
Полная версия
Пасхальный подарок. Книга для унывающих

Плакать захочется
"Убил бы", "да чтоб ты сдох" – так говорить близким, конечно, не надо. Даже страшно писать такое, а уж говорить – тем паче. Особенно если родители детям что-то такое бросят – совсем опасно, ведь у пап и мам есть власть над своими отпрысками, от Бога дана.
Но о смерти своих родных думать можно. Иногда даже полезно. Это такой приём психологический, и если ваша душа его способна выдержать, то можно с успехом применять.
А суть проста. Когда поссоритесь с мужем, сыном или подругой, и понимаете, что надо помириться, не по-Божески всё это – но не получается никак – представьте, что ваш близкий умер. Внезапно. Ну, тромб оторвался или машина на пешеходном переходе наехала.
Можно в красках попробовать представить – если, опять же, душевная организация не совсем тонкая. А когда представите, вдруг так пусто станет и плакать захочется. И всё хорошее вспомнится – как любил вас человек, как помогать пытался, как неуклюже нежность выражал…
После этого упражнения мириться гораздо легче. Перед лицом смерти наши бытовые передряги вдруг оказываются ничего не значащими и пустыми. В масштабах вечности мыслить – вещь великая. Поэтому мы и молимся перед сном: "Вот гроб передо мной лежит, вот смерть мне предстоит" – хотя не знаем точно, умрём или нет. Но подумать об этом хорошо, и представить полезно – чтобы удалось подготовиться.
Хорошо бы, конечно, чтобы и без всяких представлений мы умели ранжировать наши ссоры с близкими, отделять шелуху от зерён, и своим горделивым "я" не разносить в пух и прах отношения. Но если не получается, если ещё не доросли – представляйте, что минута промедления, и просить прощения будет не у кого. И просите прощения, и миритесь – если человек остыл и уже готов к шагу навстречу.
"С любимыми не расставайтесь" – это и о ссорах тоже. Не расставайтесь!

Уже не тянет
Иногда говорят, что если часто причащаться, трепет пропадёт. Привычка появится, обыденность какая-то… Лучше, мол, редко, но метко.
Доля правды в этих словах есть – одна из опасностей регулярного участия в Литургии, действительно, заключается в том, что можно позволить себе привыкнуть к благодати и не ценить её, не хранить. Но именно – позволить себе. Само по себе еженедельное причащение, к которому призывали святые всех веков, не виновато в нашем не благоговении и безалаберности.
Даже больше скажем. Зачастую бывает так: чем реже причащаешься, тем меньше трепета. Звучит странно, но это правда.
Недавно одна женщина в разводе сказала моему знакомому, тоже разъехавшемуся с женой: «Ты это, не тяни там, дальше только тяжелее будет сойтись опять. Мы вот полгода с моим врозь живём, и, знаешь, уже не тянет».
Плотский закон взаимоотношений работает и в духовных реалиях. Невозможно искренне любить Бога и не искать с Ним встреч каждый день – не думать о нём, не молиться, не бежать к Чаше при первой возможности. Те, в ком огонёк этой любви, предчувствие хотя бы её загорелось, литургий воскресных и праздничных не пропускают. И за труд прочесть каноны и последование не считают. И встают пораньше, чтобы вовремя успеть – но в храм не с кислой миной плетутся, а бегут вприпрыжку.
И частые встречи с Богом в таинстве для таких людей в привычку не входят. Напротив, отношения углубляются. Вся неделя становится ожиданием грядущей встречи. Вся неделя становится воспоминанием встречи минувшей.
А вот когда раз в год причащается человек, то выходит он из храма, вдыхает свежий воздух, смотрит на небо, слышит птичек, и на сердце мир у него. Благодать в душе и теле, хочется потянуться и сладко вздохнуть. И не знает он, что Христос зовёт его к повторению этой радости каждую неделю. Каждую неделю звучит призыв: «Придите, ешьте и пейте».
Не знает, и говорит про себя: «Вот, ещё на год хватит». А на самом деле трудно очень жить год с Богом, не причащаясь. Это как пожениться, и видеться с супругом только в годовщину свадьбы. Да, утренние и вечерние молитвы есть, и память о Боге присутствует – но молитвы (в нашей мирской реальности) правильнее сравнить с разговором по телефону, чем со встречей с глазу на глаз.
И потому никакого трепета не остаётся. Ходит такой человек на службы, видит батюшку, выносящего Дары, смотрит равнодушно на вереницу причастников… И душа не болит, сердце не жаждет приобщения.
«Полгода прошло, уже не тянет».

Осеннее правило
Кто-то мудро заметил, что если лето – призыв к свободе и побег из дома навстречу приключениям, то осень – время возвращаться обратно, мечта об уютном семейном вечере у камелька.
Нынче осень на дворе, уже зима почти. И каждый вечер миллионы наших сограждан плетутся домой, безуспешно пытаясь согреться в поднятых воротниках пальто и переполненных трамваях. Всем хочется уюта дома, отдыха и радости.
Это не очень сложно, напоминаем мы тем, кто волей судеб в это время дома и знает, что вот-вот вернётся муж, жена, ребёнок, родитель… Пожалейте своих ближних. Дайте им осенью того, чего требуется. Представьте, что это какой-нибудь гость захудалый скоро нажмёт на звонок. Как бы вы подготовились?
Наверняка прибрались бы. Нет-нет, не сильно. Чуть-чуть хотя бы марафет навели. И на себя тоже – женщины подкрасились бы, мужчины вытянутые кальсоны сменили на старые джинсы.
Чайник бы поставили и со стола убрали крошки. Конфеты достали бы наверняка, а если бы с утра знали, что гости придут – пирог испекли, вы же умеете вкусно. А вдруг гость голодный? Да, ужин тоже неплохо бы сделать.
А как встретили бы? С улыбкой. Шапку бы взяли, и пальто сами на плечики повесили. Обняли бы даже, наверное. Расспросили, как дела – или, наоборот, улыбнулись молча, если гость пока без чая не отогрелся и разговаривать не спешит.
Вот такие нехитрые правила гостеприимства, никого не удивляют, надеюсь. Странно другое – почему нас не удивляет страшное отношение к родным.
Повторимся, страшное. Страшное! Не знаю, что – привычка, список претензий, плохое настроение – но что-то мешает нам встретить своих близких именно так, как написано выше. Мы всё норовим дневник проверить или за хлебом послать, нехотя кивнуть, глядя, как вошедший с улицы негнущимися пальцами развязывает шнурки и бредёт ставить чайник.
Фу такими быть, если честно. Надо исправляться. Осень ведь… Надо!

Ужасные фотографии
Мой друг-священник прислал в WhatsApp ужасные фотографии.
В синей груде металлолома я узнал когда-то сиявшую лаком KIA Ceed. Ещё неделю назад мы с молодым батюшкой разъезжали на ней по ночной столице, и он, недавно получивший права, всё время забывал включить фары.
Сначала я испуганно спросил, что у горе-водителя со здоровьем. Оказалось, лёгкий испуг и царапины. Ехал с женой, и уснул за рулём. Съехали в кювет, несколько раз перевернулись. Но живы-здоровы.
"Сейчас я в метро сажусь", – написал мне батюшка.
"А че не на тачке? – осторожно спросил я, прощупывая почву. – У тебя вроде машина была".
Не обиделся. А потом, когда созвонились, шутил, что хочет поставить покорёженный артефакт у храма, где служит, с табличкой "Вот что бывает, если не освятить машину". И ниже примерные пожертвования за требы.
Это всё к чему я? А к тому, что Царствия Божьего надо искать. К земному не прилепляться. И тогда даже разбитая первая машина, за которую ещё несколько лет каждый месяц выплачивать кредит, не станет поводом для уныния и стонов а ля "За что мне это", "Всё Путин виноват" и "Вечно мне не везёт".
Аккуратнее на дорогах!

Христиане по имени
Как вы думаете, все ли христиане должны стремиться к святости, или такие мысли непременно приведут к прелести и отдалят от Христа? Вот, что пишет на эту тему святитель Филарет Московский:
"Каждый христианин должен находить для себя обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства. Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми".
Но что значит святость в этом смысле, и как к ней стремиться? Тема интересная для размышлений. Например, каждый раз перед причастием Тела и Крови мы слышим возглас в церкви: "Святая (здесь речь Причастии. – прим. авт.) – святым!". То есть всех верных, собравшихся на Евхаристию, называют святыми.
Верные, в свою очередь, отвечают: " Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца". То есть Один только свят – Бог, а мы не святые, мы не можем даже посмотреть на Страшные Тайны… Но вот смотрим, и причащаемся их – ибо Господь Церковь Свою делает святой, нас делает святыми, способными принять в себя Христа и не сгореть. Только Сам Господь, по Своей великой любви сошедший к нам и умерший за нас.
"Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени…" Прав святитель Филарет, нам нужно стараться стать святыми, нужно надеяться на это – и надежду свою исполнять делами. Мы просто никакого права не имеем потакать своим грехам, не бороться со страстными привычками, осуждать и пустословить, заменять молитву сериалом после программы "Время", а милостыню – покупкой десятых по счёту сапог со скидкой…
Как мы можем знать, что грешим, и всё равно грешить – если уже в воскресенье пойдём причащаться и слушать возглас "Святая святым"?
Как мы можем знать, что скоро умрём, и при этом жить непотребно? Вполсилы жить, вполсилы молиться… А потом ещё лицемерно говорить: "Ну, я же не святой!"
Нет, милок, назвался христианином – стремись к святости. Не к крыльям за спиной и постному благочестивому выражению лица, а к тоске по Богу стремись, к жизни от Причастия и до Причастия, к любви, наконец.
"Если живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени…"

Она рядом
Если начать вдумываться, в голове трудно уложить: женщину, жившую две тысячи лет назад и никогда не говорившую по-русски, тысячи россиян могут назвать родной.
Она помогает нам каждый день, молится ежечасно, обращаясь к Богу одновременно и как к Отцу, и как к Сыну. Думается, мы даже представить себе не можем, какую роль она сыграла в нашей конкретной судьбе – Мама, которая помогает нам не только по просьбе, но и Сама, незаметно, исключительно по собственной любви и заботе о нас.
Вот праздник Покрова, так любимый в России – стылый воздух и жёлтая листва вокруг, а внутри церкви – священники в голубых облачениях, горящие свечи и приподнятое настроение. Впервые звучит тропарь: "Сегодня, благоверные люди, светло празднуем…", и кажется, как долго мы ждали, целый год – этого одновременно и общего, и глубоко личного торжества – праздника любимой Пресвятой Богородицы.
Каждый может вспомнить из своей жизни факты, когда особенно явственно ощущаешь: Она рядом, Она слышит, Она поможет. Иногда ты и не молишься даже, и вдруг – Её покров над твоей головой. Помню, например, поездку на пару недель в северную столицу, поездку, омрачённую разрывом с возлюбленной и потому ознаменованной постоянной борьбой с унынием. "Впереди свинцовый Питер, город кладбищ и витрин", – что-то такое я писал в тетрадке для стихов, трясясь в поезде, и с ужасом представлял, что будет, если я не смогу наступить на горло собственной глупости и не порадуюсь долгожданному отпуску.
Я приехал, и у меня начались акафисты. Причём именно Пресвятой Богородице. Причём абсолютно без моего личного участия в плане намерений посетить их. Я бежал по тёмным улицам, чтобы попасть на вечернюю в какой-нибудь храм, и в том, который попадался мне, обязательно перед службой читали акафист. Я выходил из супермаркета, и меня хватал под руки случайно встретившийся старый знакомый, чтобы провести экскурсию по духовной академии, где он работал, и позвать в среду на акафист, который читают все семинаристы. Я приходил на православную ярмарку, чтобы послушать выступление любимого отца Андрея Ткачёва, и перед лекцией он читал акафист перед громадной иконой Пресвятой Богородицы. И так далее…
И вот когда с самим тобой случается такое, как-то сразу понимаешь, случайность это всё, или самый настоящий чудесный промысел о тебе. Я вот ни капли никогда не сомневался, что это именно Пресвятая Богородица утешала так своими "Радуйся" несчастного остолопа, умудрившегося попасть в древние сети безответной "любви".
"Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным своим омофором…"

Господи, за что?
«За что это мне! – хватается за голову наш современник, столкнувшись с какой-нибудь проблемой. – Чем я провинился! Судьба несправедлива ко мне… Вот и верь после этого в Бога!»
Вопросы больше риторические, чем по существу. А вот апостол Иаков в своём знаменитом письме двухтысячелетней давности настойчиво рекомендует церковной общине радоваться, если вдруг стряслось что-то неприятное. Это, говорит он, испытания, которые сделают вас сильнее – так что вытрите слёзы и держитесь, братцы.
Одна психолог из моего города недавно приходила в больницу к подростку. Та упала с горки и получила серьёзные травмы – два месяца пришлось лечиться в больнице. Чтобы не допустить нервного срыва у девочки, женщина повторила, сама того не зная, первые строки из древнего послания Иакова. Подросток потом, пока валялась на койке, написала мини-книжку, в которой рассуждает примерно так:
«Всё в жизни совершается для чего-то. Я упала с горки не просто так. Может, это чтобы я выучила в больнице какой-то новый язык? Или стала терпеливее? Или нашла новых друзей?»
Когда боль придавила к земле, трудно спрашивать «Для чего?», хочется крикнуть «За что?». Но чуть погодя начинаешь задумываться. И кто-то вдруг обижается на Бога (в Которого вроде верил всю жизнь, но к общению с Ним не стремился). Кто-то посыпает голову пеплом и всхлипывает: «Ну что я за неудачник, вечно со мной что-то происходит». А кому-то хочется (по-настоящему хочется) узнать, а для чего всё-таки Отец, Который очень любит каждого человека, послал настолько тяжёлые напасти Своему ребёнку.
И тут апостол Иаков предлагает не теряться в догадках, а спросить у Бога (да, так тоже можно было).
«Если кому-то из вас недостаёт мудрости, пусть попросит у Бога, Который всем даёт щедро, без попрёков – и ему будет дано»,1 – говорит древний святой, подразумевая мудрость именно в контексте непонятности собственных страданий.
Так что если есть у вас какая-то печаль, гнущая к земле и приводящая к унынию, попробуйте поговорить о ней с Богом. Могут быть разные вещи, подчас совсем страшные – от расставания с девушкой до смерти ребёнка. И кажется, всё так хорошо было, зачем же Ты, Господи, допустил?..
Вот спрашивайте. Только без наезда и подспудной мысли «я всё равно никогда не соглашусь с Твоим решением», а смиренно – как Исаак, возможно, взглядом спрашивал у своего папы Авраама, когда тот заносил над ним нож.
Бог ответит, не сомневайтесь! И жить станет легче.

Самая страшная болезнь
В своих записках Сергей Фудель часто возвращается к одной и той же мысли – надо помнить о Боге, в прямом смысле дышать Им, ощущать Его присутствие в своей жизни, учиться узнавать Его приближение и отдаление от нас – словом, не оставаться сухим начётником, выполняющим некий свод правил, а стремиться к реальной жизни со Христом.
Вот, что пишет Сергей Фудель в своём небольшом эссе "Итог всего":
"Христианство больше не может существовать без вдохновения Святым Духом, мы больше не можем задыхаться, не ощущая Его духоносного водительства, реально нами осознаваемого.
Мы пресыщены формализмом всех сортов. Раньше считалось, что если ты не стал монахом, то ты еще не настоящий христианин, а на слова святых, что «монаха делает не одежда и даже не посвящение, а божественное желание и небесное (то есть праведное) житие», отвечали, что это, дескать, «высокоумие, а мы смиренны»…
Теперь таким же формальным восприятием христианства становится стремление утвердить его как социальное учение, как организацию, имеющую целью социальное спасение мира. Радости Святого Духа и Его любви мы здесь так же не найдем, как мы не находили радости и любви, безрадостно произнеся подряд сто сорок четыре раза слово «радуйся» в акафистах.
Все мертво без Духа Святого. По учению святых, Дух Святой открывает Себя ощутительно только по мере делания заповедей: не исполняющему воли Христовой Он не откроется".2
Надо искать Бога, искать, как невеста ищет возлюбленного в Песни песней – искать и не успокаиваться, пока не найдёшь. Фудель продолжает:
"Эта радость Духа – все та же – и вчера, и сегодня, и в атомный век, ибо она есть все то же реальное причастие еще здесь, на земле, Божественной жизни и нетления. Надо искать его, томиться без него, надо снова возжечь его, это причастие Духа, подвигом жизни. «Духа не угашайте», – заповедано нам.
Да, мы грешные; да, мы не святые, но мы, именно осознавая свою грешность, должны искать ощутимого водительства Божия".
Впустить Бога в свою жизнь, ощущать мир и радость от соприкосновения с Ним… Или просто “ходить в церковь” и соблюдать посты?

Надо заставлять
Ещё в молодости авва Дорофей открыл очень важную истину: если хочешь чего-то достичь сложного, сначала нужно принуждать себя, заставлять.
Множество людей, в потенциале хороших музыкантов, бросали занятия на гитаре, потому что было скучно и болели пальцы. Они не знали, возможно, что со временем – если не останавливаться в упорстве – пальцы болеть перестанут, а музыка вдруг откроется как большой чудесный мир, совсем не скучный.
Вот и авва Дорофей рассказывал, что в юности изучал науки – но трудно давалось ему это. "Вначале весьма тяготился я учением, так что когда приходил брать книгу, то шёл как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал – от теплоты, ощущаемой при чтении".
Правило простое: сначала делаешь что-то важное для тебя через силу, а потом втягиваешься и начинаешь наслаждаться процессом. В деле изучения христианства, дорогие читатели, это работает точно так же.
Поэтому все, кто ходит в храм по привычке, кто не разбирается в богослужении и богословии, кто не знал про существование аввы Дорофея – все вы держите совет. Он примитивен, но действенен.
Заставьте себя каждый день смотреть минимум час телеканал "Спас". Лучше, если это будет передача "Ответ священника", она и днём бывает, и вечером. Либо "Завет" (он в прайм-тайм). Но не обязательно на них зацикливаться – просто замените битву шеф-поваров или "Давай поженимся" на ежедневное обязательное правило смотреть по часу "Спас" – неважно, какую именно передачу.
Всё. Больше ничего не требуется. Обычно этого бывает достаточно, чтобы втянуться в изучение православия, открыть для себя этот удивительно прекрасный мир. Через год уже будете покупать церковные книжки, ещё через пару лет, может быть, поступите на курсы катехизаторов, и так потихоньку превратитесь из ничего не знающего о своей вере невежды в образованного по-христиански человека.
А это немаловажно – если хотим спастись и жить вечно в Царстве на небесах.

Стать капитаном
«Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью», – начинает одно из своих писем древний апостол Иаков. О чём это он, что говорит такое?
Действительно, можно ли радоваться, если тебя бросил парень? Врачи обнаружили нехорошую болезнь? Что-то стряслось с близкими? Мир вокруг теряет привлекательность, поход в кино, которого ты ждала со вчерашнего утра, перестаёт быть чем-то важным и волнующим, и кажется, нельзя больше радоваться на этой заплаканной земле – всё уныло, всё никчемно, всё страшно, всё грустно.
Но вот утверждает нам из глубины веков горячей веры христианин, смелый и крепкий апостол Иаков – считайте, говорит, неприятности, вдруг упавшие на голову, великой радостью. Радуйтесь, не унывайте!
Это очень взрослые, мужественные слова. Мужские слова. Метаться по палубе, когда её заливает волнами; в панике набивать «Save our souls», вышвырнув из рубки радиста; кричать «Всё кончено» и пытаться на шлюпке спастись бегством – это, извините, стыдно. Так себя мужики не ведут. Тем более, капитаны.
Нет, гораздо красивее, когда взволнованным, но твёрдым голосом капитан отдаёт приказ рулевому и матросам – куда вращать штурвал, какие паруса спустить, сколько бочек выбросить из трюма. «Мы, может, и погибнем в этой заварушке, – думает капитан. – Может, и погибнем – но Бог рядом, Он всё это видит, и Он умеет управлять бурей. Так что мы сделаем всё, а главное решение примет Он. Эй, куда вы, марш обратно в каюты, женщины!»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и далее цит. по “Библия. Современный русский перевод”, Российское Библейское общество
2
Здесь и далее цит. по “Церковь верных” (Фудель С.И.), изд-во “Русский путь”