bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

На встречу девочке женщина идет с каштановыми волосами небольшого роста, она внимательно оглядывает девочку, улыбается ей, услышав песню.

Проходя на уровне с девочкой, женщина останавливается:

Ты очень хорошо поешь, потому что поешь от души. Как тебя зовут? Ты где-нибудь занимаешься?

ВЕРА

Меня зовут Вера. Нет, мне просто нравится петь.

ЖЕНЩИНА

Да, это очень хорошо. Если ты когда-нибудь захочешь заниматься музыкой серьезно, приходи ко мне. – протягивает карточку. – Это адрес музыкальной школы. Я буду ждать.

ВЕРА

(смущенно улыбаясь)

Спасибо.

Женщина внезапно исчезает, а Вера остается с карточкой стоять на дороге, всматриваясь в даль.


Старое треэтажное здание ярко-желтого цвета, несколько ступенек ведут к входу с четырьмя колоннами. Над входом золотая надпись «Музыкальная школа».

Девочка с черной косой боязливо шагает по ступенькам. Здание ей представляется дворцом: она приятно удивлена.

Несмело заходит она в кабинет со знакомой фамилией на двери (это имя стоит у нее в карточке).

Александра Федоровна, директор школы, встречает ее с улыбкой:

Проходи, Вера. Присядь пока там. Сейчас я подойду и начнем.

Вера садится на указанное место и с интересом рассматривает комнату: в углу она замечает блестящий черный рояль, а на стенах портреты музыкантов. Она внимательно всматривается в лицо каждого и не замечает, как входит Александра Федоровна.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Это великие музыканты и композиторы. А вот это фотография моего сына. – Показывает на фотографию молодого темноглазого человека, тридцати с небольшим лет. – Он тоже занимается музыкой: пишет песни, прекрасно играет на рояле. Вот уже несколько лет он ездит на гастроли по всему миру с группой музыкантов. Я так редко вижу его… но я им очень горжусь..

ВЕРА

У всех у них есть в глазах что-то такое, как будто какой-то огонек, который вдыхает жизнь..в других.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Да, ты права: такие люди действительно что ли тоньше чувствуют. Ты по-другому оценишь музыку, когда будешь ее слушать, а скоро ты будешь ее слушать часто. Ну, а теперь садись: приступим к первому уроку.

Александра Федоровна усаживается вместе с девочкой, показывает ей несколько упражнений, потом просит ее спеть все, что играет.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Я уже тебе говорила, ты хорошо поешь, и это еще поможет тебе. К следующему разу выучи мне вот эту вещь: играет для нее с чувством медленную мелодию.

ВЕРА

(печально)

Но я не смогу выполнить это задание: у меня даже нет рояля..

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Да, ты права. Но у тебя есть другой инструмент – твой голос.. Постарайся прислушаться к звукам самой природы, и ты сможешь, я верю.. А теперь иди.

Голубой оттенок окутывает изображаемое. Вера собирает цветы, идет по знакомой тропинке в лес. Она прислушивается к пению птиц, шум леса влечет ее.

Она кружится, наслаждаясь цветами, деревьями, каждым живым существом, потом останавливается и прислушивается:

О, как же здесь красиво!. – она закрывает глаза и.. слышит мелодию, как будто все в лесу поет!.. (Смеется). Напевает эту мелодию..


Так, после каждого занятия она бежала по этой тропинке к уже знакомым чудным звукам, а потом с нетерпением ждала того дня, когда снова придет в музыкальную школу.

На одном из таких занятий Александра Федоровна сказала ей:

Ты очень талантлива, моя девочка. Я попробую помочь тебе развить твой дар. Мы готовимся к серьезному выступлению, где ты впервые споешь перед публикой.

Вера молчала, но ее сердце так и подпрыгивало: она так давно мечтала об этом, и вот скоро это наступит.


Огромный зал, освещенный прожекторами. За кулисами стоит несмелая молодая девушка: она вся дрожит, но не от страха, скорей, от радости. Ее первое выступление скоро объявят.

Перед выходом она вспоминает слова, сказанные ей Александрой Федоровной: «Я в тебя верю.. Но надо, чтобы поверили они – покажи им то, что услышала тогда в лесу, спой так, чтобы они почувствовали, как будто все они были с тобой..»


Молодая девушка выходит на сцену, зрители хлопают ей. Она на секунду закрывает глаза: и вот она уже в лесу, на той самой тропинке, радуется настроению природы – и поет.. Зал притих, как будто все застыли на своих местах. – Ее голос льется.

В своем воображении она возвращалась из леса, когда ее песня закончилась. Еще несколько секунд в зале царила полная тишина, потом раздались громкие аплодисменты. Человек средних лет встает со своего места в первом ряду, поднимается на сцену, дарит девушке цветы и благодарит за доставленное удовольствие. Из зала аплодируют еще громче.

Вера продолжает стоять, все еще не понимая, что же с ней произошло..

За кулисами Веру поздравляет другой участник концерта, молодой артист:

Девушка, вы потрясли весь зал!. Такого исполнения давно здесь не было!..

ВЕРА

Скажите, а вы не знаете, кто тот человек в первом ряду?

МОЛОДОЙ АРТИСТ

Как вы его не знаете?!..

ВЕРА

Нет, а кто он?


МОЛОДОЙ АРТИСТ

О, он великий музыкант… Он редко приезжает на такие концерты, потому что постоянно находится на гастролях. Вы, одна из немногих, которая сумела произвести на него впечатление. Песню, которую вы исполнили, написал он.

ВЕРА

Да?..

МОЛОДОЙ АРТИСТ

Многие из зрителей заранее раскупают билеты на концерты, если узнают, что там будет он… До свидания, Вера, и успехов вам!.. Не буду вам мешать. (уходит)

ВЕРА

До свидания.

В этот момент кто-то стучится в комнату за кулисами.

Вера открывает дверь и долго не может отвести взгляд от увиденного: в комнату заходит тот самый человек из первого ряда. На вид он старше Веры на пятнадцать-двадцать лет: ему около пятидесяти, темные искрящиеся глаза, высокий рост. Вера не в силах сказать ни слова некоторое время – тогда начинает говорить он:

Вы сегодня великолепно выступили. У вас очень красивый, я бы сказал, даже необычный голос. Я никогда еще не слышал такого исполнения этой песни. Скажите, где вы учились?

ВЕРА

Я – в музыкальной школе.

МУЗЫКАНТ

Да? Только в музыкальной школе? (Смеется). – Но откуда такой голос? О чем вы думали, когда пели? Где вы находились? Вы ведь душой были не в зрительном зале, ведь так?

ВЕРА

Да. Я давно увлекаюсь пением. – Рассказывает музыканту про мелодию леса..

МУЗЫКАНТ

(молчит некоторое время, потом произносит)

Вы меня поразили. Я всегда думал, что только композитор знает, о чем он писал. Ведь я никому не рассказывал, как появилось это произведение. Вы его разгадали сами – это просто удивительно!..


ВЕРА

Я ничего не разгадывала: я просто шла шла по этой тропинке и мелодия звучала, как будто где-то надо мной, будто сама природа открывалась мне.

МУЗЫКАНТ

У меня было похожее ощущение, когда я писал его.. – пристально смотрит на девушку, как будто не решаясь заговорить, потом произносит: Я написал несколько произведений, которые пока что еще никто не слышал. Я уезжаю снова на гастроли через несколько дней… Я бы очень хотел, чтобы мои произведения исполняли вы.. Вы бы поехали со мной?

Вера смотрит на музыканта удивленно, не знает, что сказать.

МУЗЫКАНТ

Не торопитесь с ответом. Вот моя карточка: можете позвонить мне на неделе. Но подумайте хорошенько: для меня это очень важно… До свидания, Вера. – Улыбается, уходит.

Вера не сразу пришла в себя после этих слов: сердце ее так билось, что готово было выскочить из груди.


ВЕРА

(мечтательно закрыв глаза)

Неужели, это не сон? И такое действительно бывает?.. – открыв глаза – Но если я соглашусь, мне придется бросить музыкальную школу и Александру Федоровну. Я не могу так поступить, я должна поговорить с ней.

Музыкальная школа. Вера подходит к кабинету директора, тихонько стучит в знакомую дверь.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Да, да, заходите.

Вера заходит.


АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

(радостно)

Вера, здравствуй!.. Я тебя поздравляю: твое выступление было великолепно!.

ВЕРА

(смущенно)

Спасибо.. (продолжая) Это только благодаря вам оно стало таким. Я думала о ваших словах, когда шла на сцену. – Если бы не вы, я бы никогда не вышла в зрительный зал.

Александра Федоровна немного краснеет, хочет что-то сказать, но Вера перебивает ее.

ВЕРА

Но сейчас я хотела с вами поговорить о другом. Понимаете, музыкант, автор этой песни, он познакомился со мной после концерта, и он был удивлен, что я почувствовала то же, что и он, когда пела..

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Да, Вера, такое очень редко бывает. В таких случаях говорят: родственные души.

ВЕРА

Да, наверно.. Он.., он предложил мне поехать с ним на гастроли, он хочет, чтобы я пела его песни. А я, я не знаю, как поступить, я.. не могу оставить музыкальную школу и вас, я должна заниматься дальше и.. наверно, откажусь от его предложения..

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Девочка моя, сейчас в тебе говорит душа, а ты попробуй подумать иначе: понимаешь, такой шанс представляется в жизни очень редко и мало кому. Я очень тебя полюбила, мне тяжело будет расстаться с тобой: ты очень талантлива. Но еще больше я хочу, чтобы ты была счастлива, раскрыла перед людьми этот прекрасный дар – твой голос, твою душу.. Поезжай.. (опустив глаза, потом, стараясь улыбнуться, сдерживая слезы) – Я верю, что мы с тобой еще встретимся и … ты не пожалеешь о сделанном выборе.

ВЕРА

Спасибо Вам большое за все.. (обнимает Александру Федоровну)

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

(отстраняя Веру и едва сдерживая слезы)

Ладно, ладно, теперь иди.. И не забывай слушать свою душу.. – Вера выходит из кабинета.


С того момента, когда Вера вышла из кабинета Александры Федоровны, жизнь ее сильно изменилась: не было уже той неуверенной девушки с маленькой сумочкой, шагающей к трапу самолета с известным музыкантом, когда репортеры провожали их своими камерами, а поклонники свистели ему.

Англия, Франция, Италия, Америка… все эти страны приветствовали известного музыканта, Вере же приходилось намного сложнее: ночами она долго репетировала, часто даже не ложась спать, а после очередного концерта переодевалась в свое скромное платье и гуляла по городу, вслушиваясь в звуки..

Поначалу приходилось выступать в ресторанах, потом им стали предоставлять и большие концертные залы.


Вечером Вера возвращается в номер гостиницы, который они снимали. Он сидит за роялем, стараясь наиграть недавно появившуюся в голове мелодию. Услышав скрип двери, смотрит на Веру (волосы ее распущены, глаза немного усталые, но блестят):

Вера, ты сегодня просто ослепительна. Наверно, не надо говорить, что ты сегодня была великолепна на концерте, ты это и так знаешь.

ВЕРА

Спасибо. Это новое произведение?

МУЗЫКАНТ

Да.. Но я никак не могу наиграть последнюю часть. Послушай, что у меня получилось. Может, ты мне сможешь помочь.

Играет Вере незаконченное произведение. Она закрывает глаза, и душа ее вместе с мелодией уносится на знакомую тропинку в лесу. Она бежит к лесу, держа за руку музыканта:

Пойдем, я покажу тебе, я открою тебе эту тайну. Она так проста, потому что живет среди людей.. – В это время Вера, сама того не зная, напевает мелодию, заканчивая произведение.

Музыкант быстро наигрывает услышанное, записывает. Потом подходит к все еще стоящей с закрытыми глазами Вере, обнимает ее

Девочка моя!.. У тебя получилось! (Вера вздрагивает, открывает глаза) Но как тебе это удалось?

ВЕРА

Я не знаю, вернее, не могу это объяснить. Понимаешь, каждый раз я бегу по той тропинке, вхожу все дальше в лес…

МУЗЫКАНТ

Но ты смогла напеть сейчас то, над чем я думаю вот уже несколько дней!.. Как?..

ВЕРА

Я слышу эти звуки, когда бегу.. где-то высоко, как бы надо мной.

МУЗЫКАНТ

Но ты еще что-то говорила про тайну, которая живет среди людей и так проста. Что это такое? О чем ты говорила?

ВЕРА

Тайну?.. Я такое сказала?.. я не знаю ее.


МУЗЫКАНТ

Ну, ладно, может, это мне показалось. Пора и отдохнуть: завтра у нас трудный день. Спокойной ночи, Вера!. Спасибо тебе.


ВЕРА

Спокойной ночи.. – уходит в другую комнату, закрывает за собой дверь все еще думая об этом разговоре.

Слава музыканта и Веры росла: афиши мгновенно распространялись, люди спешили на концерты, за месяц раскупали все билеты. «Великий музыкант и девушка, способная увидеть музыку чувствами» – так говорили об этой паре.


Тем временем отношения между родителями Веры изменились. Мать Веры, Наталья Владимировна, продолжала жить, заботясь о воображаемой дочери, все больше молчала, когда муж приходил домой, готовила ужин и уходила в комнату Веры. Она больше не приходила в их спальню, видела Игоря только за ужином и во время завтрака на кухне.

После случая с дочерью она сильно похудела, стала очень бледной. Отец Веры сильно поседел, все меньше обращал внимания на уход за собой. Можно было подумать, что он приходил домой только ночевать и есть. Жену, так редко появлявшуюся на глазах, он почти не замечал, называл ее «привидением» при друзьях и уже стал привыкать к одиночеству.

Вечером после работы он все чаще заваливался в бар, пил с незнакомыми людьми, дрался и поздно ночью возвращался, нередко засыпая, так и не переступив порог собственного дома.

Однажды отец Веры возвращался домой сильно пьяный, он еле держался на ногах. Навстречу попался сосед, возвращавшийся с работы домой, где его ждали жена и двое детей, и с ненавистью сказал:

Свинья! Опять нажрался!.. Орешь на жену, что она не может смириться со смертью дочери, а сам никак не поймешь, что твоя дочь умерла…

Отец Веры, шатаясь, отвечая срывающимся голосом:

Заткнись!.. Ты ничего не понимаешь и никогда не поймешь!. Вера жива..

СОСЕД

Нет, она умерла! Четыре года назад ее сбила машина!.

Отец набрасывается на соседа, бьет его

Замолчи!..

На крик выбегают соседи и мать Веры. Мужчины разнимают дерущихся. Наташа подходит к мужу, помогает ему подняться на ноги, он плачет. Они вместе поднимаются по лестнице. Отец Веры продолжает ругаться на соседа, стоящего внизу:

Ты заплатишь мне за эти слова, если еще раз попадешься мне!.

СОСЕД

Замолчи лучше и пойди проспись!..

Мать Веры затаскивает мужа в комнату, пытается довести его до дивана. Он останавливается, не желая двигаться, падает перед ней на колени, обнимает ее:

Наташа, Наташа, послушай меня!.. Он сказал, что наша дочь умерла! (Всхлипывает). А ведь это не так?.. Ведь не так, правда?!

Мать Веры очень спокойным, почти безразличным тоном, напоминающим речь сумасшедшей:

Нет, дорогой, это не так. Я много раз тебе говорила: наша дочь с нами каждый день, сейчас она просто спит: ведь уже так поздно.

ОТЕЦ ВЕРЫ

( на время приходя в себя)

Что ты такое говоришь? Ты сошла с ума!.. Я не могу тебя больше слушать, уйди.. – сильно отталкивает ее в сторону, повторяя: Вера, моя Вера.. (засыпает на полу).

Мать Веры падает на пол, сильно ударяется головой. Удар настолько силен, что ей кажется, что из глаз посяпятся искры. Через некоторое время ей удается приподняться и, держась за попадающиеся по руки стулья, стол, она добирается до комнаты Веры. Она ложится на кровать Веры и, сжимаясь от боли, засыпает, уже не в силах раздеться.

После этого случая отец Веры меньше пил, но теперь все чаще его не было дома. Мать Веры не знала о том, где он проводит столько времени, да это и не особенно ее волновало: она продолжала ухаживать за воображаемой дочкой, убиралась у нее в комнате, а, вернее, просто переставляла книги с места на место. С каждым днем ей становилось все хуже, пьяная выходка мужа не прошла даром, зрение портилось – работать на фабрике было все сложнее; владелица фабрики уже не раз грозилась выгнать Наталью Владимировну с работы.


Однажды вечером Наталья Владимировна, как обычно, сидела за машинкой. До конца рабочего дня оставался всего час. Она медленно крутила ручку машинки и следила за тканью. Потом взглянула в окно, продолжая крутить ручку: был солнечный вечер.

МАТЬ ВЕРЫ

(усталым голосом)

Не за горами и лето!.. – и легко вздохнула. – В тот вечер моя девочка принесла мне бутерброды, а потом испортила целый кусок материи.. Это был точь-в-точь такой же вечер, как сегодня. Она тогда просила прощения у меня и обещала заработать деньги для меня не на этой фабрике – все быстрее крутит ручку швейной машинки, уже не замечая, что портит ткань. – Девочка моя… (вздыхает).

Все еще думая о дочери, Мать Веры слышит знакомый голос:

Прости меня, пожалуйста!.. (Мать Веры вздрагивает).

Она осматривается по сторонам, желая узнать, откуда этот голос, но никого не видит.

Как всегда, внезапно входит владелица фабрики и видит испорченную ткань на столе. Мать Веры замечает злой взгляд, направленный на нее, и ткань, испорченную ей во время работы. Она виновато смотрит на владелицу фабрики:

Простите меня, пожалуйста. Я не хотела.. Вычтите это из… Понимаете я услышала…

ВЛАДЕЛИЦА ФАБРИКИ

Мне все равно, что вы услышали. Я не могу держать работников, допускающих браки. Я вас не раз предупреждала.. (Уже громче) И с сегодняшнего дня вы уволены!..

МАТЬ ВЕРЫ

Но мне.. мне некуда больше идти..

ВЛАДЕЛИЦА ФАБРИКИ

На моей фабрике вам тоже больше нечего делать: мне нужна качественно сделанная работа, а не слепые работницы, которые только портят товар.. Сегодня вы получите расчет и чтобы завтра я вас не видела. – уходя, громко хлопает дверью.

Мать Веры встает со своего места, собирается и уходит, не в силах даже заплакать от усталости.


Непросто было устроиться на другую работу матери Веры, вдобавок ко всему муж редко бывал дома, а когда бывал – не разговаривал с женой, продолжал ее считать помешавшейся после смерти дочери. Но теплое лето спасло ее: Наталье Владимировне стало лучше.

Промучавшись с поисками новой работы, ей удалось устроиться в частный дом: утром она работала в саду, вечером прибиралась в доме, готовила ужин. Поздно вечером она, усталая, возвращалась домой, иногда готовила ужин, но чаще без сил ложилась спать, так и не дождавшись мужа.

Платили ей очень мало, аргументировали тем, что уже немолода и больна, плохо справляется с работой, но выбора не было: надо на что-то жить, а, значит, где-то работать. На мужа она перестала надеяться: ведь она так редко видела его.

Однажды, закончив работу в саду, мать Веры вернулась домой раньше обычного, отец Веры сидел на диване, он был тогда весь какой-то напряженный, как будто готовился к чему-то важному. Наташа, молча, прошла на кухню, даже не упрекнув мужа за столь длительное отсутствие, и стала раскладывать тарелки к ужину.

Когда она положила на стол третью тарелку для Верочки, Игорь вошел на кухню:

Наташа, мне надо с тобой поговорить. Мне тяжело жить в этом доме: я хочу уехать в дом родителей. Если хочешь, можешь поехать со мной, но тебе придется здесь все оставить – забыть о том, что тебя связывало с этим домом..


МАТЬ ВЕРЫ

Значит, ты хочешь, чтобы я забыла свою дочь.. Я правильно тебя поняла?

ОТЕЦ ВЕРЫ

Да, мне тяжело смотреть, как ты сводишь себя с ума. Мы сохраним память о нашей дочери в старых фотографиях, в воспоминаниях, но Веру, пойми, не вернуть. Ты должна перестать отдавать все свои деньги в больницу и дать девочке спокойно умереть.. Уже прошло больше четырех лет – после длительного времени в коме люди не возвращаются!.. Пойми ты, наконец…

МАТЬ ВЕРЫ

(с надеждой)

Но, Игорь, я чувствую, она вернется. Она должна вернуться, я слышала ее голос тогда на швейной фабрике.. Она просила у меня прощения..

ОТЕЦ ВЕРЫ

Наташа, после этого ты просто должна поехать со мной, если не хочешь сойти с ума: я боюсь за тебя, но здесь я больше не останусь.


МАТЬ ВЕРЫ

Игорь, я тебя прошу, останься, хотя бы на несколько месяцев. Мне сейчас так это нужно, как никогда.

ОТЕЦ ВЕРЫ

(раздражаясь)

Ты как будто не хочешь понимать меня… Я забочусь о тебе.. Я не хочу видеть, как моя жена окончательно свихнется. – Подходит к столу и, увидев третью тарелку, разбивает ее. – Еще более раздражаясь и уже крича: Она давно умерла! (смотрит на осколки).. Немного успокаивается: Я ухожу..

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2