bannerbanner
Таро Артура Уэйта. История, толкование, расклады
Таро Артура Уэйта. История, толкование, расклады

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Эдуард Леванов

Таро Артура Уэйта: история, толкование, расклады

Посвящается моей жене Марии

© Леванов Э., текст, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

Введение

Дорогие читатели! В этой книге я хочу описать созданную Артуром Уэйтом колоду карт Таро, разработанную им систему толкования и рассказать о своем собственном опыте ее применения. Я начал практиковать Таро, используя именно колоду Уэйта, – и передо мной открылся чудесный мир мантики, предсказаний будущего, предвидения событий. Именно эту колоду я задействую для обучения – и с ее помощью мои ученики добиваются успеха.

Более чем за 100 лет существования колоды Уэйта вокруг нее возникло множество мифов, заблуждений, искажений, неверных толкований. В этой книге я хочу познакомить вас с раскладами и их значениями, которые, с одной стороны, максимально приближены к трактовке самого Уэйта, а с другой – адаптированы к современности.

Мы рассмотрим историю создания колоды Уэйта, смысл символов и изображений, значения карт, попытаемся понять, что он под ними подразумевал и в чем значимость его наследия для современных практикующих тарологов. Это сочинение – одна из первых изданных в России работ, в которой система Артура Уэйта рассмотрена с совершенно новой точки зрения и при этом лишена ложных толкований, которые возникли после ее создания. Цель данной книги – отбросив шаблонные суждения и ненужные наслоения, разобраться в том, что же представляет собой Таро Уэйта, в чем уникальность этой колоды.

Мы рассмотрим, от чего она произошла, действительно ли связана с каббалой, как она связана с системой, принятой в ордене Золотой Зари.

Мы также разберемся со значениями перевернутых карт: изучим, как они появились в практике тарологов, как к ним относился Уэйт и как их использовать в наши дни.

В практическом разделе мы разберем расклады из книги Уэйта «Иллюстрированный ключа к Таро» в традиционном и современном прочтении. Я поделюсь своими уникальными авторскими раскладами и примерами их толкования, при этом вы научитесь корректно и последовательно использовать и старинные трактовки, что обогатит вашу практику новыми возможностями.

Эта книга не является биографией Уэйта. В ней проанализирована информация о созданной им системе. Для меня эта работа – очень важная веха в моей эзотерической практике, квинтэссенция приобретенного мною знания о системе Уэйта, итог моих теоретических и практических изысканий, предлагающий новый взгляд на его оккультное наследие.

Часть 1

Артур Уэйт

Изучение биографии Артура Уэйта и оставленного им наследия поможет разоблачить многие мифы, заблуждения, сомнительную информацию, которые возникли вокруг его личности.

Жизнь и творчество

Артур Эдвард Уэйт родился 2 октября 1857 года в Соединенных Штатах Америки, в Нью-Йорке. Он рано потерял отца – офицера американского флота. Это было неспокойное время: надвигалась гражданская война между Севером и Югом. Возможно, именно поэтому, овдовев, мать Артура решила вместе с сыном уехать к себе на родину, в Англию.

С раннего возраста в семье и окружении молодого Артура придавалось большое значение вопросам религии. После смерти мужа его мать перешла из англиканской веры в католичество. Возможно, ей казалось, что общины римской церкви в силу своего консерватизма проявляют больше твердости и в них она скорее найдет опору после потери супруга.

Для нас важно отметить, что путь к мистицизму и изучению оккультизма Артур, получивший классическое католическое воспитание и образование, начал именно с мистического восприятия христианской доктрины. На протяжении всей жизни его приверженность к магии, картам Таро, спиритизму не входила в противоречие с его верой в Бога. Его личность интересна для современного человека тем, что в этом человеке соединились уважение к традиционным христианским духовным ценностям и интерес к оккультным практикам, которые церковь осуждает.

В 1874 году умерла сестра Артура, и это событие серьезно повлияло на его мировоззрение. Ему захотелось изменить свою жизнь, его стали одолевать сомнения в вопросах веры. Молодой человек преодолел это испытание, занимаясь католическим богословием, и изучение трудов отцов церкви спасло его от уныния.

Со временем направление его духовных исканий менялось. Перешагнув двадцатилетний рубеж, Уэйт стал интересоваться тенденциями, которые были модными в обществе на рубеже 1870–1880-х годов, в частности изучать спиритическую литературу. В викторианской Англии это было популярно. Сэр Артур Конан Дойл (1859–1930) увлекался вызовом духов в светских салонах и написал об этом книгу.

Уэйт начал писать стихи, статьи. Ознакомившись с мистической литературой, он стал затрагивать и эту тему. Уже в это время у него сформировался критический подход к мистицизму, который мы увидим в его зрелых произведениях, таких как «Церемониальная магия».

В 1880-х годах Артур Уэйт приступил к активному изучению и анализу магических книг, стал писать эссе об оккультизме. В этот период его взор обращается на традиции розенкрейцерства и масонства. Его внимание также привлекла литература о Святом Граале.

Следует отметить, что Святой Грааль – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую после его распятия Иосиф Аримафейский собрал его кровь, – является одним из краеугольных камней западной магической традиции. Потом Грааль исчез. Согласно легенде, он мог оказаться во Франции или Англии. Поискам этой чаши, одной из самых важных святынь христианства, посвящено множество книг, например сочинения из цикла о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, в частности о Парсифале. Эзотерические легенды гласят, что в разное время владельцами Грааля были Карл Великий, таинственная секта катаров, орден тамплиеров. Тема Грааля стала основой для многих эзотерических течений и обществ. После уничтожения тамплиеров в XIV веке многие их традиции и обычаи вместе с выжившими рыцарями перекочевали в масонские ложи; к настоящему времени связь масонских уставов с тамплиерами выявлена многими историками. Артур Уэйт, будучи в том числе и масоном, написал «Книгу Святого Грааля» и сочинение «Сокрытая Церковь Святого Грааля».

Уэйт также одно время состоял в ордене розенкрейцеров, ордене Золотой Зари, интересовался мартинизмом.

Розенкрейцеры – средневековое братство, якобы обладающее тайнами мистицизма и высшей духовности. Считалось, что основавший его в XV веке Христиан Розенкрейц прожил 106 лет, что он обладал секретами медицины и магии, полученными от тайных учителей, встреченных им при путешествии в Святую землю. Его гробница была вскрыта через 100 лет после смерти, были обнаружены его нетленное тело и оккультный архив, на основе которого начал развиваться орден его последователей, которые стремились изучать тайны мира и направлять их на благо общества.

Здесь главное – понять первооснову этого и всех других братств, которыми интересовался Уэйт: все они были построены на неких мифах и тайнах, обладали некими секретными документами, доступными лишь верхушке, а чтобы получить к ним доступ, нужно было пройти ступени посвящения от неофита до мастера – и тогда на высших ступенях познания откроются некие тайны мироздания, бытия, связи с Богом и ангелами, возвышения души и т. д. В разное время Уэйт состоял в братстве розенкрейцеров, масонской ложе и многих других организациях, и в каждой из них он получал определенный духовный и исследовательский опыт, который потом систематизировал в своих трудах. Упрощенно говоря, он стремился постичь тайны мироздания и переходил от одних традиций к другим.

Параллельно с изучением общих оккультных и мистических течений Уэйт обратил внимание на Таро – древнюю колоду неизвестного происхождения из 78 карт, которую уже на протяжении нескольких столетий использовали для предсказаний будущего и магических ритуалов. В 1889 году он опубликовал одну из своих первых посвященных прорицанию работ – «Справочник по гаданию на картах: руководство по гаданию на картах и оккультным предсказаниям». Это важный момент: следует помнить, что свое мнение о предсказании будущего с помощью карт Уэйт начал формировать еще до вступления в орден Золотой Зари в 1891 году, тогда как многие исследователи связывают его увлечение Таро именно с этим братством.

Чтобы понять, кто такой Артур Уэйт, главное избежать распространенной ошибки, посчитав его легковерным мистиком, который занимался только тем, что популяризировал оккультизм. Многие тезисы и выводы, которые приписывают Уэйту, на самом деле ему не принадлежат. Например, многие считают, что он прочно стоял на позиции привязки системы Таро к каббалистическому Древу Жизни Сфирот, однако это не так. В своей работе 1926 года «Великие символы Таро» он указывает, что эта привязка не работает. По его мнению, сомнительна и связь 22 козырей (Старших Арканов) Таро с 22 буквами еврейского алфавита, а это считалось основой доктрины ордена Золотой Зари. Все нюансы отношений Уэйта с орденом Золотой Зари, которые пока неясны неискушенному читателю, мы рассмотрим в отдельной главе.

В 1890-х годах Уэйт активно изучает алхимию, магию, другие оккультные науки и дисциплины, наследие Луи-Клода де Сен-Мартена, легенды и книги о Святом Граале, еврейской каббале – и приходит к выводу, что многие оккультные знания и тайны есть путь к так называемой тайной доктрине. В понимании Уэйта тайная доктрина – это некое зашифрованное знание древних, сохранявшееся на всем протяжении существования человеческой цивилизации неизвестными хранителями. Ее суть – в открытии абсолютной истины, пути человека туда, откуда он явился в этот мир, лестницы от материального мира к Богу, а возможно, и в установлении происхождения и истинного предназначения человечества. Именно на этой почве у Уэйта и рождается тезис о том, что таинственная колода Таро – это и есть не что иное, как ключ к загадке тайной доктрины и ее хранителей.

Артур Уэйт и орден Золотой Зари

В 1888 году на основе розенкрейцерской доктрины и масонских знаний три английских джентльмена: Вильям Роберт Вудман, Уильям Уинн Уэсткотт и Сэмуэль Лиддел Макгрегор Мазерс – основали оккультный орден Золотой Зари.

В основу учения легли зашифрованные документы, полученные Уэсткоттом от одного старого масона, который, в свою очередь, получил их от некой женщины из Германии, относящейся к группе тайных смотрителей. Роль тайных смотрителей достаточно важна: позднее Макгрегор Maзерс утверждал, что установил с ними связь и на этом основании именно он должен руководить орденом. На протяжении долгого времени различные решения и действия организации трактовались как воля смотрителей. Считалось, что им ведома тайная доктрина – совокупность магии, астрологии, Таро, других эзотерических знаний, которые способствуют возврату человека туда, откуда являются души в этот мир.

Документы ордена Золотой Зари содержали сведения по астрологии, картам Таро, оккультизму, магии; на их основе был разработан учебный курс для членов братства.

Орден состоял из трех кругов. Во внешнем круге новых членов общества обучали общей эзотерической философии. Во внутреннем круге посвященные осваивали и практиковали магию. Третий круг состоял из высших руководителей ордена, допущенных к самым важным его тайнам.

Орден вел большую работу. Так, его члены собирали и переводили древние оккультные тексты, например средневековые гримуары по магии. Почерпнутые из них знания включались в учебный курс для неофитов, который был засекречен и публикации не подлежал.

Именно в ордене Золотой Зари началось формирование так называемой английской школы Таро. Переняв и осмыслив наработки французской школы Таро, орден в лице Макгрегора Мазерса начал формировать свое видение, в том числе переменил порядок Старших Арканов и стал рассматривать различные вариации их привязки к еврейскому алфавиту. Впоследствии Макгрегор Мазерс вместе со своей женой, которая создала иллюстрации его колоды, разработал Таро Золотой Зари, и все члены ордена должны были перерисовывать карты для занятий и практики. Таро было объединено с каббалой, учением о Древе Жизни, оно стало сердцевиной учения братства, на основе которого формировались его практики и ритуалы.

Артур Уэйт был принят в орден Золотой Зари в 1891 году. Следует отметить, что именно здесь началась его серьезная оккультная карьера, поскольку розенкрейцером и членом масонской ложи он стал позднее.

Основа эзотерического учения ордена состояла в том, что каббалистическое Древо Жизни было соединено соответствиями с картами Таро и астрологическими знаниями. Именно на этом ядре был сформирован единый курс магии.

Пребывание в ордене Золотой Зари считается значимым периодом в жизни Уэйта. Полагают, что свои труды по Таро и свою колоду он создал, основываясь на учении этой организации. В книге «Иллюстрированный ключ к Таро» он писал, что не может раскрыть некие тайные последовательности и символизм Арканов, потому что дал клятву держать их в секрете. При этом сомнительно, что эта клятва касалась ордена Золотой Зари, потому что после раскола братства в 1902 году Уэйт основал свой собственный орден Исправленного обряда Золотой Зари. Таким образом, тайна на момент публикации «Иллюстрированного ключа» в 1911 году относилась уже к обществу, которым он руководил сам, а значит, и секрет он хранил в своих собственных интересах.

В ордене Золотой Зари Уэйт знакомится с молодой художницей Памелой Колман Смит. Она не достигла высоких уровней в братстве, но считается, что была знакома с системой Таро. Она входила в театральные круги Англии, и некоторые ее знакомые стали прототипами персонажей для нарисованных ею карт Таро.

Позднее, когда в ордене наступил очередной кризис, выяснилось, что шифрованные документы, на основании которых был составлен ритуал Золотой Зари при основании братства, – это мистификация Уэсткотта. Достаточно значимые свершения ордена, такие как перевод ряда старинных гримуаров (например, «Священной магии Абрамелина»), других оккультных текстов, создание единой системы обучения магии, перечеркиваются раздорами, борьбой за власть внутри общества, разного рода мистификациями. Все это привело к тому, что Уэйт разочаровался в ордене и покинул его. Так же поступила и Памела Колман Смит.

Связь системы Уэйта с каббалой

Основополагающая связь Таро и каббалы в том, что 22 буквы древнееврейского алфавита соответствуют 22 путям на Древе Жизни Сфирот и 22 Старшим Арканам Таро.

Следует признать, что во многом соответствия букв и Старших Арканов неочевидны и натянуты. Например, карта Шут соответствует еврейской букве «алеф», которая в астрологии обозначает быка, и в чем здесь состоит связь между предсказательным значением или символизмом карты, неясно. Маг соответствует букве «бет» и означает дом – с таким же успехом дом мог бы соотноситься с картой Императрица или Император. Верховная Жрица соответствует букве «гимель» (верблюд)… И так можно продолжать дальше.

Это совпадение – тот факт, что Старших Арканов 22 и букв древнееврейского алфавита 22 – стало почвой для сращивания систем, но не более того. В самых ранних колодах Таро мы вообще не видим ни каббалистического, ни египетского, ни какого-либо иного символизма, кроме христианского. Колоды семейства Висконти – Сфорца и более позднее Марсельское Таро служат тому доказательствами.

Здесь мы видим явный синкретизм, когда из синтетического сращивания двух систем появляется новое эзотерическое течение – в данном случае это система Таро Золотой Зари.

Многие авторы находят в Таро Уэйта каббалистические символы и на этом основании заявляют, что вся система Таро пронизана исключительно каббалистической структурой, привязками к Древу Сфирот. В качестве одного из аргументов указывают на схематичное изображение Древа Сфирот в виде пентаклей на Десятке Пентаклей. Еще один подобный довод – колонны Боаз и Яхин, столбы Древа Сфирот, на карте Верховная Жрица, которая к тому же держит в руке свиток Торы. Стоит отметить, что здесь присутствует и каббалистическая, и христианская символика, например, у той же Верховной Жрицы на груди изображен католический крест. А на Тройке Пентаклей и в ее описании, которое приводит Уэйт, мы явно увидим масонский символизм. Роза и крест первоначально встречались на рубашках колоды Уэйта, а это отсылка к ордену розенкрейцеров, в котором он состоял, пытаясь найти отсылки к тайной доктрине. На Тузе Кубков мы видим Святой Грааль – это тоже значимая тема в исследованиях Уэйта.

В своем монументальным труде «Каббала» Уэйт посвящает Таро раздел, где пишет, что связь между каббалистикой и Таро сомнительна, что в символизме Таро мало общего с еврейским алфавитом. Он, в частности, указывает на то, что карта Шут без номера привносит дополнительные сомнения в то, что Старшие Арканы соответствуют еврейским буквам. Он также сообщает, что Элифас Леви, который популяризировал эту теорию, ввел своих последователей в заблуждение. Уэйт доказывал, что Таро не является ключом к каббале, но в то же время он считал, что некие связи и параллели между ними действительно могут существовать. Уэйт полагал, что в систему знаний тайной доктрины могут входить разные эзотерические направления: каббала, Таро, магия, герметизм и многое другое. Возможно, на этом уровне он и прослеживал корреляции между Таро и еврейским алфавитом, но как четкую систему он это отрицал.

Важно следующее: в Таро Уэйта присутствует эзотерический символизм самых разнообразных толков, и в совокупности он представляет собой западную магическую традицию, в которую входят Таро, каббала, христианский мистицизм, оккультные практики, алхимия, масонство, розенкрейцерство.

Следует понять, в чем же на самом деле заключалась система Артура Уэйта, и не смешивать ее с тем пластом информации, который он ставил под сомнение. Таким образом удастся избежать подмены понятий, когда под системой Уэйта понимают наработки ордена Золотой Зари, которые, безусловно, им учитывались, но сама их суть отрицалась. Сам он неоднократно писал о том, что связи каббалы и Таро в действительности нет.

Памела Колман Смит – художница колоды Таро Уэйта

Здесь мы уделим некоторое внимание биографии Памелы Колман Смит и постараемся понять, что это была за женщина.

Памела родилась 16 февраля 1878 года. У ее родителей были американские корни, но в это время они жили в Лондоне. Через некоторое время ее семья переехала в пригород Манчестера.

В 1893 году Памела перебралась в Нью-Йорк, чтобы обучиться изобразительному искусству.

Через несколько лет она вернулась в Англию, была введена в местное театральное сообщество, стала рисовать афиши и иллюстрации.

В 1901 году Памела вступила в орден Золотой Зари, но активной деятельности на этом поприще не вела, в области мистицизма далеко не продвинулась. Она не поднялась выше первых степеней и не освоила систему Таро Золотой Зари. Считается, что при создании колоды Таро в 1909 году Артур Уэйт делился с ней важной информацией о символизме и об этой системе.

После 1909 года Памела постепенно отошла от эзотерики и мистицизма и вернулась в традиционную католическую веру. О последующих годах ее жизни известно очень мало. Вероятнее всего, она занималась рисованием иллюстраций и театром.

Об отношениях Артура Уэйта и Памелы Колман Смит известно немногое. По всей видимости, они контактировали при изучении оккультных дисциплин в ордене Золотой Зари. Уэйта можно в определенном смысле назвать ее наставником: он писал, что направлял ее при работе над изображениями карт Таро, указывал на символику и смысл, которые ей следовало передать. Похоже, что здесь их интересы совпали. Уэйт стремился создать свою собственную колоду Таро, которая отвечала бы его взглядам и требованиям. В то время существовали лишь старые колоды Таро XVIII–XIX веков, которые его не удовлетворяли, и колода Макгрегора Мазерса, с которым Уэйт разорвал отношения после раскола ордена Золотой Зари. Новая колода заняла пустующую нишу – ведь на тот момент колод было мало и большинство из них принадлежали французской, а не английской школе.

Что касается Памелы Колман Смит, при работе над колодой Уэйта она совместила два своих увлечения: оккультизм и изобразительное искусство. Ей удалось создать энергетически мощные изображения Арканов Таро, что, возможно, в значительной мере обусловило успех колоды Уэйта.

У их сотрудничества не было коммерческой подоплеки. Артур Уэйт хотел воплотить свою концепцию, а Памела Колман Смит – реализовать свой талант, хотя бы и за символическую плату, которая не покрывала даже затраты.

Пути Артура Уэйта и Памелы Колман Смит после работы над колодой больше не пересекались – по крайней мере, об их дальнейших контактах ничего не известно.

Остаток жизни Памела прожила в уединении, исповедуя классический католицизм. Она ушла из жизни в 1951 году.

Создание колоды Таро Артура Уэйта

Прежде чем мы перейдем к истории создания Артуром Уэйтом своей колоды, стоит упомянуть об ее значимости и влиянии.

Во-первых, это первая колода Таро, в которой не только прорисованы Младшие Арканы, но и изображения сращены со значениями карт. Это стало одним из главных факторов, определивших популярность колоды, – ведь учиться «читать» карты Таро стало проще, начал развиваться интуитивный подход к толкованию, поскольку изображение воздействовало на сознание и подсознание предсказателя, давая ему дополнительную информацию для размышлений о сути вопроса.

Во-вторых, Уэйт наполнил колоду оккультными символами, указав на то, что Таро – это эзотерический инструмент, а не игральные карты, которые иногда используются для простейших гаданий, как это было прежде. Конечно, эзотерические колоды существовали и до Уэйта, но они обычно были наполнены египетской символикой, далекой от современной европейской культуры, и скорее представляли собой плод заблуждений, чем представляли реальную магическую традицию. Старинные колоды не могли использоваться на основе интуиции, их использовали лишь опытные практики, обучение гаданию было трудоемким, и на этом фоне Таро Уэйта завоевало всемирную популярность.

Таро Уэйта стало рубежом: старинные традиции и колоды отошли в прошлое, передав все самое лучшее новой системе, а новые колоды стали копировать Таро Уэйта или подражать ему. Сейчас в большинстве издаваемых в мире колод прорисованы Младшие Арканы и зачастую карты копируют изображения Таро Уэйта либо передают их смысл, основываются на их тематике. Можно сказать, что Таро Уэйта стало общим предком большинства современных колод – именно в этом состоит ее ценность и значимость. Тот, кто поймет традицию и изучит эзотерические корни Таро, может успешно практиковать как с колодой Уэйта, так и со многими современными колодами.

Но вернемся к созданию колоды Артура Уэйта. Известно, что практически все 78 карт были нарисованы Памелой Колман Смит летом 1909 года. Во многих из них присутствуют мотивы, представленные в более старых колодах.

По всей видимости, Памела и Артур посещали Британский музей, в котором хранились старинные колоды, и черпали в них вдохновение и идеи. В своем труде «Церемониальная магия» Уэйт часто ссылается на этот музей, на его фонды и книги.

Очень важно понимать, что карты рисовал не Уэйт, а Смит, которая не была хорошо знакома ни с системой ордена Золотой Зари, ни с западной магической традицией. Она создавала образы по наитию, руководствуясь собственными желаниями и вкусами, хотя это и происходило под руководством Уэйта. Таким образом, было бы большой натяжкой считать, что она вложила в каждую карту глубокий каббалистический символизм.

Некоторые авторы доходят до весьма сомнительных выводов, например о том, что в гриве коня на карте Солнце видна еврейская буква «реш», хотя ее начертание достаточно простое, оно напоминает обращенную букву «г», а значит, ее можно найти практически на любой карте, на которой изображено пересечение двух линий. На самом деле символика карты Солнце не имеет ничего общего с каббалой, она заимствована из Таро Жака Вьевиля середины XVII века, а вовсе не придумана, чтобы скрыть какие-либо тайные значения.

Если видеть в детях, конях, лучах солнца и подсолнухах каббалистический смысл, то можно, например, пойти в Эрмитаж и найти эту символику на огромном множестве картин.

Возьмем для примера карту Страшный Суд, на которой запечатлен христианский библейский сюжет о конце мира: мертвые выходят из могил, чтобы предстать перед Господом. Создавая эту карту, Памела Колман Смит обработала изображения, взятые из старых марсельских колод. Некоторые авторы видят здесь еврейскую букву «шин», причем и во флаге с крестом, и в позах людей, и в крыльях ангела, а также устанавливают корреляции с зашифрованным именем Иисуса Христа. При этом они забывают, что в иудаизме (как и в основанной на изучении Торы каббале) Иисус не считается пророком, а Новый Завет – боговдохновенной книгой. Коли это так, как можно соединить в одной карте Таро каббалистический и христианский подтексты, если они в данном случае противоречат друг другу? Таких натяжек в трактовках Таро Уэйта очень много. Отчасти это обусловлено тем, что многие буквы древнееврейского алфавита не отличаются сложностью начертания, а значит, похожие на них элементы можно встретить где угодно, а не на одних только картах Таро.

На страницу:
1 из 2