Полная версия
Кольца Москвы: Прогулки вдоль стены Белого города и Камер-Коллежского вала
Памятник Юрию Рериху
Для того чтобы познать окрестности Гоголевского бульвара, нужно основательно погулять по переулкам. За не очень примечательными фасадами могут скрываться калитки времени, куда стоит заглянуть тем, кто готов погрузиться в атмосферу 19-го века. Вот, например, особняк, принадлежавший Георгию Бостанжогло. Фамилия Бостанжогло озадачивает россиянина 21-го века. Происхождение этой фамилии сегодня распознать так же трудно, как и произнести её. Между тем, в конце 19-го века она бы не вызвала никаких вопросов, и любой житель Москвы при необходимости мог бы без запинки её выговорить. Почему? Потому что эта фамилия была написана на каждой второй пачке папирос или сигарет. Бостанжогло, без преувеличения, был «табачным королём» Российской империи. Бренд «Бостанжогло» был так же хорошо узнаваем, как и бренд производителя водки «Смирнов». Более того, семьи Смирнова и Бостанжогло имели родственные связи.
ИСТОРИЯ СЕМЬИ БОСТАНЖОГЛО ДОСТОЙНА ОТДЕЛЬНОЙ КНИГИ. СРЕДИ НОСИТЕЛЕЙ ФАМИЛИИ БОСТАНЖОГЛО БЫЛО МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. БОСТАНЖОГЛО – ФАМИЛИЯ ГРЕЧЕСКАЯ, НО СИЛЬНО ИСКАЖЁННАЯ. НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО В ЭТОМ НЕТ. В РОССИЮ, НАЧИНАЯ С 15-ГО ВЕКА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ПЕРЕСЕЛИЛОСЬ МНОГО ГРЕКОВ. ФАМИЛИИ ПРИБЫВШИХ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИНОГДА «НЕ ЛОЖИЛИСЬ» НА РУССКИЙ ЯЗЫК, И ИХ МЕНЯЛИ РОССИЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ, ОФОРМЛЯВШИЕ ДОКУМЕНТЫ. ВТОРАЯ ЗАГАДКА – ПОЧЕМУ БОСТАНЖОГЛО НАЗЫВАЮТ «НЕЖИНСКИМИ» ГРЕКАМИ? ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В ГОРОДЕ НЕЖИН, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В ЧЕРНИГОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ, ОБРАЗОВАЛАСЬ БОЛЬШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА. ЭТО ПРОИЗОШЛО ЕЩЁ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 17-ГО ВЕКА. ОБЩИНА ПОЛУЧИЛА ПРАВА САМОУПРАВЛЕНИЯ. В НЕЖИНЕ БЫЛА ОСНОВАНА ГРЕЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, КОТОРАЯ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СЧИТАЛАСЬ ЛУЧШЕЙ ГИМНАЗИЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. НЕЖИНСКИЕ ГРЕКИ ВЫРАЩИВАЛИ ЗНАМЕНИТЫЕ «НЕЖИНСКИЕ ОГУРЦЫ», ПОПАВШИЕ В РАЦИОН АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ. НО «ГРЕЧЕСКАЯ» ИСТОРИЯ НЕЖИНА ЗАКОНЧИЛАСЬ В КОНЦЕ 19-ГО ВЕКА. САМОУПРАВЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ДИАСПОРЫ В ГОРОДЕ НЕЖИН ОТМЕНИЛИ, И НЕЖИНСКИЕ ГРЕКИ СТАЛИ ПЕРЕСЕЛЯТСЯ В БОЛЬШИЕ ГОРОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЦЕЛЯХ МАСШТАБИРОВАНИЯ БИЗНЕСА.
Сохранилось несколько особняков 18-го и 19-го веков, выходящих на Гоголевский бульвар. В одном из особняков, согласно надписи на фасаде, проходили собрания декабристов. Охотно верим. Но почему после упоминания декабристов на фасаде начертано: 1830 год? Вроде бы, восстание декабристов датируется 1825 годом? Нужно разбираться.
Но главное, нужно разобраться с музеем имени Рериха. Этот музей ещё недавно находился рядом с музеем им. А. С. Пушкина. В настоящее время музей закрыт. На территорию зайти можно. Первое, что вы увидите, – это памятник Рериху. Но не тому Рериху в академической шапочке и с восточной бородкой, к которому мы привыкли. И не Святославу Рериху, его младшему сыну и художнику. Памятник посвящён старшему сыну Николая Рериха – Юрию Рериху. Он прожил не очень долгую жизнь. Был востоковедом, искусствоведом и ещё много кем.
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ РОДИЛСЯ В 1902 ГОДУ В ГОРОДЕ ОКУЛОВКА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. В 1917 ГОДУ РОДИТЕЛИ ВЫВЕЗЛИ ЕГО В ФИНЛЯНДИЮ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЮРИЯ ПРОШЛА ЗА ГРАНИЦЕЙ. ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ И ИНДИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ ЮРИЙ РЕРИХ ПОЛУЧИЛ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США. ОН СТАЛ ПРИЗНАННЫМ В МИРЕ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ ТИБЕТА. ЮРИЙ УЧАСТВОВАЛ В ЭКСПЕДИЦИЯХ НИКОЛАЯ РЕРИХА ПО ГИМАЛАЯМ, ГДЕ ОТВЕЧАЛ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. В 1957 ГОДУ ОН ВЕРНУЛСЯ В СССР. В 1958 ГОДУ ЕМУ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК БЕЗ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ. УМЕР ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ В 1960 ГОДУ В МОСКВЕ. ПОХОРОНЕН НА НОВОДЕВИЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ.
Здание музея просто удивительно. На Знаменский переулок выходит фасад 18-го века. Перед фасадом стоят фигуры Николая Рериха и его супруги. На фасаде неизвестным художником увековечены дворовые девки в виде античных жриц, львы и многое другое, что не поддаётся систематизации. Но зайдите за это здание и посмотрите на него с другой стороны. Вы увидите классические русские палаты 17-го века. Палаты по своим размерам просто грандиозные. Это палаты бояр Лопухиных. Здание палат можно назвать масштабным и превышающим по размерам привычные нам палаты 17-го века. В этом симбиозе палат и усадьбы долгое время, более 30-ти лет, располагался музей Рерихов. А начинался музей Рерихов с того, что Святослав Рерих отдал свои работы и работы своего отца, находившиеся у него в коллекции, в собственность общественной организации, возглавляемой Анатолием Карповым (А. Карпов – чемпион мира по шахматам). Передача работ происходила под патронажем первого президента СССР Михаила Горбачёва. Знаковое культурное событие свершилось ещё до крушения СССР, но уже после начала «перестройки». Коллекция Рерихов, состоявшая из картин и прочих предметов, была перевезена из Индии в СССР и помещена в музей частных коллекций в Знаменском переулке. Сегодня коллекция перемещена в Государственный Музей народов Востока. В павильоне «Армения» на ВДНХ можно увидеть только часть этой коллекции. Многие экспонаты коллекции Рерихов находятся в запасниках Музея народов Востока.
Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре
В районе Гоголевского бульвара находится гимназия, в которой учились многие знаковые для российской истории личности, расположен филиал Музея современного искусства, встречаются усадьбы знаменитых и известных людей 18-го века. Пройдите по бульвару, исследуйте его окрестности и почувствуйте себя первопроходцем и краеведом. Помимо того, о чём написано в этой книге, вы имеете возможность совершить много собственных открытий и обобщений. И, если почувствуете, что открытия ваши уникальные, напишите об этом в соцсетях. Мы должны делиться своими знаниями с другими людьми. Ибо сказано восточными мудрецами, с которыми общался Николай Рерих: чем больше мы отдаём миру – тем больше мы получаем извне…
Что касается внешней стороны Гоголевского бульвара, то она была в начале 20-го века застроена доходными домами. Архитектура этих домов интересна. Фасады домов по внешней стороне Гоголевского бульвара необычны и даже уникальны. Нам, конечно, стоит на них обратить внимание. Стоит также поискать интересные истории, связанные с людьми, жившими в этих домах. Но в настоящий момент мы движемся далее вдоль призрачной стены Белого города и отвлекаться не имеем возможности.
Львы у памятника Гоголю
Никитский бульвар
Nymph_i / Shutterstock.com
Никитский бульвар берёт своё начало от площади Арбатских ворот. О самой этой площади можно долго писать и рассказывать, так как она давно стала эпицентром общественной жизни в Москве. Самые посещаемые места площади Арбатских ворот – исторический кинотеатр «Художественный» и ресторан «Прага».
Кинотеатр «Художественный» был открыт в 1909 году. Это старейший кинотеатр в России. И, возможно, единственный кинотеатр в мире, имеющий столетнюю историю. Первоначально кинотеатр назывался «Синематограф Брокша». Название было дано по фамилии владельца кинотеатра Роберта Альберта Брокша. В начале 20-го века все кинотеатры назывались электротеатрами. Организация внутреннего пространства первых кинотеатров напоминала театральные залы. Здесь были и партер, и амфитеатр, и ложи, и галёрка. Само собой, в кинотеатрах имелся гардероб, дабы почтенная публика не держала верхнюю одежду в руках. Перед началом кинопоказов работал буфет. Публику перед началом сеанса развлекали музыкальные коллективы. Традиция выступлений в кинотеатрах оркестров, играющих популярную, а позднее – джазовую музыку, сохранилась в СССР до 60-х годов 20-го века. Буфеты работали в кинотеатрах до 70-х годов 20-го века. Потом в 80-х годах всё упростилось.
Ресторан «Прага» имеет свою уникальную историю. Трудно представить, но это так – здание, в котором находится ресторан Прага, было построено в 17-м веке. Конечно, оно неоднократно перестраивалось. Масштабная реконструкция произошла в конце 19-го века. В 1896 году купец Семён Петрович Тарарыкин выиграл здание в бильярд. После он провёл масштабную реконструкцию помещений. В результате появилось много банкетных залов, рассчитанных на компании средней величины. От большого центрального зала Тарарыкин отказался вообще. Бизнес-идея оказалась правильной. Ресторан, оформленный в помпезном стиле, с приватными залами, стал пользоваться популярностью у обеспеченных москвичей и московской богемы. Чехов, Репин и даже Лев Толстой бывали в ресторане «Прага». В советское время ресторан «Прага» был тоже очень популярен. При ресторане имелась кондитерская, где изготавливали торты «Прага» и «Птичье молоко». Многие москвичи с умилением вспоминают эти торты, которые их родители приносили домой по праздникам. Знали бы они, какие очереди приходилось выстаивать их папам и мамам…
В НАЧАЛЕ СТАРОГО АРБАТА В 70-Х ГОДАХ СУЩЕСТВОВАЛО КУЛЬТОВОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – ПИВНОЙ БАР «ЖИГУЛИ». В ЭТОМ БАРЕ ПОДАВАЛИ ТОЛЬКО ПИВО И ОТВАРНЫЕ КРЕВЕТКИ В КАЧЕСТВЕ ЗАКУСКИ. БОЛЬШЕ НИЧЕГО. МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО ЭТО ЗАВЕДЕНИЕ БЫЛО СВОЕОБРАЗНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ. ВЕДЬ ПИВО В НЁМ ПРОДАВАЛОСЬ НА РОЗЛИВ ИЗ АВТОМАТОВ. ПИВНОЙ БАР «ЖИГУЛИ» БЫСТРО СТАЛ ИЗВЕСТЕН НА ВЕСЬ СССР. ЕСЛИ ЧЕСТНО, ПИВО ТАМ БЫЛО СРЕДНЕГО КАЧЕСТВА. НАЗЫВАЛОСЬ ЭТО ПИВО «ЖИГУЛИ». И, КАК ОБЫЧНО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗАВЕДЕНИЕ СТОЯЛА ДЛИННАЯ ОЧЕРЕДЬ. ЧТО ЖЕ ПРИВЛЕКАЛО В ПИВНОЙ БАР МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ? ПРИВЛЕКАЛА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ ВКУСИТЬ КРЕВЕТОК, КОТОРЫХ В ТО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО В ПРОДАЖЕ. А ВО ВТОРУЮ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСИДЕТЬ С ДРУЗЬЯМИ В БАРЕ, А НЕ ДОМА НА КУХНЕ. НО ДАЖЕ В ТО ВРЕМЯ ДОСТОЙНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПИВНОМУ БАРУ «ЖИГУЛИ» ИМЕЛАСЬ. ЭТО БЫЛ БУФЕТ В КИНОТЕАТРЕ «УДАРНИК». ОБ ЭТОМ БУФЕТЕ ЗНАЛИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. КРЕВЕТОК В БУФЕТЕ НЕ БЫЛО, НО ПРОДАВАЛИСЬ БУТЕРБРОДЫ С ЧЁРНОЙ ИКРОЙ, КАК В БУФЕТЕ КРЕМЛЁВСКОГО ДВОРЦА СЪЕЗДОВ. ПИВО В КИНОТЕАТРЕ «УДАРНИК» БЫЛО ОТМЕННОЕ. ВОЗМОЖНО, КТО-ТО ЕЩЁ ПОМНИТ ПИВО «НАША МАРКА», «БАДАЕВСКОЕ» И «ОСТАНКИНСКОЕ» В БУТЫЛКАХ ЁМКОСТЬЮ 330 ГРАММОВ. ДАЖЕ В НАШЕ ВРЕМЯ ПИВНОГО ИЗОБИЛИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ЭТИХ МАРКАХ ВЫЗЫВАЮТ НОСТАЛЬГИЮ. МОЖНО БЫЛО КУПИТЬ БИЛЕТ В КИНОТЕАТР И НЕ ИДТИ НА СЕАНС. ИЛИ ЗАЙТИ В КИНОТЕАТР СРАЗУ ПОСЛЕ НАЧАЛА ОЧЕРЕДНОГО СЕАНСА.
Если вы не пытаетесь пройти по Бульварному кольцу за один день, то начать изучение Никитского бульвара можно, приехав на метро на станцию «Арбатская». Выйти из метро нужно в сторону улицы Воздвиженка. И первое, что попадётся вам на глаза при выходе и на что стоит обратить особое внимание, это особняк Арсения Морозова. Особняк, уникальный для Москвы. Он построен в стиле мануэлино. Колонны главного входа представляют собой сплетённые корабельные канаты. Украшают фасад раковины. Очень красивый эркер отсылает нас в прекрасный мир подводных джунглей тропических морей… Но не задерживайтесь около особняка Арсения Морозова слишком долго. На Никитском бульваре нас ожидает много интересного.
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ МАНУЭЛИНО ЗАРОДИЛСЯ В ПОРТУГАЛИИ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ КОРОЛЯ МАНУЭЛЯ ПЕРВОГО В КОНЦЕ 15-ГО – НАЧАЛЕ 16-ГО ВЕКОВ. ТО БЫЛА ЭПОХА ПОКОРЕНИЯ ЛЮДЬМИ МИРОВОГО ОКЕАНА И ПРИСОЕДИНЕНИЯ НОВЫХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ. ПОРТУГАЛИЯ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ВОЗГЛАВИЛА ЭТОТ ПРОЦЕСС. В СТРАНЕ НАЧАЛСЯ ИНТЕНСИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. РЕЗУЛЬТАТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЁМА СТАЛО, В ТОМ ЧИСЛЕ, И АКТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ МАНУЭЛИНО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ ГОТИКИ, МАВРИТАНСКОГО СТИЛЯ И МОРСКИХ МОТИВОВ. КАК СЧИТАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ, СТИЛЬ МАНУЭЛИНО – ЭТО ПОРТУГАЛЬСКИЙ ВАРИАНТ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Следующий объект, на который стоит обратить внимание в окрестностях Никитского бульвара, это Дом Моссельпрома. Здание хорошо просматривается со стороны площади Арбатских ворот. Но чтобы увидеть и прочесть надписи на боковой стене, вам придётся подойти к дому близко и обойти его с другой стороны. На стене Дома Моссельпрома мы можем увидеть первую советскую рекламу в стиле «пролетарский авангард». Это совместная работа Владимира Маяковского и Александра Родченко с супругой. К сожалению, то, что мы видим сегодня – не оригинал. Надписи восстановили в наше время. Но всё равно интересно. Тем более, что дом Моссельпрома в 20-е годы 20-го века позиционировался как первый московский небоскрёб. Высотки вдоль улицы Новый Арбат, построенные в 70-х годах 20-го века, тоже когда-то считались небоскрёбами. Но они не стали туристическими достопримечательностями Москвы. Так и стоят теперь эти памятники архитектуры времён «развитого социализма» – серые и печальные.
Переходим на другую сторону Никитского бульвара. Здесь нас ожидает встреча с «настоящим» Николаем Васильевичем Гоголем. Вы, надеюсь, уже поняли, что речь идёт о памятнике Гоголю, который был создан ещё до революции. Памятник «печальному» Гоголю стоит во дворе городской усадьбы Алексея Толстого. Нужно признать, что место для памятника печальному Гоголю было выбрано правильно. Именно в этой усадьбе Николай Васильевич Гоголь провёл свои последние годы жизни. Именно здесь, перед смертью, Гоголь сжёг рукопись второй части «Мертвых душ». «Печальный» Гоголь сидит как-то криво и немного боком. Смотрит в сторону и вниз. По лицу его блуждает улыбка, присущая людям с нервными расстройствами, склонным к перепадам настроения. Не годился такой Гоголь на роль борца с «родимыми пятнами царизма». И на роль предтечи пролетарских писателей-сатириков, бичевавших капиталистический строй, тоже не годился. Вот и убрали его «с глаз долой» с окончания Гоголевского бульвара. Но это действительно «настоящий» Гоголь. Такой, каким он был в жизни.
Дом Моссельпрома у площади Арбатских ворот
Особняк Арсения Морозова
Этот замечательный памятник создан талантливым скульптором Николаем Андреевым. Андреев изучил все доступные материалы, перечитал произведения Гоголя, встречался с людьми, которые общались с Гоголем (в первые годы 20-го века такие люди ещё были живы). И в результате был создан лучший памятник в Москве. И это не только моё личное мнение. Надеюсь, с ним согласятся многие. Памятник Гоголю открыли в 1909 году при большом стечении народа. На открытии присутствовало много иерархов РПЦ.
«Настоящий» Гоголь когда-то стоял на Гоголевском бульваре на том месте, где сегодня стоит его двойник. По легенде, скульптура Андреева очень не нравилась Сталину. Поэтому во время празднования очередного юбилея Гоголя памятник всё же заменили.
Справедливости ради нужно сказать, что скульптура вызывала много вопросов не только у вождя народов. Еще до Октябрьской революции было немало деятелей культуры, недовольных работой Николая Андреева. В вину скульптору вменялось то, что национальный герой изображён не в момент своей славы и величия, как этого требовала традиция, а в момент душевного кризиса. Это отмечали «мир-искусники» в лице Михаила Нестерова, это отмечали и философы в лице Василия Розанова. Даже сама Вера Мухина «прошлась катком» по художественному замыслу Николая Андреева. Да, действительно, в андреевском Гоголе виден душевный надлом. Но таким на самом деле, наверное, Гоголь и был. И не думал Гоголь бороться с царизмом и улучшать Российскую империю. Более того, он пользовался благами этого самого самодержавия. Например, широко известный факт – император выделил Гоголю именную стипендию, для того чтобы писатель совершил большое путешествие по Италии. Стипендию Николай Васильевич принял с почтением…
Но, к чести критиков памятника и самого скульптора Андреева, надо отметить, что никто не ставил под сомнение художественную ценность произведения Николая Андреевича. А ещё нужно помнить об одном очень важном человеке, участвовавшем в создании первого памятника Гоголю. Это архитектор. Без архитектора не рождается на свет ни один памятник. Архитектором первого памятника Гоголю был Фёдор Шехтель.
Ну, что это мы так увлеклись шедевром Николая Андреева? Пора нам покинуть усадьбу Алексея Толстого и двигаться дальше.
Однако далеко уйти у нас не получится. Рядом с усадьбой находится ещё один интересный дом. Это Дом Полярников. Почему слово «полярник» я написал с большой буквы? А потому, что в 20-30-е годы 20-го века полярники занимали в умах просвещённой части человечества то место, которое в 60-е годы 20-го века заняли космонавты, а в 70-е – рок-звёзды. Дом полярников был построен для Главного управления Северного морского пути. Архитектор дома – Евгений Йохелес. Дом был построен в стиле неоренессанс. Можно считать, что этот стиль – некая предтеча сталинского ампира. Если присмотритесь, то на фасаде дома обнаружите много архитектурных элементов, присущих эпохе Возрождения. Но в то же время крыша дома очень напоминает китайские многоэтажные здания эпохи правления председателя Мао.
«Грустный» Гоголь
В доме жили представители самой популярной в 30-х годах в советском народе профессии – люди, которые занимались покорением и освоением Северного полюса планеты Земля. Среди жильцов дома был лётчик-полярник, получивший звезду Героя Советского Союза № 1 в 1934 году. Фамилия этого лётчика – Ляпидевский Анатолий Васильевич.
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЯПИДЕВСКИЙ РОДИЛСЯ В 1908 ГОДУ В СЕЛЕ БЕЛАЯ ГЛИНА МЕДВЕЖЕНСКОГО УЕЗДА СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ. СЕГОДНЯ ЭТО БЕЛОГЛИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. ЛЯПИДЕВСКИЙ УЧАСТВОВАЛ В СПАСЕНИИ ЭКИПАЖА ПАРОХОДА «ЧЕЛЮСКИН», ПОТЕРПЕВШЕГО КРУШЕНИЕ ВО ЛЬДАХ АРКТИКИ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ. АНАТОЛИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ СОВЕРШИЛ 29 ПОИСКОВЫХ ВЫЛЕТОВ И, НАКОНЕЦ, ОБНАРУЖИЛ ЛАГЕРЬ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ 5 МАРТА 1934 ГОДА. ЛЯПИДЕВСКИЙ СОВЕРШИЛ ПОСАДКУ НА ЛЬДИНУ И СМОГ ВЫВЕЗТИ ДЕСЯТЬ ЖЕНЩИН И ДВОИХ ДЕТЕЙ. ЗА МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ, ПРОЯВЛЕННЫЕ ПРИ СПАСЕНИИ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ, АНАТОЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ 20 АПРЕЛЯ 1934 ГОДА БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ВРУЧЕНИЕМ ОРДЕНА ЛЕНИНА. ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1939 ГОДУ БЫЛО ДОПОЛНЕНО МЕДАЛЬЮ «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА». И 4 НОЯБРЯ 1939 ГОДА ЛЯПИДЕВСКОМУ БЫЛА ВРУЧЕНА МЕДАЛЬ № 1.
Позднее, уже в 70-х годах 20-го века, в Доме полярников появились квартиры, в которых жили известные актёры Малого театра. Так, в доме поселился «доктор Ватсон» – актёр Виталий Соломин. Других актёров Больших и Малых советских (в прошлом императорских) театров перечислять не буду.
Пройдя вверх до конца бульвара по внешней его стороне, мы можем побывать в церкви Фёдора Студита. Церковь построена в 1626 году. Она примечательна тем, что в ней венчались родители Александра Васильевича Суворова. Позднее в этой церкви крестили самого Суворова. А ещё, будучи мальчиком, Александр Суворов пел здесь в церковном хоре.
А знаете ли вы, что Никитский бульвар назывался в советское время Суворовским? Возможно, что знаете. А вот то, что на улице Большая Никитская находится дом отца Александра Суворова, известно далеко не всем. Памятная доска на этом доме имеется, но она плохо просматривается с улицы. А когда листва покрывает деревья, не видна вовсе. Памятная доска выглядит необычно. Она установлена ещё в 1913 году. На церкви Фёдора Студита тоже есть упоминание об Александре Васильевиче Суворове. Рядом с церковью похоронена его мать и, предположительно, другие родственники.
Считается, что церковь во имя Фёдора Студита – единственная в Москве и в России. Она названа так в честь знаменитого стояния войск на реке Угре. Это событие произошло 11 ноября 1480 года (как раз в день поминовения Фёдора Студита) и положило конец монголо-татарскому владычеству на Руси.
Кроме того, существует красивая, но не подтверждённая документально история о том, что рядом с этой церковью в начале 17-го века московское духовенство встречало вернувшегося из польского плена отца первого царя из династии Романовых. Звали его в миру Фёдором, а в вынужденном монашестве – Филаретом. Фёдор Романов стал монахом по велению победившего его в борьбе за царский престол Бориса Годунова. Насильственное пострижение в монахи было хорошей альтернативой убийству политического оппонента. Это по своей сути являлось «политическим убийством». Человек, принявший монашеский постриг, не мог претендовать на трон. Но и в монашестве Фёдор Романов не успокоился. Не имея возможности бороться за царский престол, он стал патриархом всея Руси. А при благоприятном стечении обстоятельств по прошествии Смутного времени возвёл на престол своего сына. Фёдор Романов считал Фёдора Студита своим небесным покровителем.
Напротив маленькой церкви Фёдора Студита находится гигантская церковь Большого Вознесения. Архитектура церкви типична для конца 18-го века. В строении чувствуется влияние ведущих архитекторов времени правления Екатерины Второй – Василия Баженова и Матвея Казакова. Церковь известна всем как место венчания Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой. Об этом событии напоминает памятная доска на церкви и немного странная ротонда с фигурами Пушкина и Гончаровой на площади Никитских Ворот. В настоящее время церковь работает и имеет достаточно большой приход. В церковь приходят перед экзаменами студенты Музыкальной академии имени Гнесиных. Среди студентов Гнесинки существует поверье, что если зайти в церковь перед экзаменом и помолиться перед одной из икон, то экзамен будет сдан успешно. Рекомендуется, если это возможно, приходить в церковь с инструментом, на котором придётся играть на экзамене. Возможно, это поверье действительно помогает молодым музыкантам. Однако у церкви есть собственная проблема, справиться с которой ей пока никто не может помочь. Проблемой являются закопченные внутренние стены собора. В годы советской власти церковь Большого Вознесения отдали Энергетическому институту им. Кржижановского. Институт изучал искусственную молнию. Некое подобие экспериментов, которые проводились в Энергетическом институте, вы могли видеть в фильме «Весна» с Любовью Орловой в главной роли. Руководил институтом серьёзный и известный учёный – Глеб Кржижановский. В целях научных исследований в центре собора под куполом была выкопана яма глубиной около семи метров. Далее были установлены электроды – под куполом собора и на дне ямы. На эти электроды подавали напряжение от специального высоковольтного генератора электрической энергии. Разность потенциалов между электродами с помощью трансформаторов увеличивали до тех пор, пока электрический заряд не пробивал воздух между электродами. Этот разряд и был той искусственной молнией, которую исследовали учёные. В результате экспериментов стены закоптились. Вывести копоть современными средствами нет возможности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
С 11 по 17 века на Руси существовал один день в году, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Это происходило 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в День поминовения святого Георгия Великомученика. Святой Георгий считался покровителем земледельцев. Уменьшительным вариантом имени Георгий в греческом языке является имя Юраки. На Руси ласкательное имя Юраки превратилось в отдельное имя – Юрий. К 9 декабря завершался сбор урожая, и для помещиков наступала пора расплачиваться с крестьянами за произведённые работы. После полного расчёта крестьянин мог покинуть своего помещика и уйти. Интересно, что в связи с тем, что Юрьев день называли ещё и Егорьевым днём, в русском языке появилось слово «объегорить». Дело в том, что помещики систематически не доплачивали крестьянам за выполненную работу. Ну, или крестьяне так считали, что неудивительно. Когда крестьянам законодательно запретили покидать помещика даже в Юрьев день, в русском языке появилась идиома: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Пользовались этой идиомой все. В том числе и помещики. Дожила эта идиома и до наших дней. Что она означает, знает каждый носитель русского языка.