Полная версия
Средневековый Иран: перекресток цивилизаций и амбиций
В длительной перспективе арабская политика религиозной терпимости (смешанная с презрением и отношением к местному населению как к второсортному) оказалась и эффективной, и выгодной. Зороастризм не выказал выносливости иудаизма или христианства и фактически исчез в Иране сам по себе6. Скорее всего это вызвано с тем, что зороастризм был тесно связан с Сасанидским государством. С падением государства неизбежным было и забвение государственной религии и идеологии. Иудаизм и христианство, напротив, имели многовековой опыт преследований и официальной дискриминации.
1.3. Иран под управлением арабских халифов
В течение века Иран управлялся арабскими наместниками, которые были ответственны перед умаййадскими халифами в Дамаске. Как и Сасаниды, арабы, осуществляя свою власть, опирались на Ирак. На Иранском нагорье они стремились полагаться в большой степени на местных персидских дикханов, которые сохранили свои земли и стали их доверенными лицами и сборщиками налогов. Административная система Сасанидской империи осталась в основном без изменений, однако происходила ее арабизация. Арабский язык становился официальным государственным языком, что заставляло персидских чиновников учить язык завоевателей, если он хотели продолжить работу в административном аппарате. Распространению арабского языка способствовало и то, что он был языком религии. Новым мусульманам нужно было его изучать, чтобы читать Коран. Именно в Иране, а не в Аравии началось научное изучение арабского языка; арабам это было не нужно, они и без того знали свой язык. Изначально простая грамматика прошла долгий путь развития и несет в себе явные следы влияния греческой логики.
В целом Умаййады не особенно интересовались Персией, которая оставалась окраиной исламского мира. Положение изменилось с приходом к власти в 750 г. новой династии халифов в ходе так называемой аббасидской революции.
Причины, обусловившие смену династии, весьма многообразны. Одна, важная для дальнейшего повествования, заключалась в том, что новообращенные мусульмане (мавали) в Иране, как и других завоеванных арабами странах, не были полноправными мусульманами. При Умаййадах они платили налог на «неверных» – джизью и считались «клиентами» арабов. Это состояние воспринималось с обидой и горечью. Неудивительно, что мавали составляли основу различных оппозиционных движений. Лидер восстания против Умаййадов, Абу Муслим, действовавший в интересах Аббасидов, был персидским мавла (ед. число от мавали).
Какими бы ни были причины аббасидской революции, она, несомненно, имела важные последствия для сохранения персидских традиций. Во-первых, новая династия халифов перенесла столицу исламской империи из Дамаска в Сирии, во вновь основанный в Ираке город Багдад (неподалеку от Ктесифона). Имперский город снова был там, где он находился в сасанидские времена. Багдад, сооружение которого началось в 762 г. халифом ал-Мансуром, планировался как круглый город; прототипом, видимо, стал сасанидский город Фирузабад. Халифский дворец был, в духе сасанидских традиций, тщательно изолирован от остального города, он охранялся хорасанскими войсками. Во-вторых, под влиянием персидских имперских идей верховной власти аббасидские халифы были отчуждены от своих подданных. Умаййады, по крайней мере в начальный период своего правления, все еще, в некотором смысле, оставались племенными вождями, которые должны были заботиться о людях и к которым относились без чрезмерной почтительности. Аббасидский халиф был далекой и недоступной фигурой, к которой можно было приблизиться только через установленный сложный церемониал. Конечно, халифы не были «мусульманскими шахами», но древнеиранская имперская традиция была во многом воссоздана в исламском городе Багдаде.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Религиозное дуалистическое учение поздней античности (I–V вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения, популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
2
Течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, патриархом Константинопольским в 428–431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос был рожден человеком и лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 г. Пользовалось значительным влиянием вплоть до XIII в. в Иране и от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии.
3
Христианское учение, возникшее в Византии в V в. как реакция на несторианство, трактовало соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Монофиситство распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 г. осуждено как ересь Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церквах.
4
Этническая принадлежность белых гуннов остается неясной. Очевидно, что они не имели отношения к тюркоязычным гуннам, которых в V в. привел в Западную Европу Атилла. Есть версия, что эфталиты были индоевропейцами.
5
В современном персидском языке дихкан – это крестьянин. По каким-то причинам произошло понижение этого понятия по терминологической социальной шкале.
6
Правда, и сейчас еще есть незначительное число зороастрийцев в Иране, существуют процветающие общины парсов в Бомбее, ведущих свое происхождение от ушедших в Индию последователей Заратуштры.