. 208.

7

Aurelius Sanctus Augustinus. In Evangelium Ioannis tractatus centum viginti quatuor // J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus (series Latina). Vol. 35.– Paris, 1859. – P. 1768, цит. по: Кибардин Н. П. Система педагогики по творениям бл. Августина. – Казань, 1910. – С. 120.

8

По меткому выражению святителя Феофана Затворника. Цит. По Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. – Москва, 1998. – с. 13.

9

Певницкий, В. Ф., проф. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника: практическое пособие. – Киев, 1886. – с 4.

10

Григорий Богослов, свт. Слово третье // Творения: в двух томах. – Москва, 2007. – Т. 1. – С. 27—61.

11

Сапрыкина, А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сапрыкина Анна Алексеевна. – Москва, 2012.

12

Желтухина, Раиса Васильевна. Христианская семья как образ «малой церкви». – Москва: интернет-портал «Православие.ру». – URL: Источник: https://pravoslavie.ru/103549.html (дата обращения: 12.03.2022).

13

Флоровский, Георгий, протоиерей. Восточные отцы Церкви. – Москва, 2002. – С. 147.

14

Мотрохин, А. Творение св. Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum в его отношении к сочинению Цицерона De officiis. – Казань, 1912. – С. 6.

15

Альтернативное прочтение – Ливания.

16

Шевчук, Михаил, свящ. Учения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста о высоте пастырского служения. – Загорск, 1965. – с. 31.

17

Удалившийся от мира отшельник, пустынник.

18

Малышевский, И.И., проф. Святитель Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера // Журнал «Труды Киевской Духовной Академии», 1891. – №1. – С. 260.

19

Византийский словарь. В 2-х т./ сост. и общ. ред. К. А. Филатова. – Санкт-Петербург, 2011. – Т. 1. – С. 389—390.

20

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Филиппийцам, беседа 1 // Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста 9-ти томах. – Москва, 2006. – Т 9. – С. 264.

21

Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве // И. Златоуст. Избранные творения: в 2-х т. – Москва, 2006. – Т. 2. – С. 16.

22

Там же.

23

Библия (на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском и английском языках). – Москва: интернет-портал «Азбука веры». – URL: https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения – 12.02.2022).

24

Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве // И. Златоуст. Избранные творения: в 2-х т. – Москва, 2006. – Т. 2. – С. 16—17.

25

Там же, с. 18.

26

Там же, с. 19.

27

Там же, с. 30.

28

Там же, с. 28—29.

29

Там же, с. 30.

30

Там же, с. 40.

31

Там же, с. 24.

32

Там же, с. 33—34.

33

Там же, с. 36.

34

Там же, с. 36.

35

Там же, с. 68.

36

Там же, с. 81.

37

Там же, с. 62.

38

Флоровский, Георгий, протоиерей. Восточные отцы Церкви. – Москва, 2002. – С. 139.

39

Григорий Богослов, свт. Слово 3. // Григорий Богослов. Творения: в двух томах. – Москва, 2007. – Т. 1. – С. 27.

40

Флоровский, Георгий, протоиерей. Восточные отцы Церкви. – Москва, 2002. – С. 144.

41

Григорий Богослов, свт. Слово 3. // Григорий Богослов. Творения: в двух томах. – Москва, 2007. – Т. 1. – С. 30.

На страницу:
2 из 3