Полная версия
Биотехнология и общество. Сборник материалов форума «Биотехнология и Общество», ассоциированное мероприятие II международного конгресса «ЕвразияБио». 12 апреля 2010 г., Москва
Встает вопрос, на основе какого проекта (или, быть может, мега-проекта) возможна «проектная идентификация» и соответственно консолидация российского общества. И возможен ли такой проект?
В последнее десятилетие были предложены два стратегических проекта российского развития. В. В. Путин предложил «инновационный проект», а Д. А. Медведев «модернизационный проект». Однако, к сожалению, приходится констатировать, что оба проекта не имеют оснований претендовать на роль инициатора «проектной идентификации».
Во-первых, оба проекта (как они реализуются) носят ярко выраженный технократический характер и не содержат мировоззренческих компонент, что не дает весомых оснований для консолидации российского общества.
Во-вторых, даже в технократическом контексте они весьма сомнительны. Оба проекта ориентированы на «перескок» России из четвертого технологического уклада в шестой уклад, минуя пятый. Более того, в силу проведенной в стране деиндустриализации, позиции и в четвертом технологическом укладе приближаются к уровню слаборазвитых стран (развал авиационной и автомобильной индустрии и др.).
Вместе с тем следует заметить, что руководство страны пытается искать нестандартные пути развития России. Например, призыв Д. А. Медведева: «Сначала давайте ответим себе на простой, но очень серьезный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?» [7].
Догнать развитые страны на технократическом пути развития безнадежно, более того к настоящему времени разрыв только увеличивается. Успех в этой гонке, по-видимому, следует искать на других путях. Надо не догонять, а опередить и стать лидером технологий следующего поколения, лидером седьмого технологического уклада [8]. Рассмотренные выше тенденции нарастания технологических угроз в XXI веке и отсутствие адекватных механизмов реагирования на них дают серьезные основания полагать, что технологиями седьмого уклада будут социогуманитарные технологии и в первую очередь технологии формирования новых форм жизнедеятельности на планете, технологии конструирования социальной реальности.
В первую очередь надо лечить главную болезнь России – бессубъектность [2, 4]. Эта болезнь поразила в той или иной степени всех основных участников модернизационного процесса (государство, общественные и политические сообщества, социальные институты). Главные ее симптомы: блокировка рефлексии; неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться; отсутствие смелых, хорошо обдуманных «прорывных» идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать. Указанные симптомы «грубо и зримо» проглядывают в образе мышления и действий всех основных субъектов современной России, в том числе и власти, что достаточно точно фиксируется аналитиками.
Следует учесть, что важнейший аспект социогуманитарных технологий седьмого уклада будет связан также с необходимостью обезопасить человечество от потенциальных угроз асоциального бесконтрольного использования технологий шестого уклада. Такого рода угрозы сегодня явно недооцениваются человечеством. В России же подобные негативные последствия полностью недооценивались и недооцениваются в силу слабого развития среднего и малого бизнеса, хотя в настоящее время их развитие становится национальным приоритетом.
Важно отметить принципиальные различия в назначении социогуманитарных технологий седьмого уклада и когнитивных технологий шестого уклада. Когнитивные технологии ориентированы на обеспечение «внутренних задач» шестого уклада, в первую очередь обеспечение познавательной деятельности. При этом можно утверждать, что эти задачи вполне перекрываются задачами эргономики, при соответствующем ее развитии с учетом специфики новых видов деятельности. Социогуманитарные технологии седьмого уклада ориентированы на решение «внешних задач» по отношению ко всем технологическим укладам, в том числе и шестому укладу. Эти задачи принципиально новые как по масштабам, так и по требуемому методологическому и методическому обеспечению. Философия должна стать базовой областью знания для формирования социогуманитарных технологий седьмого уклада.
С учетом сложившейся в стране ситуации наиболее актуальна разработка социогуманитарных технологий по следующим направлениям:
• Разработка методологии и социогуманитарных технологий формирования и консолидации российской инновационной элиты, а также концептуальных основ политической системы адекватной инновационному развитию страны.
• Разработка методологии и мировоззренческих оснований для формирования «проектной идентичности» российского общества адекватной инновационному развитию страны.
• Создание методологии и механизмов «сборки» субъектов инновационного развития (от общества в целом, до отдельных элементов инновационной системы как целостных субъектов развития).
• Разработка моделей активных сред инновационного развития, ориентированных на множественные распределенные источники инноваций (нелинейная модель инноваций).
• Постановка и разработка проблемы «Альтернативная глобализация» как источник потенциального локомотива инновационного развития России (среды высокотехнологичных квазиавтономных социальных образований).
• Разработка методологии и технологий переориентации национальной безопасности с доминирующей «окопной логике» защиты от угроз, к логике обеспечения способности субъектов к развитию в динамично изменяющемся окружающем мире.
• Разработка философии высоких технологий – конвергенции гуманитарного и естественнонаучного знания.
• Разработка проблемы самоорганизации в VI технологическом укладе.
• Разработка методологии и механизмов регулирования глобальных рисков инновационного развития.
• Разработка методологии и механизмов организации пространства знаний инновационного развития и навигации в нем.
Именно в России существует возможности разработки и использования социогуманитарных технологий инновационного развития в связи с тем, что общество устало от революционных переворотов, но одновременно присутствует общая неудовлетворенность существующими социальными институтами и проектами. Страна живет в период реформирования, но, невзирая на повсеместную усталость от этого реформирования и критику уже реализованных реформ, общество с одобрением относится к предложениям и проектам социальных реоганизаций и трансформаций. Общество готово к внедрению новых социогуманитарных технологий, способных улучшить ситуацию в стране, и крепнет понимание того, что существующие тупики экономического развития возникли именно из-за пренебрежения или неумения воспитания субъектов реформирования, из-за полного отсутствия учета человеческого фактора.
Биотехнологии – локомотив VI технологического уклада
Человечество находится в состоянии глубокой и необратимой цивилизационной трансформации, симптомами которой являются не только глобальный экономический кризис, но и кризис устоявшихся ценностей, кризис всего того, что можно назвать ценностным сознанием. Назревают грандиозные межцивилизационные конфликты. Безнадежно устарели несправедливые механизмы обмена между экономически сильными и слабыми субъектами. В новых, более изощренных формах на планете процветает колониальная политика. Кажется незыблемым представление об «обществе потребления» как безальтернативной и прогрессивной модели развития. Куда приведет эта гонка в условиях ограниченных ресурсов планеты? Все ли хотят обменять духовное богатство и свободу на избыточное материальное благополучие?
Список такого рода вопросов может быть продолжен и по-разному сформулирован. Но так или иначе, уже самой своей постановкой эти вопросы свидетельствуют о том, что процесс социальной эволюции на нашей планете подошел к критической фазе макросдвига (Э. Ласло), когда трансформация общества достигает критического порога. Общество вступает в период социального и культурного хаоса, когда одни люди придерживаются установившейся системы ценностей и неизменно пользуются испытанными и испробованными методами. Но все большее число людей пытаются найти альтернативы [9].
И, в конечном счете, возможен конструктивный выход из потенциально деструктивной фазы цивилизационного макросдвига, из хаотически бифуркационного состояния в качественно новое, «более высокое» состояние человеческой эволюции, когда люди становятся хозяевами своей собственной судьбы. При этом принципиально важно, что в качестве носителей общественного мнения, люди создают флуктуации особого рода, которые решают исход макросдвига в обществе. Вот об этих то, «осознанно продуцируемых флуктуациях», собственно и идет речь, когда мы говорим о переходе к седьмому технологическому укладу как своего роду метасистемному цивилизационному переходу в смысле В. Турчина.
Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Если человечество не сконцентрирует свой интеллект и ресурсы для перехода на ноосферную организацию всех сторон жизнедеятельности общества, то оно может оказаться перед лицом глобальной духовно-нравственной катастрофы.
Наш цивилизационный потенциал, драматический опыт становления социокультурных кодов русской цивилизации, дает основания утверждать, что Россия может внести свой фундаментальный вклад в грядущий метасистемный эволюционный переход.
В рамках синергетической идеи об «осознанно продуцируемых флуктуациях» – как рефлексивно осознаваемых попытках прорыва к новой социокультурной парадигме эволюции человеческой цивилизации, основанной на новой планетарной этике взаимной ответственности, креативного сотрудничества, предполагающей новый образ жизни, означающий «расширение круга нашего внимания, сочувствия и заботы за пределы существующего ныне нашего личного, делового и национального измерения до более широкого – всечеловеческого, всеприродного и всепланетарного измерения» [9] предлагается идея проекта «Альтернативная глобализация», ориентированного на развитие и использование социогуманитарных технологий седьмого технологического уклада. Суть проекта в формировании сложноорганизованных сред «квазиавтономных социальных образований», ориентированных на моделирование и «выращивание» разнообразных форм жизнедеятельности на планете, с ориентацией на сохранение и развитие социокультурного разнообразия, на доминирование духовных потребностей над материальными, на творчество как ведущую форму воплощения людей, на максимальное использование в квазиавтономных территориальных образованиях технологий шестого уклада, на создание новых механизмов экономических отношений, на формирование новой планетарной этики сотрудничества, взаимной ответственности, мира и справедливости.
Этот проект мог бы способствовать решению многих актуальных проблем, стоящих перед современной Россией, в частности:
• поиску национальной идеи – формирования новых форм жизнедеятельности на планете (Россия как мировоззренческий лидер мирового сообщества);
• созданию экспериментальной среды для поиска новых форм жизнедеятельности на планете;
• формированию культуры и выращиванию стратегических субъектов гармонизации мировых процессов;
• сохранению и выращиванию разнообразных социально контролируемых культур и субкультур;
• инициированию индустрии новых высокотехнологичных производств для обеспечения квазиавтономных территориальных образований и виртуальных сообществ;
• формированию локомотива инновационного развития страны;
• повышению благосостояния населения за счет организации высокой производительности труда в автономных поселениях;
• повышению социальной стабильности за счет сокращения разрыва между богатыми и бедными;
• снижению уровня безработицы;
• созданию возможностей для диверсификации и свертывания нерентабельных производств;
• разработке новых подходов к решению демографической проблемы;
• созданию новых механизмов управления миграционными процессами;
• созданию условий для возврата из эмиграции соотечественников;
• отработке моделей поселений для освоения космического пространства и т. п.
Рис. 1. Биотехнологии – локомотив VI технологического уклада
Инициирование проекта по созданию сети высокоинтеллектуальных «квазиавтономных социальных образований» позволило бы заложить основу социогуманитарных технологий седьмого уклада, а биотехнологиям одновременно стать локомотивом шестого технологического уклада (рисунок 1), поскольку технологии седьмого уклада выступали бы в роли метатехнологий для предыдущих укладов. На наш взгляд, на основе предлагаемой идеи возможна разработка проекта, который мог бы инициировать «проектную идентификацию» россиян и консолидацию российского общества.
Заключение
Для интенсивного развития биотехнологии в России необходима консолидация государства, общества и бизнеса. Во всем мире биотехнологии – это малый и средний бизнес, основные же движители – это крупный бизнес. Во всех сегментах в мировой элите есть российский крупный бизнес, но вот в биотехнологии и фармацевтике в нашей стране его нет вообще. Если этого присутствия не будет наблюдаться и в дальнейшем, то этот сегмент не будет развиваться вообще. Государство должно оказывать поддержку отечественному производителю, включая разумный протекционизм, оптимизацию системы контроля и регулирования, поддержку фундаментальных исследований и образования. Общество, пожалуй, здесь самый главный элемент. Требуется готовность принять и использовать наиболее передовые достижения биотехнологии, поддержка правильной информированности, достоверных фактов и знаний в современных биотехнологиях [10].
Литература
1 Чухланцев Д. О. Инновационное развитие российской экономики // Высокие технологии – стратегия XXI века. Материалы конференции XI Международного форума «Высокие технологии XXI века», 19–22 апреля 2010 года. М.: ЗАО «Инфест», 2010. С. 56–69.
2 Лепский В. Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. М.: Изд-во «Когито-Центр», Гриф ИФ РАН, 2009. http://www.reflexion.ru/Library/Lepsky2009s.pdf.
3 Лепский В. Е. и др. Методологические аспекты инновационного развития России // Проектно-аналитическая записка Клуба инновационного развития Института философии РАН // Рефлексивные процессы и управление. 2009, № 1–2. С. 5–28. http://www.reflexion.ru/club.
4 Лепский В. Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. Том 2, № 1, 2002. С. 5–23. http://www.reflexion.ru/Library/Lepsky_2002_1.htm.
5 Лепский В. Е. Онтологии субъектно-ориентированной парадигмы биомедицинского конструктивизма // Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 3: Традиции и новации: Сборник материалов 3-й ежегодной научно-практической конференции. М.: Принтберри, 2009. С. 26–28.
6 Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 619–640.
7 Обращение Президента РФ Д. А. Медведева «Россия, вперед!»
8 Лепский В. Е. Седьмой социогуманитарный технологический уклад – локомотив инновационного развития и модернизации России // Материалы конференции XI-го Международного форума «Высокие технологии XXI века», 21 апреля 2010. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2010. С. 241–245.
9 Ласло Э. Макросдвиг. М.,2004. С. 26.
10 Лепский В. Е. и др. Методологические аспекты инновационного развития России // Экономические стратегии. 2010, № 7–8. С. 46–59.
Этика в науке
М. С. Абдуллаходжаева, З. Х. Алланазарова(Национальный этический комитет МЗ РУз, г. Ташкент, Узбекистан)Стремительное развитие биологии, фармацевтической промышленности, новых биотехнологий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний человека, необходимость экспертизы клинической эффективности новых и генерических фармакологических средств выдвинули на первый план необходимость правовой защиты человека как субъекта биомедицинских исследований.
Научные исследования с привлечением в качестве объекта человека, принося существенную пользу обществу, ставят перед ним этические проблемы. Опыты нацистких врачей над заключенными послужили поводом для разработки Нюрнбергского Кодекса, в 10 пунктах которого перечислены допустимые медицинские эксперименты над людьми и сформулированы многие из основных принципов, положенных в основу этического проведения исследования. В соответствии с этим Кодексом неотъемлемым является добровольное информированное согласие человека как субъекта исследования, минимизация риска и вреда, благоприятное распределение риска и пользы, высокая квалификация исследователей и право испытуемого в любое время отказаться от участия в исследовании. Этот Кодекс стал основой для разработки последующих руководств и деклараций, предназначенных для обеспечения этических принципов при выполнении биомедицинских исследований.
Признавая недостатки Нюрнбергского Кодекса Всемирная медицинская ассоциация разработала в 1964 г. Хельсинскую Декларацию, содержащую принципы, которыми должны руководствоваться врачи и другие специалисты при проведении научных исследований. В Декларации подчеркивается, что научные работники должны знать об этических, юридических и нормативных требованиях, предъявляемых к научным исследованиям во всех странах мира, а также о соответствующих международных нормах. В этих условиях для защиты прав пациента при проведении биомедицинских исследований разрабатывались различные кодексы.
В 1974 г. в США была создана Национальная комиссия, итогом работы которой стал отчет Бальмонта: «Этические принципы и Руководства для защиты людей, являющихся Субъектом Научных Исследований» (1978). В этом документе сформулированы различия между исследованием и практикой, а также 3 основных этических принципа: уважение личности, польза и правосудие.
Дальнейшему развитию этики биомедицинских исследований способствовало руководство по «Международным этическим принципам биомедицинских исследований человека», выпущенное в 1993 г. Советом международных научно-медицинских организаций. Это Руководство также основано на 3 этических принципах научной этики: уважение личности, полезность (не вредить, максимизировать возможную выгоду и минимизировать возможный ущерб) и справедливость (получение одинакового по качеству лечения).
Необходимость организации этического комитета по клиническим исследованиям возникла в Узбекистане в конце 90-х годов. Это было связано с вовлечением страны в международные научные проекты, участие в которых подразумевает прохождение экспертизы на соответствие международным нормам по этике, а также организацией Государственной регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. С целью дальнейшего совершенствования биоэтических экспертиз при проведении научных исследований, в которых объектом исследования является человек, приказом министра здравоохранения (№ 370 от 10.07.2000 г.) был создан Национальный комитет по этике (НЭК), председателем которого назначена академик М. С. Абдуллаходжаева, были утверждены его положение и состав. В этом же году НЭК Узбекистана вошел в состав Форума стран СНГ и Форума европейских стран. В соответствии с рекомендацией ВОЗ в состав НЭК входят ведущие ученые Узбекистана в различных областях медицинской и других наук (биология, правоведение, генетика, философия), а также представители религиозных и общественных организаций, омбудсманы, представитель Национального центра по правам человека. Члены НЭК принимали участие в ежегодных международных конференциях по биоэтике, которые проходили в Санкт-Петербурге (2000, 2003), Алма-Ате (2002), Киеве, Баку (2004). Были участниками первого совместного семинара для членов по этике государств-участников СНГ ФКЭ, который состоялся 19–21 марта 2001 г. в Санкт-Петербурге (Россия). Члены НЭК Узбекистана принимали участие в разработке Модельного закона «Защита прав и достоинств человека в биомедицинских исследованиях в СНГ», который обеспечивает государственные гарантии по защите прав, достоинства, автономии и целостности человека при проведении биомедицинских исследований, принятый на Межпарламентской Ассамблее государств СНГ в 2005 г. Закон основан на положениях Конституции государства, с учетом фундаментальных принципов, провозглашенных в Нюрнбергском Кодексе, в Хельсинской декларации, Конвенции о правах человека в биомедицине Совета Европы, в Международном руководстве по этике биомедицинских исследований с участием человека, Совете международных организаций по медицинской этике, в Руководстве по качественной клинической практике ВОЗ и Международной Конференции по гармонизации, в рекомендации ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований.
Приоритетными задачами НЭК Узбекистана являются контроль за получением информированного согласия пациентов на участие в проводимом медицинском исследовании, соблюдением этических аспектов исследования, в том числе за надежностью страхования участников исследований, регулярного надзора за ходом медицинских исследований с целью выяснения степени риска, которому подвергаются участники исследования. Кроме того, НЭК осуществляет контроль за образовательными программами по биоэтике в вузах, за проведением обучающих семинаров и конференций по вопросам биоэтики, за публикациями в медицинских журналах и СМИ.
В 2001–2002 гг. были организованы региональные подразделения этических комитетов в областных центрах Республики (Самарканд, Бухара, Андижан, Фергана, Нукус), а при крупных лечебных учреждениях Республики созданы локальные подразделения комитета по этике.
С момента организации НЭК провел экспертизу свыше 500 различных проектов, в том числе международных совместных исследовательских проектов, научных исследований ученых Узбекистана, диссертационных работ, в основе которых лежат биомедицинские исследования с участием человека как испытуемого.
Отражением активной деятельности НЭК явилось проведение в 2005 г. Первого Национального конгресса с международным участием. На конгрессе был обсужден и принят «Этический кодекс врача-исследователя Узбекистана», в котором освещены основные принципы этической оценки исследований на людях. Внедрение указанного этического кодекса послужит основой для правового решения проблем биоэтики.
Три фундаментальных принципа этики научных исследований среди людей – уважение личности, полезность и справедливость – являются основами научной этики и должны применяться в пределах содержания местных законов и культурно-экономических обстоятельств.
Все указанные выше руководства, кодексы, инструкции и модельный закон для стран СНГ были разработаны в последние десятилетия, чтобы направлять в правильное русло проведение научных исследований, в которых предметом изучения является человек.
Биотехнологические перспективы бессмертия
Все что имеет начало, имеет и конец. Никто не может жить вечно. Смерть человека, заложенная генетически, составляет биологическую основу существования всего живого на Земле. С другой стороны, люди мечтают о долгой жизни.
Наука всегда стремилась продлить жизнь человека. Но особенно стремительно это стало получаться с середины двадцатого века. С появлением новых медицинских технологий человек получил возможность отсрочить день собственной смерти.
Сегодня провозглашена новая доктрина иммортализма, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение, в конечном счете, неограниченного долголетия.
Данный концепт входит в структуру достижения практического бессмертия, предложенную Вишевым И. В.
• геронтологический (продление старости);
• ювенологический (когда открываются неведомые ранее перспективы продления индивидуального существования на пике его характеристик);
• иммортологический (когда личность становится практически бессмертной) [1].
Научный иммортализм сегодня – это философское направление, которое включает в себя: 1) естественнонаучное обоснование возможности радикального продления жизни человека вплоть до достижения им физического бессмертия; 2) поиск оптимальных социально-экономических моделей устройства общества, состоящего из бессмертных индивидуумов; 3) мировоззрение людей, которые хотят быть физически бессмертными, считают, что это достижимо научными средствами и что бессмертие является благом для человечества [2].