bannerbanner
Рассказы в стиле Дзен. Истина всегда с тобой
Рассказы в стиле Дзен. Истина всегда с тобой

Полная версия

Рассказы в стиле Дзен. Истина всегда с тобой

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

– Как вам, возможно, известно, я являюсь сторонником такой древней философии, как шушизм.

– О, да, я слышал, мистер Шайн, что вы шушист. Но я далёк от философии.

– Именно поэтому я не буду грузить вас излишней информацией. А расскажу вам суть лишь одного из важных терминов в шушизме, который поможет вам понять, как правильно мотивировать людей. Этот термин называется «передача».

– Передача?

– Да. Суть этого термина заключается в том, что в шушизме происходит прямая передача знаний от учителя ученику. И часто любого учителя шушизма называют Живым Шушей. Понятие Живой Шуша не означает, что основатель шушизма, Шуша Брандабуди, как личность будет жить вечно. И не означает, что Шуша Брандабуди перевоплотится в другой жизни в новое тело. Живым Шушей называют каждого нового учителя шушизма, который вносит в учение свой личный живой опыт. Шушизм – философия не статичная, а постоянно меняющаяся и подстраивающаяся под современные условия. И сам Шуша Брандабуди говорил, что не нужно зацикливаться на его учении, на его субъективном опыте, и что каждый новый шушист должен привносить в учение свой личный опыт и лично передавать его новому ученику. Только так, посредством живого опыта, адаптированного к современным условиям, новый человек способен постичь истинную суть не только шушизма, но и самой жизни. И в этом смысле мой отец, даже сам того не подозревая, и никогда не изучая шушистской литературы, был для меня Живым Шушей, понимаете?

– Это я понимаю, но…

– Но не торопитесь с выводами, мистер Трувэр. Дослушайте до конца.

– Да, конечно… – послушно сказал Трувэр, глядя на мистера Шайна такими глазами, как неопытный ученик смотрит на мудрого мастера шушизма.

– Ваш вопрос заключается в следующем: как мотивировать людей вкладывать любовь в производимую продукцию, правильно?

– Да.

– Корень этой проблемы уходит очень глубоко. А именно – в религию.

– При чём тут религия?

– Ну, смотрите. Основная мировая религия – это предистианство с её главным пророком – Предистосом, правильно?

– Да, всё верно.

– Следовательно, прямо или косвенно, но большая часть людей мира воспитывается в духе предистианских ценностей, так?

– Да, фиг поспоришь.

– Само это учение, несомненно, мудро. И поначалу в этом учении соблюдался принцип прямой передачи. Но со временем этот принцип был утрачен, и далее учение передавалось, если выражаться современным языком, с помощью посредников, таких как переводчики, толкователи и священники, которые исказили учение до красивых цитат, лишённых живого опыта. Так в предистианстве был утрачен принцип живой передачи. Церковь раскололась на множество течений, каждое из которых, вроде бы, верило в учение одного и того же пророка – Предистоса, но трактовало его слова по-своему, и эти течения враждовали друг с другом. Да, что уж там говорить, когда и само учение было насильно навязано многим другим народам. Тогда как Предистос завещал людям любить друг друга, то его более поздние последователи начали навязывать любовь насильно. А разве любовь можно навязать насильно?

– Нет, не навяжешь.

– И так получается, что Предистос учил людей любить друг друга, пропуская эту любовь через свой личный опыт. Но предистианство исказило это учение, и основная суть предистианства – это навязывание любви.

– Да-а-а… это глубокая мысль…

– А так как все нынешние человеческие сферы деятельности основаны в большей степени предистианами, то и эта идеология «навязывания любви» лежит в основе любой из этих сфер деятельности, включая бизнес. Ведь основная суть большей части бизнеса – это навязывание своих продуктов и борьба с конкурентами. Также и ваши производственники и совет директоров борются за навязывание своих ценностей друг другу, направляя свою энергию именно на борьбу. А ведь эту энергию можно направить на не на борьбу, а на другое – на совершенствование себя. И тогда как суть предистианства – совершенствование других, суть шушизма – совершенствование себя. Мой отец мне так говорил: «Лео, не думай вообще о конкурентах. Просто старайся делать свои пирожки каждый день лучше, чем они получались вчера». И это – работает! Таким образом, ответ на ваш вопрос – как вложить в продукт любовь? – такой: совершенствуйте себя, и тогда ваш продукт будет совершенствоваться автоматически.

– То есть вы хотите сказать, что всё, что мне нужно делать – это постоянно самому становиться лучше, а не заставлять других становиться лучше?

– Да, сэр, вы в совершенстве постигли философию шушизма! – ответил мистер Шайн с нескрываемой улыбкой, такой, когда учитель радуется, если его ученик постиг мудрость. – Ведь если вы будете сами постоянно улучшать себя, то другие будут смотреть на вас и желать такого же совершенства. А если вы будете навязывать свою любовь другим, то другие будут инстинктивно защищаться.

Мистер Трувэр сам не заметил, как поглотил на месте все пирожки, даже те, которые планировал взять с собой.

– Спасибо, – сказал он мистеру Шайну. – Я обязательно обещаю подумать над этим в ближайшее время. А ещё мне сильно захотелось почитать что-то из шушистской литературы. Что посоветуете?

– Это хороший вопрос, мистер Трувер. А чтобы ответить на хороший вопрос, нужно и хорошо подумать. В следующий раз я принесу с собой что-нибудь из того, что понравится непосредственно вам. Вы же – знаете, где меня найти.

– О да, мистер Шайн, поверьте, Саймон Трувэр слов на ветер не бросает! Я прочту всё, что вы посчитаете нужным мне прочитать. – И добавил с улыбкой: – Вприкуску с вашими пирожками!

– Тогда так и порешим! – заключил мистер Шайн.

Мистер Трувэр почтительно пожал руку мистер Шайну и уверенно сел в машину. Мистер Шайн помахал вслед уезжающему автомобилю и подумал: «Чёрт, Трувэр всегда так аппетитно ест пирожки, что невозможно удержаться». И принял решение подкрепиться, пока образовалось окно между покупателями.

Ему почему-то захотелось вылепить из теста форму какого-нибудь животного. Такие формы пирожков он обычно делал для юных покупателей. Видимо, память об отце вызвала в нем чувство внутреннего ребёнка, и он, подчинившись этому естественному чувству, вылепил слона. Критически посмотрел на него, как будто думая о том, как бы отец оценил его творчество, и убрал пирожок в печку. Через пару минут пирожок был готов, и мистер Шайн начал медленно его есть, с наслаждением пережёвывая каждый кусочек чистого настоящего времени.

3

После окончания ритуала приёма пищи, мистер Шайн заметил, как к нему приближается миссис Эвенсвилл со своими мальчиками.

– Брэндон! Сэмуэль! Я кому сказала?! Идите сюда! Опять вы по лужам шлындаете! – недовольно прокричала женщина на детей. И после обратилась уже к старику: – Ох, простите, мистер Шайн, они бывают такими неуправляемыми.

– Ничего страшного, миссис Эвенсвилл, у меня у самого четверо… и одиннадцать внуков…

– Ни-че-го себе! И как вы с ними справляетесь?

– Ну, я же не один… Мы все помогаем друг другу. Что пожелаете?

– Да, мне пожалуйста два пирожка с брусникой, один с абрикосом, и один с вишней, и два какао.

– Легко. – И принялся за готовку.

– И ваши дети часто вас навещают? – заинтересовалась миссис Эвенсвилл.

– Да, миссис. Двое из них живут здесь, в Браун-Хилле, с ними мы видимся каждый уикэнд. Старший живёт в Роудсе, но приезжает обычно раз в месяц. Младший сейчас в Необии, он бывает чуть реже, обычно раз или два в полгода. Но все основные праздники мои дети традиционно проводят здесь. Это лучшее для меня время, когда приезжают все мои внуки!

– Вы счастливый человек, мистер Шайн!

– Да, спасибо. Но я стараюсь об этом не думать. Ведь стоит только об этом подумать, так сразу возникает страх это потерять.

– Хм, интересная мысль. То есть вы считаете, что о счастье не нужно задумываться?

– Абсолютно! Люди, которые не зациклены на поиске счастья, на самом деле наиболее счастливы.

– Да, но это ведь только в том случае, если этих людей устраивает их жизнь, их работа, их социальный статус. Но если их что-то не устраивает, то им ничего более не остаётся, как искать свое счастье в чём-то другом.

– Это да, но вы никогда не задумывались, почему людей не устраивает их жизнь, работа, социальное положение?

– М-м-м, так сходу не ответишь.

– Ваши пирожки и какао, миссис.

– Спасибо, – поблагодарила женщина мистера Шайна и вновь повышенным тоном призвала сыновей, которые весело играли в пятнашки: – Мальчики! Ну сколько можно?! Вы же сами просили пирожки! Так идите и ешьте!

Дети подбежали к матери, взяли пирожки и начали спешно их уплетать. Мистер Шайн смотрел на это с умилением, в очередной раз радуясь тому факту, что его деятельность приносит столько радости детям. Радостные дети всегда провоцируют мистера Шайна на дополнительную щедрость, и он сказал миссис Эвенсвилл:

– Сегодня у нас акция: купи четыре пирожка, и получи ещё два в подарок! Поэтому – это вам! – и протянул миссис Эвенсвилл два пирожка с черникой и чашку какао.

– Ох, мистер Шайн, вы меня балуете!

– Ничего-ничего, миссис Эвенсвилл, постоянных покупателей нужно баловать, – и улыбнулся.

Миссис Эвенсвилл улыбнулась в ответ и принялась пробовать пирожки, искоса наблюдая за детьми. Потом спросила мистера Шайна:

– Но… по-моему у вас была какая-то интересная мысль?

– А-а-а… Сейчас… Ах, да-да. Почему большинство людей не устраивает их жизнь, их работа и социальный статус?

– Да. Почему?

– Может быть, потому, что они сравнивают свою жизнь с другой, по их мнению, более счастливой, и с другой работой, по их мнению, более обеспечивающей такую счастливую жизнь?

– Хм.

– Ведь если не сравнивать, тогда ваша жизнь становится самодостаточной.

– Но как не сравнивать? Ведь мы живём в социуме. И успехи одних людей провоцируют к тому, чтобы и другие люди также добивались успехов.

– Это смотря что называть успехом.

– В каком смысле? – спросила миссис Эвенсвилл и, повернувшись к детям, крикнула: – Саймон! Прекрати отбирать у брата пирожок! – и вновь повернулась к старику: – Простите, мистер Шайн.

– Вот, кстати, – сказал мистер Шайн, – поведение наших детей в этом смысле очень показательно. Помните, в прошлый раз, миссис, я рассказывал о различиях между предистианством и шушизмом?

– Да. Вы говорили, что предистианство нацелено на искоренение зла в других, а шушизм – в самих себе.

– Совершенно верно. И предистиане воспитывают своих детей в духе этого искаженного учения. Например: ребёнок возвращается из школы и сообщает родителям, что он подрался с одноклассником. Традиционный предистианин скажет своему ребёнку примерно следующее: «В следующий раз будь умнее своего одноклассника». И вот это «будь умнее кого-то» порождает в ребёнке дух соперничества. Даже сама система школьных оценок порождает в детях дух соперничества. И у детей возникают иллюзии, что пятёрка – это успешный результат. А двойка – это неуспешный результат. Но ведь двойка просто сигнализирует, что у ребёнка есть какие-то скрытые таланты в чём-то другом. Но предистианская система образования не обращает внимание на эти сигналы, закапывая их в глубину детского подсознания, и позже на выходе мы получаем закомплексованного ребёнка, которого не научили ничему, кроме того, что ему нужно со всеми соперничать. Но разве соперничество приводит к позитивным изменениям? Думается мне, к позитивным изменениям приводит дух сотрудничества.

– Я понимаю, мистер Шайн. Но как мотивировать детей сотрудничать? Ведь они ещё не готовы этого понять прямо с ходу.

– В том то и дело, что готовы! Они готовы понять всё, что вы готовы им поведать. Дети открыты для всего нового. И вот, смотрите. Внимание! В ответе родителя мы изменим небольшой акцент, и вы увидите, как кардинально измениться вся суть! Ситуация та же. Ребёнок вернулся из школы побитый. Но теперь родитель говорит ему в духе шушизма: «В следующий раз будь мудрее». Быть мудрее не означает – быть умнее кого-то, но означает – быть умнее себя самого вчерашнего. И вот такой подход не порождает духа соперничества, но порождает дух самосовершенствования. И суть мудрости – самосовершенствование – вполне можно объяснить ребёнку.

– Да, с этим я согласна.

– С этим, казалось бы, согласно большинство. Но на практике этим пользуются лишь немногие. И традиционно принято считать, что мудрость присуща лишь старикам. Существует даже такая расхожая предистианская пословица: «Мудрость приходит тогда, когда она уже не нужна». И это очень пагубная пословица, которая подкрепляет веру в то, что ребёнок не способен быть мудрым и принимать мудрые решения.

Мистер Шайн на мгновение отвлёкся, отдавая пирожки очередным покупателям, и после закончил свою мысль:

– Вот так, миссис Эвенсвилл, из ребёнка, который воспитан в традициях «будь мудрее» вырастает самодостаточный человек, который не сравнивает свою жизнь ни с чем, а считает свою жизнь уникальной независимо от того, каким делом он занят. Из ребёнка же, который воспитан в традициях «будь умнее других», в традициях соревнований, вырастает закомплексованный человек, который постоянно сравнивает свою жизнь с другими и от этого никогда не будет полноценно счастлив.

– Да, мистер Шайн, с этим не поспоришь. Но, как вы правильно сказали, мы – предистиане, и нашу закоренелую систему воспитания так просто не изменить.

– Опять же, миссис Эвенсвилл, большинство людей считают, чтобы, как вы говорите, «изменить систему», должно произойти какое-то глобальное осознание новых ценностей. Так люди мыслят потому, что они смертны, и что им обязательно хочется в рамках своей жизни увидеть хоть какие-то позитивные изменения, поэтому они всё уповают на богов и, вон, – он показал пальцем на плакат за своей спиной, – на политиков, в надежде, что эти божества обеспечат им быстрое позитивное развитие. Но эволюция устроена по-другому. Она развивается медленно. Сначала о новых ценностях узнаёт один человек, к примеру, какой-нибудь продавец пирожков, – он улыбнулся, – распространяет эти ценности среди своих близких, среди своих горожан. И так далее. Это процесс медленный. И если всё время думать о том, когда же наступит результат, когда же до всех людей в мире дойдут эти новые ценности, то можно сойти с ума. Поэтому единственный способ не съехать с катушек – это наслаждаться самим процессом распространения этих новых ценностей. Осознавать себя частью этой мудрости. И для этого необязательно быть президентом, или пророком, или, как вы говорите, иметь высокий социальный статус. Глобальные изменения рано или поздно наступят, как говорится в одной шушистской притче: «Невозможно ускорить созревание яблока». Глобальные изменения наступят тогда, когда человечество будет к ним готово, не раньше, не позже. Станем ли мы с вами свидетелями этих глобальных изменений – это не так важно. Для нас с вами важно прожить жизнь счастливо, прожить её честно, прожить с максимально возможным ощущением настоящего времени. Только так мы выполним своё истинное предназначение и только так наши дети примут у нас эстафету наших начинаний, и также проживут свою жизнь счастливо. А? Как вы считаете?

– Да, мистер Шайн. Будем надеяться, что у нас хватит сил и терпения. – Потом обратилась к мальчикам уже спокойным тоном: – Брэнди. Сэмми. Вы что-нибудь ещё будете?

– Нет, мам, – ответил старший Сэмуэль. – Мы хотим покататься на «Бешеной горке».

– Но вы уже вчера на ней катались.

– Мы хотим ещё.

– Очень хотите? – ласково спросила миссис Эвенсвилл и погладила Сэма по голове.

– Да, мам. Очень хотим. Мы всегда очень хотим, если просим тебя, – сказал Сэм, сам не осознавая, что сделал это философски.

– Ну, хорошо. Тогда пошли. До свидания, мистер Шайн! Спасибо за угощения!

– Всего хорошего, миссис Эвенсвилл!

– До свидания, мистер Шайн! – сказал Сэм. – Ваши пирожки просто бомбические!

– Пока, мистер Шайн! – добавил Брэндон.

– Пока-пока! – ответил мистер Шайн и помахал мальчикам рукой.

Прошло какое-то время. Никто не подходил к лавке мистера Шайна. И он решил сделать уборку вокруг своего рабочего места. Он достал метлу и начал мести. Он делал это неспеша, стараясь совершать действия без мыслей, всем своим существом погружаясь в процесс, наслаждаясь шуршанием ворсинок метлы по тротуарной плитке, беготнёй муравьев по своим муравьиным делам, тенью деревьев и бликами света…

4

– Эй, старик! – вдруг услышал мужской голос мистер Шайн. Он поднял голову и увидел, как рядом припарковалась строительная техника: подъёмный кран и экскаватор. И от них какой-то мужчина стремительно шёл к мистеру Шайну.

– Эй, старик! Сворачивай ка свою лавку, сейчас здесь будет работать техника! – заявил мужчина, приблизившись.

– В каком смысле? – удивлённо спросил мистер Шайн.

– В прямом смысле, ёб твою! Сворачивай свою контору!

– Но… мне ничего неизвестно о каких-либо работах здесь…

– Ах, да, извини, забыли поставить тебя в известность! – саркастически сказал мужчина, а потом обернулся к своим рабочим, что доставали инструменты из машин: – Мужики, бля, сворачиваемся! Мы забыли поставить в известность старика!

– Ах-ха-ха! – откровенно заржали рабочие.

– Вы смеётесь, – спокойно сказал мистер Шайн, – но я ведь занимаю это место совершенно законно и исправно плачу за него. Да и мои клиенты всегда знают, что я здесь, вот уже лет как десять. По договору администрация должна была мне сообщить о таких изменениях.

– Дед, ёб ж твою бабушку! Здесь пройдёт газовая труба! Ты что ж думаешь, компания «РаспредГаз» будет прокладывать её в обход твоей лавки?! – На заднем плане вновь раздался смех рабочих.

– То есть вы хотите сказать, что трубы пройдут прямо через парк? – недоумённо спросил мистер Шайн.

– Ну, давай ты ещё начнёшь про экологию нам тут задвигать!

– Дело в том, – продолжил мистер Шайн, – что я лично знаю мистера Дэнвера, главу нашей администрации. Он любит этот город и этот парк, и сам здесь часто гуляет с детьми. Сомневаюсь, что он мог принять такое решение.

– Ах-ха-ха! – заржал мужчина. – Во заливает! Ты знаешь мэра?! Рассказывай! Давай ка, собирай свою тележку и проваливай! А то наш экскаватор проедется прямо по твоим пирожкам!

Мистер Шайн не стал вступать в перепалку, так как знал, что если закон на стороне этого мужчины, то здесь ничего нельзя поделать, но если закон на его стороне, справедливость обязательно восторжествует, и он рано или поздно вновь займёт своё законное место. Его отец ему так говорил, когда в годы социализма полицейские пришли арестовывать его частное имущество: «Лео, пусть эти люди забирают всё. И так они действительно будут думать, что забрали у тебя всё. Но в действительности они не забрали у тебя ничего, ведь всё, что ты знаешь, всё твоё мастерство – всегда с тобой в твоём уме…»

– Хорошо, – ответил мистер Шайн, – я уберу свою лавку. Только дайте мне немного времени. Одному мне тяжело управиться, обычно собраться мне помогает внук.

– Хорошо, бля, дед! Но давай как-нибудь побыстрее! Техника простаивает!

Мистер Шайн начал поспешно собирать товар. В это время к парку подъехала группа репортёров из местной газеты. Из фургона вышла девушка и сразу же обратилась к мистеру Шайну:

– Что здесь происходит, мистер Шайн?

– Я вам скажу, что здесь происходит! – вклинился мужчина. – По указанию главы действующей администрации, мистера Дэнвера, через парк пройдёт газовая линия!

– Что?! – опешила репортёрша. – Какая ещё газовая линия?! – И вопросительно посмотрела на мистера Шайна.

Мистер Шайн пожал плечами и сказал:

– Не знаю, Фрэнсис. Все вопросы к этому господину.

– Покажите документы! – потребовала мисс Фрэнсис от мужчины.

– Кто вы такая, чтобы я показывал вам документы? Полиция?

– Хорошо, тогда я вызываю полицию.

– Да-да, пожалуйста, – высокомерно сказал мужчина.

Пока полиция ехала, собралась толпа недовольных горожан. Мистер Шайн всех угощал пирожками. Фрэнсис успокаивала мистер Шайна:

– Не переживайте, мистер Шайн, это явно провокация со стороны штаба Уэйна Старринга. Это стандартный приём, когда ищут человека, на фоне которого разворачивается скандал, но сам этот человек не имеет никакого отношения к теме. Это делается, чтобы привлечь внимание прессы, полиции, общественности. Чтобы в глазах людей сложилось подсознательное впечатление о плохих намерениях того кандидата, против которого направлена эта акция.

– Да-да. Я всё понимаю, Фрэнсис. Благодарю вас за поддержку.

– Вот увидите, – продолжала репортёрша, – как только полиция приедет, эти ребята начнут себя вести уже не так вызывающе. Их цель – не действие, а создание шума.

Возле парка остановилось несколько полицейских машин. Из одной вышел офицер средних лет и направился в сторону входа в парк. Подойдя к пирожковой лавке, офицер сказал:

– Добрый день, мистер Шайн. – И с юмором добавил: – Смотрю, и вас коснулся кризис власти?

– Здравствуйте, Джозеф. Да, можно и так сказать.

Офицер обернулся к нарушителю спокойствия и потребовал документальное разрешение на проведение работ. На что мужчина ответил:

– Ой! Кажется, я забыл его на столе у мэра…

– Понятно, – сказал офицер. – Тогда проедемте, будем оформлять нарушение общественного порядка. – Потом вновь повернулся к мистеру Шайну: – Вам, сэр, к сожалению, тоже придется проехать, для дачи свидетельских показаний.

– Джозеф, – ответил мистер Шайн, – я не буду свидетельствовать против этого человека, ведь он не сделал мне ничего плохого.

– Но он оскорбил вас, мистер Шайн!

– Нет, Джозеф, он оскорбил самого себя. Ведь наш мир – это отражение нас самих. И если человек говорит тебе, к примеру: «Ты – урод!», значит, именно таковым он себя ощущает.

– Ох, мистер Шайн! Опять ваша философия! Нет, я, конечно, всё понимаю, но в данном случае считаю, что этот человек заслужил наказание.

– Видите ли, Джозеф, я убеждён, что наказание только озлобляет, склоняет к мести и дальнейшему грехопадению. Но только прощение направляет человека на путь истинный.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3