bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Анастасия Лукомская

Стихосоматика

Стихотворения

И летишь – в никуда, ниоткуда, —Обречённая вечно грустить,Отрицать невозможное чудоИ бояться его пропустить.Георгий Иванов* * *

© Лукомская Анастасия, текст, 2015

© Данилова Стефания, предисловие, 2015

© Лукомская Ольга, обложка, иллюстрации, 2015

© Петренко Алёна, фото, 2015

© ООО «Дрим Менеджмент», 2016

От автора

Сейчас, пока я пишу эти строки, сидя июльским вечером на балконе с чашечкой молочного улуна, я ещё не знаю, что это такое – держать в руках свою первую книгу. Теперь же, когда ты, дорогой читатель, перелистнул её первую страницу, я уже никогда снова не буду той собой, которая когда-то с нетерпением ждала выхода этой книги в свет. Всегда немного страшно делать что-то впервые, зато пьянящее ощущение драйва при этом зашкаливает.

«Стихосоматика» – это попытка вербально зафиксировать обманы восприятия, победить их, напомнив себе об их иллюзорности. Любой всплеск на поверхности иллюзии – прекрасный повод для стихотворения. Единственное верное, что можно сделать с желанием писать стихи – это писать стихи.

Первая часть сборника – почти полностью силлабо-тоническая, в ней стихотворения последних лет в произвольном порядке перемешаны со стихами, которые я написала в Литинституте.

Вторая часть книги, «Флэшбэки о Петербурге» – это своего рода дневник, небольшая последовательная история, где все стихотворения расположены в хронологическом порядке и написаны в октябре-декабре 2013 года, в этой части преобладает рваное тоническое стихосложение и высокий эмоциональный накал.

Я хотела бы поблагодарить всех живых существ на этом свете за радость и вдохновение, и отдельное спасибо хочу сказать маме, папе, тёте Юле и тёте Наде – без них эта книга никогда не появилась бы на свет, братику – за самую лучшую поддержку, бабушке Ане, дедушке и бабушке Тане – за то, что никогда во мне не сомневались, моим двоюродным братьям Мите и Вове, дяде Ване, моим прекрасным друзьям и просто хорошим людям – Стефании Даниловой (мне повезло иметь такого друга, как ты!), Кире Безвестной (перуанский город N ждёт нас, коллега!), Ирине Балашовой (ты прекрасная и знаешь это!), Стэйси Швихтенберг (скоро увидимся в Москве или Пензе!), Алине Рихтер – за то, что поддерживает безумные идеи вроде «а поехали куда-нибудь прямо сейчас!», Марьиванне (спасибо, что всегда меня понимаешь!), Дену Тубусову – на которого всегда можно положиться, Веронике Грицук (мы ещё снимем не один крутой фильм!), Антону Пылаеву (всего тебе хорошего), Марии Стешиной – за свет, мудрость и вдохновение, Сергею Гоникбергу (привет Северной столице!), Ивану Масалову – поэту, однокурснику и настоящему другу, Стасу Храмышеву – который всегда появляется в нужный момент, Алисе Садыховой – за умение заражать энергией, Оксане Анаско, Ване Факову, Марианне Панике и Паше, Марине Жартовских, Алексею Позину – моему соавтору, Илье Беляеву, Ольге Басковой, Петру Лукьянову, Антону Лисицыну, Диме и Люде Молчановым, Люцианне Рэдель-Звонской, Сергею Семякину, Никите Семичеву – идеальному попутчику, Андрею Сибиряку, Хельте, Грише Мовшицу – Хулигану Всея Руси, Дмитрию Санникову, Эльфику, Инне Имаевой, Александру Чистякову, Серёже Хомичу, Оле Беляевой, Алёне Синице и остальным, моим учителям – Мадже – за всё и ничего, Н.В. Давыдовой – первой учительнице по литмастерству, К.М. Поливанову – научившему меня любить русскую литературу, О.Е. Кармаковой – за любовь к русскому языку, Е.С. Абелюк, Н.Ф. Боровской, И.В. Кархиной, О.В. Смолицкой, И.Т. Солнцевой – самой лучшей на свете учительнице немецкого языка, С.С. Арутюнову – прекрасному поэту и мастеру, И.И. Карабутенко, С.Р. Федякину, С.С. Лесневскому – открывшему для меня Блока, С.Б. Джимбинову – показавшему мне Тракля, всем моим читателям, подписчикам моего паблика – спасибо, что в меня верите, и отдельное спасибо Каю Хансену и Ромашке Королёву за частицу хаоса, из которой рождается танцующая звезда[1].


Предисловие

Потому что о ней невозможно без рифм.Потому что она – это звук или цвет,девяноста процентам Планеты незрим,тем не менее, свет,порождающий свет.Тропы, афрокосичкой сплетаясь, ведут,в глубь сознания, самую синюю глубь,по крутым позвонкам электрических дуг,измеряя метафорой мглу,ударяя эпитетом по бытию,чтобы то поддавалось строке —автор тонкую руку сжимает твою,и фракталы ползут по руке,обращая тебя из чего-то в Ничто,или Нечто,сильнее всех Будд,два окна глаз твоих вмиг лишаются штор,третий мягко мерцает на лбу.И не давит общественных мнений скелет.Почему я корабль и маяк?Потому что люблю ее тысячу лет.Потому что она – это я.А теперь и твоя, мой читатель-поэт.А теперь и моя, и твоя.

Приехав в страшном настроении на премию Хлебникова проигрывать, я не отличала быдловатых охранников от поэтов, пола от потолка, чая от кофе, мои друзья были уверены в моем проигрыше и звали пить шоколадное пиво в уютную таверну после церемонии, но сначала нужно было красиво проиграть, то есть выйти на сцену в числе шести лауреатов и уйти не последней. То есть, с позором.

Разноцветная девочка с огромной картиной в руках, кажется, узнала меня. Я чувствовала, что она узнала меня иначе, что мое имя ей вряд ли известно. Может быть, именно с ней я разговаривала в восемь лет, когда баловалась по телефону, набирая незнакомые номера и общаясь с людьми? Может быть, мы однажды столкнулись в толпе? Может быть, я дружила с ней в детском саду? Но ведь я не ходила в детский сад. От её присутствия мир становился легче. Мой мир был миром слова, чаще всего железного. Корабли и самолеты уверенно движутся по стихиям, будучи многотонными железными динозаврами – почему не могу я, подумалось мне.

Свято уверенная в победу своего коллеги по перу, я сидела на одном из шести стульев, который в любой момент мог превратиться в электрический, не понимала, что тысяча человек делает в этом зале, почему они смотрят, и почему… мое имя все-таки объявляют последним и победителем становлюсь я. Триумф-лауреат всероссийской премии «Послушайте» имени Велимира Хлебникова: этот титул оказался для меня ужасно тяжелым, едва я попыталась его выучить и выпалить на одном дыхании. А сократишь первые два слова до инициалов: «т… л… я». Тля. Тле хорошо: живешь на листе себе. Грызешь. Солнышку радуешься. Неплохо так дауншифтерствуешь. В моей жизни – американских горках, изобилующих чертовыми колесами, о таком раскладе можно только мечтать. Повторюсь: мир все равно был легок. Девочка с картиной подошла ко мне, и я поняла, что она держала в руках картину мира. Того мира, в котором я могу быть кем угодно.

Я верю, что именно Настя была моим талисманом удачи, несмотря на то, что 47 представителей жюри вынесли свои вердикты задолго до церемонии вручения. Я знаю историю каждого её текста в аккуратном потрёпанном блокнотике, каждой из её цветных гелевых ручек и маятников-почерков. Мы путешествовали по крышам, по городам, по фестивалям и собственным сознаниям, по никогданебудущему и никогданепрошлому, по квадратным практичным комнатушкам сердец немецких музыкантов, потому что её стихи – это подробные карты в любую точку света, карты памяти прошлой жизни, карты Таро, обладающие невероятной силой. Одна из самых больших радостей этого года – возможность держать эту книгу рядом, чтобы пообщаться с этим человеком в любое время, на промозглой автобусной остановке в другом городе, которую эти стихи смогут раскрасить и сделать правильной, понятной, и будет совсем не больно.

Принято ценить поэтов за собственный голос. Я бы сказала, что здесь речь идет о собственном цвете. Счастливом, какую бы серьёзную тему стихи ни затрагивали. Перед вами – ваша личная турпутевка в любую из Индий, на любой Кайлас, приглашение к вам самим, будущим и прекрасным. Татуировка «Харе ом тат сат» защелкивается на вашем запястье.

Путешествие начинается.


Стефания ДАНИЛОВА

Поэт, переводчик, бродсковед, автор 8 книг, владелец многих знаний и девушка-Жизнь.

Стихосоматика

«Я вцепилась крепко в велосипед…»

Я вцепилась крепко в велосипедИ лечу на нём наугадЧерез тёмный лес, через лунный светИ космический листопад.Шелестит печально листва берёз,Я могу её речь понять —Ей совсем не хочется под откосИ не нравится умирать.Я несусь наощупь куда-то вдаль,И со мной происходит смерть,Этих детских снов бесконечно жаль,Ни за что не хочу взрослеть!Я всё та же девочка, что в пять летЗабивалась под низкий стол,Чтоб ни волк, ни леший, ни людоедНикогда её не нашёл.Я – одна из маленьких добрых фейИ сама создаю миры,Захочу – придумаю сто друзей,Сто соратников для игры.Захочу – придумаю сто подруг,Талисманов на добрый путь,Чтобы кто-то бросил мне в море круг,Если вдруг я начну тонуть.Захочу – я буду сидеть в углуИ жалеть обо всём навзрыд,Я умею выдумать в мире мглуИ поверить во сто обид,Оживить сто страшных чудовищ вмигИ забиться от них под шкаф —Я узнаю их из сюжетов книг,Что подписаны «Вильгельм Гауф».В беззаботном мире волшебных игрСотни песен могу создать,Но попав во взрослый реальный мир,Я не знаю, как поступать.Потому-то кажется страшной весть,Что как будто уже пора,Что придётся девочке умереть,Ибо чувства её – игра,Что ещё минута – и в тёмный хлевПоведут её на убой,И никак не верю, что, повзрослев,Я останусь самой собой.На осколки рушатся сотни грёз,Эта осень – Армагеддон,Но из этих честных осенних слёзПоявляется новый сон,И уже не верится, что емуЯ когда-то кричала «нет!»,И несётся вдаль, рассекая тьму,Мой волшебный велосипед.25 сентября 2015

«Бьётся жизнь и велит тебе биться…»

Бьётся жизнь и велит тебе биться,Рушить стены в своей голове,Выходить за сознанья границы,Каждый раз выбирать бытие.Жизнь стремится на свет вылупляться,Вырастать из себя вновь и вновь,Ощущать миллионы вибрацийИ рождаться, как мысли из слов.Есть и смерть, что велит тебе сдаться,Поджидает она за спиной,И как только начнёшь замедляться,Заслонит она взор пеленой.Шепчет смерть, словно капает ядом:«Ты не справишься, это провал!Не пытайся, не делай, не надо!» —И неслышно встаёт за штурвал.Этот выбор, такой субъективный,Происходит в тебе каждый миг,То ли смерти отдаться пассивно,То ли жизни изведать родник.Каждый раз ты решаешь вернуться,Потому что не знаешь пути,Или в новую жизнь окунутьсяИ с улыбкой себя превзойти.21 мая 2015

«Ничего на свете не осталось…»

Ничего на свете не осталось,Только я и мир передо мной.Только снега сахарная сладость,Только солнце, холод и покой.Я иду по утреннему лесу,И хрустит крахмально-белый снег.Это тело ничего не весит.Это я – последний человек.Ничего я не прошу у Бога —Ни любви, ни счастия не жду,Только эта чистая дорога,Что, искрясь, уводит в пустоту.Только пусть, отмерив расстояньеИ дойдя однажды до конца,Я увижу вечное сиянье,Хоть на миг – сияние Творца.2012

«Сколько задач конфликтует…»

Сколько задач конфликтуетВ бедной моей голове,Дай мне таблетку от сует,Я не привыкну к Москве!В панике скорого крахаЯ не хочу ничего,Дай мне таблетку от страха,Дай мне забыть про него!Чтобы не спрятали в клетку,Легче всего быть одной,Дай мне такую таблетку,Чтобы любить всё равно!Кто-то хотел бы полцарства,Мне же они ни к чему,Дай мне такое лекарство,Чтобы не кануть во тьму!Тянет совсем запереться,Пусть не узнают друзья,Дай мне волшебное средство,Чтоб не бежать от себя!Сверху наложено ветоНа нелегальные сны,Дай мне таблетку от этойНеизлечимой весны!31 марта 2015

Легалайз любви

Не надо лжи, легализуйте совесть,Она сама найдёт нам верный путь,Себе признайтесь, ведь для вас не новость,Что от неё никак не увильнуть.Не надо тюрьм, легализуйте честность,Ведь ум нечестный – для души тюрьма,Не надо страхов, разрешите смелость,Она решит все трудности сама.Не надо войн, легализуйте дружбуИ доверяйте людям наконец,Кто не боится выйти безоружным,Тот победил и истинный храбрец.Не надо прятать искренние чувства,Держа их под контролем головы,Айда сейчас во имя безрассудстваНачнём всеобщий легалайз любви!25 июня 2014

«Страна с людьми играет в кошки-мышки…»

Страна с людьми играет в кошки-мышки,Стареют хмуро серые домишки,Терзают сны тяжелые в метро,Игра идёт без приза и удачи,А я сбежала с лёгкостью на дачуНа шум берёз, на терпкий дым костров.Песчаный путь вдоль выцветшего поля —Та полоса, ведущая на волю,Которой мне так не хватало там,Где шорох листьев заглушают крики,И первозданный цвет растений дикихЗатмило пёстрым ворохом реклам.Я так люблю бесцельные прогулки,Где каждый шаг отчётливый и гулкийВ звенящем колебанье тишины,А наверху – игра лесного ветра,И никого вокруг за сотню метров,И никакие мысли не страшны.2009

О Вселенной

Бесконечность равна нулю.Бесконечность равна нулю.В пустоте миллион вселенных,Все – как наша, обитель пленных.Не люблю.В пустоте мириады нас.В пустоте мириады нас.Полузвёзд или полупыли.Нас зажгли, а потом забыли.Свет погас.Ноль и вечность – всегда одно.Ноль и вечность – всегда одно.В сколько раз её ни умножишь,Но ни меньше она, ни больше.Всё равно.Подскажи, как тебя найти.Подскажи, как тебя найти.Для галактики мы – только точки,Между нами – её оболочка.Нет пути.Если вечность равна нулю,Если вечность равна нулю,Сделать шаг – и почти с тобою,Запрокинув глаза в земное,Я люблю.2006

«Холодный отблеск глянцевой травы…»

Холодный отблеск глянцевой травыИ немота крылатых насекомых,И еле слышным звоном тетивыПронзает воздух голос незнакомый.Здесь не должно быть третьего лица,И я молчу, прислушиваясь к лесуНе потому, что порцией свинцаПорой легко заканчивают пьесу.В неверном круге в свете фонаряЯ не слепа и вижу все детали,Но кто так любит холод сентябряЧтоб по ночам ходить в такие дали?Ловлю тревожно лёгкие шагиПо восковым оледенелым листьям,И мне невольно слышатся врагиЗа каждым лаем, шорохом и свистом.2009

Лето

Лето —Время проветривать душные кабинеты,Время фруктово-шоколадной диеты,Спонтанных пикников на газоне,Посиделок на открытом балконе,Разговоров, плавно перетекающихВ утренний чай с бергамотом,Время медитации на клубнику с компотомИ уроков созерцания для начинающих.Лето —Так много запаха, так много цвета,Это время встречать рассветыКаждый раз в новых местах,Время опаздывать на поезда,Бродяжничать автостопом,Выходить из дома на час,Просыпаться в незнакомом городе,Время, где действуют иные скоростиИ актуально только сейчас.Лето —Время для тех, кто с приветом,Время дарить незнакомым детям конфеты,Часами вращаться на каруселях,Раскручиваясь до головокружения,Забывать обо всём на качелях,Будто нет никакой земли,Никакого ненужного притяжения,Только движение,Только небо где-то вдали.Лето —Время, когда ты попросишь совета,И вселенная даст ответы,Изменив твоё видение реальности,Скрытый посыл может присутствоватьВ каждой случайности,Тебе, быть может, покажется,Что ты дошёл до этого сам,Но душа, конечно, правильно всё почувствует

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«…за частицу хаоса, из которой рождается танцующая звезда» – см. Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу