bannerbanner
Никакого «Ига» не было! Анатомия фейка
Никакого «Ига» не было! Анатомия фейка

Полная версия

Никакого «Ига» не было! Анатомия фейка

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Специалисты различают 3 наиболее распространенных среди русских гаплогруппы: R1a1 47.0%, N1c1 20.0%, I2 10.6%, I1 6.2%. Это означает, что генетический состав русских выглядит следующим образом: праславяне (индоевропейцы) – 47%, балтийцы (уральцы) – 20%. И два братских рода исконных европейцев со времен палеолита: норманны (скандинавы) – 6%, балканцы (южные европейцы) – 11%. Никакого 300 летнего «татаро-монгольского» ига снова не прослеживается. Либо «ига» все таки не было, либо по какой то странной причине осталось очень мало прямых потомков от таких связей, что искренне удивляет ввиду описываемой в истории масштабности «ига». Видимо, постмонгольские древнерусские «зондеркоманды» умели как то вычленять носителей «татарского» гена и стерилизовать либо уничтожать их. Вот наука то при Иване III была, а мы про то ничего до сих пор и не знаем! (Вероятно, это поле для новых «открытий» будущих авторов «татарского» фэнтези в духе «анти Ян».) Кстати сказать, в геноме булгарских татар также большое количество носителей гаплогруппы r1a1 (около 30%) и N1c1 (около 20%). Что в сумме дает 50% (половину!) татарского этноса. (К вопросу об этногенезе современных татар мы еще вернемся.) Еще один важный момент: южные русские в пределах погрешности не отличаются от украинцев, a северные русские, имея преобладающей ту же гаплогруппу R1a1, также имеют более высокий процент финно угорского компонента. Что также достаточно логично и не противоречит здравому смыслу.

В 2008 г. журнал «The American Journal of Human Genetics» (авторитетное международное издание, которое никак нельзя назвать «фашистским») опубликовал статью об исследовании русского генофонда, проведенном российскими и эстонскими (!) генетиками. (Кого кого, но эстонцев то заподозрить в «ангажированности» в этом вопросе, пожалуй, труднее всего!) «Результаты оказались неожиданными: по сути, русский этнос генетически состоит из двух частей – коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а жители Севера страны – с финно уграми. И второй довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент – типичного для азиатов (в том числе пресловутых монголо татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено. Получается, поговорка «поскреби русского – найдешь татарина» не верна. (Ну, слава Богу! – М.С.)

Кроме того, оказалось, что наши братья славяне – белорусы, украинцы и поляки – отличаются от нас не только по языку, но и на генетическом уровне. Совсем немного – от русских из центральных и южных областей, чуть сильнее – от северян. Выходит, что в центре России, на Украине, в Белоруссии и Польше были самые ранние поселения славян, а уж оттуда то пошла «южная» волна освоения окрестных земель, заселенных другими народами. От другой – «северной» волны славян, как теперь уверенно говорят археологи, происходит население древнего Новгорода, и это тоже стало причиной своеобразия северного русского генофонда». Далее корреспондент «КП» допустил оговорку: «Вряд ли найдется сегодня в мире хоть одна нация, сохранившая «чистоту крови» – племена воевали, объединялись в союзы, переселялись на новые места… В результате говорить о более или менее этнически «чистых» народах просто невозможно! Но выяснить, как, из каких народностей формировались сегодняшние национальности, наука способна». Не может не радовать то, что за русскими наконец то, хотя пока только на уровне дискуссии, признали право на «своеобразие русского генофонда», то есть право «быть русскими», и второе – что вопросы этногенеза пусть и с оговорками, но все таки названы «научной задачей».

Серьезное отношение к генетике, не как к «продажной девке империализма», а как к науке, открывает и определенные политические возможности. Так, по Y хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами составляет 30 условных единиц. А генетическое расстояние между русским и так называемыми финно угорскими народностями (марийцами, вепсами и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2 – 3 единицам. Проще говоря, генетически они почти идентичны. И жесткое, если не сказать провокационное, заявление министра иностранных дел Эстонии 1 сентября 2005 года на Совете ЕС в Брюсселе (после денонсации российской стороной договора о государственной границе с Эстонией) о дискриминации якобы родственных финнам финно угорских народов в РФ теряет содержательный смысл. Но кому то выгодно, чтобы Европа считала русских «татарами», в связи с чем российский МИД не смог адекватно ответить.

Генетический метод, однако, тоже не идеален (слишком чувствителен он к выборке и не имеет пока статистически надежных результатов), но и он, что для нас важно, не спорит с краниологией, а, наоборот, в зоне своей ответственности доказывает: «монголо татарского ига», если понимать под ним нашествие инородцев из Азии, на Руси никогда не было. Но уж если мы взялись за доказательство отсутствия хоббитов в природе, то и 100% ного доказательства мало. Нужно 200, 300! «Это ЗДЕСЬ нет хоббитов, а вот, может быть, за углом то как раз они и есть»! «Это они просто не нашли «татарских» генов там, где искали, а вот остальные то, необследованные – точно «татаре»!

Как это не было…


На глазах у детей съели коня

Злые татары в шапках киргизских,

Средь сучьев из леса сиротливо стучит

По стволам деревянным птица тупая.

Имя ей дятел, и стуки его

Заглушают рыдания детских глаз.

Дети хоронят останки коня,

Там лишь кишки и шкура его…

А. Лаэртский (1992 г.)


Цивилизации никогда не ищут ответы на какие то «уникальные», «дискретные» вызовы. Судьбы народов обусловлены их геополитическим положением. Никогда в жизни одной цивилизации историческая парадигма развития не меняется «вдруг» и до неузнаваемости. Если она изменилась и не вдруг – все, это уже другая цивилизация. Так, поляки на протяжении сотен лет обречены вести войну за свою государственность на два фронта. Эта тема была актуальна для Польши в XV веке, столь же актуальна она была в XVII, и уж актуальнее не придумаешь в веке XX. Эта война может то затихать на исторически короткий промежуток времени, то разгораться с новой силой. Но существенно поменять свое качество она не может. Тогда это уже не Польша. Ключевой пункт существования Британии – владение морями. За морские коммуникации шла драка с силами континентальной Европы. С Непобедимой армадой в 1588 м, спустя 200 лет при Трафальгаре, за них же бились при Ютланде и еще через четверть века – с ребятами папаши Дёница. Военный конфликт за ничтожные Мальвины, не имевший ровным счетом никакого ни военного, ни экономического значения, поставил на уши все британское общество и сделал посредственную Тэтчер фигурой, равной Черчиллю. В.Г. Белинский, путешествуя по Кавказу в первой половине XIX в., писал: «Черкес, плен и мучительное рабство – для меня синонимы. Эти господа имеют дурную привычку мучить своих пленников и нагайками сообщать красноречие и убедительность их письмам для разжалобления родственников и поощрения их к скорейшему и богатейшему выкупу». Актуально? Несомненно. Особенно если вспомнить, что «черкесами» в то время называли всех горцев вообще. Евреи на протяжении столетий решали одну единственную проблему – как выжить диаспорой в условиях враждебного окружения. И – тут я рискую получить очередь из «узи», а потому выкрикну в мегафон из за бруствера: «Появление у евреев понятия собственной экстерриториальности стало первым шагом к закату еврейской цивилизации!» (Но не это тема нашего разговора!)

Атака хоббитов

Согласно «традиционной», а точнее, фантазийной версии того же Карамзина, «монголы» были кочующими племенами, жившими примерно на юге современной Иркутской области, родственными восточным тюркам. Эта, в общем, короткая фраза, наверное, может побить рекорд Гиннесса по количеству абсурда на лексическую единицу. Тюрки и монголы – не родственники, и языки их имеют общего не больше, чем русский с португальским. Доходит до курьезов. В турецком (тюркском) языке слово mongol означает «слабоумный». Правда, есть другое слово – moğol, видимо, видоизмененное арабское «мугул», т.е заимствованное от соседей арабов, означающее собственно монголов – народность общей численностью около 20 тыс. человек, проживающую на территории Афганистана. Это все, что осталось от некогда могущественного государства Великих Моголов, простиравшегося в свое время (XIV – XVI вв.) аж до Восточного Туркестана. Основано это государство было полулегендарными ханами, пришедшими с севера после военных неудач где то в североказахстанских степях. Кем были биты в тех краях могольские ханы – загадка. Но в любом случае «Великие Монголы» не подходят на роль «ордообразующего» народа по причине чисто хронологической. К тому же это государство не было унитарным, знало периоды феодальной раздробленности и имело массу собственных проблем, не позволяющих выдвинуть лозунги типа «Ein Volk, ein Reich, ein Führer!». То же можно сказать и о современных монголах. В силу исторически сложившихся реалий современные монголы – относительно малочисленная нация скотоводов, а скотоводы живут довольно рассеянно. Иначе негде пасти стада – лошадкам не объяснишь, что захаживать на чужие пастбища нехорошо, и будут возникать конфликты, а посему один из конститутивных признаков сообществ скотоводов – чрезвычайно низкая плотность населения. Эвенки, чукчи, нганасаны – народы скотоводы. Мобилизация даже в Советскую армию, даже во времена, когда были телеграф, рация и вертолет, – весьма непростая задача. Представить себе, что некто (опираясь на исключительно собственную железную волю и просто таки божественную фантазию) мобилизовал их на какие то «завоевания»… Вперед! «К последнему морю!» (На фига, простите, скотоводам море? Это ж еще объяснить надо, что это – людям, которые поколениями представления не имели о большой воде!) Как их нужно замотивировать то! А что там, на далеком Западе, еще и непонятно, да и есть ли он вообще? Гардарика – страна городов? А что такое «город», Великий Хан? И зачем нам оно? Как в городе лошадок пасти? Бравые «монгольские» картографы (см. вкладку) лихо рисуют стрелы на огромных пространствах Евразии. В учебниках истории от современного Анадыря до Екатеринбурга протянулись стрелы с изображением всадника – «гунны»… Как всадники перемещались по таежным тропам? Как преодолевали полноводные сибирские реки – загадка. Тени Чингисхана обладают таким гипнотическим воздействием, что никто даже не задумывается, зачем войску преодолевать такие гигантские пространства, и сейчас то малонаселенные и не представляющие особого интереса для завоевателей (полезные ископаемые? Кем разведанные? И зачем нефть и руда кочевникам?), форсировать Енисей, Обь, Иртыш, чтобы упереться в никуда. Совершить поход по тайге, героически оказаться в восточных предгорьях Урала? А зачем, простите? Да там просто нет и не может быть никаких материальных ценностей. Малочисленные и небогатые сибирские народы – такие же скотоводы, как и сами «монголы». До Рязани, Владимира, Суздаля – тысячи километров без дорог, без снабжения, без даже гипотетической военной добычи, способной хотя бы прокормить многотысячное войско! Заметим, что водная преграда куда менее серьезная, чем Енисей, способна существенно задержать и даже остановить продвижение современной армии, отсутствие дорог было большой проблемой для Мюрата и Гудериана, и только «татаре» шли по морю аки посуху, не заморачиваясь прикрытием тылов, не оставляя в населенных пунктах гарнизонов, без мостов, без дорог… А потом вернулись обратно к своим юртам и продолжили пасти лошадок. Бред? Ну, если не бред, то история должна была бы знать и другие подобные примеры.

Но и это еще не все… Не было в истории армий, состоящих из одной лишь конницы. Конница, обладающая высокой подвижностью и маневренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, хороша в полях, в степях. Но при осаде городов она становится бесполезной. Здесь нужны совершенно иные воинские навыки. Как перемещалась монгольская пехота? Как наводили переправы монгольские саперы? Ведь даже для того, чтобы срубить примитивную гать надо хотя бы быть на "ты" с таким хозяйственным инструментом как топор. Так и хочется крикнуть – э-ге-гей, реконструкторы! Слабо прокатиться на лошадках от Новосибирска до Рязани? Только помним, что монголы это делали без мостов, без дорог, без навигации…

Вертикаль власти «по-татарски»

Русь XII века представляла собой лоскутное одеяло из различных «суверенных» государств, находившихся между собой в постоянной жестокой вражде. Этот период очень подробно описан в школьных учебниках и получил название "феодальная раздробленность". Именно ее авторы учебников называют основной причиной поражения от "монголо-татар". Те, видите ли, были едины аки монолит, а русские, вот, едиными не были и отсюда все бедствия. Вроде бы логичная с первого взгляда концепция рушится как только мы задаемся вопросом, а собственно как так Чингисхан, Батый, или кто-то там еще сумел мобилизовать такое многочисленное войско, объединить его общей идеологией, системой управления (говорят идеальной) и всем таким прочим, что свойственно только лишь национальной армии времен Наполеона. По здравому размышлению мы понимаем, что особых исторических причин для того, чтобы "монголы" вели себя как-то иначе, чем соседние китайцы, которые тоже, кстати, были очень серьезно поражены вирусом феодальной раздробленности, мы не находим. Аналогичная картина была и в Европе, где столь же яростно боролись друг с другом осколки бывшей Священной Римской Империи; и тоже никаких особо катастрофических последствий не последовало. Все-таки земледелец по определению всегда – в технологическом, культурном, военном отношении выше кочевника. Кочевник – однодневка. Он может убить, украсть но он не может воспроизводить достижения цивилизации – у него нет и не может быть хранилищ знаний – библиотек, серьезных технологических производств, многие из которых привязаны, например к воде, да и для того, чтобы осуществлять набеги на укрепленные города тоже нужны специфические навыки, которым в степи обучиться нельзя. Некоторые сказочники готовы приплести в качестве "монгольских" военных специалистов аж генуэзцев – ну это отдает совсем уж фэнтези.

Итак, Русь – лоскутное одеяло, некоторые провинции действительно испытывали на себе удары кочевников, и эти истории хорошо описаны в хрониках. Часть готова была войти в союз хоть с дьяволом, лишь бы урвать у соседа клок, естественно, в XIII веке никакой единой нацией русские себя не ощущали. Но уже тогда обозначились определенные, как бы мы сейчас сказали "геополитические" интересы, которые предполагали, что торговыми путями "из Варяг в Греки" и "из Варяг в Арабы" надо было как-то управлять. И сохранить их относительно безопасными были заинтересованы все участники событий. В этих условиях для наведения порядка необходим либо сильный центр, либо (при невозможности определения такого центра) иной инструмент правления. Причем инструмент правления, «равноудаленный» от любой потенциальной точки фокусировки. Некая НАД власть.

Очень логичным представляется вынесение «федеральных» функций за скобки удельных княжеств, эдакий «круглый стол короля Артура» – первые среди равных. Обращаясь к учебнику истории, мы никогда не найдем ответа на вопросы: почему «монголы» воевали на стороне Владимирских, а затем Московских князей против Рязанских, Тверских,Черниговских, Киевских и прочих врагов Ярославичей? Почему «монголы» ни разу не брали Смоленска, Пскова и Новгорода? Не дошли? Ну, это просто смешно! Шли 7 тыс. километров по тайге и не дошли до Новгорода? До Вроцлава, Кракова и Дубровника, говорят, дошли…

Из истории ХХ века мы знаем, что инструментом «над властного» правления (и зачастую «правительством народного доверия») может выступить военная хунта. В XII веке слова «хунта» на Руси не знали (а в переводе с испанского это означает «собрание»). «Орда» (?). И вот ответ на все истерические выкрики по поводу «ярлыка» и «стояния на коленях». Да, ездили «на смотрение», да, получали ярлык (переходящий, заметим!). Но к кому и почему?

В системе координат, где в центре исторической драмы вымышленные хоббиты, ответ дикий и странный – «князья, главы городов государств, ездили на поклон к кочевникам, не имевшим собственного государственного образования, испрашивать разрешения «порулить» в своих вотчинах». Ну действительно, не идиоты ли русские? Принимать решения о запуске космических спутников на основании советов некоего полуграмотного бомжа! Глупо? Несомненно, глупо. Но какие же идиоты после всего этого «кочевники»! Увидев все прелести оседлой жизни, захватив блага цивилизации, опережающей их на столетия, они никак(!) ими не воспользовались. Но еще страннее – допустим, кочевники народ темный и блага им ни к чему, но ведь и не уничтожили и оставили «для рабов»… Из учебника истории мы знаем, что «татары» в первую очередь угоняли в полон мастеровых. Особенно зодчих, кузнецов, оружейников… Еще раз… Кочевники… Зодчих, кузнецов, оружейников… У нас перед глазами встает длинная вереница угоняемых в полон посадских людей, крестьян и крестьянок, плачущие сироты, родители, разлученные с детьми… Вопрос. Куда все это собираетесь девать? Ладно, кузнецы, еще как то можно понять – ковать лошадей в степи. Откуда металл берете для подков – отдельный разговор, но, предположим, нашли где брать. Зодчие то вам зачем? Что строим? Поворачиваем сибирские реки в Туркмению?

Если же речь идет о некоей форме военного правления, причем военного правления собственного, «родного» – понятно, зачем зодчие и землекопы: возводить «федеральные» укрепления, возможно, против тех же «кочевников», которых никто не отменял, против соседей «сепаратистов». Что, дети меньше плачут, когда родителей угоняют отрабатывать государственные повинности? Нет, не меньше. Но врать то зачем? При чем тут «татаро монголы»?

Результаты деятельности русских «черных полковников» не замедлили сказаться. Жестко подавляя сопротивление «сепаратистов», им удалось в относительно короткое время укрепить южные границы, утвердить единое военное правление, единый государственный бюджет (налог/дань) и наладить набор в федеральную армию («каждого десятого, способного держать меч» – в «Орду» – т.е. под патронат федеральной власти). Эта армия, кстати, стала грозной силой на пути «чингизида» Тамерлана в 1391 г. Защитила от османов Юг Руси, фактически заперев «крымских татар» (действительно тюрков) в Таврии. После появления «Орды» из русских летописей странным образом стали исчезать кочевники. (И ни разу кочевники не были союзниками «монголо татар»!) Вполне вероятно, что в армии были и «иностранные формирования» (был же во время Гражданской войны чешский корпус, однако никто не представляет известные события как оккупацию России Чехословакией). Вообще, довольно дико для завоевателей выглядят «наборы в орду», которые скорее представляли собой именно призыв на действительную воинскую службу. Хороша была бы армия завоевателей, наполовину состоящая из тех, кого она завоевала! (И добро бы завоевала и смирилась, так в тех же учебниках написано, что не смирились русичи, только и ждали момента, чтобы «объединиться» и освободиться от «ига».) Стоит вспомнить и географические особенности Руси – это зона т.н. «рискованного земледелия», требующая железных сельскохозяйственных орудий труда, а косы вилы топоры, как мы каждый раз убеждаемся, – весьма грозное оружие в руках крестьян. Топор, который уже упоминался чуть выше – вообще оружие одного удара. Хороший плотник/лесоруб управлялся им ничуть не хуже дружинника. (Кстати, традиция перековки орала на мечи не была утрачена вплоть до XIX века. В музее панораме «Бородинская битва» достаточно широко представлены перекованные в «алебарды» косы, «апгрейченные» вилы, цепы и пр. мирные крестьянские орудия, активно использовавшиеся русскими мужиками против Наполеона.). И еще одна чисто русская заморочка. Весь этот вооруженный до зубов люд готов многое терпеть от соплеменников, облеченных властью, но стоит появиться инородцу со своим порядком, вся эта железная масса мгновенно извлекается из сараев, и у оккупанта под ногами начинает гореть земля.

За веру христианскую…

В Архангельском соборе Московского Кремля имеется захоронение князя Черниговского Михаила Всеволодовича, погибшего «в Орде» при следующих обстоятельствах: «Злые татары в шапках киргизских» пытались заставить его пройти «сквозь огонь» и поклониться «кусту и огневи и идолом их». Он отказался, его убили, впоследствии он был причислен к лику святых как «пострадавший за веру». Земная жизнь черниговского князя Михаила Всеволодовича была заполнена непрерывными походами, интригами, борьбой за власть. Мученическая смерть его и последующий христианский PR совершенно затмили в памяти потомков всю остальную его жизнь. Практически на вопрос: «Что же он такого сделал?» – ответ: «Умер за веру христианскую»… Между тем обращение к тексту «Жития» Михаила Черниговского вызывает очень противоречивое чувство… Похоже, что «чуждым» и «неприемлемым» этот обряд был только для князя… Его уговаривают (!) как «монгольские» вельможи (в частности, Елдеги), так и собственный племянник Борис Василькович Ростовский и его бояре, лишь бы Михаил Всеволодович согласился исполнить «монгольский обряд». Но вот только «монгольский» ли? Возьмем в руки такой известный «монгольский» источник, как Библия… «Неопалимая купина [куст, не снедаемый огнем], в ветхозаветном предании горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх. 3, 2), Бог из горящего куста воззвал к нему, призвав вывести израильский народ из Египта в обетованную землю». Упс! Поклониться «кусту огневи»… Что то тут у вас, ребятушки, не клеится с «монгольским» идолопоклонством. То ли «монголы» были хорошо знакомы с текстом Библии, то ли это были никакие не «монголы»…

Летописные сведения о деяниях Михаила Всеволодовича дают информацию к размышлению. Он оказывается зачинщиком длительной усобицы, опустошившей Южную Русь с 1234 по 1238 г., то есть как раз перед «монгольским» нашествием; в 1239 г., будучи киевским князем, Михаил приказывает расправиться с явившимися в Киев «монгольскими» послами, после чего – испугавшись содеянного? – бежит из Киева в Венгрию. Помыкавшись в чужих пределах, испытав немало унижений, Михаил около 1243 г. возвращается на родину, в Черниговскую землю, и вскоре в числе прочих русских князей вызывается в «Орду». Эта поездка оказывается для него роковой. А с другой стороны – на что мог рассчитывать князь после убийства послов «сюзерена»? Но на что то же рассчитывал!

Логично предположить, что во времена «феодальной раздробленности», поскольку не было единого государства, не было и единой религии. Военная администрация в виде «ордынских ханов» пыталась проводить политику, которую условно можно назвать «двурелижием» (по аналогии с «двуязычием»), при этом существовала некая форма «двоевластия»: власть «гражданская» – власть князей, опиравшаяся, судя по всему, на византийские традиции вкупе с «духовным наследием» в виде христианской церкви, и власть военная, которая в качестве идеологии избрала другую традицию, скорее всего, славянское язычество. Полулегендарный рязанский богатырь Евпатий Коловрат воспринимается нами как имя + фамилия, хотя имя то греческое, церковное, означающее «благочестивый», а Коловрат – русское, славянское. Вот только что это -прозвище? Жреческий титул? Вполне естественно, если для христиан он был «Евпатием», а для русичей – «Коловратом». Солнечным волхвом?

И снова обратимся к истории Михаила Черниговского. Ни в исламе, ни в верованиях «степняков» огонь не имеет сакрального значения. Можно, конечно, смело предположить, что «монголо татары» были зороастрийцами… Действительно, смело, но также и абсурдно. Зороастрийцы оставили многочисленные следы своего существования в Средней Азии, в Закавказье, но не в донских степях и на просторах матушки России. Славянский же обряд «очищения огнем» нам хорошо известен. До наших дней дошли в различных редуцированных вариантах прыжки через костер на Купалу, похороны Костромы, катание горящих колес с горки и прочие «шутки» с огненной стихией. «Очищение огнем» – настолько сильное магическое действо, что позволяло после его прохождения, например, девушку, потерявшую девственность не по своей воле, возвратить в лоно племени и семьи с полным восстановлением в правах. Уж не знаю, что и подумать про несчастного князя и зачем потребовалось ему это «очищение» с точки зрения «ордынцев»… Но ясно что этот обряд был языческий, притом, видимо, славянский. В.С. Жуковский в повести «Недоступная пустота», описывающей события жизни Абу Абдаллы Рудаки, упоминает неких «славянских рабов» Бажена и Ладу, которые тайно отправляли славянские языческие огненные обряды. Для рабов эти ребята жили довольно шоколадно. Папа с дочкой не были разлучены, и по сюжету Лада могла по своей воле сочетаться браком (с собственно Рудаки). Любопытная книжка, художественная, да, но и многотомная фэнтези эпопея Василия Янчевецкого (В. Яна) ничем не более достоверна, чем «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина. Кстати, Рудаки, согласно историческим источникам, скорее современник Рюрика, нежели Батыя, и какими такими ветрами «славянские рабы» попали в те края, какой такой завоеватель их пригнал – загадка. Но вот в том, что на Востоке эти самые «славянские рабы» просто обязаны существовать, автор, похоже, не сомневается.

На страницу:
3 из 4