bannerbanner
Арт-информатика. Основы, технологии, перспективы
Арт-информатика. Основы, технологии, перспективы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Ирина Нагаева

Арт-информатика: основы, технологии, перспектива

Рецензенты:

Андреев А. А., д-р пед. наук, канд. технических наук, проф., зав. каф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» ННОУ Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров;

Командышко Е. Ф., д-р пед. наук, проф. каф. педагогики искусства, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»



© Нагаева И. А., текст, 2021

© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2021

Введение

За последние годы социальные процессы ознаменовались началом глобальной информатизацией общества. Информатизация означает широкое применение информационных технологий во всех областях деятельности человека. Однако, дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий, а также их применения зависит не столько от новых открытий, сколько от того, как быстро смогут люди адаптироваться к новым условиям.

Развитие информационно-коммуникационных технологий направлено на дальнейшую специализацию и дифференциацию их функций, с одной стороны, и также на возможность их универсального использования потребителем, с другой. Участвуя во всех областях человеческой деятельности, информационно-коммуникационные технологии проникают и в гуманитарные сферы. Поэтому современные произведения искусства и социокультурные проекты практически не существует без компьютеризации.

Актуальность исследования связана с интенсивным ростом мультимедийного контента, размещаемого в сети, а также его интеграцией с сетевым учебным и научным контентом. Современный человек в любой момент времени владеет всем художественным и социокультурным наследием мира благодаря интернету.

Электронные распределенные мультимедийные ресурсы формируются в процессе разработки творческих проектов художников, дизайнеров, музыкантов, фольклористов, архитекторов, дизайнеров, этнографов и др. в различных гуманитарных областях. Создать, сохранить и передать созданный творческий ресурс с использованием инновационных информационных технологий является непростой задачей.

В этой связи можно обозначить следующие основные проблемы:

– вопросы информатизации всех уровней образования;

– теория и практика создания социокультурной информационно-образовательной среды;

– ключевые аспекты введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

– общие вопросы методики и вопросы профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей сфере культуры и искусства в области информатики и информационных технологий.

Решением названных проблем занимаются специалисты, научные группы, преподаватели и даже студенты факультетов искусств и культуры. Для решения этих проблем нужно быть компетентным в таких областях, как информатика, информационные технологии и т. д. И конечно, здесь сказывается недостаток в образовательных программах по данным направлениям, что требует детальной проработки, определения научных границ и т. п. В связи с чем можно выделить специалистов гуманитарного профиля, в частности, сферы культуры и искусства.

Сегодня одной из наиболее динамично развивающихся областей научного знания является арт-информатика, которая возникла на стыке информатики и искусства, что является объектом и предметом нашего исследования.

Цель исследования – обоснование введения понятия «Арт-информатика» и практической значимости применения информационных технологий в области культуры и искусства.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «Арт-информатика».

2. Выявить теоретико-методологические основы арт-информатики.

3. Рассмотреть особенности реализации технологий арт-информатики.

4. Обосновать место арт-информатики в системе электронного обучения.

Сущность арт-информатики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности и информационных технологий.

На наш взгляд, исследование, несомненно, имеет теоретическую и практическую значимость для специалистов культуры и образования. Обучающиеся, кто овладел знаниями, умениями и навыками по арт-информатике, могут стать проектировщиками интерфейсов и интерактивных медиа, вебдизайнерами, арт-менеджерами, арт-маркетологами, медиахудожниками, специалистами инфографики.

1. Содержание понятия «Арт-информатика»

Недостаточность существующих исследований и научно-методических изданий по арт-информатике создаёт необходимую потребность в формулировке и в содержательном раскрытии данного термина. Термин «арт-информатика» образован синтетическим способом и включает в себя два понятия: «арт» (от англ. «Art») – означает искусство, мастерство, ремёсла, художество; «информатика» – это наука, которая изучает законы, методы и способы накопления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров и других технических средств. Соединяя в себе эти два термина-элемента, арт-информатика образует определённую целостность, единство, совокупность между собой взаимодействующих составляющих.

Содержание понятия информации изменилось от её осознания в рамках простой передачи знаний до признания за информатизацией глобальной роли в изменении общества и человека.

Термин «информация» является базовым для информатики и фундаментальным для современной науки. В обыденной жизни понятие информации обычно связано с некоторыми сведениями, данными, знаниями, фактами. По типу применения информация подразделяется на текстовую, графическую, звуковую, и видеоинформацию. Информация характеризуется следующими свойствами: достоверностью и полнотой, ценностью и актуальностью, ясностью и понятностью.

Рассмотрим понятие информационного процесса. Информационными называют процессы, которые задействуют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных. К информационным процессам можно отнести процессы передачи, получения информации, хранения и обработки информации, а также ее представления для дальнейшего использования.

Также информатика по ходу своего развития претерпела ряд содержательных изменений.

Наиболее полное и приемлемое не только для представителей технических наук, но и для гуманитариев определение информатике дал Ф. Е. Темников: «информатика— это интегральная наука об информации вообще, состоящая из трех основных частей: теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем». Таким образом, по Ф. Е. Темникову информатика должна изучать информацию, информационные системы и информационные процессы во всех сферах человеческой деятельности [54].

В 1979 г. В. М. Глушков предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную с разработкой, оценкой, материально-технической поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и человеческие ресурсы, и техническое обеспечение [8].

В 1976 году академик А. П. Ершов в предисловии к монографии «Информатика. Вводный курс» ввел новый термин «Информационная технология», которым он обозначил всю сферу машинной обработки информации. При этом он отметил, что одной из важнейших задач информатики как науки является изучение информационных технологий [12]. В 1987 г. А. П. Ершов писал следующее: «Предметом информатики как науки является изучение законов, методов и способов накопления, передачи и обработки информации – прежде всего, с помощью электронных вычислительных машин. Общенаучное понятие информации, отражающее структуру материи, конкретизируется в информатике как данные и знание, в частности, в виде моделей, алгоритмов и программ» [52].

А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин определяли информатику как «науку о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ» [13], а школьную информатику – как ветвь информатики, занимающуюся «исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе» [13]. В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».

Таким образом, информатика – это наука, изучающая процессы сбора, хранения, обработки и выдачи информации с использованием информационных технологий. Под информационной технологией понимается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в единую систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации.

Рассмотрим понятие «Информационные технологии». Информационные технологии – словосочетание, пришедшее из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. Информационные технологии (ИТ, от англ, information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации [42, 67].

Основные черты современных информационных технологий:

– компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

– хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

– передача информации на значительные расстояния в кратчайшие сроки.

Современная компьютерная технология базируется на трех основных принципах:

– интерактивность – диалоговый режим работы с компьютером;

– интегрированность с другими программными продуктами; гибкость – возможность изменения, как данных, так и постановок задач.

Основная классификация информационных технологий, это классификация, по технологии обработки:

– технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры);

– технологии обработки числовой информации (табличные процессоры);

– технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики);

– технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).

Основные направления применения современных информационных технологий:

– общение (социальные сети, мессенджеры, электронная почта и т. д.);

– обучение (онлайн курсы, вебинары, сайты-справочники, образовательные порталы и т. д.);

– вычисления и обработка информации (инженерные калькуляторы, редакторы обработки графики/аудио/ видео и т. д.);

– онлайн развлечение;

– доступ к информации (онлайн новости, онлайн навигация и т. д.);

– автоматизация рабочего процесса.

Информационные технологии состоят из таких компонентов, как:

– программные средства – прикладные и системные;

– организационно-методическое обеспечение;

– технические средства ИТ.

Информационные технологии упрощают нам людям жизнь во всех аспектах, что делает эту сферу весьма важной, тем более она сейчас развивается очень большими темпами и является самой перспективной отраслью.

Следующее понятие, связанное с информатикой, «Информационно-коммуникационные технологии». Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Информационно-коммуникационные технологии – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Английское слово «арт» (искусство) и различные производные от него («арт-дизайн, Game-art, Pixel-art, ASCII-art) нередко употребляются специалистами сферы культуры и искусства. Приставка «арт» как первая составляющая сложных слов соответствует двум значениям: 1) артистический (например: арт-клуб и др.); 2) художественный (например, арт-проект и др.), т. е. указывает на определенную направленность, область деятельности. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника даёт следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими [61]. Учебная дисциплина «Искусство», как правило, содержит два раздела: музыка и изобразительное искусство. Содержание дисциплины «Искусство» обеспечивает понимание значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

В настоящее время предлагается большое количество образовательных программ дополнительного или поствузовского образования в области современного искусства: Мультимедиа и цифровое искусство, Современная живопись, Современное искусство и др.

Современные информационные технологии непосредственно связаны с мультимедиа технологиями. Мультимедиа [англ. multimedia) – данные, или содержание, которые представляются одновременно в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Говоря о происхождении термина «мультимедиа», стоит отметить, что он происходит от латинского слова «multum», что означает «много», и «media» – средства.

В 90-х годах термин «мультимедиа» обрел своё современное значение. В 1993 году первое издание «McGraw-Hill» (американская компания, занимающаяся издательской деятельностью, телевещанием, оказанием финансовых и бизнес-услуг) опубликовало статью «Multimedia: Making It Work», где сообщалось: «Мультимедиа – это различные комбинации текста, графики, анимации, звука и видео, которые передаются с помощью компьютера. Когда вы позволяете пользователю (зрителю вашего проекта) контролировать эти элементы, то мультимедиа приобретает интерактивность, становится интерактивным мультимедиа. Когда вы предусматриваете структуру соединения элементов – навигацию, интерактивным мультимедиа становится гипермедиа».

Германское языковое общество «Gesellschaft fur deutsche Sprache» признало термин «мультимедиа» и присудило в 1995 году премию «Слово года».

Примером мультимедийного продукта может выступать электронная презентация, содержащая текстовую, аудиальную, графическую и видеоинформацию, а также элементы интерактивности (взаимодействия с пользователем). Технологии мультимедиа – это интерактивные системы, которые предоставляют человеку возможность получать информацию одновременно через несколько каналов восприятия.

В переводе с латинского «мультимедиа» означает «многие среды», что подразумевает интеграцию или объединение. Изначально человек взаимодействовал с буквенно-цифровой информацией знакового типа (мономедиа). Теперь при работе на компьютерных устройствах стараются вовлечь все органы чувств.

Термин «гипермедиа», непосредственно относящийся к мультимедиа, означает компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

На сегодняшний день наметилась устойчивая тенденция, связывающая профессиональный уровень специалиста любой сферы деятельности и его умение применять современные информационные технологии, т. е. ориентироваться в больших объемах информации, обрабатывать информацию, используя вычислительную технику и компьютерные сети, осваивать современное программное обеспечение.

Анализ психолого-педагогической и научной литературы в области искусства и культуры свидетельствует о том, что современные преподаватели этой сферы активно изучают возможности и перспективы использования компьютерных технологий в учебном процессе. Теоретические исследования и практические разработки отечественных ученых (Л. Л. Алексеевой, Н. В. Бобровой, И. М. Красильникова, А. И. Маркова, А. В. Обрубовой, С. П. Полозова, Л. Ю. Романенко, Д. А. Хворостова и др.) доказывают необходимость введения информационно-коммуникационных технологий в обучение для его превращения в высокохудожественный и высокотехнологичный процесс. Ученые утверждают, что эффективность учебного процесса значительно повышается благодаря применению компьютерных обучающих технологий [1, 7, 21, 25, 43, 47, 49, 57].

Проблемы развития электронного музыкального творчества в системе художественного образования являются предметом исследования в докторской диссертации И. М. Красильникова [22]. Выявлению специфики компьютерных средств как принципиально нового инструмента творческой познавательной деятельности и художественного образования посвящена диссертация Н. Л. Селиванова «Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественном образовании подростков» [51]. Теоретическое обоснование и экспериментальную проверку принципов и методов приобщения студентов педагогического вуза к компьютерному музыкальному творчеству провел в своей диссертации «Музыкально-компьютерные технологии как основа приобщения студентов педагогического вуза к композиции и аранжировке» А. А. Апасов [3].

Исследователями И. М. Кунгуровой, Е. В. Ворониной и С. Г. Долженко предлагаются формы проведения арт-технологий в процессе преподавания дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам», сущность которых заключается в использовании разных техник из различных областей искусств в учебном процессе [23].

В исследовании Л. Г. Светоносовой дается определение понятия «арт-технологии»: методы, приёмы, формы и средства различных видов искусства, применяемые в образовательном процессе с целью раскрытия и развития творческого потенциала личности обучающихся и осознания значимости изучаемых научных фактов, предметов, явлений [50]. Е. В. Таранова определяет понятие «арт-технология», как «совокупность средств, принципов и механизмов разных видов искусства, для пробуждения ими художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования)» [53, с. 9]. М. Либман рассматривает арт-технологии как «применение средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения» [63, с. 42].

Исследователями А. В. Шуталевой, Ю. В. Циплаковой, А. А. Керимовым показано, что внедрение цифровых устройств в жизнь современного человека приводит к необходимости развития медиаграмотности обучающихся через осуществление проектной деятельности [60].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу