bannerbanner
Непознанный Эрос. Запечатление главных объектов
Непознанный Эрос. Запечатление главных объектов

Полная версия

Непознанный Эрос. Запечатление главных объектов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Елена Казанцева

Непознанный Эрос. Запечатление главных объектов

Предисловие

В наш рациональный век, ученные старательно пытаются проанализировать и приложить системы исчисления к тем объектам, которые «измеряются с большим трудом». Здесь речь прежде всего о чувствах, об эмоциональной стороне жизни человека. Важнейшее место в жизни человека занимает любовь. Решение вопроса о любви – это решение экзистенциального вопроса о том, как я создаю мое отношение к жизни, к другим людям и к себе самому. И здесь начинается самое сложное поскольку глагол «любить» становится в один синонимический ряд с такими категориями как принимать, сопереживать, заботиться, охранять, ревновать, существовать в единстве, развивать, прощать, разрешать, доверять и проч. Ситуация осложнена еще и тем, что люди не склонны не только говорить открыто о своих чувствах, но даже думать об этом. Мы думаем и говорим о любви почти всегда уклончиво, мы боимся себе признаться, что это чувство накрыло нас с головой. В нашей жизни такие храбрецы, трубящие о своей любви, скорее воспринимаются как люди не вполне адекватные.

«Непознанный Эрос» – это страх и желание человека познавать свои чувства и свои отношения в координатах любви. Любящий человек, как правило редко бывает хладнокровным, рассудительным и принимающим правильные решения, именно поэтому сегодня многим кажется более удобным и легким вариантом избегание серьезных отношений. У такой позиции есть свои плюсы, но нет глубины чувств, нет понимания себя и своей роли в жизни любимого человека. Любовь как эрос усложняет нашу жизнь, поэтому она требует к себе внимательного и бережного отношения. Если человек избегает любви в его душе остаются пустоты, которые он пытается заполнить различными доступными ему способами от коллекционирования до попытки выхода в другие реальности (зависимости). Этот сборник – попытка посмотреть на любовь с разных сторон, дополнить свои представления и заполнить те пустоты, которые существуют в нашем знании и понимании себя в этой системе координат. Как говорят психоаналитики: «качественный анализ не заканчивается до тех пор, пока мы четко не осознаем все свои пустые или полупустые пространства – все наши внутренние пустыни».

Эротология как «знание о человеческой сексуальности»

Одной из наиболее животрепещущих в человеческой жизни выступает сфера человеческой сексуальности. Все что связано с сексом, чувственным интересом между людьми, половой близостью неизменно стоит в топе наиболее популярных тем. При этом интерес к вопросу человеческих отношений носит в себе элемент табуированности. «Как это выглядит?», – спросите вы. «Сегодня практически каждый ребенок знает, что собой представляет акт соития и как это представлено технически». Парадоксально, но как правило, на этом все основные знания заканчиваются. Подобная ситуация в социальном пространстве не случайна, а скорее отражает состояние научной мысли по данному вопросу и сам характер отношения к «искусству любви».

Наукой, которая взяла на себя труд описать биологическую, физиологическую и психофизиологическую природу сексуального является сексология. На первое место сексология выдвигает медицинские знания о нормативности и отклонениях функционирования половой сферы человека, изучение различных заболеваний и способов лечения половой дисфункции. В сухих научных фактах и строгих концепциях места любви как человеческой практике и как «науке нежной, которую воспел Назон» места не нашлось. Весь комплекс раскрытия человеческих чувств и переживаний, связанных с влюбленностью, практики удовольствия и поддержания желания между влюбленными, радостным проявлением эроса – объединяются под общим названием эротология. Заглядывая в глубину веков можно отметить, что обучение искусству любви – это один из важнейших разделов большинства древних священных текстов: Старый Завет «Песнь Песней царя Соломона»; древнеиндийский трактат «Камасутра»; восточные тексты «Ветка персика»; античная – «Ars Amatoria» и т. д. Древние тексты поражают своей красотой, мифопоэтичностью описания любовных игр и душевных страданий. При этом сексуальное желание рассматривается как признак нормы и физического здоровья.

В исследованиях Михаила Наумовича Эпштейна приводится сравнительный анализ сексуального и эротического в человеческой культуре:

– Когда говорим о сексуальном, прежде всего, подразумеваем репродуктивную природу человека и разнообразные модели репродуктивного поведения.

– Когда указываем на эротическое, отмечаем, культурно-обусловленные, игровые формы полового взаимодействия между людьми, цель которых не в размножении, а в получении удовольствия, ощущении вкуса жизни, психологической разрядке, творческом переживании бытия.

– Полностью раздетая женщина сексуальна, но не эротична, она вызывает потребность, но нежелание соблазнять.

– Приоткрывает тело, эротично, оно не выставляя его целиком, рождая активность воображения, домысливать и додумывать, то что не доступно, тем самым разжигает желание. Культурные запреты на обнаженное женское тело формируют основу практики соблазнения.

– Сексуальное связано напрямую с удовлетворением половой физиологической потребности «сексуальное желание» «половая жажда и голод», с актуализацией полового инстинкта;

– Эротичное (эротика) связано с практиками соблазнения и использованием в культуре системы запретов. Эрос как продукт цивилизации гораздо могущественнее чем половой инстинкт.

– Сексуальное нуждается в разрядке желания, эротичное, напротив, в рождении желания и его поддержании в точке оптимума; желание порождает множество фантазий и иллюзий, отсрочек и символических замен, для порождения нового импульса желания и подчеркивания его неутолимости.

На уровне языка сексуальное раскрывается через глагол – «хочу»; эротическое раскрывается через глагол – «желаю».

Хотеть чего: молока, хлеба, конфет.

Желать чего: любви, здоровья, удачи, счастья, покоя.

Хотение имеет четкие предметные формы и имеет все шансы на полную реализацию и удовлетворение стоящей за ним потребности. Желание чаще обращено к явлениям недостижимым, эфемерным не насыщаемым. Желание как символ бесконечного стремления к обладанию и недостижимости самого объекта желания. Играя с оговорками желание все время откладывает момент кульминации, полного удовлетворения, его цель – цикличность игры близость с партнером на пределе сменяющаяся ускользанием от него; игра «торопит оргазм – и вместе с тем силится его отдалить, как награду и как карту». Желание питает наслаждение и вместе с тем его постоянно недокармливает, что бы постоянно контролировать, «держать в узде», не дать наслаждению понести, «потерять голову» и опрокинуть себя во власть страсти и оргазма, желанного и убийственного для обоих. Сладострастный финал – это гибель желания, цель достигнута, волшебный миф рассеян.

Особенность эротики, в отличие от сексуальности состоит в специфике ее направленности не на тело значимого другого, а на его желания. Желание не может быть удовлетворено только телесно (как например, сексуальная потребность), в этом еще раз проявляется его семиотическая культурная основа. Желание всегда нацелено на покорение воли другого человека, оно взаимодействует с его желаниями или нежеланиями. Это своеобразная коммуникация, в которой диалог рождается обоюдными желаниями/нежеланиями, людей включенных в межличностное взаимодействие. «Я желаю чужого желания, которое желает меня». В этом по мысли М. Н. Эпштейна, проявляется этика эроса, которая по сути исключает насилие. Насилие может быть эротичным, только если оно подпитывает само желание, а не действует наперекор ему. Я хочу обладать не тобой, а твоим желанием меня. Хочу, чтобы ты дышала мной, хотела меня. В диалогическом общении желаний нет границ, пока желание не реализовано оно остается бесконечно возможным и неподвластным времени.

«Мы выбираем, нас выбирают»

(стратегии выбора половых партнеров у женщин)

Один из интересных вопросов в процессе взаимоотношения полов – о выборе спутника жизни и полового партнера. Вопрос, который волнует как мужчин так и женщин, а стоит ли связывать свою жизнь с этим человеком, насколько серьезны намерения второй половины и как сделать правильный выбор. Исследователи отмечают, что предпочтения женщин более сложны и загадочны по сравнению с мужскими выборами. Репродуктивные ресурсы женщины очень ценны, поскольку родить в течение жизни она может в среднем 2–3 детей. Это заставляет женщину очень тщательно выбирает спутника жизни, который с одной стороны обеспечит хороший генофонд и с другой – надежное обеспечение.

И так, как же выбирают женщины? Женский выбор может быть двойственным здесь важны второстепенные факторы и цели, которые преследует женщина. Второстепенные факторы: возраст и наличие опыта сексуальных отношений с мужчиной. В частности, для непродолжительных романтических отношений женщины предпочитают мужчин с большим количеством тестостерона (активность, напористость) и высокой сексуальной энергетикой, не склонных проявлять родительские намерения.

Если женщина планирует длительные отношения с долгосрочной перспективой предпочтение отдается более мягким мужчинам с более низким уровнем тестостерона, склонным к сочувствию и заботе о будущем потомстве. Американский исследователь Дэвид Басс в своей книге «Эволюция сексуального влечения. Поиски сексуального партнера» выделяет следующие важнейшие признаки, на которые ориентируется женщина при выборе спутника.

1) Способность мужчины добывать и контролировать ресурсы. В качестве входных данных должны присутствовать следующие важные показатели: наличие экономического базиса и чем он мощнее, тем лучше (собственное жилье, автомобиль, наличие стабильной работы). Следующий показатель – это возраст. Женщины, как правило, предпочитают мужчин старше себя, разница в возрасте составляет в среднем 3,5 года и дает возможность оценить, чего добился мужчина на данном этапе, каковы его шансы в будущем. Социальный статус для современной женщины важный показатель – он гарантирует материальную обеспеченность будущего потомства, поэтому женщины ищут на брачном рынке достойных мужчин. Генри Киссенджер как то отметил, что власть – это очень сильный афродизиак.

2) Личностные ресурсы отдельного мужчины (физическая сила, интеллект) и желание мужчины делиться с женщиной своими ресурсами (здесь важнейшими маркерами являются любовь, доброжелательность, щедрость).

Физическая сила и интеллект – эти два показателя сигнализируют с одной стороны, что будущее потомство получит хороший генофонд, а с другой стороны рождает у женщины уверенность, что добытые ресурсы находятся под надежной защитой и при наличии сложных жизненных ситуаций будет предложено необходимое решение.

Многие исследователи также отмечают в качестве важного показателя нацеленности мужчины на серьезные отношения – желание делиться своими ресурсами с женщиной к таким ресурсам относятся время, которое он проводит с ней, финансовые вложения и материальное обеспечение. Чем выше эти показатели, тем более серьезными являются намерения.

3) Способность к моногамным длительным отношениям (здесь важнейшими маркерами являются любовь, преданность и искренность). Первичным показателем готовности мужчины к длительным моногамным отношениям – настойчивость в ухаживании. Приглашение на свидания, частые смс и звонки, желание длительно встречаться, проводить много времени с женщиной и заниматься решением ее проблем. Все эти знаки позволяют женщине сделать выводы о готовности мужчины к длительным моногамным отношениям. Данная система отношений и длительных ухаживаний имеет биологическую основу. Зачать, выносить и родить ребенка – продолжительный и трудоемкий процесс, требующий большого числа разнообразных ресурсов, которые получает женщина от мужчины в длительных отношениях.

Женщины в психологическом аспекте очень часто смотрят на мужчин как на объект успеха. Одним из значимых факторов для них выступает привлекательность мужчины в глазах других женщин. Женщины более избирательны, чем мужчины в применении различных приемов привлечения партнеров и их удержания. Они активно используют манипуляцию, явную и скрытую борьбу с соперницами.

Наиболее перспективной стратегией, для привлечения мужского внимания которой, следуют представительницы прекрасного пола, выглядит следующим образом. Психологически человек испытывает радость и счастье в состоянии «свободного ребенка», поэтому основная задача женщины разбудить в мужчине самовлюбленного нарцисса, избавляя от страха и ужаса быть невыбранным и бесперспективным. Не один мужчина не может устоять перед восхищением его талантами и способностями, если делать это ненавязчиво и тактично, не превращая в неприкрытую лесть, удача гарантирована в 90 % случаев.

«Мы выбираем, нас выбирают»

(стратегии выбора половых партнеров у мужчин)

Как это парадоксально не прозвучит, миром мужчин и их сексуальным поведением управляют женщины. Постараемся найти нашему тезису несколько весомых доказательств:

• Женщина обладает сексуальным ресурсом как значимой ценностью для мужчины, и поэтому женщина решает, кто станет его обладателем. Весомым показателем выступает мужская преданность как основа последующих длительных сексуальных отношений. Мужчины без обязательств являются малопривлекательными для большинства женщин.

• Даже наличие случайной сексуальной связи без согласия женщины невозможно. «Биологическая ирония двойных стандартов состоит в том, что у самцов не развилась бы склонность к беспорядочным половым контактам, если бы исторически самки никогда не предоставляли им возможность проявить эту склонность». Не все мужчины, как и женщины способны получить «желаемого партнера», в связи с этим они вынуждены соглашаться на кратковременные отношения с менее привлекательными партнерами.

• Женские предпочтения задают определенную рамку для мужского поведения в системе отношений, поэтому многие мужчины склонны завышать свои интеллектуальные, физические и материальные показатели, а также уровень образования, что бы выглядеть более привлекательно на «рынке холостяков».

• Для большинства мужчин стабильные длительные отношения также желательны, как и для женщины в них есть определенные преимущества: постоянная связь с одной женщиной обеспечивает регулярный и эксклюзивный секс, а близость с ней позволяет более эффективно давать отпор потенциальным соперникам. Кроме этого в мужчине просыпается инстинкт воина и защитника своей территории и своей собственности, в том числе женщины. Наличие постоянной партнерши как признак существенной «мужской» сексуальной силы и возможности продолжения рода. И здесь важно отметить, что именно значимая партнерша «обучает» мужчину жить в системе длительных отношений, так как для женщины они обладают большей ценностью.

И все же существует ряд принципов, которые играют существенную роль в процессе выбора будущей партнерши (в данном контексте мы говорим о системе длительных отношений).

И так, каким же образом мужчины выбирают женщин, какие важные критерии имеют определяющее значение:

1. Наиболее значимый критерий успешности женщины в глазах мужчины – фертильность, т. е. способность к зачатию и рождению детей. Признаками фертильность выступают: молодость, активность, здоровье.

2. Внешняя привлекательность и красота еще один важный показатель для мужчин. И здесь особое значение имеет культурный контекст и те стандарты красоты, которые приняты в данном обществе. Более привлекательные женщины имеют все шансы получить мужчин с более высоким социальным статусом. Одним из важных показателей женской привлекательности является женственность, включающая такие характеристики как нежность, хрупкость, мягкость, несамостоятельность. На психологическом уровне у мужчины включается инстинкт защитника, помощника и спасателя. Рядом с такими женщинами мужчина без особых усилий чувствует себя героем. Архетипически позиция мужчины-спасателя представлена в сказках многих народов Мира. Герой спасает принцессу, и затем они женятся.

3. Мужчины, выбирая женщину, в большинстве своем хотят быть уверенными, что она сохранит им верность. Подобная установка выступает показателем мужской силы и повышением социального статуса. Мужчина как глава семьи по социальному статусу выше, чем обычный холостяк. Для женщин мужчина бывший семьянин более ценный объект, обладающий опытом отношений и навыками заботы о семье, чем мужчина холостяк, достигший 30–40 летнего возраста.

4. Для многих мужчин в психологическом плане доказательством своего первенства и превосходства выступает способность соблазнения чужих женщин (жён). Неверная женщина, склонная к тайным отношениям чаще рассматривается как более сексуальная, чем та с которой гарантированы открытые отношения. Это один из вариантов объясняющих наличие случайных половых связей.

5. Статистически доказано, что мужчины склонны к большему сексуальному разнообразию чем женщины. Если мужчина вступает в случайную половую связь, он как правило, минимизирует количество персональных вложений, просто секс без обязательств, при этом снижается и его уровень требований к будущей партнерше.

6. Интересно отметить, что требования к партнерше по долгосрочным и кратковременным отношениям значительно различаются у мужчин. При выборе женщины для длительных отношений мужчины хотят иметь дело со скромными, консервативными и менее сексуально образованные женщинами, подобное положение позволяет занимать позицию учителя и наставника женщины в данном вопросе, кроме того гарантирует преданность и отсутствие фактора доступности для других мужчин, что свойственно для более опытных женщин. При выборе партнерши для краткосрочной связи мужчины в большей степени предпочитают женщин с значительным сексуальным опытом, высокой возбудимостью, уверенных и активных в сексуальном плане, не требующих долгосрочных обязательств.

Успешность и гармоничность сексуальных отношений между мужчиной и женщиной зависит от стремления партнеров осуществлять желания друг друга, особенно если в партнерском фонде нет других заинтересованных лиц, которые могли бы выполнять это более эффективно.

Близость как интимность/как слияние с другим

Тема близости и слияния партнеров одна из самых обсуждаемых. На страницах многочисленных сайтов, в текстах книг и статей психологи старательно подчеркивают, что близость – это хорошо, потому что подразумевает равноценное принятие партнерами друг друга, без нарушения личных границ; а слияние это плохо – поскольку один или оба вместе сливаются в единое целое, агрессивно присваивая себе Другого как объект. Несомненно, в теории очень просто развести и обозначить границы как свои, так и партнера, апеллируя к необходимой внутренней свободе и личной ответственности в отношениях. На практике все не так однозначно и очевидно. Представьте себе человека, который влюблен и мечтает соединиться, слиться с другим на всех возможных уровнях от физического до духовного, и который при этом должен постоянно отслеживать в своем внимании не нарушает ли он границы другого, не лишает ли его персональной свободы? По факту мы получаем когнитивный диссонанс и развитие невротической реакции, «я люблю и хочу обладать, но при этом должен все время держать себя в рамках». В своих работах З. Фрейд изящно отметил: «На вершине влюбленности граница между Эго и объектом угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевидности, влюбленный считает «Я» и «Ты» единым целым и готов вести себя так, будто это соответствует действительности». Большинство пар, имеющих длительные стабильные отношения с наличием глубокой интимности между партнерами описывают их в категориях слияния: «они перестали быть отдельными людьми, но стали третьим существом»; «родственные души»; «чувство полного единения»; «мы разделяем убеждения, ценности и позиции друг друга, у нас одинаковые реакции на все – глубокое чувство, что у нас все общее».

Слияние выступает как особая форма эмоционального переживания в основе которого лежит желание единства с партнером. Влюбленность – это всегда стремление к слиянию. Только в слиянии человек способен на полную интимность и обнажение своего внутреннего мира перед другим. В слиянии, я хочу отдавать себя целиком, и неважно готов ли к этому партнер, я жду полного принятия. Подобное абсолютное слияние чаще всего связывают с симбиотическим типом привязанности и отношений, которые выстраиваются в раннем детстве между матерью и младенцем.

Теория объектных отношений прямо указывает на тот факт, что влюбленный человек, стремится пережить «эту первичную раннюю форму слияния с матерью» в своих партнерских отношениях. Мама любит безусловно и принимает просто потому что ты есть и здесь еще нет необходимости доказывать, что ты хороший и достоин выбора. Эти ранние переживания сохраняются как образ «золотого времени» они остаются на уровне соматических ощущений (когда мама обнимает, кормит, баюкает и утешает), которые перерождаются в фантазиях единения и во взрослой жизни обретают форму нежности и сексуального контакта.

Как только туман влюбленности рассеивается, партнеры движутся к разделению и подчеркиванию своих границ и здесь перед ними стоит сложный выбор остаться в отношениях что бы формировать и поддерживать близость с партнером или же завершить отношения. Слияние, которое продолжается после раннего детства или наблюдается на первых стадиях влюбленности большинством психологов рассматривается как патологическое (регрессивное, инфантильное и дисфункциональное). Лишь немногие психологи рассматривают слияние как необходимую потребность в жизни человека и позитивный способ отношений.

Американская исследовательница Шейла Шарп указывает, что в слиянии есть своя особая прелесть, поскольку слияние – это совокупность фантазий и паттернов поведения, которые развиваются и меняются при нормальном течении любовных отношений, сохраняя элементы ранних форм. И в детском и во взрослом возрасте фантазии слияния и привязанности служат для достижения сходных целей: 1) достижение тесной, надежной привязанности с другим; 2) расширение некоторым образом персонального чувства самости, чтобы стать полноценным, совершенным и стабильным, чем ты есть сам по себе; 3) защита от своих страхов брошенности, обособленности и утраты неповрежденного чувства самости.

Слияние может рассматриваться как начальная точка для взращивания подлинной близости партнеров, когда они сливаются в единстве, а затем на следующем этапе движутся в обратном направлении, проверяя свои границы и возможность почувствовать себя обособленным целым, вновь возвращаются в слияние для ощущения глубинной общности. Развитие партнерских отношений происходит спирально, а не линейно и однонаправленно.

Шейла Шарп выделяет следующие этапы в развитии партнерских отношений от глобального слияния до обретения взаимности и принятия Другого как отдельной личности:

1. Глобальное слияние.

2. Спад (уменьшение, опустошение): признание различий.

3. Принятие потребностей быть близкими и раздельными (как у себя, так и у партнера).

4. Урегулирование совместного и раздельного пребывания.

5. Обретение взаимности.

Моменты подлинной близости-слияния могут возникать в ситуациях, когда партнеры вместе преодолевают сложные кризисные периоды (потеря работы, тяжелое заболевание или утраты близкого человека). В такие минуты возникает желание объединиться, разделить трудности и боль, что позволяет переживать более глубокую внутреннюю связь с любимым человеком. При этом важно помнить, что перспектива проводить все свое время с партнером как правило приводит к печальным последствиям. Многие люди в таких отношениях начинают испытывать удушающий страх полной сцепленности с другим, утраты своей независимости и потери себя. Пытаясь поскорее освободиться партнеры как правило инициируют конфликты, создавая необходимую дистанцию для поддержания чувства независимости. Этот тип конфликтных ситуаций даже получил свое название – дистанцирующий конфликт. Понимание и принятие партнера с его желанием иметь собственное пространство и возможность дистанцироваться и сближаться – это и есть один из возможных способов движения к близости. В полноценных зрелых отношениях у партнеров может меняться степень близости и отделения, при этом отсутствуют или минимизированы страхи быть поглощенным, брошенным или отвергнутым.

Герой ее романа (особенности поведения влюбленного мужчины)

У сердца причуд не меньше, чем выражений у лица.

Чтобы пленить тысячу сердец, нужна тысяча подходов.

Овидий. Эротические поэмы: Искусство любви

Для влюбленного человека очень важно понимать, как видит любовь его партнер. Попытки разгадать как любят мужчины и как любят женщины в чем их отличие в любви систематично наталкиваются на ряд противоречий, которые есть суть человеческой индивидуальности. Бытует мнение, о том, что большинство женщин более эмоциональны, а мужчины более рациональны и как правило, не способны на глубокие и подлинные чувства. Тем не менее мировая литература пестрит примерами выражения сильных мужских чувств к своей избраннице. Если развивать эту мысль получается, что подлинные чувства удел немногих. Ответ к этому пассажу можно найти у классика гуманистической психологии Э. Фромма. В работе «Искусство любить» Э. Фромм пишет, о том, что люди к сожалению, не понимают, важности того, что любовь требует внимания и усилий «едва ли кто-нибудь действительно осознает необходимость учиться любви». Поэтому «первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – искусство, такое же, как искусство жить». Большинство людей воспринимают любовь как то, что есть всегда в нашей жизни – солнце, воздух или чистая вода. При этом важно помнить, что любить значит проявлять активность, деятельность. Любовь выступает как особая форма деятельности души, ума и тела. И если рассматривать любовь как деятельность, значит необходимо обучаться и самосовершенствоваться в ней. Легкомысленное и поверхностное переживание любви, нежелание заботиться о ней способствуют быстрому угасанию страсти, отношения теряют привлекательность, обретают шаблонность и однообразность, превращаясь в привычку. Способность любить – это редкий дар, который остается особым достижением, если человек нацелен на его развитие и познание. Исследователи, занимающиеся данным вопросом убеждены, что мужчины и женщины любят по-разному, выделяя для себя значимые аспекты любовных отношений.

На страницу:
1 из 2