bannerbanner
История сокровищ
История сокровищ

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

Владимир Андриенко

История сокровищ

Пролог

Кладоискательство это определенный род занятий, вызванный интересом к приключениям и к познанию исторического прошлого человечества. Возникло оно с тех пор, как некоторые стали доверять свои материальные ценности земле или каким-нибудь потайным местам. Во все времена существовали люди, сделавшие поиск клада главным делом своей жизни. При этом цель «найти клад» заменялась самим процессом – его поиском. Кладоискательство привлекало, привлекает, и будет привлекать людей самых разных профессий и разного уровня культуры.

До сих пор в земле и под толщами океанских вод хранится множество сокровищ, спрятанных туда прежними хозяевами с целью уберечь свои ценности от алчных рук грабителей. Земные цари и короли, богатые купцы, завоеватели и пираты строили весьма хитроумные кладохранилища, отыскать которые не удалось до сих пор. Сокрытие кладов стало явлением весьма распространенным, и количество их увеличивалось по мере того, как возрастала роль денег в обществе. Выбор места для сокрытия клада мог быть самым непредсказуемым: курган, огород, погреб, стена жилого дома и тому подобное. Определенно можно сказать, что клады находили, и будут находить всегда там, где жили и трудились люди.

Находка клада всегда вызывала живой интерес и подогревала стремление других пуститься на его поиски. Как только появились известия о кладах, спрятанных или найденных, стали появляться кладоискатели, готовые не считаться с временем и средствами и искать, искать, искать! Но часто судьба была к этим людям несправедлива, и они не находил ничего! А клады доставались случайным людям. В их числе были крестьяне, горожане, казаки, монахи, коронованные особы.

Прятали хозяева свои ценности, иногда, даже когда им ничего не угрожало. В древности это было свойственно для многих нардов, и истоки такого обычая теряются в глубине веков. Прятали громадные состояния древние цари Ура, фараоны Египта, цари Вавилона и Ассирии, цари хеттов, скифы, сарматы, древние русы, короли франков, князья германцев. Здесь вы найдете истории всех известных в настоящее время знаменитых кладов как обнаруженных, так и до сих пор не найденных, только ждущих своего первооткрывателя. Кстати, последних много больше чем первых.

По подсчетам ученых до сих пор не найдено антикварных и исторических ценностей приблизительно на общую сумму в 900 миллиардов долларов! Так что есть что искать, и подлинная история кладоискательства пока не написана. В ней множество белых страниц, которые суждено заполнить только тем, кто будет жить после нас.

Монеты, украшения, предметы из золота и серебра, драгоценная посуда, статуи, оружие, слитки! Все это лежит в потаенных кладах, в сундуках и в трюмах затонувших кораблей. В давние времена все, кто владел золотом при жизни, мечтали унести его с собой. Современная формула «В могилу его с собой не заберешь» тогда не работала. Забирали! И еще как забирали! Во времена, когда загробное существование считалось прямым продолжением земной жизни.

Клады существовали всегда. Упоминания о них есть у многих древних историков и летописцев. И искали их также с древних времен. И с древних же времен формировались законодательные своды по поводу найденных сокровищ. Византийский император Юстиниан, великий законодатель, повелел делить клад пополам – половину нашедшему, а вторую половину тому, на чьей земле клад был найден.

В 1515 году римский папа Лев X издал декрет, который обязывал каждого кто найдет клад на территории папской области предъявлять его папскому правительству. Не хотел делиться святейший отец ценностями, и его можно понять. Так поступали многие владыки. Искали клады русские цари Иван Грозный и Петр Великий, весьма нуждавшиеся в средствах для ведения своих разорительных воинских компаний, и крайне ревниво относились к посягательствам на недра принадлежавшей им земли.

Да и океаны сохранили для нас множество интереснейших историй о затонувших кораблях. И подводные археологи также популярны, как и те, кто копается в земном чреве.

Сейчас не только ищут клады, но и постоянно создаются новые. По данным Гидрографического управления США за последние сто лет, в мире ежегодно гибнет в среднем 2172 судна торгового флота. И это только учтенные потери.

С 1500 года, когда европейцы, прежде всего испанцы, положили начало ограблению Нового Света, и до середины прошлого века, то есть за 450 лет, мировой гражданский флот потерял почти миллион судов! Представляете, какая цифра? Миллион! Есть где разгуляться любителям понырять.

Только Португалия и только в XVI веке лишилась морских грузов на сумму 124 миллиона долларов. Если к этому прибавить стоимость самих погибших судов, сумма потерь возрастет до астрономической цифры. И это только суда, судьба которых известна и отражена в документах. А сколько безвестных трагедий хранит Мировой океан? Считается, что на каждый известный и зарегистрированный случай гибели судна приходятся сотни неизвестных. На морских картах Адмиралтейства Великобритании отражена гибель почти 1600 судов, затонувших в Ла-Манше, и почти 6,5 тысяч, погибших у побережий Британских островов. Суммируя данные Адмиралтейства о погибших торговых судах и их грузе, можно заключить, что в морских катастрофах потеряно почти 20 процентов всего добытого на Земле золота и серебра.

Часть 1

Золото инков и ацтеков.

Вступление.

Страна чибча-муисков или легендарная страна «золотого короля» известная у нас как «эль-дорадо» оставила множество легенд о золоте. Сколько кладоискателей пытались, и пытаются до сих пор, завладеть этой тайной! Совершали походы через непроходимые дебри, кишащие ядовитыми гадами, испанские солдаты в доспехах и железных шлемах. Пытались искать немцы посланные господином Фугером. Бродили по дебрям авантюристы 19-го века, мечтавшие «сорвать банк». Искали пути к золоту кладоискатели 20-го века. Они гибли от голода, укусов ядовитых пауков, от стрел индейцев, но ничего так и не нашли. Сколько усилий и трудов! Сколько напрасных затрат и загубленных надежд!

Нам остались только легенды о том, как в давние времена повелителя муисков приносили в роскошных носилках на берег «священного озера». Там его раздевали донага, и тело натирали благовонными смолами и покрывали золотым порошком. Затем «золотой король» на плоту выплывал в центр озера и бросал вниз драгоценные предметы из золота. В 1801 году Александр Гумбольт составил точную карту озера и просчитал стоимость лежавшего на его дне клада. Он заявил, что там находится более 50 миллионов золотых предметов!

Знаменитая золотая цепь, 400 метров длиной, весящая несколько тонн, изготовленная по приказу правителя инков Уайна Капака, в честь рождения его сына, могла опоясать центральную площадь столицы Куско! И этого предмета ни археологи, ни искатели кладов до сих пор не нашли, хотя времени и усилий потрачено не меньше чем на поиски Эль-дорадо.

А исчезнувшие сокровища ацтеков? Этот клад известен на западе под названием золото Маккены, из-за голливудского блокбастера. Больше 500 лет сокровища стоимостью в 10 миллиардов долларов лежат в земле! И их также пока не нашли и потому ходят легенды о проклятом золоте ацтеков, к которому нельзя прикасаться, ибо оно ничего не принесет кроме смерти святотатцу, посмевшему его коснуться.

Но я стану говорить не только о пропавших и не найденных сокровищах. Кое-что из наследия исчезнувших цивилизаций найдено. Например, изумруд «Королева Изабелла» весом 964 карата, который был оценен экспертами в сумму около 60 миллионов долларов. Некогда он принадлежал Кортесу и считался навеки утерянным. Кортес подарил его своей второй жене, донье Хуане де Сунига, племяннице герцога Бехарского, которая вместе с супругом осталась жить в Америке. Спустя двести лет ее потомки из семьи Сунига решили перевезти эти сокровища в Испанию и зафрахтовали парусник, который затонул у берегов Флориды. И вот его сокровища были подняты подводными археологами в 1993 году.

Глава 1

Сокровища государства инков.

Земля четырех частей

Древнее государство Инков в Южной Америке можно без преувеличения назвать кладезем ценностей. Империя под названием Тауантинсуйу находилась в юго-западной части Южной Америки, в области по которой проходит гигантская ось Анд. Слово Тау-ан-тин-суйу означает «Земля четырех частей». Именно так инки называли свое государство.

Если мы говорим «империя инков» то это не совсем правильно. Народ, населявший Анды не инки. Словом «инка» обозначался только повелитель, или владыка империи. Наряду с инкой1, особыми привилегиями пользовались члены императорского семейства – капак айльо, родственники инки, объединенные с ним общими предками. Остальной народ империи так не назывался.

Инки не писали книг и поэтому письменных источников, какие мы имеем в древнем Египте и Шумере, в Андах нет. Узелковые записи (кипу) никаких исторических сведений не содержат. Но устное народное творчество этого народа оставило нам множество легенд.

Бог солнца по имени Инти с болью в сердце смотрел с небес на землю и видел, как живут люди там внизу вдали от божественных чертогов. Они жили как дикие звери и не знали закона. Они не почитали даже само божественное солнце.

Богу стало жаль людей, и решил он послать к ним своего сына Манко Капака и дочь свою Мама Окльо. Инти дал им прут из чистого золота и повелел, чтобы они шли туда, куда поведет их золотой прут. И то место, где он воткнется без труда – должно стать местом будущего поселения.

Манко Капак и Мама Окльо спустились с небес и погрузились в озеро Титикака. Затем они вышли из него на берег и пошли на север путешествовать. По пути они пробовали найти место для поселения при помощи золотого прута, но он нигде не втыкался в землю. И только когда они пришли в долину Куско, прут глубоко вошел в почву и показал, что здесь стоит строить поселение!

– Прут вошел в землю брат! – восторженно воскликнула молодая красавица Мама Окльо.

– Верно, сестра! Очевидно, наш отец Инти хочет, чтобы мы поселились именно здесь!

– Тогда выполним волю отца! Здесь будет основан великий город! И его ждет великое будущее!

И основали они там город Куско. Манко Капак стал учить мужчин обрабатывать землю и добывать редкие металлы, а сестра его Мама Окльо учила женщин ткать и вести домашнее хозяйство.

Манко Капак создал государственную структуру империи и стал первым правителем – инкой! И этот титул подчеркивал его божественное происхождение. А его супругой стала его сестра.

Жена инки называлась койя, что приводилось как «правительница». И занимать это место могла только сестра императора по крови равная ему самому. Браки вне рамок рода в капак айльо были запрещены. Поэтому число «прямых потомков солнца» всегда было относительно невелико. Во время вторжения испанцев их насчитывалось лишь 518 человек.

Итак, империя была основана! Когда же Манко Капак умер, то превратился в камень, который стал драгоценной реликвией.

Второй инка Синчи Рока совершил первые завоевательные походы и увеличил небольшое по размеру государство, созданное Манко Капаком.

Итак, империя была создана и процветала в течение нескольких столетий, но в XVI веке пришли испанские колонизаторы и опрокинули могущество Тауантинсуйу и деревня цивилизация, исчезла навсегда.

Много досталось испанским завоевателям ценных и уникальных вещей. Исчезли в плавильных печах множество золотых и серебряных ювелирных изделий из Кахамарки и Куско. А среди них, по словам очевидцев, были настоящие произведения искусства. Золотой фонтан, украшенный золотыми птицами и человечками, берущими воду из фонтана; золотые ламы и пастухи в натуральную величину; серебряный орел, вмещающий два кувшина воды! Была переплавлена громадная плита из белого металла (сплав золота, серебра и платины) с изображением богини Луны, которая весила 920 килограммов!

Испанский полковник Ла Роса уничтожил более пяти тысяч тончайших золотых «летающих бабочек», каждая из которых весила не более миллиграмма. Эти золотые бабочки, запущенные в воздух могли некоторое время парить над землей, словно живые существа!

В святилище Ачиотлана хранился сияющий идол, который фанатик монах отобрал у индейцев и велел растолочь в порошок, а последний попросту развеял, считая, что тем самым свершил богоугодное дело. И остались нам от этого экспоната только строки, написанные очевидцем, который мог его наблюдать в XVI веке.

«Материал был исключительной ценности, ибо это был изумруд размером с толстый стручок перца, на котором была с величайшим искусством выгравирована птичка и готовая к нападению свившаяся змея. Камень был так прозрачен, что буквально светился изнутри с яркостью свечи. Эта драгоценность была очень древней, и преданий о том, откуда пошло поклонение ей, не сохранилось».

Епископ Баротоломе де Лас Касас2, автор капитального труда «История Индий», знаток индейцев и их обычаев, восторгался искусством туземных ювелиров:

«На золотой нити была подвеска в виде золотой лягушки, сделанная совсем как живая; в числе даров были еще: голова, высеченная из какого-то камня, кажется зеленого, украшенная золотом, в богатейшей золотой короне и с золотым гребнем и двумя золотыми подвесками; маленький идол в виде золотого человека с золотым опахалом в руке, золотыми украшениями в ушах и золотыми рогами на голове, а в живот у него был вставлен очень красивый камень, должно быть бирюза, оправленная в золото».

Поход Писарро

21 сентября 1532 года Франсиско Писарро с отрядом солдат покинул Сан-Мигель и начал переход через горы. В его экспедиции, которая отправилась на завоевание Тау-ан-тин-суйу, было всего 180 человек!

На это деяние он имел разрешение самого короля Испании:

Можете себе представить, 180 человек против империи, в которой было 6 миллионов жителей!

Это каждому может показаться абсурдом. Как можно завоевать великую империю, с многочисленными армиями, десятками укрепленных горных крепостей, и миллионами подданных с такими силами?

Тогдашний инка Атауальпа3 благодаря прекрасно налаженной в империи курьерской службе довольно быстро получил сведения о продвижении неприятеля. Испанцы хоть и обладали более совершенным оружием, чем индейцы, были крайне малочисленны и продвигались по совершенно незнакомой территории.

Инка мог отправить против них 10-20 тысяч отборных войск под командованием лучших полководцев империи. А труд перебить две неполных сотни уставших людей невелик. И поход Писарро был походом обреченных. Никаких надежд на победу у них не было. Но Франсиско Писарро победил и сумел покорить громадное государство!

Итак, что же произошло?

А все началось с пророчества. Оно было высказано перед смертью инкой Уайна Капаком. Это он, умирая, предрек возвращение богов (Виракочей) и завещал своим детям не сопротивляться им. А поскольку белые люди были загадочны и непонятны и напоминали по внешнему виду описание бога Виракочи4, то многие приняли их за богов.

В одном из сообщений, инку Атауальпу ставили в известность, о том, что у пришельцев есть «огромные животные» с ногами из серебра. Конечно, теперь ни у кого нет сомнений, что это были обыкновенные подкованные лошади, но тогда инки не знали о них ничего! И потому лошади были скорее фантастическими существами, чем средством передвижения.

– А ты уверен, что они похожи на великого Виракочу? – спросил Атауальпа гонца.

– Все сходится о, сын неба, – ответил гонец. – Обличьем и ростом они весьма походят на бога Виракочу и его слуг.

Атауальпа посмотрел на жрецов, что стояли в отдалении и спросил их:

– Что скажете вы, слуги богов?

– Виракоча создатель мира был человек среднего роста. Он носил длинный плащ. Он был не молодым, с седыми волосами, худощавого сложения. Он ходил со свитой, обращался к людям с любовью, называя их своими сыновьями и дочерями. Путешествуя по стране, он троил чудеса. Он излечивал больных прикосновением. Он говорил на любом языке даже лучше местных жителей. По описаниям похоже на Виракочу и его спутников, но…

– И они идут к нам, – схватился за голову Атауальпа и не стал дальше слушать. – Сбывается предсказание Уайна Капака!

– Но повелитель! Их совсем немного этих сказочных пришельцев, – вперед выступил военачальник Ольянтай. – Разреши мне с моими ветеранами выступить им на встречу, и я принесу тебе их головы!

– Ты предлагаешь мне сопротивляться богам? Но мы должны почитать и служить богам.

– Я не считаю пришельцев богами, повелитель. Я могу это доказать, если ты отправишь меня им навстречу.

– Тебя? Нет, нет. Тебя нельзя. Ты слишком горяч. Нужно послать 10000 воинов навстречу им, но в сражение не вступать ни в коем случае. Только наблюдать. Я еще не решил кто эти пришельцы.

– Но если они продвинуться в наше страну, то может быть поздно, повелитель. Нудно нанести удар первым! – горячо возразил Ольянтай.

– Я сам буду решать, что и когда делать! Я один источник права! Я один источник силы! Будет, так как я сказал!

Но, испанцы по своему поведению совсем не напоминали мудрого и справедливого бога Виракочу. Они совсем не несли добро и справедливость. Атауальпу возмутил поступок испанцев в Кашассе, где они изнасиловали 500 девственниц местного монастыря «невест солнца».

Но инка Атауальпа по-прежнему боялся Писарро. Он еще не определился, кто эти пришельцы и откуда они пришли. И, главное, с какой целью. Инка, находившийся тогда в Кахамарке, пригласил Писарро в свой лагерь.

15 ноября 1532 года отряд Писарро подошел к Кахамарке. Он выслал вперед своего брата Эрнандо Писарро и офицера Эрнандо де Сото.

Инка принял их дружелюбно и согласился встретиться с посланцем от великого заморского короля, как представили короля Испании пришельцы. Инка продемонстрировал посланцам свои военные силы и перед ними продефилировали императорские гвардейцы. Эрнандо Писарро испугался и, возвратившись к брату, стал рассказывать о многотысячных армиях инки, которые им никак не победить. Но Франсиско был смелым человеком и был готов рисковать.

– Франсиско, ты ведь не станешь нападать на них? – спросил его брат. Его беспокоил блеск глаз командира экспедиции. Настоящий сумасшедший!

– Посмотрим. Я лично желаю увидеть это туземное воинство, – уклончиво ответил Писарро брату.

– Может быть, они не могут так драться как мы, но их во много раз больше. Напасть на них первыми – значит совершить самоубийство.

– Ты боишься, брат? – с призрением ухмыльнулся Писарро.

– Я совсем не трус, но умирать вот так ради твоей прихоти не желаю!

– Тогда ты можешь не принимать участия в моей встрече с туземным царьком. Я справлюсь и без твоей помощи, Эрнандо.

Встреча в Кахамарке и небывалая сделка

Писарро подготовился к встрече с инкой на центральной площади Кахамарки.

16 ноября 1532 года инка Атауальпа прибыл на встречу с Писарро. Вначале на площадь вступили три сотни слуг сына солнца, что убирали мусор с дороги, по которой несли инку. Затем шли несколько десятков чиновников, а за ними – Большие уши, а за ними – 5 тысяч отборных воинов. И только потом на золотых носилках показался сам Атауальпа.

Но их встретило всего два человека. Это был одетый в жалкое рубище доминиканский монах Вальверде и переводчик индеец Фелипильо. Монах стал говорить об Иисусе Христе, о святой троице и о наместнике Христа на земле святейшем папе римском. Затем он потребовал от инки признать власть испанского короля и отказаться от ложной веры идолопоклонников и прейти в христианство.

Инка был поражен подобной наглостью. И ему было чему удивиться и возмутиться. Пока о великом заморском короле он только слышал, но не видел ни его мощи, ни его грозного флота, ни армий.

Атауальпа спросил у монаха:

– А на основании чего я должен преклонить колени перед твоим повелителем, и отречься от богов моего народа? По какому праву тот другой правитель, его имени я не запомнил, раздает не принадлежащие ему земли?

– Римский папа наместник Христа на земле и у него есть такое право! – решительно и грозно заявил Вальверде, словно римский первосвященник мог его слышать и оценить его рвение.

– Наместник вашего бога?

– Не нашего, а единственного бога! Ибо все остальные боги, не боги, но суть богомерзкие демоны, и посланники врага рода человеческого Сатаны!

– Но я не знаю никакого Христа! – возмутился Атауальпа. – Вон там сияет лик истинного бога! Посмотри на Солнце! И он не был распят на кресте, но живет до сих пор! И он единственно правильный и могучий бог! А твой Христос простой самозванец! Как могучего бога могут смертные лишить жизни?

– Ты произносишь ересь! Это хула на бога и страшный грех!

– Грех? Но где твои доказательства, что все обстоит именно так, как ты сказал?

– Здесь! – Вальверде протянул инке книгу в кожаном переплете.

Инка принял книгу и раскрыл её. Он еще никогда не видел ничего подобного и подумал, что внутри этого предмета действительно находятся, какие-то волшебные талисманы. Но там ничего не было кроме шелестящих тонких листков со странными символами, в которых Атауальпа ничего не понимал.

– Что это? – недоуменно поднял он глаза на Вальверде.

– Священная книга Библия!

– И это все твои аргументы?

– Все! Этого достаточно!

Атауальпа с презрением отбросил от себя книгу, и Библия упала на дорогу.

И здесь монах впал в неистовство:

– Убивайте их! – завопил он. – Убивайте проклятых язычников! Убивайте! Убивайте! Почему не слышно выстрелов?! Всем вам даю отпущение!

Франсиско Писарро подал знак, и его офицер идальго Педро де Кандиа поднес запал к орудию. Раздался первый услышанный индейцами залп из пушки.

Полки инки дрогнули, услышав этот грохот, но бежать им было просто некуда. Испанская пехота закрыла все выходы с кахамарской площади.

– Мушкетеры! Огонь! – загремел голос Писарро и раздался дружный залп из мушкетов.

Послышались стоны раненых и умирающих. Отборные войска инки были охваченные суеверным ужасом. Мушкетные пули пробили страшные кровавые бреши в их рядах.

Несколько всадников смело врезались с тысячные толпы индейцев и стали их рубить. Мушкетеры дали еще два залпа и также взялись за шпаги. Началась резня обезумевших от страха мужчин.

Три тысячи индейцев были перебиты, и при этом ни один испанец не был даже ранен. Вернее один раненный все же был – сам Писарро. Но вот ранил его собственный солдат, когда хотел в горячке боя зарубить самого инку. Атауальпа был нужен Писарро живым.

Вечером того же дня в одном из зданий среди тысяч неубранных трупов, на площади, где пахло смертью и кровью Франсиско Писарро устроил для инки пиршество. Выпив вина, завоеватель «великодушно» предложил инке вернуть ему его свиту и любимых жен.

Атауальпа несмотря на его искушенность в области придворных интриг, тогда, не смотря на трагедию, разыгранную перед его глазами, еще не понял, с кем столкнулся. Больше испанцев он боялся своего брата Уаскара.

Писарро потребовал от инки золота! Это была истинная цель завоевателя Перу. Атауальпа предложил за себя сказочный выкуп. В обмен за свою свободу он обещал наполнить золотом на высоту руки помещение, в котором они вели переговоры! На уровне, которого инка достал рукой, провели черту и стали ждать. Писарро дал Атауальпе два месяца сроку. Вот вам и начало истории самого грандиозного выкупа в истории человечества.

Комната выкупа ныне знаменитый туристический объект в Кахамарке в Перу. Длина комнаты 6,7 метра, ширина 5,17 метров, высота 2,45 метра. (Хотя не все историки верят, что это то самое место, куда стали свозить золото. Некоторые считают, что здесь только содержался Атауальпа).

В течение 8 месяцев комната была наполнена золотом, но Атауальпу не отпустили на свободу. Писарро предал инку суду. И его обвинили в многоженстве, убийстве брата и в подготовке восстания против испанской власти. Приговор был суров – смерть на костре!

19 августа 1533 года Атауальпу вывели на место казни. Монах Вальверде предложил инке принять христианство и пообещал, что тогда его не сожгут, а просто задушат. Атауальпа согласился и принял крещение. Его крестили, и он получил новее имя Хуан де Атауальпа.

После смерти Атауальпы испанцы рассыпались по всей стране и стали грабить дальше. Был ограблен священный храм бога Инти и исчезли тысячи бесценных золотых предметов.

Но что стало с инками? После смерти Атауальпы новым инкой стал Манко, который знал тактику испанцев и попытался использовать этой в борьбе с ними. Говорили, что он сам сражался на коне облачённый в трофейные доспехи испанского кавалериста. В 1536 году Манко 10 месяцев осаждал Куско, но отвоевать свою столицу не сумел.

Каменный глаз прячет золото инков

На страницу:
1 из 7