bannerbanner
Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания
Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания

Полная версия

Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания

Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– Большая часть экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства. Поскольку государство сливается с идеологией, то оно накладывает свой отпечаток на все сферы жизни общества;

– Любое нарушение политической идеологии влечет за собой террор полицейский и идеологический.

Как пишет Р. Арон, главное в тоталитаризме – захват власти одной партией и террор. Однако он полагает, что все вышеперечисленные признаки в совокупности и порождают тоталитарные системы. Автор задается вопросами о самих этих системах. Насколько они неповторимы в своем виде? С чем сопоставим советский тоталитаризм? И обречен ли однопартийный режим на тоталитаризацию?

В XX веке были авторитарные режимы, но не однопартийные, и были однопартийные режимы, не ставшие тоталитарными. Их целью не являлась пропаганда своей идеологии на все виды деятельности. Есть однопартийные режимы, где государство не поглощает общество, а идеология не имеет патологического размаха, характерного для советского режима. В любом случае, говорит Арон, нужно признать, что однопартийность в индустриальном обществе чревата развитием тоталитарного режима. Лидеры единственных государственных партий стремятся оправдать свое исключительное положение тем, что внедряют идеологию (любую) в общество, которая будет его контролировать. В следующих главах Раймон Арон сравнил две страны, в которых процветал тоталитарный режим: Германия и СССР.32 По сравнению с Италией, у Германии и СССР есть нечто общее, так как в обоих случаях использовались крайности тоталитарных идей (массовые репрессии в СССР и жестокость Гитлера в военное время). Можно ли сделать вывод, что эти проявления сходства дают возможность сблизить обе тоталитарные системы?

Согласно Арону, в гитлеровском и сталинском режиме есть общие черты. Таковыми являются:

– Однопартийность;

– Официальная идеология;

– Абсолютная власть Верховного Правителя;

– Вездесущая полиция;

– Полицейский террор.

– Роль личности (И. Сталин, А. Гитлер).33

В итоге Арон делает вывод, что несмотря на схожие моменты, нельзя говорить об абсолютной идентичности или различии социально-исторической формации. У каждого режима будут свои цели, идеи, но идентичные инструменты управления массой, удерживания власти в руках одного правителя, методы пропаганды.

Еще одна концепция тоталитарного режима представлена в работе двух политологов немецкого и польского происхождения – Карла Фридриха (1904 – 1978) и Збигнева Бжезинского (1928 – 2017). Оба утверждают, что на протяжении всей истории существовало множество форм автократии. Это неограниченная власть вождей и их сакрализация в первобытном обществе; тирании в греческих государствах, в Италии эпохи Возрождения; абсолютные монархии в Европе и царская Россия. Отличительная и главная черта любого правителя в автократии – его неподотчетность.34

В XX веке автократия перерождается в тоталитаризм. Далее Бжезинский и Фридрих перечисляют шесть признаков тоталитарных режимов. Вкупе эти признаки называются «тоталитарным синдромом». Сюда входит идеология, главенствующая партия, террористическая полиция, монополия на СМИ, централизованная планируемая экономика. Так авторы представляют нам модель тоталитарного государства. Эти элементы только в сумме своей могут работать на тоталитаризм. Например, мы не может назвать Ю. Цезаря диктатором, потому что он первым создал тайную полицию. Мы не можем признать католическую церковь тоталитарной, хотя она и имела идеологический контроль над своими последователями. Эти шесть элементов тоталитарных систем только в совокупности выстраивают тоталитарную модель. Все тоталитарные диктатуры обладают следующими чертами:

– Идеология. Она утопична. Данная идеология отвергает существующие нормы общества и старается охватить весь мир, чтобы создать Нового человека в новом обществе.

– Однопартийность. Во главе партии – диктатор, члены партии – это 10% от всего населения страны. Партия организована по иерархическому признаку.

– Террористический политический контроль. Он служит поддержкой для партии, но и контролирует ее действия. Этого требует сам вождь.

– Организованный контроль над СМИ (пресса, кино, радио).

– Контроль над вооруженными силами.

– Контроль над экономикой страны.

В тоталитарных государствах эти признаки могут быть в равной степени развиты, а, может быть и так, что какой-то из признаков проявляется сильнее и отчетливее.

Суммируя все вышесказанное, мы сформулируем основные характерные черты тоталитаризма:

– Вождизм, иными словами концентрация власти в руках одного человека, которому приписываются сверхъестественные способности и создается его культ личности;

– Однопартийная система управления;

– Единая и обязательная для всех идеология социального утопического типа;

– Жесткая система контроля общественного сознания, переходящая в террор; поддержание состояния страха населения перед всевидящим государством;

– Абсолютная вера и почитание массами вождя и государства;

– Монополия власти на СМИ, культивирование образа внешнего врага и осажденной крепости.

Эти и другие работы заложили основы научного изучения тоталитаризма и тоталитарной культуры в частности.


Культура в тоталитарном государстве: основные принципы


Изучение культуры в тоталитарном обществе идет вкупе с изучением с проблемы социального и индивидуального сознания. Исследованием различных аспектов бытования тоталитарной культуры занимались Р. Гвардини, А. Зиновьев, Г. Маркузе, И. Голомшток и другие.

Культура в их исследованиях играет первостепенную роль в формировании сознания массового человека, поскольку именно культура формировала поведенческие стереотипы и установки, становившиеся обязательными для всего населения.

В современных исследованиях, посвященных проблемам культуры, значительное место занимают изучение ее квазирелигиозных оснований, в частности, культ государственной власти и вождя. Тоталитарную культуру как политическую религию исследовали А. Мень, Ю. Давыдов, В. Чаликова, Х. Моммзен, К. Баллестрем и другие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гуревич П. С. Человек и культура. – М.: Наука, 1990. – 241 с.

2

Гуревич П. С. Культурология. Изд.: Проект. – М., 2003. – 336 с.

3

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 326 с.

4

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – M.: Галарт, 1994. – 296 с.

5

Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. – 414 с.

6

Троицкий Ю. Л. Историческая компаративистика. Эпистемология и дискурс / Диалог со временем. – 2010. – №30. С. 30 – 32.

7

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. С. 21—95.

8

Левин Ю. И. Истина в дискурсе. -Киев: Новый круг. – 1992. – №2. – С. 124—149.

9

Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. Минск, 1996. С. 48 -73.

10

Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

11

Морозова С. В. Культурология. Часть 1. Учебное пособие для студентов всех специальностей. – М.: МГУП, 2010. – 248 с.

12

Гуревич П. С. Культурология. Изд.: Проект. М., 2003. – 336 с.

13

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С.11- 42.

14

Багновская Н. М. Основы культурологии. М., 2004. – 291 с.

15

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998. – Т. 1. С. 248—272.

16

Гегель Г. Собрание сочинений. Т.3. М.: Мысль, 1997. – 372 с.

17

Cultural policy: a preliminary study. Paris: UNESCO, 1969. Р. 5—7.

18

Драгичевич-Шешич М. Перспективы культурного развития: новые модели общей культурной политики. // Обсерватория культуры. – №2. – 2006. – С. 29—32.

19

Беляева Е. Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза. М.,2015. 140 с.

20

Л. Е. Востряков. Культурная политика: основные концепции и модели. Институт культурной политики, 2011. 20 с.

21

Писарчик Л. Ю. Философия культуры М. Вебера. Вестник ОГУ. – 2010. – январь. – С. 35—45.

22

Чернышова Л. Д. Аксиологические основания тоталитарной культуры: дис. … канд. филос. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2012.– 279 с.

23

Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисл. Н. Я. Петракова. – М.: Экономика, 1992. – 176 с.

24

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

25

Там же. С. 323

26

Там же. С. 324.

27

Ортега – и- Гассет Х. Восстание масс. М.: Издательство АСТ, 2002. С. 25.

28

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. С. 317.

29

Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. Вопросы философии. М., 1992. №5. С.16—28.

30

Там же. С. 28

31

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Пер. с фр. Семенова Г. И. М.: Текст, 1993. 303 с.

32

Там же. С. 108.

33

Там же. С. 110

34

Friedrich Carl. J.,Brzezinski Zb. Totalitarian dictatorship and autocracy. – Cambridge (Mass.): Harvard university press, 1965. – xiii, 438 p.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2