Полная версия
Гиперборея: Наги и Горгоны. Забывшее начало пути
Люди, отягощенные великими грехами, дабы совершить в ней омовение, явились и в страхе перед ними через отверстие, пробитое трезубцем, в Расаталу снова ушла она, и тогда ее Кашьяпа, умилостивив, вновь сподвигнул подняться близ Панчахасты. Ее, возле обители нага Панчахасты вышедшую и разлившуюся на один гавьюти неблагодарный человек увидел. Когда ее увидел неблагодарный, она вновь исчезла, в очередной раз побуждаемая просьбами Кашьяпы, превосходная река на расстоянии в одну крошу от той чакры стала доступной взору, и когда ее увидел человек, совершивший прелюбодеяние с женой друга, она снова стала невидимой. И вновь, упрашиваемая Кашьяпой в обители Нарасимхи благая река поднялась, восхваляемая тысячами брахманов. Тогда на расстоянии в одну крошу заприметил великую реку убийца брахмана, и тотчас же она исчезла, и ее рек Кашьяпа».
Постоянное исчезновение и появление через определенные участки суши одной и той же реки, имеет реальное проявление в области карстовых водоемов на Севере, где исчезают озера, а потом проявляются, перенося рыб иногда на сотни километров.
Воронки образуются путем вмывания и проседания рыхлых покровных отложений в колодцы и полости в подземных каналах. Такие воронки можно на обширном поле из десятков воронок севернее озера Дружинное в Вашках.
Очень высокая плотность воронок (до 40 на 1 кв. км) отмечается на водоразделе между реками Андомой и Вытегрой. Часто встречаются провальные воронки, которые образуются путем обвала свода подземной полости. Примером служат формы на правобережье реки Ляменьги недалеко от Исаковой горы в Сухонском районе.
Карст
К карстовым формам относятся и исчезающие водотоки. Ярким примером является долина реки Ужлы. Ручьи, образующие Ужлу, берут начало в болотах и мелких озерах южнее озера Ковжское. Русло реки исчезает на расстоянии около 13 км. от устья в трех близко расположенных друг от друга понорах. Снова на дневную поверхность Ужла выходит в 8 км. юго-западнее места своего исчезновения: из воронки диаметром 65 метров вытекает поток шириной около 20 метров. Глубина воронки составляет не менее 70 метров.
Река Ужла
«По мнению китайских буддистов: «Относительно земли Джамбу-двипы буддисты говорят, что в её середине есть центр, именуемый озером А-ньеоу-то (А-неу-то) – «Анаватапту». Оно лежит к югу от Ароматных гор и к северу от Снежных гор. Его окружность равна 800 ли. Посреди него жилье Нага, то есть прилившего такой облик Дасабхуми Бодхисатвы (Бодхисатвы десяти земель). Из его жилища вытекают четыре освежающие реки, окружающие Джамбу-двипу. С восточной стороны озера, из пасти серебряного быка, вытекает Ганга. Окружив озеро, она впадает в море на юго-востоке. С его южной стороны, из пасти золотого слона вытекает Синдху. Окружив озеро, она впадает в море на юго-западе. С западной стороны из пасти коня из лазурита истекает река Фо-цзу, окружив озеро, она впадает в море на северо-западе. С северной стороны вытекает из пасти хрустального льва река Сида (Сить) (Хуан-хэ) и после одного круга течёт в море на северо-востоке». (Paradise found. Willam F. Warren)
Гидронимы: Гонгуз-оя, Гангас (Кемский уезд), Гангаха (Кола), Визганга (Сысола), Гангозеро, Гонганалица (Петрозаводский уезд), Гангиламба (Повенецкий уезд).
Гангозеро
Синдам-озеро (Кемский уезд), Синдилей-Шор (Усса), Синдома, Синдош (Вологодский уезд), Синдор (Яренский уезд), Шиндора (Кадниковский уезд), Шинд-ручей (Вытегорский уезд), Шиндозерка, Шинд-озеро (Онежский уезд), Шиндозеро (Пудожский уезд), Синдея, Синдейское (Туринский округ).
Синдор
Ситовка (Печенга), Сить, Ситька, Соть, Шитора (Грязовецкий уезд), Сить, Ситково, Шитевский (Кадниковский уезд), Ситкар-вис-пос (Верхняя Вычегда), Ситозеро (Петрозаводский уезд), Ситка, Ситцкое (Кирилловский уезд), Сить (Моложский уезд), Ситьма (Нолинский уезд), Шитовка (Варнавинский уезд), Шитя-Шор, Шиты (Сысола), Шит-ручей (Вытегорский уезд), Шитома (Кологривский уезд), Шитина (Вятский уезд), Шитовка (Котельничиский уезд), Шитовский (Чердынский уезд).
Река Сита
Сид-озеро (Олонецкий уезд), Сидовка, Шидовка (Вологодский уезд), Сида (Кадниковский уезд), Шид-озеро (Холмогорский уезд), Шид-нема (Пинега), Шид-озеро (Онежский уезд), Шидо-ручей (Лодейнопольский уезд), Шидья (Череповецкий уезд), Сидо-шур (Глазовский уезд), Шетьяс, Шетьяса (Сольвычегодский уезд), Шеть-ты (Сысола).
Шеша или Ананташеша («бесконечный Шеша») – тысячеголовый змей, царь всех нагов. Шеша выступает олицетворением времени. Шеша – это аватара Вишну, также известная по имени Санкаршана. В пуранах описывается, что Шеша поддерживает на колпаках своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами.
Ананташешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве. Его изображают с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону. Его имя в переводе означает «то, что остаётся», и происходит от санскритского корня шиш (śiṣ), после того, как вселенная разрушается, Шеша остаётся неизменным.
Тело Ананта-шеши описывается как полностью духовное. Он живёт в обители, расположенной ниже системы планет Патала. Его называют Санкаршаной. Весь материальный мир покоится на головах Санкаршаны. Его лоб – источник энергии, с помощью которой Шива разрушает материальный мир. Вся материальная энергия действует в соответствии с замыслом Ананты, поэтому его следует считать первопричиной материального творения. Могущество Ананта-шеши безгранично, его величие не смог бы никто описать, поэтому его называют Анантой, «безграничным».
Ананта-шеша является олицетворением вечности, а каждый из витков его свернувшегося тела символизирует одну из вселенных материального мира с её историей.
Ниже семи Патал находится форма Вишну, происходящая из качества тьмы, которое называется Шеша, превосходства которого не могут полностью перечислить ни дайтьи, ни данавы. Духи небес называют это существо Ананта, и ему поклоняются мудрецы и боги. У него тысяча голов, украшенных чистым и видимым мистическим знаком свастики: и тысяча драгоценных камней на его гребнях освещают все области. На благо мира он: лишает асуров их силы. Он яростно закатывает глаза, словно пьяный. Он носит одну серьгу, диадему и венки на каждой лбу; и сияет, как белые горы, увенчанные пламенем. Он облачен в пурпурные одежды, украшен белым ожерельем и похож на другую Кайласу, по пропастям которой течет небесная Ганга. В одной руке он держит плуг, а в другой пестик; и его сопровождает Варуни (богиня вина), которая является его собственным воплощенным сиянием. Из его уст в конце Кальпы исходит ядовитый огонь, который в образе Рудры, единого с Баларамой, пожирает три мира.
Владимирский венец
Сеша носит весь мир, как диадему, на своей голове, и он является основанием, на котором покоятся семь Патал. Его сила, его слава, его форма, его природа не могут быть описаны, не могут быть поняты самими богами. Кто расскажет о своей мощи, кто носит всю эту землю, как гирлянду цветов, окрашенную пурпуром от сияния драгоценных камней на его гребнях. Когда Ананта с закатившимися от опьянения глазами зевает, земля со всеми ее лесами, горами, морями и реками дрожит. Гандхарбы, апсары, сиддхи, киннары, ураги и чараны не равны тому, чтобы восхвалять его, и поэтому он называется бесконечным (Ананта), нетленным. Сандаловая паста, растертая женами богов-змей, разлетается от его дыхания и распространяет благовония по небу.
Древний мудрец Гарга, умилостивив Шешу, получил от него знание принципов астрономической науки, планет и добра и зла, обозначаемых аспектами небес.
Земля, опирающаяся на голову этого верховного змея, в свою очередь поддерживает гирлянду сфер вместе с их обитателями, людьми, демонами и богами». (The Vishnu Purana)
Горгоны и Медуша
1
«Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши. Предполагается, что реальные Наги были племенами, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.
Ладак
Ганджунг (Непал)
В буддийской мифологии Наги – змееподобные полубожества. Наги разделяются на два класса – живущих в воде (в реках и морях) и на суше. Наги могут превращаться в человека. Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность».
Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. Подобно взгляду горгон.
Купа (Калаши)
Лебедь – символ Гипербореи. Морское божество Форкий, сын Геи (Земли) сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались, как прекрасные Лебединые девы.
Значительно позже они в африканской традиции были превращены в безобразных чудовищ – грай и горгон. Дискредитация горгон шла в силу тех же причин, что и приписывание противоположных знаков и отрицательных смыслов при распаде общего пантеона на обособленные религиозные системы, когда деви и ахуры (светлые божественные существа) становятся дэвами и асурами – злобными демонами и кровожадными оборотнями. (В. Н. Дёмин)
Лебедь-шипун
По другой версии, горгоны, грайи и другие чудовища греческих мифов являются остатками пантеона, которые под воздействием «олимпийцев» в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Они воплощают для обитателей пространств, примыкающих к Средиземному морю, опасность, исходящую от далёкого неизвестного Севера.
Горгоны описаны как народ соседний с атлантами и сражавшийся с амазонками.
«После чего атланты преподнесли ей великолепные дары и всенародным постановлением проголосовали за оказание ей значительных почестей, а она в свою очередь любезно приняла их и в дополнение пообещала, что будет проявлять доброту к их народу.
А поскольку против местных жителей часто воевали так называемые горгоны, народ, который граничил с ними, и вообще, люди предвкушали отомстить им, Мирина, говорят, уступив просьбам атлантов, вторглась в страну вышеупомянутых горгон. Но когда горгоны стянули свои силы, чтобы противостоять ей, состоялась упорная битва, в которой амазонки взяли верх, убили большое число врагов и захватили не менее трёх тысяч пленных; а так как остальные бежали и укрылись в некой лесистой области, Мирина подожгла лес, стремясь уничтожить народ полностью, но, когда она обнаружила, что не смогла добиться успеха в своей попытке, то удалилась в пределы своей страны.
Царевна-лебедь. Н. Врубель
Но горгоны, в последующие дни возросшие в силе, были повторно подчинены Персеем, сыном Зевса, когда Медуза была царицей над ними, и, в конце концов, и они, и род амазонок были полностью уничтожены Гераклом, когда он посетил западные края и установил свои столпы в Ливии, так как он чувствовал, что это плохо согласуется с его решимость стать благодетелем всего рода человеческого, если он позволит страдать какому-либо народу под властью женщин. Этот рассказ также сообщает, что болота исчезли из бытия в ходе землетрясения, когда те его части, которые лежали в сторону к океану, были расколоты на части…
В общем, говорят, греки присвоили себе самых известных из египетских героев и богов, точно также и колонии, высланные ими. Геракл, например, был родом египтянин, который благодаря своей мужественной энергии посетил большую часть обитаемого мира и установил свой столп в Ливии…». (Диодор Сицилийский)
Горогоны, сёстры дракона Ладона (Ладога?), охранявшего сад с яблоками Гесперид, Фоосы (матери Полифема) и грай. Согласно Еврипиду, они охраняли Омфал (Пуп Земли).
По ещё одной версии, горгоны были детьми Тифона (главного врага олимпийцев) и Ехидны. У Гомера и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие на западе, за океаном. Позднейшие писатели относят их в Ливию, к Атласу.
Они представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была самая ужасная.
2
Овидий в «Метаморфозах» указал, разгневанная Афина превратила Медузу и её сестёр в чудовищ после того, как Посейдон овладел Медузой в храме богини. По другой версии, Эвриала и Сфено решили стать чудовищами сами из сострадания к судьбе сестры. Медуза была смертной (убита Персеем), Эвриала и Сфено – бессмертны.
У Пиндара, Медуза представлена красивой. Римляне и пунийцы ее изображали прекрасной, хотя и с крыльями над висками и змеями в волосах.
Танит, Аретуза, Медуза
Медуза
В европейской (римской) традиции Медузу изображали с европейским лицом.
Медуза. Античные изображения
Медуза. Б. Челлини
Грекам известны три Горгоны: Авриала («далеко прыгающая»), Сфено (Стено, «могучая»), Медуза («повелительница») – самая известная из них и единственная смертная из трёх сестёр.
Из ее крови, произошел крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался.
Горгоны жили на крайнем Западе или Севере у берегов реки Океан. Хотя у всех трёх Горгон вместо волос были змеи, только Медуза обладала чудесным даром завораживать людей взглядом (по Овидию в прямом, и в переносном смысле этого выражения) и только она одна была смертна. Прямой взгляд Медузы (и даже её отрубленной головы) обращал всё живое в камень.
Вероятно, сёстры-горгоны, с их глазами, от которых всё каменеет, даже вода застывает льдом, которые летают на крыльях быстрее ветра, – это духи бури и холодной зимы, которая периодически посещала север Древней Греции (Борей).
Пиндар писал: «далее живет народ гипербореев, никто из смертных ни по морю, ни по земле не может найти чудесной дороги к жилищам гипербореев… Сын Данаи (Персей) проник сюда, руководимый Афиной и убил тут Гаргону». Он называет гиперборейцев «служителями Аполлона».
На санскрите «горагаку» или «нагна» – лебедь, пава, поручитель за другого, а также нагой человек и «нага».
Медуза-Горгона. 19 век
3
Подвиги Персея связывают с Грецией, но в тексте мифов прямо говорится о его происхождении из Аргоса, который хронологи относили к региону соседнему с Фивами в Египте. Его жена Андромеда происходила из прибрежных областей Эфиопии. То есть их внешний облик соответствовал принятому тогда в этих странах понятию о красоте.
По древнейшей феогонии, Персей – титан, брат Астрея и Палланта, супруг Астерии, от которой он имел дочь Гекату. Предок персов.
Персию также связывают с Эфиопией.
«Есть также много видов деревьев, из которых то, что называется персея, которое было занесено из Эпиопии персами», (Диодор Сицилийский)
Воин беджа (Верхний Египет)
Персей, царь Аргоса и Микен, историками относится к Греции. Но Аргос (Харгас), античными учеными всегда считался государством около Фив в Египте (Харагас в 20 номе в Верхнем Египте, Kharr – в западе Фив). Самые ранние предания соединяют Аргос с Египтом, Фивы с Финикией, Коринф с Колхидой. Связь Даная и Аргоса с Египтом является традиционной.
«Говорят, что и Персей родился в Египте, и что происхождение Исиды греки перенесли в Аргос в мифе, который рассказывает о том, что Ио была превращена в корову». (Диодор Сицилийский)
В мифе Персей, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал аргосскому царю Акрисию, сыну аргосского царя Абанта, что у его дочери Данаи родится сын, который свергнет и убьет деда. Чтобы избежать этого, Акрисий заключил Данаю в подземелье (в медную башню).
Селение в Судане. 1909
Зевс исхитрился проникнуть в башню к Данае, в результате та родила Персея.
Дети-нилоты
Разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в воду. Волны вынесли ящик на остров Сериф, где его выловил рыбак Диктис. Брат рыбака, царь Полидект, воспылал страстью к Данае. Персей сначала воспитывался в доме Диктиса, а затем был отправлен Полидектом (братом Диктиса), влюбившимся в Данаю, за головой горгоны Медузы.
Воины. Судан. 1900
Афина и Гермес помогли Персею. По их совету герой достиг сначала пределов крайнего запада, мрачной страны, где обитали вещие старухи – три сестры Грайи (Седовласые), имевшие на троих один глаз и один зуб.
Персей похитил у них этот зуб и глаз, а Грайи показали Персею путь к Горгонам. Персей, узнал как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше. Ему нужна было достигнуть страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили горгоны.
Н. Рерих. Заморские гости
Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало (по другой версии Афина и Гермес, достали ему сандалии-самолеты, сумку и шлем-невидимку Аида).
Персей понесся по воздуху к острову горгон. Под ним расстилалась земля с зелеными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы, покрытые зеленью лесов, и, как алмазы, горели в лучах солнца их вершины, покрытые снегом.
Затем Персей летит над морем, и куда только хватает взора Персея, раскинулась под ним равнина вод. Наконец в голубой дали моря черной полоской показался остров горгон. Нестерпимым блеском сверкает в лучах солнца остров.
Убиение Горгоны Медузы он совершил при помощи Афины и Гермеса, Гермес дал ему серп и указал, которая из трех горгон Медуза, а Афина – зеркальный медный щит. Снабженный всеми этими предметами, он отправился в жилище Горгон.
Гермес. Сиена
Он застал их спящими, отрубил Медузе голову и спрятал в ее в заплечную сумку. Ее кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и великан Хрисаор.
Танит и Пегас. Сиракузы
Затем, надев шлем-невидимку, со своей ношей на спине спасся от преследований двух остальных Горгон.
Персей быстро несся, над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Все кругом кишело ими, все живое обращалось в бегство от них. Вероятно, пролилось топливо типа горящего гептила. Персей обратил Ливию в пустыню.
Ливийская пустыня в Египте
В Эфиопии, страной Кефея (провинция Кэфе) по пути домой, Персей пролетал над скалой, к которой была прикована Андромеда, якобы отданную на съедение морскому чудовищу.
Озеро Ашенге в регионе Тиграй. 1867
Регион Кэффе
Убив ее жениха, Персей взял Андромеду в себе жены.
Кэффейцы
Вернувшись с женой на Сериф, Персей, собрав народ и пригласив царя, показал им голову Медузы и обратил их всех в камни, причем и сам остров со всеми его растениями и живыми существами окаменел и сделался бесплодным, а сам с матерью и Андромедой вернулся в Аргос.
Западная пустыня в Египте
Исполнив всё это, Персей отдал сандалии и шлем-невидимку нимфам, голову Медузы Горгоны Персей отдал Афине, которая поместила ее в середину своего щита Афине.
Воины племени бишари. Судан
Между тем Акризий, решил покинуть Аргос и поселился в Ларисе (Ла-Риса (Re-she —город в Дельте, Reshui – город в Фаюме).
Медуза. Ларишаон
Даная и Персей решили навести Акрисия в Ларисе, но тот, не впустил в дом ни ее, ни Персея. Персей принял участие в состязаниях и бросил диск туда, где стояли зрители. Среди них был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил. (Акризия можно сравнить с фараоном Aa-kha-Ra из 9 династии или из 15—16 династии Гиксосов).