bannerbanner
Места силы Русской Равнины. Том 2. Места силы 31–60
Места силы Русской Равнины. Том 2. Места силы 31–60

Полная версия

Места силы Русской Равнины. Том 2. Места силы 31–60

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

с противоположной стороны реки Мсты


Мы все же решили очертя голову двигаться к Бологому, вырываться из места силы, создающего столь мощное и столь тяжелое поле. Шел снег, холодало, стемнело уже окончательно, дорога была абсолютно пуста и плохо расчищена, поселения попадались редко, окошки в домах не светились, каждую минуту я ждал, что мы заглохнем.

Бензин кончился ровно у гостиницы «Бологое». Место силы нас отпустило. Мы словно вышли из морозного облака тьмы. С Новым годом.

Тридцать восьмое – Боровичи

В прошлый раз39 я закончил на том, что, вырвавшись из энергетического поля места силы в Сельце Карельском, остановился на ночлег в Бологом. Наутро я решил отправиться в Боровичи, райцентр в Новгородской области. И по пути заглянуть в Иверский монастырь, располагающийся на острове Селевицкий посреди Валдайского озера. О нем – в следующий раз40.


Боровичи, Мста подо льдом, полынья под стеной

Духова монастыря


Между Валдаем и Боровичами самое сильное место Пирусс


В Боровичах весной 1541 года случилась престранная история (некоторые, правда, полагают, что это было в 1451 году): в ледоход река Мста, текущая как раз из тех мест в Удомльском районе, которые так напугали меня накануне, принесла льдину, на льдине – обгорелый гроб, в гробу покойник. Боровичане эту льдину, конечно же, быстренько оттолкнули от берега: думали сплавить подальше от греха. Но льдина вернулась. Тогда ее отвели на средину реки и пустили вниз по течению. Льдина вернулась. Что делать? Отбуксировали вниз по реке больше чем на километр. Но, преодолевая течение и ледяные заторы, льдина, как глиссер, устремилась к тому самому мысу, вдающемуся в Мсту, который изначально избрала для остановки. Тут уж все поняли: не отвертеться. Сняли колоду с льдины и поставили на берегу.


Боровичские обывательницы переходят реку Мсту

по подвесному мосту около Духова монастыря


Весь день обыватели толпились у гроба, в котором, как живой, лежал совсем еще молодой человек, почти что ребенок. А ночью одному из них этот покойник явился во сне и сказал: «Зачем вы меня гоните, я такой же христианин, как вы, и зовут меня Иаков, в честь Иакова брата Господня».

Нам должно быть ясно: неизвестный святой выбрал место на Мсте, чтобы явить себя миру. Подобные вещи бывают. Одну такую историю, случившуюся в половодье на реке Устье в селе Верюга Архангельской области, я здесь уже излагал41. Но только Прокопий Устьянский приплыл в Верюгу значительно позже, в начале 17-го века. И верюжцы его сразу же с радостью приняли. А боровичане отбивались от святого, как от чего-то опасного и вредоносного. Но, в конце концов, все же смирились. В том месте, где причалила льдина, построили деревянную часовню и положили в нее Иакова. Вскоре около часовни открылся целебный источник и начались чудеса. Сейчас там стоит каменная церковь иконы Умиления Богородицы. От нее, особенно если пройтись по мыску ближе к реке, хорошо виден основанный в 1327 году Свято-Духов монастырь, в который мощи Иакова были перенесены в 1545 году, после того, как Церковь освидетельствовала и признала нового святого.


Свято-Духов монастырь от того мыса,

к которому причалил гроб Иакова Боровичского


Когда Иаков еще только приплыл в Боровичи (а его, кстати, стали считать покровителем лоцманов и лодочников), туземцы поступили довольно рационально: взялись за багры и постарались сплавить тело неизвестного. Они не хотели неприятностей. Примерно тех, о которых поется в народной песне на слова Некрасова: «Меж высоких хлебов затерялося…» Напомню, что там в некоем селе «застрелился чужой человек». Ну и, разумеется, «Суд приехал… допросы – тошнехонько, / Догадались деньжонок собрать. / Осмотрел его лекарь скорехонько / И велел где-нибудь закопать». Схоронили самоубийцу, естественно, без попа, не в церковной земле, а в нешироком долке меж двумя хлебородными нивами (под плакучими ивами). И с тех пор на заре до него из села долетают звуки хороводных песен, эхо языческих богослужений. Но если со временем о бедном стрелке позабудут, а потом вдруг кому-то случится найти его останки, то – вот он готовый умрун, заложный покойник42. Фигура опасная, амбивалентная. Может быть – святой, а может – нечистый. Церковь всегда очень внимательно следила за тем, чтобы эти отличия проводились четко. И не спешила признавать новых святых – тем более если о них не было никакой информации, как об Иакове.


Церковь иконы Умиления Богородицы. На этом месте стояло

 часовня, где первоначально положили Иакова


В чувствительные к знакам и символам времена все, что угодно, могло обернуться культом. Любая ничего на поверхностный взгляд не значащая находка могла стать предметом почитания. И правильно. Потому что ничего на свете случайного нет, всякая вещь что-то да значит. То есть – связана с миром, из которого приходят знаки. Нам это кажется странным лишь потому, что мы привыкли все объяснять при помощи, так называемых, действующих причин: тело приплыло сюда потому, что где-то выше по реке половодье размыло кладбища; человек застрелился потому, что горевал. Но это ничего не объясняет. Это годится разве что для проведения следственных действий и примитивных физических выкладок. А если хочешь постичь, почему этому телу начинают поклоняться как божеству, нужно отбросить банальную причинность. И вместо действующих причин искать целевые (как это назвал Аристотель): ради чего это произошло? Тогда станет ясно: тело приплыло сюда для того, чтоб ему поклонялись.


Иаков Боровичский на фоне Свято-Духова монастыря.

Чистый Египет

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. Том. Четвертый, главу «Сто седьмое – Радонеж».

2

См. Том Первый, главу «Тридцатое – Махрище».

3

См. детали в главе «Восемьдесят девятое – Кириллов» (Том Третий).

4

См. Том Третий, главу «Восемьдесят девятое – Кириллов».

5

См. Том Первый, главу «Двадцать девятое – Колоцкое».

6

См. Том Третий, главу «Девяностое – Коренная пустынь».

7

См. Том Четвертый, главу «Девяносто третье – Оять».

8

См. Том Четвертый, главу «Шаманские экскурсы. Фюсис».

9

См. Том Третий.

10

См. Том Четвертый, главу «Сто седьмое – Радонеж».

11

См. Том Третий, главу «Шестьдесят четвертое – Солотча».

12

См. Том Первый, главу «Двенадцатое – Верюга».

13

См. Том Третий, главу «Семьдесят шестое – Череменецкое озеро».

14

См. Том Четвертый, главу «Сто шестое – Старые Печеры».

15

См. Том Четвертый, главу «Сто седьмое – Сергиев Посад».

16

См. главу «Тридцать первое – Ферапонтово».

17

См. Том Третий, главу «Шестьдесят четвертое – Солотча».

18

См. Том Четвертый, главу «Девяносто третье – Оять».

19

См. Том Первый, главу «Семнадцатое – Волосово».

20

См. Том Первый, главу «Восемнадцатое – Перынский холм».

21

См. главу «Пятьдесят восьмое – Ферапонт».

22

См. Том Третий, главу «Восьмидесятое – Дивеево».

23

См. Том Первый, главу «Двадцатое – Никандрова пустынь».

24

См. главу «Сорок седьмое – Елезарово».

25

См. главу «Тридцать шестое – Остров Столобное».

26

См. Том Первый, главу «Девятое – Дьяконова поляна».

27

См. Том Четвертый, главу «Девяносто шестое – Любим».

28

См. главу «Тридцать четвертое – Крыпецы».

29

См. Том Первый, главу «Двадцатое – Никандрова пустынь».

30

См. Том Первый, главу «Шестнадцатое – Оковец».

31

См. Том Четвертый, главу «Сто одиннадцатое – Волговерховье».

32

См. Том Первый, главу «Восемнадцатое – Перынский холм».

33

См. Том Первый, главу «Семнадцатое – Волосово».

34

См. Том Первый, главу «Двенадцатое – Верюга».

35

См. Том Четвертый, главу «Девяносто первое – Жижицкое озеро».

36

См. Том Четвертый, главу «Девяносто восьмое – Старица».

37

См. Том Третий, главу «Восемьдесят третье – Торжок».

38

См. главу «Сорок шестое – Костомарово».

39

См. главу «Тридцать седьмое – Сельцо Карельское».

40

См. главу «Тридцать девятое – Валдай».

41

См. Том Первый, главу «Двенадцатое – Верюга».

42

См. Том Первый, главу «Тридцатое – Махрище».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5