bannerbannerbanner
Радуница. Избранная лирика
Радуница. Избранная лирика

Полная версия

Радуница. Избранная лирика

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Через весь созданный поэтом на Востоке цикл «Персидские мотивы», сравнивая два мира и две цивилизации, Есенин сквозной нитью провел чувство любви к далекой Родине, ждущей его в свои объятия:

Тихо розы бегут по полям.Сердцу снится страна другая.Я спою тебе сам, дорогая,То, что сроду не пел Хаям.

В итоге поэт, восхитившись розами, коврами и красавицами Персии, увиденными им из Баку, ждет не дождется своего возвращения на Родину:

Мне пора обратно ехать в Русь.Персия! Тебя ли покидаю?Навсегда ль с тобою расстаюсьИз любви к родимому мне краю?

Есенину, как никому другому в русской поэзии, удалось воспеть и отразить самыми пестрыми красками мир Персии и оставить нам как завещание трогательное отношение к иным народам и культурам. После последних стихов персидского цикла, помеченных августом 1925 г., поэт написал всего лишь не более 25 стихотворений.

В последние годы жизни Сергей Есенин все больше становился скитальцем и странником: из последних 3,5 лет своего жизненного пути (с мая 1922 г.) он в путешествиях и дороге, провел не менее 2 лет и 3 месяцев. И эта бесприютность не могла не сказаться на самочувствии поэта, который в 1924 г. в знаменитом стихотворении «Отговорила роща золотая…» так высказался о своей страннической судьбе, в которой ему уже ничего не было жаль: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – / Пройдет, зайдет и вновь оставит дом». «Все мы бездомники» – так определял в итоге Есенин свою жизненную стезю.

В 1924–1925 гг. поэт, как будто предчувствуя свой уход, 6 раз приезжал в родное Константиново и провел там в целом более 30 дней. И то, что он там увидел, его простопотрясло. В пожаре 1922 г. сгорело почти все село, втом числе и дом родителей, и любимый клен поэта. Ему пришлось жить тогда и работать в амбаре, единственном сохранившемся стой поры в первозданном виде. А свой последний краткий, однодневный приезд поэта в Константиново 23 сентября 1925 г. запомнился тем, что он опять прибыл туда через станцию Дивово и завершил там стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…», которое подводит итог скитаниям поэта. В нем скрыта вся «соль» его судьбы: и скитальчество, и разлука с «отчим кровом», и возвращение домой, и любовь к людям, и прощание сжизнью…

Снова вернулся я в край родимый.Кто меня помнит? Кто позабыл?Грустно стою я, как странник гонимый,Старый хозяин своей избы…Все успокоились, все там будем,Как в этой жизни радей не радей, —Вот почему так тянусь я к людям,Вот почему так люблю людей.Вот отчего я чуть-чуть не заплакалИ, улыбаясь, душой погас, —Эту избу на крыльце с собакойСловно я вижу в последний раз.

Любопытно, что в черновиках этого стихотворения остались такие строки поэта: «Много скитался я в разных странах / Счастье казалось живет везде…», «Много скитался я, много бродяжил…», «Был я бесславным и был известным, / Только желанный удел не нашел», «Снова вернулся я в край родимый, / Пес мой любимый меня позабыл…»

Я благодарен судьбе, что в развитие моего проекта «Поэтические места России» (ruspoetry.ru), призванного, в частности, осветить путешествия русских поэтов, мне удалось принять участие в качестве автора сценария и ведущего вподготовке документального фильма «Моя поэма – Русь! Дорогами Сергея Есенина», который можно найти винтернете https://youtu.be/mCdrSNTYQfg. Погружение в «есенинскую Русь» и «рязанские раздолья» – от Константинова до Пощупова, Спас-Клепиков и Рязани, повторение маршрутов поэта по его московским адресам и российским городам и весям позволили мне по-новому увидеть и прочувствовать фигуру «златокудрого певца России», весь трагизм и величие его жизненных скитаний. Фильм был создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Этот опыт еще и еще раз доказал мне, что только собственные странствия путями и дорогами русских поэтов могут раскрыть тайны их творческих взлетов и испытаний судьбы.

В заключение хочется вспомнить очень точные слова, которые сказал о поэте М. Горький: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Еще в 1999 г. я, считающий себя «поэтом есенинских кровей спочерком Серебряного века», написал: «А поэты, если умирают, / Попадают в мир своих стихов». И мне то и дело видится, что «златоглавый поэт», «нежная слава России», «путник, в лазурь уходящий» гуляет сейчас не только по русским полям с васильками и ромашками, но и по усыпанным розами горам и холмам Персии где-нибудь неподалеку от Тегерана или Шираза, а рядом с ним, как братья, идут Хайям и Саади…

* * *

Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина (1895–1925) поражает своим масштабом, глубиной и разнообразием. Певец родной природы, знаток народной души, «последний поэт деревни» не только выступал как тонкий лирик, воспевавший родную землю, приметы отечественного бытия и высокое чувство любви, но и проявил себя как мыслитель и знаток русской истории, который в своих поэмах воссоздал яркие страницы истории России вплоть до событий революции и Гражданской войны. Только ранний уход поэта из жизни прервал его стремление к прозаическому творчеству, отразившееся в целом ряде его рассказов и очерков.

В настоящее издание, названное по первой книге поэта, включены самые значительные стихотворения автора из его поэтических книг «Радуница», «Преображение», «Голубень», «Троерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана», «Персидские мотивы» и других (1916–1925), в общем количестве около 175 стихотворений, а также 35 так называемых «маленьких поэм» Сергея Есенина, от «Марфы Посадницы» (1914) до «Мой путь» (1925), в которых воедино соединились родная история и современность, воспеть которые выпало «самому народному» русскому поэту. Все они представляют уникальное творчество поэта, вошедшего в память народа благодаря отражению им в своих стихах безграничной любви к Родине. Стихи Есенина, обращенные к сердцам россиян, и сегодня звучат как душевная исповедь самого народного поэта в нашей истории.

Особенность настоящего издания состоит в том, что его состав определил сам поэт, который в 1925 г. подготовил к изданию трехтомное «Собрание стихотворений», однако вышло оно уже после смерти поэта в четырех томах (с добавлением редакцией «Госиздата» не включенных в собрание поэтом произведений). Есенин считал это собрание итоговым ипоэтому отобрал в него все лучшее, что ему выпало написать, при этом отбросив более 120 своих стихотворений. Поэт отказался от строгой хронологии, располагая стихи без каких-либо разделов (за исключением «Персидских мотивов»), и они печатаются в книге в том порядке, который установил поэт. К списку отобранных Есениным стихов добавлено только 6 стихотворений, в том числе известное «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которые были написаны им в ноябре – декабре 1925 г., когда работа над собранием уже прервалась.

Включенные в настоящее издание «маленькие поэмы», которые так называл сам поэт, взяты из второго тома «Собрания стихотворений», составленного поэтом. Они охватывают период с 1914 г., когда Есенин приступил к написанию «Марфы Посадницы», до 1925 г., когда были написаны «Письмо к сестре» и «Мой путь». Все эти «маленькие поэмы», являющиеся, по сути, «большими стихотворениями», различны по своему жанру и тематике, но всех их объединяет пристальный взгляд поэта к истории, будь то обращение к древним временам и русскому фольклору («Марфа Посадница», «Микола», «Русь», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Песнь о Евпатии Коловрате»), взгляд на пережитое самим поэтом в автобиографическом и «семейно-бытовом» плане («Кобыльи корабли», «Исповедь хулигана», «Возвращение на Родину», «Мой путь», стихотворения-письма поэта, обращенные к матери, деду, сестре, «Поэтам Грузии», «На Кавказе»), выстраивание поэтом «нового мира», «новой страны» на основе библейских историй и заповедей («Пришествие», «Преображение», «Иорданская голубица», «Инония») и, наконец, отражение в стихах примет революционной смуты, охватившей Россию («Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Баллада о двадцати шести», «Ленин»).

Все эти произведения демонстрируют и широту творческого охвата поэтом тех или иных сторон народной жизни, и мудрость его как мыслителя, и его непревзойденную лиричность, когда «ветра времени» поэт пропускает через свое сердце и рождает образы, сохраняющиеся на века…


С. Н. Дмитриев

Сергей Есенин. Автобиография

Я родился в 1895 году 21 сент‹ября› в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губ‹ернии› и Ряз‹анского› уез‹да›. Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери, в другой части села, которое наз‹ывается› Матово.

Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.

Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2–3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили сним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе скругами отплывала от их ртов.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он знакомил меня с новой литературой и объяснял, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 11/2 года, должен был уехать обратно, по материальным обстоятельствам, в деревню.

В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.

Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться в Блоком и Ивановым-Разумником, позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.

1917 году произошла моя первая женитьба на З. Н. Райх.

1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918–21. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.

1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрю на страну свою и события подругому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация, но я очень не люблю Америки. Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества.

Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны, мной, а с другой – Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.

Вот все то короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано, но, я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.


20 июня 1924

Избранная лирика


Н. Кошелев. Утро в деревне. 1880-е


И. Левитан. К вечеру. Роща


* * *

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.


От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.


Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.


И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

* * *

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

1910


В. Борисов-Мусатов. Капуста и ветлы. 1894


* * *

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

1910

* * *

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны,

Уронил кольцо милашки

В струи пенистой волны.


Лиходейная разлука,

Как коварная свекровь.

Унесла колечко щука,

С ним – милашкину любовь.


Не нашлось мое колечко,

Я пошел с тоски на луг,

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».


Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

1911


А. Рябушкин. «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать». 1902


И. Крамской. Лунная ночь. 1880


* * *

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.


На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра.


Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату.


В терем темный, в лес зеленый,

На шелковы купыри,

Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари.

1911

* * *

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.


Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Душегубкою-змеею развилась ее коса.


«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Не заутренние звоны, а венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.


Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

1911

* * *

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.


Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.


Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.


Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.


Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

* * *

Опять раскинулся узорно

Над белым полем багрянец,

И заливается задорно

Нижегородский бубенец.


Под затуманенною дымкой

Ты кажешь девичью красу,

И треплет ветер под косынкой

Рыжеволосую косу.


Дуга, раскалываясь, пляшет,

То выныряя, то пропав,

Не заворожит, не обмашет

Твой разукрашенный рукав.


Уже давно мне стала сниться

Полей малиновая ширь,

Тебе – высокая светлица,

А мне – далекий монастырь.


Там синь и полымя воздушней

И легкодымней пелена.

Я буду ласковый послушник,

А ты – разгульная жена.


И знаю я, мы оба станем

Грустить в упругой тишине:

Я по тебе – в глухом тумане,

А ты заплачешь обо мне.


Но и поняв, я не приемлю

Ни тихих ласк, ни глубины —

Глаза, увидевшие землю,

В иную землю влюблены.

1916


И. Левитан. Вечерний звон. 1892


* * *

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.


Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.


То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.


Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Пусть послушает красавица прибаски жениха.

1912


М. Кудрявцев. Мальчик с гармошкой. 1870


Подражанье песне

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.


Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок.


Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.


Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,

Унеслася ты вскачь, удилами звеня.


В пряже солнечных дней время выткало нить.

Мимо окон тебя понесли хоронить.


И под плач панихид, под кадильный канон,

Все мне чудился тихий раскованный звон.

1910

* * *

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.


Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.


Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.


Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.


Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.


И пускай со звонами плачут глухари.

Есть тоска веселая в алостях зари.

1910

* * *

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.


Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.


Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.


Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.


Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.


Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.


Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

* * *

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.


Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.


Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.


На березке пообъедена кора, —

Выживают мыши девушку с двора.


Бьются кони, грозно машут головой, —

Ой, не любит черны косы домовой.


Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют.


Ходит девушка по бережку грустна,

Ткет ей саван нежнопенная волна.

1914

* * *

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.


Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.


На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.


Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.


Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

1914

* * *

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

Еду грязной дорогой с вокзала

Вдалеке от родимых полян.


Лес застыл без печали и шума,

Виснет темь, как платок, за сосной.

Сердце гложет плакучая дума…

Ой, не весел ты, край мой родной.


Пригорюнились девушки-ели,

И поет мой ямщик на-умяк:

«Я умру на тюремной постели,

Похоронят меня кое-как».

1915

* * *

Дымом половодье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.


Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

Рыжие стога.


Заунывным карком

В тишину болот

Черная глухарка

К всенощной зовет.


Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

1910

* * *

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.


Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.


Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.


Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1910

* * *

На плетнях висят баранки,

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганые дранки

Загораживают синь.


Балаганы, пни и колья,

Карусельный пересвист.

От вихлистого приволья

Гнутся травы, мнется лист.


Дробь копыт и хрип торговок,

Пьяный пах медовых сот.

Берегись, коли не ловок:

Вихорь пылью разметет.


За лещужною сурьмою —

Бабий крик, как поутру.

Не твоя ли шаль с каймою

Зеленеет на ветру?


Ой, удал и многосказен

Лад веселый на пыжну.

На страницу:
2 из 3