Полная версия
Дмитрий Донской. Куликовская битва и подвиг объединения Руси
Но им очень не нравилось, что наследник Батыя Сартак сближается с русскими, хорошо к ним относится. Когда станет ханом, вдруг станет перенимать русские обычаи? Вдруг облегчит жизнь Руси, уменьшит дань? Для купцов-то было выгодно, чтобы дань драли побольше. Чтобы карателей посылали почаще. Невольников пригоняли больше. А они всё купят по дешёвке и продадут где-нибудь за большие деньги. Богатые хорезмийские торговцы стали обхаживать брата Батыя, Берке. Заинтересовали его, чтобы он увлёкся восточными удовольствиями, развлечениями. Он принял мусульманскую веру. К Берке приманили и эмиров с мурзами, организовали заговор.
В 1256 году Батый умер. Вот тут-то Сартака отравили и посадили на трон Берке. Правда, Александр Невский сумел и с ним наладить более-менее сносные отношения. Вместе с митрополитом Кириллом они сделали очень важное дело. Добились от хана разрешения организовать в Русской Церкви новую епархию (область, где епископ руководит храмами и монастырями). Чтобы православный епископ жил в самом Сарае. Там было много русских слуг, ремесленников, невольников. Православное население было и на Дону – казаки. Теперь епископ стал организовывать для них храмы, церковные службы. Но он подчинялся митрополиту во Владимире. Мудрый шаг Александра Невского связал христиан в Орде и на Дону с Северной Русью – через Церковь.
Но в остальном Берке стал править так, как требовалось купцам, которые сделали его ханом. Начал войну с родственником, ханом Ирана Хулагу. Повелел строить новую столицу, Сарай-Берке. Большой восточный город с пышными дворцами, большими базарами, садами. Купцы давали Берке деньги и на войну, и на строительство. А хан, чтобы расплатиться, увеличил дань с Руси. И отдал её на откуп тем, кому был должен. То есть купец дал деньги хану, а взамен получал право самому собрать дань с какого-то русского города. Ох как порадовались жадные торгаши! Поехали на Русь с отрядами воинов. Принялись грабить вовсю. Про размер дани не вспоминали. Старались нахапать сколько получится. Так безобразничали, что в нескольких городах люди не выдержали. Восстали, перебили хищников.
Берке рассвирепел, готов был бросить на Русь карателей. Но Александр Невский и от этого спас страну. Доказал хану, что в мятежах виноваты сами купцы, отнимавшие у людей последнее. Объяснил, что это вред для самой Орды. Если народ совсем разорят, как же он будет платить дань в следующие годы? Уговорил больше не отдавать дань на откуп, пусть её собирают русские князья. Вскоре после этого Александр тяжело заболел. Подозревают, что его отравили. Очень может быть, что ему отомстили сарайские купцы. Они очень обозлились, что лишились возможности самим хозяйничать и грабить на Руси.
В 1263 году Александр Невский умер. И после этого Северная Русь развалилась так же, как раньше Южная. Великими князьями становились братья и сыновья Александра. Но его князья слушались, а новых государей – нет. Стали ссориться между собой, жаловаться друг на друга хану. Столицей Северной Руси считался Владимир, и само великое княжество называлось Владимирским. Но этот город не переходил по наследству от отца к сыну. Кто будет великим князем, тому он и принадлежит. Поэтому новые государи не жили там. Зачем обустраивать город, тратить на это деньги, если потом Владимир достанется кому-то другому?
После Александра Невского великие князья оставались в собственных городах. Тех, которые они передадут своим детям, внукам. И настоящая столица оказывалась там, где жил очередной государь. То в Твери, то в Костроме, то в Переславле-Залесском. А Владимир приходил в запустение. Там оставалось всё меньше жителей. Величественные храмы и соборы разрушались без ремонта, крепостные валы оплывали.
Одному из сыновей Невского, Андрею, княжество досталось маленькое, бедное – Городец на Волге. Он стал подрабатывать так же, как и многие мелкие князья. Ездил со своей дружиной в Орду. Вместе с ханским войском ходил то на Кавказ, то на литовцев. За это татары ничего не платили, но что сумеешь награбить – то твоё. Андрей страшно завидовал старшему брату Дмитрию: ему достались города Переславль-Залесский, Дмитров, он стал великим князем. Но в ордынских походах Андрей подружился с ханскими вельможами. Стал ябедничать на Дмитрия, выдумывал про него всякую клевету. Знакомые мурзы помогли, чтобы хан дал Андрею ярлык великого князя.
Многие русские возмутились. Дмитрий-то был законным государем. Поддержали его. Но Андрей жаловался приятелям в Сарае, хан давал ему войско. Три раза он приводил на Русь татарскую рать и прогонял старшего брата. А для ордынских воинов главное было – набрать побольше добычи. Им было без разницы, противники это или союзники Андрея. Они громили все города, все сёла на своём пути. За ратью оставались дымящиеся пепелища на местах деревень, развалины домов. Татары увозили огромные обозы чужого добра, угоняли стада захваченного скота, вереницы пленных. Уцелевшие люди разбегались кто куда. Казалось, что Русь окончательно погибает.
Татары угоняют русских в неволю.
Художник О.В. Федоров
Русский князь у ордынского хана.
Художник В.В. Верещагин
Столица Золотой Орды город Сарай
Глава 3.
Даниил Московский и его сыновья
Князь Даниил Московский
И всё-таки Бог не оставил Русскую Землю. Младшего из четырёх сыновей Александра Невского звали Даниилом. Из всех братьев он получил самое бедное и маленькое наследство: городок Москву и земли вокруг неё, сплошные леса. Но Даниил не полез в разборки других князей. Он был спокойным, умным, трудолюбивым. Засучив рукава, занялся собственным хозяйством. Не ленился, сам обходил рынки, мастерские ремесленников, ездил по деревням. Узнавал, где возникли какие-то трудности, какая нужна помощь. Но для тех тяжёлых времён мир и порядок оказались очень ценными. По Руси расходились слухи – есть такое княжество, где нет войны и разорения, можно спокойно жить и трудиться. Там правит честный и справедливый князь. В Москву стали приходить беженцы из других мест.
Приходили крестьяне из деревень, сожжённых в междоусобицах. Приходили умелые мастера из разрушенных городов. В Киевском княжестве вообще житья не стало. Нападали литовцы, с ними дрались татары – и тоже грабили. Боярин Родион Нестерович уехал оттуда в Москву. Привёл с собой целый полк, 1700 воинов. Даниил принимал всех. Крестьянам давал землю, в подмосковных лесах её было сколько угодно. Вырубай деревья, строй избы, распахивай поля. Мастерам князь давал работу, помогал открывать в Москве новые кузницы, гончарные, ткацкие, оружейные мастерские. А воинов зачислял к себе на службу. Население княжества умножалось. Крестьяне и ремесленники платили подати князю, его казна становилась богаче. Усиливались его дружины.
С другими князьями Даниил вёл себя честно. Не завидовал более сильным и богатым. Не пытался захватить престол великого князя или чужие владения. Но он защищал справедливость. Заступался за тех, кого притесняли. Хотя получалось так, что и это шло на пользу Москве. Соседний, рязанский князь, набрал к себе на службу большой отряд татар. Задрал нос, что теперь с ним никто не справится. Начал отнимать уделы у своих родственников, выгонять их. Но на помощь им вдруг выступил Даниил.
И оказалось, что этот князь, всегда миролюбивый, воевать умеет очень хорошо. Татар он не побоялся, разбил их. Причём этому были рады даже рязанцы. Татарское войско хоть и служило их князю, но грабило их самих, совершенно достало местных жителей. Даниил вернул изгнанным князьям их собственность. А они отблагодарили, отдали Даниилу город Коломну. Но и в народе пошла слава о его победе. Про рязанцев почти никто не вспоминал. Восхищались – москвичи разгромили татар! Впервые! Ох как это подняло престиж Москвы и её князя! До сих пор никто не мог, а они смогли, надо же!
Даниил взялся поддерживать и своего племянника, Ивана Переславского. С ним враждовал великий князь Андрей Городецкий – тот самый, что трижды приводил на Русь татарское войско. У Ивана он пытался отобрать Переславль-Залесский. Но Даниил не позволил этого сделать. Заступался за племянника искренне, бескорыстно. А в 1302 году Иван умер. Детей у него не было, и своё княжество он завещал другу, Даниилу. Так к Москве присоединились ещё два города, Переславль-Залесский и Дмитров (он тоже принадлежал Ивану). Маленькое княжество стало увеличиваться.
Даниил был очень верующим человеком. Строил церкви, основал в Москве два первых монастыря, Свято-Даниловский и Богоявленский. В 1303 году князь заболел. Как и его отец, Александр Невский, он перед смертью постригся в монахи. До конца жизни он оставался очень скромным. Даже похоронить себя велел не в храме, а на общем кладбище среди монахов. Православная Церковь признала Даниила Московского святым.
После него остались пятеро сыновей. Но лидерами среди них были двое, Юрий и Иван. Оба были очень не похожими друг на друга. Старший, Юрий – горячий, решительный, честолюбивый. А Иван пошёл в отца. Тихий, спокойный, набожный. Своих братьев они убедили принять очень мудрое решение. Совершенно необычное для той эпохи – не делить между собой отцовские владения! Держаться вместе, и Московским княжеством править вместе.
Сперва они действовали так же, как их отец. Крутые междоусобицы кипели не только на Рязанщине, но и у других соседей – в Смоленском княжестве. Там несколько князей дрались жестоко, осаждали и брали друг у друга города… Сыновья Даниила Московского вмешались. Помогли законному Смоленскому князю Константину. А за это получили ещё один город, Можайск. Теперь их княжество охватывало всю Москву-реку, от верховий до впадения в Оку. Всего лишь маленькую Москву-реку. Но тогда это считалось грандиозным успехом!
А в 1304 году умер великий князь Андрей Городецкий. Старший из детей Даниила, Юрий, решил – их княжество выросло, усилилось. Теперь уже можно вступить в спор за трон великого князя Владимирского. В это время самым сильным и авторитетным из русских князей считался Михаил Тверской. Он был уверен, что престол великого князя должен достаться ему. А после него – его детям. И настоящей столицей Северной Руси должна стать Тверь. Михаил украшал и благоустраивал её. Построил в городе каменный собор – впервые после нашествия Батыя. И вдруг какая-то захудалая Москва лезет с ним соперничать!
Михаил страшно возмутился. Даже выслал отряды воинов – схватить Юрия по дороге в Сарай. Но тот всё-таки перехитрил тверские заставы, добрался до Орды. Перед ханом Тохтой они с Михаилом судились целый год. А это было очень дорого. Надо было раз за разом преподносить богатые подарки хану, навещать его жён – тоже обязательно с подарками. И подкупать взятками вельмож, чиновников. Юрий привёз много денег, накопленных бережливым отцом. Но тратил умеренно, расчётливо. А Михаил распалился. Хотел выиграть во что бы то ни стало. Раздавал деньги направо и налево. Растратил всё, что у него было. Набирал в долг у сарайских купцов, а возвращать надо было с большими процентами. Или отдавай в счёт долга русские промыслы, рынки, отдавай своих людей на продажу.
Чтобы добыть денег, Михаил послал своих бояр в другие русские города. Но из-за этого только поссорился с ними. Новгород отказался, ничего не дал. А в Костроме и Нижнем Новгороде посланцы тверского князя вели себя грубо, пытались вытрясти деньги силой. Горожане рассердились, выгнали их, нескольких убили. Наконец, Михаил решил предложить хану – если его поставят великим князем, он согласен увеличить дань с Руси. Узнав об этом, Юрий ужаснулся. Сам отказался от дальнейшего спора, «да не гибнет ради нас Земля Русская». Пошёл к хану и сказал – он уступает ярлык великого князя Михаилу.
Казалось бы, князь Твери мог только радоваться. Но он обозлился за те богатства, которые пришлось потратить в Орде, за собственные переживания. Начал мстить. Покарал Нижний Новгород и Кострому, погромил их, казнил там многих людей. Новгороду повысил налоги. Однако новгородцы обиделись. Объявили, что будут подчиняться не ему, а московским князьям. А с Москвой Михаил начал войну. Два раза осаждал её, штурмовал. Взять не сумел, но его войско пожгло и разорило московские сёла и деревни. Летописец сообщал, что оно «много зла сотворило». Потом Михаил обратился к хану, позвал на Русь татарскую рать. Тут уж и Новгород, и Москва не осмелились сражаться. Согласились слушаться тверского князя. Платить, сколько он скажет. Но ведь Михаил этой войной больше навредил сам себе. Татары, как обычно, разграбили всё на своём пути. На Руси к такому государю стали относиться очень плохо.
Ну а в Москве между князьями как-то само собой разделились обязанности. Юрий ездил в Орду, на переговоры с другими князьями, занимался военными делами. А его брат Иван оставался дома. Руководил хозяйством так же кропотливо и трудолюбиво, как отец. Москвичи полюбили Ивана. Он часто появлялся на людях. Город-то был ещё маленьким. Князь знал многих жителей. По улицам и площадям ходил один или с кем-то из слуг. По дороге останавливался, запросто разговаривал с людьми.
Иван был очень верующим. Увлекался церковными книгами. Прилежно молился. Важным способом угодить Богу в те времена признавали помощь беднякам, милостыню для нищих. А их на Руси было много. Прокатилась междоусобица – и одним махом сколько людей потеряли дома, всё имущество. Наехали сборщики дани – и сколько народу разорили! Иван всегда подавал милостыню. Считал это своим христианским долгом.
Но даже это получалось полезным для всего княжества! По стране расходилась молва о добром князе. Обнищавшие люди приходили к нему, попросить монетку ради Христа. А Иван помогал им найти работу, обустроиться, и они оставались в Москве. Его прозвали Иван Добрый. Было и второе прозвище: Иван Калита. Потому что для милостыни с ним постоянно носили калиту – сумку с мелкими монетами.
А тем временем умер митрополит Руси Максим. Михаилу Тверскому пришла идея – надо, чтобы и митрополит у него был свой, тверской. Тогда и его власть станет крепкой. Сейчас-то его не любят, не уважают. Надо, чтобы Церковь целиком его поддерживала. Как великий князь скажет, так и митрополит. Кто тогда будет спорить? На эту должность Михаил наметил настоятеля одного из тверских монастырей, Геронтия.
Но митрополита на Русь назначал патриарх. А патриархия находилась в Византийской империи, в Константинополе. Дорога туда была долгой. Пока Михаил собирал туда свою делегацию, пока ехали… Патриарху Афанасию уже понравился другой служитель Церкви, Пётр. Он тоже был настоятелем монастыря, но из южной Руси, из Галицкого княжества. Очень мудрый, благочестивый. Настоящий святой подвижник. В свободное время писал иконы. На одной из них Пётр изобразил Пресвятую Богородицу, подарил митрополиту Максиму – эту икону назвали Максимовской, она считается чудотворной. Патриарх поставил митрополитом его, а не Геронтия.
Раньше Пётр жил в основном у себя в монастыре. Теперь ему подчинили всю Русскую Церковь. Он начал путешествовать, объезжал разные города. При этом видел страшные и отвратительные картины. Приехал в Брянск, а там боролись за власть два князя – Святослав и его племянник Василий. Все горожане стояли за Святослава, Василия выгнали. Но он поехал в Орду, нажаловался, привёл татарское войско. В сражении погиб Святослав со всей дружиной, ханские воины ворвались в Брянск, часть жителей перебили, других забрали в рабство. Митрополит чудом уцелел, спрятавшись в церкви. А князь Василий, расправившись с собственным городом, повёл татар дальше и сжёг Карачев – со здешним князем он тоже враждовал.
Пётр старался всем внушать: хватит раздоров! Надо служить только добру! И служить только добром! Но многие не понимали его слов. Или пропускали их мимо ушей. Пётр и сам был по натуре очень мягким и добрым, никогда и ни с кем не ссорился. И всё равно у него нашлись враги! Михаил Тверской совершил ещё одну грубую ошибку. Он обиделся, что митрополитом стал не его Геронтий, а кто-то другой. Решил избавиться от Петра. Настроил тверского епископа Андрея, набрали ещё несколько человек. Послали в Константинополь донос, будто Пётр берёт взятки. Хотя он был действительно святым человеком, деньги и богатства вообще его не интересовали. Но патриарх прислал комиссию, разбираться.
В Переславле-Залесском созвали церковный Собор для расследования и суда. Сюда съехались служители Церкви, князья. Делегация из Твери принялась обвинять митрополита. Но вдруг выяснилось, что Петра уже очень полюбили в народе. В Переславль пришло и приехало множество простых людей, монахов, священников, чтобы защищать его. За него заступился и московский князь Иван Калита. Подтвердил, что все обвинения – ложь. А Пётр не мстил никому, всех простил. Главному автору доносов, тверскому епископу Андрею, сказал: «Мир тебе, сын мой. Потому что это не ты сотворил, а дьявол». Но и Ивану, конечно же, был благодарен. Между митрополитом и молодым князем завязалась дружба.
Официальная резиденция митрополита находилась во Владимире. Но в этом городе стало совсем неуютно. После войн и нашествий он запустел, жителей было мало. Князья приезжали сюда только изредка. Владимирские храмы, дома, крепостные стены никто давно не ремонтировал, на это не было денег. Поэтому Пётр ездил туда-сюда по всей стране. Нет, в раздорах тверского и московских князей он не стал поддерживать ни тех, ни других. Он был выше этого, старался сохранять мир. В Тверь он тоже приезжал. Но Михаил и его бояре относились к митрополиту враждебно. И в этом княжестве он не задерживался. Зачем доводить до греха, до ссор? Сделал дела, и до свидания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.