bannerbanner
Заметки о древних и современных этносах
Заметки о древних и современных этносах

Полная версия

Заметки о древних и современных этносах

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

По мнению А.В.Фрибуса протоафанасьевский комплекс сформировался на территории от Нижнего Поднепровья и степного Крыма до Приазовья и Предкавказья на базе раннего этапа древнеямной культуры [197, с.200].

У афанасьевцев не было металлических орудий, и они не были знакомы с технологией литья. Металл (медь, золото, серебро, метеоритное железо) использовали для изготовления украшений, для оковок и починки деревянных сосудов, для игл и небольших ножичков.

В быту широко применяли каменные орудия – топоры, песты, наконечники дротиков и стрел. Посуду изготавливали из глины и дерева.

По мнению археологов – это самая ранняя скотоводческая культура в регионах своего распространения. Афанасьевцы разводили крупный рогатый скот и мелкий рогатый скот, лошадей, выращивали злаки. Доказательства наличия животноводства у афанасьевцев Алтая обнаружены археологами на поселении Балыктыюль. Струтура стада (определена по костным остаткам домашних животных): мелкий рогатый скот – 67,4%, крупный рогатый скот – 12,6%, лошадь – 8,2% [5].

Недавнее исследование генетиков показало, что афанасьевцы Монголии (поселение Шатар Чулуу, примерно 3000 г. до н.э.) употребляли в пищу молоко [283]

У афанасьецев, по-видимому, были повозки: «В 2004 г. при раскопках датируемого 3000—2500 гг. до н.э. афанасьевского курганного могильника в Кургак гови на Монгольском Алтае была обнаружена укреплённая крестовиной рама из досок, первоначально представлявшая собой, по всей видимости, короб колёсной повозки. Покрытая циновкой рама была установлена над погребёнными (взрослым мужчиной и ребёнком), на неё были положены погребальные дары» [108].


Появилось несколько работ, в которых есть данные по палеоДНК населения афанасьевской культуры. По данным Narasimhan et al. (2018) одиннадцать из четырнадцати исследованных афанасьевцев, живших в 3100—2500 гг. до н.э.. оказались носителями мужской гаплогруппы R1b1a1a2a2 (R1b-L231), засвидетельствованной также у восточных ямников, и трое – Q1a2 [262]. Согласно более свежим данным этих же авторов (Narasimhan et al., 2019) у трех афанасьевцев определена Y-хромосомная гаплогруппа Q1a2. Однако один из них является отцом двух других. Поэтому, можно считать, что Q1a2 определена у одного человека. Остальные афанасьевцы имели гаплогруппу R1b: 1) R1b1a1a2a-M269; 2) R1b1a1a2a2-Z2103; 3) R1b1a1a2a2-Z2103 PF331-Y13369-CTS8966-Z2108; 4) R1b1a1a2a2-Z2103; 5) R1b1a1a2a2-Z2103 PF331-Y13369-Y4364; 6) R1b1a1a2a2-Z2103> Z2106> Z2108; 7) R1b1a1a2a2-Z2103; R1b1a1a2a2-Z2103; 9) R1b1a1a2a2-Z2103> Z2106> Z2108; 10) R1b1a1a2a2c1- Z2103> Z2108; 11) R1b1a1a2a2c1- Z2103> Z2108; 12) R1b1a1a2a2c1- Z2103> Z2108 [264].

В статье Jeong et al. есть данные по двум представителям афанасьевской культуры (Y-хромосомная гаплогруппа + митохондриальная): 1) R1b1a2а1а (R-P311) + N1a1a1a1; 2) J1a (J-CTS5368) + U5a1 2020 [245].

В разных источемках сообщается, что у афанасьевцев обнаружены митохондриальные гаплогруппы J2a2a, T1a1, T2c1a2 и U5a1a1 – все западноевразийские.

Структура генофонда афанасьевцев (Y-хромосомная гаплогруппа): R1b1a2а – 86,7%; J1a – 6,6%; Q1a2 – 6,6%.


Вполне возможно, что афанасьевцы Алтая – выходцы из Месопотамии – древние убейдцы и отмечаемые иследователями схождения шумерского и тюркских языков, могут быть наследием языка афанасьевцев. В частности, Ф. Хоммель в шумерских текстах выделил 200 слов, совпадающих с тюркскими [243]. И. М. Дьяконов не считал шумерский язык родственным тюркским. Он писал, например, «бесполезно сравнивать азербайджанский или другие тюркские языки с эламским или шумерским на том основании, что все эти языки – агллютинирующие: используемый материал (скажем показатели множественного числа —lar в азербайджанском, -ре вэламском, -ene в шумерском) – разнороден» [73]. Вместе с тем, О. Сулейменов исследовав данные И. М. Дьяконова обнаружил 60 шумерских слов, сходных с тюркскими словами, например: ере «муж», «рядовой воин», угу‘стрела», бильга «мудрый, предок», ме «я», зе «ты», уш «три», у «десять», узук «длинный», уд «огонь», удун «дерево», «дрова», дингир «бог», «небо», тенгир «бог», «небо» и др. О. Сулейменов приходит к выводу о том, что: а) схождения имеют систему, поэтому они соответствуют действительности; б) шумерский и тюркские языки долгие годы оказывали друг на друга заметное влияние; в) эти языки родственны не генетически, а в результатекультурного взаимовлияния. О. Н. Туна исследовав связи шумерского и тюркских языков, пришѐл к выводу, что эти языки возможно генетическине родственны, но долгое время оказывали друг на друга очень сильное влияние [183].

Д.В.Пежемский (2016) сообщает о мужских черепах: «по очень консервативным признакам формы мозговой коробки серия из эль-Убейда оказывается крайне близкой серии черепов афанасьевской культуры Горного Алтая III—II тыс. до н.э., то есть несколько более поздней, чем рассматриваемый памятник», о женских: «Особенности краниологического варианта из эль-Убейда и его отличия от краниологического варианта из Эриду хорошо подтверждаются женскими черепами, несмотря на их малочисленность» [151].

Данных по палеоДНК убейдцев нет, но весьма приблизительную картину можно получить, проанализировав генофонд, так называемых «болотных» арабов (Marsh arabs; жители заболоченных земель Тигра и Евфрата на юге и востоке Ирака, а также в болотах Ховейзе (Hoveyzeh) в юго-западном Иране (провинция Хузестан)), которые в какой-то своей части являются потомками шумеров (культура Урук, сменившая Убейд). В состав предков болотных арабов влились многочисленные группы населения в послешумерскую эпоху (повстанцы, разбойники и др.), но остатки генофонда убейдцев и урукцев должны присутствовать.

Согласно данным Al-Zahery et al. (2011) у болотных арабов преобладает гаплогруппа J – 84,6%, которая в Ираке распространена с частотой 55,1%. В отличие от иракцев, у которых J1-M267 (31,1%; из них J1-Page082 – 26,6%) и J2-M172 (24%) имеют примерно одинаковые частоты, большинство болотных арабов относятся к кладе J1-M267 (79,7%) и, в частности, к субкладе J1-Page08 (72,7%).

Гаплогруппа R1 имеет значительно более низкие частоты у болотных арабов, чем у иракцев (2,8% против 19,4%), и присутствует только как R1b-L23. У иракцев распространены три клады R1 (R1-L23, R1-M17 и R1-M412), обнаруженные с частотами 9,1%, 8,4% и 1,9% соответственно [227].

Гаплогруппа R-L23 и её дочерняя субклада R-Z2103 определены у представителей ямной культуры [226; 241] и как показано выше, у афанасьевцев.

Потомками афанасьевцев, видимо, были древние уйгуры. В настоящее время, их потомками являются часть казахских найманов (гаплогруппа R1b1a1a*-P297 (xM269) встречается в кланах торткара и баганалы [77, с.54]), видимо, часть башкир, современных уйгуров и других тюркских народов.

1.5. Ботайская археологическая культура

Ботайская археологическая культура (4900—3530 лет назад) на севере степной зоны Казахстана в междуречье Тобола и Иртыша, где на территории размером порядка 500 км² известно около 20 древних поселений с выраженным культурным слоем. Названа по селу Ботай в Акмолинской области. Относится к энеолитической общности культур геометрической керамики Казахстана, Приуралья, Приобья (терсекская, ботайская, суртандинская (кысыкульская), аятская, липчинская культуры, а также памятники Конды и предположительно Малый Атлым на Оби) [90].

В культурном плане население культур геометрической керамики имеет сходство со среднестоговской, самарской и хвалынской культурами. В захоронениях самарской культуры (становление культуры происходило не позднее начала V тыс. до н. э., была распространена в лесостепном Заволжье), очень похожих на погребения днепро-донецкой культуры обнаружены изображения лошадей и их останки [20, с.33—34].



Поселение ботайской культуры [24]


Особенность ботайской культуры – полное отсутствие металлургического производства. Это при том, что по соседству с ботайской развивались, к западу от Уральских гор – ямная, а к востоку – на Алтае и в Западной Сибири – афанасьевская культуры, знакомые с металлом, ведшие скотоводческое хозяйство и имевшие повозки [116].


По мнению Ю.Ф.Кирюшина (2002), население ботайской культуры пришло на территорию Северного Казахстана из Поволжья, а позже мигрировало на Алтай и в Сибирь [99]. В этом случае, предполагается, что ботайской культуре предшествовали энеолитические древности, близкие мариупольским и хвалынско-среднестоговским, в частности, боборыкинская культура, а также оказала влияние культура гаринско-волосовского типа. С.В.Захаров обнаружил аналогии ботайскому домостроению на волосовско-гаринских энеолитических поселениях (поздний этап культур ямочно-гребенчатой керамики). Он же установил корни веревочной орнаментации ботайской керамики в ранненеолитических прибалтийских культурах типа сперрингс, сярязниеми, нарвская и проследил её распространение на территории Волго-Окского междуречья в среде неолитических племён культуры ямочно-гребенчатой керамики [78].


По мнению ряда археологов, ботайцы вели полукочевой образ жизни, первыми одомашнили лошадь, разводили крупный рогатый скот, умели делать кумыс, изобрели сбрую и освоили верховую езду. Согласно одному из генетических исследований, потомком ботайской лошади является лошадь Пржевальского [238].



Лошадь Пржевальского [66]


Однако не все исследователи согласны с такой точкой зрения [186]. Так, по мнению, П. Кузнецова (2018) основой жизни ботайцев было использование знаний о маршрутах перекочевок табунов диких лошадей и местах их водопоев и охота на них. В частности, об этом свидетельствует «местоположение поселения Ботай – на высоком, обрывистом берегу реки Иман-Бурлук. А рядом с поселением находится лощина, удобная для подхода к воде» [116].

Ботайцы изготавливали одежду из льна и конопли. Собака у ботайцев была похожа на лайку.



Реконструкция собаки с поселения Ботай [231]



Графическая реконструкция ботайца. Музей естественной истории Карнеги. Питтсбург [231]


Население ботайской культуры было смешанным: выявлены палеоевропеоидный, средиземноморский, экваториальный и монголоидный типы. Обнаружены Y-гаплогруппы R1b1a1 и N1a1, мтДНК – К1b2, Z1a, R1b1. Ботаец с Y-гаплогруппой R1b1a1 на филогенетическом дереве объединяется с телеутом. Эта гаплогруппа распространена у кумандинцев, башкир, балкарцев, у казахских кара-кыпшаков, каракалпакских иргакли-кипчаков, татар и других потомков половцев. Это подтверждает мнение археологов, что население ботайской культуры мигрировало из Казахстана на Алтай и в Сибирь.

Примечательно, сходство финской и якутской мифологии (культ орла и др.) [219]. Вполне возможно, что этот культ является культурным наследием носителей Y-хромосомной гаплогруппы N1c.

Согласно последним генетическим данным один из ботайцев является предком кыргызских родов кызыл-аяк кыпчак и тору-айгыр кыпчак [165]. И он же, видимо, предок казахских кыпчаков (в основном карабалык, колденен, узун, торы) [170].

Более древняя, чем у ботайца R1b (R1b1a1a-P297) определена в нарвской культуре (Звейниеки, Латвия; около 7,6 тыс. лет назад) [247]. При этом, она является предковой и для азиатской ветви М73 и для европейской М269. Это подтверждает мнение археологов об истоках ботайской культуры в Прибалтике.

1.6. Варна, археологическая культура

На рис. вождь-жрец (возраст 40—45 лет) из некрополя Варна (4600—4300 гг. до н.э.) на северо-востоке Болгарии. Вместе с ним найдена самая ранняя крупнейшая в мире коллекция золотых артефактов весом более 1,5 кг [249]. У него определены Y-ДНК гаплогруппа T-M184 [288] и мтДНК-гаплогруппа U2 [258].

Y-хромосомная гаплогруппа Т – очень редкая. Она обнаружена в Африке – фульбе (18%), сомалийцы (10,4%), египтяне (8,2%), в Эфиопии (4,8%), ираку в Танзании (4,7%); в Азии – оманцы (8,3%), иракцы (7,2%), Южная (5,9%) и Восточная (3,8%) Индия, ОАЭ (4,9%), южный Иран (3,4%), Турция (2,5%). В Европе есть у сербов (7%), на Пиренейском полуострове (2,5%), у итальянцев (3,9%), у евреев-сефрдов (3%), еврееев-ашкенази (2%), у русских юго-запада России (1,7%) (города Рославль, Ливны, Пристень, Репьёвка, Белгород, кубанские казаки из Адыгеи). В 2013 г. я предположил, что она, возможно, распространилась с шумерами [18].



Некрополь Варна относится к позднеэнеолитической культуре Варна, которая рассматривается как локальный вариант культуры Коджадермен – Гумельница – Караново VI. Сложилась она, по мнению археологов, на базе местных ранненеолитических культур Сава, Марица и др. Расцвет датируется серединой V тыс. (4650—4500 гг.) до н.э. по калиброванной радиоуглеродной хронологии. У других представителей культуры Варна определены Y-хромосомные гаплогруппы R1, CT (более глубокий анализ показал (см. выше), что это Т), G2, G2a2b2b [258].

Для культуры Варна характерны телли, плотно застроенные глинобитными прямоугольными домами, иногда укреплённые глинобитной стеной; глиняная зоо- и антропоморфная пластика, модели домов.

В некрополе Варна найдено более 3 тыс. золотых изделий (подвески, маски, фигурки и др.) общим весом свыше 6 кг, сотни медных орудий, предметов вооружения (топоры), около 650 керамических изделий и др. Поверхность двух сосудов украшена росписью из золотой краски. Браслеты, ожерелья, аппликации. изготавливались из раковин Спондилус и Денталиум (около 1100 украшений), бусы из сердолика и золота. Золото, кроме одного случая, найдено лишь в кенотафах (могилы без человеческих останков). Три могилы содержали трехмерное изображение человеческого лица из глины; на самых выступающих зонах лица – лоб, глаза, рот, уши – встроены аппликации из золота. В трех погребениях со скипетрами или жезлами сосредоточена преобладающая часть предметов из золота, что указывает на социальную и имущественную дифференциацию населения. Медные изделия изготовлены из меди, добытой в руднике Айбунар. Расписная керамика, в основном, такая же как в культуре Гумельница. Украшалась сложным орнаментом из каннелюр, добавками графита для чёрного блеска и др. Режущие инструменты изготовлены из белого балканского кремня.

При раскопках поселения близ села Юнаците Пазарджикской области была найдена золотая бусина, изготовленная не менее, чем на 200—300 лет раньше сокровищ из Варненского некрополя – то есть, это древнейшее обработанное золото в мире. Местность, где была обнаружена бусина, археологи прозвали «Городом птиц» из-за множества найденных здесь зооморфных керамических фигур, изображающих существа с чертами птицы и человека [29].

Кроме могильника Варна известен комплекс Дуранкулак, относящийся к культуре Варна, где находится крупнейший доисторический некрополь на юго-востоке Европы (1200 могил), вместе с прилегающим неолитическим поселением того же времени.

К культуре Варна относится также заключительный период существования (4500—4200 гг. до н.э.) одного из первых городских поселений в Европе – городища Провадия-Солницата. Данное поселение представляло собой крупный центр производства поваренной соли; на нём обнаружены остатки двухэтажных домов, культовых сооружений и мощных стен, использовавшихся для защиты запасов соли от посягательств врагов.

Неожиданно исчезла около 4100 г. до н. э. По мнению археологов, связано это с резким климатическим изменением. Ее наследницей принято считать культуру Езеро эпохи энеолита и бронзы.

1.7. Венгры древние


Генофонд венгров-«завоевателей (Y-хромосомные гаплогруппы) [237].


О происхождении венгров и их прародине до последнего времени было известно очень мало. Лишь относительно недавно установлено, что венгерский язык является родственным языкам западносибирских народов хантов и манси.

По данным исторических источников, предки венгров представляли собой союз семи племён, в состав которого входили тюркоязычные племена, одно из которых, кавары (кабары), отделившиеся в IX в. от хазар, кочевавших в заволжских степях Южного Урала и на территории нынешнего Башкортостана [80, с. 68].

У М. З. Закиева и Я. Ф. Кузьмина-Яманади приведена следующая информация по кабарам. «Кабары, как явствует из сообщений их современников, были выходцами из среды рядовых «черных хазар» или гунно- хазар. После того, как хазарский каган Обадья произвел государственную реформу и стал насаждать в стране ортодоксальный иудаизм, исламизированные хазары подняли восстание против своих правителей, но оказались разгромленными, так как языческое население не поддержало повстанцев. Этих повстанцев хазарские правители прозвали заговорщиками – «кабарами» или, точнее, каварами (в византийских источниках они значатся kavaros, что соответствует чувашскому kavar «заговор, заговорщики, фронда»). Спасаясь от своих преследователей, кавары вынуждены были бежать в печенежские степи и присоединиться к кочевавшим там венграм. Византийский император Константин Багрянородный об этом событии писал следующее: «Так называемые кавары происходили из рода хазар. Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, – и одни из них были перебиты, другие убежали и поселились с турками (т.е. венграми) в печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название каваров. Они научили турков (венгров) хазарскому языку и доселе говорят на том же наречии, но владеют и турецким (венгерским) языком. Вследствие того, что они в войнах оказывались сильнее и храбрее восьми родов (венгров), то им давали первенствовать на войне в качестве первых родов. У всех трех родов каваров один князь, который существует по настоящее время… Первый род, оторвавшийся от хазар, это – вышеупомянутый род каваров…». «Таким образом, кавары, соединившись с турками (венграми), поселились с ними (сперва) в печенежской земле; после этого по приглашению христианолюбивого и славного царя Льва, они перешли (Дунай) «и «поселились в этой земле, где живут ныне», то есть «по ту сторону Дуная в земле Моравской, а также и посю сторону между Дунаем и рекой Савой» [80, с. 67—68].


Большинство исследователей считают, что «венгры-завоеватели» разговаривали на финно-угорском языке, но внешне и по образу жизни не отличались от тюркских народов. Лингвисты также отмечают, сильное влияние на венгерский тюркских языков. Так, А. В. Дыбо насчитывает в венгерском языке около 400 корней, слов, заимствованных из булгарского языка [7] и выделяет в венгерском языке две группы тюркских заимствований:

1) группа заимствований «до переселения» («the Pre-Conquest Layer»), попавших в венгерский язык, видимо, на территориях Волго-Камского или Доно-Кубанского ареалов (V—VII вв.);

2) заимствования из дунайско-булгарского языка, попавшие в венгерский язык, «на территориях, близких к нынешней Венгрии; правила их фонетической адаптации в венгерском совпадают с правилами адаптации ранних славянских заимствований, попавших в венгерский язык в период, «хронологически близкий к завоеванию венграми Среднего Подунавья (895—900 гг.) «» [70, с. 72].


Согласно историческим источникам, потерпев поражение от хазар, древние венгры переселились в Приднепровские степи. Свою родину здесь они называли Этелкузу. Отсюда древние венгры стали совершать набеги на европейские страны. Первый свой поход, о котором сообщают источники, венгры провели в 862 г. и дошли до Дании. В этом походе они выступали в качестве союзников великоморавского князя Ростислава, против которого объединились король восточных франков Людовик II Немецкий и болгарский князь Борис I. В 881 г. венгры как союзники князя Святополка, преемника Ростислава, дошли до Вены.

Весной 894 г. венгры заключили союз с князем Моравии Святополком против Арнулфа, короля восточнофранкской империи. Источник сообщает, что поход венгров в Паннонии (современное Задунавье в Венгрии) был особенно жестоким. Во время этого похода умер Святополк, а венгры, вероятно, проникли и в Моравию.

В этом же 894 г. венгры, как союзники Византии начали войну с Болгарией. Переправившись на византийских суднах через Дунай древние венгры осенью 894 г. в нескольких сражениях победили болгарского царя Симеона, которые укрылся от них в укреплении Дистры (Силистры), пленили и продали в рабство множество девушек и женщин. В ответ Симеон I заключил союз с печенегами, появившимися в это время в Причерноморье.

В 895 г., после войны с печенегами в Причерноморье, древние венгры во главе с Арпадом захватили территорию нынешней Венгрии. Византийский император Константин Багрянородный (годы жизни 905—959) писал о ранних венграх: «Через некоторое время пачинакиты, напав на турок, изгнали их вместе с их архонтом Арпадом. Поэтому турки, блуждая в поисках земли для поселения, явившись, прогнали обитателей Великой Моравии и поселились в их земле, где и живут теперь турки по сей день» [112].

Появление печенегов в тылу угров объясняется следующим образом: «Исмаил ибн Ахмед, саманидский эмир, в 893 г. напал на кочевников к северу от Самарканда, в первую очередь на карлуков, и одержал над ними блестящую победу. Вслед за этим карлуки, потеряв свои пастбища, напали на торок (узы). Торки же напали на печенегов, часть которых спаслась бегством на Запад, перешла Волгу и появилась в соседстве венгров, а в 895 г., выгнав их из Этелкузу, поселились на их территории» [88].

Болгары в союзе с печенегами нанесли поражение мадьярам.

По мнению Ф. Иштвана, узнав о появлении своих давних врагов печенегов, венгерские князья поняли, что они не смогут удержать Этелкузу и поэтому решили переселить свой народ в Карпатскую котловину, которая была хорошо защищена высокими хребтами Карпатских гор. Из этого ясно, что два похода 894 г. – не что иное, как пацификация (насильственное усмирение) территории их новой родины, т.е. ослабление силы противостояния местного населения и соседних держав [88].

Переселение венгров в Карпатскую котловину началось весной 895 г. Арпад ((889—907), основатель династии Арпадов, до 904 г. деливший власть с соправителем – Курсаном (Кусаном)) во главе венгерских войск в долине Днестра поднялся до Северовосточных Карпат, и через Верецкие ворота и Татарский перевал спустился на равнину Верхнего Потисья. За войском медленно, в сопровождении охраны, двигались семьи воинов. Печенеги с болгарами настигли семьи, которые были вынуждены спасаться бегством через молдавские леса к переходам Восточных Карпат в Трансильванию. Память об этом кровавом бегстве сохранили венгерские хроники, сообщая о том, что венгры своих жен поселили в Трансильвании.

В 895 г. венгры обосновались только в восточной части Карпатской котловины до Дуная на Западе. В течение 5 лет они не совершали ни одного похода. Это объясняется тяжелыми потерями в живой силе и в лошадях. Нужно было время для их пополнения. Западную часть котловины они заняли только в 900 г., после успешного похода в Италию, где одержали победу над королем Беренгаром. В 902 г. они уничтожили моравское княжество. во главе со Святополком. Окончательно венгры укрепили свое положение в новой родине в 907 г., когда под Пожоном (Братиславой) разбили две крупные баварские армии [88].


Генетические исследования последних лет показали, что венгры-«завоеватели» происходили из трёх регионов: озеро Байкал – Алтай (гунны/тюркские народы), Западная Сибирь – Южный Урал (финно-угорские народы) и Причерноморье – Северный Кавказ (народы Кавказа и Восточной Европы). Таким образом, древние венгры завоевали свою родину как союз племен, и были генетическими родственниками азиатских хунну, финно-угорских народов, кавказских народов и, возможно, славян из восточноевропейских степей (гаплогруппа I2а) [237].

Y-ДНК гаплогруппы угров, составлявших элиту государства в период «завоевания родины» (895г. – середина X в.) по данным Neparaczki et al. (2019): E1b1b-M215 (V13), E1b1b1a1b1a-V13; J1-M267; J2a1a-L26; G2a2b-L30;U8; I1-M253 (xL22); 5 – I2a1a2b-L621 (xS17250), в том числе вождь (leader); I2a1a2-M423 (xS17250) (L621); 3 – R1a1a1b1a2b-CTS1211; 2 – R1b1a1b1a1a1-M412/U106*; R1b1a1b1a1a1-U106; R1b1a1b-M269 (xM412, xU106) (L23); R1b1a1b1a1a2b-U152; 2 – R1a1a1b2a2-Z2124; R1a1a1b1-Z283 (CTS1211); Q1a-F1096 (xM25); 2 N1a1a1a1a4-M2004; 3- N1a1a1a1a2-Z1936 (xL1034) [265].

Fothi et al. (2020) определили, что «завоеватели» принадлежат к 16 гаплотипам и семи Y-хромосомным гаплогруппам (C2-М217 (один образец), G2a (4 образца; G2a1-U1, L1266; G2a2-P18, L293), I2а (3), J1 (1), N3a (7 образцов; N3a2-M2118 и N3a4-Z1936), R1a-Z93 (2) и R1b-L23 (1)). При этом, финно-угорская N3a, редко встречающаяся у современных венгров, у «завоевателей» имеет частоту 37,5% [237].

На страницу:
2 из 7