bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Что же до простых немцев, то их умы и сердца оказались благодатной почвой для милитаристских воззваний нацистов. Начало 1930-х было для Германии временем всеобщего уныния. По стране больно ударил мировой экономический кризис, лишив работы миллионы людей. Да и унизительное поражение в Первой мировой войне заставляло немцев страстно желать реванша. Поэтому лозунги о расовом превосходстве германцев над прочими народами и о необходимости огнем и мечом расчистить жизненное пространство для будущего процветания «арийской расы» многие восприняли с энтузиазмом. Наиболее восприимчивыми оказались малообразованные социальные низы и молодежь – те слои населения, которые легко заразить какой-либо агрессивной, примитивной идеологией.

Гитлер увлекал даже не самими своими речами, не политической программой, а, скорее, психологическим воздействием. Выступая перед аудиторией, он входил в состояние исступления. «Вместе мы вернем Германии былое величие!» – обещал он. И каждый маленький, одинокий, никому не нужный человек в толпе ощущал свою сопричастность чему-то большому и сильному. Униженные, лишившиеся работы и перспектив на будущее, немцы охотно поддавались этому гипнозу. Они и вправду верили, что Германия вновь станет сильной – нужно лишь очистить страну от коварных предателей и скрытых врагов. Ради этого они готовы были передать всю ответственность за дальнейшее этому невзрачному фанатику.

Обращаясь к униженной и растерянной нации, Гитлер убеждал ее в необходимости установления диктатуры и отказа от демократии, возврата утраченных по итогам Версальского договора территорий. Поверив ему, немцы, по сути, сами отказались от демократических институтов и вверили свою судьбу и будущее всей Европы диктатору. Свои надежды они связывали с приходом к власти «сильного лидера», который наведет порядок в стране. Но для достижения обещанного порядка необходимо было сначала расправиться с теми, кто этому порядку мешает.

«СОЖГИТЕ МЕНЯ!»

В числе авторов сожженных 10 мая книг был немецкий писатель Оскар Мария Граф. Возмущенный тем, что не все его книги попали в число идеологически вредных, Граф направил открытое письмо нацистским властям. «Я не заслужил такого бесчестья! – писал он. – Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрел право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц»

ДВА МАННА

Известный немецкий писатель Генрих Манн очень быстро осознал угрозу, которую несет нацизм народам, и прежде всего немецкому. А вот его еще более прославленный брат Томас стал антифашистом не сразу

ОБЫДЕННЫЙ АБСУРД

Холокост совершился не вдруг, а состоял из нескольких последовательных стадий, каждая из которых была страшнее предыдущей. Постепенное нарастание жестокости и абсурда в какой-то степени объясняется тем фактом, что мировое сообщество мало вмешивалось в происходящее. Всякий раз всем казалось, что абсурд достиг апогея, что хуже быть уже точно не может. Но нет: нацисты раз за разом придумывали что-нибудь доселе невиданное, не умещающееся в рамки человеческого понимания. Сперва евреев ограничивали в правах, затем стали собирать в концентрационные лагеря и наконец принялись планомерно уничтожать.

Расчет Гитлера состоял в том, что ни одна мировая держава не станет заступаться за притесняемых, гонимых, уничтожаемых евреев. Ведь, во-первых, их можно назначить «козлами отпущения», виновными во всех грехах человечества, начиная с распятия Христа, и тем самым снять с себя ответственность за все неудобные, «теневые» стороны собственных поступков. Проще ведь обвинить кого-то в своих ошибках и неудачах, чем признать их и попытаться исправить. А во-вторых, имущество репрессированных, объявленных вне закона евреев можно будет присвоить, не опасаясь возмездия.

Если полностью истребить еврейское население на подконтрольных нацистам территориях (а они собирались стать властителями всей Европы), то некому будет и предъявлять иски, некого станет защищать. Просвещенные гуманисты в худшем (для Гитлера) случае повозмущаются и забудут. А в лучшем – так и вовсе стыдливо промолчат.

Можно долго задаваться вопросом: что двигало нацистскими главарями, когда они принимали подобные решения. Но важно другое. Их бесчеловечные лозунги так и остались бы лозунгами, если бы не отражали потаенных надежд и желаний критической массы националистически настроенных европейцев. Иначе они не были бы поддержаны и подхвачены с таким энтузиазмом.

Раз запущенная, эта машина уже не могла остановиться.

ТО ЛИ КАФКА, ТО ЛИ БЫЛЬ

Удивительно, но среди сожженных на кострах книг «антиарийского» содержания не было произведений Франца Кафки – чешского еврея, в своих произведениях предсказавшего ужасы тоталитаризма задолго до прихода нацистов к власти. Мало того, уже в 1935–1937 гг. в Берлине было выпущено 6-томное собрание сочинений писателя. И как только нацистская цензура проглядела его «враждебное» происхождение?..

ГИТЛЕР КАК ЗЕРКАЛО НЕМЕЦКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Известный психиатр Карл Густав Юнг так отзывался о фюрере: «…для всякого немца Гитлер является зеркалом его бессознательного… Его голос есть не что иное, как его собственное бессознательное, в которое немцы спроецировали самих себя; это бессознательное семидесяти восьми миллионов немцев. Это то, что делает его могущественным»

Тереза Авильская, жившая в XVI веке и причисленная к лику католических святых, последовательно выступала против законов, ограничивающих свободу вероисповедания для евреев. Отцом Терезы был крещеный еврей


В 1215 году на IV Латеранском соборе было принято решение, что евреи должны носить особые метки на одежде или отличающие их от христиан головные уборы. На миниатюре – евреи с метками на одежде


Дахау – один из первых нацистских концлагерей


Глава III

«За камнем и за веткою найдем врага…»

Тому, кто правит и намерен править дальше, необходимо умение искажать чувство реальности. Секрет владычества в том, чтобы вера в свою непогрешимость сочеталась с умением учиться на прошлых ошибках.

Джордж Оруэлл

Современная наука твердо доказала: каких-либо существенных генетических различий между представителями разных этнических групп нет, причины имеющихся различий по большей части социальные. Однако, убежденные в истинности своих теорий, нацисты действовали с завидной энергичностью, пытаясь создать «расово чистое» государство. Их заблуждения, основанные на архаичных предрассудках, стоили жизни миллионам людей.

В ПОИСКАХ «ПРЕДАТЕЛЬСКОГО» ГЕНА

Но каким же образом гитлеровцы собирались выявлять «врагов нации»? Тех, что попали в эту категорию по факту своего происхождения?

Определяющим фактором в установлении еврейства стала принадлежность к религиозной общине. «Расовыми евреями» полагалось считать тех, у кого как минимум трое из четырех предков во втором поколении принадлежали к еврейским религиозным общинам.

Сложнее было выявить потомков так называемых выкрестов – евреев, принявших крещение, а также потомков от смешанных браков. По именам, вероисповеданию и даже внешне эти люди могли быть типичными немцами. Однако, согласно расовой теории, имевшие хотя бы частичку еврейской крови несли в себе «неполноценный» ген, а значит, потенциально могли нанести вред чистоте «арийской расы». Таких людей следовало брать на карандаш.

Здесь «на помощь» нацистам пришла генеалогия. В 1933 году при Министерстве внутренних дел Германии был учрежден специальный отдел для проведения расовых обследований и составления официальных реестров всех «неарийцев». В поисках еврейских предков граждан Германии отдел проводил тщательные генеалогические изыскания, погружаясь на много поколений в глубь истории. Для этого использовали данные из церковных книг и архивов.

К родившимся от смешанных браков применяли уничижительный термин «мишлинги» (метисы). Этих людей подразделяли на две категории. Первая – «полукровки»: те, у кого среди бабушек и дедушек было два полнокровных еврея. Вторая – «четвертькровные»: лица с одним дедушкой или одной бабушкой еврейской национальности.

Мишлинги считались евреями только в случае сознательного принятия иудаизма или заключения брака с евреем. В остальном же они рассматривались как граждане рейха, хотя и с оговоркой, что гражданство может быть отменено.

«Патриотизм – это любовь к своему, национализм – ненависть к чужому»

(Ромен Гари)ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА СЛУЖБЕ РЕЙХА

Задачу выявления «врагов нации» нацистам существенно облегчила протестантская церковь. Так, в Берлине после принятия Нюрнбергских расовых законов некоторые церковные служащие специально отмечали принимавших крещение евреев, мусульман или цыган и передавали эти данные нацистским властям

РАСОВАЯ «НАУКА»

Нацистский режим старался опорочить евреев в массовом сознании немцев, стереть обозначавшиеся этим словом личности, оставив лишь абстрактное понятие «враг». Но для этого нужно было объяснить немецкому народу, почему вдруг евреи, жившие с ними бок о бок в течение столетий, вдруг оказались чужими и даже опасными.

Для подкрепления средневековых предрассудков данными научных изысканий нацисты мобилизовали ученых-биологов. Им предстояло на молекулярном уровне выявить «вредоносность» еврейской крови и превосходство «арийской». Правда, отыскать сколько-нибудь достоверные научные доказательства расовой теории не удалось – она была полностью надуманной. Никакие специфические признаки еврейства так и не обнаружили. Щедро финансируемые нацистами «научные исследования» на деле оказались фикцией.

Тогда, чтобы «подстраховаться», гитлеровцы пустили в бой специалистов в гуманитарных науках. Им предстояло подтвердить вредоносность еврейского характера и менталитета, а заодно обосновать великую миссию нацизма и его связь с героическими страницами германской истории. Расовую «науку» нацисты преподносили как сложную, многогранную дисциплину. Целые научные институты изучали влияние еврейства на историю, религию, культуру и философию народов Европы. Работавшие в этих учреждениях «ученые» публиковали монографии и статьи в академических журналах, выступали с докладами на научных конференциях. Сделанные ими «открытия» о разрушительности «еврейского духа» преподносились массовому сознанию с большой помпой.

Все это придавало нацистским измышлениям о неполноценности евреев дополнительный вес и убедительность в глазах немецкого народа. Большинство рядовых немцев приняли факт сегрегации граждан на «расово чистых» и «чуждых» как данность, без особых возражений. Но даже те, кто был твердо уверен в лживости нацистских лозунгов, понемногу начинали сомневаться: «А вдруг и правда?.. Ведь не могут же ученые ошибаться…» Здравому смыслу все сложнее было сопротивляться потоку лицемерной пропаганды.

АНТРОПОЛОГИЯ И РАСИЗМ

В тех случаях, когда не удавалось установить национальность человека при помощи генеалогии, обращались к антропологии. В специально созданных центрах расовых исследований измеряли длину носа и размеры черепа, изучали цвет глаз и волос. Нацистские «ученые» пытались вычислить идеальные формы и пропорции, присущие чистокровным «арийцам»

РАСОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ В БЫТУ

В романе немецкого писателя Ханса Фаллады «Один в Берлине», в основу которого положены реальные события – написание немолодыми супругами антифашистских открыток, – ряд эпизодов посвящен тому, как соседи-немцы пытаются спасти от расправы еврейку фрау Розенталь, имущество которой мечтает разграбить семейка эсэсовцев, тоже живущая по соседству. И то и другое имело место в реальности

ВСЯ НАДЕЖДА НА МОЛОДЫХ

Итак, определение «низшей расы» было законодательно закреплено и подкреплено «научными данными». Теперь, чтобы пресечь любое инакомыслие, нацистской партии предстояло взять под контроль все средства массовой коммуникации. Еще в марте 1933 года для этих целей было учреждено Министерство народного просвещения и пропаганды. Возглавил его ближайший соратник Гитлера Йозеф Геббельс, сделавший карьеру в НСДАП благодаря неприкрытой, откровенно циничной демагогии.

Задача тотального контроля над всей информацией в стране была трудно достижимой, однако крайне желанной для Геббельса. Для этого он прибрал к рукам практически все сферы немецкой культуры: прессу, радио, кинематограф. Все достижения науки и техники он использовал в качестве средства для «накачивания» широких масс расистскими идеями. Мастерски манипулируя массовым сознанием, Геббельс исподволь подготавливал население страны к будущей депортации евреев, а после – к их уничтожению.

Но для начала нужно было заручиться поддержкой большинства. Понимая, что общество не поддерживает режим безоговорочно, нацисты решили привлечь на свою сторону его самую подвижную и наиболее подверженную влиянию часть – молодежь. Для этого в ход были пущены мощные средства.

Прежде всего, была проведена масштабная реформа образования. Школьные и университетские программы были коренным образом пересмотрены с учетом расовой политики НСДАП. Образовательные программы в учебных заведениях по всей стране унифицировались, никакого разнообразия идей и мнений не допускалось. Вся образовательная система проходила строгий партийный контроль.

Школьным учителям и университетским преподавателям предстояло стать верными помощниками нацистов в воспитании детей в военно-патриотическом ключе. Естественно, сами педагоги также должны были быть «расово чистыми» и незапятнанными в идеологическом отношении.

НЕПРИЗНАННЫЙ ЛИТЕРАТОР

Если Гитлер в молодости мечтал стать художником, то Геббельс пробовал свои силы в литературе – в поэзии, прозе и драматургии. В университете он изучал классическую филологию и даже получил докторскую степень. Геббельс неоднократно пытался устроиться на работу в различные издательства, но везде получал отказ. Причину он искал не в собственном слабом таланте, а в редакторах-евреях, которые берут на работу только «своих»

НАЦИСТ-РОМАНТИК

Геббельс не всегда был антисемитом, одно время он даже ухаживал за еврейской девушкой. В молодости будущий министр пропаганды увлекался русской литературой и под впечатлением от книг Достоевского называл Россию «священной страной». Поначалу Геббельс придерживался левых взглядов и критиковал Гитлера, однако партийная карьера очень скоро переменила его взгляды: он стал восхищаться фюрером, презирать Россию и яростно ненавидеть евреев

ШКОЛА ШОВИНИЗМА

Основой образования Гитлер и его соратники объявили идеологическую подготовку. Ее задачей было возбуждать в подрастающем поколении расовую ненависть к «врагам нации» и восторг перед всем истинно «арийским». Поэтому основная школьная нагрузка падала на две дисциплины – биологию и историю. Первая учила с ходу определять «чуждую расу», вторая поднимала патриотический дух рассказами о великих немецких завоеваниях и победах. Обязательными к изучению также были история НСДАП и биография фюрера. С малых лет немецких детей заражали антисемитскими воззрениями, убежденностью в превосходстве «арийцев» над прочими «расами».

Критически мыслить или иметь свое мнение юным «арийцам» не полагалось. Поэтому изучение наук, способствующих развитию интеллекта, существенно сокращалось. За счет освободившегося времени вводилось больше физических нагрузок. Значительное внимание уделялось мероприятиям, призванным развивать физические навыки детей и закалять их характер. Детям почти не оставляли свободного времени, тем самым максимально ограждая их от возможного влияния родителей и старших друзей. Надо сказать, большинство родителей не имели ничего против.

Школьное образование было дифференцированным: мальчики и девочки учились отдельно. Из мальчиков делали будущих бойцов, девочек готовили вести домашнее хозяйство, быть надежными матерями и женами.

Для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения при НСДАП были созданы политизированные молодежные организации: «Гитлерюгенд» для мальчиков и «Союз немецких девушек» для девочек. К 1938 году в них обязаны были состоять все немецкие дети начиная с десятилетнего возраста. Еврейским детям, разумеется, доступ в них был закрыт. Во избежание неверного воспитания все сколько-нибудь независимые от режима молодежные объединения были запрещены и распущены. Родителям, которые отказывались отдавать своих детей в «Гитлерюгенд» или «Союз немецких девушек», грозили неприятности.

Воздействовали на детей и через усиленную пропаганду: при помощи кинофильмов, книг, песен и театрализованных массовых мероприятий, превозносивших фюрера и партию.

БОЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Культурно образованные, независимо мыслящие, воспитанные в традициях гуманизма дети нацистам были не нужны – им требовались «боевые единицы». А потому интеллектуальное развитие, а тем более нравственно-эстетическое воспитание детей, не имело значения. Куда важнее была готовность учащихся беспрекословно выполнять команды.

Грубая, примитивная мораль нацистской партии требовала отречься от личных интересов и ценностей в угоду коллективным, под которыми в первую очередь понимались интересы партии. Человеческая индивидуальность, уникальность каждой личности, даже сама человеческая жизнь обесценивались, когда речь шла о национальных (то есть партийных) интересах.

От солдат рейха прежде всего требовалось быть послушными и не задавать лишних вопросов. При необходимости каждый из них должен был не рассуждая пожертвовать всем ради блага родины. На практике это означало, что, если партия прикажет, послушный солдат с радостью отдаст свою жизнь или отберет чужую. И все это во имя фюрера и его бесчеловечных идей. Будущие захватнические войны и геноцид прикрывались высокими целями служения нации. Об истинной цене грядущих завоеваний мало кто задумывался. Гитлеровский монстр пожирал собственных детей.

Воздействие пропаганды на немецких детей уменьшалось только при том условии, если их родители или другие близкие люди осмеливались открыто выражать свою позицию против нацистской идеологии.

ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ

Идеи о враждебности евреев насаждались даже на уроках математики. Вот одна из типичных задачек из гитлеровского школьного учебника: «Евреи – враги Германии. В 1933 году население Третьего рейха составляло 66 060 000 жителей, из которых 499 682 были евреями. Какой процент населения страны составляли ее враги?»

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

В стремлении вырастить послушную молодежь нацисты унифицировали не только образовательные и воспитательные программы, но даже внешний вид детей. Мальчики были обязаны носить короткую стрижку и специальную униформу «Гитлерюгенда». Девочкам полагалось заплетать волосы в косы. Применение косметики категорически не допускалось. Специальные патрули зорко следили за соблюдением правил

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2