Полная версия
Основы сократовской беседы. Cократический диалог и сократический метод в простом изложении
Соответственно, общая философия быстро превратилась в так называемую метафизику, которая впервые рассматривала нематериальную сферу реальности действительно эмпирическим и научным путем. Соответственно, исследования касались уже не только повседневной жизни, как это делали стоики двумя-тремя сотнями лет позже, около 300 года до н.э., но и всего бытия в целом. Были предприняты попытки выяснить причины, которые в конечном итоге привели к правилам, принципам и взаимосвязям, составляющим цель бытия. Поэтому метафизика во многом связана с правилами и с так называемым стандартом, который пытались описать. Если вы подумаете об этом термине, ваши первые мысли, вероятно, будут направлены в сторону старой знакомой нам физики, которая имеет дело с атомами и силами. Физика, которую мы знаем сегодня, по-прежнему является наукой, основанной на методологии, которая устанавливает фиксированные правила для проведения экспериментов, которые либо доказывают утверждение, либо опровергают тезис. Аналогично обстоит дело и с метафизикой. И здесь речь идет о поиске общего смысла и цели, правил, которые сделали неизмеримое, наконец, доступным и измеримым для человека. В конечном итоге, однако, это продолжение философии, потому что по-прежнему даются ответы на вопросы, которые должны оправдать всеобщее существование. Например, задаются вопросы, которые должны ответить на существование богов, что такое душа, возможно ли бессмертие, задаются моральные вопросы и их предпосылки, но задаются и очень сложные вопросы, например, возможно ли вообще понимание человеком прозрений метафизики.
У людей очень ограниченный образ мышления. Ментальное и физическое восприятие не может быть использовано на 100 процентов. Напротив, мы знаем лишь очень малую часть бытия, и если бы мы действительно знали все, то за нашим существованием не было бы никакого смысла. Таким образом, человек создан для того, чтобы не знать всего, и еще большее значение имеет ощущение того, что он не в состоянии понять все. Так для чего же нужна метафизика?
Метафизика, таким образом, сама по себе является вопросом, который очень увлекал ворстоиков древности и занимал их еще больше. В конечном счете, метафизика рассматривает центральные проблемы философии, которая, тем не менее, весьма ограничена. Таким образом, это простой вопрос продолжения, на котором основан сократовский подход к дискуссии.
Таким образом, общая философия основывается на мнениях. По сути, философия описывает общее стремление к познанию бытия. В ней говорится о поиске смысла жизни, общей сути мира и месте человека на планете. Таким образом, в рамках философии происходит попытка найти свое собственное место, смысл собственной жизни и то, что за ней стоит. Таким образом, философия – это очень личная наука, личный взгляд на определенные аспекты жизни. Таким образом, общая философия особенно сильно опирается на мнение человека, который решает узнать и исследовать больше о своем собственном бытии.
Однако в рамках дискуссионных групп это довольно непрактично. Конечно, некоторых людей можно попытаться убедить в их собственном мнении, но тогда встречаются два зачастую крайних мнения. Это может привести к спору, а не к действительно разъясняющему разговору, основанному больше на фактах, чем на мнениях. Это понимали и древние философы прошлого. Особенно стоики около третьего века до нашей эры придерживались мнения, что каждому должно быть позволено иметь собственное мнение. В конце концов, так происходит и сегодня. Право на свободу мнений – это право, которое нельзя просто так взять и отнять у кого-либо. Однако несколько тысяч лет назад все было не так просто. В стране царило рабство, народы были разделены, а женский пол, как и рабы, имел очень мало права голоса. Тем не менее, люди согласились с тем, что каждый может иметь собственное мнение и что никто не должен быть осужден за него. Однако реализовать это было не так просто, поскольку между разными мнениями часто возникали не только дискуссии, но и откровенные споры. Даже сегодня не так-то просто отстоять собственное мнение, особенно когда человек в меньшинстве. В такие моменты мало кто осмеливается даже высказать собственное мнение. Поэтому уже в ранней древности было ясно, что должен быть кто-то, кто ведет эти дискуссии, кто абсолютно беспристрастен и кто, соответственно, также следит за тем, чтобы спор не вспыхнул просто так.
Однако реализовать эту концепцию таким образом оказалось не особенно просто. Никто не любит, когда его отговаривают от его собственного мнения, и еще меньше люди хотят, чтобы третья сторона брала на себя ведение разговора, потому что это означает, что в разговоре должны соблюдаться важные правила. Несмотря на то, что философия существовала в умах людей уже очень давно, хотя и под другим названием, потому что стремление к знаниям носило в истории человечества много разных имен, только Сократ ввел структурированный диалог в своей школе между 500 и 400 годами до нашей эры.
Оккультный философ Сократ
Греческий философ Сократ родился около 469 года до н.э. в Алопеке, в Афинах. Он жил во времена аттической демократии, в то время, когда Афины приобретали все больше и больше власти благодаря Аттической морской лиге, которую они использовали для развития. Аттическую демократию также называют началом всех демократий. В то время это, конечно, еще не была самая справедливая форма правления, какой мы знаем ее сегодня. Демократия тогда была современной, неизвестной системой правления, которую лишь неохотно видели в императорских домах. Власть одного человека была окончательно передана народу, как мы знаем это сегодня в западных странах нашего мира. Однако во времена античности, около 500 года до н.э., это был особенно большой и значительный прорыв, который вскоре должен был привести к реформам не только во всей стране, но и во всем мире.
В этот период, когда впервые стало возможным свободное мышление, жил философ Сократ, который был представителем западной мысли в рамках аттической демократии. В древности под западной мыслью подразумевалась философия, зародившаяся в западной части Европы. Это был очень современный образ мышления по сравнению с Азией, которая оставалась старомодной.
Сократ был очень популярным философом. В отличие от других философов своего времени, он не открыл сразу целую школу, как это сделали после него его ученики Платон и Ксенофонт, но он выбирал своих учеников в соответствии с их стремлением к знаниям, а также в соответствии с их мнением. Философ не стремился переубедить одного из своих учеников в его мнении или навязать ему новое мнение, вместо этого Сократ был увлечен тем, что происходит, когда встречаются два человека, имеющие совершенно разные мнения. Если никто из них не хотел уступать, то на это уходили часы или спор приходилось прерывать, иначе он вообще бы не закончился. Из-за разнообразия учеников Сократа такие споры возникали довольно часто, в которых Сократ слушал и никогда не вмешивался. Вместо этого он попытался понять, что за этим стоит. Разногласия увлекли его, и вскоре ему пришла в голову идея, которая должна была полностью изменить способ ведения философами своих бесед. Он спрашивал себя и своих студентов, можно ли найти способ, при котором два разных мнения можно было бы обсуждать совершенно спокойно. Мнение относится только к результату, но путь к нему должен обсуждаться с фактами, чтобы даже самое крайнее мнение можно было бы научить лучшему с помощью логики и разума.
Для того чтобы выяснить как можно больше информации на основе факторов и логических выводов, Сократ разработал структурированный диалог. Он назвал этот философский метод «майевтикой», или «мейевтикой». Это было так называемое акушерство.
Таким образом, сократовский диалог не получил своего названия в самом начале своего существования. В более поздние годы философии эта разговорная техника была названа в честь ее разработчика – Сократа. В свое время, однако, он никогда бы не подумал назвать метод в честь себя. Вместо этого скромный человек назвал этот философский метод в честь своей матери. Она была Майей, повивальной бабкой древности. Говорят, что в беседе с ней он сравнил эту разработанную им разговорную технику структурированного диалога с удобным в то время акушерством. В конце концов, смысл структурированного диалога заключался в том, чтобы помочь человеку с помощью правильных вопросов полностью самостоятельно выяснить значимый факт, который либо продолжит поддерживать его собственное мнение и основанное на нем решение, либо опровергнет его. Если последнее случалось, то речь уже не шла о провале собственного мнения, человек не уступал чужому мнению, как это часто бывало в спорах до этого момента, когда в какой-то момент кто-то все-таки уступал. Вместо этого изменилось мнение или сформировалось совершенно новое мнение, основанное на фактах и логике. Именно этот аспект мать Сократа сравнивала с акушерством. Проницательность роженицы буквально рождалась с помощью повитухи, которая представляла собой ученого или помощника в обучении. Родилось нечто совершенно новое – маленький младенец.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.