bannerbanner
Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 2
Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 2

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. В 2 частях. Часть 2

Авторы-составители Ольга Ельцова, Галина Антонова, Наталья Николаева

Библиотека Воспитателя выходит ежемесячно



© ИП Цветков А.Н., оформление, 2019

© Колл. авторов, текст, 2019

От авторов

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности», – писал педагог, публицист Г.Н. Волков.

XXI век – время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Поэтому сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.

Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников – формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, выступают и как разнообразные средства, и как формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к русской культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

К формам относятся детские фольклорные праздники, знакомство с обрядами и обычаями, народные игры.

Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, присущие праздничной ситуации, способствуют формированию нравственности как основы духовной культуры. Фольклорные праздники, как правило, выполняют целый комплекс социальных функций.

Народные праздники с обрядами, хороводами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую можно при желании увидеть, и глубокие мудрые наблюдения за природой.

Русский народ сохранил и продолжает отмечать многие праздники не только потому, что широк душою, но и потому, что, прежде всего, богат историей, своими корнями, традициями. Народные праздники напрямую связаны с земледельческим циклом.

Народный земледельческий календарь начинался с сентября. В российской образовательной практике этот месяц совпадает с началом учебного года, поэтому содержание работы по приобщению детей к традиционной праздничной культуре можно свободно распределить по месяцам согласно основным событиям фенологического и народного календаря. А содержание разнообразных форм работы направить на решение таких задач, как формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе ознакомления детей с существенными признаками каждого месяца, народным земледельческим календарем.

Русская народная культура – сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдения за природой и земледельческий цикл, устное народное творчество и народные игры, декоративно-прикладное искусство (народные художественные промыслы), т. е. весь круг земного бытия.

Охватить все эти темы в полном объеме, отразить в педагогическом процессе все, что народ собирал и хранил веками, невозможно, поэтому, как показала образовательная практика, необходимо выделить важные составляющие системы работы по приобщению детей к русской народной культуре. При этом важно избежать двух ошибок. Первая – к сожалению, распространенная вульгаризация русской культурной праздничной традиции, т. е. сведение всей работы только к подготовке и проведению народных праздников. Вторая – когда работа сводится только к народно-крестьянским традициям (культура быта – русская изба).

Учитывая вышеизложенное, предлагаем систему работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры, важными составляющими которой выступают:

– фольклор (устное народное творчество);

– народные обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь);

– народные промыслы;

– праздничная культурная традиция.

Приобщая старших дошкольников к истокам русской народной культуры, необходимо донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры.

Основная цель системы работы в данном направлении – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры. Результат может быть достигнут средствами решения следующих задач:

– знакомить детей с различными формами культуры;

– ценить красоту русской природы и народного искусства;

– поддерживать интерес к познанию жизни своих предков;

– содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;

– формировать духовно-нравственные и патриотические чувства у старших дошкольников;

– развивать художественно-творческую активность.

Эта система работы реализуется через следующие формы взаимодействия со старшими дошкольниками:

– игровые обучающие ситуации (ИОС) как форма эффективной непрерывной образовательной деятельности детей;

– мастерские-студии как форма организации совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;

– детские фольклорные праздники и развлечения как формы культурно-досуговой деятельности в условиях детского сада.

Основу игровых обучающих ситуаций (ИОС) составляет сценарий активизирующего общения. Реализуя его, педагоги решают важные задачи:

– познавательное и коммуникативное развитие детей;

– пробуждение речевой и познавательной активности каждого ребенка;

– приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность.

Один раз в месяц, обычно на первой неделе, детей знакомят с существенными признаками этого месяца, народным земледельческим календарем, формируя представление об определенном времени года.

Организация мастерской-студии направлена на развитие ручной умелости. Дети по своей природе – созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.

На второй неделе каждого месяца в мастерской-студии у детей формируют интерес к народным промыслам с использованием природного или бросового материала.

Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа средствами создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.

Детский сад – модель общества, где взаимодействуют не только сверстники и взрослые, но и дети разного возраста. В традиционной русской семье младшими детьми занимались не только родители, но и старшие братья и сестры.

Малыши перенимали от старших игровые и поведенческие навыки не путем уроков, а в процессе наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Так же и в детском саду: дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей. Поэтому очень важно приглашать малышей в гости на праздники и досуги. Они будут наблюдать за старшими дошкольниками, принимать участие в народных и хороводных играх, постепенно, пошагово приобщаясь к русской культуре.

На третьей и четвертой неделях месяца организуется культурнодосуговая деятельность в форме фольклорных праздников и развлечений.

Если дата народного праздника выпадает на вторую неделю месяца согласно народному земледельческому календарю, совместная творческая продуктивная деятельность в форме мастерской-студии переносится на третью или четвертую неделю согласно календарно-тематическому плану работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Календарные обычаи и обряды – важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа. Труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь диктовала необходимость объединения крестьянских семей в соседскую организацию – община оказывалась одной из гарантий нормального функционирования мелкого индивидуального хозяйства. Стабильность же общинной организации зависела от степени развитости внутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей.

Жизнь человека всегда развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: пахота, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

– календарно-земледельческого круга;

– социальные или семейно-бытовые.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Народные игры – традиционное средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее! Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в образовательном процессе.

В данной книге обобщен опыт работы педагогов МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад комбинированного вида № 420 “Сибирячок”».

Г.А. Антонова – руководитель детского сада, она продвигает это направление работы: в ДОО организован этнокультурный музей.

Н.А. Николаева – воспитатель, которая вместе с нами обобщала этот опыт и постоянно работает по данному направлению.

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре

Март

В народе бытовали исконно русские названия этого месяца: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник, и отражали они природные явления этого времени года: затяжную войну тепла и холода. Как ни сильна зима, а март и снегом сеет, и солнцем греет, и настоящее тепло не за горами. Ведь март неверен: то плачет, то смеется. А случись кому в марте веселую песню синички услышать, знайте: пусть холодно еще, снежно, ветрено – синичка песней тепло ворожит.

За первые по-настоящему солнечные, теплые дни, за первые улыбки весны – проталины – называют март утром года. Однако не спешите доверять ему. Март-месяц горазд куролесить. Только начнет согреваться земля, под корой березовый побежит сок, как налетят вдруг лихие морозы, задуют холодные ветры и снова замрет, заледенеет все вокруг.

Непостоянен, дерзок батюшка-март, недаром, видно, в народе его березолом зовут – злой он для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. А еще называют его «сушец» или «сухий». И он действительно сух – скуп первый весенний месяц на дожди да снегопады, зато ветрами богат. Они-то, ветры мартовские, срубленный в феврале лес сушили. Сжигали его потом рачительные крестьяне, а на гарях – палах (отсюда и слово «поле» пошло) сеяли хлеб. Зима весну пугает, да все равно тает. Хотя с крыш в марте капает, за нос мороз еще крепко цапает. Недаром его называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором – он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха – зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.


Народные приметы

• Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

• В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

• В марте рано затает, долго не растает.

• В марте лед от воды, снег от земли отстает.

• Весенний снег уносит остатки зимнего.

• Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

• Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Игровая обучающая ситуация «Март и снегом сеет и солнцем греет»

Задачи

Образовательные:

– формировать представление о весне на основе ознакомления детей с существенными признаками марта, народным земледельческим календарем;

– учить устанавливать разнообразные связи в природе;

– поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;

– расширять словарный запас через участие в народных и самодеятельных играх;

– развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Развивающие:

– активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;

– учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;

– развивать образное мышление.

Воспитательные:

– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;

– любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности;

– развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа: март, утро весны, утро года, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катыш; на перепутье, синицы тенькают, грачи – вестники весны, день весеннего равноденствия.

Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.

Оборудование: цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц[1] (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.

* * *

Игра «Дрозд»

Дети попарно встают друг к другу лицом, образуя общий круг, и начинают вместе проговаривать слова, одновременно выполняя соответствующие движения: показывают указательным пальцем сначала друг на друга, потом на себя. В конце игры весело обнимают друг друга.

Ты – дрозд, я – дрозд,У тебя – хвост, у меня – хвост,У тебя – нос, у меня – нос,У тебя – сладко, у меня – сладко,У тебя – гладко, у меня – гладко,Мы любим друг друга!

Педагог (приглашает детей к окну). Какие изменения произошли в природе? Какая сегодня погода? Что интересного вы видите за окном?


Дети отвечают.

Отгадайте мои загадки.Приходит с добром,Веет теплом.Светом солнечным красна,А зовут ее…

(весна).

Растет она вниз головою,Не летом растет, а зимою.Но солнце ее припечет —Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)


Объясните народную примету «В марте сзади и спереди зима».


Дети отвечают.


Март – первый весенний месяц, стоит на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах присутствует боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Этот месяц называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

На сугроб ложитсяГолубая тень,Тенькают синицы: —Синий-синий день!Скачет, как мячик,Солнечный зайчикВверх-внизСо стола – на карниз.Зеркальцем взмахну —Побежит к окнуИ зигзагом по стенеВозвращается ко мне.

Т. Шорыгина


Дети отмечают, что в окно светит яркое солнышко, легко можно запускать солнечных зайчиков.


Проводится игра с зеркалами «Солнечные зайчики».

Педагог. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому другое название марта – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Какая птица прилетает в конце марта?

Черный, проворный,Кричит: «Крак!»Червякам – враг.

Дети. Грач.

Педагог. Действительно, в конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: если грач на горе, то весна во дворе. А медведь все еще спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосет да всю зиму живет», – так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, высматривают добычу. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог». Как вы думаете, почему говорят: «Март и снегом сеет и солнцем греет?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Рекомендуем использовать: «Перелетные птицы». 16 демонстрационных картинок с текстом. М.: ТЦ Сфера, 2018.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу