bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Анна Шуст, Юлия Шевченко

Писать и издаваться: пошаговое руководство по созданию нон-фикшен-бестселлера


© А.Г. Шуст, Ю.С. Шевченко, 2020

© OOO «Феникс», оформление, 2020

© В оформлении обложки использованы иллюстрации по лицензии Shutterstock.com, 2020

Предисловие

У этой книги два автора: Анна Шуст – журналист и блогер, предприниматель и автор трех книг-бестселлеров, и Юлия Шевченко – редактор в одном из крупнейших издательств России («Феникс»), выпустившая десятки книг общим тиражом более 150 тысяч экземпляров.



Анна Шуст


Юлия Шевченко


Анна Шуст:

Моя часть книги (главы с 1-й по 10-ю) – для тех, кто сейчас стоит на пороге решения, стоит ли браться за написание собственной книги. Здесь вы найдете ответы на вопросы, которые вас, скорее всего, волнуют:

• Имеет ли смысл писать книгу? Какой она может быть?

• Реально ли издать книгу автору без связей? Будет ли кто-то покупать эту книгу?

• Как найти «ту самую» тему, которая будет интересна читателю?

• С чего начать работу над рукописью? Как превратить кучу мыслей в стройный план повествования? Существует ли какой-то алгоритм работы для автора? Всем ли он подходит?

• Где взять время на писательство, если его катастрофически не хватает – работа, дом, дети, блог, ремонт, развод, домашние питомцы, не был в отпуске три года (нужное подчеркнуть)?

• Как сделать так, чтобы читатель прочел книгу от корки до корки, да еще и посоветовал всем друзьям?

• За счет чего книги становятся бестселлерами? Как продвигать книгу бесплатно? Что делать, чтобы как можно больше будущих читателей взяли в руки творение с полки магазина и отправились с ним на кассу?..

Все эти темы мы разберем подробно и с примерами. Здесь не будет оторванной от жизни теории – только то, что применимо на практике.

Почему я говорю с такой уверенностью? Я автор трех книг-бестселлеров в жанре нон-фикшен. Издание, которое вы держите в руках, – уже моя четвертая книга.

Я начала писать книги 4 года назад. К этому времени у меня уже был 25-летний опыт работы в СМИ, 10-летний опыт в маркетинге и блогинге. Мне действительно есть чем поделиться.

Первая моя книга – «Текст, который продает товар, услугу или бренд» – написана для тех, кто развивает свой проект и хочет привлекать покупателей через страницы в соцсетях.



Работа над этой книгой столкнула меня со всеми возможными трудностями автора: и все бросить хотелось, и договориться с издательством о важных моментах удалось не сразу, и руки опускались от негативных отзывов, и продвигать книгу я начала гораздо позже, чем стоило бы… Все эти истории я подробно разберу и поделюсь своими выводами.

Вторая книга – «О мой блог!» – это ответы на 50 самых важных вопросов, которые волнуют начинающих авторов и блогеров: как найти цепляющую тему, как создавать тексты, где искать вдохновение и идеи для интересных постов, как сделать блог популярным и зарабатывать на текстах.



Эта книга принесла совершенно другой опыт. Я начала писать ее на девятом месяце моей третьей беременности. Создала рукопись от и до всего за два месяца, нашла много инструментов, которые оптимизируют работу. Использовала один необычный прием для ее раскрутки – реалити-шоу, и это спровоцировало взрывные продажи книги.

Третья книга – «Как открыть бизнес и наступить на все грабли» – написана мной в соавторстве с мужем. Это веселые, грустные и полезные истории из нашего 13-летнего опыта развития собственного дела. Эту книгу я от начала и до конца написала на… смартфоне. И именно благодаря этой рукописи я окончательно поняла, какие именно инструменты вовлечения читателей работают лучше всего (поделюсь, конечно!).



Несмотря на мой немалый опыт, я не буду ограничивать вас исключительно своими инсайтами. Я взяла интервью у восьми авторов рейтинговых книг в жанре нон-фикшен, у каждого из них есть свои «фишки», любимые инструменты и схемы работы над книгой. Вы узнаете о закулисье писательства людей, выпустивших бестселлеры, о тонкостях деловой переписки, о копирайтинге, о пользе изучения иностранных языков, о развитии внимания и памяти, о поиске своего предназначения и о детской безопасности.


Юлия Шевченко:

За годы моей работы редактором мне довелось консультировать сотни авторов. У начинающих писателей две главные проблемы.

Первая – непонимание, зачем выпускать книгу, и, как следствие, отсутствие мотивации. Например, человек поддается на уговоры окружающих и ввязывается в эту авантюру. А нужно ли это ему? Только когда вы поймете, в чем ваша мотивация для создания книги, из этой затеи выйдет толк.

В 2019 году я стала редактором книги «Укрощение строптивых. Как приручить микрофлору кишечника и стать здоровым». Она обеспечила автору, доктору Ольге Лебедевой, запись пациентов на много месяцев вперед. Не говоря уже о том, что все экземпляры издания были раскуплены за считаные дни и оно отправилось на допечатку с повышенным тиражом.

Выгод от выпуска книги на самом деле множество: от статуса эксперта и писательских гонораров до взрыва продаж ваших услуг или товаров. Об этом мы еще поговорим, а пока вернемся к трудностям начинающих писателей.

Вторая проблема: с мотивацией у автора все отлично, но из-за отсутствия писательского опыта работа над книгой никак не клеится. Это и правда сложное дело! Его логично начать с определения темы и названия. Потом у многих начинается страх «чистого листа». Когда рукопись наконец удается начать, появляется новая проблема: как ее не забросить? Что уж говорить о таком масштабном этапе, как выпуск книги в свет!

Так, Леся Рекунова, совершившая вместе с супругом кругосветное путешествие, решила написать книгу еще в начале этого приключения. Сидя ночами в палатке то в Евразии, то в Африке, то в Америке, она регулярно описывала события очередного дня, чтобы ничего не упустить. Многим из тех, кто помогал паре в пути, они обещали отправить экземпляр издания в подарок. Только вот по возвращении в Россию оказалось, что рукопись в несколько сотен страниц от начинающего автора энтузиазма у издателей не вызывает. Это риск! Но Леся точно знала, что аудитория их с мужем блога захочет купить книгу. Как мы пришли к компромиссу и выпустили тираж в свет, я расскажу далее.

Писательские инсайты Анны Шуст я дополню информацией:

• как можно цитировать чужие тексты в вашей рукописи и что писать в книгах запрещено законом;

• какие способы распространения книги существуют и чем они отличаются;

• как выбрать издательство, составить идеальную заявку и на что обратить внимание в договоре о выпуске книги;

• из чего состоит производство (верстка, редактура и корректура, дизайн, печать) и сколько это занимает времени;

• какими способами продвигать книгу на рынке, чтобы она стала бестселлером.

Также я предложу вам список из 30 терминов, которыми пользуются издатели и опытные авторы. Вы поймете процесс изнутри и будете говорить со специалистами на одном языке.

Глава 1

Зачем писать свою книгу и кому стоит это делать

Анна Шуст

В этой главе вы узнаете:

• почему надо радоваться, если по вашей теме уже продается много книг;

• об одном важном тренде на книжном рынке;

• как понять, что лично вам уже пора браться за рукопись.

Перед тем как начать работу над этой книгой, я зашла в крупный книжный магазин рядом с домом. На входе – большая стойка с манящим названием «Бестселлеры месяца», иду прямиком к ней. Там выложены книги, которые люди спрашивают и покупают чаще всего.

Из них 27 – художественные, в основном это творения маститых авторов вроде Лукьяненко, Акунина, Пелевина.

А 19 бестселлеров – нехудожественные, то есть книги в жанре нон-фикшен. И они от авторов, имена которых не на слуху и появились на обложке книги впервые… Но все-таки они очень востребованы. Сейчас объясню почему.

Нон-фикшен (non-fiction – невымысел) – это документальная проза. Этим словом называют любую нехудожественную литературу, которая основана на реальных событиях. Например, мемуары, практическое руководство, справочник, научно-популярная книга, история создания компании, описание личного опыта и так далее.

Нон-фикшен в тренде и почему это так

Важный факт: продажи книг в жанре нон-фикшен растут во всем мире, как бамбук под тропическим ливнем. Если заглянуть в годовые финансовые отчеты крупных издательств, то можно обнаружить, что нон-фикшен прибавляет в продажах каждый год на 15–30 %. Американское издание о книжной индустрии Publishers Weekly также утверждает, что объемы продаж нехудожественной литературы растут от года к году, то есть прямо сейчас мы находимся на пике тренда.

Почему это происходит?

Ну, вспомните, как учительница в школе рассказывала вам, что банковские вклады – это финансовый инструмент с низкой доходностью. И что резюме для трудоустройства нужно составлять по таким-то и таким-то правилам, чтобы повысить свои шансы получить работу. И что крепкий брак, в котором люди счастливы, – это не просто лотерейный билетик, а знания о том, как строить и поддерживать отношения. Не помните таких уроков? Я тоже не помню. Потому что их не было.

Мир стремительно меняется. Школы и вузы отстали от реалий. Они, конечно, дают фундаментальные знания, и это тоже важно, но все же этого уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире.

Именно поэтому читателям сейчас интересны не только выдуманные истории о несуществующих людях. Им кажется правильным потратить деньги и на руководство по попаданию из точки А в точку Б, и на описание реального опыта людей, которые уже чего-то достигли, и узнать из первых уст об изнанке профессии, которую хочется освоить.

На моих глазах люди брали со стойки «Бестселлеры месяца» и несли на кассу книги о воспитании детей, здоровом питании, продвижении в соцсетях и домашних тренировках.

Поэтому сейчас идеальная ситуация, чтобы написать собственную книгу в жанре нон-фикшен. Это как стать акционером McDonald′s или Apple до того, как стоимость компаний взлетела до небес, или открыть интернет-магазин по продаже спиннеров за пару недель до того, как все подростки страны начали сходить по ним с ума, или стать продюсером Билли Айлиш в 2016 году, когда об этой певице еще мало кто слышал.


Кто может стать автором книги

Если бы я написала на обложке этой книги, что написать и издать бестселлер может «абсолютно любой человек», продажи этой книги были бы выше, но это была бы неправда. У того, кто хочет написать нехудожественную книгу, должно быть что-то ценное, чем действительно стоит делиться.

Например, так:

У вас есть экспертность и результаты в теме, по которой вы будете писать книгу.

Вы уже наработали 10 000+ часов в своей профессии. Возможно, вы разработали авторскую методику. И у вас точно уже есть экспертность (успешные кейсы и результаты), и ее признают другие люди – клиенты, пациенты, покупатели, подписчики вашего блога или ваше окружение. Например, вы врач и у большинства ваших пациентов наступило улучшение после того, как они начали применять ваши протоколы лечения. Или вы обучаете кройке и шитью – и ваши ученики так входят во вкус, что создают собственные бренды толстовок, детского трикотажа или вечерних платьев. Или вы меняли место жительства уже раз 20 и в каждой квартире обязательно делали ремонт – так что теперь друзья и друзья друзей постоянно спрашивают у вас советы по этой теме, пользуются этими советами и им это помогает.

Если же вы непризнанный гений, то есть лично вы не сомневаетесь, что очень круты, но от других людей пока нет обратной связи, подтверждающей это, – о книге задумываться пока рано.

Или так:

Вы выдерживаете конкуренцию с другими экспертами в вашей сфере.

Представьте, что в России работает 20 000 диетологов и вы один из них. И сейчас вам нужно составить рейтинг из 500 или 1000 самых опытных специалистов, лучших из лучших, тех, кого вы знаете и кто хорошо разбирается в вашей теме. На какое место вы поставили бы себя в таком списке? Если вы аргументированно разместите себя на какой-то позиции в этом рейтинге, то, скорее всего, у вас достаточно знаний и опыта, чтобы взяться за книгу.

Будет ли ваша книга «для начинающих» или «для продвинутых», книга о базовых вопросах или вы сконцентрируетесь на какой-то узкой проблеме внутри темы – это уже детали. Рынку нужны разные книги – и для «чайников», и истории – образцы для подражания, и глубокие исследования; свой читатель будет у каждого издания.

Этого достаточно.


Иногда люди думают, что им обязательно нужно сделать новое научное открытие, чтобы иметь право написать книгу. Или непременно создать новый метод или подход в своей области. Или рассказать о таких вещах, о которых никто и никогда до них еще не писал. И при этом непременно быть специалистом № 1 в своей сфере – и никак иначе. И вот тогда – да, как будто получают право.

На все эти сомнения я обычно отвечаю оптимистичной фразой: обо всем в мире уже написано, и не раз!

Но я хочу сказать, что ваша миссия как автора книги должна выглядеть гораздо проще и реалистичнее: вы можете донести читателям материал так, как никто до вас не делал, или показать людям знакомую тему под новым углом, или «упаковать» ваши знания в понятную для понимания систему. Читатель, перелистнув последнюю страницу книги, должен понимать, что это была одна из самых полезных покупок за последнее время – вы обогатили его своим опытом, сделали его жизнь лучше.

Давайте разберемся на примерах, какими могут быть книги в жанре нон-фикшен:

• книга-руководство по общению с подростком в пубертатном периоде. Придумать что-то принципиально новое на эту тему вряд ли получится, но можно найти нестандартный подход к подаче материала: сделать книгу комиксов, в которой рассказать о правилах и подходах к общению так, чтобы читатели-родители увидели свет в конце тоннеля. Или построить повествование от лица подростка, чтобы показать взрослым, что он чувствует в той или иной конфликтной ситуации и как можно решить конфликт с учетом интересов обеих сторон;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу