Полная версия
Руны и боги. Древние сакральные знания о рунах, богах и мирах, о северной магии и её тайнах
Руны, связующие мир Мидгарда по временной оси с мирами Ётунхейма (память) и Ванахейма (будущее), показывают, при каких условиях человек сможет воздействовать и влиять на миры Иггдрасиль.
Руны Дагаз и Йера, связующие Мидгард и Ётунхейм, говорят следующее: любая память прошлого, любая история должны пройти проверку временем и трансформацию. Такое качество сознания называется аналитическим, то есть человек должен быть способен на анализ. Собирать в своём разуме, в точке «сейчас» все знания прошлого, спаивать их друг с другом, выделять главное и это главное отправлять в будущее.
Сила рун Уруз и Перт, связывающих мир Мидгарда с миром Ванахейма, позволят заронить в землю зерна, которые иначе сплетут полотно реальности завтрашнего дня, изменят судьбу. Сила окончательного выбора сформирует твоё завтра, сформирует твоё будущее.
Процесс соединения мира Огня и мира Льда, Муспельхейма и Нифельхейма, запущенный один раз, не прекращается никогда. Бездна Гиннунгагап проявила себя в системе миров, и теперь двум первичным силам больше негде соединяться, кроме как в мире Мидгарда. Динамика и стагнация, перемены и постоянство, стабильность и разрушение – всё это теперь в мире человеческом. Наверное, поэтому природа людей от искр Муспеля получила сумасшедшинку, а от льдов Нифеля – тягу к стабильности. Но эти два стремления, сталкиваясь друг с другом, делают человека таким неугомонным. Не всех, конечно, но в основном.
Прародитель Имир рано или поздно соберёт себя обратно, соберёт все миры и свяжет их между собой не памятью, а жизнью. И пропадёт тогда граница между мирами, не будет уже нужды отделять один мир от другого временем и пространством. Когда это будет – не ведомо даже всевидящей вёльве. Но то, что рано или поздно это произойдёт, не вызывает сомнений.
В проекции Древа Иггдрасиль на систему 3 магических кругов и 12 первооснов мир Мидгарда мы увидим сразу в четырёх первоосновах: Жизнь, Смерть, Любовь и Ненависть – вот такой он могучий, наш мир.
* * *Все миры, соединённые в систему, формируют жизнь человека. Человек, воспринимая изменения, сам инициирует перемены, что оказывает воздействие на остальные миры. Понятно, что такой процесс не должен проходить бесконтрольно, «как боги на душу положат». Поэтому в системе Иггдрасиль есть все механизмы регуляции, способные пресечь ненужные, несвоевременные деяния и, напротив, инициировать нужные.
Рататоск[6]белкарезво снуётпо ясеню Иггдрасиль;все речи орласпешит отнести онаНидхёггу[7]вниз.И вёльве вторит Младшая Эдда:
«Что можно сказать о том месте?» Равновысокий отвечает: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни».
Сила рунической магии не столько в том, чтобы уметь составлять и читать рунные формулы и вязи, а в том, чтобы точно и безошибочно через руны поддёргивать определённые связи-каналы между мирами, изменяя мир согласно своей воле и задаче. Сила рун огромна. Но ещё сильнее ответственность того, кто применяет их в этом качестве, – ведь процессы, идущие по всем мирам, будут необратимы.
Рун не должен резатьТот, кто в них не смыслит.В непонятных знакахВсякий может сбиться.(Сага об Эгиле)Бог Один принёс руны, как магические инструменты, и каждому миру от Всемудрого достались свои руны. Сила рун, данных обитателям миров Древа Иггдрасиль, у каждого мира своя, и зависит такое распределение от степени ответственности и силы возможностей этого мира. Людям Один дал набор рун, соответствующих потенциальным возможностям человека (24 руны старшего футарка).
В сагах и мифах северной традиции записано всё, что вы прочитали выше. Но записано совсем другим языком – аллегоричным, зашифрованным кодом простоты и моментом «сейчас». Наша с вами задача – расшифровать полученную информацию, выявить скрытый смысл послания богов. Нужно только освободить его от оков примитивности, найти универсальный ключ к его пониманию.
Древние люди, передавая нам это послание, записали его в эддах, запомнили в сагах и сказаниях. Пройдя через века, побывав в горниле христианского плавления всего со всем, оно должно было сохранить в незыблемости и неизменности то главное, что невозможно уничтожить ни костром, ни плахой, ни страхом, ни беспамятностью. Могут забыться и исказиться частности, потеряться подробности, переписаться акценты. Но суть, ключ, зерно истины должно остаться в неизменности.
Отчищая остатки и обрывки мощного когда-то эпоса от христианского налёта, восстанавливая по крупицам мозаику смысла, мы попробуем найти это скрытое послание – заповеди и напутствия нам, живущим, и молодым богам, пришедшим на смену Древним. Если получится задуманное, то программу мира Иггдрасиль мы восстановим и реанимируем, построим заново мир по старым чертежам, но с учётом знаний всех ошибок, совершённых предшественниками.
Мир, который строили Древние боги, – это мир, в котором главными человеческими качествами и главной силой богов должна была быть Доблесть и Честь. Именно так, с большой буквы.
Говорят, что когда-то Единый, разбив себя на огромное количество мельчайших частей, позволил эти частям развиваться самостоятельно. Так появились боги. Каждый бог разложил себя ещё на миллиарды частей – так появились люди. Каждый бог работал «по своей теме», то есть развивал себя в определённом ключе. Северные боги работали над созданием универсального алгоритма, который позволит отточить понятия «доблесть» и «честь», доведя их до совершенства. И не только люди стали полноправными участниками этого процесса, но и сами боги принимали в нём самое активное участие. Так рассказывали саги.
Но у богов были не только помощники, но и противники. Одни – из вражды – старались им помешать. Другие – из дружбы – старались делать то же самое. В чём же разница? В мотиве.
Когда всё идёт гладко, когда нет развития, когда в радости победы не замечаешь цены, с которой эта победа досталась, легко остановиться в поиске, удовлетвориться достигнутым и, в конечном итоге, проиграть. Друг вредящий будет показывать на ошибки, подгонять и стимулировать к действию. Если понимаешь это, то знай, что нашёл союзника в своих делах, того, кто любит тебя искренне – не словом, а намерением, действием. Но если не понимаешь, то разница между другом и врагом сотрётся, ибо судишь по делам (что ошибочно), а не по мотиву (что правильно).
История, которую передали нам северные боги, – это история проигрыша. Да, читатель, не удивляйся. Хвастаться несуществующими победами нельзя, если хочешь, чтобы твои потомки действительно продолжили начатое дело, а не просто пускали пыль в глаза всем желающим. Потомкам нужно говорить правду.
Но не всякий способен эту правду принять. Тот, кто живёт моментом «сейчас», не способен разглядеть причину, эффект и последствие, он будет видеть только эффект. Разум такого человека мал, но малый разум не виноват, что он мал пока. Повествование Древних построено таким образом, чтобы малый разум, не разглядев ключа, не тронул его, обтёсывая повествование лишь по бокам.
Древние боги передали нам историю заблуждений и ошибок, которые привели к гибели богов, привели к битве Рагнарёк. Выжившие после битвы боги – будущие строители миров – возьмут старые эдды как техническую документацию и будут, опираясь на неё, писать новые программы для мира, удаляя причины прошлых ошибок, создавая новое безопасное пространство для жизни всех живущих и существующих во всех Девяти Мирах.
Эриль, вяжущий руны, полноправно участвует в этом процессе.
История каждого из богов северного пантеона – это история победы и поражения той или иной силы, того или иного правила. В повествование вплетены ключи, чтобы ищущий нашёл их и создал на их основе новое миропонимание, положил в канву новой реальности.
Но, прежде чем приступить к изменению полотна общего миропорядка, эриль должен понять себя, изучить себя, познать себя. Подобно древнему Имиру – разложить себя на составляющие и собрать воедино совсем новой личностью, совсем новым человеком. Человеком-воином, магом-воином. Для этого и нужен был путь прохождения через футарк, через руны: не только как процесс трансформации, но и как процесс познания.
Первым шагом изучения древней традиции будет для вас более глубокое, мистическое изучение своей природы, познание предпосылок судьбы и осознания: какие перемены нужно внести в программу собственной судьбы, чтобы действительно стать эрилем, а не заблуждаться в этом качестве. Какие уроки предстоит пройти, какие испытания преодолеть, чтобы право вносить изменения уже не только в свою, но и в общую программу судьбы человечества появилось.
В каждом человеке от рождения прописаны определённые руны, и через них какие-то миры будут в большей степени воздействовать на жизнь и судьбу, а какие-то в меньшей степени. Такое врождённое предпочтение определяет в жизни человека очень многое, если не всё. Это предопределение называется Индивидуальный Код Судьбы. Какую-то часть этого кода человек может изменить, а какую-то нет. Процесс познания себя мы начнём с вычисления этого индивидуального кода, а вычислив, попробуем осознать: необходимо ли в нём что-то менять или нет.
Практика 1. Индивидуальный Рунический Код (стр. 289)
Практика 2. Индивидуальный Рунический Амулет (стр. 337)
Практика 3. Амулеты и талисманы (стр. 344)
Практика 4. Введение. Магические формулы (стр. 366)
Пантеон северных богов
Начиная с этого момента мы будем изучать пантеон северных богов. Сразу нужно сказать, что пантеон богов – это не эгрегоры. Эгрегоры делаются человеческими разумами, опираясь на идею какого-либо бога (силы). Пантеон же сам – семейство разумов.
Чтобы понять то, что пытались донести до нас боги через саги, мифы и предания, нужно, прежде всего, отключить своё критичное мышление и не забывать, что боги – это не люди. Хотя описывают свои приключения именно на человеческий манер. Каждая сага – это зашифрованный алгоритм действия, которое либо приводит участника квеста к успеху и победе, либо нет. Во втором случае адепту следует не только кусать губы от досады за своего «любимого героя», но и делать выводы – по какой причине программа действия того или иного божества оказалась неуспешной и что можно было бы сделать тогда (и сейчас), чтобы это изменить.
Каждый бог или богиня, историю и силу которых мы будем изучать далее, не только проявленный разум, но ещё и информационная структура, богатая методами достижения результата.
Семейство богов – это не случайное образование, не стоит путать его с понятием «семья» в мире человеческом. Если уж проводить аналогию, то, скорее, семья богов – это группа учёных и исследователей, которые занимаются совместно отработкой какой-то определённой задачи, наработкой специфических алгоритмов выживания и управления, которые должны по замыслу существовать всегда и обеспечивать право. Обеспечивать тем новым богам и людям, которые по крови или по духу будут являться потомками этих сил, то есть продолжателями традиции, реализаторами идеи.
Создание такого человека – идеального человека – есть во всех мифологиях. Не всегда красной нитью, но всё же достаточно чётко, чтобы это мог увидеть исследователь, проявлена цель богов на определённом этапе их деятельности – создать такой разум человека, который сумел бы непротиворечиво вобрать в себя все алгоритмы, наработанные богами пантеона. А через это – создать такое человеческое сознание, которое вберёт в себя алгоритмы всех пантеонов, всех богов, всех систем. Иначе – стать ведающим добро и зло.
Не обошла эта задача и северных богов.
Старшая Эдда описывает процесс творения человека так:
И трое пришлоиз этого родаасов благихи могучих к морю,бессильных увиделина берегуАска и Эмблу[8],судьбы не имевших.Они не дышали,в них не было духа,румянца на лицах,тепла и голоса;дал Один дыханье,а Хёнир – дух,а Лодур – теплои лицам румянец.(Прорицание Вёльвы)Младшая Эдда разворачивает эту историю прозаически и подробно:
«…А откуда взялись люди, населяющие землю?» И отвечает Высокий: «Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй – разум и движенье, третий – облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошёл род людской, поселённый богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе».
Это описание показывает нам, что боги создали «своего» человека не абы из чего, а, во-первых, из природного, живого материала; во-вторых, вложили в него частицы самих себя. Причём, прошу заметить, и в мужчину, и в женщину совершенно одинаково. Они вложили и душу, и личность, и черты характера. Понятно, что вложить таким образом они могли лишь то, что имели сами: своё дыхание, свой нрав, своё сознание. Отсюда и расхожее в древности понимание, что каждый человек обладает теми характеристиками бога (богов), которые его курируют (создавали). Создавали не плоть (с этим прекрасно справились папа с мамой), а его душу, основы его сознания.
Какие же качества личности предопределяет присутствие северных богов в разуме того, кто с ними связан? Прежде всего, это качества чести и доблести, воинский характер и, конечно, право сильного. Достаточно вспомнить классическое описание викинга, которое вошло в историю и память всеобщую, чтобы понять, о чём идёт речь. Особенно если знать правило формирования истории: в ней остаются только феноменальные качества, феноменальные особенности, а обыденные растворяются в потоке времени.
Такое понимание феномена и его видение лежит в основе деятельности всего пантеона северных богов – честно или нет, доблестно или подло добивается победы тот или иной персонаж мифа; насколько он прав с точки зрения чести и что может быть, если победа присуждена не вполне честному (доблестному) лицу.
Вроде бы всё просто, но только если бы описанное действительно имело отношение к человеку. Но нет – история северного мифа касается не человека, а богов. Всё, что сделано богом, становится законом для человека. Победил бог – победит и человек, если будет поступать так же. Проиграл бог – при тех же обстоятельствах проиграет и человек. Без вариантов.
Каждый бог в политеизме – это грань системы. Проводя дальнейшую практику внутри системы Древа Иггдрасиль, пропуская сквозь себя информационные каналы северных богов, вы сумеете сделать себя, свою личную систему прав и ценностей менее зависимой от тех структур и систем, которые к вам лично не имеют никакого отношения. Погружённость своего сознания внутрь Древа Девяти Миров поможет вам достичь такого эффекта. Воспринимайте такую погружённость как тестовое пространство оттачивания результата. Как «облако», в котором творится некая новая реальность, которая будет вынесена и внедрена в общую систему множественных реальностей только тогда, когда она будет отлажена до совершенства. Этим вы защитите себя от ошибок, о которых нам недвусмысленно рассказывают саги: когда незаконченная и сырая программа, не обладающая силой выживаемости, без необходимых степеней защиты, по-детски наивная в своём невероятном могуществе и безграничном благородстве, выходит в мир, там это благородство воспринимается другими, более «опытными» системами как глупость. Несогласованность в системе значений неизбежно порождает системные конфликты, которые для сильной стороны не обязательно закончатся победой.
Система Девяти Миров очень подходит для того, чтобы научиться видеть и понимать то, каким образом на точку сопряжения реальностей (в данном случае мир Мидгарда) воздействует огромнейшее количество информационных каналов и как эти каналы изменяют реальность.
Весь пантеон северных богов (как, впрочем, и любой другой пантеон) – это всегда семья со сложной системой кровных связей и наследования, с запутанными, как водится в большой семье, внутренними родственными и этическими отношениями. Но это – с человеческой точки зрения. Достаточно будет вспомнить ещё раз, что боги – это не люди, а разумы; их запутанные отношения есть не что иное, как информационные процессы, порождающие при взаимодействии специфические эффекты. Достаточно об этом вспомнить – и мы с вами тут же от бытовых сплетен перейдём к науке. А точнее – к магии.
Однако человек тем и отличается от мага, что, упростив что-либо ради собственного понимания, опустив бога до своего полуживотного уровня, он, что-то поняв, забывает поднять его обратно и распаковать понятое не только на мир человечий, но и на всю проявленную реальность. А маги не забывают. Потому и видят дальше, и умеют больше.
Поэтому и мы с вами, разбирая мифы и легенды о северных богах, постараемся всегда помнить, что имеем дело с разумами настолько древними, настолько сильными, что все остальные современные религии перед ними как младенец перед древним стариком, как жёлудь перед дубом, как малёк перед косяком, как снежинка перед лавиной в горах. И как человек перед бездной.
Будет большой ошибкой относиться к богам как к равным себе. Об это споткнулись многие начинающие и на этой грубейшей ошибке не получили искомого результата – силы и знаний. Мне бы хотелось предостеречь вас от неправильного понимания – упрощения и умаления богов. Но, с другой стороны, разумы древних языческих божеств, разумы Древних и Изначальных так же не воспринимают состояния религиозного экстаза, совершенно не приемлют чувства тварности и нуминозного состояния разума. С ними невозможно разговаривать методом молитвы – заученных готовых формул, смысла которых произносящий не понимает. Они не ответят коленопреклонённому и бьющемуся лбом «рабу», ибо воинская северная традиция – не рабская система. Древние считали, что если и опускаться на колени перед высшим, то непременно только на одно – подниматься из такого положения куда как легче.
Каналы северных богов могут быть очень жёсткие, но никогда не унижающие ни себя, ни человека в нём. Северная мораль знает важность чувства собственного достоинства. Поэтому помните, что две крайности – фамильярность и подобострастие – одинаково плохи и не дадут ищущему того, что он ищет. Достоинство. Почтение. Уважение ученика перед учителем. Осторожность в суждениях и неспешность в выводах. Умение признавать свою ошибку, если понимаешь, что не прав. Умение идти до конца, если знаешь, что прав. Вот эти качества личности любят боги, именно того и проведут по северному пути.
Северная магическая традиция (впрочем, как и любая другая языческая традиция) предполагает не обожание божества, а стремление стать божеством внутренне. Это не личность, которой надо тупо восхищаться, но образец, которому нужно подражать.
Первый бог, который будет учить нас «иному взгляду», – это одноглазый бог Один, верховный владыка северных земель, богов и народов.
Один
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзённый копьём,
посвящённый Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
(Старшая Эдда. Речи Высокого)Я знаю, что я висел на продуваемом студёными ветрами на дереве
девять холодных ночей, изумлённый истиной.
ВилигутБог Один – основатель Асгарда, бог знания, способный связать всё со всем, способный быть гибким и прозорливым, но также твёрдым и непоколебимым.
Бог Один – основа созданной связки миров. Если бы не его деяния, то и нашего мира, Мидгарда, да и самого человека в том виде, в котором он есть, не существовало бы вовсе.
Первый и главный бог, канал которого мы будем изучать и исследовать, – это, конечно же, бог Один. У него много имён (хейти[9]). Каждое хейти, каждое прозвище отражает какую-то грань характера бога. Считалось, что у Одина было более тысячи имён – личностью он был действительно многогранной.
Однако, ради правды, нужно сказать, что изначально верховным богом в северном пантеоне был бог правды Тюр (Тиу).
Но после определённых событий, о которых пойдёт речь ниже, Тюр вынужден был сложить полномочия и передать бразды правления и руководства всем проектом «Правда Тюра» богу Одину.
Что же такого выдающегося было в Одине, что именно он, а не громовержец Тор, не Белый Ас Хеймдалль, не прекрасный Фрейр стали во главу всего семейства северных божеств?
Вот в этом и предстоит разобраться.
Многогранность бога Одина показывает, что во всех своих ипостасях он оставил на полотне реальности зримый след. Он мог проявлять себя в различных формах без малейшей потери целостности, и эта многогранность позволяла ему вбирать в себя алгоритмы победы и успеха других божеств; делала его реально богом, ведающим добро и зло.
Не напрасно имя Одина прочно ассоциируется у оккультистов и магов, исследующих незримые связи, с планетой Меркурий, которая, в свою очередь, в магии связана с первоосновами Добро и Зло в системе магических кругов силы. Здесь нужно сказать, что в магии эти понятия рассматриваются несколько иначе, чем в мире человеческой морали. Точнее, в магии эти два понятия к морали вообще никакого отношения не имеют, так как в магическом миропонимании
Добро – эффективные алгоритмы достижения результата, или, попросту, – алгоритмы победы.
Зло – неэффективные алгоритмы, или – алгоритмы проигрыша.
Бог Один обладал всеобъемлющим знанием о «правильных» способах достижения результата для победы, знал о предпосылках проигрыша, знал всё, что может привести его команду (семью) к успеху и победе среди пантеонов других божеств. Именно за это, а не только за руны, бог Один назван богом знания. Только тот, кто обладает доступом к этим ресурсам, достоин развивать цивилизацию, строить её «на пустом месте», развивать процессы и создавать людей – генетических и духовных носителей программы и основной задачи проекта. Поэтому именно Один встал во главу пантеона. Именно он совершил поступки, которые помогли ему получить недостающие знания и силу, которой не обладал никакой другой бог северной семьи.
Один – предводитель асов, мудрец и шаман, владыка рун. Покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы, учёный и алхимик, маг и колдун. Людям он являлся под разными именами и в разных обликах, но в памяти людской остались его синий плащ и широкополая шляпа, которая скрывает раненый глаз, – в этом облике бог Один наиболее узнаваем.
Происхождение бога Одина такое же, как и у других богов-асов – он из инеистых великанов. Понятие «ас» – это не обозначение расы или иного кровного происхождения. Ас, асинья – это статус, должность, положение в иерархии миров, но никак не обозначение национальности.
В Младшей Эдде у Снорри читаем:
Он [Бури] был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор. Он взял в жёны Бестлу, дочь Бёльторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. И верю я, что Один и его братья-правители на небе и на земле. Думаем мы, что именно так его зовут. Это имя величайшего и славнейшего из всех ведомых нам мужей, и вы можете тоже называть его так[10].
Разуму такого масштаба, как бог Один, никогда нельзя давать однозначную характеристику, плохой он или хороший. Он есть всё. Иметь «личное отношение» к этому богу – это заранее обречь себя на поражение: как можно иметь «личное отношение» ко Вселенной? Тем более если точка взгляда находится внутри её, а не вовне её.
Однако, чтобы соответствовать заявленным требованиям, разум самого Одина должен был претерпеть соответствующую трансформацию – необходимую и достаточную для выполнения своей миссии.
Как это было?
В самом начале творения миры были связаны между собой весьма условно. В этой связи не было рабочей системы, и по этой причине закон равновесия нарушался люто. Миры, которые были извечно, асами не создавались – они существовали задолго до рождения Одина и братьев его. Но заслугой асов явилось то, что они сумели связать различные миры единой логической сутью, которая получила название Древо Иггдрасиль.
Однако справедливости ради надо сказать, что заняться системным программированием и некоторой «легализацией» своих трудов их заставили обстоятельства, а не собственные желания или продуманные проекты с далеко идущими планами. То, что делалось изначально – миры с различными свойствами, – боги делали для себя, для игры, для удовольствия.
В легендах об этом написано так:
На лугу, веселясь,в тавлеи играли,всё у них былотолько из золота, —пока не явилисьтри великанши,могучие девыиз Ётунхейма.(Старшая Эдда.Прорицание Вёльвы)Три великанши из Ётунхейма, три Норны, богини судьбы и тотального контроля, указали богам на «недопустимость подобных действий», выражаясь современным системным языком. Поскольку что-либо созданное в системе Девяти Миров не может существовать само по себе, а только в связи со всем остальным – в этом суть любой системы. Все происходящие процессы в одной системе в большей или меньшей степени, но обязательно повлияют на процессы, происходящие в другой, а значит, и во всех остальных – Система Миров весьма чувствительна к изменениям.