Полная версия
Мазхабы как правовые школы ислама: зарождение и развитие
Авторы статьи «Мазхабы в исламе» считают, что причиной существования мазхабов является то, что они дают надежные, научно обоснованные ответы на вопросы мусульман о том, как поклоняться и совершать ритуальные обряды в конкретных регионах. Отсюда следует, что главной функцией мазхабов выступает адаптация мусульманства к разным социокультурным средам и условиям. Данная задача соответствует стремлению имамов – основоположников мазхабов придать учению Пророка Мухаммада гибкость и выживаемость в многообразном мировом пространстве. Отсюда следует, что «Мазхабы, как говорят великие ученые Ислама, это милость Аллаха, это Его дар умме. Мазхабы никак не являются источником внутриисламских проблем, они не отдаляют мусульман друг от друга, а наоборот, усиливают и укрепляют мусульманскую общину, давая ей возможность функционировать в разных политико-экономических, природно-географических и других условиях.
Так в чем же состоит эта милость Всевышнего, который даровал нам быть последователями этих великих ученых Ислама. Чтобы наиболее лучше прочувствовать это, стоит обратиться к примеру, который широко распространен как в социальных сетях, так и в устной речи. Предположим, что один начальник велит своим подчиненным построить для себя дом. Он объяснит им, где можно, а где нельзя строить, и как строить. Например, он скажет, что нельзя строить на горе или в овраге. Также объяснит, что для того, чтобы войти в дом, следует сделать дверь, а чтобы в дом проникал свет, необходимо вставить окно. И они, по повелению начальника, начнут строить дом. Если человек поставит дом не на горе и не в овраге, как указал начальник, сделает дверь и окно, не захватит земли более дозволенной, то этот человек будет считаться построившим дом на законных основаниях»50.
Несомненно то, что диалектическая природа ислама обеспечивает прогрессивное движение мусульман, которые прошли тяжелейшие периоды духовного и политического застоя, колониальный гнет европейских держав и вхождение в русло научно-технического развития. Однако согласно той же диалектики, другая сторона наличия разных сект и мазхабов вызывает зарождение и развитие разрушительных тенденции. Начиная хариджитами в средние века и завершая политизированными сектами современности, в числе которых Хизбут-Тахрир, Аль-Каида, ИГИЛ (Запрещены в РФ) и другие, которые практикуют средневековой принцип такфира. Они пытаются воссоздать халифат Всевышнего путем террора, крови, ненависти и злобы, не понимая, что своими преступными деяниями наносят Ахль Сунна сильнейший вред. Однако они мусульмане, хотя и вызвавшие гнев Аллаха. Миллионы мусульман мира живут надеждой, что принцип «Золотой середины» рано или поздно восторжествует, и противоречащие тенденции и силы ислама придут к соглашению.
Таким образом, «разногласия являются милостью для мусульман, как говорят сами ученые, ведь человек попадает в различные ситуации, живет в разных странах с различными условиями и обычаями, и если был бы один мазхаб, то это поставило бы его в затруднительное положение. И также, к примеру, взгляды четырех ученых на одну и ту же вещь с разных сторон открывают больше пространства для вынесения подходящих решений. Поэтому существование разных мазхабов, правовых школ является богатейшим исламским наследием и доказывает способность ислама отвечать потребностям человека. И если мы будем подходить к вопросам мазхабов, руководствуясь правилом „нет порицания в спорных вопросах“, как это делали сподвижники, мы научимся уважать мнения других и работать во благо религии»51.
И сегодня некоторые группы, течения предлагают оставить все это богатейшее наследие и вернуться к тому исламу, который был его в первые века, считая данные школы неприемлемыми новшествами (бидгатом). Это очень большая опасность, которую представляют группы, отрицающие мазхабы и направленные на потерю огромного запаса исламских знаний, накопленных за многие века, и погружение мусульманского сообщества в состояние смуты и раздора. К примеру, основоположник учения ваххабизма Мухаммед ибн Абдуль Ваххаб признавал только ханбалитский мазхаб, приравнивая остальные три мазхаба к недопустимым нововведениям. Именно из-за того, что мазхабы несут в себе столь большой багаж знаний, последователи саляфитско-ваххабитского толка столь яро совершают нападки на мазхабы. Мазхаб уже внутри себя подразумевает развитие и никоим образом не мешает прогрессу ислама, сохраняя при этом основы и традиции.
Человеческий фактор генезиса мазхабов указан в точке зрения автора статьи «Истоки возникновения мазхабов восходят к временам сахабов». Он указывает, что «Во время прощального хаджа Пророк (мир ему) завещал своей умме: „Я оставляю вам то, придерживаясь которого вы никогда не собьетесь с истинного пути – Книгу Аллаха и сунну Его Посланника“ (с.а.с.). Неиссякаемым источником и защитой Ислама является Книга Аллаха и сунна его Посланника. Обе эти книги – путеводители для мусульман. Они также выступают гарантом правильности пути. Но несмотря на все это, далеко не каждый мусульманин обладает правом и знанием выносить какие-либо решения основываясь на Коран и сунну. Мусульманская умма нуждается в ученых, которые анализируя и сопоставляя хадисы и аяты вынесут правильную фетву по тому или иному вопросу. Негоже мусульманину говорить, что он способен самостоятельно выполнить все постулаты Ислама лишь основываясь на Коран и сунну»52.
Всевышний в Своей Книге указывает на то, что людей Он создал разными: верующими и кафирами, истинно предавшимся Аллаху и мунафиками, то ест лицемерами. Поэтому мы согласны с мыслью о том, что не любой способен прочитать и вникнуть в истинную суть коранических аятов. Коран, как и Писания иудеев и христиан представляет необычайно богатый и неиссякаемый источник знаний для всех времен. Поэтому невозможно массе простых мусульманин, сумевших освоить арабский язык вынести какое-то самостоятельное решение по каким-либо вопросам основываясь на Коран и Сунну.
Даже во времена рождения ислама, когда живы были непосредственные соратники Пророка Мухаммада – сахабы, свидетели ниспослания аятов, не осмеливались выносить самовольные фетвы. Они сперва вникали в суть ниспосланного аята, услышанного из уст Пророка (с.а.с.) и узнавали причину этого откровения. Сколько на сегодняшний день «умников», которые купив книжку в магазине, направо и налево раздают фетвы, основываясь на написанное там?! Умные люди так не делают! Мазхабы примечательны тем, что они проливают свет на многие аспекты Корана и сунны. Истоки возникновения мазхабов восходят к временам сахабов. Во времена сподвижников Пророка (с.а.с.), мекканцы спрашивали фетвы по тому или иному вопросу только у Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Вместе с ним в Мекке жили и другие сахабы, но никто из них не выступал против фетв, вынесенных Абдуллахом ибн Аббасом (р.а.).
Из множества школ фикха особняком выделились четыре. Эти мазхабы, основанные на науке и набожности доказали свою прочность, будучи испытанной временем. Повторюсь, они основаны именно на науке и набожности, так как это два основных критерия, стоящие перед муджтахидом. Все четыре имама: Абу Ханифа Нуъман бин Сабит, имам Малик бин Анас, имам Мухаммед бин Идрис Шафиъи, имам Ахмад бин Ханбал были учеными с большой буквы и одновременно они славились своей набожностью. Пророк изрек (с.а.с.): «Самый лучший из времен (веков) – это мой век, затем – следующий за ним век сподвижников, затем – следующий за ним век их последователей (табиинов)…» (аль-Бухари). Имам Абу Ханифа (р.а.) является представителем века табиинов и обучался у сахабов Пророка (с.а.с.). А уровень табиинов, согласно вышесказанному хадису, намного выше других ученых. Радикально настроенные люди прекрасно осознают, что там, где следуют мазхабу – деятельность чуждых течений затрудняется. Поэтому, они делают частые нападки против мазхабов. Мы же должны знать, что отдаление от мазхаба сродни отдалению от Корана и сунны»53.
Исходя их вышеизложенного мы можем сформировать выводы об истоках зарождения и развития мазхабов. Следуя принципам рефлексии и идеалистической философии, самым главным источником формирования мировоззренчески-правовых школ необходимо признать знания людей полученных от Всевышнего посредством Писаний. Трансцендентная информация Творца вызвала генерирование тех или иных духовных тенденций, которые выразились в теории и практике мазхабов. Нет сомнений в обоснованности идее Шагавиева о том, что люди сформировали эти школы. Действительно, они являются носителями божественной информации, которая проникла в их души и сознания. Мы уверены в том, что сам человек не может генерировать Тору, Библию, Коран и другие божественные Писания. Творчество Пророков Моисея, Иисуса и Мухаммада происходит на основе получения бессознательной информации от Всевышнего.
Основой такого рассуждения нам служат теории Фрейда и Юнга, которые прошли верификацию в сфере психологии и истории. Таким образом, мы можем утверждать о научности тезиса о том, что Пророки и Святые монотеистических религий есть только передаточные звенья между Творцом и простыми людьми. Мы думаем, что в одном ряду с ними должны стоять и великие имамы ислама, ставшие основоположниками мазхабов.
Бытие особоодаренных людей соответствует божественной реальности. Для верующего нет никаких сомнений в том, что абсолютно все люди рождаются с верой в существование Всевышнего. Уникальные особенности детей, о которых говорят, что они видят ангелов – это не лженаучные измышления, а факт из практики родителей и учителей. Половое созревание и включение приоритета природных инстинктов замещает божественное восприятие и видение бытия. Только люди с уникальными душевными и духовными качествами и во время взрослой жизни не прерывают прямую связь с Творцом.
По поводу веры в реальность Всевышнего, которая осуществляется в духовном опыте, Н. А. Бердяев пишет следующее. «Духовный опыт и есть самая духовная жизнь, самая реальность духа, самая реальность божественного (выделено). В духовной жизни явлены сами духовные реальности и потому не может быть вопроса о соответствии реальностей тому, что в духовной жизни раскрывается. Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность»54.
Великие мыслители Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель, ученые с мировой известностью – И. Ньютон, А. Эйнштейн, немецкие классические философы были людьми, верящими в реальность и приоритетность идеального компонента бытия, бытия Высших Сил. То, что другая половина философов и деятелей науки отрицали мир идеального – явление закономерное, соответствующее диалектике. Н. А. Бердяев отмечает: «Что у X или Y никогда не было мистического опыта, доказывает только ограниченность опыта этих людей, но не дает никаких прав отрицать мистический опыт у других людей»55.
Именно такая социальная позиция привела к тому, что великий философ был отправлен за границу. Ибо философия Н. А. Бердяева не соответствовала материалистической идеологии большевистской системы. Она была диалектической, то есть признавала реальность идеального и материального. Однако коммунистическая теория, как выше было сказано, не приемлет единства противоположностей. Принципиально нарушая основы диалектики, большевики сделали ставку на абсолютный приоритет материального, вызвав нарушение гармонии единства.
Мы солидарны с позицией Д. Шагавиева, который второй группой источников формирования мазхабов считает социально-политические явления в умме мусульман. Ислам прошел ту же трансформацию, что и предыдущие монотеистические религии – иудаизм и христианство. Верования еврейского народа получили политический аспект в связи с сионизмом, а учение Иисуса благодаря деятельности императора Константина превратилось в орудие государственной политики Восточного Рима. Объективные и субъективные закономерности развития психологии людей вызвали начало трансформации ислама из нравственного учения в орудие политической власти уже в конце правления Четырех Праведных халифов. Только наличие диалектической природы сдержало фундаментальное изменение мусульманства, до сих пор сохранив нравственные компоненты вероучения. При этом аргументирование тезиса о том, что учение и вся деятельность Пророка Мухаммада были вызваны политическими источниками, малоубедительно. Например, если бы Посланник Аллаха имел целью объединить разрозненные арабские племена, что произошло в процессе развития ислама, он бы заручился поддержкой мекканской элиты. Однако между Мухаммадом и властью Мекки шла жесткая идеологическая и вооруженная борьба, которая завершилась полной победой ислама.
По мнению А. Ш. Исмаилова, одной из главных причин возникновения основных мазхабов ислама выступают социально-правовые вопросы. «В Арабском халифате в средневековом обществе, которое пришло на смену сравнительно простым структурам аравийского социума, постоянно возникали новые юридические проблемы, для решения которых недоставало указаний Корана, Сунны и адатов. Кроме того, арабам покорились многие народы, зачастую более развитые, чем они сами, в социальном и культурном отношениях, к тому же знакомые с хорошо разработанными юридическими системами Рима, Византии и Ирана. Поэтому перед мусульманскими правоведами в VIII в. со всей остротой встал вопрос об адаптации коранических основ, изложенных в Священном Писании и в Сунне, к новым условиям. Так начала развиваться исламская юриспруденция, в которой, кстати, ученые обнаруживают немало заимствований из латинской юридической терминологии в арабскую лексику»56.
Как и предыдущие монотеистические верования, ислам был вызван необходимостью трансформации природных инстинктов людей, связанных с язычеством, в божественную нравственность. Как указывает С. Н. Лазарев в своих исследованиях, фундаментом жизнедеятельности человеческого общества является вера во Всевышнего. Она формирует особенности культуры, которая в свою очередь определяет параметры политики, экономики и социальных институтов. Приоритет экономики, что происходит в сегодняшнем мире, закономерно вызывает массу разрушительных последствий, свидетелями которых мы являемся.
Социально-политический аспект генезиса мазхабов проявляется в том, что отдельные регионы распространения ислама имели свои многовековые традиции. Это вызвало необходимость приведения в соответствие основные каноны мусульманства и местной специфики политической системы. Достижение этой задачи обеспечивалось формированием конкретных мазхабов, реализующих гармонию взаимосвязи основ ислама с региональными особенностями в социально-политической сфере. Например, если народы Ближнего Востока веками жили в условиях авторитарных монархии, то башкиры до конца восемнадцатого века имели право на самоуправление и не терпели авторитарных методов давления на них. Татары также столетиями жили без внешнего давления, свои проблемы решая внутри уммы. Необходимо отметить, что не только регионы, но иногда даже отдельные народы требовали специфического подхода в политической и иных сферах жизнедеятельности общины мусульман.
Еще раз обращаем внимание на то, что предпосылкой генезиса и развития мазхабов в исламе выступают проблемы, возникающие в жизнедеятельности мусульманина и уммы, решения которых прямо не предусмотрены в Писании. Авторы статьи «Какова причина появления четырех мазхабов?» считают, что таким источником формирования мазhабов (правовых школ в Исламе) Имамов, как Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи`ий и Ахмад ибн Ханбаль выступают «некоторые вопросы, в знании которых нуждаются мусульмане, и которые не упоминаются прямым текстом ни в Кур`ане, ни в Хадисах Посланника Аллаhа, мир Ему.
Мусульмане, жившие во времена Посланника Аллаhа, мир Ему, имели возможность узнать религиозное заключение, связанное с каким-либо вопросом у Самого Пророка, мир Ему, или же у того из сподвижников, кто постоянно находился с Ним. Однако, после смерти Посланника Аллаhа, мир Ему, люди разошлись в понимании некоторых Аятов, которые имеют более одного значения. Часть сподвижников дали этим Аятам одно объяснение, которое считали правильным, а другие дали им иное объяснение, считая его верным. Разность в понимании Аятов привела к различной трактовке, и как следствие этого появились различия в правилах соблюдения ритуалов. Затем каждый следовал тому правилу, которое считал правильным. При этом никто не порицал тех, чье мнение отличалось от его»57.
Очередным доказательством диалектической природы ислама является последняя фраза. Учение Иисуса не смогло распространиться вглубь и вширь, усилиями императора Константина началось трансформирование нравственности в государственную идеологию. Религия рабов и униженных превратилась в орудие политического правления «верхов» над ними. Потере истинной сущности христианства способствовало также наличие единой централизованной системы под руководством Папы. В итоге учение Христа потеряло диалектический смысл. Всякая оппозиция идеологическим учениям Ватикана подвергалась жестокой критике и уничтожению. Еретики, выдвинувшие свое свободное от официальной, теорию религии могли быть сожжены после жестоких пыток. Не встречая критику со стороны оппозиции, католичество погрязло в распутстве и сребролюбии, потеряв всякие нравственные основы. Начался переход к Реформации и Протестантизму, где богатство, деньги и материальное благополучие стали основами жизнедеятельности христиан. Вера во Всевышнего превратилась в фикцию.
Однако и само католичество, сохранившее свои позиции в Испании, Германии, Франции и многих странах, также претерпевает духовный крах. Великолепные храмы средневековья пустуют или сдаются в аренду ночным клубам. Трагический финал революционного учения Иисуса. Потому, что диалектический смысл христианства был потерян из-за ранней потери нравственной функции, и ее замещению политическими целями.
Трансформация нраственности учения Пророка Мухаммада в политические доктрины династии халифов произошла после его смерти. Однако Посланник смог утвердить основные каноны поведения людей и уммы в рамках шариата. Несмотря на разные периоды развития ислама, они до сих пор сохраняют свою функцию, определяя жизнедеятельность сотен миллионов мусульман. Уникальная способность Пророка Мухаммада, сумевшего создать основы сочетания науки древних греков (а иной и не было) с трансцендентным посланием Всевышнего привело к превращению ислама в одну из духовных основ развития человечества.
Проявлением диалектической природы ислама и одной из основ формирования мазхабов стал иджтихад. Дело в том, «После сподвижников пришло следующее поколение ученых, которое унаследовало знания от них. В рамках тех правил, которые установили сподвижники, они выносили религиозные заключения (иджтиhад) по тем вопросам, в которых не было ясного объяснения. Ученые последующих веков, переняв знания от предыдущих, также выносили разные заключения по некоторым вопросам по причине их разного понимания. Такая же тенденция наблюдалась в последующих веках: между учеными возникали разногласия в вопросах, с которыми не сталкивались предыдущие поколения ученых. И так как дозволено следовать любой из этих школ, то в случае сохранения других мазhабов, также было бы дозволено следовать им. Но этой особенности удостоены лишь упомянутые четыре мазhаба, которые были зафиксированы и сохранены.
Таким образом, в том, что есть разные школы и разные мнения, есть облегчение для мусульман. Когда человек не может соблюдать правила по какой-либо школе, то он смотрит по другим школам и может брать другое мнение, так как эти мнения исходят от признанных всеми учеными Ислама муджтаhидов. Появились некоторые секты (ваххабиты-псевдосаляфиты), отрицающие эти школы. Они говорят, что «раз во времена Пророка не было этих школ, то и мы не признаем эти школы». Задается им простой вопрос: тот кто не умеет выполнять Намаз и хочет научиться, как ему поступать?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Коран. Сура Ан-Ниса: 83.
2
Опасность отпадения в лжерелигию. Казань: Издательство «Иман», 1426/2005. – С. 22.
3
Асуев Хизбула. Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы [Интернет-ресурс]. – http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43744
4
Лактионов А. Ислам классический [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://islam.filosoff.org/tvorchestvo/islam-klassicheskij-enciklopediya-a-laktionov
5
Что такое мазхаб? Какие его виды существуют? [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/search/?lr=172&clid=9403&oprnd=7883886179&text
6
Мазхаб – история и проблемы развития [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/763/
7
Что такое мазхаб? Какие его виды существуют? https://yandex.ru/search/?lr=172&clid=9403&oprnd=7883886179&text=
8
Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://islam.ru/content/veroeshenie/43744
9
Лактионов А. Указ. соч.
10
Что такое мазхаб? Какие его виды существуют?
11
Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://islam.ru/content/veroeshenie/43744
12
Что такое мазхаб? Какие его виды существуют? [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/search/?lr=172&clid=9403&oprnd=7883886179&text=
13
Лактионов А. Указ. соч.
14
Что такое мазхаб? Какие его виды существуют?
15
Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы. Казань: Казанский федеральный университет, 2015. – С. 130.
16
Исмаилов А. Ш. Мазхабы в исламе [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mazhaby-v-islame
17
Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Опыт выживания. Часть 6. – СПб., 2012. – 224 с.
18
Уровень преступности в мире [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://visasam.ru/emigration/vybor/prestupnost-v-mire.html
19
Ханников А. А. Энциклопедия ислама [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-aleksandr-hannikov/53986-enciklopediya-islama-aleksandr-hannikov.html
20
Коран. Сура «Аль-Джасийа»: 17.
21
Коран. Сура «Аш-Шура»: 13.
22
Лактионов А. Ислам классический [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://islam.filosoff.org/tvorchestvo/islam-klassicheskij-enciklopediya-a-laktionov/
23
Ханников А. А. Энциклопедия ислама. Указ. соч.
24
Особенности исламского (мусульманского) права [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://lektsia.com/8x2ed5.html
25
Ханников А. А. Указ. соч.
26
Лактионов А. Ислам классический. Указ. соч.
27
Лактионов А. Ислам классический Интернет-ресурс. – Режим доступа: http://islam.filosoff.org/tvorchestvo/islam-klassicheskij-enciklopediya-a-laktionov
28
Общие черты мазхабов [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/266979/chto-takoe-shafiitskiy-mazhab
29
Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы. Казань: Казанский федеральный университет, 2015. – С. 14.
30
Исмаилов А. Ш. Мазхабы в исламе Интернет-ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mazhaby-v-islame
31
Панов В. Ф. Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммада. М: Издательство политической литературы, 1990. – 495 с.
32
Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы. Казань: Казанский федеральный университет, 2015. – 336 с.
33
Миро-системный анализ И. Валлерстайн [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm
34
Шагавиев Д. А. Указ соч.
35
Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Опыт выживания. Часть 6. СПб: 2012. – 224 с.
36
Идеальный мир Платона [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: https://sitekid.ru/filosofiya/platon_mir_idej_i_mir_vecshej.html
37
Психологические типы личности по К. Юнгу [Интернет – ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu.html