bannerbanner
История мировой художественной культуры
История мировой художественной культуры

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

При входе во дворец помещены были гигантские (более 4 м) фигуры шеду (крылатые быки и львы с человеческими головами). Выражение лиц шеду спокойны, взгляд их миндалевидных глаз устремлен в бесконечность, плотно сжатые губы скрыты в тщательно завитых в мелкие кольца бородах. Передняя часть этих фигур представляет собой круглую скульптуру, а задняя – высокий рельеф. Фигуры шеду воспринимались торжественно предстоящими для того, кто подходил к ним. Но, когда человек проходил между каменными изваяниями, они как бы начинали двигаться навстречу входящему. Это впечатление создавалось за счет того, что скульптор добавил еще по одной конечности, видимой только сбоку, то есть тому, кто проходит непосредственно мимо скульптуры.

Внутренние покои длинных, высоких дворцовых помещений украшены рельефами, выполненными на алебастровых плитах и изображающих сцены торжественных шествий и царских охот. Обобщенность, скульптурных форм, подчеркнутая плоскостность рельефных изображений усиливают впечатление торжественности, несокрушимости, отстраненности. Искусство Ассирии периода расцвета можно рассматривать как придворно-парадное, обслуживающее потребности светских правителей.

Нововавилонское царство

В конце VII в. до н. э. первенство на некоторое время вновь переходит к Вавилону, крупнейшему торговому и религиозному центру Двуречья. Город Вавилон времен своего недолгого (около 100 лет) расцвета был окружен широким, заполненным водой рвом, огражден двумя массивными стенами (наружная стена высотой примерно в пятиэтажный дом, а внутренняя еще выше). Это огражденное пространство состояло из широких прямых центральных улиц, обрамленных многочисленными храмами (их было несколько сотен), узеньких пыльных переулков, застроенных глинобитными домишками, лавочками, мастерскими, харчевнями, может рассматриваться как воплощение рукотворного мира, созданного людьми. В окрестностях города не было ни деревьев, ни камня. Все постройки возводились из кирпичей, высушенных на солнце или обожженных на огне. В последнем случае приходилось расходовать дорогую древесину, привозимую издалека.

Проходом между природным миром и миром, созданным человеком, служили четверо городских ворот. Выходившие на запад ворота были посвящены богине Иштар. Эти ворота представляют собой четыре массивные, квадратные в плане башни, между которыми находятся арочный вход (архитектурное новаторство вавилонских мастеров), за которым начинается дорога процессий.

На ярком солнце взгляд путника радовали лазоревые стены привратных башен, облицованные керамическими плитками. На синем фоне эффектно выделялись рельефные бело-желтые и желто-коричневые изображения вереницы быков и драконов. Вступая на дорогу процессий, путник продолжал двигаться вдоль высоких стен, украшенных на высоте человеческого роста синим керамическим фризом, на котором разворачивалось шествие львов-охранителей.

Дорога процессий вела к семиярусной башне, своего рода священной лестнице, соединяющей землю и небо. У подножия зиккурата находился храм, где хранилась выкованная из золота статуя бога Мардука, на верхней площадке в небольшом святилище обитал живой ящер, воплощение Мардука. Каждый ярус (ступень) была окрашена в особый цвет, а на верхнем, «золотом» ярусе, по некоторым свидетельствам росли пальмы. Эта гигантская «лестница в небо» вошла в историю как «вавилонская башня».

Стилистически вавилонские памятники близки ассирийским, но в них отсутствует темы войны, охот, прославление царей. В жизни Вавилона главное значение принадлежало не царям, а жрецам. Цари Вавилона получали власть из рук жрецов, а выполняли по преимуществу военные функции защиты государства.

Особо следует упомянуть о том, что все рукодельные чудеса Вавилона (храмы, ткани, ковры, кованные изделия, Вавилонская башня) в глазах современников уступали перед таким творением человеческих рук, как «висячие» сады. Растения в глиняном городском пространстве практически отсутствовали. Исключением были искусственно возведенные близ царского дворца «висячие сады», расположенные на специально построенных террасах. Для того, чтобы высоко под жарким солнцем привольно росли гранатовые деревья, украшенные гроздьями фиников пальмы, шуршали листвой смоковницы, наливались сладостью виноградные гроздья, рабы днем и ночью вращали гигантское колесо с подвешенными кожаными мешками, черпавшими воду из реки Евфрата. Неудивительно, что это рукотворное зеленое чудо, получившее название «сады Семирамиды», было признано древними одним из чудес света, кстати сказать, просуществовавшим многие столетия.

Политический и культурный расцвет Нововавилонского царства продлился недолго. В октябре 539 г. до н. э. персидские войска без боя заняли эту мощную цитадель, что привело к утрате Месопотамией политической самостоятельности.

Искусство ахеменидского Ирана

Расположенное к востоку от Месопотамии Иранское плоскогорье его резко континентальным климатом, богато полезными ископаемыми, но бедно водой. В середине VI в. до н. э. Кир Ахеменид, правитель персов (одного из местных этносов) создал мощное государство, объединившее земли Ирана, Месопотамии, Малой Азии. Его наследники раздвинули пределы царства до Египта. Культурные традиции завоеванных народов оказали огромное влияние на искусство времен Ахеменидов.

Древняя религия Ирана строилась на признании противоборства двух начал в жизни светлого, доброго и темного, злого, которые постоянно борются между собой. Эта религия не знала изображений, не требовала храмов. Благому свету поклонялись под открытым небом, у алтаря, украшенного золотым диском, символом светлого начала, перед которым горел неугасимый огонь, питаемый газом, идущим из-под земли.

Отсюда особенность, отличающая искусство древнего Ирана, которое было направлено не на обслуживание культа, а на прославление земных правителей. Плененные мастера из разных стран возводили дворцовые комплексы в Персеполе и Сузах. Сами персы в этих работах участия не принимали, они были воинами и только воинами. Однако удивительным образом из множества культурных составляющих сложилась уникальное парадное придворное искусство персидской державы.

Самым известным культурно-историческим памятником искусства древней Персии является Персеполь, город и дворцовый комплекс, который только условно можно назвать столицей, потому что царь и его окружение приезжало сюда на недолгое время только для торжественного празднования нового года. Царская резиденция, огражденная от собственно города стеной из сырцового кирпича, находилась на платформе высотой 12 м и площадью 450 на 300 м. Платформа была вырублена в скальном массиве и укреплена каменными блоками. Подняться на платформу можно по пологой лестнице, оформленной раскрашенными рельефами с изображениями борющихся зверей и торжественной процессии воинов и данников. Шествия, череда важно выступающих, лишенных индивидуальности фигур, – это постоянный мотив рельефов. Наверху вход на территорию комплекса охраняли гигантские (8 м) крылатые быки с человеческими головами, образы, заимствованные из ассирийского искусства.

Постройки, главной из которых был парадный приемный зал (ападана), размещались по две стороны платформы. Этот огромный зал был построен на выступе скалы и возвышался над всем остальным. Внешние стены зала были из сырцового кирпича, крыша держалась не столько на этих массивных стенах сколько на 36 стройных восемнадцатиметровых колоннах. Капители колонн представляли собой сдвоенные полуфигуры животных: львов, быков, фантастических существ. На них были уложены кедровые балки, поддерживавшие крышу здания. Между стеной и крышей находились световые проемы, поэтому огромный зал был пронизан светом и воздухом.

Расцвет державы Ахеменидов продолжался около двух веков, в 330 г. до н. э. Великолепный Персеполь был сожжен войсками Александра Македонского. Это было не просто торжество победителей, это была демонстрация неприятия другой культуры. Однако спустя очень малое время Александр «возьмет на вооружение» многое из этой культуры, сам облачится в пышные одежды персидских царей, приблизит к себе представителей персидской знати и введет персидский придворный этикет.

Народы древних городов Месопотамии, дали человечеству письменность, культуру городского строительства, древнейший правовой кодекс. Ученые археологи XIX–XX вв. открыли миру памятники этой культуры, но значительная часть их была разграблена и разрушена в ходе нескольких американских агрессий начала XXI века.

Приложения и комментарии

РАССКАЗ О ПОТОПЕ

«Я открою, Гильгамеш, сокровенное словоИ тайну богов тебе расскажу я…Богов великих потоп устроить склонило их сердце»…Едва занялось сияние утра,С основания небес встала черная туча.Адду гремит в ее середине,Шуллат и Халиш идут перед нею,Идут гонцы горой и равниной.Эргаль вырывает жерди плотины,Идет Нинурта, гать прорывает…Что было светлым – во тьму обратилось,Вся земля раскололась как чаша.Первый день бушует Южный ветер,Быстро налетел, затопляя горы,Словно войною настигая землю.Не видит один другого,И с небес не видать людей…При наступлении дня седьмогоБуря с потопом войну прекратили…О все видавшем // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973, с. 212–213.

АССИРИЙСКИЕ РЕЛЬЕФЫ «ЦАРСКАЯ ОХОТА»

В рельефах много движения, много драматических ситуаций, много живой динамики: скачут кони, с силой натягивают луки охотники, рычат, бьют лапами, падают в предсмертных конвульсиях хищники.

И вместе с тем изображения обобщены, даже в чем-то схематизированы: скульптор работает крупными массами; контуры очерчены жестко, фигуры массивны, движения при всей их стремительности угловаты и как-то неповоротливы, отдельные композиции подчинены строго выдержанному ритму…

В этих сценах языком простыми, быть может, даже наивным, но сильным и мужественным рассказано о торжестве человека над стихийными силами, олицетворенными в обликах яростных хищников… Здесь, правда, утверждение человеческой силы уже слилось с утверждением могущества властителя…

Недошивин Г., Петрова О. Сто встреч в мире искусства. М., 1980, с. 22–23.

ЗНАЧЕНИЕ ВОРОТ В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Вход в сооружениях древнего Востока всегда выделяли, ибо он является пограничным объектом, расположенным на месте взаимопроникновения внешнего ми и внутреннего пространства. Он обладает специфической функцией обеспечивать проницаемость границ обжитого космоса враждебного хаоса… Внешний мир ассоциируется у древних с враждебным и опасным хаосом, тогда как огражденное, обжитое, упорядоченное человеком архитектурное пространство представляется безопасным… находящимся под покровительством богов.

Белинцева И. Ворота: Древний Восток // Юный художник, 2002, № 5, с. 20.

Искусство древнеегипетской цивилизации

Территория Египта, страны, где возникла одна из древнейших и долго существовавших речных цивилизаций, представляет собой узкую и длинную полосу земли, обрамляющую воды Нила, самой крупной водной артерии Африканского континента. Каждый год Нил разливается, создавая возможность богатых урожаев, если будет обеспечена искусственная ирригационная система. Ведь дождей в этих землях почти не бывает, и только усилия людей могут обеспечить растения водой. Земледелие Египта с давних времен основывалось на искусственном орошении, которое возникло в V–IV тыс. до н. э. Обеспечили его возникновение усилия людей, организованных сначала в многочисленные маленькие государственные образования, постепенно силой оружия объединенные в одно большое.

Эта жаркая, сухая страна богата песком и камнем. Дерева в этой горно-пустынной земле мало, поэтому строили преимущественно из кирпича-сырца и камня. Металлов тоже не богато. На юге еще в догосударственные времена добывали золото, из которого научились делать много разного красивого. Серебро было только привозное и ценилось выше золота. А железо стало известно египтянам только во второй половине II тыс. до н. э., то есть когда египетская цивилизация далеко миновала зенит своего развития. Причем, железные изделия воспринимались как диковинки, большого распространения не получили. Таким образом, остается признать, что одна из самых блестящих культур древности на протяжении почти трех тысяч лет своего существования была культурной каменного века.

Каменное начало наложило отпечаток на все формы египетского искусства от обобщенных форм архитектурных конструкций (пирамиды, обелиски, пилоны и колонны храмовых комплексов) до строгих геометрических силуэтов одежд и причесок (точнее париков, ибо требования климата заставляли египтян бриться наголо). Показательно, что в Египте широкое развитие получила практика изготовления каменных сосудов. Обобщенность форм и видимая прочность, характерная для всех памятников египетского искусства, придает им впечатление вечности. Очевидно, что специфика этого исходного материала определила и специфику, узнаваемость внешних форм.

Следует отметить такую особенность жизни Древнего Египта, как его относительная географическая изолированность, позволившая стране развиваться без частых вмешательств извне. Отсюда и медленное развитие древнеегипетского общества, и медленная эволюция художественных форм и приемов, и постоянное совершенствование приемов и средств при создании предметов искусства в рамках одной и той же художественной традиции.

Действительно, достаточно взглянуть на черно-зеленую каменную плитку, прославляющую фараона Нармера (ок. 3 000 г. до н. э.), чтобы понять типичные для египетского искусства приемы рельефного изображения человеческой фигуры на плоскости. Художник старался передать сущностное в облике человека, то, что делает его узнаваемым, основываясь на нескольких точках зрения, используя комбинированную перспективу. Поэтому голова представлена в профиль (а глаз – в фас), широко развернутые плечи представляют «фасад» человеческой фигуры, бедра в три четверти, а ноги показаны с боку. При этом фигура в целом утрачивает объемность, распластывается по плоскости камня. Этот канон, жесткое правило, что как следует изображать, будет действовать затем на протяжении трех тысячелетий.

В первой половине III тыс. до н. э. в период существования первого объединенного государственного образования в Нильской долине (Древнего царства XXVIII–XXIII вв. до н. э.) сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Древнее общество осваивало окружающее пространство, заявляло о себе собственными постройками, важнейшие из которых должны были соревноваться с природными формами размерами и прочностью. Обилие и разнообразие имеющихся в наличии пород камня – от твердых гранитов и диоритов до мягких известковых пород – позволяло строить на тысячелетия. Ведь единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней – это египетские пирамиды.

Пирамиды, да и почти все значительные архитектурные сооружения Древнего Египта, были частью религиозных представлений египтян, важной составляющей которых было обожествление правителя-фараона. Носитель власти воспринимался богом, который обеспечивает процветание страны. При жизни и после смерти надо было о нем заботиться, чтобы он, в свой черед, мог обеспечить покровительство своим подданных. Забота о посмертном существовании человека, которую демонстрирует древнеегипетская культура, свидетельствует об удивительном жизнелюбии древних египтян, их стремлении бесконечно продлить радость жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2