bannerbanner
Лингвистика и культурная антропология
Лингвистика и культурная антропология

Полная версия

Лингвистика и культурная антропология

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Лингвистика и культурная антропология


Екатерина Демерле

© Екатерина Демерле, 2023


ISBN 978-5-0059-3343-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Мы живем в сложном и меняющемся мире, в котором очень сложно разобраться, что истинно, что ложно, какие ориентиры взять за основные, какими принципами руководствоваться в своей жизни при выборе сферы своей профессиональной деятельности, увлечений, досуга. Как более эффективно взаимодействовать с другими людьми, чтобы их не обидеть и не нарушить свои собственные личные границы?

По каким основным законам и принципам устроен этот мир? Кого следует обходить стороной, а к кому лучше прислушаться? Как понять, чего хочешь ты и услышать язык своего тела, эмоций, чувств и разума? Где грань между этими составляющими личности?

На эти вопросы частично отвечает такая наука, как культурная антропология, особенно в ее разделе, который носит название языкознание (лингвистика), пытающейся разгадать тайны менталитета нации и мышления ее отдельно взятых представителей.

Одно можно сказать точно, как отмечали французские социологи и философы О. Конт и Э. Дюркгейм – общество представляет собой единый организм, в котором все взаимосвязано и который стремится к своему непосредственному развитию, а язык и лингвистические формы являются его естественными помощниками. Через общественную систему свое развитие получают отдельно взятые личности, которые, развивая в себе определенные качества, навыки и способности, вносят вклад в эволюцию единого общемирового человеческого организма.

Тема 1. АНТРОПОЛОГИЯ. ЗАЧЕМ ЕЕ ИЗУЧАТЬ В XXI ВЕКЕ

Антропология как научная дисциплина оформилась сравнительно недавно (в XVII веке), хотя вопросами изучения человеческой природы и особенностей взаимодействия человека и общества, мыслители интересовались со времен глубокой древности.

Термин «антропология» образован от греческих слов: «антропос» – «человек» и «логос» – «наука».

Антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью, в том числе особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности.

Антропология является мерой или корнем познания всех других наук, так как самое главное, что человек должен постичь на Земле – свою природу, причины своих реакций на те или иные обстоятельства, особенности своей мотивации и устремлений, понять законы жизнедеятельности в среде себе подобных.

Таким образом, одним из основных вопросов, который интересует ученых, занимающихся данной сферой научного познания – откуда Человек произошел? Как он появился на планете Земля и почему ее населяют разные расы, народы и народности?

По мнению многих ученых, в том числе знаменитого Ч. Дарвина «эволюция человека – эволюционный процесс в истории приматов, который привел к появлению Homo sapiens как отдельного вида семейства гоминид, в которое входят человекообразные обезьяны. Этот процесс включал постепенное развитие таких черт, как двуногость и язык человека» [12].

Дарвин выдвинул свою теорию, согласно которой, человек произошел от обезьяны, которая в процессе эволюции начала передвигаться на двух ногах, формировать примитивные общественные образования со своей иерархией и функционалом каждой особи и, что самое главное, передавать информацию с помощью ей же созданного языка.

В подтверждение (или опровержение) этой теории археологи стаи находить артефакты древних времен, доказывающие, что первобытные люди начали свое расселение на другие континенты из Африки, где 4 млн лет назад появились австралопитеки. Их отличительной особенностью было передвижение на двух ногах, они имели рост 1,1 м и весили около 40 кг. Но их мозг по размеру не отличался от мозга современных шимпанзе, то есть они не могли качественно оценивать происходящее и формировать осмысленную деятельность.

Следующим этапом эволюции стало появление Homo habilis (Человека Умелого). Это произошло примерно 2,4 млн лет назад, когда наметилась новая эволюционная тенденция – началось увеличение мозга.

Homo habilis первым стал изготавливать простейшие каменные орудия и начал питаться падалью крупных животных. Археологи отмечают, что рост данной особи не превышал 1,6 м, а вес 50 кг.

Следующим этапом эволюции стал Homo ergaster (Человек Работающий), который появился около 1,9 млн лет назад. Его объём мозга, а также размеры тела ещё увеличились, что послужило толчком к дальнейшему развитию. Как предполагают ученые, эволюционное развитие было связано с увеличением доли мясной пищи в рационе.

Homo erectus (Человек прямоходящий) стал следующей эволюционной ступенью развития человеческого рода. Согласно теории эволюции, Человек прямоходящий появился в Восточной Африке 1,6 млн. лет назад и, впоследствии, широко распространился на Евразийском континенте.

Человек прямоходящий был среднего роста (сравнимого с ростом современного человека) и отличался прямой походкой. Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Разновидностью Человека прямоходящего считаются неандертальцы, которых когда-то нарекали предком современного человека (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный (Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100—160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого должна быть не меньше 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов [21].

Таким образом, можно выделить два основных фактора становления и развития человека Разумного, то есть определенной особи, которая начинает жить первоначально осознанной жизнью, способного оценивать сложившуюся ситуацию и определенным образом на нее реагировать.

1) Первый фактор становления человека Разумного – возникновение членораздельной речи.

2) Второй фактор – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек Разумный берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой носитель нужной информации о выживании, необходимой для адаптации в этом мире.

Существует такое мнение, что человек – это существо социальное и жить, и развиваться он может только в обществе себе подобных.

Первые общественные образования относятся к первобытнообщинному строю, там человек овладевал основными навыками:

1) добывать пищу для пропитания;

2) конструировать жилье;

3) выращивать потомство;

4) заботиться о старших членах общины;

5) подчиняться правилам.

В свою очередь, создание общественных систем возможно только через формироваться навыка общения и развитие мыслительных особенностей.

Сейчас ни для кого из ученых не секрет, что человек имеет биологическую и социальную природу, которые иногда гармонично, а иногда и противоречиво, уживаются друг с другом. Биологическая природа человека представлена инстинктами, которые маркируют человека как представителя животного мира (инстинкт размножения, потребления пищи для продолжения жизнедеятельности, сохранения себя и своего потомства).

Социальная природа человека представлена навыками адаптации к социальной среде, занятия определенного места в социальной иерархии общества, получении определенной власти и влияния на себе подобных, нахождения сферы приложения своих талантов и способностей (самореализации).

Антропологию можно отнести и к естественнонаучным и к социальным дисциплинам, так как природа человека включает в себя два компонента:

– Биологическая основа (тип высшие млекопитающие): анатомия и физиология, присущие данному типу, особенности протекания нервно-мозговых, электрических и химических процессов, важная роль инстинктов в управлении жизнедеятельностью;

– Социальная основа представлена навыками коммуникации (речь), навыками адаптации к социальной среде, способностью к построению сложных социальных систем, жизни в иерархической структуре ради достижения определенных высших, ментальных целей.

Антропология, как самостоятельная дисциплина, изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном.

1) Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы;

2) Популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой [19].

Индивидуальный уровень формирует антропологические теории на грани психологии и педагогики. Популяционный же уровень занимается разработкой теорий, отдельные положения которых граничат с такими науками как социология, история, этнография, лингвистика.

Если говорить об объекте и предмете изучения данной науки, то объектом изучения антропологии является человек.

Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов окружающей действительности.

Антропология изобилует различными методами познания реальности, которые можно подразделить на следующие группы или кластеры:

– морфологические (изучение переменчивости строения тела и особенностей, связанных с половым диморфизмом, здоровьем и прочими условиями);

– генетические (изучение механизмов передачи наследственной информации, по каким принципам данная передача осуществляется);

– демографические (изучение демографии и популяционной генетики);

– физиологические (изучение особенностей функционирования систем человеческого организма и его адаптации к окружающей среде);

– психологические (изучение мышления, общения и прочих форм взаимодействия);

– этнологические (изучение популяций, народов, социальных групп) [19].

Специалисты выделяют следующие разделы изучения данной науки:

1. Философская антропология – направлена на понимание и объяснение сущности человека, его природы, происхождения и места в мире. Современная философская антропология, сложившаяся в ХХ веке, рассматривает человека как предмет познания и первопричину всех явлений.

К основным трудам по философской антропологии относится работа К. Гельвеция «О человеке» и «Антропология» И. Канта. И. Кант полагал, что антропология – это философское течение, которое отвечает на четыре основных вопроса:

1) что я могу знать?

2) что я должен делать?

3) на что я могу надеяться?

4) что такое человек?

Данные вопросы дают исчерпывающее представление о данной науке и сфере ее познания, так как первые три вопроса можно свести к четвертому, который задействует сферу антропологии.

Таким образом, Кант понял, что человек должен сначала познать себя, свой путь и свою цель. Для этого мы должны сначала изучить свою природу – почему мы испытываем определенные чувства? Почему мы мыслим определенным образом? Почему нам нравятся или не нравятся определенные люди? Какова наша цель в жизни?

Все это вопросы, которые должен ставить перед собой современный человек, желающий разобраться в сложных законах Мироздания и определить свое место и роль в этом мире.

И. Кант выделяет ряд задатков, которые составляют природу человека:

1) Животные задатки, основными из которых являются инстинкты самосохранения и продолжения рода;

2) Непосредственно человеческие задатки, обусловленные наличием разума, к которым относятся: стремление человека признавать свою ценность в глазах других, оценивать свою жизнь, как счастливую или не очень счастливую, способность реально оценивать текущую жизненную ситуацию, принимать определенные решения и нести за них ответственность.

3) Личностные задатки (мораль и нравственность), то есть человек должен воспринимать моральные установки и императивы, как обязательные к исполнению [14].

Следующий представитель данного направления – Клод Адриан Гельвеций считал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи Божественного происхождения мира.

Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств – любви к удовольствию и отвращения к страданию возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.

Помимо этого, данный мыслитель являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.

Макс Шелер, в свою очередь, считал, что главной задачей философской антропологии является раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философские течения говорят о том, откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть».

Шелер отмечал, что природа человека состоит из биологических инстинктов и «духа» (который является двигателем, формирует цели деятельности). Основная задача духа – подчинить себе инстинкты и определить высшую цель своего Бытия (свое предназначение). [27]

Для достижения своего предназначения в человеке сливаются два начала – биологическое (двигатель, энергия) и божественное (дух, цель) в результате чего человек выстраивает свою жизнь в соавторстве с Богом.

2. Физическая антропология – это биологическая наука о строении человеческого тела, о многообразии его форм.

Физических антропологов интересует:

– генетика человека, то есть его наследственные характеристики;

– адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой;

– вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик) [19].

Одно из подразделений морфологии – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности (представители южных народов имеют более коренастое тело и холерический темперамент в отличие от более субтильных и флегматичных северян).

3. Медицинская антропология – раздел антропологического знания, объектом которого является организм человека, как целостной, все время меняющейся системы, имеющей свое особое строение и развитие.

К задачам медицинской антропологии относятся:

– изучение популяции людей,

– обследование и сравнение различных этнических, возрастных, социальных групп в регионах, сходных по биологическим условиям,

– определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа и темперамента [16].

Таким образом, медицинскую антропологию в большей степени интересуют вопросы физического здоровья, морфологических и генетических особенностей представителей разных популяций.

4. Культурная антропология – изучает процессы формирования человеческих культур, традиций и обычаев, их вплетение в ткань общественной жизни определенной нации или народности.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Разновидностью культурной антропологии является социальная антропология, которая изучает особенности социальной организации народов планеты и структуру внутреннего духовного мира человека. Предметом социальной антропологии является человек как объект и субъект общества. Другими словами, социальную антропологию называют социологией, которая приобретает все большую популярность в настоящее время.

Если говорить об инструментарии, который использует данная наука, то важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Культурная антропология изучает процессы формирования человеческих культур, этнологию народов, их обычаи, обряды, язык и религию, а также особенности социальной организации народов мира и структуру внутреннего духовного мира человека [19].

В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX – начале XX века в основном в США. Основные представители: Лео Фробениус, Эдвард Тайлор, Люсьен Леви-Брюль.

Объектами изучения культурной антропологии являются:

1) индивиды (исследование образа жизни, национальной психологии, особенностей поведения в определенных условиях и т. д.);

2) культурно-исторические регионы;

3) социально-культурные слои, группы и организации.

Предмет культурной антропологии – изучение человека внутри современных хозяйственных, институциональных межличностных связей и его представлений о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной культурной действительности.

Говоря об основных исследователях культурной антропологии, можно выделить германского ученого, философа Лео Фробениуса, который выдвинул теорию о культуре как особом социальном организме, имеющем мистическое начало – «воспитание». Не культура является продуктом человека, а люди – продукт культуры.

Фробениус различал две первичные культуры: матриархальную (русские, немцы, африканские народы) и патриархальную (англосаксы, арабы-берберы, романские народы).

Патриархальным народам присуще мировоззрение «из пещеры», активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия.

Для мировоззрения матриархальных культур характерно растительное начало и единство с природой, это – мировоззрение просторов и эмоций.

По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. Этот процесс смены лидерства выступает источником развития человечества [24].

Другим представителем этого направления, внесшим большой вклад в становление культурной антропологии является английский социолог и антрополог Эдвард Тейлор.

Тейлор считается отцом эволюционной теории развития культуры. Он рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

Э. Тейлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд [21].

Законы мироздания едины как для живых существ, так и для обществ, культур, цивилизаций. Цивилизации, как и животные организмы проходят основные этапы своего развития и становления: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть.

Данные утверждения полностью совпадают с представлениями социологов, основоположников данной науки О. Конта и Э. Дюркгейма о единых законах, по которым функционируют живые организмы и большие социальные структуры. Они исходили из представления о том, что Вселенная функционирует по единым законам и основная цель каждого живого существа и общества в целом – эволюционировать, перейти на другой этап своего развития.

Французскую школу антропологии культуры представляет Люсьен Леви-Брюль. До Леви-Брюля был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времён, но ученый считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления.

Леви-Брюль является автором теории до-логического мышления, отличного от современного нам логического. До-логическое мышление нечувствительно к опытному знанию, оно мистично. В любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил: во внезапных смертях, болезнях, неурожаях, плохой погоде он подозревал следствие колдовства.

Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон сопричастия: для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служить тотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным, заблокированным в человеческом теле. Другой пример – билокация, то есть одновременное нахождение какого-либо предмета или человека в двух местах (в том числе в своем сознании) [19].

В настоящее время эти теории не кажутся необычными или лишенными смысла. Квантовая физика и эффект наблюдатели подтверждают выводы о том, что Вселенная разговаривает с нами на определенном языке, мы только должны этот язык понимать. Каждый из нас формирует свою реальность в зависимости от того, что он хочет, куда стремится и какие социально-психологические установки, и программы имеет в своей голове.

История развития антропологии

Антропология является одной из самых древнейших наук, название которой предложил в IV веке до н.э. древнегреческий мыслитель Аристотель. Он отмечал, что антропология должна изучать духовную сторону человеческой природы.

При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Древние философы пытались разгадать тайны человеческой природы. Гераклит считал, что материя находится в постоянном движении, отмечал единство законов вселенной. Например, он отмечал Единство и Вечное движение Вселенной, а также закономерности протекающих в ней явлений.

Аристотель внес наибольший вклад в развитие антропологии, так как он предложил первую классификацию животного мира, которая была отражена в трудах «История животных», «О частях животных», «О душе» [1].

Аристотель пытался определить, что первично Дух или Материя. Пытался разработать лучшую структуру построения общества и государства, считая, что управлять обществом должны мудрецы или философы, которыми «не становятся, а рождаются». Философ – это аристократ духа, который обладает моральным авторитетом и может повести за собой всех остальных.

Гиппократ изучал влияние климата на человеческий организм, развивал учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма, преобладание каждого из которых соответствует определенному темпераменту: крови – для сангвиника, желтой желчи -для холерика, черной желчи – для меланхолика, слизи – для флегматика.

Данная теория была впоследствии развита и обоснована специалистами по психологии, которые связали темперамент с типом высшей нервной системы.

Гален, в свою очередь, указал на взаимосвязь между строением органа человеческого организма и его функцией, а также между биологическими особенностями и образом жизни животных. Все эти воззрения составляют фундамент мировой естественнонаучной теории о человеке и его месте и роли в едином биологическом и социальном развитии. Современные социологи продолжают идею Галена о том, что каждый орган в живом организме напоминает социальный институт (кровь – это банковская система, кожа – границы, сердце – правительство, система управления), который выполняет свою функцию и влияет на полноценное функционирование организма в целом.

На страницу:
1 из 2