bannerbanner
История России с древнейших времен до наших дней
История России с древнейших времен до наших дней

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
29 из 42

На востоке по реке Ворона до Хопра шла граница с Большой Ордой, однако на Дону все еще сохранялось самостоятельное Елецкое княжество. По Волге в районе Нижнего Новгорода проходила граница с камскими булгарами – будущим Казанским ханством.

Срединное положение Москвы было одним из важных факторов ее возвы-шения. Ока и Волга служили естественными барьерами для защиты от внезапных нападений степняков. Не случайно в течение нескольких столетий именно на Берегу (берегу Оки) стояли княжеские, а потом и царские полки, оберегая московские земли.

Наличие естественной преграды способствовало тому, что московские земли стали исключительно притягательными для населения южных княжеств. В массовом порядке оно стало переселяться в окрестности Москвы. С приростом населения стали увеличиваться доходы московских князей.

Благоприятным было положение Москвы и относительно торговых путей. После образования Золотой Орды большой торговый путь из Азии в Европу стал проходить по Волге, Оке, Москве-реке к Волоку и далее к Новгороду Великому. Кроме того, Москва была посредницей и между старым Югом, и новым Севером; и между северо-западом, и юго-востоком.

Еще одним важным фактором для роста могущества Московского княжества была открытость его границ на северо-восток. Именно туда, подальше от золотоордынского владычества, могли переселяться и крестьяне, и промысловики, и даже монахи. Неслучайно монастырская, а за ней и крестьянская колонизация на Север усиливается в XV в. Эти новые земли, не учтенные ханской переписью 1275 г., приносили московским князьям дополнительные доходы.

Рост населения Московского княжества происходил не только за счет переселения из других земель и естественного прироста на своих территориях, но и за счет пленных, выкупаемых московскими князьями в Орде. Они даже носили особое название – ордынцы и расселялись на пустующих великокняжеских землях.

Однако в целом население Московского княжества вряд ли было большим. Опасность для жизни людей представляли не только набеги ордынцев и княжеские усобицы, но и пожары, эпидемии и всевозможные стихийные бедствия. Летописи содержат множество сведений на этот счет.

Приблизительно с середины XIV до середины XV вв. в Москве было 17 крупных пожаров. Например, в 1337 г. сгорело 18 церквей и все дома жителей вокруг них; в 1357 г. сгорело 13 церквей; в 1389 г. выгорело несколько тысяч дворов; в 1453 г. от Кремля остались одни угли и головешки; в 1458 г. треть Москвы превратилась в пепелище. В огненной стихии гибли горожане и скот.

Голод из-за неурожаев был постоянным явлением в XIV–XV вв. В 1309 г. из-за нашествия мышей хлеб был съеден прямо на корню. В 1364 г. летом стоял страшный зной, леса и болота горели, реки высохли. Урожаю зерновых был нанесен большой урон. В 1365 г. все повторилось, и начался сильный голод. В поисках хоть какого-нибудь пропитания бедняки тысячами умирали на дорогах и в городах.

В 1370 г., напротив, зима началась слишком рано. Хлеб сжать не успели, и он ушел под снег. Но в Великий пост внезапно началась оттепель, снег сошел и больше не выпадал. Летом вновь запалил зной, на солнце появлялись какие-то пятна, и стало сумрачно. Вновь горели леса, болота, высохли реки и озера. Голод был таким, что даже звери выходили из лесов и бродили по опустевшим деревням и селам, птицы замертво падали на землю.

В 1373 г. вновь летом не выпало ни капли дождя. Следующий век начался с похолодания. В 1407 г. лето было сумрачным и дождливым, с востока прилетели какие-то насекомые, которые объели листья на деревьях и кустах, и те засохли. В 1418 г. снег выпал уже 15 сентября, начались сильные морозы. Урожай зерновых был потерян. В 1421 г. все повторилось. Зима была такой лютой, что люди гибли не только от голода, но и от холода.

В 1429 г. вновь началась засуха. Опять горели леса. Много птиц и зверья погибло, а рыба два года пахла гарью. Но уже с 1486 г. снова началось похолодание. До 1456 г. урожаи были плохими, поэтому продовольствие на рынках стоило очень дорого.

Крайне неблагоприятные климатические условия XIV–XV вв. заставили земледельцев искать новые формы ведения сельского хозяйства. Пшеница и ячмень постепенно вытесняются более холодоустойчивыми культурами – рожью и овсом. Перелог и подсека заменяются пашенной паровой системой. Эта аграрная перестройка была связана и с тем, что в центральных районах основные лесные пространства оказались освоенными. Новые двухпольная и трехпольная системы были более прогрессивными формами использования земли. Они позволяли менять, т. е. чередовать, культуры на полях, заботиться о плодородии почвы. Крестьянское население становится оседлым и привязывается к конкретным земельным наделам. Кроме того, ведение сельскохозяйственных работ оказывается менее трудоемким, чем при подсечном земледелии.

К массовой гибели людей приводили не только голод, но и эпидемии. В 1353 и 1363 гг. страшная болезнь, легочная чума, унесла жизни тысяч людей в Новгороде, Пскове, Москве, Рязани, Нижнем Новгороде, Коломне, Владимире, Суздале, Можайске, Дмитрове, Белоозере. Она начиналась как бы с удара в грудь, затем был кашель с кровью, сильный жар, пот, озноб, выступали железы, тело покрывалось гнойниками. Через три дня наступала смерть. В итоге в Москве каждый день умирало от 50 до 100 человек. В Смоленске и на Белоозере вообще не осталось жителей.

В 1409 г. началась другая эпидемия, получившая название «костолом». Болезнь начиналась с того, что руки и ноги искривлялись судорогами, все кости хрустели, зубы скрежетали, разум мерк. Несмотря на страшные боли, некоторые заболевшие выздоравливали. В 1414 г. костолом повторился. В 1417 и 1425 гг. повторилась эпидемия старой болезни, проявляющейся в кровохарканье.

Людские жизни уносили и другие стихийные бедствия. Например, в 1399, 1406, 1442, 1460 гг. были такие сильные бури и грозы, что с домов срывало крыши, деревья вырывало с корнем. Ливни вызывали наводнение. В 1446 г. даже было землетрясение. Толчки ощущались в Москве, Суздале, Новгороде.

§ 2. Власть московского князя, доходы, устройство двора, армия, способ управления княжеством

В XIV–XV вв. Московское княжество передавалось по наследству от отца к сыну или ближайшему родственнику. Права наследника фиксировались в духовной грамоте его предшественников. Право же на великое владимирское княжение, а вместе с ним старшинство среди остальных князей и право на сбор дани для Золотой Орды со всех русских земель давались золотоордынскими ханами в виде ярлыка. Однако уже Дмитрий Донской пренебрег ханской волей и великое княжение Владимирское передал по наследству своему сыну Василию I. Но формально считалось, что московский князь получал верховную власть из Золотой Орды, поэтому его поставление осуществлялось ханским послом во владимирском Успенском соборе (к примеру, в соседней Литве великого князя литовского поставлял церковный иерарх).

С одной стороны, зависимость от Золотой Орды ограничивала власть московского князя, поскольку он считался ханским улусником. С другой стороны, воля хана как бы возвышала великого князя над всеми остальными подданными, делая его самодержавным правителем. Получалось, что свою власть великий князь получал свыше, т. е. от хана, и в этом отношении был полностью независим от желания людей, населявших его княжество.

Получение ярлыка на великое княжение способствовало росту могущества и богатства московского князя. Сбор дани со всех русских земель был исключительно выгодным делом. Еще в 1275 г. все земли были переписаны по ханскому указу, и население обязали платить посошную подать. Сначала ее собирали ханские баскаки. Затем сбор дани был поручен местным властям. Например, в городах-республиках Новгороде и Пскове ее собирали посадники, в независимых княжествах – Рязанском, Тверском и других – их князья, и т. д. Все платежи стекались к московским князьям. Известно, что в XIV в. Коломна платила 342 руб., Можайск – 235, Звенигород – 272, Дмитров – 111, Нижегородское княжество – 1500, Углич – 105 и т. д. Если какой-либо город или владелец земли не мог заплатить нужную сумму, то мог потерять самостоятельность и переходил под власть великого князя московского. Некоторые владения просто переходили к нему за долги.

Поскольку в XIV и особенно XV в. в Золотой Орде часто шла династическая борьба, ханская власть была непрочной и недолговечной, то московские князья пользовались этим и дань не всегда посылали, оставляя ее в своей казне. В итоге они не только закрепили за собой положение старшего среди остальных князей, но и в материальном отношении превзошли их всех.

Следует отметить, что система выдачи ярлыка на великое княжение и сбор дани со всех русских территорий препятствовали развитию сепаратистских тенденций и постоянно собирали все земли воедино. Ханский ярлык давал право московскому князю вмешиваться в дела всех остальных княжеств и городов и посылать в них своих наместников. Ханская перепись стала основой для сбора всевозможных налогов уже в пользу великого князя. Позднее на ее основе были составлены писцовые книги, по которым уже платились государственные налоги тягло. На базе чрезвычайной дани, собираемой для кормления ханских послов и обеспечения их передвижения (яма), появились дополнительные налоги: кормовые (для иностранных послов и государевых людей), ямские и т. д.

Непосредственно в казну князя население было обязано платить торговые пошлины, налоги за занятие промыслами, деньги за судопроизводство. Некоторые промыслы, например варка соли в Галиче, Юрьеве, Городце, отлов бобров в малых реках, рыбная ловля ватагами на северных морях и реках, разведение лошадей, охотничьих собак, приносили дополнительные доходы.

В течение XIV–XV вв. родственные отношения внутри великокняжеского рода изменяются. Начинает закрепляться практика передачи престола от отца к старшему сыну, минуя братьев. Попытка Юрия Дмитриевича и его сыновей изменить ее ни к чему не привела. Младшие в роду, т. е. удельные, князья были обязаны служба старшему. Тот в свою очередь должен был их «кормить», т. е. наделять землями, и оберегать от недругов. Собственные же родовые владения мелких князей начинают постоянно уменьшаться (одни разорялись степняками, другие продавались за долги).

Главным гарантом силы и могущества московского князя была его дружина, т. е. войско. Она все еще делилась на старшую и младшую чадь. Старшую составляли бояре. Но и среди них была градация. Главными считались ближние бояре, т. е. те, кто с давних лет служил московскому князю и имел свои земельные владения около Москвы. Затем шли введенные бояре, т. е. те, которые переселялись из других княжеств и за свою службу получали в кормление города. В них они были обязаны судить от лица князя, собирать налоги и организовывать оборону. Были также путные бояре, которые получали доходы и для себя, и для князя с торговых путей (по предположению С. М. Соловьёва). В итоге ближние бояре входили в княжескую думу и находились при великом князе; введенные и путные бояре осуществляли управленческие функции княжеских чиновников на местах. Кроме того, они были сборщиками налогов.

Этих бояр – наместников и сборщиков налогов можно считать прародителями будущих государственных управленцев.

Бояре, находившиеся при великокняжеском дворе и входившие в думу, играли роль совещательного органа. В него же входили окольничие – более низшие чины, организующие княжеские выезды.

Следует отметить, что и бояре, и окольничие сохраняли за собой право выезда на службу к другому князю с принадлежащими им землями. Но со временем он становился все более сложным. Суд в боярских землях стали осуществлять те князья, на чьей территории они находились, бояре же обязаны были защищать от врагов те города, где были их земли, а не где они служили. Весьма запутанным было и их собственное решение судебных тяжб. Все это привело к тому, что бояре стали крайне редко покидать своего патрона и целыми поколениями верно и преданно ему служить (в княжении Василия Тёмного это было наглядно видно).

Младшую дружину составляли дворяне, носившие название детей боярских. Они не входили в думу, но также сохраняли право свободного выхода. Младшая дружина составляла основу княжеского войска – конницу. Полководцами же обычно назначались представители старшей дружины. Во время военных походов в войско князя должны были вливаться городовые полки.

Полков было пять: Передовой, Великий, Правой и Левой руки, Засадный. Кроме того, население приграничных городов должно было нести пограничную службу на заставах.

Княжеский двор и княжеское хозяйство обслуживали всевозможные слуги: стольники, чашники, конюший, ловчий, ясельничий, дворский, казначей, ключник. Составлением различных документов и посольскими делами занимались дьяки и подьячие. Писцы составляли описи земель, приставы отправлялись для разбирательства судебных дел.

По дворцовому ведомству служили не только вольные люди, но и холопы. Обычно они были садовниками, псарями, ремесленниками и т. д.

Еще при Дмитрии Донском в Москве было изменено городское управление. Должность тысяцкого была упразднена. Вместо него стал назначаться наместник, как и в других крупных городах. Но в независимых городах, например Новгороде и Пскове, было свое самоуправление в лице посадника и веча. Там наместник был лишь представителем князя и его функции и права строго оговаривались в договорной грамоте. Однако между наместниками и городским самоуправлением часто возникали споры и столкновения, нередко заканчивающиеся войной между Москвой и Новгородом.

Право назначать своих наместников на независимые территории давал великому князю ханский ярлык. Формально эти наместники были представителями Золотой Орды, а сам великий князь считался его улусником. Но поскольку татаро-монгольское ханство с каждым годом все больше и больше слабело, власть над русскими землями оказывалась в единоличных руках московского князя.

В собственном княжестве административными единицами управляли княжеские чиновники: волостями – волостели, станами – становщики, селами – посельские. Это уже было определенной формой государственного управления.

§ 3. Социальная структура

Высшее сословие в XIV–XV вв. было довольно дифференцированным. На самой высокой ступеньке стояли великий князь и его ближайшие родственники удельные князья, сохранявшие некоторую самостоятельность. Они имели собственные уделы, получаемые по наследству, двор, войско, администрацию. Но во время военных походов великого князя им следовало быть его союзниками.

Ниже шли служилые князья, т. е. те князья Рюриковичи или Гедиминовичи, которые поступили на службу к великому князю. Они сохраняли, как правило, свои родовые имения и имели право менять сюзерена. Обычно они занимали высшие посты в войске. Почти равное с ними положение занимали ближние бояре, т. е. те, которые с давних пор служили московским князьям и также имели родовые земельные владения. Далее шли введенные бояре и чуть ниже – путные. Они были, видимо, из числа тех, кто сравнительно недавно перешел на службу в Москву. За свою службу они получали в «кормление» города или право сбора налогов с торговых путей. Еще ниже находились окольничие, в обязанность которых входило сопровождать князя в поездках и организовывать его путь. Вместе со всеми боярами они входили в думу – совещательный орган при великом князе. Дети боярские, по сути воины или рыцари, стояли еще ниже. За свою службу они получали земельные владения во временное пользование, т. е. в поместье. Однако сохраняя право отъезда к другому сюзерену.

В XIV–XV вв. княжеский двор еще был обособлен от княжеской ад-министрации, поскольку управлял только собственными владениями князя, а администрация – землями, подчиненными Золотой Орде. Среди слуг также была своя иерархия. Старшим был дворецкий, ведавший всем дворцовым хозяйством, затем шел казначей, конюший, стольники, спальники и т. д. Но на все эти должности вряд ли назначались особенно знатные люди, поскольку их функции были не столько почетными, сколько служебно-хозяйственными.

В крупных торговых независимых городах была своя иерархия. На высшей ступеньке находились житные люди, т. е. наиболее богатые, имевшие свой дом, хозяйство, множество слуг. Из их числа выбирались посадники и члены городского самоуправления. За ними шли «гости», т. е. наиболее богатые купцы. Далее находились торговые люди, т. е. те, кто непосредственно осуществлял торговые операции. Остальные горожане назывались либо земскими людьми, либо числяками. Они занимались ремеслом и мелкой торговлей и имели собственные дома.

Для удобства управления и сбора налогов городское население делилось на сотни, в Новгороде – на концы. В крупных торговых городах на сотни делилось и купеческое сословие. Высшее положение занимала Гостиная сотня. В Москве она занималась торговыми операциями великокняжеского двора и имела представительства в других торговых городах. В Новгороде, кроме того, был создан особый «Немецкий двор» для торговли с прибалтийскими странами.

Ниже находилась Суконная сотня, в которую, видимо, входили гости, торговавшие с европейскими странами (именно оттуда привозили сукна). Особые купцы-сурожане, осуществлявшие торговые операции со странами Востока.

Следует отметить, что на международных рынках «русскими» товарами считались: меха, кожа, волос (шерсть), щетина, сало, воск, скот, лес, постели (пуховики), посуда из дерева или глины. «Немецкими» товарами были: хлеб, соль, сельдь, пиво, вино, сердолик, золото, серебро, медь, олово, свинец, сера, иголки, четки, пергамент, бумага. С Востока привозили: жемчуг, драгоценные камни, шелк, оружие, пряности.

Вместе с торговлей развивалось и ремесло. Самыми большими по численности были артели каменщиков и плотников. Частые пожары опусто-шали целые города, и строительство шло постоянно. Самым крупным заказчиком был великий князь, возводивший и городские стены, и церкви, и всевозможные оборонительные сооружения на границах страны. По количеству заказов не намного отставало от него духовенство. Ведь именно XV в. считался веком монастырского строительства. Среди ремесленников популярными были профессии литейщиков, кузнецов, седельщиков, лучников, оружейников, щитников и др. Профессии сапожников и портных в то время были менее распространены, поскольку обувь и одежду шили домашние мастера.

Поскольку эта часть городского населения была самой многочисленной и больше всего платила дани (согласно Ханской переписи, и богатые, и бедные платили одинаково), то великий князь делал все возможное, чтобы она не уменьшалась. Он запрещал городским жителям переезжать с места на место и продавать свои земли не тяглецам. Кроме того, численников нельзя было брать в услужение ни к боярам, ни к духовенству. Сами же они имели право заниматься любым промыслом.

Однако бремя налогов было столь тяжелым, что сами горожане пытались его сбросить любым путем и наняться на службу к богатому и влиятельному человеку. Хотя их жизнь становилась легче, но свой социальный статус они понижали, превращаясь в холопов. Правда, понятие «холоп» вовсе не было тождественно понятию «раб». Условия службы обычно оговаривали в особом договоре – кабале. По истечении обговоренного срока холоп мог вновь стать свободным.

Особый социальный статус имели ордынцы – выкупленные в Орде пленные. Они были полусвободными людьми. По княжескому указу, они селились в отдельных слободах и занимались той деятельностью, которая нужна была великому князю. Брать их на иную службу было запрещено.

На низшей ступеньке находилось сельское население, т. е. крестьяне, которые таковыми в то время еще не назывались. Они делились на черных людей и пашенных. Первые жили на землях великого князя и платили ему налоги в зависимости от размера пашни. Стремясь, чтобы эта часть населения не уменьшалась, князь давал черным людям всяческие льготы и относительную свободу в выборе занятий. Главное, что от них требовалось, – вовремя заплатить налог.

Пашенные люди своей земли не имели и нанимались на работу к ее владельцам. Их называли наймитами. За свой труд они получали деньги. Но, видимо, наймитов было мало. Более распространенной формой отношений между работником и хозяином был ряд – т. е. особый договор. Если работник отдавал по договору половину урожая, то он назывался половником, если треть – третником. Иногда пашенные люди брали у хозяина в долг деньги для обустройства своего хозяйства. Их называли серебряниками. Без уплаты долга они не имели права покинуть хозяина. В целом же пашенные люди были лично свободны и могли менять хозяев.

Однако со временем великий князь стал стремиться к тому, чтобы ограничить крестьянский выход, поскольку малоземельные служилые люди разорялись, оттого что крестьяне бегали от владельца к владельцу, желая получать льготы. «Выход» стал разрешаться только два раза в год: весной и осенью, до основных сельскохозяйственных работ. Некоторым монастырям давалось право не отпускать от себя старожильцев, т. е. тех крестьян, которые жили на их землях достаточно долго. Черносошных крестьян вообще было запрещено переманивать тем, кто не подчинялся великокняжеской власти.

Самой бесправной частью населения были полные холопы, т. е. те, кто был куплен на невольничьем рынке или оказался в кабале за крупные долги. Фактически они были рабами своих владельцев.

Сложная и крайне разветвленная социальная структура русского общества в XIV–XV вв. свидетельствовала о том, что процесс поляризации только начинался, четко выраженных и замкнутых сословных групп еще не было, отсутствовало и единое социальное пространство, поскольку экономическое развитие разных частей страны сильно различалось.

Духовенство представляло собой особую социальную группу, которая в то время еще сохраняла и правовую, и материальную самостоятельность.

§ 4. Православная церковь

В XIV–XV вв. православная церковь сохраняла определенную независи-мость от московского князя. Это было, во-первых, связано с тем, что она подчинялась константинопольскому патриарху. Во-вторых, территория митрополии была существенно больше, чем собственные владения великого князя. Ведь митрополиту подчинялись до XV в. многие земли бывшей Киевской Руси, а сам он считался, в первую, очередь, Киевским, а потом Владимирским и Московским. В третьих, власть московского и великого владимирского князя не освящалась Церковью, поскольку тот получал ее от золотоордынского хана.

Однако и великий князь, и митрополит нуждались друг в друге. Московский князь, претендуя на власть во всех русских землях, должен был подкреплять ее авторитетом церковного иерарха. Поэтому он стремился сделать Москву не только административным центром, но и религиозным. Здесь обустраивается резиденция митрополита, здесь возводятся каменные соборы, сюда переносятся святыни (икона Владимирской Богоматери), здесь появляются свои святые (первый московский митрополит Петр, затем Алексий и позднее Иона; князь Даниил и другие).

Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.

Без помощи великого князя вряд ли московским митрополитам удалось бы сохранить свое владычество над всей своей огромной епархией. К примеру, в середине XV в. новгородский архиепископ Евфимий явно стал тяготиться своим подчиненным положением и стал стремиться к сепаратизму. В условиях междоусобия в великокняжеской семье ему почти удалось отделиться от московской митрополии. Но с помощью власти московского князя «заблудшие овцы» были возвращены в лоно официальной церкви.

Фактически московскому митрополиту подчинились девять епископий: Новгородская, Рязанская, Ростовская, Суздальская, Тверская, Коломенская, Пермская, Сарская и Подонская (с середины XV в. она стала базироваться в Крутицах на окраине Москвы).

В материальном отношении Церковь считалась независимой от вели-кокняжеской власти. Ее доходы складывались из пожертвований верующих, платы за отправление церковных обрядов и судебные разбирательства по духовным вопросам, а также средств, получаемых от земельных владений собственно церквей и монастырей. Однако, несомненно, что вклады великого князя и членов его семьи составляли немалую их часть.

Золотоордынское владычество, опустошительные набеги и тяготы по уплате дани подталкивали многих людей к тому, чтобы уйти подальше от мирской суеты в монастыри. В данном случае характерен пример Сергия Радонежского. Его родители жили в Ростове и окончательно разорились. Для себя и своих детей они выбрали один путь – в монастырь. Но, вероятно, без средств стать иноком какого-нибудь монастыря было невозможно, поэтому юноша (в миру Варфоломей) поселился в уединенном месте в лесу и стал вести там монашеский образ жизни. Поскольку его жилище было недалеко от Ростовской дороги, многие узнали о нем и стали приходить и селиться рядом. Так возник Троице-Сергиев монастырь.

На страницу:
29 из 42

Другие книги автора