Полная версия
Как зарабатывать словами. От слов к миллионам. Искусство публичных выступлений и блогинга
– Ты прекрасно владеешь словом, не стесняешься себя и своего голоса. Почему (1) ты хочешь учиться тому, что уже умеешь?
– Я не столько хочу получить навыки, сколько хочу получить новое окружение, атмосферу.
– Почему (2) для тебя так важно получить новую атмосферу, что ты готова платить за это?
– Потому что я уже много лет работаю дома, записываю ролики, озвучиваю рекламу. Мне нужен ПОВОД выйти из дома.
– Почему (3) тебе нужно искать ПОВОД, чтобы выйти из дома?
– Потому что несколько лет назад на семейном совете мы решили, что с рождением первого ребёнка мне лучше оборудовать студию звукозаписи дома. Теперь детей двое, и я вообще почти никуда не хожу. А раз и работа дома, мне даже не нужно каждый день переодеваться из халата в другую одежду.
– Так почему (4) ты хочешь учиться в нашей Школе?
– Потому что я заплюхалась в детях и хочу найти повод снимать халат, чтобы выходить из дома для какого-то дела.
Если сократить, то останется: почему ты хочешь пойти в нашу Школу коммуникации – потому что мне нужен повод снять домашний халат. Понимаете?
Мои дорогие! Коммуникация влияет практически на все сферы жизни, но это не значит, что обучение искусству обращения со словом СМОЖЕТ ПОЧИНИТЬ все сферы вашей жизни. В каких-то из них вам придётся наводить порядок без моего наставничества. Но в чём вы можете быть точно уверены – эта книга точно поможет ЧЁТКО сформулировать многие ваши проблемы, потому что искусство точных формулировок – мой профиль. К тем же проблемам, которые являются коммуникативными, даст точные и действенные инструменты решения.
Коммуникация влияет на все сферы жизни, но это не значит, что обучение искусству обращения со словом СМОЖЕТ ПОЧИНИТЬ все сферы вашей жизни.
Друзья, сегодня, в день написания этой главы, моя 38-летняя подруга, как и я, 20 лет отработавшая «на телеке» и только что поступившая на режиссёрский факультет, поделилась мудрой фразой своего преподавателя. Он нашёл точные слова, чтобы подбодрить начинающих режиссёров – тех, кому уже под 40, 40 и за 40 (тех, кто сам про себя шутит, что «молодая была уже не молода»). И я с удовольствием делюсь его мудростью с вами. «Знаете, – сказал он, – великих режиссёров было много. Но вас-то ещё не было!»
Дорогие мои! Великих ораторов, эффективных переговорщиков, блогеров-миллионников или успешных интервьюеров на YouTube было много, но вас-то ещё не было! Удачи, мои хорошие. Всё получится. Тем более – под моим чутким наставничеством.
Великих ораторов, эффективных переговорщиков, блогеров-миллионников или успешных интервьюеров на YouTube было много, но вас-то ещё не было!
У меня есть для вас домашнее задание. Не для всех – для тех из вас, кто пока не сформулировал честный запрос на обучение коммуникации, не обнажил истинную причину и проблему. Ваше домашнее задание – СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ. Признаться, какую проблему вы, возможно, замаскировали под желанием учиться коммуникации. Потому что без точной диагностики невозможно эффективное лечение.
Безжалостное (читай – честное) отношение к себе – это БЛАГО. Без него невозможно определить свои истинные цели, а значит, и достичь их.
Глава 3
Наши страхи, которых всего… ОДИН!
В этой небольшой, но неприятной (извините) для прочтения главе, как я обещала, поговорим про те истинные страхи, что терзают вас, отдаляя начало вашей карьеры в качестве спикера, эксперта, публичного человека.
ОСНОВНЫЕ СТРАХИ
• Боязнь ошибки (я вполне компетентен, но вдруг ошибусь, что про меня тогда подумают?).
• Боязнь оценки (что про меня подумают безотносительно того, компетентен ли я и ошибусь ли я; вдруг подумают хуже, чем я есть на самом деле?).
• Сомнения в себе/компетентности (достаточно ли я компетентен, чтобы выступать?).
• Убеждение в негативном настрое как живой, так и виртуальной аудитории (вряд ли я компетентнее аудитории, она обязательно это заметит и укажет мне на это).
• Животный ужас перед негативными комментариями (что делать, если мне напишут/скажут плохое?!).
• Вопросы из серии «а кому это надо?» (убеждение, что то, что известно мне, – известно всем).
• Страх быть заметным, проявленным, значимым (вряд ли я достоин ТАКОГО внимания).
• Естественный страх камеры и публичных выступлений (тут нечего добавить, этот страх и правда естественный).
Согласитесь, список-то коротюсенький. Более того – и его можно ещё сократить. Так, первые три пункта (боязнь ошибки, оценки, сомнения в себе/компетентности) – по сути боязнь показаться смешным, неуместным, недостаточно умным и компетентным. То есть боязнь чужого мнения о себе. Согласитесь, не страшно ошибиться, если этому нет свидетелей.
Не страшно ошибиться, если этому нет свидетелей.
Следующие два пункта – про настрой аудитории – опять же боязнь оценки окружающих, но теперь уже не воображаемой, а реально проявленной (да-да, имейте в виду: как только вы начнёте выходить в сторис, вести эфиры, выступать перед публикой или выкладывать видео на YouTube, вам ОБЯЗАТЕЛЬНО напишут, что вы делаете НЕ ТАК. И церемониться с выбором выражений не будут!).
Шестой и седьмой пункты в целом означают БОЯЗНЬ ЖИТЬ так, чтобы на вас кто-то обратил внимание. И это опять про оценку окружающих. Паттерн скромности как истинного достоинства вшит в нас на глубочайшем уровне. Фольклор тому подтверждение.
Скромность всякому к лицу.
Скромность красит человека.
Любому молодцу скромность к лицу.
Гордость пучит, скромность учит.
Тому и почет огромный, кто скромный.
Скромный человек сам своих заслуг не оценивает.
Кто скромен, тот и отважен.
Кто скромнее, тот умнее.
Разрешаю вырезать этот фрагмент с пословицами прямо из книги и… убрать подальше. Или – перечеркнуть, смять, съесть, сжечь. Считайте это небольшим аутотренингом. Я не призываю отказаться от скромности вообще, но предлагаю чуть убавить её мощность, чтобы вы смогли НАЧАТЬ. Не шучу: прямо сейчас берите ножницы и вырезайте. Вы ведь наверняка обратили внимание, что ниже в тексте есть пробел. Это не брак, возникший при печати. Издательство АСТ не печатает ничего с браком. Это сделано специально, чтобы вы могли вырезать эту часть страницы, не потеряв ни грамма смысла.
Я не призываю отказаться от скромности вообще, но предлагаю чуть убавить её мощность.
Кстати, парировать эту народную мудрость я могу гариком Игоря Губермана (именно так он сам называет свои четверостишия), с которым у меня в своё время было интереснейшее интервью.
Я люблю, когда слов бахромаЗолотится на мыслях тугих.А молчание – признак ума,Когда признаков нету других.Или интернет-мемом, который, попавшись мне на глаза, вызвал гомерический хохот: «На вас всем и так пофиг, а вы ещё и скромный!» И ведь действительно: в глобальном смысле даже самому ярому вашему хулителю интересен прежде всего он сам. Он напишет вам гадость под постом и тут же забудет об этом. А вы можете по особой впечатлительности даже страничку из-за этого закрыть. Ну не глупо ли?
На вас всем и так пофиг, а вы ещё и скромный!
Все эти семь страхов зиждутся на одном основном: страхе оценки со стороны. А он, в свою очередь, означает, что у вас нет твёрдого, непоколебимого, сформированного, веского ХОРОШЕГО собственного мнения о себе. В таком случае ваша самооценка зависит не от того, что думаете ВЫ, а от того, что КТО-ТО ДУМАЕТ ПРО ВАС.
В этом случае ваша самооценка зависит не от того, что думаете ВЫ, а о того, что КТО-ТО ДУМАЕТ ПРО ВАС.
Это в корне противоречит самому понятию САМОоценка. Соответственно, «лечатся», искореняются все эти сдерживающие страхи работой с самооценкой, постепенным обретением уверенности в себе и своих компетенциях и, конечно, умением брать волнение под контроль – чем мы и займёмся в этой книге.
И лишь восьмой пункт из нашего «страшного списка» стои́т особняком: страх камеры и публичных выступлений (читай: толпы) – истинный, естественный и трудно поддающийся корректировке. Он зашит в нас на уровне инстинктов. Об этом прекрасно сказали многие специалисты по ораторскому искусству, в том числе Радислав Гандапас в его легендарной книге «Камасутра для оратора». Именно в ней я впервые прочла, что этот страх на уровне инстинктов сопоставим со страхом смерти, потому что нашими древними структурами мозга мы инстинктивно воспринимаем аудиторию как опасность (их много, а ты – один!).
Рецепт борьбы с этим демоном рептильного происхождения такой же древний, как и он сам: практика, практика, практика. Без действия не будет результата. Увы, не могу обещать вам ничего. Однако выдам вам на руки все инструменты по обретению уверенности в себе, созданию грамотной структуры текстов и выступлений, закрепив всё это работающими советами по обретению неповторимого индивидуального стиля спикера.
Рецепт борьбы со страхом перед публикой – этим демоном рептильного происхождения – такой же древний, как и он сам: практика, практика, практика.
Выступать публично и записывать видео действительно страшно (страх уйдёт ТОЛЬКО с длительной практикой); негативные комментарии (что бы и как бы вы ни делали) вы всё равно получите; возможно, в вашем окружении найдутся даже те, кто отвернётся от вас, презрительно хмыкнув: мол, и вы туда же – в блогинг под старость лет! Всё это будет. Гарантия 100 %. Я не просто узнавала это, я это проходила и ПРОХОЖУ ежедневно вот уже 20 лет. И как видите, не просто жива, но очень счастлива, реализована, востребована и любима (!) аудиторией в полмиллиона человек как минимум.
Людское осуждение (в основном из зависти, что вы решились публично проявиться, а они нет) – это как налог, своеобразная плата за ваш выбор.
Людское осуждение – это как налог, своеобразная плата за ваш выбор.
Заплатите его и живите… нет, не спокойно, а очень даже беспокойно, ярко, зрелищно, пронзительно, смело! И пока кто-то будет вас обсуждать и осуждать – говорите чётче, зарабатывайте больше, сияйте ярче! Такой расклад.
Есть только один истинный страх – страх камеры и толпы, все остальные страхи – сигналы о проблемах с самооценкой.
И напоминаю: для качественного «прочтения» этой главы вам понадобятся… ножницы.
Глава 4
Глава-навигатор. Сфокусируйся! Начинающий скульптор. Отсекаем лишнее
В этой главе я призываю каждого из вас стать немного Микеланджело Буонарроти. О своём таланте скульптора он говорил подчёркнуто легковесно: «Я беру камень и просто отсекаю всё лишнее». Я призываю вас тоже отсечь лишнее и сфокусироваться на главном. Однако в отличие от Микеланджело, который намеренно слукавил, мы с вами понимаем, что отсечь лишнее очень даже непросто!
Отсечь лишнее и сфокусироваться на главном.
Если бы это было так, если бы люди легко умели расставлять приоритеты правильно, мы не знали бы ни управленческих проблем, ни проблем с тайм-менеджментом, ни многих других. Однако мы сталкиваемся с ними чуть ли не ежедневно. Так же как и с проблемами в коммуникации.
С чего начать распутывать этот клубок? Предлагаю со списка. В этой главе вас ждёт исчерпывающий список типичных коммуникативных и сопряжённых с ними проблем, которые известны мне. Возможно, к этому списку вы добавите и что-то своё. И далее вас ожидает сложная задача – выбрать те, которые более всего мешают вам совершить буквально квантовый скачок в искусстве коммуникации.
Возможно, я стану единственным автором в истории, который сам СОВЕТУЕТ вам НЕ ЧИТАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ. Во всяком случае – с начала. Я предлагаю такой вариант занятий с этой книгой:
• знакомитесь со списком-навигатором из этой главы;
• проводите тщательную самодиагностику по предложенным мной вопросам;
• выделяете свою основную коммуникативную проблему (одну или две, не больше);
• и сразу переходите к главам, посвящённым их решению.
Далее – обязательная многократная практика!
И только после этого можно вернуться к чтению книги, ещё раз пройтись по списку проблем, определить для себя те, над которыми хотелось бы поработать, чтобы огранить уже имеющиеся навыки коммуникатора. И снова – обязательная многократная практика.
Я абсолютно уверена, что нет ни одного, даже самого неопытного спикера, который нуждался бы в корректировке по всем 10 пунктам нашего списка. У каждого из нас есть одна-две основные проблемы, решив которые мы получим 80 % результата, тогда как все остальные пункты – оставшиеся 20 % к нашему усовершенствованию. Да-да, и здесь работает правило Парето (эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата»).
Итак, вторя Микеланджело и цитируя одного из моих самых любимых героев интервью Давида Яна (одного из технологических пионеров мира, миллиардера, основателя ABBYY и ещё десятка компаний), сказавшего, что выдающиеся результаты зависят от того, насколько вы сможете сконцентрировать своё внимание на их достижении, повторю задание: прочтите список, отсеките лишнее, выберите главное. Сфокусируйтесь!
Типичные проблемы начинающих спикеров
1. Самая опасная: отсутствие смыслового ядра, смысловая дезориентация. Увы, как мы с вами уже говорили, иногда эта проблема относится не столько к речи спикера, сколько к его жизни в целом.
Как распознать:
Человек не может объяснить, чем и для чего (с какой целью) он занимается. А если и пытается, то делает это путано, сбивчиво, невнятно, неубедительно.
Почему эта проблема отнесена мной именно к спикерам-новичкам? Ответ простой: до момента, пока люди не начинают пытаться проговаривать важные вещи вслух, порой даже им самим неочевидно, насколько они не разбираются в предмете говорения.
Часто эту проблему можно перепутать с пунктом 4 из нашего списка – «сбивчивая, путаная речь». Однако она гораздо проще поддаётся корректировке: когда глобальный смысл предмета повествования спикеру понятен, достаточно просто составить грамотную структуру выступления, чаще практиковать говорение вслух, отточить основные формулировки – и всё пойдёт как по маслу. В случае же со смысловой дезориентацией главная и, не побоюсь этого слова, жизненно необходимая задача ученика – прежде всего отыскать смысл того, что он делает и о чём собирается говорить публично.
Жизненно необходимая задача ученика – прежде всего отыскать смысл того, что он делает и о чём собирается говорить публично.
Как я впервые столкнулась с этой проблемой на практике. Естественно, я не так наивна, чтобы полагать, что все люди на планете выбрали дело по сердцу, ходят на работу с удовольствием, ежедневно подпитывая себя мыслью о том, каков высокий смысл их деятельности. Но что так много людей, успешных с социальной точки зрения, страдают отсутствием или потерей смысла деятельности, я не предполагала, пока не открыла Школу интервью и коммуникации и не стала лично общаться с учениками (в основном предпринимателями и управленцами). Это были те самые люди из нашей второй главы, которые просили научить их «именно рассказывать о своей работе», мол, со всеми остальными темами у них проблем нет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.