bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

Полезные ли будут модели? Не факт.

К примеру, культура Просвещения всегда порицала инстинкты = мы о них привыкли не думать. Дети с раннего возраста понимают, как поступать «хорошо», а что делать нельзя. При детальном рассмотрении вы не увидите связей с природой человека, это просто культурно сложившиеся установки. Мы даже создаём понятийный аппарат, который исключает влияние инстинктов и в целом природы. Если мы даже гипотетически не можем понять, как нам это будет полезно, то вряд ли вы будете изучать человеческую природу. Это станет большим упущением в познании себя!

Понятие Юнга – архетип мы заменили на – роль. Адам Смит сказал, что: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника мы ожидаем получить свой обед». С самого раннего возраста мы всё концептуализировали, задавали глупые вопросы и строили абсолютные категории, вроде этих: «Мама делает одно, Папа – второе, Продавец – третье, Незнакомец – четвертое…». Каждый из нас всё связал причинно-следственным каркасом,

Если человек такой-то – он делает то-то.

Вы наделили всех ролями. Вы даже партнёра себе выбирали исходя из того, что всю жизнь о нём придумывали. У вас прям список того, что должен мужчина или женщина делать в отношениях. Потом вы встретились с реальностью, а там оказывается никто на розовом пони по радуге не катается и у каждого человека ворох недостатков. Так и вы тоже не подходите под ряд критериев других людей, чему изначально были удивлены. Это не означает, что мы все обречены. В итоге мы снижаем стандарты и приходим к чему-то среднему, выделяем самое важное и ищем это в других.

Это просто пример, который вам понятен.

Мы всех наделили ролью.

Мы негодуем, если человек её не исполняет.

Всё ли так однозначно?

У всех разное понимание ролей. Кто-то ночует на вокзале в коробке из-под холодильника и считает, что жизнь вот-вот наладится, что один шаг его отделяет от успеха. Кто-то считает себя мессией, вторым пришествием Христа. Первый для вас бомж, а второй – больной человек. Вы их не поймёте, поскольку в своём нарративе, в своей истории человек всегда молодец. Мы продолжим эту тему в главе 7.


Вы обладаете своим багажом знаний, эти МЕМы оказались более «живучи», они помогают вам влиться в общество, они лишь опосредованно связаны с инстинктами. Что? Модели, МЕМы опосредованно связаны с вашими желаниями! Если вы будете хорошо учиться, то получите хорошую работу и вот тогда уже утолите свои желания. В моменте же польза от социального Надо не всегда очевидна. Каждый из нас должен следовать ряду норм и в целом это полезное явление.

Неповинуясь и идя против стандартов общества – вы не утолите свои человеческие желания. Вы станете маргиналом и изгоем. И тут зреет еще один парадокс! Вы видите этих маргиналов и изгоев на улицах, они нормально живут, имеют круг общения и выглядят счастливей вас. Контркультура была всегда, да и вообще культура – это не что-то одно. Мы еще далеки до Оруэлловской вселенной, где за вами бдит большой брат. Культура – это нечто собирательное. Ваши мысли и установки – это большая случайность, именно поэтому существует множество вариантов.

Оглянитесь…

Я не люблю примеры, на основе них можно сделать неверные выводы.

Пишу эти строчки 27.02.2022. Я не знаю в каком времени читаете это вы. Россия проводит «Спецоперацию по демилитаризации и денацификации» на Украине. Одна сторона выставляет виноватыми всех русских, а в частности Путина. Другая сторона говорит о том, что всё идёт по плану, что вот-вот мы победим врага. Те, кто руководит общественным мнением отчасти знают правду, а кто его слушает – нет. Как вообще среднестатистический американец стал врагом русского или наоборот? Мы знать не знаем, как живут другие, как на них влияют наши политические решения.

К чему это я…

Раньше людям меньше промывали мозги. С появлением интернет-пространства и развитием методов пропаганды – многие из нас потеряли возможность здраво мыслить. Вспоминается фраза Чака Паланика, которую он сказал устами Тайлера Дёрдена91: «мы все пасынки истории, ребята…». Культура становится менее хаотичной, у любой информации есть хозяин. У любой информации, МЕМа есть хозяин. Культура уже как с полвека перестала быть хаотичной. Среда диктует своё Надо, выставляя свои нормы, правила и шаблоны вашего поведения. Мы варимся в этом бульоне, информационный шум туманит ваше сознание, мозг перерабатывает информацию, ваши мысли подстраиваются определённым образом. Зачастую мы воспринимаем навязанное мнение, как сигнал к действию. Сегодня мы зависим от слов, от чужих идей, это «кровеносная система» культурной революции.

Разница поколений – это разница культуры. Мы ошибочно полагаем, что люди всегда мыслили теми категориями, которые сейчас у вас в голове. Прежде чем рассуждать о любом деятеле нужно понять, в каком он находился культурном, историческом, технологическом и научном контексте. Чтоб понять гениальность Декарта, Локка, Юнга, кого угодно – нужно изучить весь исторический контекст. Я сейчас пишу только так и никак иначе я написать не могу. Находясь сейчас в Сибири, не имея доступа к лабораториям и вообще не являясь научным деятелем – я не могу по-другому написать эту книгу. Если вас это не пугает – тогда двинемся дальше.

Разная культура – разные люди. Привычные для вас мысли – это часть той же культуры, которую вы передаёте всем вокруг. Мы передаём разной сложности идеи через интернет, своих детей и сослуживцев, мы носители МЕМов. Наши ли они? Все ваши мысли – это лишь обработанная и обдуманная информация из внешнего мира, вы взяли её из своего культурного контекста. Это ловушка. Вслед за Бандурой можно предположить, что психическое функционирование лучше понимать в контексте взаимодействия поведения человека и среды92.

Мы надеваем на себя маску, мы играем роль. Шквал противоречивых фактов как-то складывается в модель мышления и мы выносим относительно неё суждения. Смотря на политические новости у вас есть модель происходящего, в вас просыпается политик и высказывается на сей счёт. Приходя к матери на выходных, мы применяем другую роль, роль любящей дочери или сына. Идя в бар, каждый из нас уже соблазнитель и искатель приключений. Это нормально, это закладывает культура.

Проблемы вам известны! Когда мать узнаёт о том, как вы себя ведёте в пятницу вечером. Или когда начальник узнал о ваших политических взглядах. Или когда избранник узнал о ваших странных интересах, походах и хобби. Знакомо?

Проблемы с ролями начинаются тогда, когда люди узнают о вас чуть больше, когда они сопоставляют информацию, когда вы путаете где и что можно говорить, когда вы сами не понимаете контекст ситуации.

Культура и эпоха в целом ставит нас в рамки Надо,

Они умозрительны,

Не всегда логичны,

Сами редко вызывают эмоции.

Никто не заметил, что говоря о культуре мы говорим сильно абстрактно? Это не случайно, потому что культура только в голове людей. Её нет, также нет экономики, денег и государства. Это всё – абстракции, МЕМы, модели, которые у вас засели в голове. Каждый из нас сам поддерживает большинство культурных норм и правил.

Мы попались в ловушку. Среда создала наше мировоззрение, и наше мировоззрение воссоздаёт среду.


Среда по отношению к вам агрессивна!

Естественный ли это отбор?

Эволюционный ли заложен в этом принцип?

Тут можно вспомнить множество гипотез. За свой «Церебральный сортинг» Савельев получил антинаучную премию, предположив, что у людей идёт отбор только по мозгу, что мы всего лишь утрированная версия выведения послушных собак, что нами отныне не движут эволюционные принципы.

В этой идее что-то есть, эволюция у человека давно идёт в большей степени по мозгу. Человек, который лучше подходит под условия среды – в лучшей должности, в лучших условиях, с лучшей медицинской страховкой и с большей вероятностью продлит род. С этим фактом вряд ли кто-то будет спорить. Наш мозг за последние сотни тысяч лет адаптировался под социальные нужды, но в новых отделах ничего строго не закладывается.

Человек участвует в естественном отборе?

В ХХI веке уж точно нет!

На ваше выживание влияют мысли и идеи. Можно связать это с нейробиологией, как делают последователи теории МЕМов, но это лишено здравого смысла.

Мы добровольные заложники культуры,

Она передаётся не по ДНК,

Она становится с каждым годом менее хаотичной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ящик Пандоры – артефакт из древнегреческой мифологии, это источник бедствий, это то, с чем по праву ассоциируется человеческая природа и мышление в частности. Пандорой звали первую девушку (в переводе с древнегреческого «одарённая всем» или «одаряющая всем»), её отправили людям в отместку Прометею за то, что он похитил божественный огонь. Согласно мифу Зевс вручил и велел не открывать ей тот самый ящик, в котором были заперты всевозможные бедствия. Любопытство пересилило, девушка открыла ящик и выпустила хранящееся в нём зло. Ящик Пандоры – артефакт из древнегреческой мифологии, это источник бедствий, это то, с чем по праву ассоциируется человеческая природа и мышление в частности.

2

J. Tseng, J. Poppenk (2020) «Brain meta-state transitions demarcate thoughts across task contexts exposing the mental noise of trait neuroticism».

3

Просвещение – это культурное движение датируемое XVII-XVIII веком в западном мире, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и уход от разного рода предрассудков и суеверий.

4

I. Kant (1774) «An Answer to the Question: What is Enlightenment?»; R. Descartes (1637) «Discourse on the Method of Rightly Conducting One's Reason and of Seeking Truth in the Sciences».

5

Первый эукариот – это некий эксперимент природы, который дал предпосылку к развитию всего живого, появление которого наука до сих пор не разгадала. Первичный бульон олицетворяет хаос, эукариот – его продукт, в данном же контексте идея Просвещения выглядит очевидным следствием предыдущих эпох.

6

J. Locke (1689) «An Essay Concerning Human Understanding».

7

R. Gilbert (1949) «The Concept of Mind»; R. Gilbert «Ghost in the machine».

8

фМРТ (функционально магнитно-резонансная томография) – метод исследования спинного и головного мозга, который позволяет заглянуть и исследовать нейронные сети. На данный момент это один из самых популярных и активно развивающихся методов нейровизуализации.

9

H. Husbands, H.N. Fairchild (1928) «The Noble Savage: A Study in Romantic Naturalism».

10

J. Dryden's (1672) «The Conquest of Granada».

11

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, то есть электрон (читайте – энергия) переходит от одного атома к другому (условно от одного вещества к другому).

12

R. Nisbet (1980) «History of the Idea of Progress».

13

Гипотеза – это предварительное положение, догадка, объяснения которому еще нет или не будет.

14

С.В. Савельев (2014) «Нищета мозга». Савельев собрал в этой работе большой пласт исследований блестящих русских неврологов, структурировал и тем самым доказал индивидуальные различия мозга.

15

Aristotle (350 год до нашей эры) «On the Parts of Animals».

16

(2010) «Neurosociety Conference: What Is It with the Brain These Days?».

17

Фраза Рене Декарта, ставшая нарицательной: «Я мыслю, следовательно, я существую».

18

РНК (Рибонуклеиновая кислота) – полимерная молекула внутри клетки, необходимая для кодирования, декодирования, регуляции и экспрессии генов. Обычно из себя представляет одноцепочную молекулу, в отличие от ДНК.

19

ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота) – является полимерной молекулой, которая обеспечивает хранение, передачу и реализацию генетической программы развития живого организма. Представляет из себя двойную спираль из повторяющихся белков.

20

Метаболизм – это обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой, являясь основополагающей функцией всего живого.

21

S.L. Salzberg (2018) «Open questions: How many genes do we have?».

22

Экспрессия – это процесс, в ходе которого наследуемая информация от гена преобразуется в строительный белок, то есть это процесс, в ходе которого ДНК влияет на строение чего-либо.

23

E. Pennisi (2012) «Genomics. ENCODE project writes eulogy for junk DNA»; (2001) «International Human Genome Sequencing Consortium Publishes Sequence and Analysis of the Human Genome».

24

E.S. Lander (2001) «Initial sequencing and analysis of the human genome».

25

J.C. Venter (2001) «The sequence of the human genome».

26

M.S. Baker (2017) «Accelerating the search for the missing proteins in the human proteome».

27

S.A. Goldman, F. Nottebohm (1983) «Neuronal production, migration, and differentiation in a vocal control nucleus of the adult female canary brain»; P.S. Eriksson, E. Perfilieva, T. Bjork-Eriksson, A.M. Alborn, C. Nordborg, D.A. Peterson, F.H. Gage (1998) «Neurogenesis in the adult human hippocampus»; подобных исследований много.

28

G.M. Edelman (1987) «Neural Darwinism – The Theory of Neuronal Group Selection»; A.K. Seth, B.J. Baars (2005) «Neural Darwinism and consciousness».

29

Аксон – это отросток нейрона, через которые он передаёт сигнал. Аксонов значительно меньше, чем дендритов.

30

Дендриты – это отростки нейрона, через которые он получает сигнал, по отдалению от центра они становятся более тонкими и хрупкими.

31

J. Tavee (2019) «Nerve conduction studies: Basic concepts»; A.L. Hodgkin, A.F. Huxley (1952) «A quantitative description of membrane current and its application to conduction and excitation in nerve».

32

D.A. Drachman (2005) «Do we have brain to spare?»; Y. Tang, J.R. Nyengaard, D.M. De Groot, H.J. Gundersen (2001) «Total regional and global number of synapses in the human brain neocortex».

33

Глиальная клетка – клетка в ЦНС, которая не производит электрических импульсов, которая образует миелин. Обычно её наделяют функциями защиты нейронов, удерживания нейронов на одном месте, изолирования нейронов друг от друга, обеспечения нейронов питательными веществами, кислородом и выведением продуктов распада от процессов метаболизма.

34

Объёмная передача сигналов – это более древний способ передачи информации по сравнению с синаптической передачей.

35

Латеральное торможение – это способность возбуждённого нейрона снижать активность своих соседей, тем самым усиливая контраст между двумя участками мозга.

36

«Крыша» есть у всех позвоночных, впервые она появилась полмиллиарда лет у маленьких бесчелюстных рыб, общих предков с позвоночными. У людей есть подобная структура и называется она «верхний холмик четверохолмия».

37

Зачатки, предпосылку к развитию неокортекса у рептилий называют Wulst.

38

И.П. Павлов (1928) «Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах».

39

C.G. Jung (1921) «Psychologische Typen»; C.G. Jung (1936) «Psychologische Typologie».

40

S. Freud (1923) «The Ego and the Id».

41

С.В. Савельев (2014) «Нищета мозга».

42

R. Saxe, L. Powell (2006) «It’s the Thought That Counts: Specific Brain Regions for One Component of Theory of Mind».

43

Y.T. Kelly, T.W. Webb, J.D. Meier, M.J. Arcaro, M.S.A. Graziano (2014) «Attributing Awareness to Oneself and to Others»; T.W. Webb, K. Igelström, A. Schurger, M.S.A. Graziano (2016) «Cortical Networks Involved in Visual Awareness Independently of Visual Attention».

44

M. Corbetta, G. Patel, G.L. Shulman (2008) «The Reorienting System of the Human Brain: From Environment to Theory of Mind»; T. Moore, M. Zirnsak (2017) «Neural Mechanisms of Selective Visual Attention»; R. Ptak (2012) «The Frontoparietal Attention Network of the Human Brain: Action, Saliency, and a Priority Map of the Environment».

45

K.M. Igelström, T.W. Webb, M.S.A. Graziano (2016) «Topographical Organization of Attentional, Social and Memory Processes in the Human Temporoparietal Cortex».

46

J. Randerson (2012) «How many neurons make a human brain? Billions fewer than we thought»; S. Herculano-Houzel (2009) «The human brain in numbers: a linearly scaled-up primate brain».

47

V. Mountcastle (1978) «An organizing principle for cerebral function: the unit module and the distributed system».

48

S.R. Leigh, P.B. Park (1998) «Evolution of human growth prolongation»; N. Gogtay , J.N. Giedd, L. Lusk, K.M. Hayashi, D. Greenstein, A.C. Vaituzis, P.M. Thompson (2004) «Dynamic mapping of human cortical development during childhood through early adulthood».

49

R.I. Dunbar (1992) «Neocortex size as a constraint on group size in primates»; R.I. Dunbar (1998) «The social brain hypothesis»; T. Sawaguchi (1988) «Correlations of cerebral indices for “extra” cortical parts and ecological variables in primates».

50

R.A. Hill, R.I. Dunbar (2003) «Social Network Size in Humans».

51

R.I. Dunbar (2010) «How many friends does one person need? Dunbar's number and other evolutionary quirks».

52

A. Reiss, M. Abrams, H. Singer, J. Ross, M. Denckla (1996) «Brain development, gender and IQ in children: A volumetric imaging study»; N. Iwasaki (1997) «Volumetric quantification of brain development using MRI».

53

K. Brodmann (1909) «Vergleichende Lokalisationslehre der Grosshirnrinde: in ihren Principien dargestellt auf Grund des Zellenbaues».

54

P.T. Schoenemann (2006) «Evolution of the size and functional areas of the human brain»; R.I. Dunbar (2008) «Why humans aren’t just Great Apes».

55

O.J. Andy, H. Stephan (1966) «Septal nuclei in primate phylogeny: A quantitative investigation»; S.R. Sesack, A.Y. Deutch, R.H. Roth, B.S. Bunney (1989) «Topographical organization of the efferent projections of the medial prefrontal cortex in the rat: An anterograde tract-tracing study with Phaseolus vulgaris leucoagglutinin».

56

G.G. Gallup (1977) «Self-recognition in primates: A comparative approach to the bidirectional properties of consciousness».

57

J.M. Plotnik, F.B. de Waal, D. Reiss (2006) «Self-recognition in an Asian elephant»; D. Reiss, L. Marino (2001) «Mirror selfrecognition in the bottlenose dolphin: A case of cognitive convergence».

58

C.R. Darwin (1959) «On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life».

59

U. Kutschera, U. Hossfeld (2013) «Alfred Russel Wallace (1823-1913): the forgotten co-founder of the Neo-Darwinian theory of biological evolution».

60

Энтропия – это научное понятие и измеримое физическое свойство беспорядка системы, случайности какого-то события или неопределённости в процессе.

61

R. Korisettar (1998) «Early Human Behaviour in Global Contex»; G.K. Richard (1995) «Anatomy, Behavior, and Modern Human Origins»; J.F. Hoffecker (2009) «The spread of modern humans in Europe».

62

Гомид – это семейство приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян.

63

Ментальный рудимент – лишний, доставшийся от предыдущих поколений навык.

64

Селективное давление – сила влияния факторов внешней среды на естественный отбор.

65

S. Mcbrearty, A.S. Brooks (2000) «The revolution that wasn't: a new interpretation of the origin of modern human behavior».

66

R. Dawkins (1976) «The selfish gene»; R. Dawkins (1989) «The Extended Phenotype».

67

Также можно встретить названия «неолитическая революция» или «первая сельскохозяйственная революция».

68

R. Lewin (2007) «Human evolution: an illustrated introduction»; G.J. Armelagos (2014) «Brain evolution, the determinates of food choice, and the omnivore's dilemma».

69

Дети цветов – так сами себя провозгласили хиппи.

70

C.G. Jung (1936) «The Concept of the Collective Unconscious».

71

C.G. Jung (1978) «Man and his symbols»; C.G. Jung (1968) «The Archetypes and the Collective Unconscious».

72

C. Clouchoux, N. Guizard, A.C. Evans, A.J. du Plessis, C. Limperopoulos (2012) «Normative Fetal Brain Growth by Quantitative In Vivo Magnetic Resonance Imaging».

73

M.I. van den Heuvel, M. E. Thomason (2016) «Functional Connectivity of the Human Brain In».

74

D. Holland (2014) «Structural Growth Trajectories».

75

G.M. Innocenti, D. J. Price (2005) «Exuberance in the Development of Cortical».

76

J. Bowlby (1969) «Attachment and loss, vol I: Attachment».

77

C.H. Zeanah, C.A. Nelson, N.A. Fox, A.T. Smyke, P. Marshall, S.W. Parker, S. Koga (2003) «Designing Research to Study the Effects of Institutionalization on Brain and Behavioral Development: The Bucharest Early Intervention Project»; С. Nelson (2005) «Bucharest Early Intervention Project».

78

C.L. Coe, S.P. Mendoza, W.P. Smotherman, S. Levine (1978) «Mother-infant attachment in the squirrel monkey: Adrenal response to separation».

79

A. Gamallo, A. Villanua, G. Trancho, A. Fraile (1986) «Stress adaptation and adrenal activity in isolated and crowded rats».

80

R.F. Parrott, K.A. Houpt, B.H. Misson (1988) «Modification of the responses of sheep to isolation stress by the use of mirror panels».

81

B. Katz (1969) «The Release of Neural Transmitter Substances».

82

D.O. Hebb (1940) «The organization of behavior: a neuropsychological theory»; Сама мысль звучит так: «When an axon of cell A is near enough to excite a cell B and repeatedly or persistently takes part in firing it, some growth process or metabolic change takes place in one or both cells such that A's efficiency, as one of the cells firing B, is increased».

83

J. Stiles, T.L. Jernigan (2010) «The Basics of Brain Development».

84

S. Jessberger, F.H. Gage (2014) «Adult Neurogenesis: Bridging the Gap between Mice and Humans».

85

C. Pallier (1998) «Language and cognition».

86

C. Pallier (2004) «The loss of first language phonetic perception in adopted Koreans».

87

C. Pallier (1999) «Epenthetic vowels in Japanese: A perceptual illusion?».

88

L.J. Pierce, D. Klein, J.K. Chen, A. Delcenserie, F. Genesee (2015) «Past experience shapes ongoing neural patterns for language».

89

На страницу:
7 из 8