Полная версия
Революционный актив России
Александр Агапов
Революционный актив России
Брату Михаилу Петровичу Лобанову
С уважением и благодарностью.
Революционный актив России.
Основная литература.
1. И. Р. Шафаревич. Трёхтысячелетняя загадка. Издательство «Библиополис». Петербург. 2002г.
2. С. М. Дубнов. Учебник еврейской истории. Товарищество «Общественная польза». Петербург. 1912г.
3. В. И. Кузищин. История Древнего Востока. Издательство «Высшая школа». Москва. 1979г.
4. Дуглас Рид. Спор о Сионе. Издательство «Твердь». Москва. 1992г.
5. И. М. Дьяконов, В. Д. Неронова, И. С. Свенцицкая. История Древнего Мира. Упадок древних обществ. Издательство «Наука». Москва. 1989г.
6. А. Селянинов. Тайная сила масонства. Издательство «Феникс». Москва. 1993г.
7. О. А. Платонов. Терновый венец России. Издательство «Родник». Москва. 1995г.
8. Генри Форд. Международное еврейство. Издательство «Москвитянин». Москва. 1993г.
9. Троицкий Н. А. Безумство храбрых. Издательство «Мысль». Москва. 1978г.
10. Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности. Издательство «Мысль». Москва. 1979г.
11. Гинев В. Н., Цамутами А. Н. Народная воля и Чёрный передел. Издательство «Лениздат». Ленинград. 1989г.
12. Революционная ситуация в России в середине 19в. под редакцией Нечкиной М. В. Издательство «Наука». Москва. 1978г.
13. В. И. Старцев. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917гг. Издательство «Наука». Ленинград. 1977г.
14. Е. Д. Черменский. История СССР. Период империализма. Издательство «Просвещение». Москва. 1974г.
15. Л. Я. Дадиани. Критика идеологии и политики Социал-сионизма. Издательство «Мысль». Москва. 1986г.
16. Л. А. Маджорян. Международный сионизм на службе империалистической реакции. Издательство «Международные отношения». Москва. 1984г.
17. В. И. Старцев. 27 февраля 1917. Издательство «Молодая гвардия». Москва. 1984г.
18. Н. Н. Яковлев. 1 августа 1914. Издательство «Москвитянин». Москва. 1993г.
19. И. И. Ростунов. Русский фронт Первой Мировой войны. Издательство «Наука». Москва. 1976г.
20. Д. С. Анин. Революция 1917г. Глазами её руководителей. Издательство «Современник». Москва. 1994г.
21. А. И. Зевелев. История политических партий России. Издательство «Высшая школа». 1994г.
22. Л. М. Спирин. Непролетарские партии России. Издательство «Мысль». 1984г.
23. П. А. Подболотов, Л. М. Спирин. Крах меньшевизма в Советской России. Издательство «Лениздат». Ленинград. 1988г.
24. С. Н. Канев. Революция и анархизм. Издательство «Мысль». Москва. 1987г.
25. Д. Л. Голинков. Крушение атисоветского подполья в СССР. Издательство «Политиздат». Москва. 1978г.
26. А. И. Солженицын. Двести лет вместе. Электронная версия.
27. О. А. Платонов. Тайная история масонства. Электронная версия.
28. А. С. Кац. Евреи. Христианство. Россия. Электронная версия.
29. Н. Н. Суханов. Записки о революции. Электронная версия.
30. Брачёв В. С. Масоны в России: от Петра Первого до наших дней. Электронная версия.
31. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Издание девятое. Издательство «Политиздат». Москва. 1983-1991гг.
32. Еврейская электронная энциклопедия.
33. В. В. Битнер. Словарь исторический и социально-политический. Издательство «Вестник Знания». Петербург. 1906г.
34. Персоналии «Народной воли». Электронная версия.
35. М. П. Новиков. Атеистический словарь. Издательство «Политиздат». Москва. 1983г.
36. Л. С. Васильев. История религий востока. Издательство «Высшая школа». Москва. 1983г.
37. В. И. Авдиев, Н. Н. Пикус. История Древней Греции. Издательство «Высшая школа». Москва. 1962г.
38. Википедия – электронная энциклопедия.
39. В. Ф. Семёнов. История Средних веков. Издательство «Просвещение». Москва. 1975г.
40. З. В. Удальцова, С. П. Карпов. История Средних веков. Том 2-ой. Издательство «Высшая школа». Москва. 1990г.
41. А. Л. Нарочницкий. Новая история. Часть первая. Издательство «Просвещение». Москва. 1978г.
42. Первая Российская. Справочник. «Политиздат». Москва. 1985г.
43. К. Ф. Шацилло. Первая революция в России. Издательство «Просвещение». Москва. 1985г.
44. Кавторин В. В. Первый шаг к катастрофе 9 января 1905г. «Лениздат». Ленинград. 1992г.
45. В. В. Кожинов. Россия. Век 20-й (1901 – 1939). Москва. ООО. «Алгоритм-Б». 1999г.
46. М. В. Родзянко. Крушение империи. Харьков. Издательство «Интербук». 1990г.
47. М. Палеолог. Царская Россия накануне революции. «Политиздат». Москва. 1991г.
48. Д. Бьюкенен. Мемуары дипломата. Издательство «Международные отношения». Москва. 1991г.
Внимание! Даты в скобках – даты по старому стилю. Фамилии в скобках – родовые фамилии. В двойных фамилиях вторая часть – материнская фамилия.
МАСОНСТВО. СИОНИЗМ.
Масонство (фран. Macons – каменщик) – этико-политическое общество. Философской основой Масонства являются Деизм и Каббала.
Масонство выступало и выступает в двух видах – открыто и тайно.
Конечной целью Масонства является мировое господство.
«Для установления нового мирового порядка масонские власти формируют тайное мировое правительство, которое в разные времена существовало в различных обличиях, но всегда под контролем иудаистских лидеров. В 18-20вв. оно постоянно мигрировало из Англии в Германию Ротшильдов, а оттуда во Францию, переместившись в 20в. в США. Сегодня рабочими органами этого правительства являются: руководящий орган всемирной еврейской масонской ложи «Бнай Брит», Совет по международным отношениям, Трёхсторонняя комиссия, Бельдербергский клуб, Всемирный банк и некоторые другие организации (О. Платонов)».
Сионизм (от названия горы Сион в Палестине) – теологический иудейский национализм.
«Сионизм – еврейское движение, имеющее целью возрождение национального существования в Палестине; средствами для этого являются: 1) заселение Палестины еврейскими земледельцами, ремесленниками и промышленниками; 2) объединение всего еврейства путём создания местных и общих организаций; углубление национального самосознания еврейского народа. Сионизм развился в конце 19в. Для пропаганды Сионизма устраиваются сионистские общества, конгрессы и прочее. (В. Битнер)»
Основные постулаты Сионизма:
Ортодоксальный иудаизм – государственная религия государства Израиль.
Всенародное спасение – бог Яхве спасает весь еврейский народ, а не отдельного индивидуума;
«Мессианское предназначение» («богоизбранность») евреев – господство евреев над не евреями («гоями»);
Существование «всемирной еврейской нации»;
Континуитет (непрерывность) прав евреев на государственную территорию, якобы обещанную им богом в Ветхом Завете («от Нила до Евфрата»);
Централитет – главенствующая роль государства Израиль в жизни всех евреев мира;
«Алия» («восхождение») – возвращение евреев в Палестину;
Экстерриториальность евреев – евреи, проживающие в других государствах, являются гражданами государства Израиль;
Всемирная подсудность – нанесение вреда евреям в любом государстве может быть судимо израильским судом;
«Вечность и тотальность юдофобии» – ненависть не евреев («гоев») к евреям;
«Чистота расы» – запрещение «полноценным евреям» вступать в брак с неполноценными (так называемыми «мемземир»);
«Гебраизм» (греч. hebraios – еврей) – обязательное воспитание еврейских детей в духе иудейской культуры на древнееврейском языке («иврите»).
«Гуманный (этический) социализм» – постепенное моральное совершенствование отдельного еврея, который исполняет предписания Торы и Талмуда;
«Внутреннее единство еврейского народа» – национальное сознание важнее межклассового антагонизма;
«Двойная лояльность» – еврей, проживающий в любом государстве, обязан противодействовать урону, наносимому Израилю.
«Всемирной еврейской нации на самом деле не существует, так как современные евреи представляют собою конгломерат различных этнических и расовых типов: европейских ашкенази, азиатских сефардов, кавказских татов, крымских караимов, тюркоидных хазаров, бухарских евреев и т. д. (А. Кац)».
«Как отмечает английский историк, да “сионизм оказал евреям услугу, давши им снова чувство самоуважения,” однако всё же “оставляет в полной неопределённости вопрос”, как они относятся “к странам, в которых они живут” (А. Солженицин)».
История еврейского правительства.
«Из обширных степей Аравии племена семитов переселялись в соседнюю Месопотамию (Междуречье), расположенную между реками Евфратом и Тигром. … Из Месопотамии племена семитов проникали в страны, расположенные к берегу Средиземного моря. Одни утвердились в Араме, или Сирии, другие – в Ханаане, или Палестине.
Некоторые кочевые семитские племена уходили ещё дальше, на африканское побережье Средиземного моря, и проникли в Египет – третье великое государство древнего Востока. …
Предки еврейского племени раньше жили в Вавилонии (Южная Месопотамия), затем переселились на север – в Арам, а потом перекочевали в Ханаан. В Ханаане этим переселенцам дали название “евреи” (“ибраим”, “хабири”), что означало: “заречные”, пришедшие с того берега, с берега Евфрата (С. Дубнов)».
«В 13в. до н.э. племенной союз двенадцати древнееврейских племён, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных ханаанейских городов – государств. … В 12-11вв. до н. э. древнееврейские племена ещё отчётливо сохраняли характерные черты первобытных предков.
Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время в числе прочих дел разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи». Постепенно переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли процесс имущественного расслоения. В древнееврейском обществе складывался класс крупных собственников и рабовладельцев, заинтересованных в установлении прочной власти, охраняющей их интересы и требования. Замена выборных вождей царями с наследственной властью и процесс создания государства стимулировались и внешней опасностью. Древнееврейские племена вели с переменным успехом долгие войны с филистимлянами. В ходе этих войн царём был избран Саул, власть которого признали все племена (11в. до н. э.) (В.Кузищин)».
«Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда – Иудаизм), сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства в 10в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегосударственный культ, а впоследствии – в культ единого бога, управляющим миром (М.Новиков)».
«Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч. Царём стал его зять Давид (ок. 1000-965гг. до н.э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нём был присоединён Иерусалим, ставший столицей нового царства. …
Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965 – 935гг. до н. э.). … В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме небольшой, но роскошно украшенный храм. …
К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло Дамасское царство. Египетский фараон Шешонк Первый использовал недовольство израильских племён господствующим положением иудеев, из племени которых происходил род Давида, и дал приют бежавшему чиновнику – израильтянину Иеровоаму. В этот критический момент умер Соломон, и на престол вступил его сын Ровоам. Израильские старейшины предъявили Ровоаму требование об уменьшении податей и повинностей. Но новый царь ответил резким отказом, …. Эти угрозы вызвали восстание. Большинство племён отпало от Иудеи и, выбрав царём вернувшегося из Египта Иеровоама, образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в 9в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария.
Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив в своих руках столицу Иерусалим (В.Кузищин)».
«В 731г. до Р.Х. Израиль был завоёван Ассирией и его жители уведены в плен. Иудея была на время пощажена и просуществовала ещё столетие, как мелкий вассал сначала Ассирии, затем Египта, всё время оставаясь оплотом левитской секты (Д. Рид)».
«Левиты – сословие низших храмовых служителей у древних евреев. Считались принадлежащими к колену (роду) Левии (М.Новиков)».
«История Израиля была весьма краткой, после чего он сошёл с мировой сцены.
Иудея просуществовала несколько дольше, породив иудаизм, из которого впоследствии возник сионизм. При этом маленькое южное племя иудеев стало отождествляться с безземельным племенем потомственных жрецов – левитов, утверждавших, будто священство было поручено им и их потомкам самим Иеговой на горе Синай. Это они были отцами иудаизма: кочуя среди племён, они проповедовали войну во имя Иеговы. Стремясь к власти, они видели её в форме теократии, где Бог – царь, а религия – закон (Д. Рид)».
«Иудея при Царе Иосии (640 – 609гг. до н.э.) вернула себе самостоятельность и расширилась на север и запад за счёт ассирийских владений. … Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. …
В Иудее жречество пыталось остановить народное недовольство проведением реформ, которым постарались придать религиозную оболочку. Было объявлено, что в Иерусалимском храме при ремонтных работах были якобы случайно найдены законы, требующие единобожия и централизации культа. …
После гибели Ассирии (614 – 612гг. до н. э.) Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между возродившимся при 16-ой династии Египтом и Нововавилонским царством. …
Царь Иудеи был разбит в 609г. до н. э. при Мегиддо фараоном Нехо Вторым. Страна подчинилась Египту и стала в его руках орудием борьбы против Вавилона. …
В 586г. до н. э. вавилонские войска взяли Иерусалим, считавшимся неприступным. Последний царь Цидкия был ослеплён, и значительная часть иудеев была уведена в плен в Вавилонию (В. Кузищин)».
«… весь период древнееврейской истории до 586г. до н. э., когда Иерусалим был завоёван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма (Л. Васильев)».
«Как в столичном городе Вавилоне, так и в других, евреи жили отдельными общинами, имели своих старшин, своё духовенство и свои молитвенные дома (С. Дубнов)».
«Как пишет Кастейн, однако, пленные иудеи “пользовались полной свободой” в выборе местожительства, религии, занятий и самоуправления. Это позволило левитам закабалить фактически свободных людей. Подчиняясь настойчивым требованиям священства, иудеи селились тесными, сплочёнными группами: так возникло гетто и власть левитов в нём. …
Взяв соплеменников крепко в свои руки, левиты занялись завершением своего «Закона». Как уже было сказано, они добавили к Второзаконию ещё четыре книги, закончив то, что теперь называют Торой (Д. Рид)».
«Вавилонский плен дал мощный толчок работе по написанию этих книг: уведённые из Иерусалима жрецы не имели более забот по обслуживанию храма и вынуждены были сосредоточить свои усилия на переписывании и редактировании свитков, на составлении новых текстов (Л. Васильев)».
«… в 539г. до н. э. Кир (царь Персии) выступил против Вавилонии и в течение нескольких месяцев захватил страну. По приказу Кира иудеи, уведённые в вавилонский плен, были возвращены на родину, а город (Иерусалим) восстановлен.
Во главе городской общины становится жречество, установившее теократическое правление (В. Кузищин)».
«В древней республике евреев не было ничего выше синедриона. Он составлял верховный совет. Учреждённый после возвращения из вавилонского плена …, в виде как бы верховной палаты, синедрион заменил собою монархию; власть его явилась весьма значительной, став одновременно религиозной, законодательной и административной. Он толковал закон (Тору), судил крупные дела и имел точное наблюдение за администрацией. Членов в нём вместе с председательствующим было 71 человек из представителей трёх классов: священников, книжников или толкователей закона (фарисеев) и старейшин народных, избранных среди начальников колен и семейств (А. Селянинов)».
«По окончании “вавилонского пленения”, при Кире, не все изгнанники возвратились в Иудею; многие остались в Вавилонии и жили там особыми общинами, не смешиваясь с окружающим языческим населением (С. Дубнов)».
«Еврейская нация была к тому времени окончательно рассеяна, собрать её снова в Ханаане стало навсегда невозможно, и этого факта никто больше изменить не мог. Как пишет профессор Велхаузен:” Из изгнания вернулся не
народ, а одна только религиозная секта”. Однако для священства символическое значение этого “возвращения” было огромно, ибо оно позволило левитам установить свою мистическую власть над рассеянными массами (Д. Рид)».
«… за четыре года здание иерусалимского храма было построено. Новый храм был готов в 516г., то есть спустя 70 лет после разрушения первого храма (С. Дубнов)».
«Двести лет продолжалось господство Персии в Иудеи и во всей Передней Азии. Но, наконец, могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось и власть в Азии перешла к грекам.
Великий греческий завоеватель Александр Македонский одержал победу над персами и подчинил себе все подвластные им страны, в числе которых были Сирия и Иудея (332г. до Р. Х.). … Присоединив Иудею к своим владениям, Александр Македонский оставил жителям внутреннюю их свободу: он позволял им исповедовать свою религию и управляться по своим законам, как было при персидском господстве. …
Когда Александр умер (323г. до Р. Х.), его полководцы стали воевать друг с другом из-за обладания покорёнными землями. …
После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птоломеем, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военоначальнику Селевку (С. Дубнов)».
«Государства Селевкидов и Птоломеев соперничали между собой за господство в восточной части Средиземного моря. … Селевкиды занимали обычно антиримскую позицию, а Птоломеи – проримскую (В. Авдиев, Н. Пикус)».
«Стремясь консолидировать свою многоплеменную державу на случай возможной борьбы с Римом, селевкид Антиох 4-й начал более энергично насаждать эллинские обычаи. В 168г. до н. э., заняв своими войсками Иерусалим, он сделал попытку запретить иудейскую религию. …
… в Иудее началась упорная, сначала партизанская, борьба за независимость, которую возглавили братья Хасмонеи, выходцы из среднего жречества (левиты). Эта борьба была дипломатически поддержана Римом. Главный из братьев – Иуда Хасмоней был прозван «Маккавеем, т. е. молотом». Потом это прозвище перешло на весь его род. … Антиох 4-й погиб во время похода в восточные области своего государства. При его преемниках происходила ожесточённая династическая война, которая дала возможность Маккавеям, боровшимся с переменным успехом за независимость, в конце концов после тяжёлых потерь добиться её фактического осуществления (В. Авдиев, Н. Пикус)».
«В многолюдном народном собрании, созванном в Иерусалиме 18 элуа (августа) 140г. до Р. Х., Симон Маккавей был избран первосвященником и князем освобождённого народа. Он повелел чеканить особую монету для Иудеи, как государства независимого (С. Дубнов)».
«В полном объёме был восстановлен Синедрион (В. Битнер)».
«Но значительная доля власти принадлежала государственному совету или сенату, носившему имя Синедрион (греч. – собрание, совещание). … Князь не принимал никаких важных решений в делах государственных без одобрения синедриона (С. Дубнов)».
Однако, независимость Иудеи продлилась 77 лет.
«В 63г. до н. э. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию, воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввёл туда войска. …
Иудея вошла в состав Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила некоторое самоуправление (И. Дьяконов)».
«Гиркану Хасмонею Помпей предоставил звание “этнарха” (то есть начальника племени) и первосвященника, но не позволил ему именоваться царём (С. Дубнов)».
«В 41г. до Р. Х. римский полководец Антоний назначил иудея-эдомита Ирода и его брата Фазаила правителями Иудеи на правах римских наместников. Гиркан 2-й, один из представителей рода Хасмонеев, сохранил своё звание этнарха и первосвященника (С. Дубнов)».
В этот период Римской империи на Ближнем Востоке серьёзно противодействовало Парфянское Царство.
В 40г. до н. э. парфяне «… на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, … (В. Кузищин)».
«С помощью парфян в Иудее воцарился племянник Гиркана 2-го Антигон 2-й Хасмодей. Сам Гиркан 2-й был увезён в Парфию, Ирод убежал в Рим, а его брат Фазаил покончил с собой (С. Дубнов)».
Однако Парфии удержать Ближний Восток не удалось.
В 37г. до н. э. «… Ирод, в сопровождении римских отрядов, вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. После трёхмесячной осады Иерусалим был взят приступом, … По требованию Ирода, Антигон 2-й был казнён.
Сам Ирод, получивший от Рима царский титул, отныне лично назначал первосвященников. … Желая сколько-нибудь расположить к себе еврейский народ, царь Ирод приступил к перестройке иерусалимского храма. … Работы по перестройке храма длились более 10 лет. Обновлённый храм поражал своим великолепием. …
Ирод умер после 33-летнего бурного царствования (4 г. до Р. Х.). Иудейский народ презрительно прозвал его “эдомитом” и “полу-иудеем”, римляне титуловали его Иродом Великим (С. Дубнов)».
«По завещанию Ирода Великого Иудейское царство было разделено между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. Однако римский император Август предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха (князя), а вторую половину разделил на две территории (тетрархии), которые вручил Филиппу и Антипе.
Свои доли получили:
Архелай (23г. до н. э.– 18) – Самарию, Иудею и Идумею;
Филипп (4г. до н. э. – 34) – южную Сирию;
Антипа, иначе Сосипатр (20г. до н. э. – после 39) – Галилею и Перею.
В 6г. н. э. Архелай за злоупотребления был сослан в Галлию (Франция), а Иудеей стали править римские прокураторы.
В 37г. римский император Калигула пожаловал царский титул и тетрархию умершего Филиппа внуку Ирода Великого – Агриппе 1-му (10г. до н. э. – 44).
В 41г. Агриппа 1-й добился от нового императора Клавдия разрешения присоединить к своим владениям Иудею. Таким образом, на короткий срок страна вновь стала вассальным государством.
В 44г., после смерти Агриппы 1-го, Иудея окончательно отошла под власть римлян.
В 49г., после смерти Антипы-Сосипатра, Рим объявил Агриппу 2-го – сына Агриппы 1-го – царём Халкиды (Сирия) с правом надзора над Иерусалимом.
В 66г. Агриппа 2-ой всеми силами пытался остановить начало восстания иудеев против римлян, но, увидев, что это невозможно, покинул Иерусалим (Википедия)».
«Повстанцы заняли Иерусалим и разбили войска легата Сирии – Цестия Галла. Против них была брошена сильная армия Тита Флавия Веспассиана (С. Дубнов)».
«К 67г. Весспасиан подавил восстание почти по всей Иудее и осадил Иерусалим (И. Дьяков)».
«… законоучитель Иоханан бен Закай, один из влиятельных членов иерусалимского Синедриона, …, как глава партии миролюбцев, предвидел падение Иудеи и решил приготовить убежище для духовных вождей народа, на случай разрушения Иерусалима. …
… Иоханан явился к римскому полководцу Веспассиану и сказал ему: ”Дозволь мне поселиться с учениками и устроить школу в городе Явне (Ямния, недалеко от Яффы)”. Веспассиан дружески принял еврейского законоучителя, стоявшего за мир с римлянами, и исполнил его просьбу (С. Дубнов)».
«Перед падением Иерусалима в 70г. по Р. Х. две группы людей покинули его: ученики Иисуса Христа и фарисеи. Первые несли человечеству новую весть народившегося христианства; вторые, предвидя, что грозит Иерусалиму по их же собственной вине, искали себе новый “центр”, чтобы оттуда (как левиты из Вавилона) управлять «евреями», куда бы судьба не забросила этот народ (Д. Рид)».
«В 70г. возобновилась осада Иерусалима. Римляне начали штурм и через несколько месяцев сломили стойкое сопротивление защитников города (И. Дьяконов)».
«С разрушением Иерусалима в 70г. окончательно пало Иудейское государство.[…]
Вскоре после того, как Иоханан поселился со своими учениками в Явне (Ямнии) туда пришла весть о разрушении Иерусалима и храма. …
Для изучения законов еврейской веры основана была Иохананом высшая школа в Явне (Ямнии), а для надзора за исполнением законов образовался в этом же городе новый Синедрион. …