Полная версия
Почему мужчины делают это. Корни сексуального обмана, домогательств и насилия
Борьба за женское тело
Понимание природы конфликта полов приходит с осознанием, что существует борьба за женское тело. Эволюционные биологи считают, что все начинается со сперматозоида и яйцеклетки. Мужской организм производит миллионы сперматозоидов, представляющих собой уменьшенный пакет ДНК и оснащенных хвостиком для активного движения, и пополняет их количество каждый час. У женщины всего несколько сотен жизнеспособных яйцеклеток, больших и наполненных питательными веществами, которыми она овулирует в течение репродуктивного возраста, причем количество яйцеклеток не восполняется.
Каждая яйцеклетка окружена толстой внешней оболочкой, сквозь которую должны пробиться крошечные сперматозоиды, чтобы успешно яйцеклетку оплодотворить. За редким исключением, цели достигнет только один из десятков конкурирующих сперматозоидов. Женская избирательность проявляется даже на таком уровне. Это явление называется скрытым выбором самки: яйцеклетка впускает только избранного, после чего «закрывает магазин» для всех остальных, предотвращая полиспермию. С момента зачатия, когда один крошечный сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, богатой питательными веществами, женщина уже вносит гораздо больший вклад, чем мужчина.
Непропорциональность вклада на этом не заканчивается. Именно женщина вынашивает оплодотворенную яйцеклетку внутри своего тела. Именно женщина через плаценту передает питательные вещества из своего организма развивающемуся эмбриону. Именно женщина страдает от тошноты во время беременности – этот приспособительный механизм помогает исключить продукты, содержащие опасные для эмбриона токсины и патогены. Именно женщина страдает от возросшей нагрузки на позвоночник из-за смещения центра тяжести вперед, что ограничивает ее подвижность и делает более уязвимой к падениям и травмам. Именно женщина вынашивает плод в течение полных девяти месяцев беременности, поразительно долгого срока по сравнению с большинством млекопитающих. И именно женщина кормит младенца сначала молозивом, которое содержит основные ингредиенты, помогающие новорожденному сформировать сильную иммунную систему, а затем грудным молоком (лактация, как правило, продолжается в течение нескольких лет после рождения), передавая метаболическую энергию из своего организма ребенку.
Иными словами, женское тело благодаря серьезному вкладу, обязательному для репродуктивной биологии человека, стало чрезвычайно ценным репродуктивным ресурсом для мужчин. Женское тело, которое принимает генетический материал мужской ДНК, присоединяет к нему собственную ДНК, с самого начала вынашивает плод, кормит его в течение девяти месяцев, а после рождения защищает иммунитетом и в течение нескольких лет продолжает обеспечивать питанием, – это на удивление щедрый репродуктивный актив. Теоретики феминизма справедливо отмечают, что мужчины объективируют женское тело и что сексуальная объективация влечет за собой различные последствия для женщин, от расстройств пищевого поведения до дискриминации при приеме на работу и продвижении по службе. Однако необходимо объяснить, почему многие мужчины имеют психологическую склонность к объективации женщин. Главная причина в несимметричности вклада в репродуктивную биологию наряду с различиями в сексуальной психологии, менявшейся параллельно с биологией размножения.
С точки зрения холодного расчета мужское тело для размножения представляет меньшую ценность. Возможно, неравенство полов и началось с того, что сперматозоиды – товар дешевый, а яйцеклетки – дорогой, однако на этом оно не закончилось. Действительно, половой дисбаланс, присутствующий у всех млекопитающих, у человека усугубился из-за объема и продолжительности вложений женщины. Неравный вклад полов в репродуктивную биологию способствовал появлению различий в сексуальной психологии. Это, в свою очередь, дает ключ к пониманию того, почему женское тело стало главным полем сражения в войне полов.
Необычный пример племени тиви из Северной Австралии: женщины как валюта
Убедительную иллюстрацию борьбы за женское тело дает превосходное этнографическое исследование племени тиви, аборигенов с островов Мелвилл и Батерст, расположенных на расстоянии двадцати пяти миль от побережья Северной Австралии[13]. Тиви прибыли на острова из Южной Азии на каноэ или лодках как минимум двадцать, а скорее всего, сорок тысяч лет назад, еще до появления таких культурных изобретений, как лук и стрелы, глиняная посуда и сельское хозяйство. Слово «тиви» означает «люди», потому что тиви делили мир на истинных людей и всех остальных.
Хотя брачные предписания или законы существуют во всех культурах, традиции тиви были в высшей степени необычными: независимо от возраста или обстоятельств все женщины, от самой младшей девочки до самой старой бабушки, должны были выйти замуж. Первым способом заключения брака было дарение младенца. Как только рождалась девочка, муж женщины, родившей ребенка, имел право подарить дочь в жены другому мужчине. Дарение не было случайным, дарители учитывали множество факторов. Иногда мужчина отдавал свою дочь союзнику или потенциальному союзнику – тому, кто мог в ответ подарить жену ему самому. В других случаях дарением возвращался долг человеку, который ранее уже дарил жену. Часто мужчины внимательно изучали претендентов, выискивая перспективных – хороших охотников, которые могли со временем стать «большими людьми», обладающими властью и влиянием.
Среди получателей дара редко встречались те, кому меньше сорока лет, поскольку у пожилых мужчин социальный статус был выше; это приводило к большой разнице в возрасте между мужем и женой. Девочки оставались в родной семье до достижения половой зрелости, примерно до четырнадцати лет, после чего переходили в семью мужа и приступали к обязанностям жены: собирательству, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства и деторождению.
Мужчины племени внимательно следили за теми, кому другие дарили невест. Тиви мог оставаться одиноким до сорока лет и только потом обзавестись первой женой. Другие мужчины, полагая, что статус и влияние жениха быстро вырастут, могли следом подарить ему маленькую дочь. У холостяка внезапно могло появиться несколько невест. В прошлом у тиви нередко мужчины за свою жизнь имели дюжину или более жен, хотя не обязательно в одно и то же время, поскольку мужу приходилось ждать, пока каждая из них достигнет репродуктивного возраста, чтобы присоединиться к семейству. У одного мужчины по имени Туримпи было больше двадцати жен. При такой брачной системе многие мужчины оставались вовсе без жены. Эта экстремальная полигиния, или репродуктивный перекос, как называют явление эволюционные биологи, в традиционных племенах охотников-собирателей встречалась редко. В большинстве «большой человек» – многоженец имел не более трех-четырех жен.
Большая разница в возрасте супругов у тиви порождала проблему: старики умирали, оставляя после себя вдов. Но поскольку по закону все женщины тиви обязаны были находиться замужем, появился обычай второго брака, или повторного замужества вдовы. Благодаря этому некоторые мужчины могли обзавестись первой женой. Хотя более желанные молодые женщины доставались союзникам или тем, кто быстро завоевывал влияние в обществе, со вдовами старшего возраста дело обстояло иначе. Антропологи затрудняются точно определить, кто принимал решение о повторном замужестве вдовы. Судя по всему, право голоса имели братья мужа, другие родственники и сама вдова. Вдовы ценились, и получить в жены бывшую вдову было в некоторой степени престижно, главным образом потому, что у многих соплеменников вообще не было жен.
Поскольку брачные обычаи тиви оборачивались большой разницей в возрасте между мужем и женой, а женщин обычно привлекали мужчины старше лишь на несколько лет, а не на десятки, возникали проблемы. Молодым женам нравились мужчины одного с ними возраста, а не престарелые мужья. Учитывая, сколько холостяков тиви находилось на брачном рынке при буквально полном отсутствии незамужних женщин, неудивительно, что одинокие мужчины испытывали сильное влечение к молодым замужним женщинам. Как и во всех культурах, происходили тайные свидания. Разумеется, старые мужья не забывали об этом. Они с неизменным подозрением следили за молодыми мужчинами, которые оказывались слишком близко. Иногда старшие жены шпионили за младшими и рассказывали мужьям об изменах. Неверность часто разоблачалась.
Согласно обычаям тиви, прелюбодеяние считалось тяжким преступлением, совершенным молодым посторонним мужчиной против законного мужа. Для решения конфликта существовала специальная процедура, своего рода дуэль, причем у пострадавшего мужа было огромное преимущество. После обличения охотника за чужой женой все племя собиралось в круг, внутрь которого ставили обвиняемого. В нескольких десятках шагов от него стоял старик в парадном одеянии и с раскрашенным лицом, вооруженный церемониальными и охотничьими копьями. Старик обращался к обвиняемому с речью, перечисляя блага, которыми он, его родственники и союзники одарили юношу с момента его рождения. Все эти добрые дела противопоставлялись подлому обману молодого человека. Спустя двадцать минут старик прекращал тираду, клал церемониальные копья на землю и начинал метать в молодого человека охотничьи копья.
Это была не игра. Охотничьи копья могли убить. Но ловкий и подвижный юноша часто уворачивался, хотя ему приходилось оставаться примерно на том же самом месте, пока в него одно за другим летели копья. Убежать было невозможно. Если в преступника долго никто не мог попасть, то к старшему присоединялись союзники и копья метали уже три или четыре человека. Уклониться от одного копья, брошенного стариком с расстояния тридцати-сорока шагов, может быть легко; от множества копий, брошенных несколькими мужчинами одновременно, увернуться практически невозможно. Лучшей стратегией для обвиняемого было прекратить уклоняться и подставить под копье руку или бедро, чтобы кровь хлынула из не относящейся к жизненно важным органам части тела, где рана быстро бы зажила. Наказание спасало честь старика, а молодому человеку позволяло остаться в племени, не подвергаясь дальнейшей расправе.
Поскольку в культуре тиви наличные расчеты отсутствовали, женщины считались основной валютой. Чтобы добиться влиятельного и привилегированного положения, мужчина тиви должен был иметь много жен. И дать жизнь многочисленным дочерям, чтобы одаривать ими других мужчин, связав их взаимными обязательствами. Он должен был уметь четко определить, в кого из мужчин лучше «инвестировать», кто с наибольшей вероятностью принесет дивиденды от даров. И жить достаточно долго, чтобы получить эти дивиденды, потому что невеста достигала репродуктивного возраста лишь через несколько лет.
Нетипичность культуры тиви проявлялась во многих отношениях: в отсутствии современных культурных продуктов; в экстремальной полигинии; в требовании ко всем женщинам, независимо от возраста, выходить замуж; в уникальном методе борьбы с изменами, которые они называли подлым совращением жен. Возможно, это единственная на земле культура, в которой не было одиноких женщин, а число рожденных вне брака детей равнялось нулю. При этом с большинством культур тиви объединяет основное убеждение, что женщины воплощают самый важный ресурс, за который соперничают мужчины. Помимо этого, с другими культурами тиви разделяют представление, что конфликты между мужчинами часто порождаются борьбой за женщин; что статус – это главное средство, помогающее мужчине привлечь или заполучить женщину в качестве жены, и наоборот, успешный брак помогает добиться более высокого статуса; что секс с женой другого мужчины является преступлением против мужа и виновный заслуживает наказания.
Культура тиви, кроме того, служит иллюстрацией нескольких ключевых форм конфликта между отдельными женщинами и отдельными мужчинами в сфере сексуальности и партнерства. Обычно муж хочет, чтобы жена хранила верность, но она временами испытывает влечение к другим мужчинам и поступает так, как приказывают чувства. Супружеская неверность распространена у тиви, как и в других культурах мира. Сексуальная ревность – основная причина конфликтов между супругами. Это универсальная эмоция, возникающая тогда, когда что-то серьезно угрожает отношениям, которыми дорожит человек. Важно отметить, что конфликты в паре влияют и на другие формы социального конфликта, например на конфликты между посторонним мужчиной и мужем, между женщинами, между крупными союзами мужчин и женщин. Одним словом, конфликт полов глубоко проникает во многие аспекты общественной жизни человека.
Издержки конфликта полов
Конфликт обходится дорого. Он не приносит пользы ни одному из противников, а самый большой вред причиняет, как правило, проигравшему. Если женщина проигрывает, то мужчина может манипулировать ее мозгом и телом, делая ее подконтрольной себе, заставляя подчиняться своим приказам и служить своим эгоистичным интересам, а не ее собственным. И на этом неприятности не заканчиваются. Можно провести такую аналогию: если вас обокрали, то потери не ограничиваются стоимостью украденных вещей. К издержкам присоединяются расходы, необходимые для предотвращения кражи: на замки, сигнализацию, камеры наблюдения, охранников, газовый баллончик. Вы начинаете избегать встреч с опасными людьми, обходить рискованные места, становитесь настороженным – вы прилагаете усилия для того, чтобы прежде всего не стать жертвой. Иными словами, к ущербу, который причиняется женщине, следует отнести и меры, принимаемые ею для защиты от манипулирования.
Если в каких-то видах конфликта проигрывает мужчина, значит, он зря потратил время, усилия, энергию и ресурсы на неудачную попытку решить важнейшую адаптивную задачу – успешный поиск партнера. Он несет потери от нереализованных возможностей, потому что время и усилия можно было направить на более сговорчивую или податливую цель. Даже если явных победителя и проигравшего нет, и мужчина, и женщина потратили ресурсы, которые можно было направить на решение других задач: выживание, поиск партнера или вложения в детей. В любом случае и победитель, и проигравший напрасно тратили усилия на продумывание и использование способов нападения и защиты – психологических и поведенческих тактик, необходимых для того, чтобы повлиять на другого и приблизиться к собственным оптимальным условиям.
Словом, в гендерном конфликте как таковом никакой адаптивной ценности нет. Конфликт и его последствия представляют собой разрушительный побочный продукт для обоих полов. Если бы женщина и мужчина могли заранее договориться о компромиссном решении, не идеальном, но приемлемом с учетом обстоятельств для обоих, им удалось бы избежать неприятных последствий. Однако в ответ на каждую наступательную тактику отбор создает благоприятные условия для появления защитного механизма у другой стороны, что приводит к нескончаемой коэволюционной «гонке вооружений» – бесконечному круговороту взаимных адаптаций и контрадаптаций. Подобно Черной Королеве из классической сказки Льюиса Кэрролла, и мужчине, и женщине приходится бежать со всех ног, чтобы не сдать своих позиций.
Культурная эволюция и эволюционные несоответствия
Генетическая эволюция – процесс медленный. Культурная эволюция стремительна. Сексуальная психология человека развивалась на протяжении миллионов лет. Она продукт прошлого и предназначалась для решения древних адаптивных задач. Однако первобытная психика, которая так безупречно отвечала на вызовы времен давно прошедших и забытых, находит выражение в новых культурных контекстах, которых наши предки не могли и представить. Это противоречие создает дисбаланс между психикой, доставшейся нам в наследство от древнего человека, и современной культурной средой.
Для примера рассмотрим мужскую ревность. Многочисленные данные говорят о том, что ревность – это универсальная человеческая эмоция, которая может выражаться по-разному, но присутствует во всех культурах[14]. Эмоциональная глубина сексуальной ревности и частота ее проявлений примерно одинаковы у мужчин и женщин. Ни один из полов не обладает монополией на это сильное чувство. Однако психологическая природа ревности у женщин и у мужчин различается. Несмотря на значительную схожесть с женской, мужская ревность в большей степени сосредотачивается на сексуальных аспектах поведения партнерши. Тому есть чрезвычайно важная функциональная причина. Мужская ревность предназначалась для решения проблемы неуверенности в отцовстве. Женщины всегда точно знают, что они – матери своих детей. Ни одна женщина, рожая младенца, не задается вопросом: «А мой ли это ребенок?» Мужчины же никогда не могут знать наверняка. Как говорится, «ребеночек мамин, а может, и папин». Эта асимметрия напрямую проистекает из асимметрии репродуктивной биологии человека, потому что оплодотворение происходит внутри женского, а не мужского организма. И если женщина не сидит под замком двадцать четыре часа в сутки под охраной команды евнухов, то у другого мужчины есть возможность ее оплодотворить.
Итак, наши предки-мужчины постоянно сталкивались с адаптивной проблемой, с которой не сталкивалась ни одна женщина за всю историю человеческой эволюции, – необходимостью вкладывать ресурсы в ребенка, пребывая в заблуждении, что он плод собственных чресл, а не чужака. Мужская сексуальная ревность появилась как решение этой адаптивной проблемы. Ревность заставляет мужчин следить за сексуальной жизнью партнерш. Она побуждает их настороженно относиться к заинтересованным соперникам. И охранять партнерш разнообразными способами, от надзора до насилия. Это привело к появлению губительных изобретений и культурных традиций: поясов целомудрия, инфибуляции[15], клиторидэктомии[16] и немедицинских проверок невинности (поиск кровавых пятен на простынях после первой брачной ночи или исследование прозрачности женской мочи). В современную эпоху в результате культурной эволюции появились новейшие технологии: скрытые камеры, интернет-мониторинг и устройства отслеживания сотовых телефонов. Недавно правительство Саудовской Аравии запустило приложение Absher, которое позволяет мужчинам отслеживать передвижение жен и даже присылает уведомление, если женщина пытается уехать из страны путешествовать (замужним женщинам в Саудовской Аравии запрещено покидать страну без разрешения мужа). Сексуальная ревность в ее древних и современных культурных формах побуждает мужчин повышать вероятность биологического отцовства. Она сводит к минимуму «напрасные вложения» в детей, рожденных от соперников, потому что это дорогостоящее мероприятие в репродуктивной валюте.
Двадцатый век принес новое культурное изобретение, изменившее все, – надежные гормональные контрацептивы, которые получили одобрение Управления по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в 1960 году. Миллионы женщин в течение нескольких лет принимали таблетки. В США 98 % сексуально активных женщин принимали гормональные противозачаточные средства в тот или иной период жизни, а в настоящее время таблетки принимают 62 % женщин репродуктивного возраста. Сопоставимые показатели в таких североевропейских странах, как Дания, Швеция и Финляндия, колеблются в пределах 40 %. Изобретение и распространение противозачаточных средств повлекли за собой многочисленные последствия для половой жизни людей. Женщины получили защиту от нежелательной и несвоевременной беременности. Но как это повлияло на сексуальную ревность мужчин?
Проведем мысленный эксперимент. Вы расспрашиваете молодого человека, который недавно женился, о его отношении к сексу. Вы объясняете, что, хотя ревность возникла отчасти для того, чтобы решить проблему неуверенности в отцовстве, его застенчивая супруга принимает высокоэффективные противозачаточные пилюли. Более того, при маловероятном наступлении беременности (вероятность менее 2 %, если соблюдать инструкцию) он может сделать тест на отцовство, чтобы убедиться на 100 % в том, что ребенок – его. Таким образом, главное обоснование ревности полностью исключается. Проблема неуверенности в отцовстве осталась в прошлом и сегодня уже неактуальна. После того как вы объясните это молодому человеку, задайте ему вопрос: «Вы не возражаете, если сегодня вечером другой мужчина займется сексом с вашей женой? Ведь теперь вы знаете, что нет смысла ревновать, пока есть гарантия, что жена от вас не уйдет?»
Согласятся ли мужчины, чтобы другие занимались страстным сексом с их прекрасными невестами или пробовали разные сексуальные позы? Если этот мысленный эксперимент не подскажет ответ, то помогут наши эмпирические исследования. Когда мы привели мужчин в лабораторию и попросили представить, будто их жены или подруги (принимающие противозачаточные таблетки) занимаются сексом с другими мужчинами, у них резко возрос уровень физиологического напряжения – частота сердечных сокращений, потоотделение и сокращение мышц лба, сморщивающих брови, достигли пика. Наблюдая за ходом эксперимента через одностороннее зеркало, мы заметили, что некоторые мужчины задрожали и покраснели. Выражаясь метафорически, пустили пар из ушей.
Этот пример иллюстрирует несколько важных особенностей. Во-первых, появление таких культурных новшеств, как противозачаточные таблетки, в корне меняет базовые правила, в рамках которых проявляется человеческая сексуальность: они меняют соотношение издержек и выгод сексуального поведения, в данном случае разрывая связь между половым актом и зачатием. Во-вторых, некоторые компоненты нашей сексуальной психологии, которые помогали человеку в поиске партнера в прошлом, в современных культурных условиях могут не иметь значения. В-третьих, другие аспекты сексуальной психологии человека продолжают проявляться, несмотря на то что давление эволюционного отбора, ответственного за их возникновение, в современном мире уже не действует.
Важно отметить, что культура продолжает развиваться, и весьма быстро. Мы изобретаем культурные продукты, которые активируют и удовлетворяют сексуальную психологию человека, формировавшуюся на протяжении миллионов лет, не размышляя о том, способны ли наработанные психологические механизмы отвечать на вызовы современного мира.
Мы склонны думать о культурных новшествах как о более или менее безусловном благе, и в целом это оправданно. Посудомоечные машины экономят время на мытье посуды. Службы доставки еды позволяют сэкономить время, которое мы потратили бы на поход в магазин. Потоковые видеосервисы обеспечивают мгновенный доступ к интересным фильмам и передачам. Современная медицина продлевает нам жизнь. Но подобно тому, как есть генетическая коэволюционная «гонка вооружений», существует и культурная «гонка вооружений».
Конфликт полов разыгрывается на культурном фронте. Пока одни пользователи сайтов знакомств стараются сделать анкету лучше и эффективнее, чтобы повысить число просмотров, другие начинают придирчивее отбирать кандидатов. Культурную «гонку вооружений» ускоряют и сами научные исследования. Они информируют пользователей о том, как правильно делать селфи для анкеты, с каким выражением лица фотографироваться и какие виды досуга указывать. С повышением эффективности обмана в профилях на сайтах знакомств растет и эффективность обнаружения обмана. Культурная «гонка вооружений» совершенствуется так же, как соревновательность хищников и жертв. Как и обычная эволюционная «гонка вооружений», культурная «гонка вооружений» между мужчинами и женщинами может быть долгой, разрушительной и дорого стоить всем игрокам.
Культурные новшества способны обходить или подрывать развивавшиеся традиционным образом психологические механизмы. Яркий пример – препарат рогипнол, который используют для изнасилования на свиданиях. (Как мы увидим в главе 8, женщины разработали впечатляющий набор приемов для защиты от сексуального насилия.) Когда в баре рогипнол тайком подмешивают женщине в напиток, то в сочетании с алкоголем он лишает ее способности защищаться: вызывает частичную амнезию, затуманивает память. Женщина не может точно вспомнить ни само сексуальное насилие, ни нападавшего, ни даже событий непосредственно перед изнасилованием и после него. Продукты современной культуры не всегда столь кардинально нейтрализуют сформировавшиеся приемы защиты, как в описанном примере, однако многие из них способны взламывать человеческую психику глубоко разрушительными способами.
В этой книге мы выясним, как стремительное появление новых культурных явлений – порнографии, интернет-знакомств и виртуального секса – ведет к обострению некоторых типов конфликта между полами.
Рычаги власти: что определяет победителя?
Мы можем дать четкое определение власти с точки зрения эволюционного конфликта полов: это степень влияния женщины и мужчины, взаимодействующих друг с другом, на оспариваемый ресурс. Если борьба идет за женское тело, то каковы решающие факторы власти? Первый – это влияние близости[17]. К примеру, в таких культурах, как бразильское племя яномама, мужчины вынуждены передвигаться по обширным территориям в поисках крупной дичи и поэтому не могут постоянно находиться рядом с партнершами; следовательно, у женщин яномама больше возможностей влиять на принятие решений, касающихся секса, в соответствии со своими интересами. В других культурах можно обнаружить иную крайность: мужчины настаивают, что при любых обстоятельствах должны знать, где находится супруга, или даже отказываются отпускать ее без сопровождения в магазин за продуктами. Мужчины, поддерживающие максимальную близость, способны в максимальной степени реализовывать власть.