Полная версия
Рефлексия пандемии. Сто «фейков»
Совершенно очевидно, что коронавирус навсегда изменил привычки россиян, принудительно сдвинув их в онлайн-пространство, однако за прошедшее время многие там адаптировались и выходить не собираются. Спрашивается, как от этого выигрывают интернет-компании? Согласно исследованиям Ленты, начинается естественный отбор, который прежде всего требует экспертности и доверия. Даже после возвращения в офлайн сохранится тренд на оптимизацию и качество контента. И лишь немногие компании смогут гордо заявить: «Когда пандемия закончится, мы будем в два раза сильнее». На удивление, интернет-реклама переживает не лучшие времена, ведь доселе виртуально продвигали живую жизнь.
Итак, по выходе из карантина, в строгом смысле слова, нам придется учитывать вовсе не «новую реальность», а совсем наоборот – «новую нереальность». Реальность как таковая была и остается незамутненной никакими человеческими процессами, и лишь с опорой на подлинную реальность можно сохранить душевный покой, внутренний мир, надежное равновесие в жизни. Нам предстоит иметь дело с новыми завихрениями сознания (в йоге их называют читта-вритти), упражняться в отрешенном управлении проекций мышления на материальный мир. Реальность-то никуда не денется, но многим покажется, что земля уходит из-под ног. Вот почему умение видеть реальность, как она есть, сейчас важнее всего.
23. Отважные россияне
Эксперты рассказали, как изменится сознание россиян после пандемии, создав совершенную утопию «Страх останется надолго». Согласно недалеким прогнозам социологов и психологов, напуганный маленьким вирусом великий русский народ затаится по углам и будет бояться высовываться куда бы то ни было, а именно: у многих пропадет интерес к переезду за границу и путешествиям; провинциальная молодежь отложит поступление в городские вузы, поскольку сильнее привяжется к семьям; пенсионеры разъедутся из крупных городов, ощущая угрозу здоровью. Вот только мне кажется, все будет с точностью до наоборот всем назло.
Период «лежания на печи» затянулся – у русского человека чешутся руки взяться за дело, чтобы свернуть хоть какую-нибудь гору. Испокон веков храбрость, отвага и мужество безусловно являются национально-архетипическими чертами всех славянских народов. Важнейшими проявлениями русского характера, как отмечают отечественные и зарубежные историки, выступали чувство революционного подъёма, героическая доминанта, готовность к подвигу, способность к мобилизации. Было бы странно, если бы теперь все было иначе, нежели очередной всплеск бурной активности граждан, выпущенных на волю из самоизоляции, готовых бороться не только за выживание, но и будущее.
Давайте пристальнее всмотримся в аргументы, которые приводят психологи. Якобы россияне перестанут искать лучшей жизни за рубежом, поскольку будет меньше денег. Напомню, что самые большие волны эмиграции были именно тогда, когда россияне теряли практически все. Именно «невыносимая легкость бытия» делает перемещения гораздо более приемлемыми, особенно с учетом русского авантюризма, ведь многие ездят вовсе не в «поисках лучшей жизни», а влекомые страстью к познанию неведомого, начиная с вызова для саморазвития. Более того, в провинции будет гораздо туже с деньгами, нежели при рассмотрении вакансий по всему миру, поэтому разъедутся, как только позволят.
Далее, якобы люди поймут, что медицина не так уж хорошо развита в других странах, поэтому безопаснее сидеть в России. А когда вообще русского человека настолько сильно волновала медицина? Вообще-то к национальным чертам характера относится способность «жить и умирать без страха», тем более что на фоне текущей пандемии как раз российская медицина никого особенно не вдохновляет, поэтому какая разница, если она в Европе и на Западе в целом не лучше, чем в Африке… Думаю, эффект будет прямо противоположный – раз везде одинаковые шансы умереть, какой смысл сидеть дома, уж лучше мир посмотреть и себя показать.
Наконец, якобы многим еще долго будет некомфортно присутствовать в многолюдных местах, таких как аэропорт или вокзал. Здесь достаточно вспомнить результаты последнего опроса, что сделают россияне после снятия карантина в первую очередь. Да большинство мечтает пройти по городу и обнять друзей, а горе-психологи думают, что широкой русской душе будет прямо-таки страшно развернуться после вынужденного сдерживания. Отнюдь, вот как после долгого плавания команда корабля сходит в портовый город и начинает кутеж, так будет и после отмены самоизоляции, дай бог чтобы не смели ее намеченную поэтапность, ринувшись единым фронтом на улицы и площади, аэропорты и вокзалы.
Сложившуюся ситуацию последнее время нередко сравнивают с войной. Давайте вспомним класику – рассказ «Русский характер» А. Н. Толстого: «На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро». Необыкновенно много слоев чепухи слетело с современных россиян за последний месяц, когда пришлось задуматься о главном в жизни, поскольку на ерунду уже не хватает ни денег, ни возможностей. Запертые в своих домах россияне, безусловно, отчаянно решают оба главных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Совсем скоро они ринутся воплощать свои тяжкие думы в жизнь.
24. Вредные привычки
лишних людей
По всем прогнозам многие не вернутся на работу после снятия режима самоизоляции за невостребованностью «лишних» людей, да и самой «лишней» работы в новых реалиях. На проясняющемся фоне интересны данные опросов, как люди готовятся к выходу в новый мир, сидя по домам. Самые вредные привычки россиян, находящихся на самоизоляции, – переедание, употребление спиртного и малоподвижный образ жизни. Выхожу вчера в магазин, как заведено раз в неделю, а на лавочках сидят какие-то странные личности, явно погрязшие во всех трех грехах, отчего уже не способных даже от парадной отползти, да и некуда ведь пока. Спрашивается, куда они направятся, когда придется встать и пойти.
Казалось бы, за почти два месяца можно было окончить курсы повышения квалификации, кому явно не светит вернуться на прежнюю работу. Однако согласно другому опросу, россияне рассказали о своих увлечениях во время самоизоляции, и оказалось, что изучать новые профессии принялись всего 18%. Спортом начали заниматься 14%, причем возможно, эти цифры совпадают, поскольку выбирать можно было несколько вариантов ответов Зато 31% опрошенных в качестве нового хобби отметили просмотр фильмов и сериалов, больше читать стали 20%, тогда как 12% и вовсе увлеклись играми. Итого, 70% населения вполне готовы пополнить армию «лишних» людей, не слишком беспокоясь о будущем.
При этом интернет завален статьями и уж тем более комментариями россиян, которые возмущаются тем, что им не на что жить, нечем кормить детей, некуда возвращаться после завершения карантинных мероприятий и вообще непонятно, что делать. Статистика – штука упрямая, и она ясно показывает, что большинство этих людей не прикладывает никаких усилий, чтобы справиться с наступившими трудностями, а просто ноют. Вообще, любые изменения в жизни – это вызов для саморазвития, который каждый человек должен выдержаться с честью. Сложившаяся ситуация должна вызывать у человека с нормальной психикой устремление к самосовершенствованию, открытию новых горизонтов и перспектив.
Кстати, о людях с нормальной психикой – их тоже осталось не так уж много среди «лишних» людей, судя уже по другим данным – свидетельствам горячих линий психологов и социальных служб. В прессе неоднократно отмечали возросшее домашнее насилие, депрессивные состояния, возросший уровень стресса и прочие отклонения от нормы. Конечно, заточение в четырех стенах давит на психику, но ведь не в тюрьме, а в комфортных домашних условиях – всякий человек должен справляться. Более того, существует ответственность за собственное состояние перед окружающими, особенно незащищенным слоями населения, вроде детей. Напротив того, чтобы забыться, они потакают своим вредным привычкам.
В общем, если вы обнаруживаете себя среди перечисленных категорий, то надвигающее десятилетие, обозначенное знаменитым экономистом Рубини как «очень великая депрессия», вам будет трудно преодолеть.
25. Хикикомори с местной спецификой
Некогда специфическое японское явление добровольных затворников-социопатов может прижиться в России после завершения режима самоизоляции. Социологи уже обеспокоены тем, что вкусив прелести домашнего уюта, многие не захотят покидать свои дома, когда это снова станет возможным. Раньше подобные тенденции все-таки пресекались нормальной жизнью, а теперь потенциальным хикикомори дали реально прочувствовать, насколько им хорошо внутри без выхода наружу. Конечно, свою лепту внесет и бурное развитие онлайн-сервисов, обеспечивающих домоседство без лишних хлопот затворника.
Речь сейчас идет именно о психических отклонениях, а не подвигах затворничества, когда время самоизоляции используется для саморазвития и духовной жизни. Хикикомори выбирают тактику избегания мирских проблем, не противопоставляя внешним достижениям какой-либо личностный рост. Они просто прячутся в норе, питаются и развлекаются, отчего скорее деградируют, чем прогрессируют. Именно здесь и кроется подвох, отчего торжество хикикомори грозит довольно быстро обернуться их разочарованием. Да, обстоятельства способствуют развитию склонности к отшельничеству, однако данный образ жизни становится массовым, поэтому перестает служить вызовом обществу.
Интересно, что социолог признает низкий процент подобных социопатов, однако среди тех, кто может заразиться тактикой избегания решения проблем называет прежде всего молодежь. Не удивительно, если вспомнить, что в Японии феномен хикикомори формировался именно молодыми людьми, которые, казалось бы должны пылать страстью к деятельности и достижениям. Тем не менее, именно молодежь чаще оказывается неприспособленной к окружающей среде в силу малого опыта жизни, а отказываясь от выхода из дома, она снова лишает себя какого-либо опыта, в итоге круг замыкается. Чем дольше сидишь, тем меньше смысла выходить и наверстывать упущенное, да и не хочется.
На Руси кикиморы давно известны – сидят они безвылазно в болоте, их отличает вредный характер и стремление напакостить прохожим.
Пикантную изюминку в русском менталитете добавляет склонность к «стукачеству», как ее называют журналисты. По наблюдению редакции на основании поступающих сообщений от читателей, жители крупных городов разделились на тех, кто нарушает режим самоизоляции, и тех, кто за ними наблюдает из окон и по возможности «сдает» полиции, бдительно информируя также всевозможные инстанции. Конечно, такое поведение дополнительно стимулирует осознание правильности домоседства, даже некоторой доблести, а значит, закрепляет затворническую модель поведения, которая дальше будет самовоспроизводиться автоматически. Ни для кого не секрет со времен Спинозы, что психика – это автомат, управлять которым могут не все, а лишь специально обученные люди.
Хотя хикикомори разобщены, здесь можно говорить о создании оригинальной секты без единого центра по факту сонастроя.
Желаю всем успешного выхода из самоизоляции!
26. Медитация против инфекции
Я практикую медитацию в целом около 30-ти лет, преподаю 12 лет, что не исключает ношения маски с перчатками, использования антисептиков, да и следования режиму самоизоляции. Сейчас активно обсуждаются случаи заражения и гибели священников РПЦ, которые вовсе не указывают на ранее скрытую от мира бездуховность, как иногда пытаются истолковать. Инфекции поражали многих людей с весьма высоким уровнем сознания, так известный философ-экзистенционалист Серен Кьеркегор скончался от туберкулеза во время эпидемии гриппа, великий философ Гегель умер от холеры по официальным данным, да и среди ученых Дмитрий Менделеев умер от воспаления легких, а Софья Ковалевская от осложнений после перенесенного гриппа. Известный индийский мистик Шри Ауробиндо страдал от туберкулеза и нефрита. Этот перечень можно продолжить.
Итак, мы с полной очевидностью не находим какой-то прямой линейной зависимости между духовностью с осознанностью и защищенностью от инфекционных заболеваний, вплоть до вероятной гибели от инфекции. Скорее мы можем говорить о духовном и сознательном отношении к эпидемиологической ситуации, предполагающей соблюдение общих правил защиты от инфицирования. Даже в таком случае заражение все равно остается вероятным, и высказывание покойной, якобы «вирус поражает только тех, кто не пробужден», не выдерживает критики, что не исключает соболезнования близким и признания ее заслуг при жизни. Давайте рассмотрим сам механизм взаимодействия материи и духа, который позволяет понять, почему духовность не спасает от вирусов.
Мне уже попадались спекуляции на законе кармы, якобы вирус служит орудием возмездия за прошлые деяния. Причинно-следственные связи крайне запутаны, и надо понимать, что любое событие в жизни человека обусловлено тысячами цепочек таких связей, которые в каждый момент создают уникальную комбинацию обстоятельств для данного человека, однако могут быть изменены другими его поступками в настоящем, равно как и служить испытаниями на пути духовного роста. Вот почему огульное осуждение, раз человеку стало плохо, значит, он сам плохой, вообще не работает. В частности, неприменимы подобные трактовки и при попытках выделить из тысяч причинно-следственных связей одну «грешен -> вирус», забывая о прочих факторах, совокупности воздействий, главном итоге. Скорее, гораздо очевиднее кармическая связь «без маски -> заразился», где к заражению явно приводит собственная непредусмотрительность.
Что же касается возможности воздействовать на материю при помощи медитации, то она действительно существует, хотя сильно опосредована самим механизмом взаимосвязи, который имеет разные объяснения. Например, теория материи как низкочастотных, а духа – как высоких вибраций, вполне приемлема даже для современной физики. Вот только превращение мысли в дело, а тем более в вещь (читай: изменение частоты вибраций) требует такого огромного количества затраченной энергии с таким длительным сроком воздействия, что в случае эпидемии вирус быстрее сделает свое дело на чисто физическом уровне, чем мы успеем трансформировать свое намерение в физиологические изменения тела. А абсолютно неуязвимым будет лишь так называемое «бессмертное тело», идея и достижение которого во всех традициях – доселе великая тайна, хотя отдельные исторические примеры имеются в мировых религиях.
Это не означает, что медитация бесполезна, просто на практике она ограничена психологическим воздействием на состояние человека, корректируя психосоматические проявления, вместе с чем укрепляя иммунитет, от которого по преимуществу зависит сопротивление инфекции и выздоровление в случае заражения. Польза безусловно имеется, тем не менее, способность обеззараживать пространство силой мысли, как и воскрешение умерших, остается неким идеалом, не будучи актуализированной способностью любого духовно практикующего, даже с изрядным стажем. Предлагаю смотреть на вещи трезво – и использовать каждый инструмент по назначению, прежде всего на должном уровне: протирать руки антисептиком, а состояние сознания – медитацией.
Нелишне будет напомнить о технике безопасности при занятиях медитацией, поэтому даю ссылку на свой вебинар в открытом доступе:
А то, что последние пару десятилетий я практически не болею простудными заболеваниями, я отношу к телесным практикам.
Желаю всем адекватности в балансе физического и духовного!
27.1. Священник о пользе коронавируса
Протоиерей Димитрий Смирнов называл коронавирус «чрезвычайно полезным явлением», и вот теперь сам попал в больницу с подозрением на заражение, как сообщают масс-медиа. По мнению главы патриаршей комиссии по делам семьи во всякой эпидемии есть польза, поскольку она позволяет людям проявить свои лучшие качества. Безусловно, священник совершенно прав, и давайте поразмышляем, какие добродетели помогает развивать в себе текущая ситуация прямо по православному перечню. Существует два списка добродетелей: первый просто перечисляет их, а второй противопоставляет соответствующим грехам, вырастая из них.
Итак. проверяем себя на соответствие 12-ти добродетелям:
Смирение. Главная христианская добродетель ныне помогает принять всю несправедливость мироздания, сотворившего проклятый вирус.
Благоразумие. Очевидно, неблагоразумие крайне опасно, может привести к заражению и даже гибели, приходится все взвешивать.
Мужество. Требуется для перенесения выпадающих на нашу долю трудностей с достоинством, не теряя способности действовать.
Справедливость. Многим очень хочется осуждать всех на свете от правительства до соседей, но нужно выносить правильные суждения.
Умеренность. Самоограничение, начиная со свободы передвижения, приводит к урезанию потребностей и сокращению удовольствий.
Вера. Когда привычный мир рушится, невозможно сохранять душевный покой без веры в нечто более основательное, чем привычный социум.
Надежда. Многие усилия прикладываются исключительно с надеждой на лучшее, что когда-нибудь совсем скоро станет гораздо лучше.
Любовь. Сохранить теплые чувства к ближним непросто, однако иначе мы не стали бы беречь друг друга путем самоустранения друг от друга.
Целомудрие. Возникает благодаря контролю над блудной страстью, крайне необходимо при вынужденной разлуке в самоизоляции.
Усердие. Необходимо прикладывать усилия, чтобы сохранить прошлые достижения и обрести новые навыки, полезные после карантина.
Терпение. Наверное, главное качество добровольного затворника, чтобы не сорваться, а продолжать методично выполнять предписания.
Доброта. Трудно не озлобиться на весь мир, но ведь можно стараться сострадать ближним, а по возможности и помогать (как волонтеры).
Хватило ли двух месяцев режима самоизоляции, чтобы проявить все самые лучшие человеческие качества, или нужно чуть больше времени?
Для более углубленного изучения вопроса предлагаю посмотреть мой вебинар «Болезнь и здоровье в контексте духовной практики» —
27.2. Отставка главного морализатора
Протоиерей Смирнов наконец-то освобождён от должности главы патриаршей комиссии с формулировкой «по состоянию здоровья». На протяжении своей долгой карьеры он успел прославиться таким количеством скандальных высказываний, что любители изящной словесности даже составляли целые подборки перлов. Например, в марте он заявил, что девочкам лучше готовиться к материнству, а не ходить в школу, а ранее во время встречи с представителями православного сообщества назвал гражданских жен, живущих с мужчинами без регистрации брака, бесплатными проститутками. Россияне реагировали на подобные заявления весьма бурно в той манере, к какой подростки сопротивляются любому ханжеству, то есть прежде всего дружным смехом, а отчасти и по-взрослому – гневным возмущением, требуя проверить отдельные высказывания на признаки экстремизма. Это вряд ли, а вот признаки занудного морализаторства были довольно очевидны.
По определению, морализаторство – это понятие, обозначающее такие моральные высказывания или рассуждения, в которых оценка и осуждение оказываются привязанными (будь то по заблуждению или лицемерию) к абстрактным критериям и доминируют над пониманием реального положения дел. Давайте оставим на совести отца Дмитрия, были ли его высказывания следствием искреннего заблуждения или намеренными провокациями, однако сами факты полной оторванности от реальной жизни и попытки воспроизводить постулаты эпохи домостроя, думаю, совершенно очевидны. Вопросы школьного образования и гражданских свобод вообще не входят в ведение церковных чиновников, поэтому вмешательство в законы государства явно нарушает принцип отдельности церкви от государства, который ведь предполагает отнюдь не только невмешательство государства в дела церкви, что любят подчеркивать.
Осмысление проблемы морализаторства на заре советской эпохи, что можно считать реальным достижением того периода, несмотря на значительные перегибы, базировалось на гегелевско-марксистской традиции, согласно которой морализаторство проявляет себя как идеологическая защита бессильной социально-исторической практики. Конечно, в наше время подобные высказывания тоже отдают изрядным морализаторством, коль скоро советское социальное устройство тоже нуждается в идеологической защите. Это не означает, что нужно делать кальку с предыдущей исторической эпохи, вернуть всех девочек из школ по домам за рукоделие, а всех девушек отправлять под венец в состоянии девственности и тому подобное. Современный мир требует адекватного обустройства общества, где личная ответственность человека за свои действия гораздо выше, поэтому они сами могут сделать нужный выбор.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.