bannerbanner
Прозревая будущее. Краткая история предсказаний
Прозревая будущее. Краткая история предсказаний

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

27

См.: J.-Rise, Chaumeil P. Varieties of Amazonian Shamanism // Diogenes. June 1992. 40/158. P. 101–113.

28

McClenon F. Shamanic Healing, Human Evolution, and the Origin of Religion // Journal for the Scientific Study of Religion. Sept. 1997. 36/3. P. 345–354.

29

Подробнее об этом см.: Radcliffe-Brown A. R. The Andaman Islanders [1922]. N. Y.: Free Press, 1964. P. 15; также: Arens W. Evans-Pritchard and the Prophets // Antropos. 1983. 7/1–2. P. 1–16.

30

Worobec C. D. Possessed: Women, Witches and Demons in Imperial Russia. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2002. P. 79.

31

Kracke W. H. He Who Dreams: The Nocturnal Source of Transforming Power in Kagwahiv Shamanism // Portals of Power: Shamanism in South America / Ed. by E. Jean Matteson Langdon, G. Baer. Albuquerque, NM: University of New Mexico, 1992. P. 1–16.

32

Слова Арнольда Людвига, цит. по: Garcia-Romeu A. P., Tart C. T. Altered States of Consciousness and Transpersonal Psychology // The Wiley-Blackwell Handbook of Transpersonal Psychology / Ed. Harris L. Friedman and Glenn Hartelius. L.: Wiley-Blackwell, 2013. P. 129.

33

Max Planck Institute. Trance State of Consciousness is associated with a Specific Brain Network Signature and Perceptual Decoupling. Press Release. 8 July 2015 // https://www.cbs.mpg.de/249040/20150708-01 (дата обращения: 28.10.2021).

34

Более подробно об этом см.: Siikala A.-L. The Siberian Shaman’s Technique of Ecstasy // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. 1982. 11. P. 103–121.

35

Allegro J. M. The Sacred Mushroom and the Cross. L.: Hodder and Stoughton, 1970.

36

См.: Hadot P. Shamanism and Greek Philosophy // The Concept of Shamanism: Uses and Abuses / Ed. by H.-P. Francfort, R. M. Hamayon. Budapest: Akadémiai Kiadó, 2001. P. 389–401; см. также: Stace W. T. A Critical History of Greek Philosophy [1920]. Kindle edition, 2018. Loc. 3835.

37

См.: Cruikshank J. M. Legend and Landscape: Convergence of Oral and Scientific Traditions in the Yukon Territory // Arctic Anthropology. 1981. 18/2. P. 67–93.

38

Desjarlais R. R. Healing Through Images: The Magic Flight and Healing Geography of Nepali Shamans // Ethnos. September 1989. 17/3. P. 289.

39

См.: O’Hara J. J. Sostratus Suppl. Hell. 733. A Lost, Possibly Catullan-Era Elegy on the Six Sex Changes of Teiresias // Transactions of the American Philological Association. 1996. 126. P. 173–178.

40

Aristotle in 23 Volumes / Transl. H. Rackham. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. Vol. 20. Eudemian Ethics, 1248b.

41

См.: Софокл. Драмы / Пер. Ф. Ф. Зелинского. Под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. М.: Наука, 1990. «Царь Эдип», 284–285.

42

Об этом см.: Buxton R. G. A. Blindness and Limits: Sophocles and the Logic of Myth // Journal of Hellenic Studies. 1980. 100. P. 28–29.

43

См.: Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского. В 2 т. М.: Наука; Ладомир, 1999. Т. 1. «Гекуба», 1036, 1260–1295.

44

Кото – традиционный японский щипковый инструмент, аналог цитры.

45

Находится в центре вулканической гряды Осореяма на острове Хонсю.

46

См.: Miller A. L. Myth and Gender in Japanese Shamanism: The Itako of Tohoku // History of Religions. May 1993. 32/4. P. 343–367.

47

Lee J. Y. The Seasonal Rituals of Korean Shamanism // History of Religions. February 1973. 12/3. P. 271–287.

48

Lee E-Wha. Korea’s Pastimes and Customs / Transl. Ju-Hee Park. Paramus, NJ: Homa Sekey Books, 2001. P. VIII.

49

Osborne S. Baba Vanga: Who is the Blind Mystic Who «Predicted the Rise of ISIS»? // The Independent. 8 December 2015.

50

См.: Category: Fictional Blind Characters // https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Fictional_blind_characters (дата обращения: 28.10.2021). (Автор ошибается: в списке, на который он ссылается, перечислены слепые герои не только игр, но и других произведений. – Примеч. ред.)

51

На эту тему см. также: Wilson R. R. Prophecy and Ecstasy: A Reexamination // Journal of Biblical Literature. September 1979. 98/3. P. 321–325.

52

В библеистике существует мнение, что Книга пророка Исаии написана двумя авторами: автора первой части (до главы 55) называют Первоисаией, автора второй – Второисаией.

53

Prophecy in the Old Testament // Lexicon of Jewish Culture [in Hebrew]. http://lexicon.cet.ac.il, accessed 28 March 2019.

54

Об этом см.: Blenkinsop J. A History of Prophecy in Israel. L.: Westminster John Knox, 1996. Locs 1070–127.

55

Там же. Loc. 1102; Dossin G. Sur le prophétisme a Mari // La divination en Mésopotamie ancienne. Paris: Presses Universitaires de France, 1966. P. 85–86. Рус. пер. Л. А. Чусовой.

56

Следует уточнить, что Зимри-Лим был побежден и казнен знаменитым вавилонским царем Хаммурапи, своим бывшим союзником, а не менее известным царем Курды, носившим то же имя.

57

Целиком историю см.: Radner K. The Trials of Esarhaddon: The Conspiracy of 670 BC // Isimu. 2003. 6. P. 165–184.

58

Об этой надписи см.: Aramaic Texts from Deir ‘Alla / Eds. J. Hoftijzer and G. van der Kooij. Documenta et Monumenta Orientis Antiqui XIX. Leiden: Brill, 1976.

59

См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах / Пер. С. П. Маркиша. М.: Наука, 1994. Т. I. «Алкивиад». 17, 4.

60

См.: Платон. Собр. соч. в 4 томах. Т. 2. «Федр» / Пер. А. Н. Егунова. Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 224b.

61

См.: Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации / Пер. М. И. Рижского. М.: Наука, 1985. Кн. I, 114.

62

Там же.

63

Bava Batra 10b.

64

Период Второго храма охватывает несколько веков, с 516 года до н. э. до 79 года н. э. Начатый при Кире Великом, он был разрушен римской армией под предводительством Тита.

65

Об этом см.: Cooke L. S. On the Question of the ‘Cessation of Prophecy’// Ancient Judaism. Tübingen: Mohr Siebeck, 2011; Sommer B. D. Did Prophecy Cease? Evaluating a Reevaluation // Journal of Biblical Literature. Spring 1996. 115/1. P. 31–47.

66

О взаимоотношении церкви и пророков в этот период см.: Ash J. L. The Decline of Ecstatic Prophecy in the Early Church // Theological Studies. 1976. 37/2. P. 226–252.

67

См., например: Ahmad I. A. Did Muhammad Observe the Canterbury 95 Meteoroid Swarm? // Archaeoastronomy. 1989. 11. P. 95.

68

См.: Islam/Religion. The Prophecies of Muhammad // https://www.islamreligion.com/articles/379/prophecies-of-muhammad/ (дата обращения: 28.10.2021).

69

Григорий Турский. История франков / Пер. В. Д. Савуковой. М.: Наука, 1987. Кн. VIII, 33.

70

Монах, живший в XI веке в монастыре Санкт-Галлен, расположенном на территории современной Швейцарии.

71

Согласно анонимному Liber Mirabalis (1524) – см.: www.bibliotecapleyades.net (дата обращения: 28.10.2021).

72

См.: Lerner R. E. Medieval Prophecy and Religious Dissent // Past and Present. August 1976. 72/1. P. 8–9.

73

См.: Newman B. Hildegard of Bingen: Visions and Validation // Church History. June 1985. 54/2. P. 163–175.

74

Sanctae Hildegardis Opera // Analecta Sacra. 1882. 8. Letter No. 164. P. 576.

75

Gerson J. On Distinguishing True from False Revelations // Gerson J. Early Works / Transl. by B. P. McGuire. Mahwah, NJ: Paulist Press, 1998. P. 334–364.

76

Жерсон критикует пророчиц в двух своих трактатах, ‘De Probatione Spirituum’ и ‘De Distinctione Verarum Visionum a Falsis’, оба можно найти в: Gerson J. Oeuvres Complètes / Ed. par P. Glorieux. Paris: Desclée, 1960–1973. Vol. IX. P. 177–185. Vol. III. P. 36–56.

77

Подробнее см.: Bremmer J. N. Prophets, Seers, and Politics in Greece, Israel, and Early Modern Europe // Numen. May 1993. 40/2. P. 168–171.

78

Prosperi A. Dalle «divine madri» ai «padri spirituali» // Women and Men in Spiritual Culture / Ed. by E. S. van Kessel. The Hague: Netherlands Government Publishing Office, 1986. P. 71–90.

79

Bilinkoff J. A Spanish Prophetess and Her Patrons: The Case of Maria de Santo Domingo // Sixteenth Century Journal. Spring 1992. 23/1. P. 21–34.

80

Calvin J. Commentary on Jeremiah 27:15. См. об этом: Berends W. Prophecy in the Reformation Tradition // Vox Reformata. 1995. 60. P. 30–43.

81

Luther M. Werke, Kritische Gesamtausgabe. Weimar: H. Böhlaus Nachfolger, 1883–2009. 46, 60, 34–40.

82

Scribner R. W. Incombustible Luther: The Image of the Reformer in Early Modern Germany // Past and Present. February 1986. 110/1. P. 41.

83

См.: Mack P. Women as Prophets during the English Civil War // Feminist Studies. Spring 1982. 8/1. P. 18–45.

84

См.: Burrage C. Anna Trapnel’ s Prophecies // English Historical Review. July 1911. 26/103. P. 526–535.

85

Цит. по: Leverenz D. The Language of Puritan Feeling: An Exploration in Literature, Psychology, and Social History. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1980. P. 1.

86

Frijhoff W. Prophétie et sociéte dans les Provinces-Unies aux XVIIe et XVIIIe siècles // Prophètes et sorcièrs dans les Pays-Bas, XVIe–XVIIIe siècles / Ed. par M.-S. Dupont-Bouchat et al. Paris: Hachette, 1978. P. 263–362.

87

Green J. Printing and Prophecy. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2011.

88

The Doctrines and Covenants of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 87; 84:44.

89

Ibid. 97:10–12.

90

Saint Athanasia of Egaleo: The Visions and Misspellings of the Virgin Mary [на греческом] // www.crashonline.gr (дата обращения: 02.01.2018).

91

Харизматическое христианство – направление в современном христианстве (в первую очередь протестантском и католическом), опирающееся на Дары Святого Духа: чудеса, способность к исцелению, пророческий дар, «говорение на языках».

92

Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты / Пер. М. И. Рижского. М.: Наука, 1985.

93

Цит. по: Origen. Against Celsus, 8.45 / Transl. by Frederick Crombie // From Ante-Nicene Fathers. Vol. 4 / Ed. by A. Roberts, J. Donaldson, A. Cleveland Coxe. Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885 // http://www.newadvent.org/fathers/04168.htm (дата обращения: 28.10.2021).

94

См.: Плутарх. О том, что Пифия более не прорицает стихами / Пер. и коммент. Л. А. Фрейберг // Вестник древней истории. 1978. II.

95

Boer J. Z. de, Hale J. R. New Evidence for the Geological Origins of the Ancient Delphic Oracle (Greece) // Geology. August 2001. 29/8. P. 707–710.

96

См.: Плутарх. О том, что Пифия более не прорицает стихами.

97

См.: Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. Кн. I. Клио.

98

Полный перечень пророчеств приводится здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_oracular_statements_from_Delphi (дата обращения: 28.10.2021).

99

См.: Плутарх. О том, что Пифия более не прорицает стихами. XI.

100

См.: Геродот. Указ. соч. Кн. I. Клио.

101

См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша. М.: Наука, 1994. Т. II. Александр.

102

Гераклит. Фрагменты / Пер. и ред. А. О. Маковельского. М.: Харвест, 1999. Фрагмент 92.

103

Платон. Федр / Пер. А. Н. Егунова.

104

Список можно найти: https://en.wikipedia.org/wiki/Sibylline_Books (дата обращения: 28.10.2021).

105

См.: Корнелий Тацит. История / Пер. Г. С. Кнабе // Корнелий Тацит. Сочинения: В 2 т. М.: Ладомир, 1993. Т. II. Кн. VI, 12.

106

См.: Плутарх. Застольные беседы / Пер. М. Л. Гаспарова. Л.: Наука, 1990.

107

Жрецов, заботившихся о Сивиллиных книгах, вначале было двое, с IV века до н. э. – десять (децемвиры), а с I века до н. э. их стало пятнадцать (децемвиры священнодействий).

108

Об этом см.: Coulter C. C. The Transfiguration of the Sibyl // Classical Journal. November 1950. 16/2. P. 65–66.

109

Августин. Творения. О Граде Божьем. Т. 3–4 / Пер. Киевской духовной академии [1879–1908]. Переиздание этого перевода в 4 т., сост. С. И. Еремеева: СПб.: Алетейя; Киев: Уцимм-пресс, 1998.

110

Об этом см.: Raybould R. The Sibyl Series of the Fifteenth Century. Leiden: Brill, 2016. P. 37.

111

См.: Malay J. L. Performing the Apocalypse: Sibylline Prophecy and Elizabeth I / Representations of Elizabeth I in Early Modern Culture / Ed. by A. Petrina, L. Tosi. L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 175–192.

112

Рус. пер. цит. по: Аристотель. О предсказаниях во сне / Пер. М. А. Солоповой // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: (исследования и переводы) / Сост. М. С. Петрова; общ. ред. М. С. Петрова. М.: Кругъ, 2010.

113

Lac C. A Brief History and Scientific Look at Dream Analysis and Interpretation // https://skepticink.com/gps/2013/10/17/a-brief-history-scientific-look-at-dream-analysis-interpretation/ (дата обращения: 28.10.2021).

114

См.: Siegel J. M. Rem Sleep: A Biological and Psychological Paradox // Sleep Medicine Reviews. June 2011. 15/3. P. 139–142.

115

Oppenheim L. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East // Transactions of the American Philosophical Society. 1956. 36/3. P. 250, 274–275, 293.

116

Об этом см.: Ogden D. Greek and Roman Necromancy. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001.

117

См.: Полибий. Всеобщая история: В 3 т. / Пер., вступ. ст., примеч. Ф. Г. Мищенко. СПб.: Ювента, 1994–1995. Т. 3. Кн. XXXIII, 21.3.

118

См.: Геродот. Указ. соч. Кн. I. Клио, 108.

119

См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр. II; Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации / Пер. и коммент. М. И. Рижского. М.: Наука, 1985. Кн. 1, 22; Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. Кн. I. Божественный Юлий.

120

Аристофан. Комедии / Пер. с др.-греч. Н. Корнилова под ред. В. Ярхо. В 2 т. Т. 1. Осы. М.: Искусство, 1983.

121

См.: Геродот. Указ. соч. Кн. VII. Полигимния, 15.

122

Эсхил. Эвмениды / Пер. С. Апта // Эсхил. Трагедии. М.: Искусство, 1978. С. 104.

123

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подгот. М. Гаспаров; отв. ред. Ф. Петровский. М.: Наука, 1980. Фрагмент 116б.

124

Ксенофонт. Киропедия / Пер. В. Г. Боруховича, Э. Д. Фролова. М.: Наука, 1976. Кн. VIII. VII, 21; Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации. Кн. I, 63–65; Эсхил. Трагедии. Евмениды. С. 104; Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л. Ю. Лукомского. М.: АО «Х. Г. С.», 1995. III, 3.

125

См.: Плутарх. Застольные беседы. Кн. VIII, 10, 2.

126

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Слово против язычников / Пер. под ред. проф. П. С. Делицына. М.: Изд. Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. XXXI, 38–44.

127

См.: Ювенал. Сатиры / Пер. Ф. А. Петровского. СПб.: Алетейя, 1994. VI.

128

См.: Платон. Законы / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. Кн. X, 909e–910a.

129

Galen. Claudii Galeni Opera Omnia. Corpus medicorum graecorum [1821–1833] / Ed. C. G. Kühn. Hildesheim: Georg Olms, 1964–1965. XVI, 222–223.

130

Об Артемидоре см.: Price S. R. F. The Future of Dreams: From Freud to Artemidorus // Past and Present. November 1986. 113/3. P. 3–37.

131

Одно из самых свежих билингвальных переизданий – Harris-McCoy D. E. Artemidorus’ Oneirocritica: Text, Translation and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2012.

132

Ibid.

133

Sahih Muhammad ibn Ismail al-Bukhari. The Translation of the Meanings of Sahih al-Bukhari. Lahore: Kazi Publications, 1979. IX, 91. Рус. пер. см.: Сахих аль-Бухари. Книга толкования снов. 91 (хадисы 6982–7047).

134

См. об этом: Bland N. On the Muhammedan Science of Tâbír, or Interpretation of Dreams // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1856. 16. P. 119–140.

135

Расцвет Аббасидского халифата пришелся на конец VIII – начало IX века; с 945 года династия сменилась, а завоевание Багдада и включение его в государство Сельджукидов случилось в 1055 году, когда аббасидский халиф признал Тогрул-бека султаном.

136

«Аль-Каида» и «Исламское государство» – террористические организации, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

137

Edgar I. R. The Inspirational Night Dream in the Motivation and Justification of Jihad // Nova Religio. November 2007. 11/2. P. 59–76.

138

Эта история приводится в: Lines A. Sick Videotape Proves bin Laden was the Evil Mastermind Behind the Horrors of Sept 11 // The Mirror, 14 December 2001.

139

О Тертуллиане см.: Miller P. C. Dreams in Late Antiquity. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. P. 66–70.

140

См.: Kruger S. F. Dreaming in the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 40–41.

141

В книге С. Оберхельмана, на которую ссылается Ван Кревельд, автор, указывая возможный период написания трактата (813 – начало XII века), предлагает датировать текст X веком.

142

Oberhelman S. M. The Oneirocriticon of Achmet: A Medieval Greek and Arabic Treatise on the Interpretation of Dreams. Lubbock, TX: Texas University Press, 1991. О датировке трактата см.: P. 13–14.

143

Kruger S. F. Op. cit. P. 45–52.

144

Ibid. P. 109.

145

См.: Goldberg H. The Dream Report as a Literary Device in Medieval Hispanic Literature // Hispania. Mar. 1989. 46/1. P. 21–31.

146

Об этом эпизоде см.: Boone R. Empire and Medieval Simulacrum: A Political Project of Mercurino di Gattinara, Grand Chancellor of Charles V // Sixteenth Century Journal. Winter 2011. 42/4. P. 1027–1049.

147

Barrett D. The Committee of Sleep: Dreams and Creative Problem Solving. Boston, MA, Department of Psychiatry, Harvard Medical School. [n. d.] // www.researchgate.net/publication/265122910 (дата обращения: 28.10.2021).

148

См.: Lewinsohn R. Science, Prophecy and Prediction. N. Y.: Harper and Brothers, 1961. P. 120–123.

149

Например: Alchera Dream Software (http://mythwell.com) и проч.

150

См.: What Do Dreams Mean? Software Provides Dream Interpretation to Learn Their Meanings. 28 Jan. 2016. См.: www.healthynewage.com.

151

Все цитаты взяты из книги: Holloway G. The Complete Dream Book. Kindle edition, 2006. Locs 243, 327, 549, 740, 1110–1115, 1153–1158.

152

Lennox M. Llewellyn’s Complete Dictionary of Dreams: Over 1,000 Dream Symbols and Their Universal Meanings. Kindle edition, 2015.

153

См., например: Dying Words: The Last Words Spoken by Famous People at Death, or Shortly Before // http://www.corsinet.com/braincandy/dying.html (дата обращения: 28.10.2021).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6